Почему наличные деньги выступают обязательствами цб рф

Обновлено: 23.04.2024

В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Банкноты и монеты ЦБ РФ:

1) являются безусловными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами;

2) выступают единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону;

3) обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ;

4) не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты ЦБ РФ нового образца. Не допускаются какие—либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена. При обмене банкнот и монеты ЦБ РФ старого образца на банкноты и монеты ЦБ РФ нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее 1 года, но не должен превышать 5 лет. ЦБ РФ без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ РФ. Это обеспечивается тем, что толькосовет директоров ЦБ РФ принимает решения:

1) о выпуске банкнот и монет ЦБ РФ нового образца;

2) об изъятии из обращения банкнот и монет ЦБ РФ старого образца;

3) утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации установлены Положением ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14–П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 19 декабря 1997 г.).

В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения ЦБ РФ выполняет следующие функции:

1) прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет ЦБ РФ, создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) установление признаков платежеспособности банкнот и монет ЦБ РФ, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монет

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Почему на банкнотах и монетах Банка России помещен герб Временного правительства 1917 г., а не герб Российской Федерации?

На денежных знаках Банка России помещается его официальная эмблема — изображение двуглавого орла с опущенными крыльями и надпись полукругом «БАНК РОССИИ». В 1992 г. в условиях отсутствия государственной символики Российской Федерации эта эмблема была помещена на аверсах новых образцов монет, которые были утверждены Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 17.07.1992 № «О монетах нового образца, выпускаемых в обращение». Начиная с 1995 г. указанная эмблема помещается и на билетах Банка России.

В 2001 г. эмблема Банка России в установленном порядке внесена в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 687.

Изображение орла на эмблеме Банка России несколько отличается от изображения орла, исполненного в 1917 г. художником Билибиным И.Я. для государственного символа Временного правительства России.

Использование Банком России своей эмблемы для оформления денежных знаков не противоречит законодательству Российской Федерации. Ст. 7 Федерального конституционного закона № от 25.12.2000 «О Государственном гербе Российской Федерации» устанавливает, что Государственный герб Российской Федерации может помещаться на денежных знаках, то есть помещение герба на денежных знаках не является обязательным.

В соответствии с указанной нормой закона Банк России поместил изображение Государственного герба Российской Федерации на аверсах памятных монет, посвященных XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи. Кроме того, начиная с 2016 г. чеканки на аверсах всех монет, в оформлении которых использовалась эмблема Банка России, размещается изображение Государственного герба Российской Федерации. Также изображение Государственного герба Российской Федерации размещено на банкнотах Банка России образца 2017 г. и памятных банкнотах Банка России номиналом 100 рублей, посвященных Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года.

В сентябре прошлого года ЦБ резко увеличил запасы наличной валюты: они выросли с $1,4 млрд на 1 января 2015 года до $31,2 млрд на 1 сентября 2018 года. Если предположить, что тенденция роста, характерная для первых восьми месяцев 2018 года, сохранилась, то объем наличной валюты мог вырасти к 1 апреля 2019 года уже до $39 млрд. И если предположить, что вся эта наличная иностранная валюта хранится в 100-долларовых банкнотах (вес одной банкноты — 1 грамм), то вес этого запаса составляет около 390 тонн.

Информация о наличной иностранной валюте в запасах Банка России лежала на поверхности — в «Отчете центрального банка», который публикуется на сайте регулятора в разделе «Статистика/Денежно-кредитная и финансовая статистика». Но удивительным образом на эту информацию никто не обращал внимания вплоть до сентября прошлого года.

Рисунок 1. Наличная иностранная валюта в запасах Банка России, млрд долларов:

Сразу после того, как информация о растущих запасах наличной иностранной валюты появилась в прессе, ЦБ перестал публиковать эту статистику, воспользовавшись ранее использованным приемом: он объединил два счета в один. Уже по состоянию на 1 октября 2018 года были агрегированы счета «наличная иностранная валюта» и «депозиты» в один счет — «иностранная валюта и депозиты».

Ранее ЦБ воспользовался этим приемом после того, как СМИ начали регулярно публиковать информацию о средствах исполнителей гособоронзаказа на счетах в банках. Например, информация об остатках и оборотах по счетам 40506, 40606 и 40706 («Отдельный счет головного исполнителя, исполнителя государственного оборонного заказа») «растворилась» в других счетах. Эти счета были агрегированы с массой других счетов в счета 1-го порядка 405, 406 и 407. Следует отметить, что перед самым моментом прекращения публикации этой информации в 2017 году средства исполнителей гособоронзаказа размещались только в семи банках. ЦБ, вероятно, перестал публиковать информацию о средствах исполнителей гособоронзаказа на счетах в банках для того, чтобы обезопасить эти банки от санкций.

Рисунок 2. ЦБ агрегировал счета «наличная иностранная валюта» и «депозиты» в один счет «иностранная валюта и депозиты», в млрд долларов:

Зачем регулятору сотни тонн наличной валюты?

Зачем Банку России понадобился столь большой запас наличной валюты? Дело в том, что в условиях санкций российские госбанки и квазигосбанки могут попасть в список SDN (Specially Designated Nationals List). В этом списке перечислены лица, с которыми американцам запрещено заниматься бизнесом. А банки, попавшие в список SDN, лишаются возможности осуществлять безналичные сделки в долларах.

Таблица 1. Российские банки, попавшие в список SDN. Серым отмечены банки, лишенные лицензии. Зеленым — доля в которых принадлежит Ирану или Венесуэле. Голубым — госбанки. Коричневым — группа банка «Россия» (Ковальчук). Бежевым — группа СМП Банка (Ротенберги).

Из этой таблицы мы видим, что в список SDN уже попал 21 российский банк, в том числе в рамках «украинских» санкций — 15. Уже у трети из этих банков отозваны лицензии. 10 из этих банков работали или работают в Крыму (из этой группы половина уже лишилась лицензий).

Между тем валютные вклады населения в российских банках достигли на 1 февраля 2019 года $90,4 млрд, тогда как запас наличной иностранной валюты в российских банках составил всего $12,8 млрд. Как покрыть разрыв в $77,6 млрд, более половины которого приходится на госбанки и квазигосбанки?

Видимо, создавая огромный запас наличной валюты, ЦБ и пытается обезопасить госбанки и квазигосбанки от набега вкладчиков в случае ужесточения санкций. Однако не исключено, что если в список SDN попадут крупнейшие российские госбанки, то вклады населения в иностранной валюте будут или заморожены, или принудительно конвертированы в рубли по невыгодному курсу.

Одновременно с наращиванием запасов наличной иностранной валюты ЦБ активно увеличивает и запасы золота. Если на 1 января 2015 года объем запасов монетарного золота в составе международных резервов достиг 38,8 млн унций (1,21 тыс. тонн), то на 1 марта 2019 года он достиг 69,1 миллиона унций (2,15 тыс. тонн), увеличившись на 78,1%. Стоимость золота в резервах достигла $91,6 млрд (около 19% совокупного объема резервов РФ).

Кроме того, Россия в условиях санкций активно снижала свои инвестиции в бумаги казначейства США. Если на конец февраля 2014 года инвестиции России в эти бумаги составили $126,2 млрд, то на конец января 2019 года они снизились почти в 10 раз — до $13,2 млрд.

Банк России активно готовится к возможным санкциям. Он выводит деньги из обязательств казначейства США и приобретает золото и наличную иностранную валюту. Также в рамках контрсанкционной политики ЦБ ужесточает свою информационную политику: в 2017 году он перестал публиковать информацию о средствах исполнителей гособоронзаказа на счетах в банках, а в 2018 году — о наличной иностранной валюте в своих запасах.

Рыночная экономика характеризуется двухуровневой банковской системой. Первый уровень составляет Центральный банк страны, регулирующий денежную массу в экономике. Укрупненный баланс ЦБ выглядит так:

Актив Пассив
Золотовалютные резервы Наличные деньги в обращении
Ценные бумаги Счета коммерческих банков
Кредиты коммерческим банкам Счета правительства
Кредиты правительству Собственный капитал
Прочие активы Прочие пассивы

Чтобы разобраться в балансе ЦБ, надо вспомнить общие принципы построения банковского баланса, изложенные в предыдущем параграфе.

В стародавние времена, принимая золото во вклады, банкиры выдавали вкладчикам взамен свои долговые расписки – банкноты, игравшие роль бумажных денег. Соответственно принятое золото отражалось в активе банка, а банкноты – в его пассиве.

Современные Центральные банки поступают почти так же. Они покупают золото, иностранную валюту и государственные ценные бумаги, а расплачиваются при этом своими долговыми обязательствами – наличными деньгами. Поскольку наличные деньги в обращении представляют собой обязательства Центрального банка, они учитываются в пассиве его баланса. В свою очередь, золотовалютные резервы, а также ценные бумаги правительства, купленные ЦБ, выступают обеспечением наличных денег. Поэтому они отражаются в активе баланса Центрального банка.

Как и любые банки, Центральные банки выдают кредиты. Но кредитуют они не фирмы и население, а коммерческие банки и правительство. Кредитование – есть один из способов использования Центральным банком своих ресурсов. С другой стороны, получение кредита означает возникновение обязательств заемщиков перед ЦБ. По этим причинам выданные кредиты указываются в активе баланса ЦБ.

В предыдущем параграфе говорилось, что банки выдавали кредиты не непосредственно золотом, а банкнотами на сумму займа. Точно также и ЦБ может кредитовать заемщиков своими банкнотами – наличными деньгами. В таком случае выдача кредита сопровождается увеличением наличных денег в обращении, указываемых в пассивной части баланса ЦБ.

Отсюда вытекает, что наличные деньги в обращении сегодня обеспечиваются не только золотовалютными резервами и ценными бумагами, имеющимися у ЦБ, но также и выданными им кредитами – обязательствами заемщиков перед Центральным банком.

В активе ЦБ осталась еще одна строка – прочие активы. Они представлены, главным образом, разнообразным имуществом банка: зданиями, оборудованием и прочими основными средствами.

Обратимся теперь к пассивам. Коммерческие банки и правительство не только занимают деньги в ЦБ, но и держат в нем свои средства. Средства на счетах банков и правительства в ЦБ представляют собой обязательства Центрального банка и учитываются в его пассиве.

Как и любой банк, ЦБ имеет свой собственный капитал. Он является источником средств Центрального банка, а значит – элементом пассива.

Центральный банк может привлекать заемные средства от различных кредиторов, в т.ч. и иностранных. Они учитываются в графе «прочие пассивы». Там же указывается и прибыль Центрального банка.

В качестве иллюстрации посмотрим сводный консолидированный баланс Банка России. На 1 февраля 2004 г. он выглядел так (в млн. руб.):

Актив Пассив
Драгоценные металлы 48 699 Наличные деньги в обращении 1 199 111
Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов 1 172 038 Средства на счетах в Банке России Из них: 1 423 572
Кредиты и депозиты Из них: 187 982 - правительства Российской Федерации 437 557
- выданы кредитным организациям-резидентам - кредитных организаций-резидентов 732 532
- выданы правительству для обслуживания внешнего долга 176 648 Средства в расчетах 18 076
Ценные бумаги Из них: 1 503 305 Прочие пассивы 57 411
- ценные бумаги иностранных эмитентов 1 197 567 Капитал 290 782
- ценные бумаги правительства Российской Федерации 273 951
Прочие активы Из них: 76 928
- основные средства 56 038
Итого по активу 2 988 952 Итого по пассиву 2 988 952

Обращает на себя внимание ряд обстоятельств. Во-первых, собственно золото и другие драгоценные металлы составляют очень небольшую долю золотовалютных резервов Банка России. Основная их часть представлена иностранной валютой.




Во-вторых, Банк России не держит доллары и евро в наличной форме в своих хранилищах, но вкладывает их в первоклассные ценные бумаги иностранных государств, открывает счета в зарубежных банках. Такая политика вполне разумна, поскольку Банк России получает определенный процент на свои вложения.

В-третьих, в составе кредитного портфеля Банка России очень мала доля ссуд, выданных кредитным организациям-резидентам, проще говоря – коммерческим банкам. Тому есть две причины. Во-первых, механизм кредитования коммерческих банков со стороны Банка России до конца не отработан. Во-вторых, спрос банков на кредиты в последнее время не очень велик, поскольку банки располагают достаточным количеством собственных средств. Подавляющую массу своих кредитов Банк России выдал правительству РФ для обслуживания внешнего долга. При этом, помимо прямого кредитования, Банк России еще и скупает ценные бумаги правительства.

В-четвертых, в пассиве мы видим статью «средства в расчетах», о которой раньше не говорилось. Она возникает, например, в связи с расчетами коммерческих банков друг с другом, осуществляемых через ЦБ. Допустим, банк А переводит деньги банку Б. Временно эти деньги оказываются в Центральном банке, играющем роль своеобразного почтамта, и учитываются в пассиве его баланса как обязательства ЦБ.

Более подробно о функциях Центрального банка и инструментах, с помощью которых он регулирует деятельность коммерческих банков и экономику в целом, речь пойдет в теме «Денежный рынок и монетарная политика».

В любой стране основу денежной системы составляют банкноты ЦБ – наличные деньги в обращении. Из вышесказанного следует, что деньги поступают в обращение двумя путями:

Во-первых, ЦБ расплачивается ими при покупке золота, иностранной валюты и ценных бумаг.

Во-вторых, ЦБ предоставляет ими кредиты коммерческим банкам и правительству.1

Часть выпущенных Центральным банком наличных денег возвращается в него же в виде вкладов коммерческих банков и тем самым уходит из обращения. Наличные деньги в обращении плюс средства коммерческих банков на счетах в ЦБ составляют денежную базу.

Увеличивая свои активы, ЦБ создает денежную базу, а сокращая их – уменьшает ее.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: