При получении наличных денег по чеку территориального подразделения казначейства производится запись
Обновлено: 11.09.2024
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2019 г.
Рассмотрим, какие особенности присущи учету кассовых операций в бюджетных учреждениях, какие первичные документы оформляются при работе с наличными средствами, а также порядок отражения операций на бухгалтерских счетах.
Требования к ведению кассовых операций
При совершении и оформлении кассовых операций бюджетные учреждения руководствуются общим для всех организаций порядком, установленным Указанием Банка России о порядке ведения кассовых операций № 3210-У от 11.03.2014, а также Федеральным законом «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Регламентированы действующим законодательством следующие требования: порядок определения лимита остатка наличных денег в кассе учреждения, сдача наличности при превышении утвержденного остатка, закрепление должностных обязанностей за кассиром (ответственным работником), формы документов на прием и выдачу наличности, ведение кассовой книги.
Напомним, что с 01.07.2019 бюджетные учреждения наравне с коммерческими организациями должны применять ККТ при расчетах: наличными денежными средствами, с использованием банковских карт, посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа. Если учреждение занимается оказанием услуг населению с оформлением бланков строгой отчетности, то с 01.07.2019 бланки строгой отчетности нужно формировать с использованием специальной кассовой техники.
Самостоятельно учреждению необходимо определить:
размер лимита остатка наличности в кассе;
правила обеспечения сохранности документов и наличных денежных средств, а также перевозки денежных средств;
периодичность внутренних проверок ведения кассовой дисциплины.
Лимит остатка кассы - предельно допустимая сумма наличных, которая может храниться в специально оборудованных помещениях для кассовых операций после завершения смены и выведения остатка по кассовой книге. Размер лимита можно пересчитывать в любой момент времени, либо оставлять без изменения, об этом сказано в пунктах 8, 9 Письма Центрального Банка РФ от 15.02.2012 № 36-3/25. То есть, если в организации увеличивается наличный денежный оборот, то перерасчет можно произвести в любой день.
Способ расчета лимита зависит от того, осуществляет ли учреждение прием выручки от оказания платных услуг или нет. Формулы расчет лимита:
исходя из объема поступлений:
Размер лимита = объем поступлений / расчетный период * период времени между сдачей выручки.
исходя из объема расходов:
Размер лимита = объем выдачи / расчетный период * период между получением денег
За расчетный период принимается любой период не более 92 дней, периоды между сдачей выручки (получением средств) не более 14 дней.
Требования к документальному оформлению
Прием наличных денежных средств оформляется Приходным кассовым ордером (ф. 0310001), выдача - Расходным кассовым ордером (ф. 0310002) и Ведомостью на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).
Приходный и расходный кассовые ордера, Ведомости (ф. 0504501) выписываются в одном экземпляре, который остается в кассе. Ведомости (ф. 0504501) применяются при оформлении выдачи денежных средств под отчет нескольким лицам (взамен индивидуальных расходных кассовых ордеров по каждому подотчетному лицу) и составляются раздельно по основаниям выплат: на заработную плату, хозяйственные расходы, командировочные расходы и другие нужды. По результатам выдачи денежных средств по Ведомости (ф. 0504501) необходимо оформить Расходный кассовый ордер.
Кассир должен вести Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) и Кассовую книгу (ф. 0504514) записи в которых должны производиться сразу же после получения или выдачи денег.
Рассмотрим порядок ведения кассовой книги при наличии ККТ. Оформление и ведение регулируется Указаниями ЦБ РФ № 3210-У. Несмотря на значительные новшества и внедрение онлайн-касс, порядок заполнения КК остался неизменным:
все данные вносятся в книгу по факту движения денежных средств на основании предоставленных в кассу ПКО и РКО;
остаток на конец дня переносится на начало следующего операционного дня, в котором зафиксированы движения наличности, и сверяется с фактическим остатком денег.
При использовании онлайн-оборудования кассир должен вносить денежные средства на основании Z-отчета, при помощи которого закрывают смену (отчетность о закрытии смены). Кассир или иное ответственное лицо формирует отчет о гашении, сведения из отчетности направляются в ИФНС. Кассовая книга может заполняться бухгалтерией на основании полученной из Z-отчета информации.
Каждое учреждение самостоятельно выбирает формат ведения КК: электронно или в бумажном виде. Если Кассовая книга ведется в электронной форме, ее необходимо распечатывать, прошивать, заверять подписями руководителя и главного бухгалтера и закреплять печатью. При использовании онлайн-касс электронная кассовая книга может не распечатываться, а подписываться при помощи электронной цифровой подписи и храниться на специальных носителях.
Отражение кассовых операций в учете бюджетного учреждении
Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, в том числе операций с наличными денежными средствами регламентированы Инструкциями, утвержденными приказами Минфина РФ:
№ 157н от 01.12.2010 «Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений» (далее Инструкции № 157н);
№ 174н от 16.12.2010 «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений».
Операции с наличными денежными средствами необходимо отражать на балансовом счете 201 34 «Касса» Основные корреспонденции на балансовых счетах по поступлению и выбытию денежных средств приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Операции поступления денежных средств в кассу
Корреспондирующие счета
Содержание операции
Дт
Кт
Поступление наличных денежных средств в кассу с лицевого счета учреждения, открытого в органе казначейства
Поступление доходов от оказания платных услуг в кассу учреждения
Возврат в кассу учреждения ранее произведенных авансовых выплат
Возврат в кассу остатков подотчетных сумм
Поступление наличных денежных средств в возмещение ущерба, причиненного учреждению
Оприходование в кассу учреждения наличных денежных средств, поступивших во временное распоряжение
Поступление в кассу учреждения денежных средств в рамках внутриведомственных расчетов
Поступление в кассу учреждения денежных средств в рамках расчетов с прочими кредиторами
Таблица 2. Операции выбытия денежных средств из кассы
Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства
Возврат наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, при наступлении условий их передачи владельцу и по назначению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Выдача наличных денежных средств из кассы учреждения в подотчет на хозяйственные или командировочные расходы
Оплата из кассы бюджетного учреждения предварительных платежей по государственным (муниципальным) договорам на нужды учреждения (авансов)
Отражение сумм выявленных недостач, хищений денежных средств – отнесение сумм недостач на виновное лицо
Возврат покупателю из кассы учреждения излишне полученных доходов
Обороты по дебету и кредиту счета 201 34 «Касса» не позволяют анализировать движение средств в разрезе видов поступлений и выбытий и кодов экономической классификации. Всю необходимую информацию можно почерпнуть из анализа движений на забалансовых счетах: 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».
Особенности учета денежных средств на забалансовых счетах
В соответствии с пунктами 365, 367 Инструкции № 157н забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открываются к соответствующим группировочным счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения», предназначенным для учета операций по движению денежных средств учреждения, а также к счету 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Соответственно, информация на забалансовых счетах 17 и 18 отражается одновременно с отражением соответствующих операций по счетам 201 00 и 210 03.
По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счет 18 бюджетными учреждениями используется при отражении перечислений и восстановлений расходов. Счет 17 применяется:
при отражении поступлений и возвратов доходов;
при отражении движений между счетами, счетами и кассой (например, инкассация на банковский счет, сдача наличных из кассы на счет, зачисление наличных на счет учреждения, снятие наличных со счета и т.д.).
Отражение операций в программе
В конфигурациях «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0 и 2.0 реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. К счетам 17 и 18 открыты субсчета первого порядка для раздельного учета операций со средствами на счетах и в кассе учреждения в рублях и в иностранной валюте, а также операций со средствами в пути. К счету 201.34 открываются счета 17.34 и 18.34. Аналитический учет на них ведется КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).
В операциях по поступлению (выбытию) наличных денежных средств с лицевого счета, открытого в органе казначейства участвует счет 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Для ведения учета движения денежных средств по видам поступлений и выплат к счету 210 03 открываются забалансовые счета 17.30 «Поступления денежных средств на счет 40116» и 18.30 «Выбытия денежных средств со счета 40116». Аналитический учет на них также ведется по КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).
Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и счетом № 40116 не являются доходными или расходными, поэтому к забалансовому счету 17 применяются статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ (письма Минфина РФ от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).
Пример 1.
С лицевого счета сняты наличные, которые в дальнейшем поступят в кассу учреждения (документ «Заявка на наличные» или «Кассовое выбытие»).
Пример 2. Далее наличные поступили в кассу (документ «Приходный кассовый ордер»).
Пример 3. Из кассы учреждения выбывают деньги на лицевой счет (документ «Расходный кассовый ордер»).
Пример 4. На лицевой счет поступают наличные, которые были сняты из кассы учреждения (документ «Кассовое поступление»).
ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАЧИСЛЕНИЮ И СПИСАНИЮ ЦЕЛЕВЫХ
СРЕДСТВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПРИ КАЗНАЧЕЙСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2021 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ"
1. Настоящий Порядок устанавливает правила отражения операций по зачислению и списанию целевых средств юридического лица и индивидуального предпринимателя, подлежащих казначейскому сопровождению, в пределах остатка средств на соответствующих аналитических разделах, открываемых в разрезе каждого государственного контракта, контракта учреждения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта, контракта (договора), соглашения, средства по которому подлежат казначейскому сопровождению (далее - контракт), на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытом в установленном законодательством Российской Федерации случае в территориальном органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет (раздел на лицевом счете).
Положения настоящего Порядка, установленные для юридических лиц, распространяются на обособленные подразделения юридических лиц, а также в случаях, предусмотренных пунктом 10 части 2 и частью 7 статьи 5 Федерального закона, - на крестьянские (фермерские) хозяйства.
2. При осуществлении операций с целевыми средствами юридического лица и индивидуального предпринимателя, которым открыты лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства (далее - клиент), информационный обмен между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи (далее - электронный вид).
Если у клиента или территориального органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между клиентом и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на отчуждаемом машинном носителе информации (далее - бумажный носитель).
При осуществлении операций со средствами клиента документооборот, содержащий сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, а также служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и иной охраняемой законом тайны и нормативных правовых актов Российской Федерации.
3. Операции с целевыми средствами осуществляются на казначейских счетах, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797), открытых в территориальных органах Федерального казначейства для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - казначейский счет).
4. Казначейские платежи клиента осуществляются территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими правила осуществления указанных платежей и предусматривающими проведение проверки территориальными органами Федерального казначейства соблюдения указанных правил (далее при совместном упоминании - порядок санкционирования).
5. Для осуществления казначейских платежей клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие виды распоряжений о совершении казначейских платежей, составленных в соответствии с правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, установленными Федеральным казначейством по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основании пункта 5 статьи 242.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - распоряжение, Правила функционирования системы казначейских платежей):
Распоряжение юридического лица в виде платежного поручения, составленного в соответствии с Требованиями Банка России ;
Заявку на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802) ;
Заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (код формы по КФД 0531243) ;
Приложение N 20 к Порядку казначейского обслуживания.
Уведомление об уточнении операций клиента (код формы по КФД 0531852) (далее - Уведомление).
Приложение N 25 к Порядку казначейского обслуживания.
6. Территориальный орган Федерального казначейства принимает представленные клиентом распоряжения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, к исполнению в случае положительного результата выполнения процедур, указанных в пункте 5.1 Правил функционирования системы казначейских платежей, а также при выполнении следующих условий:
распоряжение соответствует положениям, предусмотренным настоящим Порядком, порядком санкционирования;
сумма по распоряжению не превышает остаток средств на указанном в распоряжении лицевом счете (разделе на лицевом счете).
7. Если представленные клиентом распоряжения соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, территориальный орган Федерального казначейства принимает их к исполнению с учетом порядка санкционирования.
8. В случае если распоряжение не соответствует положениям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, территориальный орган Федерального казначейства в порядке и сроки, предусмотренные положениями пункта 5.8 Правил функционирования системы казначейских платежей, отказывает в приеме распоряжения к исполнению.
9. Распоряжение может быть отозвано клиентом в случаях и в порядке, предусмотренных Правилами функционирования системы казначейских платежей.
10. Учет операций со средствами клиента (включая операции между юридическим лицом и его обособленным подразделением) на открытом клиенту лицевом счете осуществляется по кодам источников поступлений целевых средств и кодам направления расходования целевых средств, предусмотренным порядком санкционирования (далее соответственно - код источников поступлений, код направления выплат), а также уникальным кодам объектов капитального строительства или объектов недвижимости, кодам мероприятия ведомственной программы цифровой трансформации мероприятий государственных органов, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также на вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее соответственно - уникальный код объекта, код мероприятия по информатизации) (при наличии).
Суммы возврата дебиторской задолженности текущего финансового года, образовавшейся у клиента, учитываются как восстановление казначейских платежей на открытом клиенту лицевом счете (разделе на лицевом счете) с отражением по тем же кодам направления выплат, по которым был произведен казначейский платеж.
Клиент информирует дебитора, не являющегося участником системы казначейских платежей, о порядке заполнения расчетного документа при возврате дебиторской задолженности в соответствии с Требованиями Банка России .
11. Суммы, зачисленные на казначейский счет на основании расчетных документов (распоряжений), в которых отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм, в том числе реквизиты контракта (дата, номер) (далее - реквизиты контракта) и (или) идентификатор контракта (далее - идентификатор), на основании которого открыт лицевой счет (раздел на лицевом счете) клиенту, не указан и (или) указан ошибочный номер лицевого счета (раздела на лицевом счете) получателя средств из бюджета (далее - невыясненные поступления), учитываются территориальным органом Федерального казначейства в составе общего остатка на казначейском счете без отражения на лицевых счетах (разделах на лицевых счетах).
В случае если клиенту в территориальном органе Федерального казначейства открыто более одного лицевого счета, отсутствие в расчетном документе (распоряжении) номера лицевого счета является основанием для отнесения поступивших сумм к невыясненным поступлениям.
Не подлежат отнесению к невыясненным поступлениям денежные средства по расчетным документам (распоряжениям), в которых реквизиты позволяют определить принадлежность платежа:
при наличии идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) и (или) наименования клиента, номера лицевого счета, идентификатора, реквизитов контракта, на основании которого открыт лицевой счет (раздел на лицевом счете) клиенту;
при наличии в назначении платежа ссылки на номер и дату документа, по которому осуществлен возврат дебиторской задолженности;
в иных случаях, если реквизиты расчетного документа (распоряжения) позволяют определить принадлежность платежа.
Денежные средства, поступившие на основании:
расчетного документа (распоряжения) на возврат средств дебиторской задолженности, в котором отсутствует или указан ошибочный (несуществующий) код направления выплат, отражаются на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию с целью последующего уточнения кода направления выплат;
расчетного документа (распоряжения), в котором указаны реквизиты, позволяющие определить принадлежность платежа, но не указан или указан ошибочный (несуществующий) код источника поступлений, отражаются на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию с целью последующего уточнения клиентом кода источника поступлений;
расчетного документа (распоряжения), в котором указан номер лицевого счета и не указан или указан ошибочный (несуществующий) идентификатор контракта, отражаются на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию с целью последующего уточнения идентификатора контракта.
В случае если денежные средства, отраженные на лицевом счете (разделе на лицевом счете) как не разрешенные к использованию, ошибочно перечислены клиенту, клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение в виде платежного поручения для осуществления возврата указанных денежных средств плательщику.
В случае если денежные средства, отраженные на лицевом счете (разделе на лицевом счете), ошибочно перечислены клиенту плательщиком на соответствующий раздел на лицевом счете, их уточнение осуществляется на основании представленного клиентом в территориальный орган Федерального казначейства Уведомления с приложением письменного обращения плательщика, в котором указан аналитический код раздела на лицевом счете, на который данные денежные средства подлежат зачислению.
12. В случае если в расчетном документе (распоряжении), суммы по которому отнесены к невыясненным поступлениям, указан ИНН клиента, иные реквизиты предполагаемого получателя средств, территориальный орган Федерального казначейства не позднее второго рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств, формирует и направляет предполагаемому получателю средств - клиенту запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) (далее - Запрос).
Приложение N 8 к Порядку казначейского обслуживания.
13. Уточнение невыясненных поступлений осуществляется на основании представленного клиентом в территориальный орган Федерального казначейства Уведомления.
Невыясненные поступления клиента подлежат уточнению в течение 10 рабочих дней со дня их поступления на казначейский счет, а в случае направления территориальным органом Федерального казначейства Запроса - в течение 10 рабочих дней со дня его получения клиентом.
Территориальный орган Федерального казначейства формирует распоряжение на возврат указанных средств плательщику:
по истечении 10 рабочих дней со дня поступления на казначейский счет невыясненных поступлений в случае, если расчетный документ (распоряжение) не содержит реквизитов, позволяющих определить предполагаемого получателя средств;
по истечении 10 рабочих дней со дня получения клиентом направленного ему территориальным органом Федерального казначейства Запроса в случае, если клиент не представил в территориальный орган Федерального казначейства Уведомление.
14. Клиент вправе в течение финансового года представить в территориальный орган Федерального казначейства Уведомление для уточнения операций, отраженных на открытом клиенту лицевом счете (разделе на лицевом счете).
II. Порядок осуществления операций по обеспечению
наличными деньгами получателей средств
(в ред. Приказов Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н, от 18.10.2007 N 91н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Чековые книжки подлежат учету и регистрации органом Федерального казначейства в Журнале регистрации бланков денежных чековых книжек (приложение N 1 к настоящим Правилам), который должен быть прошнурован, заверен подписями руководителя и главного бухгалтера органа Федерального казначейства и скреплен его печатью. Ответственность за получение чековых книжек в банке и их учет несет уполномоченный работник органа Федерального казначейства.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Чековые книжки в необходимом количестве выдаются получателю средств органом Федерального казначейства бесплатно по его заявлению (приложение N 2 к настоящим Правилам).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перед выдачей чековой книжки получателю средств уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет наличие всех денежных чеков в данной книжке и проставляет штампом или письменно на оборотной стороне каждого денежного чека наименование получателя средств, за исключением получателей средств, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право не указывать в расчетных и кассовых документах свое наименование.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган Федерального казначейства выдает кассиру или уполномоченному лицу получателя средств чековую книжку под расписку в Журнале регистрации бланков денежных чековых книжек. Ответственность за сохранность и учет полученных в органе Федерального казначейства чековых книжек несет получатель средств.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Хранение чековых книжек с использованными денежными чеками осуществляется получателями средств в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169).
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
5. Получатель средств возвращает органу Федерального казначейства чековые книжки с корешками использованных денежных чеков и оставшимися неиспользованными чеками для последующего их возврата в банк по заявлению в произвольной форме, в котором указываются номера подлежащих возврату неиспользованных чеков, в случае:
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
закрытия лицевых счетов, открытых получателю средств в органе Федерального казначейства;
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменения наименования получателя средств;
закрытия или изменения номера счета, открытого органу Федерального казначейства в банке.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 1 января 2008 года кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Положением, утвержденным ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П.
После проверки номеров предъявленных денежных чеков в чековых книжках на их соответствие номерам, указанным в представленном получателем средств заявлении на получение чековых книжек, уполномоченный работник органа Федерального казначейства визирует указанное заявление и в соответствии с Положением Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П) возвращает чековые книжки с корешками использованных чеков получателю средств, а неиспользованные денежные чеки и корешки - в банк, ранее выдавший чековые книжки при заявлении органа Федерального казначейства.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(сноска введена Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
Заявление получателя бюджетных средств о возврате неиспользованных денежных чеков помещается в документы операционного дня органа Федерального казначейства к счету N 40116 либо хранится в ином порядке, установленном в соответствии с организацией документооборота органом Федерального казначейства.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
6. Получатель средств в установленные органом Федерального казначейства сроки представляет в орган Федерального казначейства кассовую заявку на предстоящий квартал в одном экземпляре.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Кассовые заявки получателей средств обобщаются в сводную кассовую заявку органа Федерального казначейства, которая в установленном порядке представляется им в банк. Кассовые заявки получателей средств формируются в отдельное дело органа Федерального казначейства.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Накануне дня получения наличных денег получатель средств представляет в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денег в двух экземплярах (приложение N 3 к настоящим Правилам).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
В заявке на получение наличных денег (далее - заявка) указываются серия, номер и дата денежного чека, номер лицевого счета получателя средств (номер лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию, номер лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении, номер лицевого счета по учету внебюджетных средств), должность, фамилия, имя и отчество представителя получателя средств, на которого выписан денежный чек, данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа, показатели бюджетной классификации Российской Федерации, соответствующие целям получения наличных денег по данному денежному чеку, и суммы.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
В заявке с номером лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении показатели бюджетной классификации Российской Федерации не указываются.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
Одновременно с заявкой получатель средств представляет в орган Федерального казначейства денежный чек, оформленный отдельно на каждую заявку. Заявка представляется получателем средств в форме электронного документа с применением электронной цифровой подписи (далее - электронном виде) при наличии электронного документооборота между получателем средств и органом Федерального казначейства, в соответствии с договором об обмене электронными документами либо на бумажном носителе с одновременным представлением информации в электронном виде без электронной цифровой подписи (далее - на бумажном носителе). Если заявка представляется получателем средств на бумажном носителе, то, в порядке исключения, она может быть представлена получателем средств по факсимильной связи накануне дня получения наличных денег, с последующим представлением ее на бумажном носителе вместе с денежным чеком в день получения наличных денег.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.10.2007 N 91н)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Денежный чек заполняется в соответствии с требованиями, установленными Положением и настоящими Правилами.
На лицевой стороне денежного чека указывается полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, счет органа Федерального казначейства N 40116 и ставится гербовая печать органа Федерального казначейства.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
На оборотной стороне денежного чека проставляются паспортные данные или данные иного заменяющего паспорт документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица получателя средств (далее - представитель), на которого выписан денежный чек; полное или сокращенное наименование получателя средств; назначение сумм платежа в соответствии с номенклатурой символов отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций. Ответственность за достоверность проставленных в денежном чеке символов несет получатель средств.
Подписи лиц, включенных в карточку образцов подписей и оттиска гербовой печати органа Федерального казначейства, представленную в банк в установленном порядке к счету органа Федерального казначейства, ставятся на лицевой и оборотной сторонах денежного чека, принятого от получателя средств.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
Орган Федерального казначейства информирует получателя средств о порядке заполнения денежного чека.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подпись на корешке чека представителя получателя средств, на которого выписан денежный чек, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера получателя средств или иных лиц, уполномоченных в соответствии с карточкой образцов подписей на право первой и второй подписи.
9. Уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет правильность заполнения заявки на соответствие:
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
подписей лиц образцам, имеющимся в карточке образцов подписей;
указанных в заявке показателей бюджетной классификации Российской Федерации содержанию операций;
наличия остатков лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на лицевом счете получателя средств или лицевом счете по дополнительному бюджетному финансированию по указанным в заявке показателям бюджетной классификации Российской Федерации (наличия в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам указанных в заявке показателей бюджетной классификации Российской Федерации, а также доступного для использования остатка средств на лицевом счете по учету внебюджетных средств).
По заявкам с номером лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении, уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет на соответствие подписей лиц образцам, имеющимся в карточке образцов подписей, а также наличие достаточного для использования остатка средств на лицевом счете для учета операций со средствами во временном распоряжении.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
В случае нарушения соответствия вышеуказанных требований при заполнении заявки орган Федерального казначейства возвращает указанную заявку получателю средств без исполнения.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
Уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет оформление представленного денежного чека на соответствие:
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
сумм, указанных цифрами и прописью;
данных паспорта или иного заменяющего паспорт документа, удостоверяющего личность представителя получателя средств, данным, указанным в денежном чеке и заявке;
представленного денежного чека заявке в части проставленных в них серии, номера и даты денежного чека и суммы, подлежащей получению.
10. На лицевой стороне принятых от получателей средств и проверенных органом Федерального казначейства денежных чеков ставятся печать и подписи лиц, включенных в карточку образцов подписей и оттиска печати органа Федерального казначейства, представленную в банк в установленном порядке к счету органа Федерального казначейства N 40116, и возвращает денежный чек получателю средств.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При возврате органом Федерального казначейства получателю средств денежного чека, оформленного в установленном настоящими Правилами порядке, расписка получателя средств о его получении не требуется.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
11. Орган Федерального казначейства обобщает представленные получателями средств заявки и на их основании оформляет в необходимом количестве экземпляров платежные поручения на перечисление денежных средств со счета, открытого органу Федерального казначейства в банке на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета" (далее - счет органа Федерального казначейства N 40105), со счета, открытого органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" (далее - счет органа Федерального казначейства N 40302) или со счета с отличительным признаком "1" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" (далее - счет органа Федерального казначейства N 40503) на счет органа Федерального казначейства N 40116 и передает платежные поручения в банк.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Кроме того, орган Федерального казначейства на основании представленных получателями средств заявок формирует в двух экземплярах Справку по форме (ф. 0504833), установленной Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Справка), отдельно к счету органа Федерального казначейства N 40105, к счету органа Федерального казначейства N 40302 и к счету органа Федерального казначейства N 40503.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(сноска введена Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
В Справке указываются номера, даты и суммы денежных чеков, указанных в заявках, и выводится общая сумма по Справке, на которую органом Федерального казначейства оформляется платежное поручение на перечисление средств с указанных счетов на счет органа Федерального казначейства N 40116. Справка в банк не представляется.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
Платежное поручение с отметкой банка и приложенная к нему Справка являются для органа Федерального казначейства основанием для отражения в учете операций по списанию средств со счета органа Федерального казначейства N 40105, счета органа Федерального казначейства N 40302 и счета органа Федерального казначейства N 40503 и для зачисления средств на счет органа Федерального казначейства N 40116.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
Передача платежных поручений в банк для перечисления денежных средств с указанных счетов осуществляется органом Федерального казначейства с учетом того, чтобы обеспечить поступление средств на счет N 40116, при перечислении их электронными платежными документами, не позднее дня выдачи наличных денег (до 12 часов местного времени), а при перечислении платежными поручениями на бумажном носителе - не позднее дня, предшествующего дню выдачи наличных денег.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
В случае зачисления денежных средств на счет органа Федерального казначейства N 40116 по электронным платежным документам позднее 12 часов местного времени выдача наличных денег производится следующим рабочим днем, если у банка отсутствует возможность выдать их в тот же день.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Орган Федерального казначейства после подтверждения банком проведения операции по списанию средств со счета органа Федерального казначейства N 40105 (счета органа Федерального казначейства N 40302, счета органа Федерального казначейства N 40503) на счет органа Федерального казначейства N 40116 отражает кассовые выплаты из федерального бюджета (использование дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей, средств во временном распоряжении, внебюджетных средств) в соответствии с представленными заявками на лицевых счетах получателей средств (лицевых счетах по дополнительному бюджетному финансированию, лицевых счетах для учета операций со средствами во временном распоряжении, лицевых счетах по учету внебюджетных средств).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Первый экземпляр исполненной заявки, оформленной подписями получателя средств, прилагается к выписке из лицевого счета получателя средств (лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию, лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении, лицевого счета по учету внебюджетных средств), остающейся в документах операционного дня органа Федерального казначейства по счету органа Федерального казначейства N 40105 (счету органа Федерального казначейства N 40302, счету органа Федерального казначейства N 40503). Второй экземпляр заявки с отметкой органа Федерального казначейства передается получателю средств вместе с выпиской из его лицевого счета получателя средств (лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию, лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении, лицевого счета по учету внебюджетных средств).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При непредъявлении получателем средств денежного чека в кассу банка в течение десяти дней со дня его выписки, не считая дня выписки, орган Федерального казначейства оформляет платежное поручение на возврат невостребованной суммы со счета органа Федерального казначейства N 40116 на счет органа Федерального казначейства N 40105, на счет органа Федерального казначейства N 40302 или на счет органа Федерального казначейства N 40503 (в зависимости от ранее представленной получателем средств заявки, соответствующей данному денежному чеку).
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
Указанное платежное поручение является основанием для отражения списания средств со счета органа Федерального казначейства N 40116, а также операции по восстановлению кассовой выплаты на счете органа Федерального казначейства N 40105 (счете органа Федерального казначейства N 40302, счете органа Федерального казначейства N 40503), а также на соответствующем лицевом счете получателя средств.
(абзац введен Приказом Минфина РФ от 02.05.2006 N 74н)
13. Получение наличных денег осуществляется получателем средств в порядке, установленном Положением и настоящими Правилами.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федерального казначейства от 11 декабря 2015 г. № 25н “Об утверждении Порядка проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений”
Обзор документа
Приказ Федерального казначейства от 11 декабря 2015 г. № 25н “Об утверждении Порядка проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений”
В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2005, № 1, ст. 8; 2007, № 18, ст. 2117; 2010, № 19, ст. 2291; 2011, № 27, ст. 3873; 2013, № 19, ст. 2331, № 31, ст. 4191, № 52, ст. 6983; 2014, № 43, ст. 5795) приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
Руководитель | Р.Е. Артюхин |
Порядок проведения
кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений
(утв. приказом Федерального казначейства от 11 декабря 2015 г. № 25н)
1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения территориальными органами Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) кассовых операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во временное распоряжение федеральных казенных учреждений (далее - средства во временном распоряжении), на лицевых счетах, открытых федеральным казенным учреждениям в органах Федерального казначейства.
2. Положения настоящего Порядка распространяются на структурные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделение, осуществляющее исполнительное производство).
3. При осуществлении операций со средствами во временном распоряжении федеральных казенных учреждений и подразделений, осуществляющих исполнительное производство, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (далее - клиенты), информационный обмен между клиентами и органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи (далее - электронный вид) на основании договоров (соглашений) об обмене электронными документами, заключенных между клиентами и органом Федерального казначейства.
Если у клиента или органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.
4. Органы Федерального казначейства для учета операций со средствами во временном распоряжении клиентов открывают в подразделениях Центрального банка Российской Федерации (далее - банк) счета на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» (далее - счет органа Федерального казначейства) с отличительным признаком «1» в четырнадцатом разряде номера счета.
5. Для проведения кассовых выплат за счет средств во временном распоряжении клиент представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие платежные документы:
Дополнительно для проведения кассовых выплат со средствами во временном распоряжении клиенты представляют иные документы, в случае, если такие документы предусмотрены актами Правительства Российской Федерации.
6. Операции со средствами во временном распоряжении осуществляются в пределах остатка средств на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытом клиенту в органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами во временном распоряжении), без отражения по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
7. Орган Федерального казначейства принимает платежные документы к исполнению в случае выполнения следующих условий:
платежный документ соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком;
в платежном документе отсутствуют исправления (в случае представления платежного документа на бумажном носителе);
экземпляры платежного документа, представленные на бумажном и машинном носителях, идентичны (в случае представления платежного документа на бумажном носителе);
суммы, указанные в платежном документе, не превышают остаток средств на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами во временном распоряжении;
9. Платежный документ может быть отозван клиентом на основании представленного им в орган Федерального казначейства Запроса на аннулирование заявки (консолидированной заявки) (код формы по КФД 0531807) по форме согласно приложению № 7 к Порядку кассового обслуживания до момента отправки в банк, сформированного органом Федерального казначейства в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка расчетного документа.
10. Суммы средств во временном распоряжении, зачисленные на счет органа Федерального казначейства на основании расчетных документов плательщиков, подлежат отражению органами Федерального казначейства на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами во временном распоряжении соответствующего клиента.
11. Клиент информирует плательщика о порядке заполнения расчетного документа в соответствии с требованиями, установленными Правилами и Особенностями расчетно-кассового обслуживания.
12. Орган Федерального казначейства в день поступления выписки банка учитывает содержащиеся в ней операции со средствами во временном распоряжении на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами во временном распоряжении соответствующих клиентов, открытых им в органах Федерального казначейства.
13. Суммы, зачисленные на счет органа Федерального казначейства по расчетным документам, в которых отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм клиенту (далее - невыясненные поступления), учитываются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами во временном распоряжении, открытом органу Федерального казначейства, без отражения на лицевых счетах клиентов, предназначенных для учета операций со средствами во временном распоряжении.
14. В случае, если в расчетном документе, суммы по которому отнесены к невыясненным поступлениям, указаны ИНН и (или) КПП, и (или) наименование клиента, и (или) номер лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами во временном распоряжении соответствующего клиента, орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки банка формирует и направляет предполагаемому клиенту Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) по форме согласно приложению № 9 к Порядку кассового обслуживания (далее - Запрос на выяснение).
15. Для уточнения невыясненных поступлений, поступивших на счет органа Федерального казначейства, клиент в течение 10 рабочих дней со дня поступления средств на счет органа Федерального казначейства, а в случае направления клиенту соответствующего Запроса на выяснение - в течение 10 рабочих дней со дня получения Запроса на выяснение, представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809) по форме согласно приложению № 8 к Порядку кассового обслуживания (далее - Уведомление), на основании которого поступившие суммы отражаются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами во временном распоряжении, открытом клиенту.
В случае, если в течение указанного срока клиент не представил в орган Федерального казначейства Уведомление, орган Федерального казначейства на основании оформленного им расчетного документа возвращает указанные средства с лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами во временном распоряжении, открытого органу Федерального казначейства, плательщику.
16. Представленные клиентом в орган Федерального казначейства платежные документы и Уведомления, соответствующие требованиям, установленным настоящим Порядком, исполняются не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в орган Федерального казначейства.
В случае, если представленный клиентом платежный документ (Уведомление) не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком, орган Федерального казначейства отказывает клиенту в приеме документа, регистрирует представленный документ в Журнале регистрации неисполненных документов (код формы по КФД 0531804) по форме согласно приложению № 4 к Порядку кассового обслуживания и не позднее рабочего дня, следующего за днем его представления клиентом:
при информационном обмене между органом Федерального казначейства и клиентом на бумажных носителях возвращает клиенту документ со штампом «Отклонено» с приложением Протокола (код формы по КФД 0531805) по форме согласно приложению № 5 к Порядку кассового обслуживания (далее - Протокол), в котором указывается причина возврата;
при информационном обмене между органом Федерального казначейства и клиентом в электронном виде направляет клиенту Протокол в электронном виде, в котором указывается причина возврата.
17. Прием платежных документов (Уведомлений), поступивших на бумажном носителе, производится в день их поступления в орган Федерального казначейства в течение первой половины операционного дня. Начало и окончание операционного дня, в том числе время приема платежных документов (Уведомлений), представленных на бумажном носителе, устанавливаются органом Федерального казначейства с учетом положений договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между банком и органом Федерального казначейства.
На всех документах, поступивших в орган Федерального казначейства на бумажном носителе, проставляются отметки органа Федерального казначейства с указанием даты принятия и даты исполнения.
Обзор документа
С 1 января 2016 г. территориальные органы Федерального казначейства проводят кассовые операции со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, на лицевых счетах, открытых этим учреждениям в органах Федерального казначейства (ОФК). Регламентирован порядок проведения таких операций. Он распространяется и на структурные подразделения территориальных органов ФССП России.
Установлен перечень документов, представляемых клиентами в ОФК для проведения кассовых выплат. Определены условия принятия платежных документов к исполнению.
Предусмотрена обязанность клиентов информировать плательщика о порядке заполнения расчетного документа.
Прописан порядок учета и уточнения невыясненных поступлений.
Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Автор статьи
Читайте также: