При проведении стимулирующей бюджетно налоговой политики наибольший эффект достигается за счет

Обновлено: 26.04.2024

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Налоговая политика – это составная часть финансовой политики государства, представляющая собой систему правительственных мер в области налогов и сборов, направленных на регулирование экономики страны.

Сущность налоговой политики заключается в выборе оптимальных величин ставок, определении круга плательщиков и объектов налогообложения, а также выработки принципов предоставления налоговых льгот. Она влияет как на микроэкономические, так и на макроэкономические категории. В рамках рыночной модели хозяйствования налоговая политика остается одним из действенных инструментов влияния на деловую активность, стимулирования или сдерживания предложения и спроса.

С точки зрения микроэкономики, налоговая политика решает задачи обеспечения социальной справедливости посредством перераспределения средств в системе хозяйствования. На особенности мероприятий в рамках налоговой политики влияют:

  1. Текущий социально-экономический строй.
  2. Состояние экономики.
  3. Финансы страны.

Политика опирается на законы, которые регламентируют отношения между субъектами хозяйствования. К инструментам такой политики относят частичное или полное освобождение от налогов для стимулирования инвестиционной деятельности или повышения эффективности региональной политики, внедрение налоговых льгот, установление акцизов и т. д.

Государство оставляет за собой право выбора форм налоговой политики. Она зависит от целей, среди которых отмечают международные, экологические, социальные, фискальные или экономические. Мировой опыт налогового регулирования включает применение методов соотношения прямого и косвенного налогообложения, соотношения налогов разного уровня бюджета, перенос нагрузки с одних плательщиков на других, внедрение прогрессивных ставок, регулирование налогов и льгот, вычетов, скидок и иных преференций.

Виды налоговой политики

Налоговая политика решает задачу по стимулированию, либо сдерживанию деловой активности. Среди ее методов выделяют два основных:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Политика высоких налогов заключается в повышении налогового бремени. Такой подход дает кратковременный эффект, но может быть разрушительным в долгосрочной перспективе.
  2. Политика разумных или низких налогов используется для поддержания реального сектора экономики. Низкие ставки стимулируют деловую активность производителей.

На практике возможно сочетание этих двух методов, когда налоги устанавливаются на достаточно высоком уровне, но при этом существуют льготы. Так появляется возможность обеспечить социальные гарантии населению.

Государственная власть определяет основные направления налоговой политики в зависимости от текущих задач. Например, политика может быть направлена на создание стабильной системы, установление налоговых льгот для отдельных категорий плательщиков, развитие федерализма и другое.

Государство вмешивается в экономику, чтобы снизить негативное влияние цикличности. Влияние на экономику происходи за счет изменения величины доходов и расходов бюджета страны. Инструментами фискальной политики выступают:

  • Налоги.
  • Трансферты.
  • Государственные закупки.

Они позволяют стабилизировать уровень спроса, а значит, повлиять на размер совокупного дохода. Так же они влияют на поддержание макроэкономического равновесия, которое достигается за счет наиболее эффективного использования факторов производства. Сглаживание бюджета положительным образом сказывается на уровне цен. Причем налоговая политика способна влиять не только на спрос, но и на предложение.

Особенности проведения стимулирующей налоговой политики

Стимулирующая политика применяется в период экономического спада. Она поддерживает экономику и снижает негативное влияние кризисных явлений. Основная задача стимулирующей налоговой политики заключается в расширении совокупного спроса. Это достигается за счет снижения налогов, что позволяет реальному сектору наращивать собственный доход, расширяя производство.

Государство может стимулировать либо спрос, либо предложение, либо оба параметра сразу. Для этих целей могут проводиться следующие мероприятия:

  1. Увеличение государственных закупок.
  2. Снижение налогов.
  3. Повышение трансфертов.

Все вышеперечисленные изменения ведут к росту совокупного спроса, что положительным образом сказывается на системе национальных счетов. В большинстве случаев результатом становится увеличение объема выпуска.

Рост спроса стимулирует экономическую деятельность производителей, формирование новых продуктов и отраслей. Происходит экономическое оживление на всех уровнях. Рост объема продукции усиливает конкуренцию, что стимулирует научно-техническое развитие. За счет снижения налогов улучшается положение предпринимателей, решается вопрос трудоустройства. В макроэкономическом смысле национальное хозяйство из стадии спада переходит в стадию роста.

Минусом вмешательства в экономику является излишняя централизация процессов. Так же государство ориентировано на сбор налогов, так как они обеспечивают его нормальное функционирование. Если говорить о российской системе налогообложения, то региональные и местные бюджеты лишены существенных налоговых поступлений. Распределение федеральных средств проводится в рамках экономической политики государства, а значит, они направляются в те регионы и отрасли, которые имеют приоритетное значение. В результате распределение становится неравномерным и положительный эффект от стимулирующей политики не достигается.

Однако, все инструменты налоговой политики имеют мультипликативный эффект. Кроме того, в системе формируются автоматические стабилизаторы, которые частично снимают негативное влияние цикличности экономики. Так же для налоговой политики характерен короткий временной лаг, что позволяет достичь положительных результатов относительно быстро.

Изначально считалось, что финансовая или бюджетно-налоговая политика государства направлена на определение величины совокупного объема производства и пропорции его распределения между реальным и частным секторами экономики. Кроме того, она влияла на величину налогового бремени. После появления кейнсианской экономической школы, стало понятно, что бюджетная политика воздействует на краткосрочные макроэкономические показатели, а именно, динамику производства, занятость и колебание цен.

Бюджет страны представляет собой денежную совокупность, находящуюся в управлении государственного аппарата. Полнота бюджета важна для каждого индивида, так как она влияет на благосостояние. Баланс бюджета достигается равновесием его доходов и расходов. Бюджетные доходы обеспечивают нужды государства, а расходы направлены на удовлетворение потребностей, возникающих в обществе.

Фискальная или налогово-бюджетная политика оказывают прямое воздействие на формирование государственной казны. Можно сказать, что сущность данного политического направления заключается в таком управлении финансами страны, которое позволит решать социальные и общественные задачи, стоящие перед правительством.

Основными направлениями фискальной политики являются - мобилизация и аккумуляция необходимого объема денежных средств в государственную казну, а так же распределение и рациональное применение финансов по выбранному назначению.

Цели политики в сфере управления бюджетом и налогообложением можно выделить следующие:

  1. обеспечение стабильности экономического роста;
  2. создание условий для повышения уровня занятости;
  3. управление или сдерживание инфляционных процессов в целях стабилизации цен.

Достижение поставленных целей реализуется через решение следующих задач:

  • повышение собираемости налоговых отчислений;
  • выполнение задолженностей по бюджетным обязательствам;
  • управление бюджетным дефицитом;
  • управление государственным долгом;
  • обеспечение бюджета валютой и монетизацией;
  • создание условий для роста внутреннего валового продукта;
  • проведение мероприятий по сдерживанию безработицы;
  • обеспечение надзора за соблюдением законодательства в данной сфере деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

В зависимости от состояния экономической системы, а так же задач, стоящих перед правительством бюджетно-налоговую политику могут подразделять на два вида, а именно, на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется в случаях, когда идет экономический спад, либо в хозяйственной деятельности страны наблюдаются кризисные события. Основной целью данного направления воздействия на экономическую систему является преодоление негативных тенденций в ней.

Воздействие оказывается на два макроэкономических показателя – совокупное предложение и совокупный спрос. Спрос стимулируется через увеличение объемов государственных закупок продукции и услуг. При этом стараются снизить налоговое бремя на объекты предпринимательства. Так у них освобождаются денежные средства, которые можно вновь вложить в воспроизводство или в другие сферы экономики. Кроме того, государство может увеличить объемы субсидий, если такое возможно из резервов бюджета. Стимуляция спроса автоматически воздействует на рост предложения. При повышении потребностей общества, производственный сектор стремится к производственному расширению и выпуску больших объемов продукции.

Другое направление фискальной политики называются сдерживающим. Оно необходимо в периоды, когда происходит перекредитование экономики. Государственные деньги вложены в экономический рост. Последующее увеличение вложений может вызвать негативные инфляционные события. Тогда со стороны правительства реализуются меры по сокращению государственных расходов и субсидий. При этом увеличивается налоговое бремя на реальный сектор и на население.

Таким образом, достигается сдерживание роста спроса и предложения, а значит оказывается воздействие на уровень инфляции.

Дискреционная и автоматическая бюджетно-налоговая политика

Фискальная политика может подразделяться на дискреционную и недискреционную или автоматическую. Ее автоматизм достигается встроенным экономическим стабилизаторам. Дискреционное направление связано с искусственным управлением налогообложением и расходами государственного бюджета для того, чтобы воздействовать на объемы производства, инфляционные темпы и рост безработицы.

Под государственными расходами понимается увеличение числа государственных субсидий и закупок. Можно сказать, что государством проводится инвестиционная деятельность, только вложения производятся в собственную экономику. При этом формируется дефицит бюджета.

Такой подход реализуется в моменты спада или кризисов. Государство осознанно идет на увеличение расходов в целях стимуляции экономических процессов в хозяйственной системе страны.

Другим инструментом дискреционной политики является снижение налогового бремени при сохранении прежних объемов государственных расходов. Такой подход так же увеличивает совокупное воспроизводство, однако, в меньше степени, чем при увеличении расходов бюджета.

Дискреционная фискальная политика эффективно ликвидирует последствия циклических событий в экономике. Она применяется для стимулирования и для сдерживания повторяющихся процессов. Единственным минусом такого подхода является долгосрочность исполнения определенных государственных вложений.

Не дискреционная или автоматическая политика основана на действии стабилизаторов. То есть, в периоды экономического подъема и роста увеличивается объем доходов государственного бюджета. Растет спрос, предложение, увеличивается число хозяйствующих субъектов, способных выплачивать налоговые отчисления в пользу государственной казны. Регуляция налогообложения и трансфертных платежей происходит автоматически.

Примером трансфертных платежей может послужить пособие по безработице. В периоды, когда идет экономический спад и повышается уровень безработицы, данная выплата является стабилизаторов доходов индивида. Как только он устраивается на работу, выплаты прекращаются.

Бюджетно-налоговая политика или фискальная, как ее еще называют, является важным элементом деятельности государства, так как способна формировать эффективную систему экономики на всех ее этапах реализации.

Существует несколько видов бюджетно-налоговой политики (фискальной), рассмотрим основные из них.

Вид бюджетно-налоговой политики, основанный на прямом вмешательстве в государственную деятельность. Данный вид бюджетно-налоговой политики еще называют дискреционным, основанным на такой же по названию модели, такая политика способна изменить основные показатели деятельности государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д.;

Вид бюджетно-налоговой политики, где она регулируется самостоятельно или автоматически. Данный вид основан на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом.

Более наглядно виды бюджетно-налоговой политики (фискальной политики) представлены на рисунке:

Рисунок 1. Виды бюджетно-налоговой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данные виды бюджетно-налоговой политики имеют практическое применения в разных странах, причем каждая страна сама выбирает для себя подходящий вид управления.

Функции бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая политика существует в рамках любого государства, просто надо заметить, что у каждого она своя, то есть основывается на своих принципах, функциях, задачах, преследует свои цели и т.д.

Бюджетно-налоговая политика - это деятельность по формированию бюджета с помощью налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

Но важность данной политики не отнять, ни в одной стране, так как именно она занимается управлением и формированием налоговой системы – одной из основных политик государства, без которой не возможно существование казны страны, то есть бюджета.

Правильное и грамотное формирование бюджетно-налоговой политики является частью, причем одной из важнейших, в сфере реализации общей стратегии развития государства.

Необходимо также обозначить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В данном случае бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность и того и другого инструмента политики зависит прямым образом от бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика выполняет ряд важных функций, которые обеспечивают эффективную работу всей экономической системе страны:

  • Функция финансового обеспечения деятельности государства;
  • Функция, которая воздействует на финансово – экономическую систему государства с целью ее стабилизации и повышения устойчивости;
  • Функция, позволяющая обеспечить целостность государственного строя;
  • Функция, позволяющая создавать стимулы для дальнейшего эффективного развития всей экономической политики внутри государства и т.д.

Реализация перечисленных функций выполняется по средствам выполнения следующих мероприятий государством:

  • Формирование и реализация программы безопасности внутри государства и на мировой арене. Данное мероприятие очень важное, особенно в условиях нестабильного внешнего и внутреннего климата. Все страны мира борются с терроризмом, внутри страны возникает множество конфликтов, поэтому безопасность – одно из важнейших вопросов реализации политики государства;
  • Обеспечение социальных гарантий гражданам страны. В нашей стране и по всему миру далеко не все граждане могут обеспечить себя и свою семью по разным причинам, поэтому государство обязано нести ответственность и обеспечивать хотя бы минимальные условия существования данных категорий людей. Обеспечение напрямую зависит от налоговых поступлений в бюджет и распределения денежных средств по данному вопросу;
  • Обеспечение и поддержание условий существования населения страны в приемлемых условиях внешней среды, то есть поддержание экологии и окружающей среды. Население и общество должно реализовывать свою деятельность в природе и в прямой с ней взаимосвязи.

Помимо перечисленных основных функций государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация функций. Если представить, что функции не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.

Цели бюджетно-налоговой политики

Для того чтобы понять, какие инструменты использует бюджетно-налоговая политика, необходимо изучить основные цели данной политики в государстве. К целям относят:

  1. Цель стабильного и эффективного роста экономики в стране. Бюджетно-налоговую политику мало интересует проблемы, возникающие внутри экономической системы, так как смысл ее заключается в том, чтобы государство в своем экономическом развитии не стояло на месте, а постоянно развивалось, двигалось вперед, что и обеспечивает именно рост экономики и ее показателей;
  2. Цель в обеспечении непрерывного использования всех экономических ресурсов для поддержания экономики страны, а также ее развития. В каждой стране есть свои экономические ресурсы и если они простаивают, значит, они не приносят финансового результата, что негативным образом отражается, прежде всего, на бюджете страны. Ввиду такого положения дел, все эти ресурсы должны активно работать в экономической системе и пополнять бюджет;
  3. Цель в стабилизации ценовой политики повсеместно внутри государства. Государство может и должно регулировать политику цен, так как она напрямую связана с бюджетом государства и его пополнением, то есть уровень цен должен обеспечить норму, необходимую при годовом расчете, однако, высокая инфляция в стране приводит к негативным последствиям, поэтому необходимо прибегать к сбалансированию этих процессов внутри страны.

Также цели бюджетно-налоговой политики можно сформировать немного иначе, как на рисунке:

Рисунок 2. Цели бюджетно-налоговой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, цели и функции бюджетно-налоговой политики должны всячески поддерживать и развивать государство в области экономики, социальной политики и т.д. Правильное управление способно наладить полностью процесс налоговых поступлений и бюджетного пополнения.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: