Стоит ли сейчас вложить деньги в автомобиль

Обновлено: 24.04.2024

В последнее время автомобили с пробегом заметно подорожали, в результате «свежие» подержанные машины за несколько лет с момента покупки практически не обесценились или даже прибавили в цене. Стоит ли рассматривать автомобиль как объект для вложения накоплений - разбираемся в нашем обзоре.

Рост цен, захлестнувший рынок новых автомобилей, конечно же, не мог обойти стороной и «вторичку». В результате сложилась уникальная ситуация, когда подержанная машина сегодня стоит даже дороже, чем была куплена новой несколько лет назад. Так, по данным исследования розничной сети автомобилей с пробегом Automama, к примеру, Renault Duster 2018 года уже продается дороже 810 тысяч рублей - именно столько в среднем стоил этот внедорожник два года назад. А двухлетние Toyota Camry и Volkswagen Tiguan в хорошем состоянии сейчас предлагаются за 2,1 - 2,3 млн рублей, что также выше ценников, по которым они продавались в автосалонах в 2018 году.

По словам директора по развитию маркетинговых коммуникаций Fresh Auto Светланы Гамзатовой, в условиях нестабильного рубля и отсутствия предложения в автосалонах покупатели отдают предпочтение вторичному рынку, чтобы сохранить скопленные деньги и не упустить возможность приобрести авто пока еще по демократичным ценам, чем и воспользовались продавцы поддержанных машин, повысив цены на 7-10%. Из-за продолжительного роста цен на автомобили с пробегом у владельцев появилась возможность продать свою машину дороже, чем она стоила несколько лет назад.

Деньги на колесах: стоит ли вкладывать сбережения в покупку машины

- Во-первых, рост цен на «вторичке» связан с хорошей покупательской активностью, которую вызвал очередной обвал рубля. Во-вторых, на рынке появился дефицит хороших автомобилей, и продавцы успешно этим спекулируют. В-третьих, растут цены на новые машины, а вслед за ними дорожают и автомобили с пробегом. В текущей ситуации рассматривать покупку автомобиля как вложение накопленных средств, возможно, уже поздно, но, если вы планировали купить машину, лучше это сделать сейчас, - советует директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Действительно, только в сентябре цены на автомобили с пробегом, которые входят в Топ-20 бестселлеров вторичного авторынка, по оценкам Automama, подорожали в среднем на 12 тысяч рублей. Впрочем, месяцем ранее рост ценников был еще больше - 21 тысячу рублей. Однако в отличие от августа, за первый месяц осени ни один автомобиль из Топ-20 не потерял в цене.

А сильнее всего в сентябре подорожал Volkswagen Tiguan - сейчас его средняя цена составляет 1 млн 056 тысяч рублей, что на 5,5% больше, чем месяцем ранее. Также заметно поднялись средние ценники на такие популярные автомобили с пробегом, как Ford Focus - 505 тысяч рублей (+4,6% за месяц), Nissan Qashqai - 877 тысяч рублей (+3,9%), Renault Duster - 669 тысяч рублей (+3,7%), Mitsubishi Outlander - 1 млн 052 тысячи рублей (+3,4%).

Как видно, среди моделей, которые сегодня больше других растут в цене на вторичном рынке, оказались преимущественно кроссоверы. Поэтому с точки зрения ликвидности покупателям следует ориентироваться на этот класс автомобилей. Показательно, что меньше всего в Топ-20 бестселлеров вторичного авторынка в сентябре прибавили в цене - на 1-1,5% - легковые модели Lada Vesta, Kia Rio, Skoda Rapid, Opel Astra, Volkswagen Jetta и Toyota Camry.

О буме кроссоверов на «вторичке» свидетельствует и статистика продаж. Так, по данным агентства «Автостат», в сентябре россияне купили 140 тысяч таких автомобилей - на 36% больше, чем годом ранее. В результате именно сегмент SUV обеспечил рост вторичного авторынка в целом, который за первый месяц осени увеличился на 24% до 565 тысяч машин.

Деньги на колесах: стоит ли вкладывать сбережения в покупку машины

Как поясняет директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов, сейчас прослеживается тенденция, что россияне меняют дорогие авто на более доступные модели. Более 70% жителей страны готовы рассматривать автомобиль с пробегом как альтернативу новому. Но в этом случае они не хотят опускаться на класс ниже в своих предпочтениях, а выбирают более «свежее» авто с пробегом того же класса. Именно поэтому наблюдается заметное подорожание кроссоверов.

- Пока мы видим тенденцию к удорожанию автомобилей с пробегом. На этот рынок традиционно влияют одни и те же факторы: новые автомобили, количество предложений и качество этих самых машин. По новым авто ситуация «плавающая», но мы знаем, что многие производители начинают понемногу поднимать цены. На самом деле, сейчас идеальный момент и для покупки, и для продажи автомобиля с пробегом. Покупать можно сейчас, потому что с каждым днем предложения сокращаются, а значит, будут расти и цены. По продаже машины тоже достаточно удачный период, поскольку цены сегодня зафиксированы в хорошем положении, но в дальнейшем ситуация может и измениться, - рассуждает Артем Нахаев.

Деньги на колесах: стоит ли вкладывать сбережения в покупку машины

По мнению Владимира Желобова, ожидать, что в ближайшее время цены на автомобили с пробегом начнут снижаться, не стоит. Наоборот, вероятнее всего их стоимость будет увеличиваться: дилеры ждут поступления новых автомобилей уже по новым ценам. А так как вторичный рынок неизбежно следует за тенденциями первичного, то стоимость машин с пробегом также будет расти. Однако автомобиль следует покупать тогда, когда в нем действительно есть необходимость, а не ориентироваться на ликвидность, сезонные предложения или экономику страны.

Весь прошлый год российский авторынок переживал стресс: цены выросли, а машин было меньше, чем желающих их купить. Несмотря на все это, в 2021 продали больше машин, чем годом ранее. В этой статье мы разберемся, почему так произошло, кому стоит покупать новую машину, а кому лучше подождать.

Что происходит с рынком автомобилей в России

Новые автомобили в России в 2021 году, по данным разных аналитических агентств, подорожали примерно на 20—40% .

«Автостат» пишет, что по итогам минувшего года средневзвешенная цена нового авто выросла на 20% и незначительно превысила 2 млн рублей. А с учетом дилерских наценок и допов покупатели ощутили рост на все 40%.

При этом продажи за 2021 год подросли: по сравнению с 2020 годом удалось отыграть 4,3%. За прошлый год в России продали 1,7 млн новых легковушек. Ситуация начала исправляться во втором квартале, когда государство смягчило карантинные меры и люди смогли свободно передвигаться по своим городам.

Автомобили с пробегом, по данным «Автостата», подорожали в среднем на 52%, или на 361 000 Р . Средняя цена выросла с 688 000 до 1 049 000 Р . Наиболее резкий скачок произошел под конец года: в ноябре цены поднялись на 6%, то есть примерно на 49 000 Р . В сентябре и октябре — на 4—5% .

Быстрее всего дорожали автомобили в возрасте от 3 до 7 лет, за год они выросли в цене на 30%. При этом многое зависит от конкретных моделей: пятилетняя Киа Спортейдж подорожала на 26%, а Шкода Октавия — на 19%. Так сильно машины не дорожали с кризисного 2014 года.

Причины роста цен на автомобили

Цены начали расти еще с конца 2014 — из-за падения курса рубля. Но 2020 год этот процесс подстегнул: из-за пандемии по всему миру остановились заводы производителей электронных чипов, полупроводников и других электронных компонентов. Вслед за ними временно встали конвейеры автозаводов.

Что за дефицит микрочипов

Микрочипы нужны для блоков управления двигателем, панели приборов, мультимедийной системы, трансмиссии и многих других систем. На чипах также работают компьютеры, смартфоны и прочая электроника.

Нехватка возникла из-за антиковидного локдауна: производство приостановили, а спрос на электронику, наоборот, подскочил. Это нарушило поставки и спровоцировало рост цен на автомобили и многие электронные устройства. Усугубил ситуацию пожар на японской фабрике Renesas в марте 2021 — это один из ключевых поставщиков микросхем. По этой причине мировой объем производства авто упал на 7%. Работу завода восстановили только летом.

Микросхем не хватает до сих пор, предприятия все еще не работают на полную мощность. Аналитики прогнозируют, что дефицит будет влиять на рынок электроники и автомобилей еще несколько лет.

В России чаще всего останавливали производство Лады Гранты — самой доступной и востребованной в стране модели. В 2019 за нее просили примерно 444 тысячи, а к июню 2021 года цена выросла до 559 900 Р .

Группа ГАЗ выкручивалась по-своему : временно выпускала некомплектные автомобили, а недостающую электронику предлагала установить, как только та будет доступна.

Дилеры в таких условиях потеряли в продажах. Потери они компенсировали за счет повышения доходности с каждой проданной машины. Продавцы в салонах навешивают на авто дополнительное оборудование, которое отдают по завышенной цене. В результате из-за каких-нибудь ковриков, камеры заднего вида, антикора и примитивной сигнализации за машину, которая стоит миллион, просят 1,3—1,5 млн.

Удорожание валют и инфляция также повлияли на ценообразование. В валюте, к примеру, расплачиваются за логистику и комплектующие. В 2021 году производители и импортеры закладывали курс доллара на уровне 72 Р , однако он превысил отметку в 77 Р — и это ощутимо повлияло на издержки автоконцернов.

Обзор рынка автомобилей за 2021 год

В 2021 году авторынок подрос относительно 2020, но само это сравнение не совсем корректно. Первый год пандемии больно ударил по автомобильной сфере: в 2020 году рынок упал сразу на 9,1%, тогда как в 2019 — на 2,3%. В последний раз он рос в 2018 году. Получается, что положительная динамика прошлого года обусловлена лишь низкой базой для сравнения.

В наиболее выгодном положении в 2021 году оказались авто массового сегмента. Самыми популярными по типу кузова стали седаны, за ними шли кроссоверы и хэтчбэки.

Рост продаж показали китайские марки: их производители не были так подвержены влиянию общего дефицита микрочипов, а для покупателей преимуществом стала их относительная дешевизна, дизайн и позитивные изменения в плане качества.

В 2021 году в 1,6 раза выросли продажи китайских электромобилей, в выгодном положении также оказались независимые китайские бренды. В отличие от совместных предприятий вроде SAIC Volkswagen, FAW Volkswagen, FAW Mazda и Dongfeng Honda, они быстро подстроились под ситуацию и наладили поставки полупроводников с внутреннего рынка Китая. В результате на рынке нет дефицита новых китайских автомобилей: в 2021 году в России продали больше автомобилей Джили, Чери и Хавейл, чем когда бы то ни было.

Самые подорожавшие автомобили 2021 года

За прошедшие 12 месяцев сильнее всего подорожали премиальные бренды — в среднем на 11,9%. Серьезно подорожали авто не самых массовых в России марок: Джип и Дунфэн — на 18%, Дженезис — на 17%, Мини и Кадиллак — на 16%.

Масс-маркет прибавил 10,5%. Ценники на модели Лады в течение года переписывали семь раз, цена выросла на 15%. Продукция УАЗа тоже подорожала на 15%. Для сравнения: Киа, Шкоды и Фольксвагены подорожали на 13%. Но все это справедливо, если смотреть только на рекомендуемую розничную цену без дополнительного оборудования дилера, по которой машину не купить.

Рост цен на самые продаваемые в России автомобили с учетом стоимости дополнительного оборудования

Модель Декабрь 2020 Декабрь 2021 Динамика
Киа Спортейдж 1 958 055 Р 2 801 189 Р 43%
Рено Дастер 1 263 293 Р 1 647 579 Р 30%
Киа Рио 1 200 194 Р 1 547 783 Р 29%
Мазда CX-5 2 502 180 Р 3 231 944 Р 29%
Шкода Рапид 1 133 574 Р 1 437 153 Р 27%
Хендай Крета 1 481 543 Р 1 866 068 Р 26%
Мицубиси Аутлендер 2 178 759 Р 2 608 670 Р 20%
Тойота RAV4 2 685 688 Р 3 199 795 Р 19%
Ниссан Икс-трейл 2 352 000 Р 2 776 258 Р 18%
Тойота Камри 2 558 048 Р 3 006 665 Р 18%

Самые дешевые автомобили 2021 года

Вряд ли уместно искать «дешевый новый автомобиль»: даже за самые простые модели в базовой комплектации просят приличные суммы. Тем, кто ищет бюджетную машину из салона, приходится отказываться от самого необходимого или даже экономить на безопасности.

Почти половина спроса пришлась на внедорожники. В 2021 году самой недорогой в этом сегменте в России по-прежнему оставалась Лада, только теперь она называется не просто 4 × 4 , а Нива Ледженд. Следом по популярности шли Хендаи и Рено, продажи которых выросли на 2%.

Рост цен на самые доступные автомобили в базовой комплектации, по материалам «Автоньюс»

Модель Январь 2021 Декабрь 2021 Динамика
Лада Веста От 606 900 Р От 835 900 Р 38%
Рено Сандеро От 697 000 Р От 869 000 Р 25%
Лада Гранта От 499 000 Р От 587 900 Р 18%
Шкода Рапид От 872 000 Р От 1 020 000 Р 17%
Фольксваген Поло От 885 000 Р От 1 033 000 Р 17%
Лада Икс-рей От 690 900 Р От 802 900 Р 16%
Шевроле Нексия От 744 400 Р От 850 900 Р 14%
Хендай Солярис От 815 000 Р От 920 000 Р 13%
Лада Нива Ледженд От 629 000 Р От 693 900 Р 10%

Анализ вторичного рынка автомобилей

Вторичный рынок перенял многие изменения рынка новых машин. Все, что повлияло на подорожание новых машин, привело к росту цен и на авто с пробегом.

Если в 2019 году на «Авито» можно было встретить неплохой Форд Фокус первого поколения за 250 000 Р , то сегодня за эти деньги можно рассчитывать только на Хендай Акцент.

Киа Спортейдж с пробегом за год подорожала на 26%. В 2020 году в Волгоградской области такую можно было найти за 1,1 млн рублей

Когда автовладелец продает свою машину, он обычно собирается купить что-нибудь другое. Он смотрит, как растут цены на новые авто, и либо выставляет свое подороже, либо вовсе отказывается от затеи с продажей, что сокращает объем вторичного рынка. Средний срок владения автомобилем в России в 2020 году достиг максимального значения — 4,8 года, по оценкам агентства «Автостат». 10 лет назад он составлял 3,7 года.

Спрос продолжает расти, а это главный драйвер на вторичке: многие решили не откладывать покупку машины, поскольку боялись повышения цен. В 2021 году россияне купили 6,06 млн машин с пробегом — это на 25% больше, чем в 2020. Сейчас покупают даже неликвид. Все приличное с ценой до миллиона сразу забирают перекупы. Так цены на авто с пробегом растут быстрее, чем на новые.

Что повлияет на цены автомобилей в 2022 году

В первые недели января 2022 года произошло традиционное повышение цен на новые машины — из-за одной только инфляции их стоимость проиндексировали в среднем на 3%, а на отдельные модели — сразу на 20%. Лада Гранта подорожала на 11 000 Р , Веста — на 27 000 Р , Шкода Рапид — на 24 000 Р , а Мазда 6 — на 28 000 Р .

Цены на автомобили из наличия остались прежними — и это мы говорим о машинах 2021 года выпуска, которые в обычное время отдавали бы с большой скидкой. Новое подорожание провоцируют те же причины, что и в прошлом году.

Инфляция и дефицит микрочипов никуда не исчезнут. За время пандемии производителям чипов стало выгоднее поставлять их для гаджетов и бытовой техники, а не для автопрома. Поэтому изменение цен будет зависеть в том числе от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие еще сбои произойдут в дальнейшем.

Проблемы с металлом. Осенью прошлого года цена алюминия обновила максимум с 2008 года, многие эксперты ожидают сохранения этого тренда в 2022 году. Подорожала и сталь, причем даже российские металлурги могут поднять цены на нее как минимум на 20%.

Политика дилеров вряд ли смягчится. В момент дефицита обязательным условием покупки машины стали кредиты, страховка и другие допуслуги. Однако дилерскими наценками уже заинтересовались власти: Минпромторг планирует ограничить наценку автодилеров на новые машины — максимум 10%. Впрочем, закреплять эту идею нормативно пока никто не собирается.

Подорожала логистика — за счет роста цен на топливо. Также не до конца понятно, как государство будет поддерживать автопром в 2022 году. Факторов еще много, но большая их часть провоцирует стагнационные процессы на авторынке.

Стоит ли ждать стабилизации авторынка

Цены вряд ли снизятся, даже если ситуация с микрочипами и металлом придет в норму, а заводы начнут работать в нормальном режиме. Аналитики агентства Russian Automotive Market Research прогнозируют три сценария развития ситуации в 2022 году:

  1. Базовый — дефицит машин продолжится как минимум до середины следующего года. Продажи снизятся на 1,28% и составят 1,5 млн легковых машин.
  2. Пессимистичный — продажи легковых автомобилей упадут на 2,59%, до 1,48 млн.
  3. Оптимистичный — продажи подрастут на 1,87%, примерно до 1,5 млн машин.

Реализация того или иного сценария будет зависеть от волн пандемии и от того, как долго еще продлится дефицит авто. Однако при любом исходе прогнозируют постепенный рост цен в пределах 8—10% . Наибольший скачок придется на второй квартал 2022 года.

Как сэкономить на покупке машины

В 2021 году покупатели машин паниковали. Они приходили к дилерам, потому что «завтра машина будет стоить еще дороже», — так им говорили знакомые, блогеры на «Ютубе» и, конечно же , представители дилеров. Поэтому к дефициту машин добавился повышенный спрос.

Сначала перестали давать скидки на машины, потом — отдавать их без допов на 100 000 Р . К концу года набор допов не изменился, но сильно изменилась цена: теперь даже неопытный автолюбитель чувствует, что это грубая и неприкрытая наценка за право забрать автомобиль из наличия. Вот что мы посоветуем.

Присмотритесь к машине, которой уже владеете. Особенно это касается технически несложных, массовых моделей с недорогими запчастями. Такие машины тоже сильно подорожали.

В 2019 не было смысла красить ржавую арку, менять затертую фару или цепь ГРМ, но сейчас это экономически оправданно — обслужите, отремонтируйте, подкрасьте. Не стоит менять машину просто потому, что ее вот-вот снимут с гарантии или она надоела.

Иногда кажется, что машина постоянно ломается, но и тут есть выход. Если для ремонта вам рекомендуют дешевые китайские запчасти, перейдите хотя бы на хороший неоригинал: вот увидите, машина будет ломаться гораздо реже. Вполне возможно, стоит обратиться за ремонтом или обслуживанием к другим специалистам.

Попытайте счастья в онлайн-шоурумах — например, такие есть у «Хендай» и «Дженезис». Затея очень хлопотная, машину ловить придется долго. Скорее всего, не получится выбрать цвет и комплектацию, но это лучше и выгоднее, чем брать что-то у дилера с допами на несколько сотен тысяч рублей. Другие марки тоже продают машины онлайн, но с допами — покупать в сети немецкий, французский или даже отечественный автомобиль пока что не выгоднее, чем в салоне.

Дальше будут советы для тех, кому все-таки придется пойти к дилеру.

Поищите новую машину в другом городе, даже если за ней надо будет лететь на самолете или ехать на поезде. Что бы ни говорили менеджеры дилеров Москвы и Санкт-Петербурга, условия везде разные. Скидок не будет, без допов не обойтись, но их будет меньше, а с кредитом и навязанными банковскими продуктами будет попроще.

Дождитесь машин 2022 года выпуска. Машины 2021 года продают по той же цене и с теми же допами, что в ноябре и декабре. В такой ситуации лучше немного подождать и взять машину 2022 года.

Вариант «заказать и подождать» часто не работает: все больше покупателей заявляют, что им не отдают заказанные машины без допов.

За время пандемии цены на новые автомобили выросли примерно на 30–40%. Многие автолюбители устремили свой взор в сторону «вторички». В статье расскажем про самые ликвидные авто на вторичном рынке и поделимся советами по выбору.

Зачем покупать подержанные автомобили, если в салонах есть новые

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Кажется, эта знаменитая цитата из произведения Ильфа и Петрова потеряла свою актуальность. По данным аналитических агентств, средневзвешенная цена на новую машину сейчас в России составляет около двух миллионов рублей. Позволить себе железного коня за такую стоимость может далеко не каждый.

Ситуация на вторичном рынке не лучше. Только за год цены на б/у автомобили выросли на 60% – утверждают эксперты «Авито.Авто». Средний ценник на данный момент – 640 000 рублей. По сравнению с двумя миллионами он кажется не таким грабительским. Поэтому российские автолюбители, которые раньше относились к подержанным машинам с предубеждением, скрепя сердце пересаживаются на них.

Кроме них есть несколько категорий людей, принципиально не покупающих новые авто. Например, новички после автошколы. Недостаток опыта вождения может приводить к авариям – как мелким, так и серьезным. Новый дорогой автомобиль поцарапать гораздо обиднее, чем подержанный дешевый.

Б/у автомобили также выбирают автолюбители, не отличающиеся постоянством. Некоторые из них за десять лет могут поменять до пяти авто. Если каждый раз брать новую машину, можно запросто разориться.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

Где искать подержанные автомобили

Купить подержанный автомобиль можно у следующих категорий продавцов:

  1. владельцы;
  2. перекупщики – частные лица;
  3. автосалоны.

Первый вариант – самый выгодный и надежный для покупателя. Цена у посредников может быть выше на 20–40%. К тому же не лишним будет пообщаться с человеком, который ездил на машине до вас. Одно дело – если это интеллигентный дедуля в очках, и совсем другое – прокуренный студент.

На поиски мы советуем сразу отправляться в интернет. Там публикуют предложения все перечисленные выше продавцы – в том числе и автосалоны.

Среди многочисленных онлайн-сервисов можно выделить четыре самых удобных и популярных.

Интернет-площадка, на которой можно купить абсолютно все. Поиск машины очень удобен – можно указать все необходимые параметры и отфильтровать неподходящие варианты. Из минусов – продавцов не обязывают указывать цены, поэтому часто приходится выяснять эту информацию самостоятельно.

Портал, специализирующийся на продаже транспортных средств и комплектующих к ним. Из фишек сервиса – функция сравнения моделей авто и конкретных объявлений о продаже. Минус – неактуальность некоторых объявлений, так как после продажи они не удаляются.

Это не только площадка для купли-продажи машин, но и крупнейший автофорум рунета. Здесь можно почитать отзывы о разных авто и самому поучаствовать в обсуждениях. В специальном разделе можно посмотреть машины, которые продаются на авторынках в разных городах.

Помимо объявлений на сайте есть раздел с новостями автомобильного мира и обзорами различных моделей. Можно ознакомиться с характеристиками интересующей машины и тут же подыскать подходящий вариант. Из минусов – на портале публикуются объявления с других сайтов, которые могут быть неактуальными.

Какие авто на вторичном рынке самые ликвидные

Перед приобретением авто предусмотрительные покупатели задумываются о том, как будут продавать его в будущем. Мало кто покупает машину с расчетом ездить на ней всю жизнь.

Через 3–5 лет, когда человек решит расстаться с железным конем, он может столкнуться с проблемами. Дело в том, что некоторые модели на вторичном рынке продаются с трудом из-за низкого спроса на них. А некоторые – очень сильно теряют в цене за счет износа. Придется либо занижать цену, либо ждать покупателя несколько месяцев.

Перед покупкой подержанного автомобиля стоит подумать о том, как вы будете продавать его через несколько лет

В начале февраля аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг самых востребованных на вторичном рынке России машин за 2021 год. Пятерка лидеров выглядит так:

Марка, модель Продано за 2021 год, тыс. штук
Ford Focus 138,9
Лада 2114 132,6
Hyundai Solaris 126,8
Kia Rio 126,8
Лада 2107 126,1

Однако эта статистика никак не учитывает потери в цене при перепродаже авто – а это очень важный фактор при оценке ликвидности. За пять лет эксплуатации некоторые машины могут потерять до 50% своей первоначальной стоимости.

Исследование, проводимое проектом «Правильная цена» и компанией «Автостат Инфо» в начале 2021 года, выявило автомобили, которые меньше всего теряют в цене за время использования. Топ-5 самых привлекательных с этой точки зрения авто представлен в таблице.

Марка, модель Остаточная стоимость после трех лет эксплуатации
Hyundai Creta 90,3%
Mazda CX-5 88,6%
Mazda 6 84,5%
Toyota RAV4 84%
Kia Sorento 82,7%

В рейтинге участвовали автомобили со сроком эксплуатации три года. Средний процент стоимости рассчитывался от цены продажи нового автомобиля у дилера. При других параметрах данные по ликвидности могут отличаться.

Мечтаете о новом автомобиле? Пора действовать! Купите новую или подержанную машину в салоне или напрямую у владельца, а деньги на покупку одолжит Совкомбанк. Кредит со ставкой от 14,9% годовых позволит быстро и легко пересесть за руль того авто, на покупку которого не хватало средств. Удобный калькулятор на сайте поможет рассчитать сроки и сумму платежей. Заполните заявку онлайн, ведь это занимает меньше минуты. С вами свяжется сотрудник банка для уточнения деталей и быстрого принятия решения.

Какие автомобили с пробегом покупать нельзя

Покупка машины на вторичном рынке – лотерея, особенно для людей, далеких от автомобильной темы. Идеальный с виду экземпляр может оказаться котом в мешке. Поэтому к покупке стоит хорошо подготовиться и по возможности привлечь знающего человека.

От приобретения следующих авто с пробегом эксперты советуют вовсе отказаться:

  • Daewoo Nexia;
  • Chery Amulet;
  • Renault Megane;
  • Citroen C5;
  • Mazda RX-8;
  • Chevrolet Lanos;
  • Nissan Primera III.

Их покупка сулит будущему автовладельцу множество проблем.

С каким пробегом автомобиль вообще лучше не рассматривать

Пробег и возраст – главные факторы, на которые стоит ориентироваться при покупке подержанного автомобиля. Оптимальными считаются показатели в 40–70 тыс. км и 4–6 лет. На таком автомобиле можно будет спокойно ездить несколько лет и не знать проблем. Конечно, при условии, что предыдущий владелец эксплуатировал машину бережно и регулярно проходил техническое обслуживание.

Что касается предельных значений пробега, то они различаются в зависимости от ценовой категории авто и страны выпуска. Эксперты советуют придерживаться следующих значений.

Ценовая категория:

  1. до 150 000 км – для бюджетных автомобилей;
  2. до 250 000 км – для автомобилей более дорогого сегмента.

Страна выпуска:

  1. до 100 000 км – для китайских авто;
  2. до 160 000 км – для американских;
  3. до 220 000 км – для европейских и корейских;
  4. до 250 000 км (а иногда и больше) – для японских.

Конечно, эти цифры весьма условны. Многие факторы не берутся в расчет: дороги, по которым ездил автомобиль, климат, количество владельцев и их отношение к машине, участие в ДТП. Каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально. Поэтому при выборе железного коня на «вторичке» рекомендуется заручиться поддержкой профессионала.


Что происходит со спросом

В свою очередь, эксперты «Авито.Авто» каких-то всплесков спроса и предложения пока не отмечают. В компании объяснили, что на основании данных за 2-3 дня преждевременно делать какие-либо выводы о долгосрочных изменениях. При этом аналитики спрогнозировали в ближайшей перспективе возможный непродолжительный рост спроса, «потому как уже планировавшие покупку клиенты поспешат это сделать быстрее в ожидании роста цен».

«По нашим опросам автодилеры ожидают изменения потока покупателей в связи со сложившейся ситуацией, но они будут краткосрочными на фоне общего тренда на снижение. Развитие ситуации на рынке автомобилей с пробегом будет зависеть от стабилизации экономической ситуации», — объяснили в «Авито.Авто».


С ними согласны и представители салонов подержанных машин. Так, менеджер одной крупной компании и вовсе назвал информацию об ажиотажном спросе «спекуляцией».

«Я бы точно не сказал, что российские автомобилисты ринулись массово скупать машины. На полное отсутствие клиентов жаловаться не приходится, но очередей пока не видно. В топах спроса традиционно массовые модели», — подчеркнул он.

Как меняется стоимость машин на вторичке

В «Авито.Авто», напротив, существенных колебаний в цене пока не наблюдают. Аналитики объяснили, что в объявлениях продавцы сначала запрашивают желаемую цену, но по какой происходит сделка, становится ясно позже. «Это всегда вопрос торга между продавцом и покупателем», — резюмировали в компании.

С выводами пока также не торопится эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizzoro Кирилл Чернов. В качестве примера он привел несколько объявлений от частников. Так, 15-летний Volvo ХС90 за 1 млн руб. стал дешевле на 100 000 руб. Одновременно, битый, но 3-летний Volkswagen Polo после каршеринга подорожал на 150 000 и теперь стоит 1 100 000 руб.


«Перекупские площадки» в большинстве своем цены не меняли: машины за 2-3 млн руб. свою стоимость не изменили, автомобили дешевле 2 млн руб. прибавили в цене по 100 000 руб. При этом, предложения, которые были у меня в закладках в трэйд-инн официальных дилеров, либо проданы, либо очень значительно подорожали», — подчеркнул эксперт.

Что будет с ценами и какие машины подорожают сильнее всего

По мнению экспертов, сомнений в том, что рост цен на подержанные автомобили будет продолжаться, практически нет. Как объяснил руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, в первую очередь подорожание коснется свежих автомобилей (до 5-7 лет) в хорошем состоянии.

«Это будет связано с существенным оскудением ассортимента новых автомобилей и растущей вслед за курсом рубля инфляцией», — подчеркнул он.

Схожее мнение высказал и Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков и основатель компании AutoExpert. По его словам, «стоимость автомобилей будет расти и дальше, судя по статистике». «Машину всегда выгодно можно продать на вторичном рынке, так как хороших предложений с каждым днем все меньше», — добавил эксперт.

Со своими коллегами согласен и Кирилл Чернов. При этом он не исключил, что скоро самым важным для определения цены на автомобили с пробегом будет не спрос или курс, а возможность поддержания этих автомобилей на ходу.

Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru

За последние два года ситуация на автомобильном рынке изменилась не в пользу покупателей. Это выражается в первую очередь в серьёзном дефиците машин и, как следствие, росте цен на них. На некоторые модели цены выросли на 25% за последние два года. По просьбе РБК Петербург эксперты дали несколько рекомендаций покупателям и поделились прогнозами относительного того, как может развиваться автомобильная отрасль в ближайшей перспективе.

Откуда взялся дефицит

Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс. легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «Однако, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс. авто», — говорит эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов.

Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины.

Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают опрошенные РБК Петербург специалисты. Как поясняет Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов. «Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.

Дефицит машин на российском рынке обостряется и из-за роста объемов экспорта продукции петербургских автозаводов. В текущем году экспорт вырос вдвое по сравнению с допандемийными показателями, отмечает Денис Гаврилов. Например, Hyundai, по данным «Auto-Dealer-СПб», в первом полугодии 2021 года из произведённых в Петербурге автомобилей экспортировал 14,6 тыс. машин против 7 тыс. в первом полугодии 2019 года.

При этом спрос на внутреннем рынке, по словам экспертов, подогревается не только дефицитом предложения, но и ожиданием дальнейшего роста цен на машины.

Почему растут цены

Как отмечают собеседники РБК Петербург, рост цен связан с изменением экономических условий для производителей и продавцов автомобилей. Речь идет о повышении стоимости материалов, которые используются в производстве, и колебании валютных курсов. По данным ЦБ, если на 1 сентября 2019 года курс евро составлял 73,1 руб., то на 1 сентября 2021 года — 86,4 руб. Таким образом, курс евро по отношению к российской валюте вырос на 18,2%.

Фото: Shutterstock

Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать

Фото: Michael Fortsch / Unsplash

Как Украина осваивает криптовалюты на фоне российской спецоперации

Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы

Фото: Pexels

Сотрудники воруют на работе: какие 10 мер помогут этого избежать

Неторопливый миллиард: как россиянину успешно выйти на рынок Индии

Работодатель должен вернуть работнику «избыточный» НДФЛ: как это сделать

Фото: Shutterstock

Услуги консалтинга востребованы как никогда: чего хотят компании

Однако в значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах. Потери они пытаются компенсировать за счёт повышения доходности на каждую проданную машину, поясняет директор по продажам «Прагматика LADA» Надежда Голибина. «В условиях дефицита автомобилей, объемы продаж производителей и дилеров сокращаются, что неминуемо приводит к снижению доходности. Поэтому повышение цен со стороны производителей и продажа дополнительных финансовых продуктов со стороны дилеров — это вынужденные меры для обеспечения базовой доходности предприятия», — сказала она.

В значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах.

По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. За последние два года рост цен был еще более существенным — особенно на популярные модели. Например, по словам Дениса Гаврилова, Hyundai Creta подорожал на 25%. Сейчас такой автомобиль в минимальной комплектации стоит 1,2 млн руб. А за последние 10 лет некоторые популярные модели выросли в цене почти вдвое. Так, по данным «Автостата», цена новый на новый Hyundai Solaris в минимальной комплектации за этот период выросла на 90% — до 840 тыс. руб.

Как купить дешевле

Впрочем, во многих случаях, как отмечают отпрошенные РБК Петербург эксперты, клиенты автосалонов могут рассчитывать на значительные скидки. Условием этого, как правило, является покупка машины в кредит. Как сказал газете «Ведомости» директор департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков, в 2020 году размер скидки для клиента, покупающего автомобиль в кредит, составлял 50-100 тыс. руб. в массовом сегменте и 100-200 тыс. руб. ‒ в премиальном.

Такая сделка будет особенно выгодна покупателям, у которых уже есть на руках вся необходимая сумма, поскольку в случае досрочного погашения кредита клиент сохраняет за собой скидку и сокращает объем выплат. Однако, как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, необходимо уточнить, допускают ли условия договора досрочное погашение кредита — нередко банки ограничивают такие возможности.

Если такая возможность есть, то размер скидки скорее всего покроет даже потери от досрочного снятия денег с банковского депозита, отмечают эксперты. «Чтобы понять, выгодно ли закрывать депозит для досрочного погашения кредита, нужно воспользоваться депозитным и кредитным калькулятором конкретного банка. Расчет потери процентов при досрочном закрытии вклада с учетом выгоды от частичного или полного досрочного погашения кредита покажет, стоит ли совершать данные операции», — рекомендует Евгений Миронюк.

Впрочем, по его словам, оценивая выгоды автокредита, необходимо учесть и то, что, как правило, вместе с ним придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании или иные финансовые продукты.

Как правило, вместе с автокредитом придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании.

Автокредит или потребительский кредит

Иногда чтобы избежать покупки дополнительных услуг, клиенты автосалонов предпочитают брать потребительские кредиты. Эффективность такого решения необходимо заранее просчитать, советует Евгений Миронюк.

С одной стороны, ставки по автокредитам, по его словам, обычно на несколько процентов ниже, чем по потребительским. «Это объясняется тем, что залоговое кредитование [купленный за автокредит автомобиль находится в залоге у банка — ред.] менее рискованно для банков», — говорит он. Сегодня ставки по автокредитам, по словам эксперта, варьируются в зависимости от условий договора в диапазоне от 3,9% до 21,9%.

С другой стороны, отмечает Евгений Миронюк, в большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической. Разница может достигать 10% в большую сторону. «Это связано с тем, что в рекламах указывается маркетинговая ставка, тогда как реальная процентная ставка оглашается в зависимости от типа подтверждения дохода заемщика», — говорит он.

В большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической.

«Белые» и «серые» автодилеры

Автодилеры заинтересованы в том, чтобы клиент купил машину за автокредит, поскольку они получают комиссию как с выданного кредита, так и со страховки, говорит исполнительный директор «ЕвроАвто» Виталий Новиков. По его словам, дилеры получают примерно 20-25% от стоимости страховки КАСКО и 90% — за страхование жизни.

Однако нередко покупатели сталкиваются с тем, что дилеры в принципе отказываются продавать машину без автокредита. Как считает Виталий Новиков, это верный признак того, что покупатель столкнулся с перекупщиком — неофициальным дилером, который покупает автомобили у официальных дилеров и перепродают их по сильно завышенным ценам.

«Обычно ситуация выглядит так: вы приезжаете за выбранным автомобилем, а его нет. Дилер сообщает, что машина находится на какой-то другой площадке и предлагает оформить кредит. Вы оформляете кредит, а потом вам предлагают взять какой-то другой автомобиль и уже за другие деньги», — говорит собеседник РБК Петербург. По его словам, недобросовестных автодилеров легко распознать по рекламе — они предлагают автомобили сильно ниже средних цен рынка (а при заключении сделки цена оказывается значительно выше).

Лишнее звено

Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что ситуация, когда официальный дилер отказывается продавать имеющуюся машину без кредита, невозможна. Но, если покупатель не хочет оформлять кредит, зачастую дилер будет готов продать машину только с существенной наценкой. «Сейчас при продаже за наличные дилеры просто сильно повышают стоимость автомобилей сверх стоимости производителя. Например, KIA Carnival в среднем стоит около 3,5 млн руб., но продать её могут и за 4 млн руб.» — говорит Виталий Новиков.

«В условиях дефицита предложения и сохраняющегося умеренно высокого спроса, сегодня действительно непросто найти дилера, который будет готов продать автомобиль со значительными выгодами для клиента, к которым за предыдущие 5-7 лет привыкли покупатели», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.

Однако главное изменение, которое отражается на подходе к работе с клиентами, заключается в том, что автодилеры перестали быть заинтересованы в долгосрочных отношениях с покупателями, уверен Виталий Новиков. «Рынок продавца в условиях нестабильности изменился кардинально. Раньше, когда дефицита не было, дилерам был важен каждый покупатель. Сейчас автомобилей меньше, чем желающих их купить, поэтому дилеры выбирают, кому его продать и выбирают того, кто готов заплатить больше», — говорит он.

Такой подход, по его словам, противоречит долгосрочным интересам автопроизводителей. По мнению Новикова, не исключено, что в перспективе они будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров. Так Hyundai осенью 2020 года запустил прямые продажи. Впрочем, в компании в ответ на запрос РБК Петербург отказались рассказывать о причинах такого решения.

Не исключено, что в перспективе автопроизводители будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров.

Покупка автомобиля с пробегом

С учётом сложившейся на рынке ситуации иногда оптимальным решением будет покупка автомобиля с пробегом. Как отмечает Виталий Новиков, чтобы принять решение, нужно учесть, насколько интенсивно будет эксплуатироваться автомобиль. «Можно сделать простую калькуляцию и прикинуть, какие затраты у вас будут на содержание автомобиля с пробегом, если он выйдет из гарантии; и сколько вы потеряете при перепродаже. Приведу пример: в 2012 году я купил новый «Мерседес» за 2 млн руб. и продал его через год и три месяца за полцены. Получилось, что каждый месяц, что я на нём ездил, обошёлся мне примерно в 70 тыс. руб. Затрат на эксплуатацию, кроме ТО, у меня не было, получается бОльшую часть денег я потерял. Мне было бы выгоднее тогда купить автомобиль с пробегом и выше классом», — говорит эксперт.

Дополнительным стимулом к такому решению может стать то, что найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне. По оценкам Дениса Гаврилова, срок ожидания определенной модели нового автомобиля может составлять до полугода.

Найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне.

Однако ситуация на первичном рынке косвенно влияет и на сегмент подержанных автомобилей, отмечает Надежда Голибина. По ее словам, из-за дефицита новых машин в Петербурге двухлетний автомобиль может продаваться по цене нового в базовой комплектации. По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.

Изменится ли ситуация для покупателей

Учитывая мировые и российские тенденции дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает Роман Слуцкий. «Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке. Однако, я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.

Опрошенные РБК Петербург эксперты не смогли назвать факторы, которые бы способствовали резкому наращиванию объема поставок автомобилей на российский рынок или объема их производства внутри России. «Это было бы возможно, если бы электронная индустрия неожиданно повернулась в сторону автопрома. Но, очевидно, что этого не будет», — резюмирует Денис Гаврилов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: