В чем главный вклад гегеля в развитие философии

Обновлено: 19.04.2024

В этой статье пойдёт речь о Гегеле — одном из важнейших западных философов. Основные труды Гегеля написаны им или созданы из конспектов его лекций в первой трети XIX века. Его важнейшими произведениями считаются «Наука логики» и «Феноменология духа», которым и посвящена эта статья.

Метод

Основа философии Гегеля — знаменитый закон отрицания отрицания, объяснённый в последней главе «Науки логики», но прослеживающийся и в более ранних трудах. Его понимание — ключ ко всей философии главного героя статьи. Чтобы объяснить его, нужно начать издалека, а именно, с категории опосредования.
Любое движение мысли начинается с непосредственного. Непосредственное — изначальное, не рассмотренное через что-то другое, то, каким предмет предстаёт в простом созерцании. Соответственно, опосредование — рассмотрение предмета через что-то другое, «посредством» чего-то.

Отрицание отрицания — это опосредствование.
Непосредственное — первое положение (тезис) . Из него следует его отрицание (антитезис) . Отрицание означает не отвержение, а просто приставку «не»: например, отрицанием книги будет не книга .
В свою очередь, из первого отрицания (антитезиса) следует отрицание отрицания — синтез . Отрицание отрицания есть возвращение к непосредственному положению (тезису), но уже через отрицание (антитезис). Таким образом, отрицание отрицания есть опосредование положения.
Опосредование также называется Гегелем рефлексией , часто используется словосочетание «рефлексия в себя». Оно означает именно «углубление» в себя через отрицание отрицания.

Но в отрицании по Гегелю не утрачивается содержание отрицаемого. Отрицание «не книга» содержит в себе положение «книга» , хотя и не есть само это положение, так же, как и отрицание отрицания «не не книга» содержит отрицание «не книга» . Снятие — как раз такое отрицание, сохраняющее в себе отрицаемое. Любое отрицание есть снятие, «не книга» содержит «книгу» снятой. Отрицание отрицания есть снятие снятия, таким образом, в нём сохраняется и содержится как непосредственное положение, так и его отрицание. Движение отрицания отрицания можно назвать снятием односторонности предмета, «не не книга» содержит больше знания, чем просто «книга» , так как в «не не книге» содержится ещё и понятие чего-то другого по отношению к «книге» .

Теперь, чтобы было понятнее, приведём пример отрицания отрицания из начала «Науки логики».
— То непосредственное, с чего всё начинается — чистое бытие , это положение или тезис . Чистое бытие не содержит определений, не имеет содержания (поэтому оно «чистое»).
— Поскольку оно ничего не содержит, оно есть ничто . Ничто — не бытие, поэтому ничто — отрицание бытия, антитезис .
— Поскольку ничто рассматривается, оно есть, следовательно, оно не только есть бытие, перешедшее в ничто, но и ничто, перешедшее в бытие. Этот переход бытия и ничто друг в друга, в котором бытие и ничто «растворились» друг в друге, есть наличное бытие , или нечто, т. е. наличие чего-то. Нечто есть отрицание отрицания, синтез . Об этом, кстати, упомянул сам Гегель.
Наличное бытие так же, как чистое бытие, есть бытие. То есть в ходе отрицания отрицания бытие вернулось к себе, опосредовалось через ничто. Бытие сняло односторонность, «вобрало в себя» своё отрицание — ничто.
Как-то так работает метод отрицания отрицания. Именно этот метод Гегель утверждал в качестве формы синтетического мышления.

Наконец, важные замечания. Во-первых, отрицание отрицания — это не единство положения и случайного, не пойми откуда взявшегося его отрицания, такое понимание вульгарно. Отрицание положения всегда берётся из самого положения, а не извне, отрицание отрицания также следует из самог о первого отрицания, а не просто постулируется познающим.
Во-вторых, опосредованное есть вместе с тем непосредственное, синтез тоже выступает как непосредственное положение в следующей триаде отрицания отрицания.

Наука логики

Рассмотрим дальнейшее развитие мысли Гегеля в «Науке логики», изданной в 1812-1816 гг. Она разделена на 3 книги — учения о бытии, сущности и понятии. Нетрудно догадаться, что бытие — непосредственное положение, сущность — его отрицание, понятие — отрицание отрицания.
Что такое бытие, уже примерно разобрались. В «Учении о бытии» описаны формы определённого бытия — качество, количество, в-себе и для-себя-бытие, мера. Если останавливаться на каждом понятии, понадобится отдельная статья (когда-нибудь, возможно, сделаю), здесь стоит объяснить 2 понятия, встречающиеся у Гегеля почти на каждой странице — в-себе-бытие и для-себя-бытие . Первое непосредственно и есть простое тождество сущего с самим собой. Для-себя-бытие — результат отталкивания инобытия (бытия в ином) и притяжения к себе, то есть представляет собой то же отрицание отрицания/опосредование/рефлексию в себя.
Ещё можно заметить, что определение (= придание определения) есть ограничение и отрицание всего другого, что не есть это определение. Поэтому всё конечное (определённое) отрицательно, с точки зрения Гегеля.

Сущность развивается из меры, единства качества и определённого количества. Именно мера выступает праобразом сущности, последняя есть результат слияния качественного и количественного определений меры.
Сущность Гегель определяет следующим образом: сущность — бытие, в котором определения сняты (имеются ввиду качественные и количественные определения), приводящее себя к непосредственности через опосредование отрицанием себя самого . Разобрать эту запутанную фразу поможет пример.
Человек изменяется во времени. Человек в 15 лет и в 25 лет — не одно и то же. За эти 10 лет он постоянно подвергал себя (а именно своё актуальное состояние, актуальные определения) отрицанию и опосредованию, он менялся всё это время, а изменение — отрицание актуального состояния. Однако в результате опосредования человек приводил себя к непосредственности. Человек так же непосредственен в 25, как в 15. То общее, что есть человек и в 15, и в 25, есть его сущность . Эта сущность содержит множество определений, но она одна и едина, поэтому можно сказать, что определения в ней сняты.

Гегель утверждает, что сущность есть отрицание бытия , а именно, его «самоуглубление». Ещё приводится такое определение: «вогнутое в себя бытие», возможно, кому-то это облегчит понимание. Следовательно, даже бытие в сущности снято. Результат рефлексии сущности в себя, т. е. того самого движения отрицания отрицания, есть её основание . Основание в том же смысле, в каком бетонный фундамент есть основание бетонного здания. Сущность, опосредованная условием (по значению близко к причине) и основанием — вещь, или существующая сущность . Совокупность вещей и их явлений (видимости) есть действительность , следовательно, вещь есть претворение сущности в действительность, это раскрывается в «Феноменологии духа». Пример: единорог — сущность, но он не существует и не есть вещь, т. к. ничто не вызвало его претворения в действительность.
В конце «Учения о сущности» движение отрицания отрицания приводит к абсолютному . Как уже было сказано, отрицание отрицания есть снятие односторонности, поэтому приход к абсолютному неизбежен. Абсолютное сначала выступает, как субстанция сущностей, то есть то общее, что есть у всех сущностей и ограничением чего они являются. Вообще всё конечное есть ограничение абсолютной субстанции, то есть акциденция. За это утверждение Гегеля называют спинозистом, ибо Спиноза в «Этике» утверждал почти то же самое. Разница в том, что у Гегеля абсолютное, как оно описано в «Учении о сущности», ещё не есть Бог, и в том, что Спиноза начинает с абсолютного, а Гегель им заканчивает. Кроме того, абсолютное как субстанция есть собственная причинность. Субстанция есть для себя причинность, поскольку вызванные причинами ограничения субстанции до сущности суть все проявления субстанции. Конечно, это далеко не всё, о чём Гегель пишет в «Учении о сущности», здесь приведено лишь самое важное и то, что потребуется для объяснения «Феноменологии духа».

О том, как субстанция переходит в понятие, Гегель пишет в самом последнем абзаце «Учения о сущности». Абсолютная субстанция делит себя на положительную всеобщность (результат рефлексии внутрь себя) и отрицательную единичность (результат рефлексии в определённость). Их единство, частное , делится на определённую простоту (всеобщий момент частного) и на простую определённость (момент единичности частного). Единство простой определённости и определённой простоты и есть понятие .
Пример. Понятие «книга» есть определённая простота, поскольку конкретным содержанием понятия «книга» может быть абсолютно любая книга, это всеобщий момент понятия. Также «книга» содержит момент единичности, потому что понятие «книга» — что-то определённое и конкретное. Но книга как определённое, конкретное и книга как всеобщее — одно и то же понятие «книга» , следовательно, оно есть тождество всеобщности и единичности .
Понятие — отрицание сущности и, следовательно, отрицание отрицания. Действительно, понятие есть бытие, опосредованное сущностью. Гегель также утверждает, что понятие — основание сущности (т. е. результат её рефлексии в себя), сущность, возвратившаяся к бытию, и единство бытия и сущности и их истина.

Понятие отрицает само себя. С одной стороны, понятие книги тождественно самой книге , с другой — понятие книги есть лишь внешняя форма, в которую облекается книга . Так вот, понятие как внешняя форма — субъективное понятие , а понятие как тождество этой внешней формы и содержания, объекта, есть объективное понятие . Тождество объективности и субъективности, или возвращение субъективности к себе, есть идея . Завершается «Учение о понятии» тем, что мышление приходит к абсолютной идее, то есть идее абсолютного, и всё предыдущее движение мышления в форме отрицания отрицания — самопознание абсолютной идеи.

Соответственно, вся «Наука логики» — не бессвязный набор положений, а единая история самопознания абсолютной идеи. Тем, кто собирается читать «Науку логики», я бы посоветовал иметь это ввиду и обращать внимание не только на дефиниции категорий, но прежде всего на то, как из одной категории выводится следующая.

Теперь можем переходить к «Феноменологии духа».

«Феноменология духа» повящена, собственно, раскрытию духом самого себя в своих явлениях, это второе важнейшее произведение Гегеля, изданное в 1807. Несмотря на то, что оно написано раньше «Науки логики», начать изучать Гегеля стоит именно с последней, чтобы понять метод Гегеля и основные принципы развития его мысли. К этому труду также применимо всё сказанное в последнем предложении предыдущего абзаца. Дух тоже раскрывает себя через отрицание отрицания, хотя в предисловии к «Феноменологии» этот принцип определён не так точно, как в «Науке логики». Что такое дух? Непосредственно он выступает, как субстанция чистого сознания, то есть сознания, взятого без содержания. Содержание сознания — мышление и понятие — инобытие духа (бытие в ином), оно произведено духом. Впоследствии дух раскрывается как сущность и самость и доходит до познания себя как абсолютного, всеобщего духа. Вся «Феноменология», как и вся история человечества и человеческой мысли, определяется как процесс самопознания абсолютного духа. Все этапы этого самопознания необходимы, отсюда утверждение, что свобода есть осознанная необходимость (которое, кстати, тоже было ещё у Спинозы).

Читая следующее повествование, попробуйте сами провести исторические параллели.
1. Единичное сознание. Феноменология начинается с непосредственной и изначальной деятельности сознания — восприятия. Воприятие есть отношение между простым «Я» и «этой» (то есть конкретной, определённой) вещью. следующий этап — рассудок , уже оперирующий понятиями, всеобщим, абстракциями, здесь ничего оригинального. Затем сознание становится собственным предметом, переходит в самосознание . Последнее разделяется на 2 равных самосознания, переходящих друг в друга, одно есть предмет, другое — рассматривающее. Именно здесь, когда чистое сознание стало предметом, оно впервые созерцает непосредственный дух как субстанцию обоих самосознаний, то общее, благодаря чему они суть одно самосознание. Самосознания сливаются друг с другом в среднем между ними, которое тоже есть самосознание.
Здесь стоит сделать отступление и сказать про форму отрицания отрицания в «Феноменологии», приведённую Гегелем в предисловии. Непосредственное знание отчуждается от себя, становясь предметом, и возвращение его к себе есть единство рассматривающего сознания с предметом. В эту форму облечены многие положения «Феноменологии», а также и всеобщее содержание этого труда, как будет видно дальше.
Итак, выявленное единое самосознание разделено на рассматривающее и рассматриваемое, предмет. Это сознания господина и раба соответственно. Сознание раба рефлектируется через сознание господина, обретая для-себя-бытие, осознаёт свою существенность как предмета и обретает самостоятельность. Здесь же появляется мышление.
Мыслить, согласно Гегелю — так относиться к предмету, чтобы видеть в нём для-себя-бытие сознания, или быть для себя как сущее в себе. Проще говоря, мышление —движение сознания внутри самого себя и понятия. В мышлении сознание уходит в себя, становится «стоическим» — безразличным к внешнему по отношению к сознанию. Стоицизм переходит в скептицизм. Отвергая объективность, скептическое сознание отвергает истину, становится случайным и беспорядочным и, в конечном итоге осознав свою случайность и беспорядочность, становится несчастным сознанием . Последнее обращается к действительности и в действовании видит свою достоверность.

Сознание стало разумом. «Разум есть достоверность сознания, что оно есть вся реальность» — цитата Гегеля. Это означает, что разум рассматривает действительность как своё инобытие. Следовательно, он есть единство сознания и самосознания. Чтобы заполнить себя этой действительностью как содержанием, разум обращается к эмпиризму, эмпирической науке. В том числе, он заполняет себя знанием о других индивидах и себя рассматривает как индивида. Здесь сознанию открывается нравственность, духовное единство индивидов, всеобщее самосознание. Сознание переходит от единичного сознания к частному.

2. Коллективное (частное) сознание. Если так же подробно пересказывать эту часть, между прочим, занимающую больше половины «Феноменологии духа», просто не хватит места, так что ограничимся кратким описанием. Формы развития сознания — народ как «нравственная субстанция», добродетель, обращение сознания к действованию, субстанция действительности, называемой Гегелем «самой сутью дела», семья и правительство, на этом следует остановиться. Семья есть воплощение «божественного закона», под которым подразумевается непосредственный долг по отношению к семье (хранительницами которого по Гегелю и не только являются, кстати, женщины). Но семье как божественному закону противостоит «человеческий закон» общественности, имеющей действительность в правительстве. Первый закон побуждает нарушать второй, это источник преступления, после которого божественный закон уничтожен правительственным. В этом разделе Гегель утверждает, что индивид, не принадлежащий семье или народу, то есть коллективу, несущественен и не имеет никакой ценности. Ну так вот, общественность лишается духа. Сознание видит свою несущественность, дух отчуждается от себя.

В отчуждении сознание разделяется на то, чей предмет действителен — просвещение, обращённое к действительности, лишённой духа, и то, где предмет — само идеалистическое в обыденном смысле этого слова сознание - веру. Это — «мир образованности» , мир просвещения . Дух этого мира — «проникнутая самосознанием духовная сущность», по выражению Гегеля. Сознание стремится подогнать под себя действительность, категории мира просвещения — хорошее и плохое. Государственная власть возводится до самости, принимая жертву для-себя-бытия, служение этой власти — лесть. Дух мира образованности выступает для сознания, как абсолютное извращение и бессмысленная болтовня ни о чём ( можно проследить параллель с более поздними критиками просвещения, в частности, некоторыми экзистенциалистами, традиционалистами и, отчасти, неомарксистами ).
Просвещение разоблачает само себя, сознание вновь отчуждается. Отчуждённое сознание разделяется на веру и здравомыслие, последнее уничтожает веру, заполняя её своим содержанием, из абсолютной сущности (Бога, который ещё не познан) делает преходящую (исчезающую) вещь, то есть Ницше, если что, не первый заметил убийство и смерть Бога. Здравомыслие, отвергающее, напомню, просвещение и поглотившее веру, претворяется в действительность и становится абсолютно свободной абсолютной волей , действующей через правительство. Однако, поскольку абсолютная воля действует через правительственные органы, при чём различные, она ограничивается и распадается. Единственное действование абсолютной воли, следовательно, есть смерть. Воля чувствует ужас перед смертью.

Отчуждённый дух (отчуждённый в лишённом духа обществе, отвергнувшем «божественный закон») находит себя в противоречии между сущностью абсолютной воли и её проявлением. Абсолютная воля для него — истинность, возник моральный дух. Сознание обрело истинность и стремится ко всеобщности. Абсолютная теперь уже сущность есть долг, принятие его сознанием — совесть. Последняя проста и лишена содержания, она воспринимает долг непосредственно. Соответствующее долгу определяется, как справедливость.
Совести не доверяет общество, так как не может убедиться в её доброте, совесть и общественное сознания отвергают друг друга. Совесть признаёт, что она есть зло, ибо полагает себя выше закона. Всеобщее сознание видит в признавшейся совести себя. Взаимное признавание совести и всеобщего сознания есть абсолютный дух .

3. Абсолютный дух познают религия и искусство, но ведущая роль принадлежит, по мнению Гегеля, философии.
Всё это, конечно, очень сжатый и поверхностный пересказ этого труда, но только таким и придётся ограничиться в рамках общей статьи.

Абсолютный дух рассматривает всю предыдущую историю, как своё самопознание, как уже было сказано выше. Поэтому и индивидуальное сознание, и даже коллективное существенно лишь постольку, поскольку есть момент истории духа. Да, Гегель был радикальным коллективистом. Второе следствие из «Феноменологии» — конец истории, который Гегель видел в своей философии. Действительно, абсолютный дух раскрыт, можно заканчивать время…
По методу и структуре «Феноменология духа» аналогична «Науке логики», она тоже представляет собой одну связную ветвь развития через отрицание отрицания и тоже полагается самопознанием абсолюта. Общая структура «Феноменологии» — также отрицание отрицания: непосредственное сознание отчуждается от себя, становясь своим предметом, и возвращается в себя, достигнув единства предмета с собой в абсолютном. Ту же форму можно заметить в триаде: нравственный дух — отчуждённый дух — моральный дух.

Примерно так выглядят основные положения философии Гегеля. Конечно, собрание его сочинений не исчерпывается двумя трудами, он попытался сформировать целостную систему во всех сферах, куда смог дотянуться с помощью философии. Но обо всём за раз рассказать невозможно, так что о других сторонах учения Гегеля речь пойдёт, возможно, в следующих статьях.

Кант: «Есть две главные вещи на свете: звездное небо над тобой и нравственный закон внутри себя».

Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг.

Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.

Позднее Кант формулирует

Комплекс нравственных обязанностей(моральные правила):

А)Обязанности человека по отношению к самому себе:

забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Главный помощник – совесть.

Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.

Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.

Георг Фридрих Вильгельм

выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета.

Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.

3.1. Идеалистическая система Гегеля:

Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит

3 основных этапа своего развития:

Развитие мира (абс. идеи) бесконечно

1 этап. Сфера чистого мышления:(кн. “Логика”)

Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).

2 этап. “Инобытие духа”.

Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.

3 этап. Мировой разум.Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “мировой разум”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).

Выводы идеалистической системы Гегеля:

1. Главная движущая сила развития - идея.

2. Процесса развития мира бесконечен.

3. Роль идей, духовного начала в жизни общества.

1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:

Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир)

в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего).

2. Выделил особенности развития:

а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние (т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение.

Например: проблемы страны (России), семьи.

3. Сформулировал три закона диалектики:

А) закон единства и борьбы противоположностей:

(показывает источник развития - противоречия);

Противоположности предмета (явления) борются между собой

и одновременно находятся в единстве.

Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.

Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.

Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития)




Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимыхколичественных изменений.

Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.

В) закон отрицания отрицания:(показывает направленность развития);

При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.

Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское):

1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

- теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух);

- диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

- единственно существующая подлинная реальность;

- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

- а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

- творение материи из воздуха;

- сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

- искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

- целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории;

- познает себя через познавательную деятельность человека;

- творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

- все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);

- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

- единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

- существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

- данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;

- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис - «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез - «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.




По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

- а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).

Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время, понятое гениальными людьми - философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

- философию гражданского общества;

- диалектику - как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей.

Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

- государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог);

- право - наличное бытие (воплощение) свободы;

- общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

- противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;

- противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

- «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

Система гегелевской философии. Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.

Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» – первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит.

Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее – чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. «Определенное бытие» на следующей ступени выступает как «нечто определенно сущее», или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество выступает как мера. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности».[89]

От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям – к сущности. Основным содержанием этой части является рассмотрение Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие – это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении основания и следствия, формы и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике всякого изменения и развития.[90]

По Гегелю, познание отношения тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность – это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой совершается развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода – это осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством понятия и предмета.

От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» – природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире.[91]




Третья ступень развития абсолютной идеи – дух, который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух – это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным волеизъявлением, а система права есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве[92]. Абсолютный дух – это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, – это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи.[93]

Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система – это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе «триады» – тезиса – антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой – позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний.

Его философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.

Гегелевская диалектика. Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.

Правда, Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» – абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т. п.

Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы таких «парных категорий». Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики».[94]

Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера – это качественное количество или количественное качество», «действительность – единство сущности и существования», «случайность – то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.[95]

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество – это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее[96]. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой закон – взаимопроникновение противоположностей – позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

Наконец, закон отрицания отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.

Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т. п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.

Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.

Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Эти противоречия были сняты К. Марксом и Ф. Энгельсом, когда они осуществили преодоление гегелевского объективного идеализма и разработали новую форму диалектики – материалистическую диалектику. Однако в дальнейшем произошла такая догматизация марксизма, которая, как и в гегелевской философской системе, вела к утверждению мысли о «вершине» философского знания. Но теперь уже в форме философии марксизма, которой единственно был приписан статус науки, что якобы отличает философию марксизма от всей предшествующей философской мысли.

Социально-философские концепции. Социально-философские концепции Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др.

В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство.

Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация[97]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно, оно есть основание гражданского общества[98]. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного строя, при этом философ говорит о закономерном диалектическом характере взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества. И хотя государство – это «шествие Бога в мире», он признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но становится неразумным.[99]

Гегель дает различные трактовки государства: государство как идея свободы; государство как единый организм; государство как конституционная монархия; государство как «политическое государство». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует «идее государства».

Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства[100]. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.

К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ конца XVIII - начала XIX веков. Он является одним из представителей классической немецкой философии.

Философ пытался разрешить проблему равенства мышления и бытия. В процессе развития сознание человека проходит те же стадии, которые проходило все человечество за свою историю, таким образом, по мнению Гегеля, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившийся истории или, как называет философ, "абсолютного духа". И, благодаря этому, достигается то самое равенство мышления и бытия.

Развитие индивидуального сознания происходит через движение (от абстрактного к конкретному) и на каждом новом этапе происходит воспроизведение опыта, накопленного на предыдущем этапе, но на более высоком уровне. Развитие проходит определенные этапы:

Первый - сознание антагонистично человеческому "Я" и является только созерцающим; Второй - сознание становится самосознанием (осознание человеком самого себя, как личности); Третий - осознание духовности окружающего мира и осознание себя, как части этого мира.

Философ стремиться обобщить все бытие во всех его проявлениях единым понятием. И этим понятием становится "Абсолютная идея", которая так же развивается путем движения. А средством для этого развития выступает природа, которая была сотворена Богом, чтобы из нее появился человек и человеческий дух.

Гегель в своей философии смог обобщить все важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона.

Закон перехода количественных изменений в качественные . Развитие чего-либо происходит через накопление некоторых количественных изменений, которые, в определенный момент, нарушают меру и перетекают в качественные изменения.

Закон о взаимопроникновении противоположностей. Противоположности, находясь в непрерывном движении, взаимно переходят друг в друга и начинают себя определять и предполагать, но, в то же время, и отрицать.

Закон отрицания. Который описывает развитие в виде прохождения трех стадий: приобретение тезиса, отрицание этого тезиса (антитезис) и снятие отрицания или противоречия (синтез).

Гегель своими трудами смог повлиять на развитие социологических наук (он одним из первых изучил и описал процесс социального развития личности). Его труды повлияли на взгляды К. Маркса и способствовали появлению социологии конфликта. Он разработал концепцию гражданского общества, разделив государственную и гражданскую сферы. Его по праву можно считать классиком философии, так как его труды оказали огромное влияние на становление и развития многих направлений в науке и философии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: