В чем состоит вклад в научный менеджмент фредерика тейлора

Обновлено: 18.04.2024

Ф. Тейлор – основоположник научного управления производством. Принципы научной организации управления. Вклад в развитие управления последователей Ф. Тейлора: Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Школа научного управления (1885-1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX – начале ХХвв.

Основные представители: Фредерик Тейлор, Лили Гилбрет и Генри Гантт., Г. Эмерсон. Они полагали, что, благодаря наблюдениям, замерам, логическим методам и анализу можно усовершенствовать многие операции ручного труда. На первой стадии этого подхода предлагалось проанализировать рабочее задание и определить его основные компоненты. На основе полученных данных исследователи изменяли рабочий процесс, устраняя лишние движения, и разрабатывали максимально стандартизированные процедуры.

Представителями научной школы:

- проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;

- проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);

- исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;

- разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;

- предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;

- обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;

- устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;

- признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;

- управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.

Недостатки школы научного управления: недооценка человеческого фактора, отсутствие исследований социальных аспектов поведения.

Первых менеджеров в основном волновал вопрос эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент — это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Существуют определенные черты характера и навыки, которые характерны для всех преуспевающих менеджеров. В связи с этим многие исследователи предложили изучать личность исходя из ее характера. Утверждалось, что если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, обладающих такими качествами.

Результаты исследований показали, что определить параметры менеджмента таким образом невозможно, ведь даже такая категория, как ум, в некоторых случаях может не иметь в нем первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характера просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: наука ли менеджмент?

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.Тейлором (1856 — 1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

По Тейлору, основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на этой же основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки кадров и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф.Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. Учение Тейлора нашло дальнейшее развитие в трудах Г.Л.Ганнта, супругов Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г.Форда и др., разработавших свои оригинальные концепции менеджмента.




Г.Ганнт (1861 — 1919), один из учеников Тейлора, рассматривал производство как замкнутый цикл. Он считал, что усовершенствовать механизм функционирования предприятий можно путем обновления системы формирования задач и распределения поощрений и премий. Г. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Изобретенная им система заработной платы находит свое проявление в нынешней повременной и сдельной формах оплаты труда.

Становление науки об управлении связывается также с именами Ф. и Л. Гилбертов. Они провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Ф. Гилберт первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движений работников, что позволило ему разработать так называемые самокарты. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.

Талантливым последователем Ф. Тейлора был Т. Эмерсон (1853—1931). В 1900 г. вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. — «Двенадцать принципов производительности труда», главный его труд. В этой книге сформулированы двенадцать правил управления, обеспечивающих рост производительности труда. Они актуальны и сегодня.

Генри Форд (1863—1947) — основатель американского автомобилестроения, разработал теорию, получившую название «фордизм». Суть ее в том, чтобы высоко оплачивать труд каждого рабочего, обеспечивать хорошее состояние техники, приучать людей уважать окружающих и себя, широко использовать научные знания в организации производства и управления.

Таким образом, к 1920 г. сформировалось целое направление в исследованиях — первая научная школа, получившая название школы научного менеджмента, В основе учения этой школы лежат следующие принципы: использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач; отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда; выделение планирования в функцию управления; становление менеджмента как самостоятельной науки; формирование функций менеджмента.

Следовательно, школа научного управления обосновала необходимость управления процессами труда в целях повышения его производительности, сформулировала принципы и методы его научной организации и фактически поставила во главу угла задачу мотивации, признав ее наиболее важной.


Личности

Какой вклад Тейлора в развитие менеджмента, Вы узнаете из этой статьи.

Какой вклад Фредерика Тейлора в развитие менеджмента?

Вклад Тейлора в управление труда и менеджмента достаточно велик. Он основал свою школу и течение в менеджменте, которое после получило название тейлоризма. В основе его учения лежат 4 правила управления. Это:

  1. Подробное научное изучение неких действий и проведение экспериментов, цель которых установления формул и законов для более продуктивной работы «со строгими правилами для каждого движения». Также он настаивал на стандартизации и усовершенствовании орудий труда, рабочих условий.
  2. Отбор работников «на основе установленных признаков», а также обучение их «до первоклассных рабочих». Тех, кто не смог усвоить предложенные им научные методы должны быть уволены со своих должностей.
  3. Постоянное взаимодействие администрации и рабочего коллектива.
  4. Согласно мнению Тейлора каждая цепь производства должна заниматься теми функциями, для которых она приспособлена наилучшим способом.

Фредерик Тейлор способствовал развитию научного менеджмента в 3 основных направлениях:

  • обучение персонала и систематический отбор
  • нормирование труда
  • вознаграждение денежными стимулами за конечный результат

Цель направлений – снижение количества ошибок в процессе проведения стандартных операций и мобилизация потенциалов работника для качественного выполнения задач, стоящих перед ним.

Таким образом, Тейлор на практике доказал, что возможна разработка потенциала производства и работников на основе подробного изучения затрат времени, усилий, движений, наиболее оптимальных методов проведения трудовых и производственных операций. Самое главное – следовать разработанным стандартам.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад Фредерика Тейлора в менеджмент.

Фредерик Тейлор (1856-1915) был американским инженером и изобретателем, считавшимся отцом научного управления, и чей вклад был фундаментальным для развития промышленности в начале 20-го века.

Его самая важная работа, Принципы научного управления, Он был опубликован в 1911 году и, несмотря на социальные и технологические изменения, произошедшие с того времени, многие из его идей все еще актуальны или послужили основой для разработки новых материалов..


  • 1 Биография
    • 1.1 Визуальная проблема
    • 1.2 Трудовая жизнь
    • 1.3 Изучение времени
    • 1.4 Научная организация труда
    • 1.5 Снятие и признание
    • 1.6 Смерть
    • 2.1 Основные недостатки систем
    • 2.2 Принципы научного управления работой

    биография

    Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 года в Пенсильвании, в городе Джермантаун. У его семьи было хорошее экономическое положение, что положительно сказалось на его образовании, так как он мог продолжать учебу в университете..

    Визуальная проблема

    Тейлор начал изучать право в Академии Филлипса Эксетера, расположенной в Нью-Гемпшире. Позже он сдал экзамен, чтобы поступить в Гарвард; Однако ему пришлось отказаться от тренировок из-за серьезной болезни, которая повлияла на его зрение..

    Говорят, что он начал страдать от этого состояния зрения, когда он был подростком. На этом этапе своей жизни он также представил тело со слабым составом; это повлияло на то, что он не мог участвовать в спортивных мероприятиях, частью которых были его спутники.

    Исходя из этой характеристики, которая, в некотором роде, вывела его из строя, Тейлор начал размышлять над возможными вариантами улучшения физической реакции спортсменов посредством улучшения инструментов и инструментов, которые они использовали..

    Эти первые концепции легли в основу всего его мышления, связанного с расположением стратегий, с помощью которых можно было бы увеличить производство наиболее эффективным способом..

    Рабочая жизнь

    В 1875 году у Фридриха Тейлора было уже восстановлено зрение. В то время он присоединился к промышленной металлургической компании, расположенной в Филадельфии, где он работал в качестве рабочего..

    Три года спустя, в 1878 году, он работал в Midvale Steel Company в штате Юта, США. Очень быстро он поднялся в компании и выполнял работу машиниста, руководителя группы, бригадира, главного мастера и директора офисного проекта, пока он не стал главным инженером..

    Изучение времени

    В 1881 году, когда Фредерику Тейлору исполнилось 25 лет, он начал внедрять концепцию изучения времени в Midvale Steel Company..

    Фридрих был охарактеризован как молодой человек как чрезвычайно наблюдательный и дотошный. В сталелитейной компании он очень внимательно и внимательно следил за тем, как работают люди, занимающиеся резкой металлических материалов..

    Он сосредоточился на том, чтобы уделять внимание тому, как они выполняли каждый шаг этого процесса. Как следствие этого наблюдения, он задумал идею разложения работы на простые шаги, чтобы лучше проанализировать ее.

    Кроме того, для Тейлора было важно, чтобы эти шаги имели определенное и строгое время выполнения, и чтобы рабочие выполняли те времена.

    В 1883 году Тейлор получил звание инженера-механика в Технологическом институте Стивенса, обучение он проводил ночью, поскольку в то время он уже работал в металлургической компании..

    Именно в этом году он стал главным инженером Midvale Steel Company, и в это время он спроектировал и построил новый механический цех для эффективного повышения производительности..

    Научная организация работы

    Очень скоро понятия Фредерика Тейлора, основанные на тщательном наблюдении, привели к рождению новой концепции труда и стали впоследствии называться научной организацией труда..

    В рамках этого поиска Тейлор оставил свою работу в Midvale и присоединился к производственной инвестиционной компании, где он проработал 3 года и где он разработал инженерный подход, более ориентированный на управленческий консалтинг..

    Это новое видение открыло много рабочих дверей, и Тейлор был частью различных бизнес-проектов. Последней компанией, в которой он работал, была Bethlehem Steel Corporation, где он продолжал разрабатывать инновационные процессы для оптимизации, в данном случае связанные с обработкой чугуна и экскаватором..

    Снятие и признание

    Когда ему исполнилось 45 лет, Тейлор решил уйти с работы, но продолжал предлагать лекции и лекции в различных институтах и ​​университетах с целью продвижения принципов научного управления работой..

    Тейлор и его жена усыновили троих детей, и в течение десятилетия, которое охватывало 1904-1914 гг., Они все жили в Филадельфии..

    Тейлор получил много признаний за всю свою жизнь. В 1906 году Американское общество инженеров-механиков (ASME) назначило его президентом; в том же году он получил назначение почетного доктора в области науки из Университета Пенсильвании.

    Одно из его наиболее ярких участников состоялось в 1912 году, когда он предстал перед специальным комитетом Конгресса Соединенных Штатов Америки с намерением раскрыть характеристики созданной им системы управления оборудованием..

    кончина

    Фридрих Тейлор скончался 21 марта 1915 года в Филадельфии в возрасте 59 лет. До дня своей смерти он продолжал пропагандировать свою систему научной организации труда в различных академических и профессиональных условиях.

    Теория научного управления

    Теория научного управления Фредерика Тейлора основана именно на создании системы, с помощью которой и работодатель, и работник могут иметь возможность воспринимать как можно большую выгоду и процветание, насколько это возможно..

    Чтобы добиться этого, администрация должна обеспечить постоянное обучение и качество своих сотрудников, чтобы они лучше и лучше выполняли свою работу, что приводит к лучшему результату в производстве..

    Кроме того, часть аргументов Тейлора была сосредоточена на том факте, что навыки каждого сотрудника должны быть адаптированы к той деятельности, для которой они наняты, а постоянное обучение позволит этим навыкам становиться все лучше и лучше..

    Основные недостатки систем

    Тейлор сказал, что были ошибки, которые были широко распространены в отраслях его времени, и что они должны быть немедленно исправлены, чтобы создать лучшую и более эффективную производительность. Это были:

    -У администрации была производительность, которая была сочтена недостаточной. Из-за плохого управления это привело к простоям работников, что привело к дефициту уровня производства..

    -Многие методы, использованные в процессах, были очень дефектными и бесполезными, и только способствовали утомлению работника, что в итоге отбросило все усилия, приложенные на месте..

    -Руководство не было знакомо с собственными процессами компании. Администрация не имела ни малейшего представления о том, что это были за конкретные действия, и сколько времени потребовалось для выполнения этих задач..

    -Методы работы не были единообразными, что делало весь процесс очень неэффективным.

    Принципы научного управления работой

    По словам Тейлора, понятие научного управления работой характеризуется четырьмя фундаментальными принципами. Ниже мы опишем наиболее важные характеристики каждого из них:

    Научная организация работы

    Эта концепция напрямую связана с действиями тех, кто выполняет административные задачи. Именно они должны изменить неэффективные методы и обеспечить, чтобы работники соблюдали установленное время для завершения каждого вида деятельности..

    Чтобы быть в состоянии сделать адекватное управление и с тем научным характером, который вводит Тейлор, необходимо рассмотреть, какое время связано с каждым видом деятельности, каковы задержки, почему они генерируются и какие конкретные движения должны делать работники, чтобы правильно выполнять каждый задача.

    Кроме того, также необходимо знать, какие операции выполняются, какие инструменты являются основополагающими для выполнения задач и кто является ответственным за каждый из процессов, связанных с производством..

    Выбор работника и обучение

    Фредерик Тейлор подчеркнул, что каждый работник должен быть выбран с учетом их конкретных возможностей.

    Таким образом, работа может быть выполнена более эффективно и лучше завершена, и работник будет чувствовать себя хорошо, зная, что он способен выполнить задачу, для которой он был назначен..

    Возможность более точного выбора является следствием методического и аналитического отражения того, какова природа каждой задачи и какие элементы ее составляют..

    Имея возможность полностью использовать характеристики процесса, можно четко определить необходимые возможности оператора для выполнения задачи наилучшим образом..

    сотрудничество

    Тейлор указывает, что важно, чтобы работники, которые в конечном итоге управляют системой, преследовали ту же цель, что и менеджеры; увеличение производства и эффективности.

    Для этого Тейлор утверждает, что вознаграждение, данное работникам, должно быть связано с производством. То есть предлагается увеличить вознаграждение в соответствии с количеством выполненных задач или произведенных элементов; таким образом, кто генерирует больше, будет зарабатывать больше.

    Это также указывает на то, что это способ избежать моделирования трудовых отношений, поскольку работники будут стремиться вести себя максимально эффективным образом для получения более высокого дохода..

    В своем исследовании Тейлор заметил, что если работник заметит, что он зарабатывает одинаково, независимо от уровня его производства, он не будет беспокоиться об улучшении своей работы; напротив, я бы искал способ сделать меньше, чтобы избежать напрасных усилий.

    Три конкретных действия

    По словам Тейлора, это сотрудничество достигается на основе трех очень конкретных действий. Первое из них заключается в том, что оплата каждому оператору производится за единицу выполненной работы. Второе действие - организация координационной группы операторов..

    Эти координаторы или мастера должны хорошо знать действия, выполняемые рабочими, чтобы они имели моральную власть отдавать им приказы, и в то же время они могли бы инструктировать их и учить их больше о конкретной работе..

    Таким образом, постоянному обучению работников способствуют те же люди, которые координируют их в своих обычных задачах..

    Таким же образом, в контексте методического и тщательного изучения каждого процесса, необходимо, чтобы эти мастера обращались к очень конкретным областям производственной цепочки, чтобы они могли взять на себя ответственность за координацию определенных элементов. В долгосрочной перспективе это повлияет на гораздо более эффективную производственную систему.

    Разделение работы между менеджерами и операторами

    Наконец, для Тейлора важно, чтобы рабочая нагрузка руководителей и работников была эквивалентной. То есть мы ищем справедливое и последовательное разделение труда, всегда для того, чтобы добиться максимальной эффективности во всех процессах..

    В случае администрации, она должна позаботиться обо всех элементах, связанных с анализом ситуаций, генерацией планов, связанных с будущим компании, а также стратегиями, которые необходимо соблюдать для достижения больших выгод..

    С другой стороны, операторы должны взять на себя ручной труд, который включает производство как таковых элементов, связанных с компанией. Хотя природа обеих задач различна, обе они очень важны для всего процесса и должны приниматься с ответственностью и обязательством.

    Основные вклады

    Тейлор был первым, кто предложил научный подход к работе

    Его опыт работы в качестве оператора и руководителя цеха позволил ему обнаружить, что работники были не настолько продуктивны, как могли бы, и это снизило производительность компании..

    Вот почему он предложил научный подход: наблюдать за тем, как они работали, чтобы выяснить, какие действия задерживают работу, и реорганизовать деятельность наиболее продуктивным образом..

    Например, если на швейной фабрике каждый оператор отвечает за производство одежды от начала до конца, много времени будет потеряно на смену задач и инструментов..

    С другой стороны, если действия организованы так, что один оператор разрезает все предметы одежды, а другой шьет их, можно сократить время изготовления и увеличить прибыль компании..

    Он поднял необходимость планировать работу

    В настоящее время кажется очевидным, что перед выполнением задачи мы должны спланировать, какими будут ее шаги. Впрочем, так было не всегда.

    Тейлор был первым, кто оценил, что для создания любого продукта за меньшее время необходимо спланировать шаги и обязанности всех участников этого процесса..

    Установлена ​​необходимость контролировать работу, чтобы подтвердить, что она была выполнена правильно

    Тейлор заметил, что в отраслях часто руководители не знали, как разрабатывается их продукция, и оставляли весь процесс в руках сотрудников..

    Поэтому одним из принципов ее научного подхода было то, что менеджеры наблюдают и учатся на всех процессах вашей компании, чтобы планировать и контролировать их, удостоверяясь, что они выполняются наиболее эффективным способом..

    Введена идея подбора персонала

    На этих фабриках все работники обычно знали, как делать все, а не были экспертами в чем-то конкретном, что приводило к многочисленным ошибкам..

    Тейлор отметил, что все работники обладают разными навыками, поэтому необходимо было назначить им единственное занятие, которое они могли бы развить очень хорошо, вместо множества плохо выполненных задач..

    Эта практика все еще сохраняется и является смыслом работы отделов кадров в компаниях.

    Повышена специализация работников

    Как уже упоминалось, одним из принципов научного подхода Тейлора был отбор сотрудников в соответствии с их способностями развивать определенную деятельность..

    Этот факт подразумевает, что и сотрудники, и администраторы будут обучены выполнению конкретных задач, чтобы быть привлекательными для компаний, и эта практика продолжается и по сей день..

    Это придало больший престиж роли администраторов

    До Тейлора менеджеры не играли роли в развитии работы и оставляли всю ответственность в руках операторов..

    Именно благодаря таким идеям, как планирование деятельности, контроль за работой и отбор персонала, основные обязанности, которые администраторы исполняют до сегодняшнего дня, начали развиваться..

    Способствовал росту и развитию управленческих факультетов

    В то время бизнес-менеджмент не был известен как престижная профессия. Тем не менее, с научным подходом Тейлора, эта деятельность получила большую серьезность и стала восприниматься как респектабельная профессия ценится в отраслях промышленности.

    Благодаря этому явлению в Соединенных Штатах, а затем и во всем мире умножились административные способности, и даже была создана новая дисциплина: промышленный инжиниринг..

    Он был первым, чтобы подчеркнуть роль рабочего

    Во времена Тейлора машины и фабрики были еще недавним изобретением и считались главными героями работы, потому что им удалось облегчить и оптимизировать производство.

    Вот почему было новшеством, что производительность также зависела от сотрудников, и было необходимо обучать их, оценивать их и мотивировать их, чтобы дать максимум на работе..

    Этот подход не только остается в силе, но является основой таких дисциплин, как организационная психология и управление персоналом.

    Он хотел примирить роль менеджеров с ролью работников

    Во время своих наблюдений Тейлор заметил, что рабочие не были мотивированы, чтобы дать максимум в работе, потому что, по его словам, они не чувствовали, что это им выгодно.

    Поэтому одна из его идей состояла в том, чтобы отрасли стимулировали тех, кто был более продуктивным, показать, что когда компании добиваются успеха, сотрудники также получают выгоды..

    Его идеи вышли за рамки бизнеса

    После публикации Принципы научного управления, Идеи Тейлора начали наблюдаться и за пределами отрасли.

    Университеты, общественные организации и даже домохозяйки начали анализировать, как они могут применять такие принципы, как планирование, контроль и специализация, в своей повседневной деятельности для достижения большей эффективности в них.

    Все идеи Тейлора критиковались и переформулировались экспертами в различных дисциплинах на протяжении более ста лет, прошедших после его смерти.

    Критикуется, что интерес к эффективности оставляет в стороне интерес для человека, что чрезмерная специализация затрудняет поиск работы и что не все компании могут управляться по одним и тем же формулам.

    Тем не менее, его имя остается основополагающим, потому что он первым задал ключевые вопросы: Как сделать компании более продуктивными? Как организовать работу? Как максимально использовать талант сотрудников? Или как заставить их работать с мотивацией??

    Фредерик Тейлор (1856-1915) – один из основоположников научного менеджмента. Внес определяющий вклад в развитие науки управления производством. По мнению многих экспертов, он - признанный гуру менеджмента. В этой статье мы с вами рассмотрим биографию Фредерика Тейлора и его основные научные достижения.

    Резюме

    Фредерик Тейлор сумел систематизировать изучение методов организации труда, разбив производственные задачи на мелкие операции и задаваясь способами их быстрого выполнения. Дабы разрушить барьер, который препятствует хорошим взаимоотношениям между рабочим и руководителем, ученый ввел принцип «ментальной революции». Взгляды Тейлора на проблемы производительности труда пропагандируются до сих пор многими его последователями. Фредерик Тейлор был довольно противоречивой фигурой, поэтому оценка его практического вклада в менеджмент по сей день является предметом активных дискуссий.

    Фредерик Тейлор

    Несмотря на то что ученого часто считают инициатором развития научного менеджмента, по мнению широкого круга исследователей, его работы являются лишь синтезом уже доказанных понятий. Тем не менее вклад Фредерика Тейлора в менеджмент производства считается оригинальным в том плане, что он дал вектор научному изучению профессий и контроля рабочего потока с целью повышения производительности. По мнению ученого, руководители, подгоняющие своих подчиненных, не имели объективных критериев для составления ежедневных заданий. Чтобы решить эту проблему, он занялся созданием науки о труде.

    Сам Фредерик Тейлор, книги которого будут вызывать противоречивые впечатления у экспертов, утверждал, что он смог сделать из массы бесформенных догадок строгую систему знаний. Он был первым, кто начал делить задания на более мелкие и здраво оценивать возможности подчиненных. На основе полученных данных ученый искал пути увеличения производительности труда. Чтобы достичь максимального использования производственных навыков, он не единожды пересматривал методы труда. Новые представления объединяли в себе навязчивую идею тотального контроля и достижения инженерной мысли.

    Главная концепция Тейлора называется «идея нормы выработки». Она состоит в том, что руководитель должен в мельчайших деталях специфицировать задачу для рабочего для достижения более высокой производительности и снижения уровня производственного брака. Ученые по-разному отреагировали на идею Тейлора. Одни отнеслись к ней положительно, а другие сочли «деградацией труда».

    Фредерик Уинслоу Тейлор

    Становление

    Будущий гуру менеджмента родился 20 марта 1856 года в пригороде Филадельфии. Его квакерская семья принадлежала к среднему классу. Получив в 1870 году, в период депрессии, профессиональное образование, Тейлор устроился рабочим в Филадельфийскую компанию Midvale Steel. Чтобы не потратить всю жизнь на малоквалифицированный труд, Фредерик поступил на вечернее отделение машиностроительного факультета Stevens Institute. В 1883 году он закончил обучение и получил степень магистра.

    Будучи дипломированным специалистом, Фредерик Тейлор в начале 1890-х исследовал технологические операции фирмы Midvale Steel. Результаты этих исследований стали основой для будущей «Тейлоровской системы научного менеджмента». Первые наработки молодого ученого посвящались анализу скорости машинной резки металлов с точки зрения повышения производительности труда.

    Первая статья

    Данная работа иллюстрировала технологические и организационные навыки автора, который творчески внедрял в производство существующие методы управления производительностью. Тейлор занимался разделением заданий по операциям, их хронометражем и выявлением способа их максимально быстрого выполнения. Свои исследования ученый продолжил в компании Bethlehem Steel, став там в 1898 году консультантом по менеджменту. В этой фирме он проработал до 1901 года, в котором она была продана новому владельцу.

    Shop Management

    В 1903 году вышла в свет первая книга Тейлора, которая получила название Shop Management, или «Управление предприятием». Благодаря ей автор стал популярным и получил должность президента Американского общества инженеров-механиков. К этому времени у него уже появились школа научного менеджмента и талантливые ученики, наиболее яркими из которых были К. Барт, Ф. Гилберг и Г. Эмерсон. В период с 1909 по 1912 года в Уотертаунском арсенале состоялось масштабное внедрение тейлоровских методов по стандартизации инструментов и производственных заданий. Вскоре положительный опыт распространился на все американские арсеналы.

    «Principles of Scientific Management»

    Фредерик Тейлор: книги

    Данная книга была опубликована в 1911 году. Ее название переводится как «Принципы научного менеджмента». В те времена автор встречался с разными известными людьми, главным образом с ведущими американскими промышленниками. В 1909 году Фредерик Тейлор, менеджмент которого получил широкое распространение, стал приглашенным преподавателем открытой Гарвардской школы бизнеса. Здесь он читал лекции всю последующую жизнь.

    В 1910-1911 гг. профсоюзы стали препятствовать внедрению новых методик рационализации трудовой деятельности. Наработки Тейлора стали предметом расследования, которое проводил Конгресс США. В 1912 году ученого в качестве основного свидетеля, вызвала специально созданная комиссия. Ее члены признали вклад Тейлора в развитие промышленности, однако отметили, что новые методики управления расширяют власть руководителя над подчиненным. Когда в 1915 году Фредерик Тейлор ушел из жизни, его последователям пришлось пойти на улучшение отношений с рабочим движением. Им также пришлось признать право профессиональных союзов на участие в переговорах на предмет внедрения новых методик организации труда. Тем не менее имя ученого стало отождествляться с «врагом рабочего человека». В 1920 году школа научного менеджмента прекратила свою работу, однако идеи ученого развиваются до сих пор, благодаря его последователям.

    «Наука о подталкивании»

    Фредерик Уинслоу Тейлор видел причину невысокой производительности труда в том, что рабочие отлынивают от своих обязанностей. Он доказал, что типичный рабочий никогда не станет трудиться изо всех сил, а менеджер, устанавливая нормы выработки, опирается лишь на свои догадки и предположения. При этом оба пытаются вести себя рационально. Чтобы устранить эту проблему, ученый, который сам довольно долго трудился в металлургической промышленности, придумал так называемую науку о подталкивании.

    Чтобы проиллюстрировать личное представление о лаконичном дневном задании, Тейлор научил простого рабочего Шмидта выполнять четырехкратную дневную норму при погрузке стальных отливок. При этом рационализация труда позволила увеличить заработок испытуемого на 50 %. Ставка сдельной оплаты разрабатывалась таким образом, чтобы мотивация рабочих к труду увеличилась. Темп работы должен был соответствовать скорости так называемых первоклассных людей. Тейлор верил, что организация труда по его системе, может не только повысить производительность труда, но и стать настоящей «ментальной революцией» в сознании администраторов предприятия и рабочих.

    Школа научного менеджмента

    Кроме того, ученый пытался внедрить принцип взаимосвязи труда с деятельностью администрации. Он установил оптимальное количество групп цеховых мастеров, отвечающих за вопросы скорости труда. Правильная организация труда предприятия с устаревшим оборудованием могла, по мнению Тейлора, обеспечить лучшие результаты, чем плохо организованная работа современного предприятия. В системе ученого важнейшую роль играл отдел технологического планирования, отвечавший за разработку плана-графика операций, следование которому позволяло выпускать максимальное количество продукции.

    В ходе расследования Конгресса США Тейлор доказал, что не только администрация предприятия, но и его рабочие заинтересованы в улучшении методов производства. По его словам, новый подход состоял в «обучении людей так, как будто они ваши братья», то есть цель заключалась в том, чтобы научить их выполнять задачи самым легким и быстрым способом. В этом и заключалась суть нового ментального отношения руководителей к рабочим. По мнению ученого, оно составляло суть научного менеджмента. Он стремился доказать, что методология не имеет ценности без чувства, и правильного отношения к людям как к администраторам, так и к простым рабочим. Слова ученого подтверждал тот факт, что на предприятиях, которые осмелились внедрить новую методологию организации труда, не было забастовок.

    Стратегия сотрудничества

    Вместо идеи выживания самых приспособленных индивидов, получившей распространение в те времена, Тейлор выдвинул стратегию сотрудничества. По его словам, дорогостоящий конфликт имеет невысокую эффективность, а значит, является ошибочным методом решения проблемы. Если верить его сторонникам, то именно этот нравственный постулат стал основной воодушевления учеников Тейлора и породил движение в поддержку научного менеджмента.

    Организация труда

    В число научных интересов Тейлора входило не только систематическое изучение трудовых движений, методов управления предприятиями и стимулирующая оплата, но и более обширные вопросы методологии организации труда и его философии. Научные методики управления были предназначены для создания в промышленности атмосферы доверия, базирующейся на ценностно-нейтральном походе, который на первых порах, возможно, был ошибочным. Ученый всегда акцентировал внимание на слове "научный", считая, что оно положительно скажется на доверии менеджеров и инженеров к новым методам управления. Наука, по словам Тейлора, способна повысить зарплату рабочих и прибыль руководителей.

    Критика

    Теория управления Фредерика Тейлора была раскритикована многими экспертами по организационному поведению. Причиной стали индивидуалистские предположения, в которых особый приоритет имеет индивидуальное вознаграждение и персональный контроль, призванный ослабить коллективную власть рабочей группы. Кроме того, наличие материальных стимулов и изучение трудовых движений часто рассматривалось как элемент представления руководителей предприятия о том, что является оптимальным рабочим заданием, а также о методах труда с позиции усиления контроля над подопечными.

    Другие критики наработок Тейлора считали, что его книги недостаточно хороши, чтобы называться научными, а тейлоризм иллюстрирует слишком узкий взгляд на вопросы организации труда. «Жесткий хронометраж выполнения заданий, синтез представлений о движении бездушных машин и человеческом труде, игнорирование психологических и физических функций и потребностей организма, отбор по конечному результату, а также эмпиризм обобщений – все это подтверждает, что мы имеем дело с системой, созданной, безусловно, великим техническим специалистом, который не способен выйти за рамки личного технократического мировоззрения», – сказал один из критиков Тейлора.

    Работая в компании Midvale Steel и Bethelem Steel, а также в должности промышленного консультанта Уотертаунского арсенала, ученый провел ряд важных экспериментов, результаты которых он постарался довести до сведения различных профессиональных организаций, в том числе Общества инженеров-механиков США. При этом нередко Тейлор сталкивался с резкой критикой своих взглядов, которые в конечном итоге и стали предметом расследования, проводимого специальной комиссией Конгресса.

    Научные работы Фредерика Тейлора

    Поздние труды

    Поздние работы ученого главным образом касались основных направлений развития научного менеджмента. Просматривалась однозначная связь между поздним тейлоризмом и первыми теориями промышленной психологии. Во времена Первой мировой войны и после нее специалисты в области промышленной психологии изучали условия, которые необходимы для сотрудничества менеджеров и рабочих в производственном процессе. В условиях военных действий всемирно поощрялась объединенная деятельность профсоюзов и администрации, так как она подразумевала использование взаимных консультаций.

    Наряду с предложениями по усилению контроля администрации над рабочими и последующей детализации производственных заданий, Тейлор обратил внимание на некоторые моменты, которые позже вошли в сферу человеческих взаимоотношений. В частности, речь идет о таких мотивационных факторах, как карьерный рост, доброжелательный контроль над рабочими, четкая постановка задач, задание комфортного ритма труда.

    Тейлоризм постепенно стал превращаться в экспериментальный метод, который использовался большинством капиталистических стран на протяжении многих лет после смерти ученого.

    Распространение тейлоризма по всему миру

    В 1920-1940 гг., а также в период послевоенного развития, очевидное влияние тейлоризма испытал на себе японский стиль руководства. В Советском Союзе наработки Тейлора поощрялись как один из элементов программы социальной инженерии. Активное участие во внедрении тейлоризма в 1920-х принял А.К. Гастев – специалист по повышению производительности труда. О Тейлоре часто упоминалось в трудах по психологии работы, утомляемости работников и в методиках подбора сотрудников. Даже В.И. Ленин, который сначала раскритиковал идеи ученого, позже оценил его метод единоличного управления и деловую практичность. По его словам, если к социализму добавить тейлоризм, то получится коммунизм. Научные работы Фредерика Тейлора долго время оказывали влияние на советскую и китайскую промышленность, будучи адаптированными под их экономические системы.

    Фредерик Тейлор (1856-1915)

    Заключение

    Фредерик Тейлор, биография которого подходит к концу, безусловно, был выдающейся личностью. Он сумел систематизировать очевидные, и в то же самое время сложные для восприятия понятия. Так появилась социология труда, научная организация труда Фредерика Тейлора и его главное достижение – производственный менеджмент.

    Резюмируя вышесказанное, отметим основные принципы научного менеджмента Тейлора:

    1. Получение всех необходимых знаний о производственном процессе.
    2. Отбор рабочих и их обучение.
    3. Применение полученных знаний и опыта в решении производственных задач.
    4. Сотрудничество между руководителями и подопечными для достижения общих целей.

    Как можно заметить, тезисы весьма простые, но впервые их подметил и собрал воедино именно Тейлор Фредерик. Принципы менеджмента, указанные выше, очень сильно повлияли на современное общество. Тейлоризм был не единичным нововведением, а взаимосвязанной совокупностью понятий и методов, которые разрабатывал не только ученый, но и его последователи. В 1920-1930 гг. данное движение стало чем-то напоминающим крестовый поход за более высокой производительностью труда.

    На могиле Фредерика Тейлора, расположенной в Филадельфии, написано: «Отец научного менеджмента». Без его наработок и более поздних нововведений Генри Форда создание сборочных линий массового производства затянулось бы еще на десятилетия. Поэтому, несмотря на всю критику, с которой до сих пор сталкиваются работы Тейлора, история признает, что ученый опередил свое время.

    Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 года в Германтауне (штат Пенсильвания, США) в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем учился в Академии Ф. Экстера в Нью-Хэмпшире. В 1874 году окончил Гарвардский юридический колледж, но ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии. В 1878 году, несмотря на пик экономической депрессии того времени, получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, затем стал лекальщиком и механиком, а с 1882 по 1883 год занимал ответственный пост начальника механических мастерских. Параллельно, обучаясь по вечерам, получил техническое образование и степень инженера-механика, затем в 1883 году закончил Технологический институт Стивенса. В 1884 году стал главным инженером, в этом же году впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда и получил первый патент. В целом, за свою жизнь оформил около 100 патентов на свои изобретения и рационализации. С 1890 по 1893 год — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в штатах Мэн и Висконсин. Чуть позже организовал собственное дело по управленческому консультированию.

    В 1906 году Ф. У. Тейлор стал президентом «Американского Общества инженеров-механиков» (American Society of Mechanical Engineers), а в 1911 году учредил «Общество содействия научному менеджменту» (Society to Promote the Science of Management), которое впоследствии получило название «Общество Тейлора» (Taylor Society). В 1936 году оно было преобразовано в «Общество по развитию управления» (Society for Advancement of Management), которое существует и сегодня.

    Ф. У. Тейлор считается основоположником научной организации труда как дисциплины. С 1895 года он начинает ставшие потом широко известными исследования по организации труда и производительности. Цель этих исследований состояла в получении прибыли путём максимального повышения интенсивности труда. Система Тейлора (впоследствии названная «тейлоризм») изначально была основана на глубоком разделении труда и рационализации трудовой деятельности. Он разработал методы, по которым для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы.

    Первые эксперименты Ф. У. Тейлора, поставленные на знаменитом рабочем Шмидте, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течение длительного времени не терять работоспособности (в результате скрупулёзных замеров был определён оптимальный вес, равный 21 фунту), при этом он пришёл к очень важному заключению, что надо устанавливать не только время выполнения работ, но и время для отдыха. На основе анализа множества подобных экспериментов Тейлор исследовал факторы, влияющие на производительность, и методы рациональной организации рабочего времени, выдвинул идею узкой специализации, выделил планирование как наиболее важный элемент организации труда и пришёл к выводу, что производственным планированием должны заниматься профессиональные администраторы — менеджеры.

    Теория организации труда Ф. У. Тейлора — система оригинальных взаимосвязанных положений и принципов повышения эффективности трудовой деятельности работников путём совершенствования социальной организации. Критикуя традиционные принципы организации и управления, не учитывающие особенности человеческой природы, Тейлор основывался в своей теории на своеобразных представлениях о природе человека, человеческих взаимоотношениях и человеческом поведении.

    Рассматривая организацию в основном как процесс, ориентированный на обеспечение эффективной трудовой деятельности, Ф. У. Тейлор высказал мысль, что не техника и экономика, а именно управление людьми является основным фактором, влияющим на повышение эффективности и в этом заключается основная проблема американского хозяйства. По его мнению, современный рабочий работает не в полную силу и сознательно ограничивает свою выработку — «феномен работы с прохладцей». Причины этого явления он видел прежде всего в ошибочных и нерациональных принципах организации трудовой деятельности рабочих.

    Истоки поведения рабочего, именуемого им как «работа с прохладцей», Ф. У. Тейлор связывал с «феноменом группового давления» и «феноменом сознательного ограничения выработки». Суть первого феномена заключается в том, что при традиционных принципах организации трудовой деятельности работа в коллективе заставляет передовиков опускаться до уровня середняков, а середняков — до уровня отстающих. Следовательно, необходимо отказаться от коллективных норм организации трудовой деятельности. Суть второго феномена состоит в том, что рабочий сознательно ограничивает выработку. Тейлор пришёл к выводу, что такое поведение — итог рационального подхода и негативной оценки рабочим прогнозируемого соотношения, с одной стороны, затрат и усилий, связанных с увеличением выработки, а с другой — ожидаемого им вознаграждения. Рабочие исходят из представления, что при традиционном способе организации труда при увеличении выработки администрация обязательно снизит расценки. В этом тезисе Тейлор предвосхитил положения, лежащие в основе современных процессуальных теорий мотивации. Осознание природы этого феномена привело к радикальной перестройке не только системы оплаты труда, но и всей системы управления.

    Пытаясь построить систему управления с учётом человеческой специфики, Ф. У. Тейлор определил четыре научных принципа управления, которые предопределили его взгляд на рациональную организацию труда: внедрение экономных методов работы; профессиональный отбор и обучение работников; расстановка кадров; организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Он также ввёл конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса, такие как: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил, и другие.

    На основе своих исследований Ф. У. Тейлор обосновал специфику человека как социального ресурса, рассматривая его как единственно возможный объект управления. Считая, что главная цель управления — обеспечение высокой производительности труда и социальной гармонии, он предложил концепцию её достижения, базируясь на своём понимании природы человека и принципах рациональной организации труда и управления. Эти принципы были изложены в ряде научных статей и коротких монографиях, изданных Американским обществом инженеров-механиков, а также в широко известной работе «Принципы научного менеджмента» (Principles of Scientific Management, 1911).

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: