В чем состоит вклад в науку об управлении анри файоля

Обновлено: 26.04.2024

8.1. Административная теория А. Файоля

Анри Файоль (1841–1925) – французский инженер, родоначальник административной школы менеджмента, наиболее значительный представитель европейской управленческой мысли первой половины ХХ в.

А. Файоль родился в Константинополе. Получил образование в лионском лицее, а затем в Национальной высшей школе горного дела (г. Сент-Этьен). По окончании обучения в 1860 г. получил должность инженера в крупной горнодобывающей и металлургической компании «Комментри-Фуршамболь-Деказвиль» («Комамболь»). С этим комбинатом была связана вся его трудовая жизнь вплоть до ухода на пенсию с поста управляющего директора в 1918 г. До конца жизни он оставался в составе совета директоров компании.

В период с 1860 по 1872 г. основные исследования и труды А. Файоля были связаны с проблемами горного дела, в первую очередь с проблемами пожароопасности угольных шахт. В 1872 г. он стал главным управляющим группы рудников, а его интересы сместились в сторону анализа геологических проблем, изучения факторов, определяющих срок эксплуатации угольных шахт, некоторую известность он получил после публикации результатов своих исследований на эти темы. В 1888 г., когда компания находилась на грани банкротства, А. Файоль занял должность генерального директора. За тридцать лет, скорее благодаря своему административному подходу, нежели техническим знаниям, он сделал ее одним из самых процветающих предприятий Франции.

С конца ХIХ в. научные интересы А. Файоля стали фокусироваться на административных проблемах. Обобщая результаты своей практической деятельности, многолетние наблюдения и собственные разработки методов менеджмента, А. Файоль создал новую теорию администрирования. Его первая работа на эту тему появилась в 1900 г. В докладе по управлению, с которым он выступил перед членами Международного конгресса по проблемам горной и металлургической промышленности, впервые была указана важность административной функции менеджмента.

В 1908 г. он подготовил тезисы к юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул четырнадцать общих принципов управления. Последние годы жизни А. Файоль посвятил популяризации своей управленческой теории. В 1918 г. он оставил работу в частном секторе и сконцентрировал внимание на решении проблем государственного управления, став советником французского правительства по вопросам управления промышленностью. А. Файоль основал и возглавил французский Центр административных исследований, призванный играть роль форума для распространения его управленческих идей. Одним из крупнейших заказов, выполненных центром, стало исследование организации работы почтово-телеграфного ведомства.

А. Файоль принимал активное участие в работе Первого и Второго международных конгрессов ученых, занимавшихся проблемами управления, которые состоялись в Брюсселе в 1910 и 1923 гг. На Первом конгрессе А. Файоль выступил против распространенного тогда взгляда на управление как на набор из ограниченного числа государственных мероприятий и определял «администрирование» в терминах различных видов деятельности, необходимых для руководства крупным предприятием[245]. В докладе на Втором международном конгрессе он кратко изложил свои принципы управления вообще и конкретизировал их применительно к деятельности государственных учреждений. А. Файоль рассматривал свои идеи как вполне законченную систему, которую только предстоит осуществлять и дополнять в соответствии с накопленным опытом[246].

Занимаясь проблемами государственного управления, в 20-е гг. ХХ в. он пропагандировал точку зрения, согласно которой соответствующая теория должна акцентировать внимание на грамотной организации работы высших уровней управления, а не на том, насколько эффективно их решения выполняются на средних административных уровнях. Отличительной чертой его теории было внимание к проблемам высшего руководства как на уровне отдельного предприятия, так и на государственном уровне. А. Файоль одним из первых поставил проблему организованного обучения менеджменту.

Основные работы. Наиболее известной является работа «Общее и промышленное управление» (1916)[247]. На русском языке она вышла в 1923 г. в переводе Б. В. Бабина-Кореня. В англоязычных странах эта работа получила распространение позже, после перевода 1930 г., а в особенности после второго перевода, осуществленного в 1949 г. Первоначально А. Файоль намеревался написать большую работу по управлению, состоящую из четырех частей. Первая часть была посвящена рассмотрению вопросов необходимости и возможности административного обучения; вторая – принципам и элементам управления; третья – собственному опыту и наблюдениям в области управления, а в четвертой части планировалось проанализировать «административные уроки» Первой мировой войны. Однако были изданы только первые две части работы, третья и четвертая части намеченного исследования так и не были завершены. Еще одной известной работой А. Файоля является статья «Административная теория государства» (1923), написанная на основе выступления на Втором международном конгрессе по управлению.

Методологические основы административной теории. А. Файоль впервые предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Административную организацию он рассматривает на самом общем уровне, не ограничиваясь только сферой производства.

К числу главных методологических установок, на основе которых А. Файоль создавал свою административную теорию, относятся следующие:

1. Организация представляет собой целостный социальный организм. А. Файоль проводит параллель между социальной организацией и живым организмом[248]. С этой точки зрения человек в общественной структуре выполняет функцию клетки, административная деятельность сопоставима с нервной системой и т. д. Все социальные организации имеют свои пределы.

2. Социальный организм может быть «организован» по-разному: от простейших форм предприятия, когда руководитель сосредоточил в своих руках и управление, и исполнение, до крупных иерархических структур, в которых глава предприятия вообще избавлен от выполнения исполнительских обязанностей.

3. Процесс организации – это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с поставленными целями. В этой структуре для каждого ее компонента строго очерчено место и функции. Между различными частями компании происходит гармоничная координация деятельности. Длительность эффективного функционирования организаций зависит от принимаемых его руководством решений и круга решаемых задач.

4. Менеджер – это, скорее, системный контролер, задействованный в процессе планирования, принятия решений, их корректировки и исполнения. Задача менеджера состоит в создании логически упорядоченной структуры, в которой существует определенный порядок и всё находится на своем месте. Он определяет должностные обязанности, схемы оплаты труда таким образом, чтобы работники, надлежащим образом выполняющие свои обязанности, получали адекватное вознаграждение.

Основное внимание А. Файоля было направлено на поиск системы принципов, которые позволили бы менеджеру построить формальную структуру организации и управлять ею рациональным образом[249]. Для повышения эффективности функционирования организации необходимо создание такой системы управления, которая позволит повысить предсказуемость иррациональной стороны человеческой натуры.

5. Модель человека в административном менеджменте предполагает, что, с учетом определенных отклонений, в процессе труда он ведет себя рационально и действует так, как от него требует некий формальный план. Основная цель работника состоит в максимизации заработной платы.

6. В административных делах нет ничего абсолютного, все принципы работы администрации являются гибкими. Искусство администрирования состоит в правильном их применении с учетом многообразных обстоятельств.

В предисловии к работе «Общее и промышленное управление» А. Файоль настаивает на универсальной значимости менеджмента для любого предприятия, большого или малого, применимости менеджмента во всех сферах деятельности: политической, торговой, общественной, религиозной и любой другой. Учение об администрировании представляет, таким образом, совокупность принципов, правил и приемов, имеющих целью облегчение управления предприятиями всех типов.

Функции управления. По мнению А. Файоля, каким бы ни было предприятие – простым или сложным, небольшим или крупным, – в нём всегда встречается шесть групп операций, или существенных функций[250]:

1. Технические операции (производство, выделка и обработка).

2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).

3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).

4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).

5. Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.).

6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

А. Файоль подчеркивает, что эти существенные функции находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая функция не может осуществляться без наличия сырья, без возможности сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.

Основное внимание в первой главе работы «Общее и промышленное управление» А. Файоль уделяет рассмотрению шестой, административной функции, поскольку, по его мнению, ни одна из пяти предыдущих функций не включает задачу выработки общей программы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Административные операции образуют особую функцию, которая обычно обозначается именем управления. Таким образом, А. Файоль предлагает следующее определение управления: управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям[251].

А. Файоль пишет, что важно не смешивать административную функцию с управлением. Управлять – значит вести предприятие к его цели, стремясь извлечь возможно большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; обеспечивать действие шести существенных функций. Администрирование же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. Но в деятельности крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто роль эта исключительно административная.

Таким образом, А. Файоль проводит разграничение понятий «управление» и «административная деятельность». Понятие «администрирование» имеет более узкое значение, чем управление. Однако в некоторых случаях А. Файоль допускает отождествление и использует понятие в более широком смысле, включая в него все указанные шесть функций.

Установки работников. Во второй главе работы «Общее и промышленное управление» А. Файоль исследует относительную важность различных установок, которыми должен обладать персонал предприятия. По его мнению, каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная установка. Исходя из этого различаются установки: техническая, коммерческая, финансовая, административная и т. д.

Каждая из этих установок основывается на совокупности качеств и знаний, которые А. Файоль свел к шести рубрикам[252]:

1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.

2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.

3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.

4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.

5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции: технической, коммерческой, финансовой, административной и т. д.

6. Опыт: знания, вытекающие из практики, воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов.

Важность каждого из элементов, составляющих установку, находится в соответствии с природой и важностью функции.

Результаты изучения значимости различных установок для различных категорий работников и руководителей разных типов предприятий А. Файоль обобщил в двух таблицах. В первой таблице он сравнил необходимые установки у различных агентов технической функции крупного промышленного предприятия (табл. 8.1). Во второй – у различных руководителей промышленных предприятий любых размеров (табл. 8.2). А. Файоль подчеркивал, что численные коэффициенты в таблицах отражают его собственное мнение и могут быть оспорены, однако выводы, которые были сделаны на их основе, останутся неизменными.

Таблица 8.1 Относительная важность установок, которыми должен обладать персонал промышленного предприятия[253]

Анри Файоль (1841 – 1925) – французский горный инженер, теоретик менеджмента, считается одним из основателей научного подхода к управлению, основатель административной (классической) школы управления.

Начало карьеры

Файоль закончил Горную школу в Сент-Этьене, в 1860 г. начал работать инженером на горнодобывающем заводе Houillieres de Commentry. Как инженер, Файоль старался разработать методы, которые снижают травматичность на горнодобывающем производстве. В 1866 г. стал директором. Занимал пост руководителя в фирме, владеющей заводом, Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, с 1888 по 1918 гг. В 1916 г. опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», где изложил свои идеи по научной организации труда.

Теория управления

Начиная с 1900-х годов, Файоль старался изменить управление на заводе с помощью разработанных им методов, которые он называл «административными». Сейчас эти методики называются менеджментом. Файоль считал, что «административное управление» - это наука, знания о которой получают из размышлений об успехах и провалах в деятельности компании. Данные знания можно преобразовать в теорию и обучать ей последующих руководителей.

В теории Файоля есть три основных принципа:

  1. Нужно быть наблюдателем и экспериментатором.
  2. Обобщение. «Административное управление» фактически представляет из себя общий менеджмент на предприятии. Если теории Тейлора затрагивают нижние уровни иерархии в организации, теория Файоля – верхние.
  3. Передача знания. Файоль придавал большое значение обучению кадров: он понял, что многие управляющие Франции тех лет были выпускниками университетов с техническим или математическим уклоном. Он старался интегрировать свои разработки по управлению, коммерции и финансам в учебные программы.

Функции управления

По Файолю, существует пять основных функций управления в организации:

  1. Планирование – нужно знать, куда движется организация.
  2. Организация – нужно заставить работать все типы ресурсов в организации: человеческие, финансовые, материальные.
  3. Распорядительная функция – затрагивает управленцев всех уровней.
  4. Координация – нужно распределить операции так, чтобы они были скоординированы между собой.
  5. Контроль – нужно удостовериться, что рабочие операции не отстают от графика, не возникает простоев, брака и т.д. В случае выявления несоответствий от запланированных показателей, устраняют причины их возникновения.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы управления

Разработанная Файолем концепция подразумевает ряд критериев, в соответствии с которыми необходимо управлять организацией:

  • Разделение труда – благодаря специализации рабочих, можно накапливать опыт и улучшать производительность, квалификацию персонала.
  • Власть и ответственность – право управления кадрами ограничивается функциями управления и способностью побудить подчиненных к выполнению действий.
  • Дисциплина – подчиненные выполняют распоряжения, но менеджеры должны обеспечивать грамотное управление.
  • Единство управления – у каждого рабочего только один начальник, чтобы избежать противоречий.
  • Единство в действиях – общие цели и общий план работ.
  • Частные интересы подчиняются общим.
  • Вознаграждение за хорошую работу.
  • Централизация. Ее степень определяется спецификой деятельности.
  • Иерархия в целях единства действий.
  • Порядок – место для каждого работника, а каждый работник на своем месте.
  • Справедливость управления.
  • Стабильность персонала – снижение «текучести» кадров.
  • Поощрение инициативы работников.
  • Корпоративный дух.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 17.10.2016

Владислав Александрович Андрюшин

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

800px-luther_halsey_gulick.jpg

Французский ученый Анри Файоль родился 29 июля 1841 года в семье профессионального строителя, участника возведения знаменитого Галатского моста в Стамбуле через бухту Золотой Рог. Выбрав для себя профессию горного инженера, он в 1860 году заканчивает Высшую национальную школу шахт Сент-Этьена и в этом же году поступает на промышленный концерн по добыче угля и выработке стали.

На предприятии Файоль достигает больших успехов, уже через 6 лет работы получив должность управляющего рудниками. В своей деятельности Анри Файоль стремился улучшить технологические и производственные процессы, написав ряд научных работ. В частности, он предложил ряд идей по предотвращению подземных пожаров, а в 1878 году научный доклад Файоля о причинах самовозгорания угля в воздухе был заслушан на Парижском конгрессе Промышленного горнодобывающего общества.

В 1888 году Анри Файоль становится директором промышленного концерна, где он начинал работу простым инженером. Предприятие находилось в упадке: к этому времени уже три года не выплачивались дивиденды акционерам. Благодаря грамотному администрированию Файолю не только удалось поднять концерн из финансовой ямы, но и вывести его на неплохие показатели по прибыли.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В 1918 году Файоль уходит от дел и занимается разработкой собственной теории управления, основываясь на собственном 50-летнем опыте. Выдающийся промышленник и учёный скончался в возрасте 84 лет в 1825 году.

Вклад французского ученого в развитие менеджмента

Анри Файоль получил широкую известность как исследователь в области теории менеджмента на крупных предприятиях, основа которой была заложена американцем Фредериком Тейлором. Файолю удалось внести значимый вклад в понимание принципов управления большими группами людей.

Одним из основных направлений научной деятельности Файоля стало изучение взаимоотношений людей, участвующих в производстве. Учёный доказал, что административные функции являются не только прерогативой начальства, их может выполнять каждый рабочий на своем месте. Файоль выступал за улучшение структуры управления за счет повышения ответственности каждого сотрудника предприятия.

Как и его предшественник Тейлор, Файоль предпринял комплексный подход к управлению производственными процессами, но в отличие от американца он не считал структуру управления механическим процессом. Анри Файоль полагал, что организационная структура подобна живому организму, который должен поддерживаться в гармонии.

Основные идеи управленческой концепции

Идеи по развитию менеджмента на предприятии Анри Файоль изложил в своей книге «Общее и промышленное управление», которая легла в основу школы, названной в честь учёного «файолизмом». Внимание к деятельности рабочих стало одним из новаторских качеств его концепции: Файоль предлагает подходить к выстраиванию управленческой структуры не снизу вверх, а сверху вниз.

Структура управления по Файолю должна выстраиваться в виде чёткой и понятной цепочки от рабочего на конкретном месте до директора предприятия. Сотрудник должен взаимодействовать с начальством вместо восьми различных контролирующих инстанций только в одной точке, где будет получать необходимые указания и замечания по своей работе.

Принципы управления по Файолю

Французский ученый выделял 5 функций, на которых должна быть основана структура управления:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

Последовательно занимаясь выполнением этих задач, руководитель предприятия, как считал Файоль, мог добиться серьёзных результатов в надзоре над процессами.

В целом эта несложная, но продуктивная схема работает и в начале XXI века. Без планирования невозможен рост, поэтому оно ставилось учёным на первое место. На второй позиции — организация труда: каждый сотрудник должен чувствовать заботу начальства и обеспечиваться всем необходимым.

После двух базовых условий идёт мотивация: работник будет лучше выполнять свои обязанности, зная, что за это он получит надбавку к жалованью или дополнительный выходной. Также важен постоянный контроль, когда каждый осознанно относится к качеству своего труда. Наконец, достижение успеха невозможно без умелой координации процессов, где сотрудники не мешают, а дополняют друг друга.

Пристальное внимание Файоль уделял и качествам управленца. В зависимости от направления деятельности предприятия, менеджер должен иметь знания в этой области. Например, менеджер сталелитейного завода обязан разбираться в основах металлургии. Кроме наличия специализации, учёный называл и универсальные признаки администратора:

  • способность к учению;
  • энергичность и инициативность;
  • широкий кругозор.

Вершиной концепции выдающегося представителя теории менеджмента стало предложение Файолем 14 принципов управления. Многие из них применялись в фабричной сфере и ранее, но важность идеи заключалась именно в их системном объединении.

  1. Разделение труда: каждый должен знать свое место и четко знать инструкцию для успеха слаженной работы.
  2. Полномочие и ответственность как два взаимодополняющих условия: чем выше полномочия, тем выше ответственность за результат труда.
  3. Дисциплина, основанная на справедливости: нарушителю порядка должно полагаться наказание.
  4. Справедливость как единство доброты и правосудия.
  5. Вознаграждение: продуктивный труд без нареканий должен поощряться.
  6. Единоначалие на основе ответственности работника перед конкретным руководителем.
  7. Единство в поставленной цели и направленных на её достижение задачах.
  8. Баланс централизации и самостоятельности: главенство лидера непререкаемо, но должна быть и свобода.
  9. Скалярная цепь (вертикаль полномочий): пересечение начальника и подчиненного должно быть в одном звене производства, а сама цепочка должна быть по возможности короткой.
  10. Материальный и социальный порядок: в первом случае это контроль за качеством сырья и сохранностью оборудования, во втором — организация труда и тщательный отбор персонала.
  11. Субординация: общие интересы и цели должны преобладать над личными.
  12. Стабильность коллектива: по возможности необходимо избегать текучки кадров.
  13. Корпоративный дух, который будет объединять участников труда и давать мотивацию к дальнейшим достижениям.
  14. Инициатива, пространство для которой всегда должно оставаться в правилах и дисциплине фирмы.

Возможность инициативы на предприятии Файоль считал одной из основ успеха. Вот его слова:

«Руководитель способен развить инициативу подчинённых, предоставив им возможность полностью реализовать своё положение и способности, ценой отдельных ошибок, серьёзность которых может быть существенно уменьшена при надлежащем контроле.»

Актуальность управленческой теории Файоля

Концепция Файоля была новой для своего времени и её автор считается одним из отцов-основателей современного менеджмента. Многие его идеи получили продолжение, не потеряв актуальности и в условиях современного предприятия.

Так, принцип преимущества живой коммуникации между сотрудниками над письменным общением сегодня признаётся многими управленцами. Французский учёный справедливо полагал, что на любом производстве личное общение является всегда эффективнее переписки, которая всегда может быть неправильно истолкована.

Главный труд Файоля «Общее и промышленное управление» в 1923 году был переведен на русский язык и доступен для ознакомления всем желающим повысить свои управленческие знания и навыки.

Крупный вклад Анри Файоля в теорию менеджмента состоит в разработанном им общем подходе к администрировании и формулировке некоторых принципов административной теории. Он определил функции, принципы и элементы управления.

В своих исследованиях он основывался не на американском, а на европейском опыте организации и управления производством. Основное внимание он уделил непосредственному управленческому процессу, который был им рассмотрен в качестве функции администрирования, которая предполагала оказание помощи административному персоналу в достижении им целей организации.

Основой концепции Файоля было положение, что на любом предприятии действуют два организма: материальный и социальный.

Материальный состоит из труда, средств труда и предметов труда в их совокупности, а социальный подразумевает отношения людей в процессе труда. Такие отношения и были предметом исследований Файоля, то есть он сознательно ограничивал область своих работ.

По Файолю, администрирование состоит из шести основных групп операций управленческой деятельности, которые обязательно есть на каждом промышленном предприятии:

  • техническая и технологическая, состоящая из производства, изготовления и переработки;
  • коммерческая, включая закупку, продажу и обмен;
  • финансовая – привлечение капиталов и управление ими;
  • охранная – охрана собственности и физического лица;
  • учетная – состоит из инвентаризации, балансовых ведомостей, производственных издержек и статистики;
  • административная – состоит из предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля.

В определении требований к менеджерам, он подчеркивал мысль о необходимости наличия у них специального знания, являющегося специфическим для любой функции – технической, финансовой или любой другой. Помимо того, каждому менеджеру нужны следующие качества и способности:

Готовые работы на аналогичную тему

  • физические качества – энергия, ловкость;
  • умственные качества – способность к пониманию и учебе, суждениям, умственной энергии и способность адаптации;
  • моральные качества: энергия, стойкость, инициатива, лояльность и пр.;
  • общее образование состоит из общего знакомства с вопросами, которые не относятся исключительно к выполняемой функции;
  • специальное знание включает специфические знания для выполняемой функции – техническую, коммерческую, финансовую, организаторскую и пр.;
  • опыт – знание как результат надлежащей работы, то есть осознание уроков, которые каждый извлек из вещей.

Файоль считал, что управленческий процесс невозможно строго регламентировать, но, вместе с этим, он должен основываться на определенных правилах и принципах.

Правила эффективного менеджера

Файоль разработал свод правил эффективного менеджмента. Они применяются и сегодня, под названием «14 принципов управления».

Отдельные правила были известны еще до Файоля, а другие он обобщил или сформулировал впервые. При формулировании этих правил, Файоль опирался на основную задачу административной школы – выработать универсальный рецепт успешного управления.

Данные правила звучат следующим образом:

  1. разделение труда предполагает перепоручение работникам отдельных операций, и их производительность труда резко возрастет, так как они смогут сосредоточиться;
  2. полномочия и ответственность – когда человек наделен определенными полномочиями, он имеет и определенный уровень ответственности;
  3. дисциплина – необходимость соблюдения установленных правил на основании принципа справедливости. Чтобы поддержать дисциплину, необходимо наличие руководителей разных уровней, которые будут применять к нарушителям порядка адекватные санкции;
  4. справедливость во всем – Файоль сформулировал данный принцип следующей формулой: справедливость = доброта + правосудие. Необходимо уметь ставить себя на место подчиненного, но при этом выносить беспристрастные решения;
  5. вознаграждение – справедливость необходимо поддерживать соответствующими материальными средствами, которые будут даны за усилия сотрудника;
  6. единоначалие – предполагает, что каждый член организации имеет над собой единственного руководителя и выполняет только его распоряжения;
  7. единство цели и усилий, предполагает, что работники должны соблюдать единый план, направленный на достижение общей цели;
  8. централизация по ситуации говорит о том, что внутри организации процессы должны быть централизованными, но степень централизации зависит от корректных случаев;
  9. принцип скалярной цепи говорит о невозможности нарушения иерархии, все управленцы с самого низшего звена и до топ-менеджеров должны образовать скалярную цепь, то есть единую вертикаль, которая должна быть сокращена во избежание вреда;
  10. преобладание общих интересов над личными;
  11. порядок;
  12. стабильность персонала включает текучку кадров, ослабляющую организацию, то есть такие явления недопустимы на успешном предприятии;
  13. корпоративный дух;
  14. инициатива в разумных пределах.

Главный вклад Файоля, «отца» менеджмента, в теорию управления состоит в рассмотрении им управления в качестве универсального процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, включающих планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже наиболее образованный менеджер не может быть компетентен во всех вопросах, которые связаны с управлением крупным предприятием, а количество знаний возрастает с приобретением опыта.

Несомненная заслуга Файоля заключается в постановке вопросов о необходимости выделить собственно управленческую деятельность менеджмента в отдельный исследовательский объект.

Файоль считается отцом современной теории менеджмента за то, что он первый поднялся над уровнем заводского цеха, им были обобщены принципы управления администрации в целом.

Французский ученый Анри Файоль известен как автор теории оперативного управления и один из отцов-основателей современного менеджмента. Несмотря на то, что его исследования были впервые изданы 100 лет назад, даже в \(2022\) году многие высказанные в них идеи не потеряли своей актуальности. Ученый начал свою карьеру горным инженером и достиг главной должности на предприятии. Опыт, полученный на промышленном концерне, где Файоль проработал более полувека, он изложил в книге «Общее и промышленное управление». Данный труд можно назвать учебником по организации рабочего процесса на предприятии.

В своей книге Анри Файоль предлагает новые принципы организации производства. В качестве основы он выделяет шесть групп операций, которые присутствуют практически на любой компании:

  • технические;
  • коммерческие;
  • финансовые;
  • страховые;
  • учетные;
  • административные.

Пристальное внимание в исследовании ученый уделяет административным операциям, в которых он также выделяет несколько разделов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • предвидение;
  • организация;
  • распорядительство;
  • координирование;
  • контроль.

На базе этих функций Файоль и предлагает 14 принципов управления, которые ему самому приходилось часто применять на должности директора промышленного концерна.

Суть 14 принципов Файоля и их роль в эффективном менеджменте

Перечислим принципы Файоля в последовательности, которую воспроизводит он сам:

  1. Разделение труда.
  2. Власть и ответственность.
  3. Дисциплина.
  4. Единство распорядительства.
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение частных интересов общим.
  7. Вознаграждение персонала.
  8. Централизация.
  9. Иерархия.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Постоянство состава персонала.
  13. Инициатива.
  14. Единение персонала.

Разделение труда

Этот принцип, как подчеркивал сам ученый, является основным в организации любого трудового процесса. Его цель — увеличить коэффициент полезного действия при одних и тех же исходных показателях. На производстве каждый должен занимать свое место и строго выполнять предписанные инструкции.

Принцип разделения труда в начале XX века блестяще реализует Генри Форд, применив у себя на заводе конвейерную схему сборки автомобилей.

Власть и ответственность

Этот универсальный принцип можно применить во всех сферах жизни, начиная от семьи и заканчивая государством. Лидер должен понимать, что количество находящейся в его руках власти прямо пропорционально величине ответственности за людей и процессы, которыми он руководит.

В эффективном менеджменте этот принцип является одной из заповедей успешного руководителя.

Дисциплина

Это принцип, который был взят Файолем из армии, где дисциплине всегда отводится первое место в иерархии полезных навыков. Наличие и отсутствие дисциплины, как считал основатель эффективного менеджмента, практически полностью зависит от качеств начальника.

Живя в неспокойное время, когда нередки были забастовки рабочих, Файоль отмечал, что при ясном соглашении между руководителем и коллективом подобных эксцессов можно избежать.

Единство распорядительства

Суть этого принципа заключается в том, что все указания рабочий должен по возможности получать из одних рук — через своего непосредственного начальника. Это обеспечивает достижение единой производственной цепочки и позволяет избежать недопонимания и путаницы.

Нарушение единоначалия приводит к ситуации дуализма, когда рабочий получает указания от двух и более начальников и не может понять, какое из них ему следует выполнять. Эта ситуация применима практически к любой ситуации, например, к воспитанию детей в семье, когда каждый из родителей пытается навязать ребенку свою волю.

Единство руководства

Этот принцип находится в прямой связи с предыдущим. Руководство компании не должно быть многоглавым. Так же, как и сфера деятельности одного руководителя в идеале не должна пересекаться с полномочиями других.

Подчинение частных интересов общим

Этот принцип применяется в большинстве крупных корпораций и в каждой сетевой компании. Он заключается в том, что цели и задачи организации должны быть восприняты каждым сотрудником и поставлены им выше собственных.

Вознаграждение персонала

Вопрос о вознаграждении за труд является в своей базовой части очевидным, однако в нем есть и многие трудности.

Прежде всего Файоль разбирает проблему величины вознаграждения.

Форма заработной платы должна отвечать трем требованиям:

  • справедливость;
  • поощрение усердия;
  • отсутствие крайностей.

Также ученый подробно рассматривает три вида оплаты труда:

  • поденная;
  • поурочная;
  • поштучная.

Преимущество первой заключаются в простоте оценки, но существует и минус: повышается возможность небрежного отношения к работе.

Вторая форма оплаты удобна тем, что рабочий четко понимает, какой объем работы ему следует выполнить. Однако здесь работодатель может столкнуться с разной оценкой условий труда у самих рабочих.

В третьей форме оплаты заработок сотрудника не ограничивается ничем, кроме сделанных им изделий или иных действий, количество которых может быть посчитано.

Успех предприятия будет во многом зависеть о того, насколько руководитель грамотно оценит необходимость применения одного из видов оплаты труда.

Отдельно ученый рассматривает вопрос о премиях. Примечательно, что уже в начале XX века Файоль говорит о таком виде получения премий, как долевое участие рабочих в прибыли, получаемой компанией.

Централизация

Сведение всех трудовых процессов к одному центру — естественный процесс, считает Файоль. Но в зависимости от задач, которые стоят перед руководством, возможна и обратная ситуация на определенных уровнях, когда от менеджеров требуется инициатива в принятии решений.

Иерархия

Говоря об иерархическом принципе в руководстве предприятием, для примера Файоль изображает иерархическую цепочку в виде конуса.

иерархическую цепочку в виде конуса.

На этом рисунке он показывает, что в управлении необходимо достичь эффекта, когда будут действовать и вертикальная, и горизонтальная связи. Вместе с нисходящей системой делегирования полномочий всегда должна быть возможность согласования ряда вопросов руководителями одного уровня.

Порядок

Этот принцип можно проиллюстрировать английской поговоркой: «the right man in the right place» (правильный человек на правильном месте). При этом кроме социального порядка на предприятии должен быть и порядок материальный — каждая вещь тоже должна быть на своем месте.

Справедливость

Хороший руководитель всегда должен уметь сочетать благожелательность с правосудием. По мысли Файоля, справедливость не исключает ни энергичных действий, ни суровости. Она лишь при практическом ее осуществлении нуждается в здравом смысле, большом опыте и доброте.

Постоянство состава персонала

Высокий уровень руководства Анри Файоль связывает с меньшей текучестью коллектива, также справедлива и обратная связь. Одна из частых причин неустойчивости состава предприятия лежит в области «заводского ученичества», когда сотруднику даются для практики разные области труда. Это может обойтись очень дорого для руководителя.

Инициатива

Инициатива по Файолю — это возможность создания и осуществления плана. Если на предприятии дается место для проявления личных качеств сотрудников, это может оказаться полезным, особенно в кризисные этапы развития.

Единение персонала

Формирование корпоративного духа, продвижение общих целей и ценностей — эти методы единения персонала активно применяется в эффективном менеджменте и в настоящее время. Каждый руководитель должен стремиться к достижению гармонии внутри своей компании — это сказано Файолем еще 100 лет назад.

Плюсы и минусы применения научного управления

Плюсы школы научного управления, одним из представителей которой является Анри Файоль, заключаются в:

  • формировании обобщающих принципов, методов и схем;
  • рассмотрении предприятия как единого организма и системы;
  • универсальном характере подходов к руководству предприятием.

Основным минусом применения научной школы управления можно назвать попытку унифицировать методы руководства, хотя в каждом случае всегда могут быть свои нюансы.

Недостатки администрирования по Файолю

Одним из существенных недостатков методики администрирования Файоля является его взгляд на организацию промышленного производства через взаимоотношения людей и выстраивание иерархических принципов. Этот подход был оспорен еще при жизни Файоля, когда акцент в разработке стратегий развития был перемещен на организацию технологических и производственных процессов.

Вместе с тем, многие принципы Анри Файоля продуктивно применяются в разного рода коммерческих предприятиях, не имеющих к отношения к промышленности.

Вторым недостатком школы файолизма стал ее универсализм, который размывает границы применения изложенных в ней принципов на практике. Сейчас трудно найти руководителя, который использовал бы методы администрирования Файоля как полноценное руководство к действию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: