В чем состоял вклад деятелей культуры в общенародную борьбу против врага приведите примеры

Обновлено: 03.05.2024

Вся деятельность советской интеллигенции, все достижения науки, литературы, искусства, всей культуры с самого начала Великой Отечественной войны были поставлены на службу одной цели – делу победы над врагом.

Более тысячи писателей, поэтов, журналистов вступили в ряды действующей армии в качестве корреспондентов, около четырехсот из них погибли, 21 стали Героями Советского Союза[59]. Военными корреспондентами были крупнейшие литературные таланты России: М. Шолохов, А. Твардовский, К. Симонов, А. Толстой, А. Фадеев, И. Эренбург, Б. Полевой, А. Платонов, А. Чаковский, А. Гайдар, А. Безыменский, М. Светлов, И. Андроников и др. Многие из них надели шинели уже в 1939 г., приняв участие в сражении на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне. В период самых тяжелых боев под Москвой корреспонденции с фронта посылали писатели А. Сурков, Е. Петров, А. Бек. Большое эмоциональное воздействие на людей оказала знаменитая песня А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война», исполненная впервые на площади Белорусского вокзала 24 июня 1941 года.

Из записок и очерков военных корреспондентов впоследствии родились многие выдающиеся произведения советской литературы. Среди них: «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Волоколамское шоссе» А. Бека, романы и повести А. Фадеева и К. Федина. Уже в годы войны были напечатаны и поныне известные произведения: «Дни и ночи» К. Симонова, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Фронт» А. Корнейчука, «Зоя» М. Алигер, «Василий Теркин» А. Твардовского. Всего за 1941–1945 годы было издано около 170 млн экземпляров книг и статей о войне[60].

Исключительное значение в пору жестоких испытаний приобрела поэзия. Большой любовью и популярностью пользовалась проникновенная песенная лирика М. Исаковского: «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвета», «Огонек», «Услышь меня, хорошая». Любимыми песнями стали также «Лирическая песня» и «Бьется в тесной печурке огонь…» («В землянке») А. Суркова, «Шумел сурово брянский лес» А. Софронова, «Соловьи» и «На солнечной поляночке» А. Фатьянова, песни на слова Д. Бедного, Я. Купалы и других авторов. В 1943 году на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана (музыка А. Александрова) был создан гимн Советского Союза.

Свой вклад в победу внесли советские композиторы. Огромный успех в блокадном Ленинграде имела прозвучавшая 9 августа 1942 года «Седьмая Ленинградская» симфония Д. Шостаковича. Большим праздником для бойцов были концерты фронтовых бригад с участием Л. Утесова, К. Шульженко, Л. Руслановой. В годы войны джаз-оркестр под управлением Л. Утесова постоянно выступал в воинских частях, на военных кораблях, на Волховском и Калининском фронтах. Два военных самолета, получившие название «Веселые ребята», были построены на деньги от сборов концертов Tea-джаза[61]. С именем Клавдии Ивановны связано становление отечественной эстрадной песни. За один только первый год блокады Ленинграда она приняла участие в 500 концертах в осажденном городе, пела в Кронштадте перед моряками и перед солдатами, обеспечивавшими бесперебойное функционирование «Дороги жизни». Все денежные сборы от выступлений К. Шульженко шли в Фонд помощи детям[62].

В годы Гражданской войны юная Лидия Андреевна Русланова выступала перед красноармейцами с исполнением русских народных песен. Первый концерт певицы Руслановой перед бойцами в годы Великой Отечественной войны состоялся в июле 1941 года в районе города Ельни. Л. Русланова неоднократно выезжала в блокадный Ленинград и на передовые позиции многих фронтов. Песни «Валенки», «По долинам и по взгорьям…», «Партизан Железняк» особенно были любимы бойцами. На свои личные сбережения певица приобрела боевую технику для минометной батареи[63].

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943), известный русский композитор, дирижер и пианист, с 1918 года поселился в США. Живя за рубежом, С. Рахманинов оставался русским музыкантом и патриотом. В 1941–1942 годах выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.

Выступления на фронтах концертных бригад, в составе которых были популярные певцы и актеры: М. Жаров, И. Козловский, Н. Крючков, М. Михайлов, Л. Русланова, Е. Самойлов, А. Тарасова, М. Ладынина, Л. Утесов, К. Шульженко и др. поднимали боевой дух защитников Родины.

Лирическая поэзия, раскрывающая всю сложность чувств человека на войне, взаимоотношения близких людей, разделенных огромными расстояниями, была также востребована в дни суровых испытаний. Широкий успех имели появившееся еще в 1941 году стихотворение К. Симонова «Жди меня и я вернусь», стихи С. Щипачева, страстные стихи-монологи М. Алигер, О. Берггольц, И. Уткина, Д. Кедрина. В «Февральском дневнике» О. Берггольц, написанном в жестокие дни января – февраля 1942 года в блокадном Ленинграде, выразилась надежда города на будущую победу. Мужество ленинградцев воспела в сборниках «Памяти храбрых» и «Лирика» побывавшая в осажденном городе М. Алигер.

Основная тема стихов и прозы В. Инбер, пережившей тяжелые дни блокады, стойкость воинов-защитников и жителей города на Неве. «Душа Ленинграда» (1942), «О ленинградских детях» (1942), «О Ленинграде» (1943) – эти работы В. Инбер были тепло приняты читателями. Наибольшую известность получила поэма «Пулковский меридиан» (1943), работу над которой поэтесса начала в октябре 1941 года. А. Ахматова написала вдохновенное стихотворение «Мужество».

Обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев стало характерной особенностью произведений военных лет. Среди них поэма М. Алигер «Зоя», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», первые главы которого появились еще в годы войны. Огромной популярностью пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Теркин».

Для обслуживания фронтовиков во всех советских республиках создавались бригады артистов и даже специальные фронтовые театры. В них участвовало 45 тыс. творческих работников, давших за годы войны 1 млн. 350 тыс. концертов. Во время войны работало 3962 артистические бригады (из них в Москве было сформировано 700, в Ленинграде – свыше 500, в театрах других союзных республик и на периферии РСФСР – свыше 2500)[64]. Первая бригада актеров московских театров была отправлена на фронт в район г. Вязьмы уже в июле 1941 года Репертуар бригад был составлен главным образом из произведений малых форм на злободневные темы (рассказы, фельетоны, монологи, одноактные пьесы).

cany20love

ВОВ стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, графика и кино.

Литература – орудие борьбы

Во время ВОВ прозаиками, поэтами и драматургами создаётся образ воюющего народа и противостоящего ему врага, формируется настрой каждого гражданина страны. Важно было рассказать то, с кем предстоит сражаться, ЧТО несёт фашизм народу в целом и отдельному человеку. Литература стала орудием борьбы. Можно выделить черты литературы военных лет:

Сочетание публицистического и художественного осмысления происходящего;

Максимальный учёт обстановки в театре военных действий и в тылу;

Мобильность в отклике на события.

Основные литературные жанры и произведения

В Великую Отечественную войну особенного расцвета достигли такие жанры, как очерк (П. Лидов – «Таня»), баллада (Н. Тихонов, К. Симонов), поэма (А. Твардовский «Василий Тёркин», О. Берггольц «Ленинградская поэма»), лирическое стихотворение (А. Ахматова, Б. Пастернак) и др. Во время войны были популярны малые жанры, так как люди ценили быстроту отклика на военные события: писатель мог не успеть закончить своё произведение, как и люди могли не успеть прочитать его до конца…

Одно из самых прославленных произведений военного времени – «Василий Тёркин» А. Твардовского. В главном герое поэмы запечатлены все лучшие черты русского человека. Тёркин – простой добрый парень с щедрым сердцем, любящий жизнь и смотрящий вперёд с оптимизмом, он храбрый, но совершенно негордый. Это собирательный образ бравого, стойкого и жизнерадостного русского солдата.

Богатый литературный опыт тех лет показал, какой могучей и возвышающей силой может стать правдивое слово, направленное на борьбу за идеал. Литература 40-х гг. показала нам патриотическое и гуманистическое начало, народность, сплочённость советских граждан. Героями многих произведений становились реальные люди, участники войны.

Живопись времён ВОВ

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.

Основные жанры и произведения живописи

Развивались следующие жанры:

Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);

Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);

Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»).

Таким образом, война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому,

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль культуры в сплочении единства фронта и тыла

в Великой Отечественной Войне.

Война! Как внезапно и страшно она обрушилась на нашу страну, на наш народ солнечным летом 1941 года.

Великая Отечественная война оказала огромное влияние, как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

Начало войны резко изменило жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры были подчинены задачам борьбы с врагом, сплочению всех сил русского народа для достижения победы.

В военные годы деятели культуры чётко понимали свои задачи, и свою роль в достижении единства фронта и тыла. Их творчество вдохновляло солдат, помогало мобилизации сил людей в тылу, работавших без устали, веривших, что с каждым днем они приближают День Победы.

Уже с первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы.

На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 года погиб известный детский писатель А. П. Гайдар. Во время возвращения из осажденного Севасто­поля был убит один из авторов сатирических романов «Двенадцать сту­льев» и «Золотой теленок» Евг. Петров.

В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находились писатели А. Сурков, А. Бек. Военными корреспондентами рабо­тали А. Фадеев, К. Симонов, М. Шолохов, Н. Тихонов, В. Закруткин, М. Джалиль, А. Гайдар.

10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них- С. Борзенко, П. Вершигора, М. Джалиль.

Война стала главной темой литературы тех лет. В «Ленинград­ской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести «Дни и ночи» К. Симонова и «Направление главного удара» В. Гроссмана посвящены Сталинградской битве. Характерной особенностью произ­ведений военных лет является обращение к образам реальных лю­дей, а не вымышленных героев. Среди них поэма М. Алигер «Зоя», роман

А. Фадеева «Молодая гвардия», первые главы которого по­явились в годы войны. Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского «Василий Теркин», главный герой которой сочетал черты многих реальных людей, проза и стихи К. Си­монова. Самое знаменитое стихотворение военной поры «Жди меня» бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.

Особое место в годы Великой Отечественной войны занимала поэзия военных лет. Она немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.

Лирические стихи публиковались во фронтовой печати, исполнялись в концертах. Во время войны сформировалось целое поколение поэтов-фронтови­ков, которое оставило заметный след в литературе послевоенного периода.

Это М. Кульчицкий, С. Гудзенко, А. Межиров, Б. Слуц­кий, Ю. Друнина, Н. Майоров и др.

Широкую популярность приобрели многие лирически стихи, ставшие настоящими народными песнями: «Огонек», «В лесу прифронтовом» и другие.

Писатели и поэты откликались на чувства и мысли, которые испытывали люди во время войны. Во многих произведениях показана человеческая драма, где смерть - в постоянном поединке с жизнью. Именно на войне по-настоящему раскрываются люди, точно и тонко выражено ощущение всенародности Отечественной войны. Многие произведения посвящены теме дружбы на войне, вере в будущее возрождение:

Любовь мы завещаем женам,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

(К. Симонов, «Смерть друга»)

Поэзия военного времени раскрывает такие высокие человеческие чувства, такой патриотический дух, что становится понятным, почему люди стояли насмерть во время сражений.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

(А. Ахматова, «Мужество»)

В годы Великой Отечественной войны широкое развитие получили не только стихотворные жанры, но и проза. Она была представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Публицистические жанры были разнообразны: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Прежде всего, писатели воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, раскрывали основы народного характера, учили непримиримо относиться к фашизму.

Особую роль в судьбе военной литературы сыграли газеты. Корреспондентами «Красной звезды» работали К. Симонов, В. Гроссман, А. Платонов,

Е. Габрилович, П. Павленко, А. Сурков, ее постоянными авторами были

А. Толстой, А. Фадеев, Л. Соболев, В. Кожевников, Б. Полевой. В армейских газетах была даже учреждена специальная должность – писатель.

Газета в ту пору стала основным посредником между писателем и читателем. Союз газеты с писателями был рожден потребностью газеты в писательском пере, но как только он стал более или менее прочным и привычным, он превратился в союз и с художественной литературой.

В январе 1942 года «Красная звезда» напечатала первые рассказы К. Симонова, К. Паустовского, В. Гроссмана.

После этого произведения художественной литературы – стихи и поэмы, рассказы и повести, даже пьесы – стали появляться и в других центральных газетах, в газетах фронтовых и армейских. В газетах были опубликованы повести: «Русская повесть» П. Павленко («Красная звезда», 1942), («Непокоренные») Б. Горбатова («Правда», 1943); первые главы романа «Молодая гвардия» А. Фадеева («Комсомольская правда», 1945); поэмы «Февральский дневник» О. Берггольц («Комсомольская правда», 1942), «Пулковский меридиан» В. Инбер («Литература и жизнь», «Правда», 1942); пьесы: «Русские люди» К. Симонова («Правда»,1942), «Фронт» А. Корнейчука («Правда»,1942).

До самого конца войны писатели продолжали выступать на страницах газет с очерками, публицистическими статьями.

В военные годы широкое распространение получил так же русский фольклор. Создателями фольклора периода Великой Отечественной войны были фронтовики, партизаны, тыловики. Фольклор этого времени был всенародным, в нем объединилось творчество нескольких народов, соединение культуры города и деревни. Устное народное творчество было представлено многими традиционными жанрами. Но среди них лидировала песня в большом количестве разновидностей её формы и содержания. Фронтовиками были сложены песни об обороне Севастополя, Одессы, Москвы, Ленинграда, Сталинграда и других городов, о подвигах героев:

Пускай мы погибнем в неравном бою,

Но братья победы добьются,

Взойдут они снова на землю свою,

С врагами сполна разберутся.

Сделав все для того, чтобы вывезти и сохранить заводы, фабрики, материальные ценности, Советское правительство позаботилось также и о сохранении всех духовных богатств страны. Из прифронтовых зон вывозились музеи, библиотеки, картинные галереи, театры.

В начальный период войны театральная жизнь была дезоргани­зована. Часть коллективов не удалось вывезти, эвакуированные театры не могли быстро начать работу. К 1943 году их сеть стабилизи­ровалась, хотя и сократилась почти в два раза по сравнению с до­военным временем.

Для выезда на линию фронта создавались выездные бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны в составе театрально-кон­цертных бригад. В их числе были выдающиеся актеры М. И. Жаров, И. В. Ильинский, А. К. Тарасова, А. А. Яблочкина, М. И. Царев, Н. К. Черкасов и др.

Первым из них стал театр «Искра», сформированный из акте­ров Театра имени Ленинского комсомола — добровольцев народ­ного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра имени Евг. Вахтангова, комсомольский коллектив ГИТИСа. Постепенно начали формироваться актерские бригады при ВГКО. Актеры выступали на московских вокзалах и площадях перед тысячами бойцов, отправлявшихся на фронт, давали концерты в госпиталях и воинских частях. Вскоре при Всероссийском театральном обществе начали работать фронтовые театры. Спектакли шли в декорациях, без сокращений, в гриме и костюмах. На фронт приезжал настоящий театр, и это имело очень большое значение. Театральные выступления поднимали боевой дух народа.

В кинематографии особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. В конце 1941 года на эк­раны кинотеатров вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин; в 1942 году фильм был награжден премией Американской киноакадемии «Оскар»). Всего за годы войны было выпущено около 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера. Кинематограф выполнял роль агитатора, призывающего людей на защиту отечества, укреплял веру в абсолютную справедливость войны.

В послед­ний год войны государственные и партийные органы много за­нимались вопросами кинопроката, однако довоенный уровень достигнут не был.

В изобразительном искусстве самым оперативным был жанр плаката. Художники-плакатисты первыми откликнулись на воен­ные события. Уже через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничто­жим врага!». Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». В первые дни Великой Отечест­венной войны начало работу содружество художников-плакатис­тов и поэтов «Окна ТАСС», возродившее опыт аналогичного объ­единения времен Гражданской войны.

Одной из наиболее крупных художественных выставок этого периода стала открытая 7 ноября 1942 года Всесоюзная выставка в Третьяковской галерее, посвященная войне. Героизм советского народа, его страдания и мужество стали главной темой в картинах А. Пластова, Г. Ряжского, Кукрыниксов, С. Герасимова, А. Дейнеки. Первая выставка в блокадном Ленинграде была проведена в январе 1942 года в Доме худож­ника. Впоследствии ее экспонаты были переправлены самолетом в Москву и выставлены в залах Государственного музея изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина.

Выдающийся мемориальный ансамбль, воплотивший идею гуманизма Советской Армии, освободительницы, создал в Берлине Е. В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульптурными портретами героев войны работали Н. В. Томский, Л. Е. Кербель, Вл. Е. Цигаль и др.

В музыке ведущим жанром стала лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» и другие песни военных лет вошли в золотой фонд песенной классики. Вторую жизнь получила написанная еще до войны песня «Катюша». Боль­шим праздником для фронтовиков были концерты фронтовых бригад с участием Л. Утесова, К. Шульженко, Л. Руслановой. В 1943 году из эмиграции вернулся А. Вертинский. Хотя его концертная деятельность ограничивалась преимущественно гастролями в провинции, певец пользовался большой популярностью. Его ро­мансы и песни на стихи С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, И. Се­верянина восстанавливали связь с культурой Серебряного века. Песни военных лет нахо­дили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их, вселяли уверенность в победе.

Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 года в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича, написанной выда­ющимся русским композитором в блокаде. Оно транслировалось по радио и получило мировой резонанс как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости.

Д. Шостакович писал: «Мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом».

Часто эту симфонию называют Ленинградской, она яв­ляется шедевром современного музыкального творчества.

Вопреки известному утверждению - «когда гремит оружие, музы молчат», - во время Великой отечественной войны музы не молчали. От первого до последнего дня войны не умолкал голос деятелей культуры. И пушечная канонада не могла заглушить его.

Деятели культуры внесли неоценимый вклад в общую победу своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух народа.

Прошло более 65 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в нашей памяти, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве. Я надеюсь, что память о Великой Отечественной войне будет жить и в сердцах наших детей.

1. История русской культуры IX - XX вв. // Под ред. Л.В. Кошман., М. 2002.

В конце апреля 1941 года Сталин позвонил Илье Эренбургу (русский писатель, поэт, военный публицист и журналист) и сказал, что его антинацистский роман "Падение Парижа" теперь можно опубликовать (по этому телефонному звонку Эренбург понял, что война с фашистской Германией стала по мнению Сталина, неизбежной).

Очень большую роль в Великой битве за поднятие морального духа советских людей летом 1942 г. сыграл Илья Эренбург; каждый солдат в Красной Армии читал Эренбурга; известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали лишний пистолет - пулемёт на пачку вырезок его статей. Можно любить или не любить Эренбурга как писателя, однако нельзя не признать, что в те трагические недели он, безусловно, проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немецким оккупантам на язык едкой, вдохновляющей прозы, этот рафинированный интеллигент интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди.

Чувством грозящей смертельной опасности проникнуто и стихотворение "Мужество", которое написала Анна Ахматова (хотя опубликовано оно было только год спустя) в 1942 году, во время эвакуации в Ташкенте.

Зимой 1941/1942 г. огромную популярность приобрели стихотворения Константина Симонова. Самое знаменитое у К. Симонова:

С момента его опубликования осенью 1941 году и в течение всего 1942 г. это было самое популярное в Советском Союзе стихотворение, которое миллионы женщин повторяли про себя, точно молитву.

Тем, кто не был в СССР в то время, трудно понять спустя столько лет, как много значили такие стихи буквально для миллионов русских женщин. Никто не может сказать, сколько сотен тысяч мужчин погибло на фронте, попало в плен, пропало без вести после 22 июня 1941 г.

Почти такую же важную роль играли другие поэты и писатели. Например, глубоко взволновала читателей поэма Маргариты Алигер "Зоя" о повешенной немецкими оккупантами под Москвой девушке-партизанке Зое Космодемьянской; Эта поэма была переделана в пьесу. Она рисует сновидения нашей девушки в ночь перед казнью, после пыток, которым её подвергли фашисты.

Большое значение имела и поэзия Суркова, например, написанное им в 1941 г. стихотворение в прозе "Клятва воина", заканчивавшееся словами:

"Слёзы женщин и детей кипят в моём сердце. За эти слёзы своей волчьей кровью ответят мне убийца Гитлер и его орды, ибо ненависть мстителя беспощадна" .

Огромное влияние на настроения людей оказывали статьи Эренбурга в газетах "Правда" и "Красная звезда" - яркие блестящие, пользовавшиеся колоссальной популярностью в Красной Армии. Их иногда критиковали за высмеивание немецких агрессоров, забывая, какой это страшный и грозный враг. Михаил Шолохов , Алексей Толстой и многие другие делали то же самое. В трудное лето 1942 г. мотив "все немцы - зло" прозвучал даже ещё отчётливее.

Обращение подписали не самые выдающиеся представители российской культуры, но все-таки под ним стоят имена писателей Бориса Акунина, Дмитрия Быкова, Ивана Вырыпаева, Дмитрия Глуховского, Владимира Сорокина, главного редактора “Новой газеты”, лауреата Нобелевской премии Дмитрия Муратова, журналиста Леонида Парфенова, издателя Ирины Прохоровой, актрисы Чулпан Хаматовой, режиссеров Владимира Мирзоева, Ильи и Андрея Хржановских. В общем, компания светлоликих, объединенная либеральными идеями и «большой любовью» к народу. Любому.

Пока большинство селебрити и заметных медиаперсон благоразумно помалкивают насчет известных событий на Украине, отдельные торопыги поспешили вкинуть в блогосферу свое видение происходящего. Добрая половина из них - гастролеры с Незалежной.

По большому счету, мы можем понять озабоченность украинских певиц Светланы Лободы, Анны Седоковой и Веры Брежневой, музыканта Ивана Дорна, телеведущего Андрея Беднякова, продюсера Александра Роднянского и многих, многих других – пока они здесь без устали сколачивают капитал, родной хутор может остаться без присмотра. Тем более, что украинские власти щедро и неподотчетно раздали тысячи единиц оружия случайным людям. Теперь жди грабежей и мародерства.

Из хора голосов, пафосно взывающих «Остановитесь! Это сумасшествие! Прекратите безумие!» неожиданно выбился дребезжащий тенор худрука «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза.

Уроженец Одессы, известный своей поддержкой движения за «возвращение украинской Кубани», от слов перешел к действию, а именно, уволил без выходного пособия актера Марата Башарова. И фиг бы с ним, с Маратом – не такая уж потеря для театрального искусства, но причина! Башаров в своем Инстаграм выложил давнишнее фото с президентом, и подписал его одним словом «Спасибо». И фсе, в «Школе современной пьесы» он больше не работает, и на гастроли в город Лимасол не едет.

Отреагировали на начало российской военной операции на Украине и многие отечественные «звезды». Правда, в большинстве своем удручающе однообразно. Просто выложили на своих страничках черные квадраты с надписями типа «Нет войне». Хитро. Вроде как не отстали от прогрессивного человечества и осудили «вторжение». А, с другой стороны, завтра их спросят – чего-чего это вы имели ввиду? А они такие – имели ввиду войну между племенами хугу и тутси в Руанде. Не можем молчать, хоть и давно это было.

Отдельные деятели культуры в своих осуждающих постах продвинулись много дальше. Макаревич и Меладзе, Шевчук и Манижа, Невзоров, Виторган (мл), Козловский, Смехова, Лазарева, Гребенщиков, Зудина, Собчак и еще десятки певцов, музыкантов, актеров и писателей попытались развернуто объяснить, отчего им так стыдно и больно. Однако вышло плохо – посты словно написаны под копирку. Отсыл к друзьям и родственникам, проживающим на Украине, заверения, что лично они за мир во всем мире, смакование страданий простых украинцев. И еще у многих напоминания, что концерты их переносятся на неопределенное время.

Женские посты селебр доставили отдельно. Списывали они друг у друга, что ли? Их душат слезы, они разучились читать, все вообще потеряло смысл, не хочу в это верить. Господи, спаси Украину. Вот буквально одними и теми же словами. Детные давили на самое трогательное - «Сейчас проснется/придет из школы/сын/дочь, и я должна ему/ей сказать, что началась война. Простите нас, украинцы, что мы такие беспомощные». Так отметились Рапопорт, Старшенбаум, Горбань, Рудковская, некто Айза и еще несколько дам полусвета.

В женской компании предсказуемо оказался и Сергей Лазарев, выложивший душещипательный пост о своем сыне, который еще неделю назад начал плакать по ночам, предчувствуя, видимо, начало войны. «Я сам реву как мальчик сейчас!» - поделился певец своими эмоциями.

Комику Александру Гудкову вообще стыдно уже за то, что он родился 24 февраля. Блин, 39 лет дяде, дурак-дураком, а туда же.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: