В чем заключается вклад н макиавелли в изучение политики

Обновлено: 14.07.2024

«Цель оправдывает средства». Это жесткое высказывание всегда вспоминается, когда хочется подчеркнуть аморальность действий какого-то политика. В последние годы под раздачу чаще попадали Ленин или Сталин[106], хотя последующие главы государства не сильно от них отличаются. Людей, которые придерживаются этого принципа (а таких очень много), называют «макиавеллистами».

Никколо родился в 1469 г. недалеко от города-государства Флоренции в семье адвоката. Он получил классическое образование. В ту эпоху территория современной Италии была ареной непрерывной борьбы между самостоятельными итальянскими государствами. В эту борьбу вмешивались Франция, Испания и Священная Римская империя. Своя игра была и у папы римского. Он наблюдал за деятельностью Чезаре Борджиа, руководил флорентийской милицией.

Никколо Макиавелли был политическим деятелем, занимал пост государственного секретаря во Флоренции. Он выполнял различные дипломатические поручения и вволю поварился в котле политической жизни. В конце концов в 1513 г. (в сорок четыре года) он был обвинен в заговоре, арестован, освобожден, после чего удалился в свое поместье. В 1520 г. он вернулся во Флоренцию, в качестве историографа написал «Историю Флоренции». Макиавелли умер в 1527 г., и кенотаф в его честь находится в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Никколо Макиавелли считается родоначальником современной политологии как науки. Его труды «Государь» («Князь») и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» считаются классическими. Читать лекции о взглядах Никколо Макиавелли или писать о его воззрениях легко: «Он считал политическую сферу самостоятельной, относительно независимой от других областей жизни общества. Предметом политической науки Макиавелли считал власть во всех ее проявлениях. Макиавелли сам участвовал в политической жизни Италии и анализировал политику как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир. Государство Макиавелли рассматривал как политическую форму организации общества, но отличал от самого понятия „общество“.

Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм. В основе этой концепции лежала идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Тиранию, олигархию и охлократию (власть толпы, черни) он считал формами, „дурными во всех отношениях“. „Хорошими сами по себе“ считал монархию, аристократию, демократию. Предпочтение Макиавелли отдавал смешанной форме государства, умеренной республике. Слово „республика“ в буквальном переводе с латинского языка означает „общественное, общее дело“. В республике, по мнению Макиавелли, сочетались достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

С именем основателя политологии как практической науки связан термин „макиавеллизм“. Этим понятием обозначают политику, основанную на культе насилия, безнравственности. Следует учесть, что сам Макиавелли не был крупным политическим деятелем, не применял лично принцип „цель оправдывает средства“ в реальной жизни.


Николло Макиавелли. Санти ди Тито. Портрет. XVI в.

Но теоретически он отделял политику от морали и подходил к достижению важных политических целей с жестко рациональных позиций. Макиавелли был сторонником объединения раздробленной Италии с помощью сильной власти и любыми средствами. Но Италия стала единой лишь в 1870 г., через триста с лишним лет после смерти теоретика»[107].

Почему говорить и писать о взглядах Макиавелли достаточно легко? Дело в том, что за почти пятьсот лет после его «Государя» в политической сфере мало что изменилось. Более того, реальные политические события в различных странах многократно подтвердили и подтверждают правильность анализа, характеристик, данных в свое время итальянским мыслителем.

Так, в обстановке феодальной раздробленности, в которой находилась Италия, Макиавелли полагал, что сильный, хотя бы и жестокий и лишенный угрызений совести правитель лучше, чем бесконечная усобица. В России на протяжении столетий многие придерживались и придерживаются такого же мнения. «Кому нужна эта демократия, если от нее один бардак и жрать нечего!»

Так, Макиавелли писал: «Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но, когда у тебя явится в них нужда, они тотчас же от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время»[108].

Никколо Макиавелли считается автором идеи о всеобщей воинской повинности (трактат «О военном искусстве»), которая чуть позже была введена повсеместно. В России в течение более двадцати последних лет происходит вялотекущий разговор о переходе к службе по контракту. Но ведь наемным служивым надо хорошо платить, считаться с их правами, с пунктами подписанных договоров. Если же все украдено на десятилетия вперед, то значительно проще набрать на основе всеобщей воинской повинности армию из беднейших слоев общества и отморозков, так как такая армия обходится дешевле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Отрывок из «Государя» Никколо Макиавелли, посвященный Чезаре Борджиа

Отрывок из «Государя» Никколо Макиавелли, посвященный Чезаре Борджиа (пер. Г. Д. Муравьевой)Чезаре Борджа, простонародьем называемый герцог Валентино, приобрел власть благодаря фортуне, высоко вознесшей его отца; но, лишившись отца, он лишился и власти, несмотря на то,

О попытке Никколо Макиавелли понравиться дому Медичи

О попытке Никколо Макиавелли понравиться дому Медичи I Что делает человек, выпущенный из тюрьмы, где его держали по обвинению в государственном заговоре, где он жил в ежедневном ожидании виселицы и где его пытали? Ну, он радуется тому, что остался жив. Флоренция в

Никколо Макиавелли и его мелкие разовые поручения.

Никколо Макиавелли и его мелкие разовые поручения. I Ну, на фоне грандиозных событий в Германии, пришедшихся на 1520 год, удача, выпавшая на долю Никколо Макиавелли 20 марта этого года, выглядит очень скромной. Тем не менее это была удача – Лоренцо Строцци, один из друзей

Никколо Макиавелли: горе уму

Никколо Макиавелли: горе уму Слово «макиавеллизм» известно гораздо шире, чем биография и взгляды Никколо Макиавелли, от чьей фамилии оно образовано. Тем, кто не очень хорошо знает этот сюжет, кажется, что есть некая макиавеллевская злодейская идея, причем суть ее неясна.

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли Долгое время Никколо Макиавелли многим казался сфинксом, тайны которого никому не дано разгадать. Одни изображали его «образцом вероломства», другие – одушевленным самой чистой и благородной любовью к родной Флоренции. Согласно мнению одних ученых,

КОММЕНТАРИЙ (Никколо Макиавелли)

КОММЕНТАРИЙ (Никколо Макиавелли) 1 «Мифа» в сорелевском смысле слова. В концепции Ж. Сореля это одно из центральных понятий, связанное с ее бергсонианскими истокам: и каждое крупное общественное движение несет в себе представление о будущем и о путях к нему, причем не

Никколо Макиавелли (1469 г. – 1527 г.)

Никколо Макиавелли (1469 г. – 1527 г.) Итальянский мыслитель, писатель. Основные сочинения: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»; «Государь». Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли был первым, кто осмыслил роль и значение политики, исходя из философского

Гиппократ – родоначальник современной медицины

Гиппократ – родоначальник современной медицины Каждый врач в любой стране мира, начиная свою профессиональную деятельность, дает клятву верности служебному долгу, известную как «Клятва Гиппократа». Истоки этого торжественного обряда уходят в далекое прошлое.

Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:

1. Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки.

2. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.

3.Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

4. Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. «Государь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». Макиавелли большое внимание уделяет личности самого государя, анализирует его черты и качества.

Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики – этики главы государства («макиавеллизм»)

Современники. В 1502 г. Макиавелли познакомился с Леонардо да Винчи (1452-1519), служившим у герцога Чезаре Борджиа в качестве военного инженера и архитектора. По протекции Макиавелли Леонардо получил от город­ских властей престижный заказ на большую фреску «Бит­ва при Ангиари» для Палаццо Веккио.

Логическое основание политического учения: эмпи­ризм, согласно которому единственный источник получе­ния знания, в частности, о политике – это опыт. Разраба­тывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его исто­рию, а также использует свой собственный опыт государ­ственной службы.

Макиавелли отказывается от средневекового теоцентризма, и заменяет его на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответ­ственно, политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.

Из опыта следует, что в основе политического поведе­ния лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По теории Макиавелли грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.

Основные работы: «Принцепс» («Государь») (1513); «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» (1516-1517); «История Флоренции» (1520); «О военном искусстве» (1521).

Содержание политического учения. Н. Макиавелли сравнивал величие Древнего Рима с современной ему Ита­лией. Как образовалась пропасть между возвысившимся до мирового господства Римом и постоянно ожидающей на­шествий Италией?

Причины политического упадка Италии:

христианская религия, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству, что и привело к ослаблению государства;

папство, которое имело престол в Риме, владея частью Италии и препятствуя ее объединению.

Понятие государства. Макиавелли вводит в политичес­кую лексику новый политический термин – Stato (лат. status), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е. государ­ство, – это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения. Наряду с уже известными к XVI в. политическими терминами «респуб­лика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «правление», «тирания», «монархия» Макиавелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обо­значают общее понятие государства.

Государство – это дело рук человеческих. Форма прав­ления государства представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба народа и знати – вот ис­точник развития государства: «Народ и знать есть в каж­дом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжа­лись и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угне­тать народ; эти два разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какой-нибудь партии».

Классификации форм правления государства. Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные фор­мы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).

Новация Макиавелли заключалась в следующем выводе: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классифика­ция государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.

Концепция политической этики главы государства (кон­цепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает кон­цепцию политической этики принцепса (единоличного главы государства), направленную на объединение Италии и превращение ее в сильное государство.

В работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспыта­тель формулирует ряд политических принципов, свобод­ных от каких-либо моральных запретов, которые позволят принцепсу действовать эффективно на политическом по­прище и добиться осуществления поставленной цели:




• овладевая государством, необходимо все жестокости совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять;

• обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувству­ешь их вотдельности;

• все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались;

• принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лиси­цей, чтобы распознать западню;

• принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти оправдание. Макиавелли ссылает­ся на папу римского Александра VI, который всех обманы­вал, не держал слова, но тем не менее многого добился;

• принцепс не обязательно должен обладать всеми доб­родетелями – гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;

• принцепс не должен трогать имущество подданных и задевать их честь, тогда подданные будут довольны жиз­нью, а принцепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих;

• принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому;

• каждый поступок принцепса должен подтверждать молву о нем как о великом и выдающемся человеке;

• принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть;

• чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окру­жение.

Контрреформация, развернувшаяся в Италии во второй половине XVI в., задушила не только Реформацию, но и светскую культуру Ренессанса. Действовавший с 1559 г. «Индекс запрещенных книг» наложил запрет на многие из­вестные произведения литературы: «Декамерон» Боккаччо, сочинения Валы, Аретино. Все сочинения Макиавелли были включены в «Индекс». О сочинении «Принцепс» («Государь») еще ранее (1546) говорилось, что оно написа­но «рукой Сатаны».

Никколо Макиавелли стоит у истоков политической на­уки нового времени. Его сторонниками были Ж.-Ж. Руссо, М.А. Бакунин; а противниками – Т. Кампанелла, Ж. Боден, Вольтер.

Макиавелли оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Парето и др.). Б. Муссо­лини, находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса.

В политике сложилось понятие «макиавеллизм», в осно­ве которого лежит идея, что для достижения выбранной цели все средства допустимы. Однако итальянский иссле­дователь Луиджи Руссо предложил иное толкование этой идеи: «Правильные средства в конечном счете оправдыва­ют цель».

Родоначальником полит.науки считается Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) сформулировал предмет и метод политологии. Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику, что называется, изнутри. Вклад Макиавелли в полит.науку состоял в следующем: 1) он обосновал самостоятельность полит. сферы, ее относительную автономность от др. областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет полит. власть; 2)он изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир; перенес политику из сферы воображаемого в плоскость объективного и реального. Полит.наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением полит. лидеров, масс, их взаимодействием. Метод полит.реализма, кот. ввел в политологию Макиавелли, окончательно освобо-дил ее от религии; 3)Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Гос-во он рассматривал как полит.форму организации общества. Формы гос-ва имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Он сформулировал концепцию циклического развития гос. форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания – аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении); 4) Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали.

Основные концепции власти.

Власть - отношения, в которых воля и действие одних господств над волей и действиями др Мотивы подчиненных могут быть основаны на заинтересованности в цели, на авторитете властвующего и т.д. Мотивы большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Властные отношения объективно присущи обществен жизни. "Власть" означает право и возможн одних повелевать и управлять др., способность и возможность одних осущ-ть свою волю по отношению к др используя при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва.

отличительные признаки полит.власти:

• верховенство, обязательное решение для общ-ва и др. видов власти

•всеобщность т.е. публичность

• широчайший спектр средств для реалиэац власти

Теологическая концепция (Августин) – по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Биологическая (Марсель, Ницше) – представители этой концепции власть рассматривают как механизм обуздании человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.

Бихевиористская (Мерриам, Лассуэла, Кетлин) – представители этой концепции выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия полит.сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Психоаналитическая – власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Так, американский психоаналитик Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождае-мый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах.

Мифологическая (Дюги) – обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывают им свою волю и достигают желаемых целей. Т.о. естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В современных обществах использовался миф об «общественной воле», кот.должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».

Структурно-функциональная (Парсонс) – власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). Власть, по Парсонсу, предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти (Маркс, Энгельс, Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экон. неравенством, местом и ролью класса в экон. системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экон. господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

Дуалистическая концепция (Дюверже) – выделяются два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство может выражаться в таких формах, как физическое насилие, экон. принуждение, давление. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.

Для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть на его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическому опыту он смог ознакомить весь мир со своими трудами
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года, во Флоренции. Он происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Алигьери Данте, Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо — ему был чужд педантизм гуманистов, их преклонение перед античностью.
Отец его был юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позво лили юному Никколо получить университетское образо вание. Но выросший в кругу флорентийской гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучил латынь, чтобы свободно читать древних авторов.С юных лет преимущественный интерес к политике

Политическая карьера Макиавелли

В 1498 Макиавелли начал активную политическую деятельность: был избран секретарем Второй канцелярии, а позже — Совета Десяти, ведавшего дипломатией и военными делами. В течение 14 лет он выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций.

В 1512 году Медичи вернулись к власти во Флоренции. Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел и приговорен к годичной высылке из города. В начале 1513 он по подозрению в заговоре был арестован и подвергнут пытке. Однако вскоре, в связи со вступлением Джованни Медичи на папский престол под именем Льва X, Макиавелли был помилован и отправлен в свое маленькое имение в Сант'Андреа.

Литературное творчество Макиавелли

В деревне Макиавелли много и напряженно трудился. В 1513 году он начал работу над « Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия» (1531), в конце того же, 1513 года был создан трактат «Государь» (1532), обессмертивший имя писателя. В нем провозглашалось в качестве нормы политического действия положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения; однако подлинной целью «нового государя» должен стать, по Макиавелли, не частный, сугубо личный интерес, но «общее благо», подразумевающее объединение Италии в сильное национальное государство. В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия», завершенных, по-видимому, в 1516 году, Макиавелли доказывал преимущества республиканского образа правления.

В последующие несколько лет он написал поэму «Золотой осел» (1549), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» (1549), комедию «Мандрагора» (третье ее издание появилось в 1524), трактат «О военном искусстве» (1521), «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (1532). В 1520 году Макиавелли начал писать «Историю Флоренции» (1532), в 1525 первые восемь книг этого произведения были преподнесены его заказчику, папе Клименту VII.

Последние годы жизни Никколо

Долгое время попытки Макиавелли вернуться к активной политической деятельности оставались безрезультатными. Только в 1526 году он был привлечен к организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. Однако вновь получить пост канцлера в восстановленной после изгнания Медичи Флорентийской республике Макиавелли не удалось: весной 1527 Большой Совет отклонил его кандидатуру.

Никколо Макиавелли скончался 22 июня 1527 года, во Флоренции
Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:
1. Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки.
2. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.
3 . Макиавелли различал понятия "общество" и "государство". Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как "дурное во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они "хороши сами по себе" (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении).
4 . Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. "Государь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости". Макиавелли большое внимание уделяет личности самого государя, анализирует его черты и качества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: