В чем заключается вклад школы баухауз в формирование языка графического дизайна

Обновлено: 19.04.2024

Баухаус — самая известная и влиятельная школа искусства и дизайна XX века. Следы этого направления можно найти в повседневной жизни. Плоские крыши домов, большие окна и архитектура без украшательств, все это — Баухаус.

В этом году Баухаусу исполнилось 100 лет, посмотрим на самые яркие его примеры и то, как бренды используют его идеи до сих пор.

Что такое Баухаус

Началось все с учебного заведения, которое открылось в Германии в 1919 году. Высшую школу строительства и художественного конструирования назвали Bauhaus, что с немецкого переводится, как «дом строительства». Позже появились одноименные художественное объединение и направление в дизайне.

Направление зародилось в Германии, но из-за нацистов, которые не поддерживали эстетику Баухауса и устраивали регулярные обыски, ученикам и мастерам школы пришлось бежать. Так Баухаус стал развиваться в других странах: Англии, США, Японии. Сейчас Баухаус считается интернациональным направлением.

История

Школу Баухаус основал Вальтер Гропиус, участник Веркбунда — союза архитекторов, художников и социологов, которые хотели преодолеть разрыв между творчеством и промышленным производством. Одним из принципов Баухауза была размытая грань между художниками и ремесленниками. Основатели считали, что искусству научиться нельзя, а ремеслу можно, поэтому любой ученик Баухауса должен был уметь работать руками.

Учебу в школе Баухауса начинали с модуля о цвете, который преподавал швейцарский художник Иоганнес Иттен. Да, тот самый Иттен, который оформил современный цветовой круг. О том, зачем он нужен и как применять его в дизайне, мы рассказали в статье о цветовом круге .

Продолжали занятия в мастерских, где учились работать с деревом, металлом, стеклом, тканью, занимались керамикой, скульптурой, графикой, фотографией и росписью. А на третьем курсе все ученики работали на строительной площадке. Такое образование позволяло создавать произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.

das Bauchaus - высшая школа промышленного искусства БАУХАУЗ (нем. Bauhaus - «дом строительства»). Высшая школа строительства и художественного конструирования - художественное учебное заведение и художественное объединение (1919-1933). Основана в 1919 в Веймаре (Германия) давшее искусству ХХ в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. В 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.

Девиз Баухауза: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауза наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п.

Кредо Баухауза - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Направления деятельности: педагогическое (готовили до 2,5 тыс чел.), практическое, организационное (после ликвидации дал жизнь другим организациям), теоретическое (а.- обоснование комплексного подхода в проектировании вещей т.е. [надежность, назначение, композиция, человек, экономика, экология], б.- логика промышленного мышления дизайнера, функция - назначение - конструкция, форма - следствие функциональных и конструктивных особенностей предмета, функция и конструкция определяют форму, кроме родовых у вещи много и видовых функций) Школа дала толчок зарождению современного искусства предметной среды.

Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой ответственности перед человеком и обществом.

По мнению Вальтера Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер должен сознавать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, так же как и художником, должно руководить страстное желание освободить духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня объективной значимости. Вот почему наш ведущий принцип, - писал В. Гропиус, - состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе.

Баухауз был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Программа обучения в школе предполагала соединение искусства со строительной техникой - как в средневековых ремесленных гильдиях, но на современной основе.

Вальтер Гропиус (1883-1969), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз. Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской П.Беренса, одним из учеников которого был также Ле Корбюзье. Общеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде и фабричный комплекс в Кёльне. После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухауз», а в 1925 перенес ее в Дессау.

Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. В качестве преподавателей Гропиус приглашал людей одарённых, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы. Один из них-архитектор Бруно Таут. «Отныне не будет границ между ремеслом, скульптурой и живописью, - писал он, - Всё будет одним-Архитектурой». В этом заключалась суть его идеи «тотального произведения искусства» (deutsch. Gesamtkunstwerk ). И все преподаваемые дисциплины должны были способствовать созданию такого произведения. Следуя этому замыслу, Гропиус выбирал художников разных творческих интересов, из разных стран.




Известный русский художник-универсал Василий Кандинский (занимался живописью, графикой, проектированием мебели и ювелирных изделий) присоединился к Баухаузу в 1922 году. Мастер преподавал в России в Государственных свободных художественных мастерских и разделял взгляды Гропиуса на необходимость синтеза всех искусств. Более того, его давней мечтой было работать «совместно с архитектурой». В своём доме Кандинский попытался создать эту особую, синтезированную среду, расписав внутреннюю лестницу, тонировав настенные рельефы, собственноручно изготовив и раскрасив мебель. Яркая декоративность интерьера придавала ему сходство с крестьянским искусством. Идею слияния разных видов искусства в среде человеческого обитания Кандинский развивал и в теории. Его живописные абстракции, по мнению Гропиуса, должны были способствовать развитию композиционного мышления у студентов. В результате основатель Баухауза поручил художнику курс основ формообразования, семинары цветоведения и аналитического рисунка, а также мастерскую настенной живописи. Таким образом в руках Кандинского оказался ключ к эстетике Баухауза. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.

Баухаус, совместно с институтом психологии проводили исследования на предмет воздействия цвета на психологию. Результатом исследования являются цветные моющиеся обои.

В 1925 Баухауз переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризмуи к машинной эстетике, сложился собственный стиль Баухауза.

В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора.

С 1930 по 1933 Баухауз возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ.

В 1932 под давлением властей Баухауз пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами.

Баухауз смог просуществовать как уникальная высшая художественная школа до 1932 года. С приходом к власти национал-социалистов он был закрыт как рассадник демократических идей, объединявший к тому же мастеров разных национальностей.

Многие преподаватели и студенты Баухауза эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухауз»; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.

Возрождение идей Баухауза. Ныне в Германии действует Фонд Баухауза. Его руководитель доктор Вальтер Пригге считает, что «современное окружение зачастую перегружено стилизациями и инсценировками, активно противопоставляющими себя живому человеческому опыту».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

БАУХАУЗ


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

БАУХАУЗ

БАУХАУС (нем. Bauhaus - «дом строительства»), Высшая школа строительства и ху.

БАУХАУС (нем. Bauhaus - «дом строительства»), Высшая школа строительства и художественного конструирования - художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919-1933), давшее искусству 20 в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауса - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари. Бамухаус (нем. Bauhaus, Hochschule fьr Bau und Gestaltung -- Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) -- учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

Бауха́ус (также встречается Бауха́уз[1], нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und.

Бауха́ус (также встречается Бауха́уз[1], нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 25 апреля 1.

Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 25 апреля 1919 года в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

В Баухаузе обучаются около четырех тысяч студентов. Кроме старейшего, архитек.

В Баухаузе обучаются около четырех тысяч студентов. Кроме старейшего, архитектурного, подготовкастудентов ведется еще на трех факультетах: инженерно-строительном (открывшемся 50 лет назад), дизайна иоформления и факультете по изучению средств коммуникации, основанным в середине 1990-х. По сути, Баухауз заложил основы понимания дизайна как комплексной дисциплины, определив ее основныенаправления и методику преподавания профессии. До сих пор пропедевтика (введение в науку) почти всех безисключения дизайнерских учебных заведений во всем мире строится на баухаузовских программах, разработанных и впервые примененных Иттеном, Шлеммером, Альберсом, Кандинским и другими. Помимо этого, Баухаус внес инновативный художественный вклад в театр, фотографию, графику, шрифт, архитектуру – во все направления визуального проектирования и творчества.

По сути, Баухауз заложил основы понимания дизайна как комплексной дисциплины.

По сути, Баухауз заложил основы понимания дизайна как комплексной дисциплины, определив ее основныенаправления и методику преподавания профессии. До сих пор пропедевтика (введение в науку) почти всех безисключения дизайнерских учебных заведений во всем мире строится на баухаузовских программах, разработанных и впервые примененных Иттеном, Шлеммером, Альберсом, Кандинским и другими. Помимо этого, Баухаус внес инновативный художественный вклад в театр, фотографию, графику, шрифт, архитектуру – во все направления визуального проектирования и творчества.

Сегодня памятники Баухауза можно обнаружить в разных уголках планеты – от Чил.

Сегодня памятники Баухауза можно обнаружить в разных уголках планеты – от Чили до Израиля. Отстрастной проповеди "архитектуры будущего" остались, прежде всего, принципы практичности иэкономичности.

В 1925 году, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение.

В 1925 году, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау, где по проекту Гропиуса для неё было выстроено новое здание, в котором Баухаус, ставший к тому времени координационным центром интернациональных архитектурно-дизайнерских процессов, находился до 1931 года. В школу влились новые преподавательские силы: венгерский архитектор Марсель Брейер (1902—1981; класс мебельного дизайна), художник и график Йозеф Альберс (1888—1976), австрийский рисовальщик Герберт Байер (типографика и реклама). В Дессау издавались важные труды, такие как «Дневник педагогических набросков» Клее, «Новые формы» Мондриана, «Живопись, фотография, кино» Мохой-Надя[4]

Директором школы с 1919 по 1928 годы был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мей.

Директором школы с 1919 по 1928 годы был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 году руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.

В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была переведе.

В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была переведена в Берлин и перерегистрирована, как частное учебное заведение. Нацисты уже в 1920-х годах выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма, теперь же требовали увольнения нескольких учителей. Это стало поводом Мису ван дер Роэ закрыть школу.

В феврале 1931 года бывший директор школы Баухаус Ханнес Мейер в сопровождени.

В феврале 1931 года бывший директор школы Баухаус Ханнес Мейер в сопровождении 7 учеников переехал в Москву[5]. Среди сопровождающих были Б. Шефлер и Ф. Тольцинер. Всего приехало около 30 специалистов[6]. Немецкие архитекторы оставили заметный след в строительстве соцгородков при строящихся заводах в Магнитогорске[7], Свердловске[8], Орске[7], Перми, Соликамске[9]и других городах[10]. В 1933 году Ханнес Мейер представил генеральный план развития Биробиджана, выполненный в стиле Баухаус, который был воплощён лишь частично. Часть баухаусовцев была репрессирована в СССР

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное профессиональное образовательное учреждение
Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова
Баухауз
и его вклад в развитие дизайна
Сыктывкар, 2020

Учебная дисциплина: История дизайна
Преподаватель: Костылева А.А.

Баухауз (нем. дом строительства) – учебное заведение, созданное в 1919г. в немецком городе Ваймаре в результате соединения двух местных художественных школ – Школы прикладного искусства и Училища изобразительных искусств.

В разделе «Принципы Баухауза» было написано: «Искусство твориться помимо методов, обучиться искусству нельзя, учится можно только ремеслу. Архитекторы, живописцы, скульпторы есть ремесленники в изначальном смысле этого слова, поэтому в качестве образовательной базы любого художественного творчества в школе проводиться основательное ремесленное обучение всех учащихся в мастерских и на реальных рабочих местах»
В. Гропиус.

Возглавил Баухауз немецкий архитектор Вальтер Гропиус.
Баухауз был самым ярким явлением европейской культуры в период между двумя мировыми войнами.
Центральная идея в деятельности Баухауза – тотальное проектирование предметно-пространственной среды.

К открытию школы В. Гропиус написал знаменитый «Манифест Баухауза» где была сформулирована основная задача нового учебного заведения - собрать во едино все виды художественного творчества, воссоединить в новом строительном искусстве в качестве неотделимых его частей архитектуру, живопись, пластику, ремесло и художественные промыслы. «Конечная цель всякой художественной деятельности – здание. Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы, живописцы мы снова должны вернуться к ремеслу. Нет больше искусства как профессии. Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник - лишь высшая ступень ремесленника. Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий , которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками. Мы хоти вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись…»

Схема обучения Гропиуса, которую он изобразил в виде концентрических колец.
Наружное кольцо – пропедевтический вводный курс, длительностью шесть месяцев.
Второй и третий круги – 3 года обучения.
Второй круг – натурные зарисовки, материаловедение, изучение пространства, цвета, композиции, конструирование…
Третий круг – классы дерева, металла, текстиля, живописи, стекла, керамики, камня…
Центр круга – инженерно -строительный курс, проектная мастерская, опытно-экспериментальная мастерская, стройплощадка, строительство.

Марсель Брейер (1902-1981)
Закончил Баухауз, и остался преподавать.
Преимущественно занимался дизайном мебели, где использовал и сочетал между собой различные материалы.
Также он создал собственное бюро, где занимался проектированием домов.
Он один из основоположников промышленного проектирования.

Пауль Клее (1879-1940)
Немецкий и швейцарский художник, график и теоретик искусства, крупнейшая фигура европейского авангарда.
Работал в Баухаузе, где вел занятия в мастерских книжного переплета, витража, текстиля и преподавал композицию.

Ласпо Мохоль - Надь (1895-1946)
Венгерский художник, теоретик фото и киноискусства, крупнейшая фигура мирового авангарда.
Был приглашен Гропиусом в «мастера форм» на металлообрабатывающее отделение и как руководитель вводного курса.

Василий Кандинский (1866-1944)
Французский и русский художник, теоретик изобразительного искусства стоявший у истоков абстракционизма.
Он возглавляет в Баухаузе мастерскую живописи.
Так же он читает несколько курсов «Академический рисунок» главная цель которого – научить студентов проникать в сущность вещей и понимать абстракцию; «Основы художественного проектирования», представляющий собой, по сути, теорию дизайна; и самый известный свой курс – «Цвет». В этом курсе Кандинский преподает теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до современной психологии восприятия цвета. В своей учебной программе Кандинский реализует принципиально новый подход к учению о цвете, основанный на анализе отдельных элементов – точки, линии, плоскости и исследовании их взаимоотношений.

История Баухауза. Три этапа становления.

Период основания (1919-1923)
Первыми педагогами Баухауза стали Йоханнес Иттен, Лионель Файнингер, Герхард Маркс, Адольф Майер, Георг Мухе, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Василий Кандинский, Ласло Мохоль-Надь.
Гропиус полагал, что именно крупные художники, ориентировавшие свое творчество на постоянный поиск, и есть те люди, общение с которыми будет в высшей степени способствовать воспитанию в учениках внутренней свободы и потребности в эксперименте.

Форкурс – программа вводного курса Й. Иттена.
Иттен пишет: «В своем форкурсе я ставил 3 цели:
Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Постепенно студенты должны были избавиться от всех мертвящих условностей и научиться работать самостоятельно.
Облегчить студентам выбор их будущей профессии. Здесь особенно должны были помочь занятия с различными материалами и их текстурами. Каждый из студентов должен определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его творческому Я – дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань.
Познакомить студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении проблем формы и цвета.»

Иттен считал , что в процессе обучения будущие художники, скульпторы и архитекторы должны овладевать простейшими, то есть основными формами и цветами. Именно простые элементы и должны быть основой для создания всего, что окружает человека. Формы изделий, целиком или отдельными своими частями, всегда стремятся к простейшим геометрическим телам: шару, конусу, цилиндру или кубу. Эти формы используются также в качестве основных элементов декора. Довольно скоро подчеркнутый геометризм форм стал отличительной особенностью произведений Баухауза. Для них характерны: гладкие поверхности, которые не скрывали, а выявляли фактуру материала; комбинация простых геометрических фигур и четкое выделение конструкции изделия.
Несомненно, что в период основания и становления Баухауза, Иттен являлся одним из ведущих педагогов школы.

Период консолидации (1923-1928)

Второй этап в истории школы начался тогда, когда наметился переход от культивирования ремесла к сотрудничеству с промышленностью.
Причин было несколько.
Тяжелейшая социально-экономическая ситуация в послевоенной Германии повлекла за собой пересмотр изначальной ориентации школы.
Сильнейшее влияние на преподавателей и учеников Баухауза оказал Тео ван Дусбург. Он проповедовал рациональную эстетику. С его приездом заметно изменился стиль продукции мастерских Баухауза.

В это время Гропиус пишет эссе «Теория и организация государственного Веймарского Баухауза». В нем говорилось: «Обучать ремеслу – значит готвить к дизайну для массового производства. Начав с простейших инструментов и наиболее легких работ, он (ученик Баухауза) постепенно овладевает более сложными проблемами и начинает работать с машинами. Он знает весь процесс производства, с самого начала до конца, тогда как фабричный рабочий никогда не идет дальше знания одной фазы этого процесса. Поэтому Баухауз сознательно ищет связей с существующими промышленными предприятиями ради обоюдной выгоды. »

Второй этап истории Баухауза не случайно называют периодом консолидации. В это время в качестве преподавателей здесь начинают работать собственные выпускники, хорошо знающие внутренний распорядок школы, хорошо понимающие ее устремления и эффективно решающие поставленные педагогические задачи.
В это время происходят изменения в стилистике изделий и в самих принципах работы.
Так, изделия керамической мастерской, на первом этапе имели абсолютно привычные для традиций народной керамики формы. В декоре изделий этого времени подчеркивались прежде всего индивидуальные черты, неповторимость каждой выполненной в ручную вещи, ее ремесленная природа.
В период консолидации на первый план вышло экспериментирование с новой техникой.
Мастерская представляла довольно широкий ассортимент вещей пригодных для промышленного производства и исполненных серийно в мастерской школы. Изделия мастерской приобретают все более простые и легко читаемые формы.

Столярная (мебельная мастерская) – при Гропиусе, основная деятельность мастерской - разработка мебели, изготовление в единичном экземпляре. Мебель украшалась резьбой и росписью. Когда сменил Гропиуса Марсель Брейер, он начал экспериментировать с новыми материалами, и заметно изменилась стилистика. Каждый предмет мебели имел ровные поверхности, прямые линии и углы, не было декора. Сенсационным изобретением стала мебель из полых металлических труб – классика «Баухауз-стиля»

Мастерская по обработке металла: ранее фактически ювелирная мастерская по изготовлению украшений и изящных сосудов делает теперь решительный поворот от таких материалов, как золото и серебро, в сторону более практичных железа , никеля и хрома. Начинается изготовление новой продукции – корпуса для бытовых электроприборов и светильников, что собственно вывело мастерскую на ведущее место во всем Баухаузе.

В этот период определяется стилистика Баухауза.
Авторы книги «Дизайн» Л.М. Холмянский и А.С. Щипанов пишут: «Не приходится говорить о том, что изделия Баухауза несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Чайники, например, могли быть скомпанованны из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте – из полукружия, полусферы и цилиндров. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, нигде нельзя найти желания их смягчить, все это подчеркнуто контрастно и заостренно. Текучесть силуэта можно проследить в изделиях из керамики, но это выражение свойств материала- обожженной глины. Баухауз искал конструктивность вещи, подчеркивал ее, выявлял, а иногда и утрировал там, где, казалось бы, ее нелегко было найти.»

В 1925 году Баухауз переехал из Веймара в Дессау – в один из центров немецкой промышленности. В это время происходят серьезные изменения учебных планах школы, чем окончательно закрепляется ориентация Баухауза на связь с промышленностью.
Теперь учеба делится на два этапа:
Первый – так называемые учебные мастерские, где очень подробно знакомились со свойствами материала, способами его обработки, учились виртуозной работе с ним под надзором опытных мастеров.
Второй этап – опытные мастерские, где занимались уже разработкой моделей, в которые затем внедрялись в промышленность.
У школы именно в это время появилось новое название – высшая школа строительства и формообразования.

Майера сменяет архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, вплоть до закрытия школы.
Учеба в Баухаузе теперь предполагалась по следующему плану: первая ступень – вводный курс, вторая – профессиональная специализация по следующим направлениям: строительство, реклама, текстиль, фотография, изобразительное искусство, третья ступень – профессиональное повышение квалификации в одной из названных выше областей.
Мастерские – мебельная , по обработке металла и стенной росписи – были слиты в единую мастерскую отделочных работ, и она, утратив свой самостоятельный характер, рассматривалась как одно из направлений по профессии «Строительство».
Учеба становится преимущественно теоретически-ознакомительной.

Многие методические находки Баухауза, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие практики индустриального дизайна. Преподаватели разработали принципиально новые формы промышленных изделий и ввели в обиход новые материалы: стальные трубки, клееную фанеру, зеркальное стекло, многие издания Баухауза стали классикой дизайна.

Краткое описание документа:

Презентация учебной дисциплине "История дизайна" на тему "Баухауз и его вклад в развитие дизайна" для студентов 3 курса, обучающихся по профессии 54.01.20 Графический дизайнер. Автор презентации преподаватель ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова" - Костылева Анна Александровна.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Существование школы bauhaus продлилось совсем недолго — с 1919 по 1923 год, но эффект от этого явления сильно отразился на всем направлении модернизма в дизайне и архитектуре. Школа сменила 3 директоров, 3 месторасположения, но окончательно исчезло во времена нацистского правления в Германии. Удивительно в стиле этой немецкой школы дизайна в то, что и спустя 100 лет, уникальный стиль не теряет своей актуальности.

Школа bauhaus зародилась в Веймаре 12 апреля 1919 года при объединении двух художественных школ. Старинные традиции веймарского художественного образования дополнились революционным подходом к искусству, смысл которого заключался в строительстве зданий будущего, в котором объединятся и архитектура, и скульптура, и живопись. Художник нового образа должен был сочетать и качества традиционного художника и ремесленника в одним лице.

Таким образом, смысл существования школы заключался в строительстве, которое становилось целью всякой художественной деятельности. Эта философия зашифрована в самом названии школы — «bau» в переводе с немецкого означает “строительство”. К слову, в идеологии баухауса здание лишено любого декора и подчинено лишь функции.

Позже первый директор школы, Вальтер Гроппиус, сыграл огромную роль в определении понятия «доступное жилье». Жилой квартал в Дессау, спроектированный мастером и получивший название Dessau-Törten, состоит из 314 домов площадью от 57 до 75 кв м с небольшими садиками, соответсвует принципам школы bauhaus.

Таким образом, целью школы становилось создание простого функционального дизайна. Помимо признания здания финальной целью художественной деятельности, среди принципов bauhaus было единство живописи, скульптуры и архитектуры, приверженность простому дизайну, определенному функцией, который можно тиражировать, удобство и эстетика предметов.

То, что сейчас мы называем айдентикой бренда, проявляется в шрифтах. Шрифты Байера, разработанные им для афиши первой выставки школы в 1923 году, стали частью бренда. К слову, в школе функционировало целое отделение рекламы.

Школа дизайна bauhaus (представители школы настаивали на написании названия с маленькой буквы) отличалась своей системой образования, которая в частности и породила необычный эффект. Студенты обучались системно, так как первый директор школы Вальтер Гроппиус считал, что основы искусства и ремесла нужно постигать неразрывно друг от друга. А вот академической теории отводилось второстепенное место.

Школа bauhaus стала настоящим международным центром авангарда. Под одной крышей работали и учились талантливые художники, дизайнеры, архитекторы, который несли в мир идеи и принципы школы. Часто ученики становились учителями, а их учителя — слушателями. Непрерывная связь поколений и постоянный обмен опытом между учителями и учениками — именно так представлял себе идеальную школу ее основатель Вальтер Гропиус. Среди ярких представителей школы можно назвать таких деятелей, как Лионель Фейнингер, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Иоганнес Иттен, Ласло Мохой-Надь и многих других. К слову, легендарный русский художник, Василий Кандинский, преподавал в школе Баухаус с 1922 по 1933 год. Он руководил мастерской монументальной живописи, вел курсы по теории живописи и цвета.

В школе помимо живописи, графики, архитектуры, театра и промышленного дизайна студенты также занимались созданием интерьеров. Например, все помещения школы в Дессау были оформлены учителями и учениками. Мастерские были важной частью образования в bauhaus. В школе были мастерские по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю и даже росписи стен. Множество культовых предметов, которые теперь воспринимаются нами как что-то обыкновенное, были сделаны именно в этих мастерских. Например, настольная лампа Вильгельма Вагенфельда или ваза для фруктов Джозефа Альберса и часы Марианны Брандт.

Больше интересного про недвижимость, архитектуру и интерьер на нашем сайте Читайте самое интересное у нас на сайте:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: