В чем заключался вклад православной церкви в общую победу советского народа над врагом

Обновлено: 07.05.2024

Первые годы советской власти ознаменовались ожесточённой борьбой государства с православной церковью. Но не прошло и четверти века, как во время Великой Отечественной войны духовная и светская власть вновь были вынуждены объединиться в борьбе с общим врагом.

Забыть старые обиды

До революции в России находилось 78 тысяч православных храмов и 25 тысяч мечетей, к началу войны их количество сократилось более чем в 20 раз. Только к 1938 году в стране было ликвидировано около 40 тысяч храмов различных религиозных конфессий. Дошло до того, что, по данным патриархии, в 25 областях страны не стало ни одного храма, а в 20 районах их количество не превышало пяти. Тем не менее большинство населения Советского Союза тех лет родилось до революции и было обращено в ту или иную религию, распространённую на территории Российской империи. По социологическим данным 1937 года, из неграмотных жителей СССР верующими было 84%, а из грамотного населения – 44%. Не удивительно, что с наступлением тяжёлого военного времени руководство страны, как и его простые жители, поспешило вернуться к вере предков. При этом чудом сохранившиеся в ходе красного террора священнослужители сумели простить недавние обиды и выступили на стороне советской власти во время борьбы жителей страны с немецко-фашистскими захватчиками. В самые тяжёлые дни обороны Москвы вокруг города был совершён воздушный крестный ход на самолёте с иконой Тихвинской Божией матери.

Символично, что, не дожидаясь просьбы властей, патриарший местоблюститель митрополит Сергий уже 22 июня 1941 года выступил с проповедью к верующим с призывом с оружием в руках защищать Родину, а также собирать средства для помощи фронту. Его призыв был услышан. Начались масштабные перечисления средств. При этом деньги на оборону сдавали не только простые верующие, но и сами священники. В период с 1941-го по 1944-й год православная церковь пожертвовала на оборону страны более 200 млн рублей. В том числе на эти средства была создана эскадрилья святого Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского. В качестве наглядной агитации о финансовых пожертвованиях церковнослужителей о каждом крупном из них сообщали газеты «Правда» и «Известия». Власти, в свою очередь, признав помощь православной церкви, в качестве благодарности освободили из мест заключения большое количество священников. В 1943 году были официально учреждены ордена Александра Невского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. В войска вернули Георгиевскую ленту и форму царского образца, с этого момента не воспрещалось нахождение на фронте священников. В 1942 году во время Пасхи в Москве не только разрешили службу, но и всенощные гуляния. В сентябре 1943 года И. В. Сталин лично встретился с высшим руководством православной церкви, чтобы личным примером показать единство церкви и государства в борьбе с общим врагом.[С-BLOCK] Следствием встречи стало разрешение открытия в Москве, Ленинграде и Киеве духовных академий, чего до войны даже представить себе было нельзя. В стране появился Священный синод при патриархе и Совет по делам Русской православной церкви. Существует устойчивое предание, что Жуков перед каждым важным наступлением возил по фронтам икону Казанской Божией матери. Как правило, в этом случае успех был на стороне советских войск. Возрождение церкви к концу войны приняло настолько широкий размах, что Сталин планировал сделать из Москвы православный Ватикан, объединяющий все течения православной церкви. Однако церковные владыки из Греции и Турции не приняли данное предложение, и оно осталось нереализованным. Когда идея объединения православных церквей под рукой Москвы провалилась, а мобилизация верующих после окончания войны была уже не нужна, отношения между церковью и государством вновь охладели, вернувшись к довоенному уровню.

Задание: Проанализируйте представленные ниже документы и факты и запишите ответы на вопросы.

Факты
1. Патриарший местоблюститель Сергий за первые два года войны выпустил 23 послания о даровании русскому народу победы. По его предложению верующими были собраны средства на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского.
2. 4 сентября 1943 г. Сталин принял в Кремле митрополита Сергия и двух других высших иерархов Русской православной церкви. Он высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих православной церкви и дал согласие на избрание Патриарха Московского и Всея Руси.
3. 8 сентября 1943 г. на Поместном соборе Патриархом Русской православной церкви был избран митрополит Сергий.

Из решения Поместного собора Русской православной церкви «Осуждение изменников вере и отечеству» 8 сентября 1943 г.

Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана.

Из книги М. Джиласа «Лицо тоталитаризма»

Русский патриарх, как только вспыхнула война, начал, не спрашивая разрешения правительства, рассылать гектографированные послания против немецких захватчиков… послания эти находили отклик, охватывая не только подчиненное ему священство, а гораздо более широкие круги. Эти воззвания были привлекательными и по форме — среди однообразия советской пропаганды от них веяло свежестью древнего религиозного патриотизма. Советская власть быстро приспособилась и начала опираться на церковь, хотя продолжала считать ее пережитком прошлого… Сталин инстинктивно понял, что ни его социальная система, ни власть не удержатся под ударами немецких армий, если не обратиться к исконным стремлениям и самобытности русского народа.

Вопросы:

1. Как и почему изменилось отношение советского государства к православной церкви? Ответ

2. В чем заключался вклад православной церкви в общую победу советского народа над врагом? Ответ

Советский тыл в Великой Отечественной войне. История России. Рабочая тетрадь 9 класс.
Все задания.


«Отечество защищается оружием и общим народным подвигом…» Из обращения митрополита Сергия (Страгородского) «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» 22 июня 1941 г.

Двадцать второго июня 1941 г., в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз.

Великая Отечественная война явилась новым этапом в жизни Русской православной церкви, патриотическое служение духовенства и верующих стало выражением естественного чувства любви к Родине.


Глава Церкви, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), обратился к пастве в первый же день войны, на 12 дней раньше, чем советский лидер Иосиф Сталин (Джугашвили). «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания, – писал владыка Сергий. – С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может».

На следующий день войны, 23 июня, по предложению митрополита Алексия (Симанского) приходы Ленинграда начали сбор пожертвований в Фонд обороны и советский Красный Крест.

Двадцать шестого июня 1941 г. в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании Победы.

После молебна митрополит Сергий обратился к верующим с проповедью, в которой были и такие слова: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы: равнодушие ко благу Отечества, двурушничество, служение личной наживе и пр. У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освящаем церковным богослужением».


В этот же день с архипастырским посланием обратился к своей пастве и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), призвав защищать Родину. О влиянии этих посланий можно судить по фактам отношения оккупационных властей к распространению пастырских обращений. В сентябре 1941 г. за чтение в храмах первого послания митрополита Сергия в Киеве были расстреляны архимандрит Александр (Вишняков), настоятель Николо-Набережной церкви, и протоиерей Павел Остренский, в Симферополе за чтение и распространение этого патриотического воззвания были расстреляны протоиерей Николай Швец, дьякон Александр Бондаренко, старец Викентий.

Послания предстоятеля Церкви (а их за период войны было свыше 20) носили не только консолидирующий характер, но имели и разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом.


Четвертого октября 1941 г., когда Москве угрожала смертельная опасность и население переживало тревожные дни, митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве, призывая к спокойствию мирян и предупреждая колеблющееся духовенство: «Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей Родины и Церкви, – вместо святого креста осеняться языческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги».

В ноябре 1941 г., уже находясь в Ульяновске, митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием, укреплявшим в народе уверенность в близком часе Победы: «Премудрый же и Всеблагий Вершитель судеб человеческих да увенчает наши усилия конечной победой и да ниспошлет успехи воинству русскому, залог нравственного и культурного преуспевания человечества».

Особое внимание в своих посланиях митрополит Сергий уделял верующим на временно оккупированных территориях. В январе 1942 г. в специальном обращении патриарший местоблюститель напомнил православным, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они – русские, и сознательно или по недомыслию не оказались предателями своей Родины. Митрополит Сергий также содействовал и организации партизанского движения. Так, в послании подчеркнуто: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».


Руководствуясь гражданскими чувствами, иерархи, священники и верующие не ограничивались только молебнами о даровании победы Красной армии, а с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу. Духовенство в Горьком и Харькове, а затем по всей стране организовывало сбор теплых вещей и подарков бойцам. В Фонд обороны вносились деньги, золотые и серебряные вещи, облигации государственных займов.

Фактически легализовать сбор денег и вещей верующих (незаконный по постановлению «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г.) митрополиту Сергию удалось лишь в 1943 г., после телеграммы И. Сталину (Джугашвили) от 5 января. В ней говорилось: «Сердечно приветствую Вас от имени Православной Русской Церкви. Молитвенно желаю в Новом году Вам здоровья и успехов во всех Ваших начинаниях на благо вверенной Вам родной страны. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Для начала Патриархия вносит 100 тысяч рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве вносит 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович – 100 тысяч. Просим в Госбанке открытие специального счета. Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый. Патриарший местоблюститель Сергий, Митрополит Московский».

В ответной телеграмме разрешение на открытие счета было дано. Там же прозвучали и слова благодарности Церкви за ее деятельность: «Патриаршему Местоблюстителю Сергию, Митрополиту Московскому. Прошу передать православному духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной армии за заботу о бронетанковых силах Красной армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано. И. Сталин».

С получением этого разрешения Церковь де-факто получила право юридического лица. В конце 1944 г. каждая епархия прислала в Синод отчет о своей деятельности в суммарном выражении с 22 июня 1941 г. по 1 июля 1944 г. Духовенство и верующие собирали средства на нужды обороны, подарки бойцам Красной армии, больным и раненым, находящимся в госпиталях, на оказание помощи инвалидам Отечественной войны, детям и детским учреждениям, семьям красных воинов. Сборы шли не только денежные, но и драгоценными предметами, продуктами и необходимыми вещами, такими как, например, вафельные полотенца для госпиталей. За отчетный период взносы приходов Русской православной церкви составили 200 млн рублей. Общее количество собранных средств за весь военный период превысило 300 млн рублей.

Из этого количества собранных денег 8 млн рублей были использованы на покупку 40 танков Т-34, построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин: «Дмитрий Донской». Передача колонны частям Красной армии состоялась в деревне Горенки, что в 5 км северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующихся военных частей.

Учитывая высокую значимость патриотического акта верующих, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению митрополита Сергия (Страгородского) выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя епископата Русской православной церкви с бойцами и командующими Красной армии.

Двадцать один солдат и десять офицеров полка пали смертью храбрых на полях сражений. За проявленное мужество, доблесть и героизм 49 танкистов были награждены орденами и медалями СССР.

Другой полк, получивший боевые машины из колонны имени Дмитрия Донского, – 516-й отдельный огнеметный танковый – начал боевые действия 16 июля 1944 г. совместно с 2-й штурмовой инженерно-саперной бригадой 1-го Белорусского фронта. Ввиду установленного на танках огнеметного вооружения (бывшего в то время секретным) подразделения этого полка привлекались к выполнению специальных боевых задач и на особо тяжелых участках фронта во взаимодействии со штурмовыми батальонами. В благодарственном письме командования полка на имя митрополита Николая (Ярушевича) были такие слова: «Вы говорили: “Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву, братья-воины”. Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части, на врученных Вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли… Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия, мы пронесли на броне наших танков вперед на Запад, к полной и окончательной победе».

Танкисты сдержали слово. В январе 1945 г. они смело действовали при штурме сильных укреплений Познани, а весной воевали на Зеяловских высотах. Танки «Дмитрий Донской» дошли до Берлина.

О беспредельном мужестве и героизме танкистов свидетельствует тот факт, что 19 человек, сражаясь до последнего дыхания, сгорели в своих боевых машинах. Среди них посмертно награжденные орденами Отечественной войны I степени командир танкового взвода лейтенант А. К. Гогин и механик-водитель А. А. Соломко.

Так в борьбе за общие идеалы в годы Великой Отечественной войны патриотические чаяния русских верующих и духовенства воедино слились с героизмом и доблестью воинов Красной армии. Как много лет назад, над ними веяли знамена Дмитрия Донского, олицетворявшие победу над сильным врагом.

Несомненно, что сбор средств в Фонд обороны, на подарки Красной армии, на помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составил важную часть деятельности Русской православной церкви в годы войны. Но была еще одна важнейшая форма деятельности – молебны о победе русского воинства. Одним из величайших молитвенников в военные годы был иеросхимонах Серафим Вырицкий.

Когда немцы вошли в город, старец успокаивал многих растерявшихся, говоря, что ни одного жилого дома не будет разрушено. (В Вырице, действительно, были разрушены только вокзал, сберкасса и мост.) Тысячу дней стоял он на молитве о спасении России. Он возносил постоянную молитву не только в своей келье, но и в саду на камне перед устроенной на сосне иконой преподобного Серафима Саровского, кормящего дикого медведя. Этот уголок старец называл «Саров». В 1942 г. отец Серафим писал о своих бдениях:

«И в радости, и в горе монах, старец больной

Идет к святой иконе в саду, в тиши ночной.

Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей

И старцу поклониться о Родине своей.

Молись Благой Царице, Великий Серафим,

Она Христа десница, помощница больным.

Заступница убогим, одежда для нагих,

В скорбях великих многих спасет рабов своих…

В грехах мы погибаем, от Бога отступив,

И Бога оскорбляем в деяниях своих».

Старец увидел Победу, которую он приближал своими молитвами. Не прекращал отец Серафим принимать людей и после войны. Их стало еще больше. В основном это были родственники пропавших без вести воинов.

Особенно следует сказать о патриотической деятельности Церкви на временно оккупированной территории. Священники являлись подчас единственным связующим звеном между партизанами и местными жителями и получили славное прозвище «партизанских попов».

Медалью «Партизан Отечественной войны» была отмечена деятельность отца Федора Пузанова из села Бродовичи-Заполье на Псковщине. В годы войны он стал разведчиком 5-й партизанской бригады. Георгиевский кавалер Первой мировой войны, он, пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, первым отдал им свою корову, сообщал данные о передвижениях немцев. Кроме этого, он вел беседы с верующими и, передвигаясь от села к селу, знакомил жителей с положением в стране и на фронтах. В январе 1944 г. во время отступления немецких войск отец Федор спас от угона в Германию более 300 своих земляков.

«Партизанским попом» был и отец Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района Пинской области в Белоруссии. С начала войны он совершал богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным немцами. Пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, с посланиями митрополита Сергия. Позже отец Василий стал партизанским связным и продолжал им быть до освобождения Белоруссии.

Свой вклад в дело победы вносили и монашествующие. (В конце войны на территории РСФСР не осталось ни одного действующего монастыря, лишь в присоединенных областях Молдавии, Украины, Белоруссии их насчитывалось 46.) В годы оккупации на временно занятой врагом территории возобновили свою деятельность 29 православных монастырей. Так, например, Курский Свято-Троицкий женский монастырь начал действовать в марте 1942 г. Только за несколько месяцев 1944 г. монахини сдали в Фонд обороны 70 тыс. рублей, Днепропетровский Тихвинский женский монастырь – 50 тыс., Одесский Михайловский женский монастырь – 100 тыс. рублей. Монахини помогали Красной армии не только пожертвованиями, но и сбором теплых вещей и полотенец, так нужных в госпиталях и медсанбатах. Инокини Одесского Михайловского женского монастыря вместе со своей настоятельницей игуменьей Анатолией (Букач) собрали и передали военным медикам значительное количество лекарственных препаратов.

Патриотическая церковная деятельность в первые годы войны была замечена и по достоинству оценена советским руководством, оказав определенное влияние на изменение религиозной политики государства в военный период.


В день Пасхи Христовой, 6 мая 1945 г., в своем дневнике писатель М. М. Пришвин записал: «…Мы были возле церкви Иоанна Воина в тесной толпе, выходящей далеко за церковную ограду по улице. Из боковой двери над головами валил пар дыхания стоявших в церкви. Вот бы иностранцу посмотреть, как молятся русские и чему радуются! Когда из церкви послышалось “Христос Воскресе!” и весь народ подхватил – это была радость!

Нет, не только одним холодным расчетом была создана победа: корни победы надо искать здесь, в этой радости сомкнутых дыханий. Знаю, что не Христос вел людей на войну и радостно от войны никому не было, но опять-таки не один расчет и внешний порядок определяли победу. И когда теперь всякий простолюдин, введенный собеседником в раздумье о жизни, говорит: “Нет, что-то есть!” – это “нет” он обращает к безбожникам и к себе самому, не веровавшему в победу. А это “что-то” есть Бог, определяющий, как вот в этой заутрени, свою внутреннюю организацию, свободный порядок, и вот это “что-то” (Бог) есть!»

Вряд ли расскажут в детских садах и школах, по телевидению и в газетах, что тысячи священников и церковнослужителей в Великую Отечественную войну (и во все войны до этого) не только дни и ночи молились о победе русской армии, но и отважно защищали Родину, взявшись за оружие. Как они героически спасали раненых на полях битвы, как мужественно воевали в партизанских отрядах. Как отдавали на переплавку колокола для оружия солдатам ради Великой ПОБЕДЫ, помогали детским домам и госпиталям, отправляли посылки на фронт, организовывали сборы пожертвований на оружие и боевую технику.

В 2019 году весь мир справляет 74 года со дня Победы в Великой Отечественной войне. Это праздник всех людей, не зависимо от возраста, вероисповедания, политических взглядов и национальности. Мы празднуем всенародный День Победы над злом и фашизмом, вспоминая несгибаемую силу духа, героизм, отвагу и огромные жертвы.

Видео с канала "Теза ТВ"

К сожалению, очень мало и редко рассказывается о вкладе церковнослужителей в Великую Победу.

Батюшки защищали свою Родину наравне со всеми, несмотря на то, что эта Родина предала их, уничтожая безжалостно до самого начала Отечественной войны:

Всех оставшихся в живых гноили в ссылках и лагерях, закрывали по тюрьмам.

Но даже лишенный прихода церковнослужитель имеет ли право браться за оружие и убивать? Русские священники не прикрывались заповедью «Не убий», а взяли за правило другую заповедь Иисуса Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». С тем и шли воевать, не страшась врага.

Видео с канала "Blagochinie48"

Православная Церковь всегда была рядом со своим народом и вместе с ним переносила тяготы и лишения, радовалась успехами. Все церковнослужители встали на защиту русской земли и народа, т.к. понимали, что для фашистов все мы были врагами, независимо от веры и национальности.

Учет пополнения Красной Армии священниками и за их подвигами отдельно не велся. Доказательства, буквально по крупицам, собирал протоиерей Николай Агафонов (написал книгу «Ратные подвиги православного духовенства»), выяснивший, что тысячи служителей Церкви Православной воевали в строях пехотинцев, артиллеристов и танкистов. Что сотни из них заслужили высшие награды и медали: "За Отвагу", "За оборону Ленинграда", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "За оборону Москвы", "Партизан Великой Отечественной войны" и т.д.

Тысячи верующих после войны ушли в монахи и священники, прикалывая к рясам 9 Мая заслуженные награды.

Видео с канала "Татьяна Зинченко"

Мало кому известно, что фашисты особо жестоко и буквально зверски пытали православных священников, помогавшим Красной армии, служащим в отрядах русских партизан и расстрелтвали их.

Священник Василий Копычко был одним из таких героев за что немцы сожгли его дом и церковь, однако семью священника прихожане успели спасти. Он награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями "За победу над Германией" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

Священник Косьма Раина вступил в партизанский отряд вслед за своими сыновьями. Его жену как и других партизанских жен вместе с детьми фашисты конвоировали в концлагеря. Косьма не колеблясь ни минуты взял оружие и встал на защиту детей и женщин вместе с остальными, благодаря чему их отряд спас много семей от гибели. Вся семья священника выжила и все нашли друг друга в 1946 году.

Федор Пузанов Герой 2-х Мировых войн и в обеих был награжден за храбрость - 3 Георгиевских креста, Георгиевская медаль 2-й степени, медаль "За отвагу". Фашисты заставляли его молиться за победу германских войск, а он, войдя к немцам в доверие, стал партизаном и за фашистов не молился, поставляя своему русскому отряду ценную информацию. Также он спас сотни своих односельчан, которых немцы собирались увозить в плен в Германию - он соврал фашистам, что впереди партизаны и пока немцы проверяли дорогу на наличие врага, отвел людей в свой отряд. За службу Красной Армии получил медаль «Партизан Великой Отечественной войны». Но своеволие местная церковь не простила ему он был отчислен из духовников.

Видео с канала "tvsoyuz"

Отец Александр Романушко с 1942 года служил у партизан священником, отрядом командовал легендарный Василий Корж . Его бесстрашные бойцы провели во вражеском тылу более 1000 дней, истребили более 25000 немцев, сровняли с землей около 60 гарнизонов фашистов и уничтожили 5 ж/д станций, спустив под откос около 450 вражеских поездов, сломали 520 км линий связи. Протоиерей Александр принимал участие во многих партизанских операциях. Но награжден был медалью «Партизан Великой Отечественной войны» 1-й степени за такой случай:

В 1943 г. летом Коржа посетили местные жители, являвшиеся родителями убитого фашиста и попросили отпустить батюшку, чтобы тот отпел их сына-немца. Отпустили. Отец Александр Корж пришел на кладбище, где его дожидались сотни вооруженные фашистов десятков и вдруг объявил: "Братья и сестры, я понимаю горе матери и отца убиенного. Но не наших молитв и "Со святыми упокой" заслужил во гробе лежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Предадим же его анафеме!"

"К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ".

Много немцев тогда вместе с Александром ушли с кладбища , а остальные не смогли произвести ни одного выстрела по уходящим.

Отец Александр Вишняков был удостоен звания "Праведник мира" за спасение евреев. До войны его гоняли по тюрьмам, лагерям и ссылкам, а освободив в 1940 г., дали приход в Киеве, куда фашисты вместе с униатами, бандеровцами и другими националистами вторглись уже в сентябре 1941 г. Для каждого из них отец Александр стал "клятым москалем", крестившим "поганых" евреев.

Рискуя жизнью каждую свою службу Александр читал прихожанам послание к русскому народу от митрополита Сергия о чем вскоре узнали фашисты и за это священник угодил в гестапо. Но ввиду его высокообразованности, блестящему знанию немецкого его много раз репрессировали и отпустили в надежде использовать в своих целях. Но немцы просчитались. С началом расстрелов в Бабьем Яру в конце сентября 1941 года к отцу Александру прибежал еврей-прихожанин, умоляя спасти его жену и детей, которую священник крестил до войны. Не раздумывая Александр одел рясу, Георгиевские награды и пришел к Бабьему Яру, показав фашистам документ о крещении данной семьи и добился разрешения их разыскать, но 1 ребенка найти не удалось.

А поутру в церкви отца Александра немцы услышали антинацистскую проповедь, за что священника подвергли жестоким пыткам, желая разузнать имена всех крещеных евреев и добиваясь от священника согласия на сотрудничество с фашистами. Но тот молчал. Тогда Александра отвели к Бабьему яру, на его глазах расстреляли церковнослужителей, раздели его донага, привязав руки и ноги к скрещенным бревнам колючей проволокой, затем облили его бензином и подожгли. Фашисты не заметили, что Александр, раздеваясь, вложил свой нательный крестик в рот, и не размыкал губ пока горел, чем поразил всех гестаповцев.

И это лишь несколько из тысячи тысяч рассказов о подвигах Православных церковнослужителей.

9 мая сегодня является днем поминовения всех погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В храмах не гаснут свечи в этот день - там всегда помнят, как нашими русскими предками прославлялись и поминались мученически погибшие защитники Родины.

Неоспорим и радостен тот факт, что Российское государство стало более уважительно относиться к Русской Православной Церкви после Победы в Великой Отечественной войне.

История показала, что защита Родины невозможна без духовности и православия.

Видео с канала tvsoyuz

С Великим Праздником, дорогие друзья! С Великой Победой! Гордимся! Помним! Спасибо за мир! И простите нас грешных, за то, что вашу память и подвиги забывают, заменяют мирскими распутными развлечениями, унижают преступными сделками и сговорами. Простите нас, неблагодарных.

Да, не храбрость советского солдата, не упорный труд людей в тылу, не правильные решения руководства страны, а только Бог, молитвы и иконы. Особенно упорно эту точку зрения навязывают в современных фильмах о Войне, где с высокой долей вероятностью вы найдёте среди персонажей священника («Штрафбат») или очень религиозного человека («Т-34»). Также в кино мелькают как религиозные мотивы («Утомлённые солнцем 2»), так и не подтверждённые историками мифы, что только божественное вмешательство помогло разгромить немцев («Мария. Спасти Москву»). От кинематографа не отстают телепередачи, книги и прочее творчество, пример которого вы можете видеть на картинке ниже.

Лично моё субъективное мнение о божественном вмешательстве в годы Войны иллюстрирует диалог, который случился в мои студенческие годы. Во время лекции, затронувшей тему Великой Отечественной, моего преподавателя «понесло» и он начал философствовать о фразе «нет атеистов на войне». А точнее, всячески её доказывать. И во время своих рассуждений преподаватель почему-то решил задать мне вопрос:

— Бог, вера и религия оказали неоценимую помощь нашим предкам в годы Войны. Назовите примеры этой помощи.

А совсем недавно перед этой злополучной лекцией я посмотрел фильм «Иди и смотри», который произвёл на меня тягостное впечатление. И вместо того, чтобы сойти за умного и сказать «не знаю», я начал спорить:

— Я не думаю, что Бог как-либо помог советскому народу победить в Войне или хоть кого-нибудь спас. В Белоруссии немцы сожгли более 600 деревень вместе со стариками и младенцами. Как правило, сжигали в самых больших зданиях, в том числе и в церквях. Погибли многие тысячи людей, но почему Бог не спустился с неба и никому не помог?

Преподаватель удивился моему ответу, и, с округлёнными глазами, пробормотал что-то невразумительное и тут же переключился на другого студента. Ответа на вопрос: «А где был Бог?» я так и не получил. Стоит ли удивляться, что за письменный экзамен по предмету этого преподавателя я получил четыре, а не пять?

И если подумать, то зачем богам помогать атеистичному СССР? Так уж вышло, что с 22 июня 1941 года Советский Союз воевал с гораздо более религиозными странами, чем он сам. А такие союзники Гитлера, как болгары и румыны, вообще были православными. И если болгары особо не лезли на рожон, то дивизии Румынии дошли аж до Сталинграда. Да, над армией этой страны принято смеяться, но её пули и снаряды тоже наносили потери Красной Армии.

В любом случае, Германии и её союзникам молитвы не помогли, впрочем, как и противостоявшим им католической Франции и Польше, православной Греции и многорелигиозной Югославии.

Хорошо, а тогда почему Красная Армия в конце концов победила? Что до результатов Войны в целом, то победы и поражения на полях сражений вполне объяснимы исторической наукой: разгром лета 41го, отступление немцев под Москвой и перелом в войне летом 43го материалистичны и объективны. В войне всё решала мощь экономик, число орудий, танков и самолётов, а также профессионализм солдат и руководства у воюющих стран. У СССР всё это оказалось на лучшем уровне.

Да, многие солдаты в бою могли молиться богу/ангелу/чёрту или верить в суеверия и приметы (например, страсть лётчиков заменять слово «последний» на «крайний»), но в СССР крестных ходов в окопах никто не проводил, самолёты с иконами над линией фронта не летали, а на пряжках солдатских ремней «с нами Бог» не писали. У советских людей был строго материалистический взгляд на войну, и каждый труженик в тылу знал, что чем больше он сделает гранат и винтовок для фронта, тем сильнее лично он приблизит победу над врагом.

Также советские люди прекрасно понимали, что если будешь плохо сражаться или работать, то тебя уже ничто не спасёт — хоть веруй, хоть не веруй, но это будет бесполезно, когда немцы загонят тебя с сотнями других людей в облитый бензином сарай или амбар.

Ну ладно, а хоть как-то вера и Церковь помогала победить врага? Да, помогала! Как и все добропорядочные советские граждане, священники и простые верующие собирали средства на постройку танков и самолётов. Подвиг? Подвиг! Вполне себе по-советски, но, наверное именно потому, что он исполнен «по-советски», об этом фильмов и не снимают. Сейчас больше любят снимать о том, как силой молитвы двигали линии фронта.

Вполне себе материалистический вклад верующих в Победу: танковая колонна «Дмитрий Донской», созданная на пожертвования. Источник Википедия.

Вполне себе материалистический вклад верующих в Победу: танковая колонна «Дмитрий Донской», созданная на пожертвования. Источник Википедия.

Не нужно забывать, что наш враг был крайне опасен и ошибок не прощал. Иконы и молитвы никак бы его не остановили, в отличие от советских солдат, воевавших на таких же советских танках и самолётах. Гитлера и его союзников одолели граждане СССР, но не Бог и чудеса, а те, кто пытаются доказать обратное, лишь принижают подвиг наших предков и в целом навязывают очень вредную и опасную мысль: как бы ни было плохо, нужно лишь помолиться и всё пройдёт. Нет, к сожалению, не пройдёт — на Бога надейся, а сам не плошай. И советские люди это хорошо понимали.

Жмите «Нравится», подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: