Вернули ли деньги за мистрали россии

Обновлено: 19.04.2024

Сегодня стало известно, что Франция договорилась с Египтом о продаже двух вертолётоносцев типа «Мистраль», которые изначально были построены по заказу России. Ранее Париж отказался выполнять условия контракта, сославшись на позицию России по ситуации на Украине.

Первоначально о возможной покупке во Франции одного универсального десантного корабля-вертолётоносца типа «Мистраль» и строительстве ещё трёх в России заявил начальник Генштаба России Николай Макаров ещё в 2009 году.

Субподрядчиком в сделке выступила «Объединённая судостроительная корпорация». Также документ предусматривал передачу РФ лицензий на технологии и опцион на строительство ещё двух кораблей в России.

Контракт тогда был назван историческим: его подписали в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева, заключение сделки одобрил также и французский лидер Николя Саркози. Указывалось, что строительство вертолётоносцев спасёт французские верфи от банкротства и обеспечит создание тысячи рабочих мест на четыре года. Однако в России уже тогда шли дискуссии относительно того, нужны ли эти корабли российскому флоту.

Сделка была раскритикована американскими политиками: член конгресса Илеана Рос-Летинен заявила, что Франция проигнорировала региональные интересы США и выступила против своих союзников по НАТО, продав России военные корабли. Своё несогласие выразил также и Джон Маккейн. В Государственном департаменте заявили, что наблюдали за подготовкой сделки и провели оценку её последствий.

Специально для базирования на «Мистралях» Минобороны России заказало 32 палубных вертолёта Ка-52К. Также сообщалось о заказе восьми транспортно-боевых Ка-29ТБ.

В октябре 2013 году на воду был спущен первый корабль, построенный для России, он получил имя «Владивосток». 20 ноября 2014 года в порту Сен-Назер спустили на воду второе судно, названное «Севастополь».

В ноябре 2014 года президент Франции Франсуа Олланд решил приостановить поставку России первого вертолётоносца из-за ситуации на Украине, сообщили в Елисейском дворце. В Париже заявили, что Москва не выполнила условий, при которых французская сторона могла бы передать ей «Мистраль». В Москве заявили, что контрактом предусмотрена небольшая техническая отсрочка, поэтому никаких действий юридического характера сразу же предпринято не будет.

В декабре 2014 года 400 российских моряков, которые в течение четырёх месяцев проходили обучение в Сен-Назере, отбыли в Санкт-Петербург.

В начале августа 2015 года Москва и Париж приняли решение о прекращении действия контракта. Франция после возврата российского оборудования, установленного на «Мистралях», сможет распоряжаться вертолётоносцами.

Размер компенсации составил €949 754 859. Эта цифра указана в соглашении о разрыве сделки, представленном в Национальном собрании Франции.

Сегодня стало известно, что Франция продаст построенные для России суда Египту. Москва, по-видимому, не будет возражать против этой сделки.

Возможности и технические характеристики кораблей типа «Мистраль»

Вертолётоносцы типа «Мистраль» способны выполнять сразу четыре задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолёты, быть центром командования и плавучим госпиталем.

При водоизмещении 21 тыс. тонн и максимальной длине корпуса 210 м «Мистраль» способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания этого корабля — до 20 тыс. миль. Численность команды составляет 160 человек, дополнительно вертолётоносец может принять на борт 450 человек, а для кратковременного размещения – до 900.

Авиагруппа включает 16 вертолётов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлётной палубе. Грузовая палуба корабля может вместить более 40 танков или 70 автомашин.

Предназначавшиеся для России суда были спроектированы для плавания в холодных морях и построены с учётом ряда специальных требований Минобороны РФ.

7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS. Контракт предусматривал поставку двух универсальных десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй — «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в 2014 и 2015 году.


Однако в августе 2015 года договор на поставку уже построенных кораблей был расторгнут по инициативе французской стороны, якобы из-за конфликта на Украине и введения санкций ЕС против РФ. Пытаться изменить решение бывших партнеров Россия не стала и потребовала компенсировать ей вложенные средства и вернуть установленное на борту кораблей российской стороной военно-техническое оборудование.

«Попросили деньги назад, и деньги мы получили сполна. Как за то, что мы реально заплатили французским партнерам, так и за то, что мы потратили на сооружение некоторых частей этих вертолетоносцев на своих верфвях и подготовку персонала. Я хочу добавить, что у нас нет никаких обид, никаких разочарований — мы получили очень хорошие деньги, и они сейчас не лишние», — отметил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Венесуэльскому государственному телевидению в 2015 году.

Напомним, против этой сделки активно выступали США.

В 2016 году судостроительная компания DCNS, построившая в свое время «Мистрали», объявила о своем решении подать в суд на государственную страховую компанию COFACE в связи с разрывом контракта на поставку кораблей для России. Сумму ущерба они оценили в €100 млн, сообщает La Tribune.


Выплатила ли Франция деньги?

Да, деньги вернули. Россия не имеет никаких претензий к французским властям по вопросу «Мистралей». На сегодняшний день РФ была выплачена компенсация в размере €949,8 млн и возвращено установленное на кораблях российское оборудование.

Что стало с «Мистралями»?

После расторжения договора с Россией два «Мистраля» были проданы Египту за €950 млн. Контракт был подписан 10 октября 2015 года.

Первый универсальный десантный корабль «Гамаль Абдель Насер» (ENS Gamal Abdel Nasser 1010), получивший название в честь второго президента Египта (1954-1970), был передан Египту 2 июня 2016 года. Через несколько месяцев Египет получил и второй корабль, названный «Анвар Садат» — также в честь одного из экс-президентов страны.

Согласно контракту, Египет не имеет права без согласия Франции перепродавать или передавать какой-либо стране, в частности, России, вертолетоносцы типа «Мистраль».


Будет ли Россия ещё раз закупать у Франции «Мистрали»?

Как пишет издание, основу авиагруппы российских вертолётоносцев составят разведывательно-ударные вертолеты Ка-52К «Катран». Подробнее о них читайте в справке >>

Корабли смогут не только нести авиагруппу и бронетехнику, но и выступать в качестве боевого корабля. Авиаподдержка кораблей также будет состоять из вертолетов Ка-27, Ка-29 и Ка-31.



Михаил Нейжмаков: В своё время среди независимых военных экспертов и представителей оборонного сообщества России не было согласия в том, нужны ли нам «Мистрали». Некоторые говорили, что они могут не подойти по техническим параметрам. Ко всему прочему, ещё в мае 2015 года со стороны зампреда Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарёва звучало заявление о том, что наша страна будет самостоятельно строить вертолётоносцы, поэтому «Мистрали» не понадобятся. А вот финансирование, судя по всему, может пригодиться для этих целей. Нельзя исключать и того, что после перевода французами компенсации за срыв сделки со стороны части российской оппозиции будут звучать заявления о том, что эти средства можно было бы потратить, например, на социальную сферу. Но, вероятнее всего, эти средства вернутся в сферу ОПК, что тоже логично, поскольку его поддержка даст дополнительную работу людям в этой отрасли в РФ, которые будут задействованы на строительстве российских аналогов вертолётоносцев. Такая позиция укладывается и в рамки стратегии импортозамещения, и в рамки поддержки российского ОПК. Какие именно российские судостроительные предприятия могли бы выполнить такую задачу — вопрос к техническим специалистам. Но если снова брать чисто политический аспект — в сентябре губернаторские выборы в России пройдут и в регионах с крупными судостроительными предприятиями (например, Архангельской и Калининградской областях). Команды действующих губернаторов этих областей в рамках предвыборных кампаний теперь тем более могут коснуться темы строительства аналогов «Мистралей» в России и возможных будущих заказов именно для своих регионов. На фоне больших геополитических противоречий вокруг вертолётоносцев это, конечно, локальная тема, но для общей картины отметим и её.

— Получается, что плюсов в этой ситуации для России больше, чем минусов?

— Плюсов гораздо больше — это точно. Как минимум, появляется шанс формирования заказов для российского оборонно-промышленного комплекса на строительство аналогов вертолётоносцев. Снимаются противоречия внутри российского военного сообщества и независимых наблюдателей патриотической части общественности, которые задавались вопросом, нужны ли нам «Мистрали». С внешнеполитической точки зрения не видно каких-то серьёзных потерь, поскольку в этой ситуации Франция предстаёт в несколько зависимом от США и общеевропейского тренда духе, а Россия — пострадавшей стороной.


— Каковы масштабы репутационных потерь Парижа? Так ли они велики, как говорят многие эксперты?


— Здесь есть сразу два аспекта. Первый — внутриполитический. В своё время во французской прессе были утечки информации о том, что одним из лоббистов заказа на «Мистрали» был нынешний экс-премьер Франции, правоцентрист Франсуа Фийон, имеющий, насколько известно, собственные президентские амбиции. У его однопартийцев действительно заметные шансы на возвращение во власть. Но пока партию «Республиканцы», к которой он принадлежит, возглавил Николя Саркози, у которого была более компромиссная позиция по этому вопросу. Очевидно, что часть французских политиков и дальше может поднимать тему «Мистралей» внутри страны, как свидетельство того, что курс Олланда не вполне независим и не соответствует той традиции, которая была заложена ещё де Голлем. Париж начинает ориентироваться на некие атлантические установки, зависимость от США. Но, с другой стороны, люди, которые могли бы поднять эту тему более жёстко в политике, часто, являются «героями второго плана», поэтому новую бурю она сейчас не вызовет.

Во внешней политике Париж показал, что он скован в принятии решений. Мы помним, что Олланд проводил самые разные маневры, чтобы всё-таки прийти к кому-то компромиссу, но, тем не менее, Франция должна была уступить. Таким образом, для внешнеполитических партнёров поднимается вопрос о том, насколько Париж независим в своих действиях.

— А что вы думаете о позициях Франции на рынке вооружения, они пошатнутся?

— Этот рынок — не рынок каких-то единовременных сделок. Понятно, что тот, кто поставляет вооружение, устанавливает длительные отношения со страной-покупателем, поскольку должен потом поставлять комплектующие, в которых эта страна нуждается. Резко перевооружиться ни одна страна не может, мы видели это на примере восточно-европейских стран, которые переходили под стандарты НАТО, им понадобилось для этого время и усилия. Поэтому какого-то обвала позиций Франции на международном рынке вооружений не произойдёт, но ситуация с «Мистралями» отразится на конкуренции за новые рынки. Страны, особенно те, у которых сложные отношения с США и Западом, будут смотреть, стоит ли вступать в какие-то новые отношения с Парижем в военно-технической сфере.

Хочу отметить интересную аналогию: точно так же в своё время санкции против Ирана во многом ударили по позициям самого Евросоюза, компании которого потеряли позиции на иранском рынке. В частности, нефтегазовая компания Total была вынуждена уйти из проектов в Сирии и Иране. Сейчас, когда санкции с Ирана снимаются, ещё неизвестно, кто займёт эту нишу. Возможно, некие игроки, которые более выгодны США или более тесно связаны с американским корпорациями. В связи с этим можно сказать, что Штаты руками самих же французов расчистили рынки для кого-то другого, более близкого себе.

Вертолетоносец типа Мистраль в порту Сен-Назера

"Мистраль" (Mistral) — французский десантный вертолетоносный корабль-док, универсальный десантный корабль-вертолетоносец. Французы классифицируют корабли класса "Мистраль" как десантно-командные корабли (bâtiment de projection et de commandement).

17 июня 2011 года "Рособоронэкспорт" и французская госкомпания военного кораблестроения DCNS подписали контракт о покупке Россией двух вертолетоносцев класса "Мистраль" и связанных с ними услуг, в которые входит, в основном, логистика, образование и передача технологий. Согласно контракту, первый корабль для России должен был быть поставлен в 2014 году, а второй — в 2015 году. Сумма заключенного контракта составила 1,2 миллиарда евро.

Французский военный корабль-вертолетоносец класса Мистраль в Санкт-Петербурге

По требованию российской стороны конструкция вертолетоносцев была доработана. В частности, был изменен до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволяет их применять в северных широтах. Увеличена высота боевых кораблей для размещения российских вертолетов типа Ка-28 и Ка-52К. В конструкции судов предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств противовоздушной обороны, скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Это дает возможность применять вертолетоносцы в открытом море при меньшем количестве надводных кораблей охранения.

Строили оба корабля французская госкомпания DCNS и верфь STX Сен-Назер, а с российской стороны — Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Российские производители выполнили около 40% работ по строительству двух вертолетоносцев.

Первый корабль, получивший имя "Владивосток", был заложен во французском Сен-Назере 1 февраля 2012 года. 15 октября 2013 года его корпус был спущен на воду. После этого под контролем французской госкомпании DCNS проводились дооснащение корабля и его испытания в доках и на море.

Закладка второго вертолетоносца, названного "Севастополь", состоялась на верфи в Сен-Назере в июне 2013 года. 20 ноября 2014 года он был спущен на воду.

В конце мая 2015 года стало известно о завершении строительства "Севастополя" в Сен-Назере.

В конце июня 2014 года группа из 400 российских моряков — два экипажа — прибыла во французский город Сен-Назер для обучения управлению "Мистралями". 13 сентября корабль "Владивосток" впервые вышел в море с российским экипажем: на его борту находились около 200 россиян и примерно столько же французов.

Первый командно-десантный вертолетоносец типа "Мистраль", корабль "Владивосток", согласно направленному российской стороне приглашению, должен был передан Францией российскому Военно-морскому флоту 14 ноября 2014 года, однако передача не состоялась.

Против передачи кораблей активно выступили США.

25 ноября 2014 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что принял решение приостановить поставку России первого вертолетоносца типа "Мистраль" из-за ситуации на Украине.

Россия неоднократно заявляла, что непричастна к событиям на юго-востоке Украины, не является стороной внутриукраинского конфликта и заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис.

В начале декабря французский премьер-министр Мануэль Вальс сказал, что считает разговор о возможном провале сделки "преждевременным".

18 декабря, не дождавшись прогресса в решении вопроса о поставке вертолетоносца, российские моряки, проходившие на нем обучение, покинули французский порт Сен-Назер на учебном корабле "Смольный", взяв курс в сторону России. 30 декабря они прибыли в Кронштадт.

В январе 2015 года Россия направила запрос в подразделение Минобороны Франции, занимающееся поставками оружия за рубеж, с просьбой официально объяснить причину невыполнения соглашения по "Мистралю". Представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) пояснил, что Россия не может руководствоваться устными заявлениями отдельных политиков, пусть даже это президент страны, поэтому для принятия дальнейших решений (обращаться ли в суд или дать еще время французской стороне) необходимо письменное объяснение ситуации.

Официальных комментариев российской или французской сторон по факту такого запроса не было. Представитель Минобороны Франции заявил, что ведомство не намерено делать заявлений по ситуации вокруг вертолетоносца, так как решение о поставке — политическое, принимать его должен Елисейский дворец.

В середине марта 2015 года гендиректор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин сообщил, что между Францией и РФ идут активные переговоры по французским вертолетоносцам "Мистраль" и что Россия примет окончательное решение к маю. В середине апреля он заявил, что переговоры о "Мистралях" будут идти еще два месяца, после этого будут определены дальнейшие шаги, исходя из решения французской стороны. Гендиректор Рособоронэкспорта также добавил, что в контракте прописаны все условия, и это дает основания искать компромиссное решение "не прибегая к каким-либо резким действиям".

Президент РФ Владимир Путин в ходе "Прямой линии", состоявшейся 16 апреля, заявил, что отказ Франции поставить РФ "Мистрали" не имеет никакого значения для обороноспособности России. Также он сказал, что РФ не намерена требовать запредельных неустоек и штрафов, "но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены". Спустя три дня президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Париж ищет выход из ситуации с "Мистралями".

Позднее в ответ на просьбу помощника президента РФ Юрия Ушакова Франция назначила ответственного на переговорах с РФ по вопросу передачи вертолетоносцев типа "Мистраль". Им стал глава Генерального секретариата по обороне и национальной безопасности (SGDSN) Франции Луи Готье. Решение о его назначении принимал лично президент Франции.

В середине мая стало известно, что поставки "Мистралей" в Россию, вероятнее всего, не будет. Франция передала российской стороне свои предложения по расторжению контракта, которые подразумевали возврат России около 785 миллионов евро. В Москве с таким подходом были не согласны, так как "расходы и убытки" России в связи с разрываемым контрактом оценивались в 1,163 миллиарда евро.

В конце мая заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев сообщил, что стороны обсуждают лишь размер компенсации, которую Франция выплатит РФ за срыв контракта.

Достигнуть соглашения по размерам выплат удалось не сразу, ему предшествовали несколько раундов переговоров, завершившихся ничем.

Предварительного соглашения удалось достичь лишь в июле, когда экспертные делегации РФ и Франции подготовили и согласовали проект документа.

Об исключительной сложности переговоров по "Мистралям" можно судить по тому, что окончательное решение удалось выработать лишь на самом высоком уровне — после переговоров президента Франции и президента РФ, прошедших 5 августа.

В этот же день в Москве было подписано соглашение об урегулировании спора. От Франции его подписывал спецпредставитель Франции по разрешению проблемы "Мистралей" Луи Готье, от России — вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что соглашение с Россией по поставкам "Мистралей" не предусматривает никаких штрафных санкций. По его словам, Франция вернет "ровно то, что Россия заплатила", а также возместит некоторые расходы, в частности, средства на обучение российских экипажей двух судов.

Вскоре в пресс-службе Кремля сообщили, что Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата российского оборудования, установленного на вертолетоносцах, обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями.

Представитель ФСВТС сообщил, что в компенсацию, которую Франция выплатила РФ за срыв контракта, входят, в том числе, средства за проведение опытно-конструкторских работ по разработке палубного вертолета К-52К, обучение специалистов по управлению "Мистралями", а также строительство причальной стенки для базирования этих кораблей во Владивостоке.

Сумма, перечисленная Францией России, не была озвучена. При этом французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан неоднократно заявлял, что она меньше 1,2 миллиарда евро, которые Франция получила в качестве аванса. В то же время официальный представитель правительства Франции Стефан Ле Фоль утверждал, что заплаченная Москве сумма "не превышает одного миллиарда евро". Стефан Ле Фоль пояснил, что для поставки "Мистралей" между двумя странами был заключен международный договор, разрыв которого будет иметь последствия для бюджета, поэтому соглашение о прекращении должно быть рассмотрено парламентом.

26 августа Совет министров Франции на совещании у президента страны рассмотрел проект закона о прекращении выполнения договора на поставку России "Мистралей". После этого документ был передан в парламент страны для рассмотрения.

Согласно законопроекту, точная сумма, которую Франция выплатила России за непоставку двух вертолетоносцев типа "Мистраль", составила 949 миллионов 754 тысячи 849 евро. Помимо суммы выплаты в документе оговаривалось, что Франция не имеет права каким-либо образом передавать корабли третьей стороне до получения Россией всех компенсаций и реституций. Еще одним пунктом соглашения являлось, что никакая третья сторона, которая могла понести убытки от разрыва контракта на поставку "Мистралей", не имеет права претендовать на компенсации.

30 сентября французский сенат (верхняя палата парламента страны) одобрил законопроект о прекращении действия контракта на строительство и поставку в РФ двух вертолетоносцев типа "Мистраль".

Ранее сообщалось, что президент Франции Франсуа Олланд достиг соглашения со своим египетским коллегой Абделем-Фаттахом ас-Сиси по условиям продажи двух предназначавшихся для России вертолетоносцев типа "Мистраль". По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, сделка Франции с Египтом по продаже двух вертолетоносцев типа "Мистраль", построенных для России, проходила с ведома Москвы.

По данным французских СМИ, ссылающихся на источник в министерстве обороны Франции, корабли могут быть поставлены Египту уже в марте 2016 года, после того, как египетские экипажи пройдут обучение.

Российские специалисты в сентябре приступили к демонтажу радиоэлектронного оборудования с вертолетоносцев типа "Мистраль".

Источник в системе военно-технического сотрудничества сообщил, что окончание работ, проводимых совместными усилиями российских и французских рабочих, ожидается в конце октября, в первой декаде ноября будут подписаны итоговые завершающие документов по демонтажу радиоэлектронных систем связи и управления. Он уточнил, что речь идет не обо всем российском оборудовании "Мистралей", а только части.


Россия получила от Парижа обратно деньги за полтора "Мистраля". Общая сумма выплат за вертолетоносцы превысила миллиард евро.

Но Париж приостановил передачу вертолетоносца в связи с ситуацией на Украине. Соглашение о судьбе "Мистралей" было достигнуто летом 2015 года. По условиям соглашения, Россия получает назад деньги и оборудование. После этого Париж получает возможность распоряжаться построенными кораблями.

Москва получила 65 миллионов евро за кормовую часть "Мистралей", построенную в Санкт-Петербурге. Всего Россия проплатила авансом 893 миллиона евро. То есть, был оплачен весь первый корабль и половина второго.

В Минобороны утверждают, что после переговоров от Парижа удалось добиться и выплаченных денег, и возмещения косвенных потерь и издержек: расходы на командировки и обучение моряков, создание части инфраструктуры на Дальнем Востоке под эти суда.

В Елисейском дворце неделю назад заявили, что сумма компенсации составит менее миллиарда евро.

Взяли с Парижа, что называется, по-божески. Ведь официальные выплаты за срыв поставок согласно контракту могли достигать нескольких миллиардов. Но Франция продолжает наказывать себя материально, ведь содержание двух Мистралей у заводских причалов ежемесячно обходится Франции в 3 миллиона евро. Поэтому вопрос их продажи, пусть даже и в полцены, это вопрос уже даже не экономики, а экономии. Пока же два злосчастных вертолетоносца для Парижа все равно что чемоданы без ручек – нести неудобно, а выбросить жалко.

Позиции Франции как надежного поставщика и партнера пошатнулись из-за политического решения не поставлять вертолетоносцы "Мистраль" России из-за ситуации на Украине. Ни для кого в мире не было секретом, что такое решение Елисейский дворец принял под давлением Вашингтона. Оружейный рынок очень остро реагирует на такие вещи. Тем более что это уже не первый случай подобного поведения Парижа.

В начале 1980-х Франция "недопоставила" Аргентине противокорабельные ракеты, из-за чего та проиграла войну за Фолкленды. А во время операции "Буря в пустыне" французы по требованию США передали Пентагону специальную техническую информацию по поставленным в Ирак французским системам ПВО, что в итоге свело их эффективность к нулю. Все это привело к сокращению доли Франции на оружейном рынке с 14% в 1985-1990 годах до 5% в 2009-2013 годах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: