Вклады размещенные с использованием финансовой платформы что это

Обновлено: 19.04.2024

(введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 212-ФЗ)

1. Банк России уведомляет регистратора финансовых транзакций о наступлении страхового случая, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в день его наступления.

2. Регистратор финансовых транзакций в течение трех рабочих дней со дня получения от Банка России в соответствии с частью 1 настоящей статьи уведомления о наступлении страхового случая представляет в Агентство сведения об обязательствах банка по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, и при наличии сведения о согласии вкладчиков, предусмотренном частью 11 настоящей статьи. Указанные в настоящей части сведения представляются в Агентство в порядке и по форме, которые установлены Агентством. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от регистратора финансовых транзакций сведений об обязательствах банка по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, Агентство направляет полученные сведения в банк, в отношении которого наступил страховой случай, для формирования реестра обязательств банка перед вкладчиками.

4. Выплата возмещения по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, осуществляется Агентством на основании реестра обязательств банка перед вкладчиками путем перечисления денежных средств на специальный счет оператора финансовой платформы в порядке, установленном Агентством. Обязанность Агентства по выплате возмещения по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, считается исполненной со дня зачисления денежных средств на специальный счет оператора финансовой платформы.

5. Если в банке, в отношении которого наступил страховой случай, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, вкладчик имеет несколько вкладов, размещенных с использованием разных финансовых платформ, выплата возмещения по таким вкладам осуществляется на специальные счета операторов соответствующих финансовых платформ пропорционально размерам таких вкладов, но в совокупности не более предельного размера возмещения по вкладам, предусмотренного частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

6. Если в банке, в отношении которого наступил страховой случай, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, наряду с одним или несколькими вкладами, размещенными с использованием финансовой платформы, вкладчик имеет вклады, размещенные без использования финансовой платформы (за исключением вкладов, по которым расчет и выплата возмещения в соответствии со статьями 13.1, 13.2 и 13.10 настоящего Федерального закона осуществляются отдельно), размер возмещения вкладчику по таким вкладам определяется в следующем порядке:

1) размер возмещения по таким вкладам определяется в размере 100 процентов суммы таких вкладов, уменьшенном на размер встречных требований к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая, но в совокупности не может превышать предельный размер возмещения по вкладам, предусмотренный частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона;

2) размер возмещения по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, определяется в размере 100 процентов суммы таких вкладов, но не может превышать размер возмещения по вкладам, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей части. При этом размер возмещения вкладчику по каждому из вкладов, размещенных с использованием финансовой платформы, определяется пропорционально их размерам;

3) размер возмещения по вкладам, размещенным без использования финансовой платформы, определяется в размере возмещения по вкладам, определенном в соответствии с пунктом 1 настоящей части, уменьшенном на размер возмещения по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, определенный в соответствии с пунктом 2 настоящей части. При этом размер возмещения вкладчику по каждому из вкладов, размещенных без использования финансовой платформы, определяется пропорционально их размерам.

7. Положения части 6 настоящей статьи не применяются при наличии у вкладчика на день наступления страхового случая, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, вкладов, размещенных для осуществления предпринимательской деятельности без использования финансовой платформы, в банке, в отношении которого наступил указанный страховой случай. В этом случае размер возмещения вкладчику по таким вкладам определяется в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

8. При наличии согласия, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, вкладчику также осуществляется выплата возмещения по вкладам, размещенным без использования финансовой платформы, в соответствии с настоящей статьей без обращения вкладчика с заявлением о его выплате и представления документов, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, путем перечисления денежных средств на специальный счет оператора финансовой платформы, за исключением возмещения по вкладам, указанным в статьях 13.1, 13.2 и 13.10 настоящего Федерального закона, и вкладам, размещенным для осуществления предпринимательской деятельности. При наличии предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия, представленного два раза и более в отношении одного банка, указанная выплата осуществляется в соответствии с согласием, представленным позднее.

9. Оператор финансовой платформы уведомляет вкладчика о выплате возмещения по вкладу не позднее дня, следующего за днем зачисления соответствующего возмещения на специальный счет оператора финансовой платформы.

10. Требования вкладчика по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, к банку, в отношении которого произошел страховой случай, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а при наличии согласия вкладчика, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, также требования вкладчика по вкладам, размещенным без использования финансовой платформы, в сумме, превышающей размер причитающегося вкладчику возмещения по вкладам, подлежат включению в реестр требований кредиторов без письменного заявления вкладчика в течение 30 рабочих дней со дня опубликования в официальном издании, предусмотренном пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", объявления, предусмотренного пунктом 11 статьи 189.32 указанного Федерального закона. В этом случае расчеты с вкладчиком в ходе конкурсного производства (принудительной ликвидации) производятся с использованием специального счета оператора финансовой платформы. Вкладчик вправе отказаться от включения его требований по вкладам в порядке, установленном настоящей частью, в реестр требований кредиторов, а также указать иные реквизиты для производства расчетов с ним в ходе конкурсного производства (принудительной ликвидации), обратившись в Агентство или во временную администрацию по управлению кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

11. Вкладчик вправе представить (отозвать) заявление о согласии на осуществление ему выплаты возмещения по вкладам, размещенным в банке без использования финансовой платформы, и на включение его требований по соответствующим вкладам в реестр требований кредиторов без его письменного заявления в порядке, установленном правилами финансовой платформы, до момента представления регистратором финансовых транзакций сведений об обязательствах банка по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, в Агентство в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

12. Положения частей 3 - 5 и 8 - 10 настоящей статьи не применяются, если на момент наступления страхового случая в отношении банка, в котором размещены вклады с использованием финансовой платформы или размещены вклады без использования финансовой платформы и в отношении их имеется согласие вкладчика, предусмотренное частью 11 настоящей статьи, либо на момент осуществления Агентством выплаты возмещения по таким вкладам соответствующий оператор финансовой платформы исключен из реестра операторов финансовых платформ. В указанных случаях выплата возмещения по таким вкладам осуществляется в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

«Маркетплейс» — онлайн-сервис, позволяющий гражданам приобретать финансовые продукты от разных организаций на одной платформе в круглосуточном режиме.

Банк России инициировал проект «Маркетплейс» в декабре 2017 года. Его цель — создание законодательной и нормативной базы для дистанционной розничной продажи финансовых продуктов (услуг) по всей стране, без географических ограничений, с регистрацией таких финансовых сделок в специальном реестре — регистраторе финансовых транзакций.

Летом 2020 года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и закон-спутник «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Это создает возможности для дальнейшего развития «Маркетплейса» на рыночных принципах.

«Маркетплейс», с одной стороны, открывает равный доступ пользователям к широкому спектру финансовых услуг 24 часа в сутки, вне зависимости от места нахождения. С другой — формирует предпосылки для развития конкуренции на рынке и оптимизации финансовых сервисов: у компаний, независимо от их размера, появляется дополнительный канал привлечения новых клиентов.

Продуктовый ассортимент будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ), ОСАГО и ипотечные кредиты. В перспективе он может быть расширен за счет кредитных, страховых, инвестиционных и других финансовых продуктов.

Инфраструктура системы

«Маркетплейс» функционирует по принципу «plug&play» («подключайся и играй») и объединяет следующих участников:

    — площадки, на которых взаимодействуют финансовые организации и клиенты для заключения сделок. Задача платформы состоит в автоматизации взаимодействия сторон и обеспечении удобства совершения финансовых транзакций. По закону все операторы финансовых платформ должны быть включены в соответствующий реестр Банка России.
  • Поставщики финансовых продуктов и услуг — банки, страховые компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, эмитенты корпоративных и государственных облигаций.
  • Регистратор финансовых транзакций (РФТ) — реестр хранения юридически значимой информации по совершенным на платформах сделкам. Выписку из РФТ можно получить через портал Госуслуг.
  • Сайты-агрегаторы — интернет-ресурсы и мобильные приложения, предоставляющие клиенту возможность сравнения и выбора финансовых продуктов по основным параметрам — срок, процентная ставка, рейтинг и так далее.

Для работы на платформе клиенту необходимо зарегистрироваться на ней один раз, после чего он может беспрепятственно приобретать финансовые продукты во всех подключенных к ней банках, страховых компаниях и так далее. Например, можно будет собрать в одну «корзину» на финансовой платформе несколько вкладов в разных банках и перевести деньги в один клик.

Принят Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Поговорим о том, что это значит.

Что регулирует новый закон?

Новый закон регулирует правила оказания операторами финансовых платформ услуг по совершению финансовых сделок в интернете между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями или эмитентами с использованием финансовых платформ.

А также определяет правовые основы деятельности таких операторов.

Зачем понадобилось принимать этот документ?

Закон, по сути, реализует концепцию так называемого маркетплейса — онлайн-супермаркета финансовых продуктов. Это принципиально новая модель получения финансовых услуг для физлиц с использованием электронной платформы.

По замыслу авторов проекта, он будет способствовать:

  • доступности финансовых услуг широким слоям населения;
  • увеличению конкуренции на рынке банковских услуг за счёт малых региональных банков — клиентов электронной платформы, которые смогут предлагать финансовые продукты клиентам независимо от географического распространения филиальной сети таких банков в регионе проживания потенциальных клиентов;
  • автоматизации процессов взаимодействия, повышению скорости и удобства совершения транзакций в рамках электронных платформ;
  • прозрачности и оперативности получения достоверной информации о финансовых продуктах и действующих обязательствах финансовых организаций перед клиентами.

Что такое финансовая платформа?

Финансовая платформа — это информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг через интернет для обеспечения совершения финансовых сделок. Каждая такая платформа обязана иметь свои правила, включающие в том числе требования к участникам, а также виды допустимых сделок.

Доступ к финансовой платформе предоставляется её оператором.

Кто может быть оператором финансовой платформы?

В качестве оператора финансовой платформы может выступать только акционерное общество, включённое Банком России в соответствующий реестр. Пока такой реестр не создан.

Минимальный размер собственных средств оператора должен составлять 100 миллионов рублей. Он не может быть стороной финансовых сделок.

Законом установлен целый ряд требований к оператору финансовой платформы, его учредителям, органам управления и работникам.

Какие сделки можно совершать через интернет-платформы?

Через финансовые платформ физлица смогут совершать:

  • сделки по предоставлению банковских и страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг;
  • сделки с финансовыми инструментами;
  • сделки по предоставлению иных услуг финансового характера.

Каков механизм расчетов?

Оператор будет проводить расчёты с использованием специального счёта. Через этот счёт клиентам будут начисляться доходы от сделок, а также списываться средства за предоставленные услуги.

Счёт может быть открыт только в банке с определённым статусом.

Пришлось ли менять действующее законодательство?

Да, пришлось. Рассматриваемые новшества потребовали внесения корреспондирующих поправок в целый ряд законов. Эти поправки содержатся в документе-спутнике — Федеральном законе от 20.07.2020 № 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы».

Когда новшества вступят в силу?

Закон № 211-ФЗ начал действовать с 20 июля 2020 года.

Закон № 212-ФЗ вступил в силу также с 20 июля, но за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) финансовая платформа - информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг (далее - участники финансовой платформы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой предоставляется оператором финансовой платформы;

2) оператор финансовой платформы - юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывающее услуги, связанные с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между финансовыми организациями или эмитентами и потребителями финансовых услуг с использованием финансовой платформы, и включенное Банком России в реестр операторов финансовых платформ. Оператор финансовой платформы не является стороной финансовых сделок, совершаемых с использованием финансовой платформы;

3) финансовые организации - кредитные организации и некредитные финансовые организации, присоединившиеся к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы в целях совершения финансовых сделок с потребителями финансовых услуг, в том числе от имени эмитентов;

4) эмитенты - эмитенты (в значении, определенном Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), присоединившиеся к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы в целях совершения финансовых сделок в отношении ценных бумаг таких эмитентов с потребителями финансовых услуг, и эмитенты, финансовые сделки в отношении ценных бумаг которых совершают финансовые организации, действующие от имени этих эмитентов;

5) потребитель финансовых услуг - физическое лицо, присоединившееся к договору об оказании услуг оператора финансовой платформы в целях совершения финансовых сделок с финансовыми организациями и эмитентами;

6) специальный счет - номинальный счет, открытый владельцу - оператору финансовой платформы в кредитной организации, соответствующей установленным настоящим Федеральным законом требованиям, предназначенный для совершения определенных настоящим Федеральным законом операций с денежными средствами, принадлежащими бенефициарам - потребителям финансовых услуг, и используемый при совершении финансовых сделок участниками финансовой платформы;

7) финансовые сделки - сделки по предоставлению банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, сделки с финансовыми инструментами, сделки по предоставлению иных предусмотренных правилами финансовой платформы услуг финансового характера, совершаемые между финансовыми организациями или эмитентами и потребителями финансовых услуг с использованием финансовой платформы, за исключением договоров банковского счета (вклада), заключаемых в связи с осуществлением потребителем финансовых услуг предпринимательской деятельности;

8) регистратор финансовых транзакций - репозитарий, имеющий статус центрального депозитария или являющийся юридическим лицом, все акции (доли) которого принадлежат центральному депозитарию, и осуществляющий репозитарную деятельность в отношении финансовых сделок.

2. Понятие "информационная система" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Московская биржа открыла первый финансовый маркетплейс в России - платформу личных финансов "Финуслуги" (название должно отсылать к порталу госуслуг). На ней можно сравнить предложения разных банков и там же открыть вклад.

Сергей Бобылев/ТАСС

Недавно был принят закон о таких финансовых платформах. Ожидается, что позже откроются еще несколько маркетплейсов. На "Финуслугах", помимо вкладов, скоро начнутся продажи ОСАГО и потребительских кредитов. Кроме того, на маркетплейсах будут представлены и наиболее простые инвестиционные инструменты - ОФЗ, облигации регионов, ПИФы.

Для доступа к услугам банков, представленных на платформе, требуется регистрация (проще всего через портал госуслуг) и подтверждение личности у курьера. Факт открытия вклада, а в будущем и совершения других сделок фиксируется в регистраторе финансовых транзакций (создан Национальным расчетным депозитарием), который контролирует Банк России. Он защищает вкладчика - содержит юридически значимую "золотую запись", в том числе гарантирующую выплату страховки в случае краха банка. Доступ к договорам, заключенным на платформе, открыт через портал госуслуг.

"Фактически мы создаем магазин на диване финансовых продуктов, - сказал первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. - Миссия маркетплейса - сделать российский рынок действительно экстерриториальным, предоставив гражданину доступ к широкому кругу поставщиков и продуктов из любой точки страны, где есть доступ в интернет, и наоборот, - предоставить участникам финансового рынка доступ к клиентской базе маркетплейса, независимо от места нахождения".

Пока на "Финуслугах" представлены лишь несколько небольших банков, до конца года подключатся еще 10, включая более крупные Газпромбанк, Совкомбанк, ДОМ.РФ, сообщил управляющий директор по развитию платежных платформ Мосбиржи Игорь Алутин. Сбербанк не комментирует эту тему, ВТБ рассматривает возможность участия, сообщил "РГ" руководитель управления "Сбережения" ВТБ Максим Степочкин.

Другие крупные банки не ответили на запрос "РГ". Заметное влияние на рынок вкладов площадка будет оказывать, когда к ней присоединится более 15 банков из топ-50 по депозитам физлиц, причем не обязательно самых крупных из них, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков.

Юридически значимую "золотую запись" об открытом вкладе можно проверить через портал госуслуг - услуга "Выписка Регистратора финансовых транзакций"

Канал продаж через маркетплейсы призван повысить конкуренцию по базовым финансовым продуктам, устранив ценовую дискриминацию граждан, имеющих ограниченный выбор финансовых услуг в офлайне, подчеркнул Швецов. "Мы ожидаем не только выравнивания ставок по вкладам с одинаковыми параметрами, но и повышения взаимозависимости ставок по разным финансовым инструментам с одинаковыми потребительскими свойствами - вклады, облигации, иногда продукты страхования, продукты доверительного управления", - добавил он.

"В теории маркетплейс может усилить конкуренцию в борьбе за клиента - как в привлечении вкладов, так и в выдаче кредитов или в продаже комиссионных продуктов, на практике все будет зависеть от того, насколько широкой будет партнерская сеть и будут ли эти сервисы широко интегрированы в различные приложения для пользователей банковских услуг, - говорит директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин. - Крупнейшие банки в меньшей степени заинтересованы в участии в подобных проектах".

Когда ЦБ инициировал закон о маркетплейсе, предполагалось, что он заработает в связке с другим инфраструктурным проектом регулятора - удаленной биометрической идентификацией клиентов, однако в итоге биометрия не вошла в закон о финансовых платформах. Идентификация возможна только через вызов курьера, даже если клиент имеет подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. У "Финуслуг" вызов курьера возможен на старте в 28 регионах (административные центры плюс радиус 90 км), уточнили на Московской бирже. Тем не менее предполагается, что привлечение клиентов через маркетплейс все равно будет обходиться банкам дешевле, чем через офисы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: