Возврат от налоговой на какой счет отнести

Обновлено: 23.04.2024

Дата публикации 02.12.2020

Расчеты по налогу на прибыль учитываются на счете 303 03 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Бюджетные (автономные) учреждения начисляют и уплачивают налог на прибыль по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 и подстатье 189 "Иные доходы" КОСГУ (п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее - Порядок № 85н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее - Порядок № 209н). Следовательно, переплата по налогу на прибыль возвращается на лицевой счет по коду доходов 180 и подстатье 189 КОСГУ.

Перечисление бюджетным (автономным) учреждением налога на прибыль отражается аналогично возврату полученных ранее доходов, применяется забалансовый счет 17 "Поступления денежных средств" (п. 365 Инструкции № 157н). Соответственно, поступление излишне уплаченного в прошлом периоде налога на прибыль рассматривается в качестве доходной операции с применением забалансового счета 17.

Казенные учреждения уплачивают налог на прибыль за счет расходов по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов " в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н). Если возвращаются денежные средства, уплаченные в текущем году, операция отражается в качестве восстановления кассового расхода по тем же кодам бюджетной классификации, по которым отражалась кассовая выплата (п. 2.5.4 порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, далее - Порядок № 8н).

Если возвращаются денежные средства, уплаченные в прошлом году, операция отражается в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, формирующей доходы бюджета (п. 2.5.6 Порядка № 8н). Администраторы таких доходов учитывают их по подстатье 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" (п. 9.3.6 Порядка № 209н).

В новых практических статьях справочников хозяйственных операций показано, как в программе отразить возврат излишне уплаченного налога на прибыль:

В 2012 году по данным сверки с налоговой инспекцией была выявлена переплата по налогу на прибыль за прошлые годы. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", отсутствует. Организацией было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция в 2012 году возвратила ей сумму излишне уплаченного налога на прибыль. Организация применяет ПБУ 18/02. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данную ситуацию?

Налоговый учет

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ (письма Минфина России от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106, от 21.09.2009 N 03-11-06/3/237).

Несмотря на то, что в приведенных письмах Минфина России разъяснения даны для налогоплательщиков, применяющих УСН, они применимы и для организаций, применяющих общую систему налогообложения и уплачивающих налог на прибыль, поскольку положения ст. 41 НК РФ применяются для обеих из указанных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, возвращенные денежные средства в виде излишне перечисленного налога не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В рассматриваемой ситуации на основании заявления налогоплательщика налоговая инспекция вернула излишне уплаченную сумму по налогу на прибыль организации, следовательно, у организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете также не возникает дохода.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов), для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". При этом счет 68 кредитуется на суммы налога, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты, в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки", а по дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.

Таким образом, поскольку в бухгалтерском учете начисление налога на прибыль производится по итогам отчетных периодов, то, соответственно, организация, на основании данных налоговой декларации, делает расчет подлежащих начислению в бухгалтерском учете сумм и отражает начисление (доначисление) налога за I квартал, I полугодие, девять месяцев по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль отражается в общеустановленном порядке - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".

Следует отметить, что сумма налога на прибыль, исчисленная за налоговый период, в бухгалтерском учете отдельно не отражается. В учете организация показывает только сумму доплаты или сумму к уменьшению по итогам налогового периода, что отражается записью:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- отражена сумма налога на прибыль к доплате (или "сторно" - к уменьшению).

Если по итогам налогового периода у организации имеется переплата по налогу на прибыль, то никаких дополнительных записей в бухгалтерском учете в связи с ее отражением не производится. Сумма переплаты отражается в качестве дебиторской задолженности (дебетовое сальдо по счету 68).

Если за налоговый период сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, то организация по итогам налогового периода должна произвести уменьшение суммы начисленного налога, что, по нашему мнению, может отражаться обратной записью (или записью методом сторно) по счетам 99 и 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В случае, если сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, организации необходимо сделать следующие записи (обобщенно):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- начислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 51

- перечислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99

- скорректирован налог на прибыль по итогам налогового периода.

В рассматриваемой ситуации в 2012 году по итогам сверки с налоговой инспекцией выявлена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", отсутствует, что, видимо, свидетельствует о том, что при переплате по налогу на прибыль по итогам налоговых периодов в бухгалтерском учете не были сделаны проводки по корректировке налога на прибыль (Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99).

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности устанавливает ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010).

В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.

В рассматриваемой ситуации организация допустила ошибку в бухгалтерском учете, не отразив факт переплаты по налогу на прибыль по итогам налогового периода (не скорректировав в учете по итогам налогового периода сумму налога на прибыль).

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010).

ПБУ 22/2010 установлен различный порядок исправления ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, являющей существенной и существенной не являющейся.

Пунктом 3 ПБУ 22/2010 определено, что ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

Исходя из положений п. 3 ПБУ 22/2010 критерии существенности ошибки должны быть прописаны в учетной политике организации.

Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010).

Порядок исправления существенной ошибки установлен п.п. 7-13 ПБУ 22/2010.

Так, в соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (п. 9 ПБУ 22/2010).

Напоминаем, что в случае, если выявленная ошибка - существенная, то в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности необходимо отразить информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде (п. 15 ПБУ 22/2010).

Таким образом, если допущенная в бухгалтерском учете в предшествующих отчетных периодах ошибка, связанная с неотражением факта переплаты по налогу на прибыль, признается организацией существенной (в соответствии с ее учетной политикой), то она исправляется записью по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" в корреспонденции по счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (п. 9 ПБУ 22/2010):

Дебет 68, субсчет Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 84

- отражена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды.

Возврат налога на прибыль на расчетный счет организации отражается проводкой:

Дебет 51 "Расчетный счет" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Если ошибка не является для организации существенной, то в таком случае при отражении переплаты корреспондирующим счету 68 будет счет 91 "Прочие доходы и расходы") (п. 14 ПБУ 22/2010, Инструкция по применению Плана счетов):

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы".

При этом, поскольку в налоговом учете не возникает дохода при возврате излишне уплаченного налога, возникает постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, приводящая к образованию постоянного налогового актива (п.п. 3, 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02)), что отражается в учете записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99, субсчет "Постоянный налоговый актив"

- отражен ПНА (произведение суммы возвращенной переплаты на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату - абзац 3 п. 7 ПБУ 18/02).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Использован релиз 3.0.98

Случаи возврата / зачета госпошлины (полного или частичного) установлены п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Заявление о возврате госпошлины подается в адрес органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) госпошлина, т.е. органа, который является администратором уплаченной госпошлины (определяется по первым трем цифрам КБК) (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подаются в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (абз. 7 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Первые три цифры КБК по госпошлине, администратором которой является ФНС - 182.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о ее возврате (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Для отражения задолженности администратора госпошлины по возврату излишне уплаченной суммы госпошлины используется документ "Операция".

  1. Раздел: Операции – Операции, введенные вручную.
  2. Кнопка "Создать", вид документа "Операция".
  3. В поле "от" укажите дату дату поступления денежных средств на расчетный счет.
  4. Заполните табличную часть документа по кнопке "Добавить":
    • в колонке "Дебет" укажите счет 68.10 "Прочие налоги и сборы" (или другой субсчет счета 68, на котором учитывается госпошлина), вид платежа в бюджет, уровень бюджета (госпошлина уплачивается в федеральный бюджет);
    • в колонке "Кредит" укажите счет 91.01 "Прочие доходы" и субконто к нему с видом статьи "Прочие внереализационные доходы (расходы)" и установленным флажком "Принимается к налоговому учету";
    • в колонке "Сумма", "Сумма НУ Кт" укажите сумму возвращенной госпошлины.
  5. Кнопка "Записать".
  6. Для вывода на печать бухгалтерской справки используйте кнопку "Бухгалтерская справка".


Для отражения поступления возвращенной суммы госпошлины на расчетный счет используется документ "Поступление на расчетный счет":

  1. Раздел: Банк и касса – Банковские выписки.
  2. Кнопка "Поступление".
  3. В поле "Вид операции" выберите "Прочее поступление".
  4. Укажите плательщика денежных средств в поле "Плательщик" и полученную сумму в поле "Сумма".
  5. В блоке "Отражение в БУ" укажите счет 68.10 "Прочие налоги и сборы" (или другой субсчет счета 68, на котором учитывается госпошлина), вид платежа в бюджет, уровень бюджета (госпошлина уплачивается в федеральный бюджет).
  6. В поле "Статья расходов" выберите / проверьте (при необходимости создайте новую) статью движения денежных средств (с видом движения "Прочие поступления по текущим операциям").
  7. Заполните поле "Назначение платежа".
  8. Кнопка "Провести и закрыть".


Рассмотрим, как распорядиться налоговой переплатой, в том числе нюансы по излишне уплаченному агентскому НДФЛ.

Переплата: что с ней можно сделать

В Налоговом кодексе прописаны следующие варианты использования переплаты по налогам и страховым взносам:

  1. зачет в счет предстоящих налогов, сборов, страховых взносов;
  2. оплата задолженности по другим налогам, сборам, страховым взносам и штрафам;
  3. возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы.

В чем преимущество зачета перед возвратом? Зачет переплаты позволяет налогоплательщику сократить количество действий: вместо возврата переплаты и последующей оплаты по нужным реквизитам можно просто перебросить переплату с одного платежа на другой.

Новшества в правилах зачета и возврата

За 2 последних года правила зачета и возврата налоговых переплат стали заметно выгоднее и проще для налогоплательщика. Из нашей сравнительной таблицы узнаете, что именно изменилось.

Сразу отметим: государство позаботилось о своих интересах, позволив распоряжаться переплатой только при полном отсутствии долгов перед бюджетом.

Сравнение новых и старых правил зачета (возврата) платежей в ФНС

Новый порядок

Как было

Многоуровневость. Из Налогового кодекса исключили требование о зачете в счет налога одного и того же уровня. Сейчас переплату можно зачесть в счет налога, пеней и штрафов любого уровня бюджета

Одноуровневость. Зачесть переплату по налогу можно было только в счет налога того же уровня бюджета (федеральный, региональный, местный). Между налогами разного уровня бюджета зачет был невозможен

Страховые взносы наравне с налогами. Теперь переплату по налогам можно зачесть в счет взносов, и наоборот

Обособленность страховых взносов. Раньше был запрещен зачет между налогами и страховыми взносами. Переплату по взносам зачитывали только в счет взносов, причем по одному и тому же виду взноса. Например, нельзя было зачесть переплату по фиксированным взносам ИП в счет взносов на пенсионное страхование работников

Отсутствие долгов в целом. Теперь для распоряжения переплатой по своему усмотрению у налогоплательщика не должно быть долгов перед бюджетом по всем налогам и взносам, пеням и штрафам

Отсутствие долгов. Обязательным условием зачета или возврата переплаты было отсутствие задолженности по конкретному налогу или взносу

Особенности зачета переплаты

Зачесть переплату можно:

  1. в счет предстоящих платежей;
  2. в счет уже сформировавшейся задолженности по платежам.

Налоговая проводит зачет в счет налоговых долгов или в счет будущих платежей при получении письменного заявления от налогоплательщика. Форма заявления — в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Также зачет налоговая может провести на основании акта совместной сверки, если таковая была.

Общий срок на подачу заявления на зачет — три года с момента уплаты суммы, ставшей впоследствии переплатой. ИФНС рассматривает заявление и проводит зачет, если все необходимые условия выполняются, в течение 10 дней с даты получения заявления (подписания акта сверки).

Если зачет по результатам камеральной проверки — 10 дней начинаем считать по истечении 10 дней с момента завершения проверки. О принятом решении инспекция сообщает налогоплательщику в течение 5 дней.

Зачет в счет имеющихся долгов налоговая вправе проводить также по собственной инициативе (без участия налогоплательщика), на основании обнаружения факта излишней уплаты, акта совместной сверки или решения суда. При этом сроки зачета аналогичны тем, что мы проговорили выше.

Особенности возврата переплаты

Если для зачета переплаты может быть несколько причин, то для возврата только одно основание — письменное заявление налогоплательщика. Форма — в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Срок подачи заявления на возврат — три года с момента уплаты суммы налога или взноса, которая впоследствии стала переплатой. Решение о возврате налоговая принимает в течение 10 дней с момента получения заявления. На сам возврат по закону дается месяц с момента получения заявления от налогоплательщика. Если сумма к возврату возникает по итогам камералки, то срок на принятие решения исчисляется через 10 дней после завершения такой проверки.

Деньги возвращают на банковский счет налогоплательщика по реквизитам из его заявления.

Что делать, если инспекторы нарушили дедлайны по зачету (возврату)

Если инспекция нарушает сроки зачета или возврата, не реагирует на ваши заявления, можете обжаловать действия/бездействие в вышестоящей налоговой (ст. 137 НК). В жалобе приведите дату подачи заявления на распоряжение переплатой, укажите на истечение сроков, предусмотренных Налоговым кодексом.

В конце жалобы сформулируйте ключевые требования:

  • признать действия или бездействие ИФНС незаконными и обязать инспекцию осуществить возврат или зачет переплаты по налогам/взносам;
  • начислить к выплате проценты за пользование денежными средствами налогоплательщика на основании п. 10 ст. 78 Налогового кодекса. Размер процентов равен ставке рефинансирования Центрального банка (ключевой ставке), действовавшей на момент несоблюдения налоговым органом своих обязательств.

Срок рассмотрения жалобы и принятия решения — один месяц со дня получения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Особенности переплаты по агентскому НДФЛ

Переплата по налогу на доходы физлиц, удержанному налоговым агентом, имеет свои особенности в части зачета и возврата. Важно понимать в первую очередь причину возникновения переплаты по такому налогу. Рассмотрим две возможных ситуации.

Ситуация № 1. Налоговый агент правильно рассчитал и удержал НДФЛ, но в бюджет перечислил больше, чем положено

Налоговый агент вправе обратиться в налоговую за зачетом в счет текущих, в счет будущих других налогов или за возвратом переплаты. Вместе с заявлением на зачет/возврат потребуется сдать:

  • выписки из регистра налогового учета за необходимый период;
  • документы, подтверждающие наличие переплаты.

Важно помнить, что зачет переплаты по агентскому НДФЛ в счет предстоящих платежей поэтому налогу невозможен, так как налог должен уплачиваться за счет средств физлиц, а не работодателя — налогового агента.

Ситуация № 2. Налоговый агент удержал НДФЛ в размере большем, чем начислено

У работодателя — налогового агента возникает обязанность вернуть излишне удержанный налог.

Для возврата работник — налогоплательщик должен написать письменное заявление на имя работодателя. Налоговый агент делает возврат из сумм НДФЛ, которые предстоят к уплате в бюджет. То есть налоговый агент в следующем месяце перечислит в бюджет сумму НДФЛ в размере меньшем, чем было начислено, как раз на сумму излишне удержанного ранее налога.

Если НДФЛ в следующем месяце не хватает для возврата, работодатель вправе обратиться в налоговую за возвратом, но только недостающей части, а не всей суммы излишне удержанного налога.

Подведем итог

НК РФ Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 29.11.2021 N 379-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены статьей 310.1 настоящего Кодекса, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

П. 6.1 ст. 78 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 31.10.2019 N 32-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 4 Постановления.

6.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

(п. 6.1 в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.06.2014 N 166-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

(п. 13.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

(п. 15 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям - налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

(п. 16 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: