Вправе ли бюджетное учреждение выдавать ссуды и займы под ответственность руководителя и учредителя

Обновлено: 18.04.2024

Исходя из положений ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям, - при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует данным целям и указана в его учредительных документах.

Причем доходы от такой деятельности и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 30.01.2017 № 02-05-12/4613, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на названную деятельность нет.

Кроме того, в Письме от 26.11.2013 № 02-01-007/51169 Минфин России сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В том же Письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Таким образом, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель данного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Как составить беспроцентный договор займа с учредителем

Для договора займа, в том числе беспроцентного с учредителем, есть общие положения, предусмотренные главой 42 ГК РФ. В частности, существенные условия договора, требования к форме договора – как правило, письменная, и другие.

Есть определенные ограничения исходя из нормативных документов ЦБ РФ по способу предоставления и возврата займа (предел расчета наличными между юридическими лицами, невозможность возврата займа из наличной выручки), которые также нужно учитывать при составлении договора займа. В данной статье рассматривается составление договора займа при предоставлении денежных средств.

Обязательные разделы в договоре беспроцентного займа с учредителем

При составлении рассматриваемого договора (используя типовую форму займа) нужно решить: отражать ли в договоре и как именно следующие вопросы.

1. Кто кому дает займ (стороны договора)

Заимодателем и (или) заемщиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вариантами сторон договора в этом случае могут быть:

заимодатель – учредитель физическое лицо; заемщик – юридическое лицо, в котором заимодатель физическое лицо – учредитель;

заимодатель – учредитель юридическое лицо А; заемщик – юридическое лицо В, в котором юридическое лицо А – учредитель;

заимодатель – юридическое лицо, в котором физическое лицо – учредитель; заемщик – физическое лицо – учредитель юридического лица – заимодателя;

заимодатель – юридическое лицо А, в котором юридическое лицо В – учредитель; заемщик – юридическое лицо В – учредитель юридического лица А – заимодателя.

Стороны рассматриваемого договора определяются экономической необходимостью, так как беспроцентные договора займа между юридическим или физическим лицом и организацией, в которой данное лицо – учредитель, по сути являются вариантом льготного финансирования для достижения различных целей (текущих, инвестиционных и др.) в деятельности юридического лица.

2. Сумма займа

Ограничений для суммы в этом пункте нет. Единственное, что нужно принять во внимание – определенную взаимосвязь суммы займа и периода его возврата. Источником возврата займа (если не будут привлекаться другие заемные средства) являются, как правило, оборотные средства заемщика. Понятным показателем, по которому можно ориентировочно установить сумму, которую заемщик может ежемесячно (ежеквартально) возвращать заимодателю без ущерба для своей коммерческой деятельности, является показатель поквартальной чистой прибыли.

3. Валюта договора и валюта расчетов

Валюта договора и валюта расчетов в договоре могут отличаться от валюты РФ.

Валюта договора, т.е. валюта, в которой установлена сумма займа, может быть любая – нет никаких ограничений.

Выбор валюты расчетов, т.е. валюты, в которой фактически займ перечисляется заемщику и потом возвращается, ограничен следующими условиями:

расчеты между резидентами могут осуществляться только в валюте РФ; если сумма займа установлена в иностранной валюте, расчеты, как правило, ведутся в рублях по курсу на дату платежа (или по другому установленному договором курсу);

расчеты в иностранной валюте возможны только в случае, когда одной из сторон договора является нерезидент (п.2 ст.140, ст.141, ст.317 ГК РФ; п.п.1 п.3 ст.9 Закона РФ №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» в текущей редакции).

Таким образом, если одна из сторон займа нерезидент, можно выбрать любую иностранную валюту как для валюты договора, так и для валюты расчетов. Как правило, их выбирают одинаковые и наиболее распространенные, а также более-менее устойчивые к колебаниям курсов.

4. Срок предоставления займа

В договоре обычно устанавливается дата, не позднее которой предоставляется займ. Если займ предоставляется частями, то указывают, как правило, более позднюю дату.

5. Срок, на который предоставляется займ

Предоставляемый на период до года займ считается краткосрочным, на период более года – долгосрочным.

Бывают ситуации, когда займ привлекается под какую-то сделку или какой-то разовый проект с одномоментным результатом (доходом), и которого и будет погашен займ. Тогда срок возврата займа устанавливается в соответствии с ожидаемым сроком получения дохода.

Законодательством (ст. 810 ГК РФ) предусмотрен вариант, когда в договоре вообще не устанавливается срок возврата. В этом случае «сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течении тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором».

Если на момент составления договора и получения займа невозможно достаточно определенно установить срок его возврата, в договоре устанавливают разумный ожидаемый (расчетный) срок. В дальнейшем, при необходимости продления срока возврата займа оформляют соответствующее двустороннее соглашение к договору.

6. Указание на отсутствие процентов

В данной статье рассматривается беспроцентный договор займа. В соответствии со ст. 809 ГК РФ договор займа априори считается процентным (за небольшим исключением). Если в договоре ничего не сказано о процентах, то размер процентов определяется ставкой рефинансирования, действующей в местонахождении заемщика.

Исключение, то есть признание договора априори беспроцентным, имеет место в случаях: а) если договор заключен между гражданами на сумму не более 50-ти МРОТ и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя-бы одной из сторон; б) когда по договору займа передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

Таким образом, указание в договоре положения о том, что он беспроцентный, является обязательным.

7. Условие о назначении займа

В договоре может быть предусмотрено условие о целевом назначении займа или другие сопутствующие условия. В этом случае в соответствии со ст. 814 ГК РФ заемщик должен обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.

8. Порядок возврата займа

В договоре обычно помимо предельного срока возврата займа предусматривается порядок возврата: ежемесячно (не позднее указанной даты), ежеквартально, в конце срока займа, другое. Может приводится и календарный график, в т.ч. с указанием сумм, возвращаемых по каждому сроку. Содержание данного пункта зависит только от воли сторон. Однако для равномерного распределения экономической нагрузки у заемщика целесообразно предусмотреть равномерный в течении срока договора возврат займа.

9. Форма предоставления и форма возврата (погашения) займа

Займ может быть предоставлен наличными или безналичным образом на расчетный счет. Существует предел расчета наличными между юридическими лицами по одной сделке – 100 000 руб. (п. 6 Указание Банка России от 07.10.2013 №3073-У).

Возврат займа (с соблюдением указанного в предыдущем абзаце условия) может быть как из кассы, так и с расчетного счета.

При выдаче из кассы или при возврате в кассу организации займа нужно принимать во внимание еще одно требование ЦБ РФ (п. 4 Указания Банка России от 07.10.2013 №3073-У): эти операции могут проводиться только за счет наличных денег, поступивших в кассу с расчетного счета организации.

Погашение займа, предоставленного в виде денежных средств, может быть в не денежной форме – путем передачи имущества равноценной стоимости, зачета встречного долга, и т.п.

Сопутствующие вопросы, которые нужно учитывать при составлении договора беспроцентного займа с учредителем

1. Если одна из сторон договора – нерезидент

С наличием нерезидентства у одной из сторон договора, помимо вопросов, рассмотренных в пункте 3. «Валюта договора и валюта расчетов» настоящей статьи, могут возникнуть и другие, которые стороны захотят отразить в договоре. Например, право какой страны будет применяться в случае возникновения судебных прецедентов, и т.д.

Договор может быть составлен на двух языках.

Кроме того, может потребоваться составление паспорта валютной сделки в банке, если сумма договора превысит установленный ЦБ РФ предел.

2. Договор с учредителем – это сделка с взаимозависимым лицом

При определенных условиях договор с взаимозависимым лицом признается контролируемой сделкой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ. Это накладывает на стороны договора, являющиеся юридическими лицами – резидентами РФ, обязанность по дополнительной отчетности в налоговые органы.

Какие сделки и при каких условиях являются контролируемыми – приведено в ст. 105.1, 105.14 НК РФ. Например, в случае, когда сторонами договора займа являются два юридических лица – резидента, сделка будет контролируемой если ее сумма за год превышает 1 млрд. руб. (при условии, что сделка единственная между этими лицами). Для других условий сделок есть другие более низкие границы.

3. Будет ли по договору поручительство или залог

По договору займа может быть предусмотрена какая-либо форма обеспечения исполнения обязательств перед заимодателем: поручительство, гарантия, залог.

Другая форма – поручительство (ст. 361-367 ГК РФ), которое также оформляется договором. Поручителем может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Формой обеспечения исполнения обязательств может быть и залог какого-либо имущества заемщика (параграф 3 ГК РФ).

Следует отметить, что применение какой-либо формы обеспечения исполнения обязательств по договору займа между юридическим лицом и учредителем часто не имеет экономической необходимости вследствии наличия других форм воздействия учредителя на юридическое лицо.

4. Договор беспроцентного займа подлежит контролю со стороны Росфинмониторинга

В соответствии со ст.6 пункт 1 подпункты 2,4 Закона РФ №115-ФЗ от 07.08.2001 (в текущей редакции) беспроцентный займ на сумму 600 000 руб. и более (или сумма в иностранной валюте, эквивалентная указанному пределу) подлежит обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Контроль осуществляется обслуживающим банком путем затребования различных документов.

Хотя законом установлена стоимостная граница для контроля, на практике банк может потребовать документы для контроля и при меньшей сумме договора.

5. Будет ли сделка крупной в соответствии с законами об АО или ООО, и нужно ли одобрение других учредителей

Крупной сделкой считается сделка (в т.ч. займ) сумма которой составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача займа некоммерческой организацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выдача займа некоммерческой организацией

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как определить долю для раздельного учета "входного" НДС при получении процентов по займам
(КонсультантПлюс, 2022) Если вы получили проценты по выданному деньгами или ценными бумагами займу, то долю не облагаемых НДС операций определяйте так же, как и в случае, когда у вас есть другие необлагаемые операции (п. 4.1 ст. 170 НК РФ):

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Заем, кредит, факторинг, вклад и счет: постатейный комментарий к статьям 807 - 860.15 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2019) Вопрос в практике пока не прояснен, но представляется, что применительно к такой ситуации консенсуальность займа должна быть допущена. В пользу такого вывода имеются очевидные политико-правовые аргументы. Телеологическое толкование закона явно указывает, что законодатель зачем-то хочет уберечь простых граждан от поспешного принятия на себя обязательств выдать заем, т.е. логика нормы здесь очевидная и сугубо патерналистская (пусть и ошибочная, на наш взгляд). Но если закон не против того, чтобы признавать судебную защиту обязательств выдать заем, принятых на себя не только коммерческими, но и некоммерческими организациями, то разве есть смысл лишать силы такие же обязательства, принятые на себя индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими своей предпринимательской деятельности? Ведь такие предприниматели действуют, как известно, на свой риск? Иначе говоря, имеются основания толковать абз. 2 п. 1 ст. 807 ГК РФ ограничительно (телеологическая редукция) и выводить займы, предоставляемые индивидуальными предпринимателями, из-под действия данной нормы-исключения. Формальным же аргументом, усиливающим аргументационную убедительность данного вывода, является ссылка на п. 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому "к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения". Предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей для целей толкования различных норм ГК РФ о договорах и обязательствах, производящих дифференцирование правового регулирования данных вопросов по субъектному статусу, приравнивается к деятельности коммерческих организаций. Думается, этих аргументов вполне достаточно, но не лишним было бы добавить, что в свете общей негативной оценки самой идеи императивной реальности займа любой предоставляемый законом повод ограничить действие этого неудачного правила стоит использовать.

Нормативные акты: Выдача займа некоммерческой организацией

Приказ Росстата от 30.07.2021 N 463
(ред. от 17.12.2021, с изм. от 25.03.2022)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) В затраты на оплату труда не включаются пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком; оплата санаторно-курортного лечения, отдыха работников и их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); выплаты по договорам личного, имущественного и иного страхования; выплаты неработающим пенсионерам; представительские расходы; государственные научные стипендии за счет бюджетных средств; суммы, полученные в виде грантов, предоставляемых международными или иностранными некоммерческими и благотворительными организациями; возвратные заемные денежные средства, выданные организацией работнику, суммы материальной выгоды, полученные от экономии на процентах за пользование заемными средствами; безвозмездные субсидии, предоставленные работникам на жилищное строительство или приобретение жилья и другие.

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность учредителя бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Субсидиарная ответственность учредителя бюджетного учреждения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Привлечение Российской Федерации к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием: вопросы теории и практики
(Попов М.С., Ли А.А.)
("Юрист", 2022, N 1) Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость распространения сферы субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированных бюджетных учреждений на обязательства, вытекающие из публичного договора.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Субсидиарная ответственность по гражданскому и семейному законодательству РФ: монография"
(Беспалов Ю.Ф., Беспалов А.Ю., Касаткина А.Ю.)
(отв. ред. Ю.Ф. Беспалов)
("Проспект", 2021) Следует отметить, что п. 5 ст. 123.22 ГК РФ признан не соответствующим ст. ст. 2, 8, 17 (ч. 3), 19 (ч. 1) и 35 (ч. 1 - 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 34 и 55 (ч. 3), поскольку в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения), а именно согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12 мая 2020 г. N 23-П: "как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации и исследованных им материалов, включая практику применения пункта 5 статьи 123.22 ГК Российской Федерации арбитражными судами, они, вынося решения о невозможности привлечь собственника имущества ликвидируемого муниципального бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения, вытекающим из публичного договора теплоснабжения, руководствуются в том числе данной нормой и последовательно исходят из установленных законом особенностей организационно-правовой формы муниципального бюджетного учреждения как юридического лица. При этом не принимаются во внимание как общие и специальные цели создания и важные аспекты деятельности муниципального бюджетного учреждения в рамках выполнения возложенных на него полномочий, реализация которых требует заключения им публичных договоров, так и невозможность его контрагентов отказаться от заключения и исполнения таких договоров. Вопреки положению статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, сложившийся подход не может обеспечить надлежащего баланса между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключает злоупотреблений правом со стороны должников - муниципальных бюджетных учреждений, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути, "защищено" их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами.

Нормативные акты: Субсидиарная ответственность учредителя бюджетного учреждения

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 25.02.2022) По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2020 года" 17. Постановлением от 12 мая 2020 года N 23-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: