Вправе ли бюджетное учреждение выдавать ссуды и займы

Обновлено: 19.04.2024

Организации и частные предприниматели имеют право выдавать ссуды другим организациям и собственным сотрудникам не только под низкий процент, но и без оплаты за пользование денежными средствами.

Для работника подобный заем выглядит намного привлекательнее банковского кредита благодаря отсутствию оплаты (при процентной ставке в 0%), а также отсутствию необходимости готовить пакет документов.

Бухгалтерии работодателя следует отразить в учете не только операции по выдаче и погашению ссуды, но и связанные с ними налоговые последствия.

Требования к сотруднику

В каждой компании приняты собственные правила, применяемые при кредитовании работников. Некоторые предприятия в качестве средства мотивации выдают небольшие суммы в долг работникам практически с момента их трудоустройства в компанию, другие – после прохождения испытательного срока работы.

В серьезных компаниях решение о выдаче работнику беспроцентного займа в соответствии с его заявлением принимается руководством организации исходя из материальных возможностей компании и с учетом характеризующих заявителя факторов в виде:

  • его личностных качеств (ответственность, качество труда);
  • продолжительности работы в компании;
  • величины получаемого дохода (заработной платы);
  • наличия действующих (непогашенных) долгов по ссудам в различных кредитных организациях;
  • характеристики непосредственного руководителя работника;
  • целей, для которых запрашивается ссуда.

Потенциальный заемщик входит в число сотрудников организации, в которую он обращается за кредитом, а потому практически все требуемые для рассмотрения вопроса о выдаче средств документы находятся в бухгалтерии и кадровой структуре работодателя.

При положительном рассмотрении заявки в организации готовится соответствующий приказ и уведомление (распоряжение), после чего с работником подписывается договор о займе.

Источником денежных ресурсов для выдачи займов могут служить личные деньги руководителя организации, часть резервного, уставного или других фондов, а также нераспределенная прибыль предприятия.

Вопрос: Какой код указывается в поле 20 платежного поручения при перечислении беспроцентного займа своему работнику?
Посмотреть ответ

Выдаваемые средства не касаются коммерческих или предпринимательских целей ни одной из сторон соглашения.

Важно! Если сотрудник запрашивает крупную сумму средств с указанием конкретной цели их использования, работодатель вправе запросить подтверждающие документы (план квартиры проживания или договор-намерение при покупке жилья, справку о составе семьи, медицинское заключение при необходимости лечения).

Оформление соглашения о беспроцентном займе

ВАЖНО! Образец договора беспроцентного займа от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При заключении договора о кредитовании с сотрудником сделка должна производиться в письменном виде (ст. 808 ГК РФ, ст. 5 ФЗ №82 (19.06.00)). В качестве образца может использоваться стандартный кредитный договор, в который добавляются специфические условия, касающиеся конкретной сделки.

Величина процентной ставки за пользование ресурсами прописывается в тексте документа. Если размер ставки не указан, то получатель ссуды обязан производить оплату вознаграждения по займу в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на день погашения долга. В ситуации с беспроцентной сделкой условие должно прописываться с указанием ставки в размере 0% (ст. 809 ГК РФ).

В тексте должны прописываться и другие условия предоставления займа в виде:

  • его размера;
  • срока выдачи (даты выдачи средств и окончательного возврата);
  • целевого назначения.

Договор должен содержать сведения о:

  • месте и дате заключения сделки;
  • наименовании кредитора и его руководителе (учредителе);
  • данных заемщика (работника);
  • периодичности и способах погашения долга с указанием возможности досрочного возврата полученных средств;
  • штрафных санкциях при нарушении любой из сторон условий соглашения;
  • обстоятельствах форс-мажора, освобождающих участников договора от исполнения обязательств;
  • конфиденциальности документа, то есть неразглашении условий соглашения иным лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательно;
  • способах разрешения сторонами спорных вопросов, возникающих при исполнении соглашения.

В случае продления срока действия сделки или корректировки иных ее условий сторонами подписывается дополнительное соглашение к договору, являющееся его неотъемлемой частью.

Договор вступает в силу с момента получения заемщиком (сотрудником) денег, подтверждаемого кассовым (расходным) ордером или платежным поручением в зависимости от способа получения денег (наличными, перечислением на счет заемщика в банке).

Порядок возврата займа указывается в тексте соглашения, в противном случае заемщик вправе по своему усмотрению погашать долг путем внесения денег в кассу кредитора или перечислением средств на расчетный счет предприятия.

Важно! Если кредит носит целевой характер, то заемщик должен в оговоренный срок представить организации-работодателю документы, подтверждающие использование ссуды на предусмотренные в договоре цели (договор купли, платежное поручение, акт приемки, расписку).

Налогообложение по кредиту работнику компании

Работодатель, выдавший беспроцентный кредит, не получает от исполнения сделки доходов, поэтому не производит выплату налогов.

Получение беспроцентной ссуды сотрудником влечет для последнего налоговые последствия, так как он получает материальную выгоду, выраженную в виде экономии средств на отсутствии процентов по сделке (ст. 212 НК РФ). Подобный доход подлежит налогообложению на общих основаниях.

После выдачи беспроцентной ссуды компания обязана производить:

  • начисление НДФЛ по ставке 35% на сумму сэкономленных процентов в течение всего периода действия договора о займе (ежемесячно по последним числам месяца);
  • удержание налога с любых доходов сотрудника-заемщика с учетом того, что общая сумма удерживаемого НДФЛ не должна быть больше 50% выплачиваемого дохода;
  • перечисление НДФЛ в бюджет на следующий рабочий день после удержания.

Доход в виде экономии на отсутствии процентов не облагается налогом на доходы физического лица в случаях, если:

  • ссуда предназначена для нового строительства или для покупки в пределах территории Российской Федерации жилья (дома, комнаты, доли в жилом помещении), земельного участка с расположенным на нем жилым строением или для проведения индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
  • кредит выдан банковским учреждением, расположенным на территории РФ, для рефинансирования целевого займа, выданного для ведения ИЖС или покупки жилья.

Вопрос: В какой срок нужно исчислить и перечислить НДФЛ с дохода работника в виде материальной выгоды от беспроцентного займа? Как заполнить разд. 2 расчета 6-НДФЛ по материальной выгоде от экономии на процентах?
Посмотреть ответ

Если долг прощается

Если организацией принято решение не взыскивать долг с сотрудника, а простить его, то налог, начисленный на размер выгоды от сэкономленных процентов по ссуде, должен удерживаться с заработка работника до полного его исчерпания.

Должна облагаться налогом (13%) и сама сумма долга со дня прощения, выраженного в виде уведомления о прощении долга или в виде соглашения о дарении денег (ст. 210, 224 НК РФ).

Итого в случае прощения долга из заработка работника удерживается налог:

  • с суммы долга (прощенного);
  • с выгоды от сэкономленных процентов на дату прощения;
  • на доходы, выплачиваемые физическому лицу (НДФЛ).

В этом случае общая сумма удержанных налогов также не должна превышать 50% выплачиваемого дохода.

Проводки

По бухгалтерскому учету все виды расчетов с сотрудниками (кроме заработной платы и сумм подотчета) отражаются на счете 73, а расчеты по кредитам – на субсчете 73-1.

Проводки по счетам при кредитовании работника выглядят следующим образом:

  • в момент выдачи займа — Дебет сч. 73-1 / Кредит сч.50 («Касса») или сч. 51 («Расчетные счета»);
  • при погашении ссуды – Дебет сч. 50, 51, 70 (в зависимости от порядка платежа) / Кредит сч. 73-1.

Проценты по договору отсутствуют, поэтому в учете не отражаются.

Важно! При недостатке дохода для удержания всей суммы налога по окончании отчетного года (до 1 марта следующего года) налоговый орган должен быть проинформирован о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ (с признаком 2).

Некоторые нюансы беспроцентной сделки

Соглашение беспроцентного займа между предприятием и сотрудником регулируется ст. 42 ГК РФ и ст. 809 НК РФ.

Законодательные нормы и акты в РФ, включая Гражданский и Налоговый кодексы, не содержат каких-либо запретов в отношении предоставления организациями кредитов сотрудникам. Но выданная ссуда может привлечь внимание ФНС, если ее размер превысит 600 тыс.руб., согласно ФЗ № 115 (07.08.2001) о противодействии легализации полученных преступным путем доходов.

Факт, что сделка является именно беспроцентной, должен обязательно найти отражение в тексте соглашения. В противном случае по умолчанию ставка по договору принимается равной ставке рефинансирования НБ и производится доначисление налога на прибыль.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Учреждение вправе выдать другой фирме или физическому лицу заем. Эту сделку оформляют письменно - договором займа. Проценты, которые получатель должен платить по займу, обычно прописывают в договоре. Если такого условия в нем нет, то их рассчитывают исходя из ставки рефинансирования , действующей на момент возврата займа.

Учреждение вправе выдать и беспроцентный заем. Однако подобное условие обязательно должно быть прописано в договоре. Исключение предусмотрено лишь для займов, выдаваемых не в денежной, а в натуральной форме. По умолчанию считается, что они беспроцентные. В то же время учреждение вправе установить в договоре обязанность заемщика уплачивать проценты и по ним.

Какие-либо дополнительные затраты, связанные с выдачей заемных средств (на юридическую экспертизу договора, оплату консультационных услуг и т.д.), учитывают в составе текущих расходов учреждения. Операции по выдаче займов в денежной форме НДС не облагают. Не начисляют налог и на сумму процентов, которые по ним начислены. Поэтому "входной" НДС по тем или иным затратам, связанным с выдачей средств сторонним лицам, к вычету не принимают. Сумму налога также включают в состав текущих расходов учреждения.

. другой организации (в рублях и валюте)

Сумму займа, выданного другой организации, отражают по дебету счета 0 207 14 000 "Расчеты по предоставленным займам, ссудам" в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств учреждения. Проценты, подлежащие получению с заемщика, учитывают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 120 "Доходы от собственности" в корреспонденции со счетом 0 207 14 000.

Договор займа считают заключенным только после передачи заемщику денег *(356) . Соответственно до этого момента сумму займа и задолженность по нему в учете учреждения не отражают. Даже при условии, что договор займа подписан сторонами.

Проценты начисляют по окончании каждого отчетного периода (месяца) в соответствии с условиями договора вне зависимости от того, перечислены они заемщиком учреждению или нет. Порядок уплаты процентов заемщиком также определяют в договоре. Если он там не указан, то заемщик обязан перечислять их ежемесячно до погашения суммы займа.

Таким образом, в строке 290 баланса учреждения может быть отражена задолженность организации-заемщика как по предоставленному ей займу, так и по процентом, которые были по нему начислены.

Пример

За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 980 000 руб. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 12 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.

Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 11 610

- 980 000 руб. - перечислены денежные средства заемщику с лицевого счета учреждения в казначействе;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) - начислены проценты за первый месяц пользования займом (31 день);

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 9665,75 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 30 дн.) - начислены проценты за второй месяц пользования займом (31 день);

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) - начислены проценты за третий месяц пользования займом (31 день).

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему в сумме:

980 000 + 9987,95 + 9665,75 + 9987,95 = 1 009 641,65 руб.

Она будет отражена по строке 290 годового баланса учреждения.

После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6443,83 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 20 дн.) - начислены проценты за четвертый месяц пользования займом (20 дней);

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 207 14 640

- 1 016 085,48 руб. (1 009 641,65 + 6443,83) - возвращена сумма займа и процентов по нему на лицевой счет учреждения в казначействе.

Обратите внимание: штрафные санкции за нарушение контрагентом условий договора займа отражают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" в корреспонденции со счетом 0 207 14 000 *(357) . В отличие, например, от аналогичных платежей, начисленных за нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов, которые учитываются по кредиту счета 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия" (в корреспонденции со счетом 0 205 41 000 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия").

Ни инструкцией, ни Планом счетов не определен порядок переоценки задолженности по займам, выданным в иностранной валюте. Порядок такой переоценки установлен лишь в отношении "задолженности по бюджетным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте" *(358) . Так, задолженность по таким заимствованиям отражают в рублевом эквиваленте на дату перечисления денежных средств исходя из официального курса соответствующей иностранной валюты, действующему на эту дату. При этом учреждение обязано пересчитывать сумму долга по официальному курсу валюты, действующему на наиболее раннюю дату:

- день совершения операций с займом (например его возврата);

- последний календарный день каждого месяца.

По нашему мнению, задолженность по займу и начисленным процентам может переоцениваться в аналогичном порядке. При этом он должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.

Возникающие в учете курсовые разницы увеличивают (положительные) или уменьшают (отрицательные) дебиторскую задолженность покупателя и включаются в состав финансового результата учреждения текущего года (счет 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов").

Пример

Цифры примера условные. За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 35 000 долларов США. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 7 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.

Сумма процентов по займу составила:

- за первый месяц пользования займом (31 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD

- за первый месяц пользования займом (30 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 30 дн. = 201,37 USD

- за первый месяц пользования займом (31 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD

- за месяц, в котором займ был возвращен (20 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 20 дн. = 134,25 USD

Официальный курс доллара США составил:

- на дату предоставления займа - 30 руб./USD;

- на последний календарный день первого месяца и дату начисления процентов - 31 руб./USD;

- на последний календарный день второго месяца и дату начисления процентов - 32 руб./USD;

- на последний календарный день третьего месяца и дату начисления процентов - 32,50 руб./USD;

- на дату возврата суммы займа и процентов по нему - 31,50 руб./USD;

Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 27 610

- 1 050 000 руб. (35 000 USD х 30 руб./USD) - перечислены денежные средства заемщику с расчетного счета в иностранной валюте в кредитной организации;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6450,48 руб. (208,08 USD х 31 руб./USD) - начислены проценты за первый месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 35 000 руб. (35 000 USD х (31 руб./USD - 30 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по займу за первый месяц;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6443,84 руб. (201,37 USD х 32 руб./USD) - начислены проценты за второй месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 35 000 руб. (35 000 USD х (32 руб./USD - 31 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по займу за второй месяц;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 208,08 руб. (208,08 USD х (32 руб./USD - 31 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по процентам за первый месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6762,60 руб. (208,08 USD х 32,50 руб./USD) - начислены проценты за третий месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 17 500 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD - 32 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по займу за третий месяц;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 204,73 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD) х (32,50 руб./USD - 32 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по процентам за первый и второй месяцы пользования займом.

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему, отражаемая в строке 290 баланса в сумме:

1 050 000 + 6450,48 + 35 000 + 6443,84 + 35 000 + 208,08 + 6762,60 + 17 500 + 204,73 = 1 157 569,73 руб.

После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 4228,89 руб. (134,25 USD х 31,50 руб./USD) - начислены проценты за последний месяц пользования займом;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640

- 35 000 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD - 31,50 руб./USD)) - отражена отрицательная курсовая разница по займу за последний месяц;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640

- 617,53 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD) х (32,50 руб./USD - 31,50 руб./USD)) - отражена отрицательная курсовая разница по процентам за первый-третий месяц пользования займом;

Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 207 14 640

- 1 126 181,07 руб. ((35 000 USD + 208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD + 134,25 USD) х 31,50 руб./USD) - возвращена сумма займа и процентов по нему на расчетный счет учреждения в иностранной валюте в кредитной организации.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[1] бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

образовательные и медицинские услуги;

деятельность, связанная с торговлей;

предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;

перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;

сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);

о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н[2], п. 92 Инструкции № 174н[3]).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Начислены доходы от оказания платных услуг

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

Внимание!
5 мая 2020 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2020 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619.

Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.

В соответствии с данным НПА:
• в 2020 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2021-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.

Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619 опубликовано 5 мая 2020 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: