Банковский мост как добраться

Обновлено: 25.04.2024

Банковский мост — настоящий символ Санкт-Петербурга и, наверное, один из самых узнаваемых среди туристов, посещающих наш город. Мост обязан своей популярности удобным расположением вблизи Казанского собора и, конечно же, четырём необычным статуям грифонов с золотыми крыльями, размещённым на его углах.

Как добраться

Вы легко можете совместить посещение Банковского моста с прогулкой по Невскому проспекту — главная магистраль города находится буквально в двух минутах ходьбы. Если вы повернётесь лицом к той стороне Казанского собора, которая обращена к Невскому, то увидите слева канал Грибоедова, мост пересекает его примерно в 400 метрах отсюда.

Если же ваша цель — добраться до моста на метро, то ближе всего отсюда расположен пересадочный узел «Невский проспект» — «Гостиный двор».

Немного истории

Начнём с названия. Изначально Банковский мост именовался Цепным (или Цепным пешеходным), это было обусловлено особенностями его конструкции. Современное имя переправа получила по расположенному неподалёку зданию бывшего Ассигнационного банка, построенному, кстати, именитым Джакомо Кваренги, подарившим нашему городу, например, здания Академии наук и Эрмитажного театра. Сегодня помещения бывшего банка занимает Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Вид в сторону Невского проспекта. Отсюда видна часть Казанского собора, купол дома Зингер и Спас на Крови

Вид в сторону Невского проспекта. Отсюда видна часть Казанского собора, купол дома Зингер и Спас на Крови

Существовали и другие варианты названия моста: Висячий банковский, Банковский (Банковый) пешеходный, Банковский львиный.

Мост возведён в 1825-26 годах инженером Вильгельмом фон Треттером, спроектировавшим немало петербургских переправ. Знаменитые фигуры крылатых львов — грифонов — создал Павел Петрович Cоколов, автор скульптур на Львином и Египетском мостах. Нужно сказать, что появление грифонов у здания банка не случайно, ведь они, согласно легендам, являются отличными сторожами золота и кладов.

За свою долгую историю Банковский мост неоднократно ремонтировался, последняя реставрация была проведена несколько лет назад. Сегодня между парами грифонов натянуты баннеры с хештегом «только без рук», что, по мнению авторов текстов, должно остановить прохожих от прикосновений к статуям. Но нужно сказать, что послания, выполненные в таком неаккуратном виде, как я считаю, только портят прекрасных мифологических существ, да и от «обнимашек» с памятниками это мало спасает — восхищённые туристы нередко залезают на постамент с ногами. Но нужно отдать должное: руки после панибратства с грифонами они всё же протирают — коронавирус, как-никак.

Раз уж мы заговорили про сфинксов, то мне хотелось бы упомянуть о моей статье про легенды и мифы Санкт-Петербурга : в ней вы узнаете о легенде Михайловского замка и тайне золотой заклёпки на Большеохтинском мосту.

Если кратко, в целом:

  • бесплатная достопримечательность;
  • мост находится в паре минут от Невского проспекта;
  • место для отличных фото.

Подписывайтесь на мой канал на Яндекс Дзене или Вконтакте , ставьте 👍, читайте блог о путешествиях. Будет интересно🌴

Львиный мост

Львиный мост находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, между Казанским и Спасским островами. Сооружение по праву считается одним из самых красивых мостов в Северной столице и находится под охраной государства как выдающийся памятник архитектуры XIX века.

Львиный мостик пересекает канал Грибоедова в месте выхода к набережной Львиного переулка и Малой Подьяческой улицы. Длина единственного пролета моста составляет 27,3 метра, а ширина — 2,9. Пешеходная зона представляет собой деревянный настил.

Львиный мост

Оригинальность мосту придают четыре фигуры львов. Именно скульптуры белых каменных стражников дали название Львиному мосту. Дополняет облик чугунная решетка с художественным литьем в виде перекрещенных стержней с полукруглыми розетками на концах и восьмигранные фонари на торшерах, установленные в центре пролета.

Многие туристы считают прогулку по Львиному мосту обязательным пунктом путешествия по Северной Венеции. Одни приходит сюда самостоятельно, другие знакомятся с достопримечательностью во время водных экскурсий по рекам и каналам Санкт-Петербурга.

Вид на Львиный мост с воды:

История моста со львами

Строительство Львиного моста началось одновременно с Банковским — в 1825 году. Из-за возникших сложностей со сборкой металлических деталей сдача проекта затянулась на несколько месяцев. Вместо октября 1825-го работы закончили лишь июле 1826-го.

Львиный мост — один из трех цепных висячих мостов Санкт-Петербурга, построенных в первой четверти XIX века и сохранивших свою конструкцию до наших дней. Всего их было шесть, над пятью мостами, включая Львиный, работал инженер Вильгельм фон Треттер. Об уровне мастерства талантливого архитектора сегодня можно судить также по Банковскому и Почтамтскому мостам.

Над скульптурами львов работал академик П. П. Соколов. Кажется, что они выполнены из мрамора, однако это не так. Все изваяния отлиты из чугуна и выкрашены в белый цвет.

Львиный мост

В 1843 году красота Львиного моста в Санкт-Петербурге вдохновила немецких инженеров на создание уменьшенной копии сооружения для парка Тиргартен в Берлине. Сооружение архитектора Людвига Гессе стало первым висячим мостом в городе. В отличие от петербургского собрата оно сохранило деревянные перила и пролет.

В начале 1880-х деревянные части Львиного моста и чугунные литые перила заменили на металлические конструкции. Фонари также убрали. Эти изменения сильно отразились на облике сооружения, упростив его декор. В течение следующих лет экспериментировали и со львами, перекрашивая их в темные цвета. Исконный облик достопримечательности вернули в ходе реставрации 1954 года и с тех пор поддерживали первоначальный вид.

Львиный мост

Легенды Львиного мостика

В Санкт-Петербурге полно городских легенд: вы можете услышать их от местных жителей, от гида во время экскурсии, вычитать в справочниках и путеводителях. Вот и у Львиного мостика есть пара примет.

Самая популярная из них гласит, что если встать между львами и дотянуться до них кончиками пальцев, то удача обязательно настигнет, а желание непременно исполнится.

Вторая примета сегодня менее распространена. Согласно ей беременная женщина может узнать пол ребенка без УЗИ. Достаточно лишь встать на мост и смотреть, кто первый взойдет на него — мужчина или женщина. Говорят, что белые стражники редко ошибаются в этом вопросе.

Львиный мост

Как добраться до Львиного моста в Санкт-Петербурге

Добраться до Львиного мостика поможет такси, метро или общественный транспорт. В последних двух случаях придется немного пройти пешком.

На метро

От ближайших станций метро — «Садовая» (фиолетовая линия/М5), «Сенная площадь» (синяя линия/М2) и «Спасская» (оранжевая линия/М4) — примерно 15 минут ходьбы.

Быстро выйти с Сенной площади к каналу Грибоедова можно между домами № 54 и № 56. В этом месте располагается остановка «Набережная канала Грибоедова».

На общественном транспорте

Примерно в 500 метрах от моста располагается остановка «Театральная площадь» (у здания Мариинского театра на улице Глинки). Здесь ходят автобусы № 2, 3, 27, 50 и маршрутки К-1, К-350.

Если взять курс до Львиного моста через улицу Декабристов, то по пути вы увидите Дом военной коллегии и Юсуповский сад с дворцом. Напротив Юсуповского дворца будет Львиный переулок, ведущий к мостику.

На машине

Тем, кто не хочет тратить время на общественный транспорт и пешие прогулки, удобнее всего будет воспользоваться автомобилем. Припарковаться можно вдоль обочин на набережной канала Грибоедова.

При отсутствии личного транспорта к месту назначения доставят городские службы такси: Яндекс. Такси, Uber, Везет, Gett, Maxim, Таксовичкоф, Конкорд.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (старое название которого мост Лейтенанта Шмидта или Николаевский мост) является самым первым разводным мостом, возведенным через реку Большая Нева на основе постоянного функционирования. Этот мост проложил горожанам путь через Большую Неву. Сооружение соединяет между собой Васильевский остров (и, соответственно, Василеостровский район) с Адмиралтейским районом города (второй Адмиралтейский остров которого по совместительству является также центром Санкт-Петербурга).

Разводка Благовещенского моста в Санкт-Петербурге

Каждый год начиная с апреля и заканчивая ноябрем, разводные мосты Санкт-Петербурга обеспечивают свободное движение по реке Нева, благодаря специально разработанному графику их развода.

Благовещенский мост имеет следующее время развода:

  • Первая разводка: прекращение движения транспорта в 01:25, начало судоходства в разводной пролет 01:35, окончание судоходства в разводной пролет 02:40, открытие движения транспорта 02:45.
  • Вторая разводка: прекращение движения транспорта в 03:10, начало судоходства в разводной пролет 03:20, окончание судоходства в разводной пролет 04:55, открытие движения транспорта 05:00.

История Благовещенского моста

Благовещенский мост был первый, на момент его строительства, постоянный мост Санкт-Петербурга, проложенный через быстроходную Неву. 15 октября 1842 года был принят проект Станислава Кербедза на строительство переправы. По предложенному им проекту необходимо было выполнить абсолютно новые для тех времен задачи, например, вбить сваи в дно реки или вести работы под водой с учетом того, что скафандров в то время не существовало.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

С именем Кербедза и Благовещенским мостом связывают также необычную легенду, согласно которой Николай I дал ему обещание, что будет повышать звание за каждый возведенный пролет моста. Якобы из-за этого Кербедз увеличил количество пролетов в отличие от изначального проектного решения. В качестве украшения моста служили изображения Нептуна и раковин, трезубца и морских коньков на его перилах, ограде и решетке, выполненные под руководством известного архитектора Брюллова. Ко всему прочему, во времена запрета курить из-за боязни пожаров, на Благовещенском мосту делать это было разрешено. Ради такого удовольствия сюда стекались толпы народа.

Первая масштабная реновация моста была проведена в 1936–38 годах. Это в большей степени было связано с тем, что для растущих судов, идущих по важным Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому путям, проход через раздвижную часть моста становился мал. В ходе работ ширину проходной части моста увеличили на 4 метра, а мостовые опоры укрепили.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

В 2004 году было решено провести ещё одну реконструкцию моста, при этом как можно более приблизив его внешний вид к изначальной исторической архитектуре XIX века. Вторая реконструкция моста прошла в 2005–2007 годах. Взамен ремонтируемой постройки возвели временную переправу, которая впоследствии послужила заменой при реконструкции Дворцового моста. За время работ было переделано все, кроме опор времен Кербедза. Разводной пролет был значительно расширен, размеры самого моста увеличены и убраны трамвайные рельсы.

Год открытия: 1850

Категория моста: разводной, автомобильный, пешеходный

Общая длина: 349,8 метров

Ширина: 38,07 метров

Масса крыльев разводного пролета: 597 тонн каждое

Водная преграда: река Большая Нева

Архитектор: Брюллов А.П.

Инженер: Кербедз С.В.

15 августа 2007 года состоялось официальное праздничное открытие Благовещенского моста. По сей день сооружение имеет вид арочного моста времен Николая I и носит свое первое историческое название — Благовещенский мост.

Благовещенский мост, названный так своим создателем, за время своего существования несколько раз менял наименование. С 1855 по 1918 год он назывался Николаевским мостом в честь императора Николая I. А с 1918 по 2007 год он был переименован в мост лейтенанта Шмидта. Это название до сих пор популярно среди жителей Петербурга. Названо так сооружение было в честь Петра Шмидта — прославленного лейтенанта черноморского флота, расстрелянного за организацию восстания в Севастополе. Оригинальное название Благовещенского моста было возвращено ему после реконструкции 2007 года вместе с историческим внешним обликом.

Благовещенский мост Санкт-Петербурга на google-панорамах

Как добраться

Благовещенский мост находится недалеко от площади Трезини в районе Университетской набережной с правого берега Невы и площади Труда в районе Английской набережной. Сооружение имеет статус видимой границы между Невой и Невской губой, с которой начинается Финский залив. Недалеко от моста находится Дворец Меншикова, который в наше время является филиалом Эрмитажа.

Доехать до Благовещенского моста можно на общественном транспорте Санкт-Петербурга. В непосредственной близости от моста проходят автобусные маршруты под номерами 3, 6, 22, 27, 71 и 100 и маршрутные такси К-6К, К-62, К-124, К-169, К-306, К-350 — остановка называется площадь Труда. Ближайшая к мосту станция метро — Василеостровская линии 3. Также в городе работают все известные сервисы для вызова такси: Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim и другие.

Поездка по Благовещенскому мосту Санкт-Петербурга на google-панорамах

Банковский мост

Мосты Санкт-Петербурга — важнейшая часть городской архитектуры, придающая культурной столице неповторимый облик и особенную атмосферу. Кроме огромных разводных мостов через Неву, внимания достойны и небольшие мостики, пересекающие каналы в исторической части города. Именно к таким сооружениям относится Банковский мост в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Банковский мост над каналом Грибоедова предназначен только для пешеходов. Конструкция связывает Казанский и Спасский острова. Ближайшие от Банковского мосты — Казанский (на оси Невского проспекта) и Мучной (выходящий к Мучному переулку).

Главным украшением конструкции служат четыре златогривых грифона (по две скульптуры с каждого конца). Именно крылатые львы придают Банковскому мосту незабываемый вид и делают его популярной достопримечательностью.

Банковский мост

История Банковского моста в Санкт-Петербурге, название

В 1820-х годах район у канала Грибоедова (бывш. Екатерининского канала) быстро заселялся и появилась острая необходимость в строительстве моста. К работе привлекли инженера Вильгельма фон Треттера, который презентовал проекты сразу двух мостов — Банковского и Львиного. Зимой 1825-го оба проекта утвердили и началось строительство. Открытие Банковского моста состоялось 24 июля 1826 года.

Банковским его прозвали из-за того, что на четной стороне набережной в те годы находился Государственный ассигнационный банк. В 1843 году он закрылся. Сегодня великолепное здание архитектора Джакомо Кваренги занимает Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Ось Банковского моста ориентирована на главные ворота этого учреждения.

Банковский мост

Грифоны на Банковском мосту

Крылатых львов Банковского моста грифонами называют ошибочно. На самом деле грифоны это мифические крылатые существа с телом льва и головой орла. Но несмотря на явные отличия это название прочно закрепилось за скульптурами.

Автор изваяний — скульптор П. П. Соколов — трудился над грифонами около 5 месяцев. Осенью 1825 года были готовы алебастровые формы. Изначально фигуры львов хотели чеканить из медных листов, но позже отлили из чугуна.

Высота каждой скульптуры составляет 2,85 метра. Крылья грифонов и другие детали покрыты позолотой, тело окрашено краской. В львиные головы встроены полусферические светильники, освещающие мост.

Реставрация

Уже к концу XIX века Банковский мост в Санкт-Петербурге подвергся значительным повреждениям: позолота грифонов практически стерлась, фонари были разбиты, а художественная чугунная решетка, заменена на простую металлическую. Реставрационные работы по восстановлению первоначального облика моста начались в 1952 году. В ходе последующих реконструкций производили замену деревянных прогонов на стальные, обновляли позолоту декоративных деталей, чинили освещение и пр.

Последняя реставрация Банковского моста длилась с января 2017-го по июнь 2019-го. В этот период скульптуры грифонов были сняты с постаментов и отправлены в мастерскую, где им вернули исторический облик, перекрасив из зеленого в цвет патинированной бронзы. Кроме того, крылатых львов покрыли антивандальным покрытием и новой позолотой. Сегодня загадочные стражники вновь радуют жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Легенды и приметы

С крылатыми львами Банковского моста в Санкт-Петербурге связана интересная городская легенда. Многие верят, что грифоны помогают разбогатеть, решить проблемы с финансами, бизнесом. Версий того, что надо сделать чтобы желание сбылось, существует множество. Из наиболее известных — потереть лапу льву, засунуть монетку или записку с пожеланием в пасть или под лапу, пройти по мосту, прижав купюры к голове или тряся мелочью в карманах, поцеловать льва в хвост.

Банковский мост

Еще одна примета гласит, что у тех, кто потрет левое бедро грифона, расположенного ближе к Казанскому собору, сбудется заветная мечта, даже не связанная с деньгами.

К сожалению, суеверные люди стремятся выполнить все советы и способствуют разрушению прекрасных скульптур. Следы потертостей, трещины, сколы — все эти дефекты образуются именно из-за попыток привлечь удачу.

Чтобы обратить внимание на проблему вандализма, группа активистов провела 16 ноября 2019 года флешмоб-акцию «Только без рук», призывающую наслаждаться красотой моста, не прикасаясь к грифонам. Мероприятие в виде 25-минутного спектакля прошло прямо на Банковском мосту.

Грифоны на Банковском мосту: google-панорама

Как добраться до Банковского моста

Добраться до Банковского моста в Санкт-Петербурге можно пешком от метро и остановок наземного транспорта или на машине.

На метро

Ближайшая станция метро «Невский проспект» (синяя линия/М2) находится в 430 метрах от моста. Выходите из станции к Казанскому собору, поворачивайтесь спиной к Дому Зингера и следуйте вдоль канала Грибоедова.

На общественном транспорте

У входа в метро и у Казанского собора есть остановки «Станция метро „Невский проспект“». До них ходят автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

До Банковского моста также легко дойти с Садовой улицы. На пересечении Садовой и улицы Ломоносова останавливаются автобусы № 49, 181, маршрутка К-212 (ост. «Улица Ломоносова»), а также трамвай № 3 (ост. «Апраксин двор»). От остановок двигайтесь вдоль Малого Гостиного двора к набережной канала Грибоедова.

На машине

На машине получится подъехать прямо к мосту. Если своего автомобиля нет, то закажите такси с помощью мобильного приложения. В Санкт-Петербурге работают популярные сервисы Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Сегодня Банковский мост отмечает свой 195-летний юбилей. А вы бывали у Банковского моста? Он проходит через канал Грибоедова и очень популярен у гостей и жителей Северной столицы. О том, почему он так называется (ведь рядом нет никаких банков) и как влияют народные приметы на состояние его главных украшений - читайте в нашем материале.

Итак, Банковский мост! Городская переправа по-настоящему считается уникальной. Сейчас в городе сохранилось только три подобных цепных моста. Всего же их было построено шесть в период с 1823 по 1826 годы. До наших дней сохранились Почтамтский, Банковский и Львиный мосты. Продолжит член топонимической комиссии Алексей Ерофеев.

— Банковский и Львиный мосты через канал Грибоедова появились в 1826 году и с тех пор являются настоящим украшением нашего города. Оба пешеходные. Их соорудили инженер Базен и скульптор Соколов, который создал знаменитых грифонов. Если сравнивать два моста между собой, то, конечно, большей популярностью пользуется Банковский. Это связано с тем, что Львиный мост находится значительно дальше от Невского проспекта, и к Банковскому едут абсолютно все туристы, которые приезжают в Петербург. Это наверно самый популярный мост в нашем городе. Даже популярнее Дворцового и Аничкова, потому что у него фотографируются практически все.

Почему же мост называется Банковским, если рядом нет никаких банков? Чтобы узнать ответ, нужно обратиться к истории, рассказывает Алексей Ерофеев.

— Дело в том, что мост выходит к ФИНЭКу (Финансовому экономическому институту), как мы его по старинке называем. Сейчас это университет экономики и финансов. Это здание, которое построил архитектор Кваренги, было когда-то Ассигнационным банком. Если приглядимся к нему, то оно круглой формы в виде монеты. Грифоны, которые украшают мост, считаются хранителями сокровищ, драгоценностей и финансов. Более того, они функциональны, потому что через трубы, которые тянутся изо рта одного грифона к другому, проходят механизмы, которые держат этот мост, ведь опор у него на самом деле нет.

Действительно, именно грифоны или крылатые львы принесли мосту особую популярность. Именно с ними все и пытаются сделать фотографии. Сам мост и архитектурные элементы являются памятником федерального значения и охраняются государством. О львах заботятся сотрудники Музея городской скульптуры. Они каждую неделю выезжают на осмотр и, к сожалению, находят повреждения. Виной всему мифические предания. Считается, что для исполнения желания нужно погладить левое бедро грифона, которое находится ближе к Казанскому собору. Даже есть своё направление с которым в итоге точно должно повезти – это финансы. Специалисты категорически против таких примет.

— Фигуры грифонов, к сожалению, постоянно страдают от вандалов, потому что есть нехорошая традиция тереть крылья, носы, лапы и прочее-прочее. Подчас некоторые царапают какие-то слова на фигурах. Из-за этого грифонов приходится часто ремонтировать.

Чтобы сохранить один из символов Петербурга, жителей и гостей города просят любоваться им со стороны — словно перед вами живые и опасные хищники. Еще раз напомню, что сегодня Банковскому мосту исполнилось 195 лет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: