Центральный банк как юридическое лицо

Обновлено: 03.05.2024

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Правовые основы деятельности кредитных организаций установлены:

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Созданному путем учреждения банку может быть выдана:
1) универсальная лицензия на осуществление банковских операций;
2) базовая лицензия на осуществление банковских операций.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
  • размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

  • 1 млрд рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  • 300 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией.
  • 3 млрд 600 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией, предусматривающей привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Для государственной регистрации банка и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также внесения сведений о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГР КО) соискатель представляет в Банк России документы в соответствии со статьей 14 Закона о банках, Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Для государственной регистрации банка с иностранными инвестициями и получения лицензии на осуществление банковских операций до представления документов, указанных в статье 14 Закона о банках, необходимо представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 17 Закона о банках и Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями».

В соответствии со статьей 15 Закона о банках срок рассмотрения документов, представленных для принятия Банком России решения о государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом — 6 месяцев с даты предоставления всех документов.

1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.

2. Проверьте соответствие кандидатов на должность руководителей и иных лиц создаваемого банка предъявляемым квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Перечень лиц указан в статье 11.1 Закона о банках и статье 60 Федерального закона от 10.07.2002 №

Квалификационные требования и требования к деловой репутации этих лиц установлены статьей 16 Закона о банках.

    , федеральных арбитражных судов РФ и Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по финансовому мониторингу; ; ; ; ; для проверки сведений о документе, подтверждающем наличие высшего образования.

3. Соберите документы для проведения оценки финансового положения учредителей банка и иных лиц, предусмотренных Законом о банках.

Проведение такой оценки предусмотрено Федеральным законом от 02.12.1990 № «О банках и банковской деятельности».

Порядок и критерии оценки финансового положения, а также требования к финансовому положению установлены Положением Банка России от 28.12.2017 № .

4. Выберите уникальное наименование для создаваемого банка.

Требования к наименованию установлены статьями 54 и 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона о банках и Инструкцией Банка России от 02.04.2010 №

Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться КГР КО и единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).

5. Уплатите государственную пошлину за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.

За предоставление лицензии на осуществление банковских операций уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 93 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 тыс. рублей.

6. Подготовьте и представьте в Банк России комплект документов для государственной регистрации банка.

7. Получите уведомление о внесении сведений о банке в ЕГРЮЛ и свидетельство о регистрации Банка России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации банка направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации банка уведомляет об этом его учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала банка. Также регулятор выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о банке в ЕГРЮЛ, и свидетельство о регистрации Банка России, присваивает банку регистрационный номер Банка России и вносит сведения о нем в КГР КО.

8. Оплатите уставный капитал и получите лицензию на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала банка, Банк России в трехдневный срок выдает банку лицензию на осуществление банковских операций.

Информация о банке после его создания и выдачи ему лицензии размещается в Справочнике финансовых организаций на официальном сайте Банка России.

Банк имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.


В данной работе проанализированы организационная и правовая формы Центрального банка Российской Федерации, как особого публично-правового института. Анализируется проблема двойственной природы Банка России как государственного органа и юридического лица.

Ключевые слова: Банк России, Центральный банк, публично-правовой институт, государственный орган, юридическое лицо, двойственная природа.

В теории права Российской Федерации все юридические лица отнесены к определенной организационно-правовой форме. Благодаря этому, можно судить об их деятельности, целях создания и о характере взаимоотношений между собой. Однако, не у всех юридических лиц определен их правовой статус. Статьей 75 Конституции Российской Федерации [1.] установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации, в которой определено его особое право на осуществление денежной эмиссии и функция, которая выражается в защите и обеспечении устойчивости рубля. Правовое регулирование ЦБ РФ регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Главным элементом правового статуса Центрального банка РФ является принцип независимости, который в свою очередь проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными правами. Согласно Конституции РФ [1.] и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [2.] Центральный Банк Российской Федерации осуществляет свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Хотя по своей природе полномочия Банка России относятся к функциям государственного органа, так как их реализация может привести к применению мер государственного принуждения.

Отличительным признаком правового статуса Банка России является его двойственная природа. Настоящее законодательство не относит Центральный банк РФ к государственным органам, а также не определяет организационно-правовую форму юридического лица.

Среди ученых не сложилось единого мнения при определении правового статуса Центрального банка РФ. Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин придерживались мнения, согласно которому существует четвертая ветвь власти — «денежная власть» [3. С. 14]. А. Г. Братко говорил, что Центральный Банк РФ не является органом государственной власти, потому что в соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк России не включен в этот перечень. Следовательно, его нельзя назвать государственным органом [4. С. 96]. Но мы считаем это мнение не совсем верным, так как Конституция РФ и большинство федеральных законов закрепляют порядок создания и деятельности органов государственной власти, которые тоже нельзя отнести ни к одной ветви власти. Также Т. Б. Замотаева считает, что порядок назначения руководящих органов Центрального банка РФ, статус служащих Банка России (приравненных к государственным служащим) позволяют однозначно признать Центральный банк РФ государственным органом [5. С. 40–45]. Согласно статье 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ, а также назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Гаврин Д. А. утверждает, что «остроты» спору добавляет принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», который дает очередной повод отнести Банк России к государственному органу [6. С. 70–75]. По мнению Белых В. С., именно из-за двойственной природы Банка России усматривается парадоксальная ситуация: противопоставления статуса Центрального банка РФ как органа, наделенного властными полномочиями, и юридического лица, хозяйствующего субъекта [7. С. 48].

Еще одним признаком Банка России как государственного органа, можно назвать его право на нормотворчество. Это его исключительное право на создание нормативно-правовых актов, которые в последствие обязательны для федеральных органов власти, органов власти субъектов, органов местного самоуправления, а также для физических и юридических лиц. Хотя Банк России и не обладает законотворческой инициативой, при этом законы, касающееся функций ЦБ РФ, должны направляться на дачу заключения именно в Банк России, что является весьма странным.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является юридическим лицом [2.]. Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [8.]. О правовом положении Центрального банка РФ ГК РФ говорит в пункте 4 статьи 48 [8.].

ГК РФ делит все юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Но к какой организационно-правовой форме относится Банк России законодатель не указал. Если анализировать все организационно-правовые формы юридических лиц, то скорее всего ЦБ РФ можно отнести к государственным учреждениям. Поскольку извлечение прибыли не является целью деятельности Банка России, ему присущи властные управленческие полномочия, имеется уставный капитал, при этом ЦБ РФ наделен как финансовой, так и имущественной самостоятельностью. Но и эта точка зрения не является верной, так как государство не отвечает по обязательствам Банка России, который в свою очередь не отвечает по обязательствам государства, что не характерно для государственных учреждений.

Можно рассмотреть вариант, что Банк России — это государственная корпорация. Государственная корпорация — это некоммерческая организация, не имеющая членства, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного, созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Как мы видим, Банк России учрежден на основе имущественного взноса, создан в соответствии с Федеральным законом, не имеет членства и уставных документов. Однако, чтобы считать Банк России государственной корпорацией, это должно быть четко определено в его Федеральном законе [9. С. 19–24].

Таким образом, проанализировав данную проблему, можно сделать вывод, что организационно-правовая форма Центрального Банка Российской Федерации как юридического лица должна быть закреплена на законодательном уровне. Данные пробелы в законодательстве существенно влияют на взаимоотношения Банка России с государственными органами, юридическими и физическими лицами, а также на понимание в целом природы Банка России.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Банк России, Центральный Банк, государственный орган, Центральный банк РФ, юридическое лицо, государственная власть, государственная корпорация, организационно-правовая форма, правовой статус.


В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ. Анализируются теоретические подходы и нормативно-правовая база, закрепляющая статус, функции и полномочия Банка России.

Ключевые слова: Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти, организационно-правовая форма.

Проблема правового статуса Центрального банка РФ до сих пор остается неразрешенной законодателем. Существуют и разные теоретические подходы к определению его правовой природы, но необходимо заметить, что у научного сообщества также отсутствует приверженность к определенной позиции.

Однозначно можно сказать, что Центральный банк РФ имеет двойственную правовую природу, так как обладает публично-правовыми полномочиями, но и имеет все необходимые возможности для успешного участия в гражданском обороте наряду с другими субъектами.

Предметным законом, регламентирующим деятельность Банка России, является Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]. Данный закон определяет его статус, цели, функции и полномочия.

В статье 1 указанного закона закрепляется, что Банк России является юридическим лицом. Такая формулировка дает основания предполагать, что ЦБ РФ является больше институтом частного права, нежели публичного.

Продолжая анализировать данную статью, стоит отметить ещё одну интересную формулировку, которая гласит, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Получается, что при конструкции «от других федеральных органов», законодатель ставит Банк России в один ряд с государственными органами и признает ведущее государственное начало в нем [2].

Таким образом, анализ юридической техники данной статьи лишь заводит в дальнейший тупик, так как взгляд на правовую природу ЦБ РФ меняется от абзаца к абзацу.

Однако остановимся на формулировке того, что Банк России является юридическим лицом и проанализируем разные точки зрения авторов.

В соответствии со статьей 48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [3].

Но в пункте 4 статьи 48 ГК РФ делается акцент, что «правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации».

Конституция РФ в статье 75 подчеркивает особый конституционно-правовой статус ЦБ, отмечая его монополию на денежную эмиссию в РФ.

На официальном сайте ЦБ РФ представлена формулировка, что важным принципом деятельности Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения [4].

Далее отмечается, что ЦБ РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, которые предусмотрены в предметном ФЗ.

Бадтиев А. Ф. в своей работе пришел к следующим выводам. Центральный банк РФ, исходя из его полномочий, наделен властным началом, а органы государственной власти существуют в качестве учреждений, то Банк России должен существовать в организационно-правовой форме государственного учреждения [5].

С такой позицией сложно согласиться, так как в законе о ЦБ РФ нет ни слова о передаче имущества на праве оперативного управления, а также объем, предусмотренных в законе правомочий, значительно шире. Учреждение финансируется собственником, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Макарова Я. М. отмечает особый статус ЦБ РФ, предлагая определить его как юридическое лицо публичного права, так как создан ЦБ путем принятия публичного акта, имеет публичные цели деятельности, а также властные полномочия. Отмечается, что ЦБ РФ не имеет членства и уставных документов [6].

Контраргументом такой позиции будет статья 2 ФЗ «О ЦБ РФ», закрепляющая, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, поэтому собственник имущества не банк, а государство.

Гейвандов Я. А. предполагает, что ЦБ РФ следует рассматривать как уникальное образование, которое имеет двойственную природу. С одной стороны является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой стороны — это государственное унитарное предприятие [7].

Первая часть правовой природы не вызывает вопросов, но определение ЦБ РФ в качестве предприятия требует обращения к ФЗ «О ЦБ РФ». За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, но в законе нет на это прямого указания, а сам объем правомочий значительно больше. Статья 3 ФЗ «О ЦБ РФ» предусматривает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, отмечая некоммерческий характер деятельности.

Предприятие имеет устав, но ЦБ РФ образован в соответствии с ФЗ. Предприятие также имеет возможность участия в капиталах иных организаций, а ЦБ может участвовать только в капитале Сберегательного банка Российской Федерации.

Таким образом, нельзя точно отнести ЦБ РФ к органу государственной власти или к юридическому лицу. Сама сущность правовой природы определяет его особый статус и направление деятельности. Такая двойственность является даже выгодной самому Банку России, так как позволяет обладать более высоким статусом, нежели обычный участник гражданского оборота, иметь повышенную защищенность с позиции государства, а также наделяет его властными полномочиями. Но, наряду с таким положением дел, ЦБ РФ остается юридическим лицом, что оставляет за ним возможность получения прибыли. Отсутствие четко закрепленной организационно-правовой формы делает имущество Банка России не досягаемым для возможного обращения на него взыскания. Следовательно, такое пограничное состояние отвечает интересам государства.

Основные термины (генерируются автоматически): Банк России, ЦБ РФ, государственная власть, Российская Федерация, юридическое лицо, правовая природа, Центральный банк, центральный банк РФ, орган, гражданский оборот.


В настоящее время деятельность Банка России играет главную роль в функционировании экономики. Согласно ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности [3] Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков являются составными элементами банковской системы Российской Федерации.

Прежде чем выявлять и характеризовать правовой статус Банка России как элемента банковской системы, необходимо определиться с самим пониманием этой системы.

Правовое регулирование деятельности Центрального банка Российской Федерации осуществляется на основании Конституции РФ [1], Бюджетного кодекса РФ [2], Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» [4].

Статьей 75 Конституции РФ Банк России охарактеризован как один из главнейших институтов власти. То есть, не являясь органом государственной власти, он владеет полномочиями, по масштабу и влиянию схожими с ними.

Статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» определены цели создания Центрального банка Российской Федерации. Цель создания Центрального банка Российской Федерации как органа управления, имеющего специальный статус, состоит в осуществлении деятельности по защите и обеспечению устойчивости рубля, развитию и укреплению банковской системы РФ, обеспечению стабильности и развитию национальной платежной системы РФ. В 2013 г. цели были уточнены, и в ст.3 Федерального закона были внесены дополнения: развитие и обеспечение стабильности финансового рынка России.

Понимание правового статуса Центрального Банка РФ является важнейшей задачей теории и практики на современном этапе, поскольку анализ международного и отечественного опыта подсказывает, что современная политика Банка России идет вразрез с международной практикой. Ее особенности объясняются во многом не правовым статусом, а политическими и экономическими потребностями и традициями, проявляющимися в правовых формах.

Интерес к развитию и функционированию центральных банков наиболее полно проявился в зарубежных странах, преимущественно небольших по масштабу во второй половине 80-х гг. ХХ века (Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Великобритания, и мн. др.) [11].

Система органов государственной власти в Российской Федерации представлена органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В сфере государственного управления, кроме органов указанных трех ветвей власти, действуют органы с особым статусом, не входящие в систему трехвидовой властной вертикали. Центральный банк Российской Федерации — один из них. Обращение к вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации продиктовано необходимостью определения перспектив его развития, связанным с экономическим положением Российской Федерации, и урегулированием ряда вопросов: организационно-правовой формы деятельности Центрального банка Российской Федерации, проблем двойственности его правового положения, проведения Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитной политики.

Дискуссия ведется по поводу того, является ли Центральный Банк РФ государственным органом (в различных его проявлениях, от органа государственной власти до органа государственного управления) или самостоятельным банком.

Существует три основные точки зрения относительно статуса Центрального Банка РФ: согласно первой, ЦБ РФ — это федеральный орган государственной власти; согласно второй ЦБ РФ — федеральный банк («банк публичного права»), представители третьей точки зрения развивают идею о промежуточном положи ЦБ РФ.

В основной своей массе отечественные исследователи (Г. Г. Фетисов, О. М. Островская, А. В. Навой, И. Т. Балабанова, О. И. Лаврушина и др.) определяют термин «центральный банк» как государственный орган, отвечающий за денежно-кредитное регулирование, владеющий монополией на эмиссию банкнот, хранение запасов золота, отвечающий за управление денежным обращением в стране и за контроль над кредитными организациями. Также данный орган власти контролирует резервы золота и иностранной валюты в Российской Федерации, регулирует все платежи в стране [6].

Исследуя вопрос о сущности Центрального Банка РФ, указывает на сложность института Центрального Банка РФ Н. В. Кошель. В своей диссертации исследователь отмечает схожесть функционала Центробанка с государственными органами власти и важность обеспечения его независимости от органов исполнительной власти [10].

Однако, стоит отметить, что формально эта точка зрения не является состоятельной по причине того, что ни в Конституции РФ, ни в ФКЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» это не закреплено. В вышеназванном законе только указано на то, что ЦБ РФ является юридическим лицом. Однако, даже в сфере финансового регулирования существует орган, который одновременно является еще и юридическим лицом — Счетная палата РФ. Поэтому указание на организационно-правовую форму осуществления своей деятельности не является доводом, исключающим возможность сочетания этого с государственно-властными полномочиями.

Но в пользу того, что ЦБ РФ является федеральным органом государственной власти свидетельствует порядок его формирования. На всех стадиях которого органы государственной власти имеют непосредственное влияние на руководство ЦБ РФ (Президент представляет кандидатуры, а Государственная Дума назначает на должность). Сам порядок формирования ЦБ РФ ставит под вопрос принцип независимости его от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что свидетельствует больше в пользу того, что ЦБ РФ федеральный орган государственной власти.

Противоположной первой точке зрения придерживает Я. А. Богун. Автор на основании анализа нормативно-правовых актов РФ выявил множество противоречий в существующей практике функционирования учреждения. Я. А. Богун, выявил ряд противоречий в определении правового статуса Центрального Банка страны [7]. Однако автор не рассматривает такое положение дел как недостаток законодательства. Так вопросы о принадлежности данного органа к конкретной ветви власти, о подчиненности его Правительству страны, взаимодействие с последним в кредитно-финансовой сфере, принадлежность Центрального Банка РФ к конкретной организационно-правовой форме Я. А. Богун рассматривает в качестве перспектив развития Центрального Банка РФ.

Что касается второй позиции, то следует отметить, что в экономической теории выделяют такое понятие, как банк публичного права. Это банк, который учреждается отдельным законом и его деятельность направлена на достижение определенных публичных задач, для достижения которых он и наделяется государством соответствующими властными полномочиями. Однако в законодательстве РФ не закреплена категория «федеральный банк» или «банк публичного права». Кроме того, нельзя ставить ЦБ РФ в один ряд с иными кредитными организациями (банками), так как это умаляет его роль и значение для всей банковской системы Российской Федерации.

А. Г. Братко указывает на промежуточное положение Центрального Банка РФ между государственной финансовой системой и денежно-кредитной системой, что и определяет его сущность, заключающуюся в посредничестве между обществом, государством и экономикой [8].

О. В. Беспалова и Т. Г. Ильина развивают идею понимания сущности Центрального Банка РФ как института, занимающего промежуточное положение между обществом и банковской системой, и тем самым регулирующего общественные и коммерческие интересы [6].

И. П. Крымова отмечает, что Банк России имеет право осуществлять операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Взаимодействие Банка России и Минфина по данному вопросу осуществляется при рассмотрении основных направлений долговой политики, Программы государственных внутренних и внешних заимствований, в частности, на предмет включения в нее предстоящих платежей по погашению задолженности Минфина России перед ЦБ РФ [12].

В данном случае Центральный Банк РФ выступает в качестве правительственного агента на финансовом рынке, в чем и проявляется скрытая форма кредитования правительства. Характер распределения функций в данной области между центральным банком и казначейством (министерством финансов), либо специально созданным органом по управлению государственным долгом, определяется особенностями исторического развития той или иной страны, ее финансово- банковским законодательством, традициями и обычаями, а также положением самого эмиссионного банка.

Таким образом, Центральный Банк РФ следует определить как юридическое лицо, имеющее уставной капитал и имущество, принадлежащее государству. Центральный Банк РФ имеет особую организационно-правовую форму, которую можно определить как государственное кредитное учреждение, созданное государством, не имеющее членства, определяемое как некоммерческая организация, созданная с четко определенной целью развития и укрепления банковской и развития финансовой систем.

На основании изложенного, следует отметить, что каждая из позиций имеет убедительные аргументы отнесения ЦБ РФ к той или иной группе субъектов, но поставить точку в данном вопросе, в целях устранения правовой неопределённости и положить конец дискуссиям в научной литературе по этой проблематике необходимо законодателю. Например, путем отнесения Центрального Банка РФ к исполнительной ветви власти и включение его в систему федеральных органов исполнительной власти. Проблема в том, что ЦБ РФ сложно разграничить между федеральным министерством и федеральной службой, поскольку функции ЦБ РФ пересекаются с функциями как и федеральных министерств, так и федеральных служб, которые указаны в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [5]. Другим вариантом решения является определение правового статуса ЦБ РФ через такое полномочие Конституционного суда как толкование Конституции РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Центральный Банк РФ, центральный банк, ЦБ РФ, государственная власть, орган, Банк России, банковская система, правовой статус, исполнительная власть.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: