Что такое специальный банковский счет

Обновлено: 25.04.2024

Открытие специального счета для участия в закупках — это процедура регистрации спецсчета, который необходим для внесения обеспечения заявки. Площадки сами блокируют нужную сумму и возвращают ее после окончания торгов.

Мы разобрались, как открыть спецсчет для участия в торгах, и составили пошаговую инструкцию, которая поможет это сделать. Специальный счет открывают только банки из списка Минфина. Читайте статью или смотрите видеоинструкцию, чтобы узнать порядок работы со спецсчетами.

По поводу физлиц

Все банки обязаны открывать спецсчет для физических лиц 44-ФЗ (письмо Минфина №24-06-08/79659 от 06.11.2018). За отказ предусмотрена денежная компенсация.

Виталий Байрашев, Институт госзакупок

Несмотря на заверения Минфина, крупнейшие банки из перечня (Распоряжение Правительства РФ №1451-р от 13.07.2018) по-прежнему отказывают физлицам в открытии спецсчетов. Вероятно, банки оказались не готовы к такому формату работы и сейчас в спешном порядке адаптируют регламенты и техсредства для работы с физлицами. На сайтах многих банков просто нет порядка открытия спецсчетов физическими лицами. Все-таки более 99% поставщиков — это юрлица и индивидуальные предприниматели. А физлица участвуют в закупках эпизодически, из-за чего банки не смогли спрогнозировать спрос на услугу спецсчета с их стороны.

В Сбербанке, например, открывают «Счет участника закупок». В одном из чатов предложили такой порядок открытия спецсчета по 44-ФЗ для физических лиц:

  1. Приходите в любое отделение Сбербанка, которое обслуживает физлиц.
  2. Подходите к операционисту и говорите, что открываете «Счет участника закупок». Если говорят, что не открывают или отправляют в отдел по работе с юрлицами, не сдавайтесь и настаивайте на открытии специального счета.
  3. Операционист открывает счет. А если не знает, как это сделать, — звонит на внутреннюю линию консультаций за инструкцией.

Спецсчет участника закупок

Инструкция для юрлиц

Шаг 1. Понять, нужно ли открывать

С июля 2020 года спецсчет для участия в торгах стал необязательным. Он необходим, чтобы вносить обеспечение заявки. Теперь торговые площадки принимают банковские гарантии, поэтому спецчет — не единственный способ обеспечить заявку. Открывать или нет — решает поставщик. Если не хотите оформлять банковскую гарантию для каждой закупки, открывайте спецсчет. Если планируете использовать банковские гарантии — не открывайте.

Такой счет не нужен, если вы участвуете:

  • в закупках без обеспечения;
  • в неконкурентных торгах.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали в подробностях правила обеспечения заявок по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Шаг 2. Проверить банк, в котором уже открыт расчетный счет

В любом аккредитованном банке специалисты объяснят, можно ли открыть спецсчет без открытия расчетного счета — нет: специальный счет всегда базируется на расчетном. Но для спецсчета необязательно открывать отдельный банковский счет. Вы можете создать его на базе действующего расчетного. Но для этого нужно, чтобы банк, с которым вы уже сотрудничаете, включили в список Минфина (утвержден Распоряжением Правительства №1451-р от 13.07.2018). Его несколько раз пополняли, сейчас одобрены 23 организации.

С 25 января 2022 года из перечня банков для спецсчетов по 44-ФЗ исключен банк «Пересвет» (Распоряжение Правительства № 50-р от 21.01.2022)! Его нельзя использовать для участия в госзакупках!

Вот где открыть спецсчет для 44-ФЗ:

Если банка нет в списке Минфина, открыть в нем спецсчет для участия в торгах нельзя! И еще один нюанс: поставщику необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Если вам говорят, что участнику необходимо иметь открытый специальный банковский счет при регистрации в ЕИС, — это ошибка. Исполнители вправе участвовать в закупках без спецсчета, а вот без регистрации в ЕИС они не смогут подать заявку для участия в тендере.

Если ваш банк есть среди отобранных, считайте, вам повезло. Звоните менеджеру, говорите, что хотите использовать «расчетник» в качестве специального. Банк составит дополнительное соглашение. В некоторых случаях понадобится сначала написать заявление. На этом шаге для вас инструкция закончена. Следующие шаги пригодятся, если ваш банк пока не оказывает такую услугу либо вы хотите иметь отдельный спецсчет или несколько в разных банках — законодательство это не запрещает.

Если вашего банка в списке Минфина нет, то придется открывать спецсчет «с нуля» — переходите к следующему шагу инструкции.

Шаг 3. Выбрать банк

На этом этапе важно оценить не только надежность и условия каждого банка, но и то, в каком виде они предоставляют услугу специального счета для госзакупок. Некоторые предлагают открыть «особенный расчетный счет» — это не совсем удобно, поскольку вам придется оплачивать еще один «расчетник». А для специальных законодательство предусмотрело и спецусловия.

Мы обзвонили банки и собрали информацию про спецсчет по 44-ФЗ: как работают, в какой форме открывается спецсчет, что нужно, тарифы на специальный счет для торгов по 44-ФЗ в разных кредитных учреждениях. Это поможет вам сэкономить массу времени и сделать правильный выбор. Обратите внимание, что большинство банков требуют аккредитацию на одной из ЭТП по 44-ФЗ. Мы отметили в таблице тех, кто акцентировал на этом внимание.

Таблица актуальна на 01.04.2021. Информация получена от специалистов поддержки банков, и со временем она может меняться.

Путь к победам в закупках извилист и тернист. Приходится вникать в новую информацию и разбираться в непонятных пока терминах. Вот, например, спецсчет. Зачем нужен? Как открыть? Давайте разберемся.

А нужен ли?

Специальный счет — это такой банковский счёт, на котором блокируется обеспечение заявки на участие в закупках, проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ, а также по 44-ФЗ — в основном, для закупок на сумму больше 1 млн рублей. Почему в основном? Потому что законодательством о закупках предусмотрена возможность для заказчика установить обеспечение заявки для закупок с начальной ценой и меньше 1 млн рублей. Однако на практике такие случаи встречаются редко, и, в основном, обеспечения заявки у закупок на сумму меньше 1 млн рублей нет.

Кроме того, обеспечение заявки на участие в закупке по 44-ФЗ можно предоставить не только в виде денег, которые блокируются на специальном счете, но и в виде банковской гарантии.

Поэтому, если вы, например, решили разово поучаствовать в небольшой закупке или готовы оформить БГ, спецсчет можно и не открывать.

Кстати, в Тендерплане можно находить закупки, обеспечение заявки в которых не требуется, просто установив в соответствующей графе формы поиска значение 0.

Открытие специального счета

1. Выяснить, входит ли банк, обслуживающий основной расчетный счет компании, в перечень банков, в которых, в соответствии с Распоряжением Правительства № 1451-Р от 13.07.2018 г. участники могут открывать специальные счета. Полный перечень банков можно посмотреть на официальном сайте ЕИС , мы же отметим наиболее популярные:

  • Сбербанк России;
  • Альфа-Банк;
  • ВТБ;
  • Финансовая Корпорация Открытие (сюда же входит популярный у предпринимателей банк Точка);
  • Тинькофф;
  • Райффайзенбанк;
  • Россельхозбанк;
  • Газпромбанк;
  • Совкомбанк;
  • Хоум Кредит энд Финанс Банк;
  • Росбанк.

Удобно, когда специальный счет и основной расчетный находятся в одном банке, особенно, если количество и сумма участий крупные. В этом случае срок перевода денежных средств между счетами минимальный, в отличие от межбанковских переводов. Но можно выбрать для открытия спецсчета и другой банк.

2. Убедитесь, что использование спецсчета не вызовет проблем:

  • учтите время расчетных операций банка;
  • срок зачисления денежных средств на счет;
  • возможность экстренного пополнения;
  • наличие комиссий за проведенные по счету операции и их размер;
  • особенности работы со счетом (например, наличие доступа через онлайн-банк).

3. И, наконец, последним шагом является подача заявления об открытии специального счета непосредственно в банк. В некоторых можно сделать это дистанционно, без визита в офис.

Возможный вопрос от сотрудников банка при открытии специального счета — для каких целей он необходим. Обычно достаточно пояснить для какого вида торгов он будет использоваться — для работы в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Неважно в каких закупках вы принимаете участие — в Тендерплан найдутся и государственные торги и коммерческие тендеры. Удобный поиск, настройка рассылки, аналитика и управление работой с закупками в одном сервисе

Срок открытия и особенность обслуживания

Срок открытия специального счета при условии предоставления полного пакета документов — 1 рабочий день с момента получения заявления банком.

Законодательно закреплена обязанность банка начислять процент на остаток на специальном счете, однако, размер процента законодатель не указал, поэтому в разных банках он сильно отличается. Например, в Сбербанке составляет 0,01%, а в банке Точка от 0,5 до 4,5% на минимальный остаток.

Открытие и сопровождение спецсчета осуществляется бесплатно, однако, закон не запрещает банкам взимать комиссию за операции, проводимые на спецсчете . Например, Сбербанк взимает 50 рублей за каждую блокировку.

В период, когда денежные средства заблокированы оператором электронной площадки для обеспечения заявки на участие в закупке, участник не вправе распоряжаться этими денежными средствами. Кроме того, контролирующие органы, например, ФНС, не вправе обратить взыскание на такие денежные средства.

Что происходит с деньгами на спецсчете?

Они блокируются оператором электронной площадки. Сумма, подлежащая блокировке, равна размеру обеспечения заявки на участие в закупке, указывается в извещении о проведении, и для большинства процедур закупок составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены контракта.

Такая блокировка происходит автоматически, в течение двух часов с момента окончания подачи заявок на участие в процедуре закупки.

Иными словами, заявку вы подали, убедились в том, что нужная сумма на спецсчете есть, а дальше все происходит без вашего участия.

После блокировки денежных средств оператор электронной площадки направляет участнику соответствующее уведомление. Формулировки в этом уведомлении могут быть разными, а иногда даже немного пугающими, например: « Средства по счёту 407028. на сумму ХХХ. заблокированы». Похоже на не очень приятные уведомления от налоговой инспекции. Однако на деле это положительное уведомление, подтверждающее успешную блокировку денежных средств на специальном счете.

Разблокировка денежных средств производится также оператором электронной площадки в течение 1 рабочего дня после наступления одного из следующих событий:

  • участник отозвал заявку;
  • заказчик отменил процедуру закупки;
  • заявка участника не допущена до участия по результатам ее рассмотрения заказчиком;
  • участник не принял участие в электронном аукционе;
  • участник не выиграл в закупке, но его заявка признана соответствующей по итогам рассмотрения заявок заказчиком;
  • заключение контракта — для участника, признанного победителем.

Кроме того, со специального счета списывается плата, которая взимается с участника в случае победы в процедуре закупки. Напомним, что размер такой платы составляет 1% от начальной максимальной цены контракта, но не более 5 000 рублей для обычных закупок, и не более 2 000 рублей для процедур, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства. Большинство площадок также добавляют к этой сумме НДС.

Важно

Посмотреть состояние специального счета можно только в интернет-банке, функционал электронных площадок не предусматривает возможность отображения баланса на их лицевых счетах. Поэтому, будьте внимательны, и периодически проверяйте состояние счета, ведь если в нужный момент денег на спецсчете не окажется, поучаствовать в процедуре закупки не получится — заявка будет отклонена оператором ЭП .

Спецсчетов может быть несколько, вы можете их открыть, и в момент подачи заявки в специальной графе просто выбирать нужный.

Некоторые банки взимают комиссию за отсутствие активности на счете, если такое условие было указано в договоре. Поэтому, если планируете пользовать спецсчетом не часто, рекомендуем уточнять перед открытием счета, есть ли такое условие в вашем договоре. И, в случае, если оно есть, срок, в течение которого отсутствие операций на счете позволит банку признать его неактивным, размер комиссии и условия активации.

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

СЧЕТ 55 "СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА В БАНКАХ"

Счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов, чеками и иными платежными документами (кроме векселей) регламентируется законами, нормативными актами Центрального банка России и правилами кредитных организаций.

К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета:

55-2 "Чековые книжки";

55-3 "Депозитные счета";

55-4 "Прочие счета".

На субсчете 55-1 "Аккредитивы" учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов.

Принятые на учет по счету 55 "Специальные счета в банках" средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".

Положение, утв. ЦБ РФ от 08.09.2000 N 120-П, утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.04.2001 N 952-У.

Аналитический учет по субсчету 55-1 "Аккредитивы" ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву. Данный субсчет и субсчет 55-2 "Чековые книжки" вводятся в рабочий план счетов при использовании аккредитивной и чековой формы расчетов согласно "Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации", утв. ЦБ РФ от 08.09.2000 N 120-П.

На субсчете 55-2 "Чековые книжки" учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Статьей 877 ГК РФ определено, что чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 "Специальные счета в банках" в дебет счетов учета расчетов (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). Выдача чека не погашает денежного обязательства организации, во исполнение которого он выдан. Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 "Специальные счета в банках"; сальдо по субсчету 55-2 "Чековые книжки" должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".

Контроль за движением средств в чековых книжках, выданных под отчет работникам предприятия для расчетов с предприятиями - кредиторами, ведется оперативно.

Кредиторская задолженность перед поставщиком может считаться погашенной только после оплаты банком выданного чека. Поэтому выдачу чека в бухгалтерском учете до момента его оплаты целесообразно отражать на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей", выданные в сумме, на которую выписан чек.

Аналитический учет по субсчету 55-2 "Чековые книжки" ведется по каждой полученной чековой книжке.

На субсчете 55-3 "Депозитные счета" учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.

Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.

Аналитический учет по субсчету 55-3 "Депозитные счета" ведется по каждому вкладу.

На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 "Специальные счета в банках", учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.

Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках" движение указанных средств.

Кроме того, организации АПК могут открывать дополнительно отдельные субсчета:

55-6 "Специальный счет бюджетных средств по компенсациям и пособиям физическим лицам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС";

55-7 "Специальный счет по финансированию капитальных вложений" вводится при наличии у организаций целевых средств на данные мероприятия (приобретение взрослого племенного скота и т.п.), которые хранятся обособленно;

55-7 "Специальный счет для расчетов с населением за принятые для реализации скот и продукцию по договорам";

55-8 "Специальный счет по банковским картам" вводится организациями для осуществления расчетов при использовании банковских корпоративных карт в установленном ЦБ РФ порядке.

Сельскохозяйственные и другие организации АПК при наличии объекта учета в установленном порядке могут открывать и другие субсчета по учету операций по прочим специальным счетам в банках.

Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 "Специальные счета в банках" обособленно с введением отдельных субсчетов. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Cпециальный счет в банке — это реквизиты, которые используют электронные площадки, чтобы заблокировать деньги в качестве обеспечения заявки и списать плату за победу в госзакупках по 44-ФЗ.

Что такое спецсчет в банке для юридических лиц

Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Это обычный расчетный счет, на котором банк блокирует или снимает деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ. Его используют участники госзакупок со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в электронных конкурсах и аукционах.

О том, как открыть спец счета для учета госзаказов, что это и как с ним работать, рассказали в видео.

Видеоинструкция: «Как открыть спецсчет»

Обязательно ли открывать

В ст. 44-ФЗ указано, что спецсчет для участия в торгах — это инструмент, который помогает обеспечить заявку. Поэтому если участвуете исключительно в тендерах без обеспечения, можете не открывать его. Напомним, с 01.07.2018 заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.

Если участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.07.2019 это снова стало возможно.

Если участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять плату за победу на банковские реквизиты площадки, то обойдетесь без спецсчета.

Когда начали открывать

Новая система уже работает.

Официально открывают спецсчет для обеспечения госконтрактов с 31.08.2018. И мейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи с качайте необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально организована процедура.

В какой банк обращаться

Распоряжением правительства № 1451-р от 13.07.2018 утвердили закрытый перечень банков, в которых разрешили открыть спецсчет:

Если банка нет в перечне из распоряжения правительства № 1451-р от 13.07.2018, специальный счет в нем не откроют!

У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный?

В этом случае открывать отдельный не нужно. Используйте имеющийся расчетный. Для этого подпишите допсоглашение с банком (постановление правительства № 626 от 30.05.2018).

Сколько открывать

Достаточно одного спецсчета для участия в госзакупках. Электронные площадки подписали соглашения о взаимодействии с каждым из банков из распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не держат деньги на нескольких электронных площадках. Один счет используют для всех торгов.

Не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.


Когда заблокируют деньги?

В ч. 20 ст. 44 44-ФЗ указано, когда блокируются деньги на спецсчете 44 ФЗ, — это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.

Из этого вытекает важный нюанс работы — не обязательно иметь всю сумму обеспечения заявки в момент ее подачи. Следите, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее не получится.

Используете для торгов отдельный специальный счет и пополняете его по мере необходимости с расчетного? Помните, что на фактическое поступление денег уходит до 3 рабочих дней! Учитывайте это, планируя операции.

Когда разблокируют деньги?

В течение одного рабочего дня после того, как:

  • заявку отклонили;
  • участник не подал ни одного предложения в ходе торгов;
  • участник не прошел предквалификационный отбор;
  • участника отстранили от участия;
  • был подписан контракт, за вычетом платы за победу.

Инструкция, как вывести деньги со спецсчета обратно на расчетный счет, в разных банках отличается. Вот, например, инструкция банка Тинькофф, как вернуть деньги со спецсчета на расчетный:

  1. Зайдите в личный кабинет.
  2. Убедитесь, что деньги разблокированы.
  3. Выберите операцию «Перевод между счетами».
  4. Укажите номер своего расчетного.
  5. Переведите деньги со специального на расчетный.


Банки начисляют процент?

Есть банки, которые начисляют процент на сумму, которая находится на специальном счете для обеспечения заявок в электронных процедурах. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.

С отдельного счета списывают плату за победу?

Работа со спецсчетами по госзаказам заключается еще в оплате победы. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, электронная площадка потребует перечислить нужную сумму на банковский.

Такое нововведение пришло с июльскими изменениями. С этой даты ЭТП формально обязаны брать с победителя закупки 1% от начальной цены контракта. У становили верхние границы. А электронные площадки утвердили тарифы на основе этих ограничений. Плата не превышает:

  • 2000 рублей, если закупка проходит с ограничениями для малого бизнеса и СОНКО;
  • 6000 рублей для всех остальных госзакупок. (5000 + НДС 20%).

Платить придется только победителю госзакупки. Для остальных поставщиков участие бесплатно.

Понадобится ли для торгов по 223-ФЗ?

В ч. 13 ст. 3.4 223-ФЗ указано, нужен ли спецсчет для 223 ФЗ, — да, если относитесь к малому и среднему предпринимательству и планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ для этих организаций. Только в этом случае действует требование обеспечивать заявки через спецсчет. Проходить они будут на тех же ЭТП, что и госзакупки по 44-ФЗ.

Во всех остальных случаях для участия в торгах по 223-ФЗ специальный счет не нужен.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: