Может ли взыскатель предъявить судебный приказ в банк самостоятельно

Обновлено: 28.03.2024

Добрый вечер. На руках вступивший в законную силу судебный приказ о взыскании алиментов в процентном соотношении. Должник ип на усн, имеет расчетный счёт в банке. Можно ли отнести судебный приказ в банк , где обслуживается должник?

Да, Вы вправе предъявить исполнительный лист в банк, в котором имеется счет должника на основании ст. 8 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Правоприменительная практика указанной нормы права отражена в «Обзоре судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)

1. Исполнительный документ может быть предъявлен в банк к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Исполнительный документ может быть направлен в банк по почте до двадцати четырех часов последнего дня срока для его предъявления к исполнению.

Вместе с исполнительным листом Вам необходимо представить и заявлении о принятии к исполнению этого документа, а в заявлении необходимо указать реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя — юридического лица.

Полина, добрый день! Да. на основании ст. 8 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Вы вправе предоставить исполнительный документ ( а это в том числе судебный приказ) непосредственно в банк где у должника имеются счета минуя приставов.

Какую сумму в таком случае будет удерживать банк? Точнее с какой суммы % ведь доход не установлен, на счёт поступают денежные средства, с которых должник впоследствии несёт расходы. Или это не имеет значения?

доход не установлен, на счёт поступают денежные средства, с которых должник впоследствии несёт расходы. Или это не имеет значения?

есть максимальный размер удержаний, определенный ст. 99 Закона №229-ФЗ исчисляемый из суммы после удержания налогов ( ч. 1 ст. 99), им банк и должен руководствоваться при исполнении судебного приказа.

Банк также относится к числу органов исполнения решений суда, которому Вы можете передать исполнительный документ, в том числе и судебный приказ, для списания средств с расчетного счета должника в безакцепном порядке.

На это обращено внимание в ст. 8 ФЗ «ОБ исполнительном производстве»

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Поскольку я не согласен с ответами, коллег и считаю их неверными, отвечу.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Алиментные требования безусловно являются требованиями имущественного характера, но назвать их в чистой форме денежными, на мой взгляд, нельзя.

По части 1 статьи 5 того же закона

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Банк не является органом принудительного исполнения.

ч.1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрена специальная норма:

Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен статьей 102 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В ее нормах банк не упоминается.

Возможно, я заблуждаюсь, но я в своей практике ни разу не сталкивался с предъявлением исполнительного документа о взыскании алиментов в банк.

Вы можете попробовать, как советуют коллеги, но отмечу, что в перечень доходов, из которых взыскиваются алименты, входят не только доходы от предпринимательской деятельности.

Кроме того, удержание алиментов с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производится за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в случае их подтверждения индивидуальным предпринимателем. Банк же не уполномочен производить расчет задолженности, как я указал выше.

I. Предъявление исполнительного документа в банк

1. Исполнительный документ может быть предъявлен в банк к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Исполнительный документ может быть направлен в банк по почте до двадцати четырех часов последнего дня срока для его предъявления к исполнению.

Взыскатель обратился с заявлением к банку о признании незаконным отказа в принятии исполнительного листа, обязании принять к исполнению указанный исполнительный лист и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований взыскатель указал, что на основании решения мирового судьи от 21 февраля 2013 года с должника взысканы денежные средства в пользу взыскателя. Решение суда вступило в законную силу 22 апреля 2013 года, взыскателю выдан исполнительный лист, который он 18 апреля 2016 года направил для исполнения в банк.

Взыскатель полагал, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению соблюден, однако банк возвратил его незаконно.

Руководствуясь статьями 6, 8, 16, 21, 70 Закона об исполнительном производстве, суд первой инстанции решением, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что взыскателем пропущен срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, так как в банк он поступил 25 апреля 2016 года, то есть за пределами трехгодичного срока со дня вступления в законную силу решения суда.

Ссылаясь на положения части 7 статьи 16, части 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве, пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд кассационной инстанции отменил решение суда и определение суда апелляционной инстанции с направлением дела в суд первой инстанции.

При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что последним днем предъявления исполнительного листа к исполнению является 22 апреля 2016 года. Поскольку взыскатель предъявил в банк исполнительный лист до двадцати четырех часов последнего дня срока для его предъявления к исполнению, то суд кассационной инстанции пришел к выводу, что взыскатель надлежащим образом выполнил установленные действующим законодательством требования.

При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 6, 8, 16, 21, 70 Закона об исполнительном производстве, статьи 151, пункта 2 статьи 194 ГК РФ признал незаконным отказ в принятии банком исполнительного листа.

В удовлетворении требований в части взыскания компенсации морального вреда судом было правильно отказано, поскольку по смыслу статей 151 и 1099 ГК РФ моральный вред подлежит взысканию в случаях, предусмотренных законом или если нарушены неимущественные права гражданина. Однако в данном случае имело место нарушение имущественных прав должника. Кроме того, отношения между взыскателем и банком не являются потребительскими, а потому компенсация морального вреда за ненадлежащее исполнение банком своих обязанностей на основании Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" также не подлежала взысканию.

2. Банк, в который на исполнение поступил исполнительный документ, осуществляет проверку соблюдения взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению с учетом положений о перерыве течения такого срока.

Взыскатель оспорил в судебном порядке отказ банка исполнить требования исполнительного листа по причине пропуска срока предъявления его к исполнению.

Суд требование взыскателя удовлетворил, признал действия банка незаконными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве, по общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Названный срок прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, за исключением случаев предъявления к исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (пункт 1 части 1, части 2 и 6 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).

Судом установлено, что согласно имеющемуся на исполнительном листе входящему штампу он первоначально был предъявлен взыскателем к исполнению в подразделение службы судебных приставов до истечения установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Постановлением судебного пристава исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с невозможностью установить местонахождение имущества должника.

Взыскатель обратился с заявлением о принятии исполнительного листа к исполнению в банк, который отказал ему в его исполнении в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве.

Суд обоснованно не согласился с такими доводами банка ввиду наличия доказательств, свидетельствующих о том, что срок предъявления исполнительного листа прерывался его предъявлением в службу судебных приставов.

Следовательно, на момент предъявления исполнительного листа к исполнению в банк указанный срок не истек, поэтому отказ банка в принятии исполнительного документа по данному основанию является незаконным.

3. Банк не может принять к исполнению исполнительный документ, если срок его предъявления к исполнению истек, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом.

Должник обратился в суд с заявлением к банку о признании незаконным принятия банком к исполнению исполнительного листа, взыскании на его основании денежных средств в пользу взыскателя. Должник утверждал, что исполнительный лист представлен в банк по истечении трехлетнего срока предъявления его к исполнению, в связи с чем банк не имел права принимать исполнительный лист к исполнению.

Суд признал незаконными принятие банком к исполнению исполнительного листа, взыскание на его основании в пользу взыскателя со счетов, открытых на имя должника, денежных средств и обязал банк снять ограничения со счетов.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 данной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Статьей 23 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что решение о взыскании с должника денежных средств принято 14 июня 2013 года и вступило в законную силу по истечении месячного срока, а исполнительный лист для исполнения передан взыскателем в банк 20 августа 2018 года, то есть по истечении трехлетнего срока. При этом ходатайство о восстановлении срока исполнения исполнительного листа должником не заявлялось.

На основании изложенного суд пришел к выводу об удовлетворении требований должника.

4. Банк вправе принять к исполнению исполнительный документ в форме электронного документа, подписанный электронной подписью, только после проверки действительности такой подписи в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Взыскатель обратился в суд с требованием к банку о возложении обязанности принять к исполнению удостоверение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Судом установлено, что на основании части 3 статьи 23 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" взыскателю финансовым уполномоченным в связи с неисполнением вступившего в силу решения финансового уполномоченного выдано удостоверение, согласно которому в пользу взыскателя с должника взыскана неустойка.

Данное удостоверение направлено взыскателю в форме электронного документа и подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Впоследствии взыскатель распечатал указанное удостоверение и направил его на бумажном носителе в банк для исполнения. Однако удостоверение возвращено без исполнения в связи с отсутствием подписи и печати, то есть оно, по мнению банка, не соответствовало требованиям, предъявляемым к исполнительным документам.

В силу части 3 статьи 13 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Согласно части 4 статьи 13 Закона исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что удостоверение на бумажном носителе не позволяет в предусмотренном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" порядке проверить действительность документа. Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, может являться действительным и подлежащим исполнению только при наличии положительного результата его проверки. Распечатанная копия электронного документа исключает возможность проведения такой проверки, поскольку не содержит в себе электронных данных в соответствии с положениями статьи 12 указанного федерального закона.

5. Возвращение исполнительного документа в связи с истребованием банком у взыскателя документов и сведений, не установленных частью 2 статьи 8 Закона об исполнительном производстве, является необоснованным и влечет ответственность банка, предусмотренную частью 1 статьи 332 АПК РФ.

Взыскатель предъявил для исполнения в банк исполнительный лист с заявлением, к которому приложена заверенная копия приказа о назначении генерального директора юридического лица.

Банк возвратил взыскателю исполнительный лист без исполнения ввиду отсутствия в приложении к заявлению выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), подтверждающей правоспособность юридического лица.

Взыскатель, полагая, что банк неправомерно возвратил исполнительный лист, обратился в суд с заявлением о наложении на него судебного штрафа в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 332 АПК РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, заявленное требование удовлетворено на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.

Из приведенного положения следует, что банк может быть привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 332 АПК РФ, в случае неисполнения им судебного акта.

На основании части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств возможно путем предъявления его непосредственно взыскателем в банк, обслуживающий счета должника.

Согласно части 2 статьи 8 Закона взыскатель должен одновременно с исполнительным документом представить в банк заявление, где указываются реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 статьи 8 Закона, о взыскателе и о себе (часть 3 статьи 8 Закона об исполнительном производстве).

Суды установили, что в своем заявлении взыскатель указал реквизиты расчетного счета для перечисления взысканных сумм, наименование, ИНН, ОГРН, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя. К заявлению был приложен документ, подтверждающий полномочия руководителя - заверенная копия приказа о назначении генерального директора.

Вместе с тем законодательство не содержит требований о представлении каких-либо иных документов помимо тех, которые перечислены в части 2 статьи 8 Закона.

Следовательно, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у банка оснований для возвращения взыскателю исполнительного листа по причине непредставления им выписки из ЕГРЮЛ, поэтому правомерно привлекли банк к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 332 АПК РФ.

IV. Процессуальные вопросы

19. Судебный приказ подлежит возвращению банком взыскателю при поступлении в банк сведений о его отмене.

На основании заявления взыскателя суд выдал судебный приказ о взыскании с должника задолженности по кредитному договору. Взыскатель направил в банк судебный приказ и заявление о его исполнении.

Впоследствии суд отменил судебный приказ на основании поступивших от должника возражений.

Должник обратился в банк с заявлением о прекращении взыскания, однако банк продолжил списание денежных средств, ссылаясь на то, что судебный приказ правомерно принят к исполнению, которое не может быть прекращено в отсутствие заявления взыскателя.

Не согласившись с указанными действиями банка, должник оспорил их в суде.

Суд первой инстанции признал доводы должника обоснованными и удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям.

Статьи 31 и 43 Закона об исполнительном производстве устанавливают основания, при наличии которых исполнительное производство не может быть возбуждено, а начатое исполнительное производство - подлежит прекращению. С наличием данных оснований законодатель связывает невозможность принудительного исполнения требований исполнительного документа, то есть исключает вмешательство в имущественную сферу должника.

Следовательно, при наличии установленных законом оснований отказа в возбуждении (прекращении) исполнительного производства исполнительный документ также не может быть предъявлен взыскателем непосредственно в банк, и обращение взыскания на денежные средства по такому исполнительному документу не осуществляется, а по начатому - подлежит прекращению.

В частности, не подлежат исполнению требования исполнительного документа, если не вступил в законную силу или отменен судебный акт, на основании которого этот документ выдан, а применительно к судебному приказу - если не вступил в силу или отменен судебный приказ (пункт 7 части 1 статьи 31, пункт 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве).

В рассматриваемом случае судебный приказ, на основании которого банк приступил к обращению взыскания на денежные средства, впоследствии был отменен судом в связи с поступлением от должника возражений.

Следовательно, с момента поступления в банк документа, подтверждающего отмену судебного приказа, в том числе представленного должником, обращение взыскания на денежные средства подлежит прекращению, а судебный приказ - возвращению применительно к пункту 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве.

Судами апелляционной и кассационной инстанций решение суда оставлено без изменения.

20. Подсудность дел (судам общей юрисдикции или арбитражным судам) об оспаривании в суде действий (бездействия) банка определяется в зависимости от того, каким из названных судов выдан исполнительный документ.

Взыскатель - юридическое лицо обратился в арбитражный суд с заявлением к банку о признании незаконным отказа от исполнения судебного приказа, выданного мировым судьей, на взыскание с должника - физического лица денежных средств и возвращения данного приказа взыскателю без исполнения.

Определением суда первой инстанции взыскателю указанное заявление возвращено в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве следует, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Таким образом, на банки возлагаются функции по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 128 Закона об исполнительном производстве постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Законом.

Критерием разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ (части 2 и 3 статьи 128 Закона).

Принимая во внимание универсальность воли законодателя необходимо обеспечить равный подход к определению компетенции судов по делам, связанным с оспариванием правомерности обращения взыскания на денежные средства, вне зависимости от используемого взыскателем порядка взыскания (посредством предъявления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, либо непосредственно в кредитную организацию).

Таким образом, подсудность дел об оспаривании в суде действий (бездействия) банка определяется в зависимости от того, каким из названных судов выдан исполнительный документ. Если оспариваются действия (бездействие) банка по исполнению исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, то подобный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

21. Заявление об оспаривании взыскателем - физическим лицом действий (бездействия) внутреннего структурного подразделения банка (в том числе операционного офиса) или его должностного лица подается в суд того района, на территории которого осуществляет свою деятельность данное структурное подразделение .

Данную позицию возможно применять по аналогии в арбитражных судах.

Взыскатель - физическое лицо обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий операционного офиса банка по возвращению исполнительного документа без исполнения. Данное заявление предъявлено в суд по адресу операционного офиса.

В судебном заседании представитель банка заявил ходатайство о передаче указанного дела на рассмотрение по подсудности в суд по адресу банка, поскольку операционный офис не является филиалом банка, в связи с чем не может выступать административным ответчиком по делу.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства представителя банка по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

При этом частью 2 статьи 22 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Поскольку исполнительный документ возвращен взыскателю - физическому лицу сотрудником операционного офиса банка, на которого в данном случае законом возложены полномочия по осуществлению публичных функций, то заявление об оспаривании действий (бездействия) банка или его должностного лица подается в суд того района, на территории которого данное структурное подразделение банка осуществляет свою деятельность.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 6 марта 2017 года N ГД-4-8/4026

О направлении судебных актов в банки

Федеральная налоговая служба в целях снижения задолженности, образовавшейся у физических лиц по имущественным налогам, а также по налогу на доходы физических лиц сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) предусмотрено направление исполнительного документа о взыскании денежных средств или об их аресте в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Ограничение сумм задолженности при направлении в соответствии со статьей 8 Закона исполнительных документов в банки и иные кредитные организации, не предусмотрено.

Одновременно с исполнительным документом налоговый орган представляет в банк или иную кредитную организацию в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета взыскателя на который следует перечислить взысканные денежные средства, наименование взыскателя, его идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, адрес регистрации налогового органа, фамилия, имя, отчество должника, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При этом, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Закона взыскание денежных средств не может быть обращено на пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, средства материнского (семейного) капитала, денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, различные компенсационные выплаты и другое.

Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом - исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

Таким образом, налоговые органы после получения из судебного органа исполнительного листа или судебного приказа, вступившего в законную силу о взыскании задолженности с физического лица, и при этом, обладая информацией об открытых счетах налогоплательщиков - должников в банках или иных кредитных организациях, а также о получении им заработной платы, могут осуществлять вышеуказанные исполнительные действия, направленные на взыскание имеющейся у налогоплательщика задолженности.

Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступивший в силу судебный акт налоговый орган направляет на исполнение в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для исполнения за счет иного имущества физического лица в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации

Следовательно, в случае возврата банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в связи с отсутствием в течение 2 месяцев у физического лица - должника на счетах денежных средств и (или) движении денежных средств на указанных счетах, или закрытием налогоплательщиком счета налоговым органам рекомендовано направлять этот исполнительный документ в адрес территориальных органов ФССП России для взыскания задолженности за счет иного имущества должника.

Кроме того, налоговому органу также рекомендуется направлять исполнительный лист в банки или иные кредитные организации в сроки установленные пунктами 1 или 3 статьи 21 Закона (в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или получения судебного приказа) в случае ранее оконченных территориальными органами Федеральной службой судебных приставов исполнительных производств актом о невозможности взыскания, но при наличии у налоговых органов информации об открытых счетах в банках или иных кредитных организациях у этих должников и (или) о движении денежных средств на этих счетах, в связи с получением должником заработной платы.

Данную информацию необходимо довести до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Добрый день! У меня вопрос: сын и я являемся должниками 13 тыс руб,имеет ли право взыскатель на основании судебного приказа минуя судебных приставов требовать долг.У сына в банке с карты сняли все деньги со счета и перечислили взыскателю,предупредив что в будут полн

остью в дальнейшем все поступления на счет будут списывать с карты Насколько это законно?

имеет ли право взыскатель на основании судебного приказа минуя судебных приставов требовать долг.

Наталья

да, полное. это прямо предусмотрено положениями статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», по которой исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Соглашусь с коллегой в том, что взыскатель вправе предъявить исполнительный документ (а им выступает в данном случае судебный приказ) непосредственно в банк.

Вместе с тем на банк распространяются требования Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Таким образом, на Сбербанк, как на лицо, осуществляющее исполнение требований исполнительного документа, предъявленного ему непосредственно взыскателем, в полной мере распространяются положения ФЗ «Об исполнительном производстве», в том числе и в части соблюдения ограничений, установленных ч. 2 статьей 99 ФЗ, а также и соблюдения принципов, установленных статьей 4 того же ФЗ.

Ч.2 ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что

2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ст.4 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что

Исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Следовательно, банк не вправе списывать и перечислять все поступающие на карту денежные средства, не более 50%. При этом банк обязан учитывать и источники поступления денежных средств, так как ст.101 ФЗ установлен перечень видов доходов, на которые взыскание не допускается.

При неправомерном списании денежных средств (более 50%, или при взыскании с доходов, с которых взыскание не допускается) Вы вправе обратиться в банк с претензией и взыскать с банка неправомерно списанные суммы, а также проценты на них в соответствии со ст.395 ГК РФ.

Что касается списания и перечисления имещихся на карте накопленных денежных средств, то банк поступил правомерно, в соответствии с ч.4 ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вы можете обратиться ко мне в чат за более подробной консультацией и составлением документов по Вашему вопросу. (на платной основе).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: