Оплачивается ли стажировка в сбербанке

Обновлено: 25.04.2024

Практика или стажировка в Сбербанке – крупнейшем, представленном в каждом городе России государственном финансово-кредитном учреждении с многотысячным штатом сотрудников и десятками миллионов клиентов – хороший старт карьеры не только будущих специалистов по масштабным денежным потокам и операциям, но и завтрашних ИТ-профи высокого класса. Пройти практику, стажировку, а потом и получить первую работу в Сбербанке могут студенты всех регионов РФ.

О компании

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» – один из столпов финансового сектора РФ. 50 % плюс одна акция в структуре собственности принадлежит Центробанку, то есть государству. Как отмечено на официальном сайте, учреждение владеет третью активов отрасли, располагает почти половиной депозитов населения страны, обеспечивает около 40 % кредитования частных лиц и до 30 % займов бизнесу.

Основные показатели

Не только деньги, но и банки в целом любят счет. Финансовые результаты и масштабы деятельности компании желающие могут изучить самостоятельно. С точки зрения студента, собирающегося на стажировку с прицелом на трудоустройство, принять во внимание стоит:

  • количество рабочих мест – штат 260 тысяч человек по всей РФ.
  • доступность офисов – около 18 тысяч представительств в 83 субъектах федерации;
  • нагрузку – клиентская база составляет миллион юридических лиц и свыше 100 миллионов частных вкладчиков.

Территориальный охват плюс укоренившиеся привычки населения, заложенные пусть не с 1841 года, как убеждает официальная информация, а куда в более поздний период советских сберкасс, обеспечивают банку устойчивый спрос на услуги, предполагающие миллионы ежедневных операций. Структура постоянно нуждается в кадровом резерве, поэтому отбор и обучение молодых специалистов для Сбербанка – вопрос перманентно актуальный. По официальным данным, ежегодно в подразделениях компании проходит практику не менее 6 000 студентов.

Учебная база

Пройти стажировку и потом устроиться на работу в Сбербанк могут студенты и выпускники любого профильного вуза, но с рядом учебных заведений компания сотрудничает на постоянной основе. Всего вузов-партнеров более 300. Отдельно стоит отметить базовые кафедры, работающие по программам, адаптированным непосредственно для формирования кадрового резерва Сбербанка. В частности, специализированное обучение ведется на факультетах экономического блока:

  • НИУ ВШЭ в Москве и региональных филиалах;
  • РАНХиГС;
  • МФТИ;
  • СГУ имени Питирима Сорокина (Сыктывкарского госуниверситета);
  • ИжГТУ и УГТИ (Ижевского и Ухтинского технических университетов).
  • ИЭУиП СФУ (Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета);
  • ЮГУ (Югорского госуниверситета);
  • ИГХТУ (Ивановского химико-технологического университета);
  • ДВФУ (Дальневосточного федерального университета).

Не диплом, но весьма полезные знания и ценный сертификат можно получить, окончив учебную программу, разработанную специалистами компании. Каждую осень Сбербанк набирает студентов старших курсов и выпускников вузов в Академию риск-менеджмента – шестимесячные курсы в Москве, по итогам которых обучающиеся получают сертификаты, а 20 лучших – приглашение на стажировку с вероятным трудоустройством.

Стажировка в Сбербанке

Студенты и выпускники вузов могут пройти в Сбербанке два типа стажировок:

  • HEAD START – для обучающихся профессиям, которые непосредственно относятся к банковской сфере. Пред стажировкой обязательно проводится базовое обучение в Летнем классе.
  • Sberseasons – для изучающих IT-направление современных финансов: разработку мобильных приложений, средств интернет-банкинга, кибербезопасности.

Кроме того, компания ежегодно выделяет гранты по программам:

  • «Сбербанк 12UP» – 12 именных стипендий для студентов, обучающихся в магистратуре.
  • Young Global Pioneers – трехнедельная образовательная программа для студентов технических специальности. Изюминка курса – в курс обучения входит путешествие по Африке.

Направления

Приоритетные для Сбербанка факультеты: экономика, менеджмент, маркетинг, кредитные и международные отношения, предпринимательство, юриспруденция и другие, непосредственно связанные с бизнесом и финансами. Целевая программа этого направления – HEAD START, в рамках которой студентов приглашают стажироваться в департаментах:

  • глобальных рынков;
  • кредитования;
  • развития CIB;
  • крупнейших клиентов CIB;
  • инвестиционной деятельности;
  • управления частным капиталом;
  • управления торгового финансирования и корреспондентских отношений.

Практикантов также берут в HR-отделы, подразделения моделирования рисков, на позиции, не требующие значительного опыта и профессиональных знаний (должности консультантов, администраторов).

Отдельное и весьма серьезное внимание уделяется подбору айтишников. По программе Sberseasons формируются группы стажеров, специализирующихся:

  • на разработке приложений для основных мобильных ОС;
  • языках программирования Java, JavaScript
  • кибербезопасности;
  • экономическом моделировании;
  • работе с данными;
  • анализе;
  • UI/UX-дизайне.

Задачи студентов на стажировке в Сбербанке

Стажеры-компьютерщики привлекаются к работе с проектами по обработке массивов данных, анализу информации программными методами, машинному обучению. О самостоятельности в такой значимой сфере, как банковское дело федерального масштаба, говорить не приходится, но задачи группам ставятся реальные, и, как отмечают те, кто прошел летние курсы, когда речь идет об обработке несекретных данных, стажеры участвуют в проектах на равных со штатными сотрудниками.

Будущим банкирам погрузиться в практическую работу несколько сложнее – ответственность за проведение реальных операций с деньгами банка и клиентов неизмеримо выше, что накладывает ограничения. Студенты участвуют:

  • в анализе кредитных портфелей и рисков;
  • разработке решений для частных и корпоративных клиентов;
  • работе с data-аналитикой;
  • работе с документацией;
  • создании презентаций.

Как попасть на стажировку в Сбербанк

В первую очередь, отменить все планы на лето и начать готовиться к отбору еще зимой. Стажировки начинаются в июле (длятся два месяца), но прием резюме начинается весной. Например, чтобы попасть в HEAD START, зарегистрироваться на официальной странице программы нужно до 25 марта.

К началу апреля специалисты компании заканчивают заочный отбор. Затем претендентов ждут:

  • тестирование;
  • практикум-конкурс в формате деловой игры;
  • базовый курс Летнего класса;
  • личное интервью с руководителем подразделения, в котором будет проходить стажировка.

Требования к кандидатам

Опыт работы, практики, прохождения других стажировок приветствуется. Кроме конкретных профессиональных навыков для разных позиций компанией установлены общие требования к потенциальным стажерам.

Условно их можно разделить на критерии отбора студентов на стажировки в финансовом секторе и IT-блоке.

Экономические специальности Технические специальности
3–4 курс. 3 и 4 курс очной формы обучения.
Знание Excel, умение работать с формулами. Английский Intermediate.
Английский Upper-intermediate.
Коммуникативные навыки

Также большинству понадобится знание PowerPoint и других программ Microsoft Office.

Тестирование

На первом этапе кандидатам в стажеры предлагаются типовые онлайн-тесты – такие же, как проходят те, кто устраивается в штат Сбербанка. Четыре блока вопросов ориентированы на оценку кругозора, уровня профессиональных знаний и определение типа мышления:

  1. Вербальный тест – пользователю предлагается продемонстрировать умение работать с текстовой информацией.
  2. Тест на эрудицию – общие вопросы об истории, географии, технологиях.
  3. Числовой тест – математические и логические задачи разной степени сложности.
  4. Тест на внимательность – придется находить слова в хаотичном наборе букв, продолжать логический ряд чисел, сопоставлять столбцы цифр.

Ответы на 50 вопросов психологического теста должны дать компании представление о характере претендента.

Пример числового теста

Пример числового теста в Сбербанке

В заданиях есть вопросы на решение пропорций, задач на проценты, интерпретацию графиков и операции с акциями.

Пример теста с процентами

Вопросы для выявления способностей к арифметике

Возможен и другой вариант формулирования вопросов.

Пример вербального теста

Пример вербального тестирования в Сбербанке

Так выглядят классические задания вербальных тестов, разработанных компаниями Talent Q и SHL. Но возможны и другие варианты.

Классический вербальный тест

Проверка внимания

Примерно так выглядит тест на внимательность.

Вариант вопроса на внимательность в Сбербанке

Кругозор

Эрудиция должна быть действительно всесторонней.

Тест на кругозор при приеме на стажировку

Кое-что, конечно, можно и просто угадать, если широты познаний не хватает.

Вопрос про октавы

Задания во всех типах тестов периодически меняются, но их структура остается прежней.

Собеседование

Вопросы на интервью с соискателями сотрудники Сбербанка задают разного характера. Условно их можно отнести к четырем направлениям:

  1. Личные – будьте готовы рассказать о своем семейном положении, сфере интересов и т. д.
  2. Профессиональная компетентность – уровень подготовки, опыт работы.
  3. Финансовая сторона – желаемый уровень оплаты труда.
  4. Планы на будущее – карьерные устремления, серьезность намерений претендента.

Будущий руководитель стажировки может уделить больше внимания одному из направлений, например, попросить подробнее рассказать об имеющихся навыках и прошлой практике. Подготовиться заранее ко всем вопросам собеседования невозможно, но с собой стоит захватить примеры выполненной работы или рекомендательные письма.

Оплата стажировки

Разбогатеть во время практики не выйдет, но у стажеров Сбербанка есть реальная возможность получить кроме опыта и материальное вознаграждение. Согласно информации на официальном сайте, практика оплачивается по отработанному времени (минимум – 30, максимум – 40 часов в неделю). График гибкий, его предлагается согласовывать с руководителем.

Не ручаемся, что ориентир достижим и все позиции оплачиваются так же, но в программах HEAD START и Sberseasons максимальная зарплата студента указана на уровне 40 тысяч рублей при условии полной занятости. Встречаются и объявления о бесплатных краткосрочных стажировках, по итогам которых компания гарантирует только выдачу сертификата.

Практика в Сбербанке

Капитал и традиции у главного финучреждения страны государственные, поэтому отношение заведения к профессиональному обучению студентов консервативно серьезное. Попасть на производственную и преддипломную практику в Сбербанк можно разными способами:

  • Откликнуться на соответствующие вакансии, размещенные на сайтах региональных отделений, интернет-ресурсах по трудоустройству.
  • Проявить инициативу и попроситься на практику в любое отделение.

Если договориться удалось, студент приносит направление из университета или института, а по окончании работы получает отзыв и все документы, необходимые для того, чтобы практика была зачтена вузом.

Отчет по практике

Для написания отчета по преддипломной или производственной практике Сбербанк предоставляет все необходимые данные:

  • сведения о компании, экономико-правовых основах деятельности, корпоративных нормах;
  • информацию об основных продуктах, услугах и правилах их предоставления;
  • текущие показатели.

Так что получится описать не только задачи, которые выполнялись в течение нескольких недель, но и весь производственный процесс.

Отзывы

Условия прохождения производственной практики, судя по отзывам на студенческих форумах, в каждом отделении свои. Кто-то всерьез работал весь оговоренный срок, а кому-то руководитель в первый день пообещал подписать дневник и отчет без каких-либо условий, не требуя ежедневного присутствия студента в офисе.

Со стажировкой дело обстоит серьезней, так как число мест ограниченно и отбор претендентов куда строже. Большинство участников программ положительно отзываются о своем опыте сотрудничества со Сбербанком. Многие отмечают интересные задачи, отличные отношения с наставниками и внутри команд, гибкий график, возможность самостоятельно выбирать рабочее время.

Обобщая отзывы, отметим, что практику в Сбербанке пройти можно, но гарантий, что она будет полезной, интересной и приведет к трудоустройству, нет. А вот шансы стажеров по окончании Летнего курса получить приглашение войти в штат, причем, на удобных для совмещения с учебой условиях, вполне реальны. Главное – настроиться на жесткий конкурентный отбор и продуктивную работу.


4 февраля 2022 года «Сбер» раскрыл, сколько в 2021 году зарабатывали студенты на оплачиваемой стажировке в банке по программе Sberseasons.

Sberseasons — это оплачиваемая стажировка, которую проводит Сбербанк для студентов 3 и 4 курса бакалавриата, последних курсов специалитета и магистратуры очной формы обучения. Стажировка доступна только действующим студентам очной формы обучения.

«Сбер» рассказал, что в программе Sberseasons 2021 приняли участие более 1,5 тыс. студентов по IT, технологическим, экономическим, юридическим и другим специальностям, востребованным в банке.

Самыми популярными направлениями стажировки в 2021 году были: Java, JavaScript, Data Science, Analytics (SQL,VBA).

Стажировки Sberseasons проходили удаленно и в подразделениях «Сбера», расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России: Екатеринбурге, Иркутске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Самаре и Сургуте.

«Сбер» уточнил, что студенты во время своих стажировок работали в банке от 3 до 6 месяцев по 20-40 часов в неделю. Размер вознаграждения каждого студента в месяц зависел от количества отработанного времени и его успехов.

По данным финансовой организации, один студент на стажировке в Москве зарабатывал до 53 тыс. рублей в месяц, в Санкт-Петербурге получал до 45 тыс. рублей, а в регионах от 34 до 39 тыс. рублей.

«Сбер» пояснил, что это даже больше, чем ожидали студенты. Ранее Changellenge провел опрос среди 6 тыс. студентов из 33 топ-вузов. В ходе этого исследования выяснилось, что в среднем учащиеся хотят зарабатывать на стажировке 36 тыс. рублей в месяц.

«Сбер» рассказал, что новая волна стажировок Sberseasons начнется в марте 2022 года. На нее уже можно оставить заявку для участия в весеннем отборе на стажировку в банке. Для участия в стажировках приглашаются студенты из 13 городов страны, включая Екатеринбург, Москву, Иркутск, Калининград, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Самару, Санкт-Петербург, Сургут и других.

Направления стажировок для различных городов страны различаются. В стажировках Sberseasons 2022 будут доступны такие категории: бизнес анализ, право, системный анализ, экономика и финансы, Analytics, Data Science, Data Engineering, DevOps, QA, Java, JavaScript и нагрузочное тестирование.

Например, в рамках стажировки по направлению Data Engineering студенты будут заниматься проектами по разработке банковских навыков виртуального ассистента «Сбера», написанию решений для оптимизации ботов, реализации ETL процессов по периодической поставке данных в DWH или реализации витрин данных в предметной области «Кредиты юридических лиц». В процессе работы по этим проектам понадобятся знания Python, Jinja2, yaml, shell, Git, Linux, SQL. Oracle, GreenPlum, DWH, ETL и так далее. Уровень знаний каждым студентом для получения допуска к стажировке будет определяться во время телефонного интервью и по итогам прохождения тестирования.

Sberseasons - оплачиваемая стажировка для студентов

Если для вас важно перманентно идти вперед, решать серьезные задачи в команде настоящих профи, то это ваш шанс! Сбербанк проводит стажировку — весной и осенью. Вы будете создавать инструменты для ведения бизнеса на совершенно новом уровне. Sberseasons – отточите собственные профессиональные навыки, получите колоссальный опыт в самом начале своей карьеры и получайте за активную работу достойное денежное вознаграждение.

Стажировки Sberseasons – это карьерный старт

  1. Совмещение с учебой на протяжении 3-6 месяцев;
  2. Совместная деятельность с профессиональными экспертами в реальных проектах;
  3. Заработная плата до 40 000 руб/мес;
  4. Невероятный масштаб происходящего.

Направления работы

  • JavaScript. Важны знания в области web-разработок и Python, наличия навыка обработки SQL запросов. Проектная деятельность связана с front-end разработкой: Сайтов; Внутренних сервисов; Расширений платформы QlikView; Веб-интерфейса для доступа сотрудников к корпоративным данным и приложениям.
  • Java. Требуется владение Hibernate, SQL, J2EE, Sybase, Spring, Java 7/8, желательны познания о СУБД Oracle. Проектная деятельность связана с: back-end разработкой сайтов, чатов, клиент-серверных приложений; проведением мониторинговых процессов; роботизацией; создания автоматизированного тестирования.
  • Analytics. Необходимы знания SQL-запросов высокой степени сложности, понимание, как создаются базы данных, желательно знать BI-системы, Python и Qlik. Проектная деятельность связана с: Объединением и анализом большого количества данных; Построением ETL-процессов; Написанием отчетов о проведенной работе и созданием их визуализации.
  • Data Science (по данному направлению набор закрыт). Нужно знать базу по математической статистике, Machine Learning, NLP, Text Mining, Data Science, владеть Python и R, уметь создавать SQL-запросы. Проектная деятельность связана с: Созданием поведенческих, прогнозных и скоринговых моделей; Поэтапным прохождением внедрения ML-моделей в бизнес-процессы – генерировать фичи, обучать и проводить валидацию модели, пилотирование в системе Сбербанка.

Стажировки Sberseasons – это карьерный старт

Требования для стажера

  • Быть студентом-бакалавром или специалистом от 3-го курса и выше, а также рассматриваются обучающиеся в магистратуре по очной форме обучения;
  • Иметь серьезные познаниями в одном из четырех направлений;
  • Готовность к масштабности и неординарности задач.

В качестве кураторов выступают лучшие эксперты банка, начальники и менеджеры крупных отделов компании.

Этапы конкурсного отбора

  1. До 01.07.2019 включительно осуществляется прием заявок;
  2. До 05.07.2019 включительно проводится интервью по телефону с теми, кем заинтересовалась отборочная комиссия;
  3. До 10.07.2019 включительно рассматриваются заявки;
  4. 17.06-10.07 – проведение очного собеседования со специалистом по подбору персонала и руководителем выбранного направления.
  5. Июль – начало стажировки.

Частые вопросы

Я подал заявку на программу, но мне до сих пор не ответили.

Сколько направлений можно выбрать?

Мы рекомендуем тебе оценить, в каком направлении тебе интереснее всего развиваться, и подавать заявку на одно направление.

Если ты хочешь подать заявку на несколько направлений стажировки — тебе необходимо заполнить каждую заявку максимально полно.

Я не могу приехать на очный отбор, могу ли я пройти его удалённо?

К сожалению, такая возможность не предусмотрена. Мы рекомендуем подавать заявку в своём городе или убедиться, что ты сможешь самостоятельно приехать на отбор.

А стажировка оплачивается?

Да. Оплата зависит от количества рабочих часов в неделю. Например, при максимальной недельной загрузке в 40 часов ты получишь порядка 40 000 рублей в месяц без учёта НДФЛ.

Можно ли совмещать стажировку и учёбу?

Да, легко! Главное — посвящать стажировке не менее 20 часов в неделю. Заранее оцени, сможешь ли посвящать стажировке достаточно времени. После успешного завершения Sberseasons лучшие стажёры смогут продолжить работу в банке на part или full time.

Я выпускник. Могу ли я поучаствовать в отборе на Sberseasons?

Нет. Важно быть действующим студентом очной формы обучения и соответствовать требованиям. Для выпускников есть вакансии здесь.

Где проходит стажировка?

Можно ли поучаствовать, если я учусь на заочном отделении?

К сожалению, мы готовы принять на стажировку только студентов очной формы обучения.

Как будет проходить телефонное интервью?

Телефонное интервью будет проходить, если ты подал заявку на стажировку и прошел по нашим критериям отбора на следующий этап. С тобой в любое время до 5 июля могут связаться для проведения телефонного интервью. Интервью займет не более 10 минут.


Привет! Что делать, если не составил планов на лето? Стажироваться! Сбербанк предложил мне пройти двухмесячную оплачиваемую стажировку. В этом тексте я расскажу о самой программе стажировки Sberseasons, о том, как проходил отбор, чем я занимался и чему научился. Эта статья может быть полезна для студентов, заканчивающих обучение математических или экономических направлений.

Что такое Sberseasons?

Sberseasons — это оплачиваемая стажировка, которую проводит Сбербанк студентов 3 и 4 курса бакалавриата, последних курсов специалитета и магистратуры очной формы обучения три раза в год.

По сути, Сбербанк предлагает попробовать себя в какой-то из предложенных областей (с возможность дальнейшего трудоустройства) на два месяца, получая при этом зарплату. Более подробную информацию можно найти здесь.

Как проходил отбор

Весной я заканчивал третий курс специальности «Фундаментальная математика» и узнал об оплачиваемой стажировке, которую проводит Сбербанк. Я увидел программу «Java-разработка», которая проходит в Москве.

Пока читал разную информацию, увидел, что эта стажировка проходит не только в Москве, но и других городах России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара и Воронеж. Увидев свой город (Самара) я сразу обрадовался, что если удастся пройти отбор, то ехать никуда не придется. Но сразу после радости пришло разочарование: в Самаре нет направления, связанного с Java. Были только экономические модели и аналитика. Немного взвесив все «за» и «против», я решил попробовать себя в аналитике.

Началось все с того, что 12 мая я заполнил анкету (некоторая информация о себе) и мой статус перешел в режим ожидания обратной связи. Спустя примерно неделю мне пришел ответ о том, что меня приглашают на тестирование, назначенное на 8 июня. Тест состоял из двух частей: в первой были задачки на легкую математику и логику (например, найти угол, образованный стрелками часов в такое-то время, или выяснить, как изменится зарплата сотрудника, при понижении ее на процентов и повышении после этого на процентов); вторая часть включала в себя задачи на знание основных структур и функций Excel и знание некоторых операторов на языке SQL. После этого тестирования всем предлагалось ждать: тем, кто прошел этот этап, будет направлено приглашение на очное собеседование.

Почти через две недели 22 июня мне позвонили и пригласили на это самое очное собеседование в Центр Сопровождения Клиентских Операций. Я пришел, и, как выяснилось, самого по себе собеседования не будет. Начальник отдела по работе с персоналом провела устную экскурсию по разным отделам их центра, рассказала, кто и чем занимается и спросила, куда бы мне больше всего хотелось. Я выбрал IT-отдел. Договорились, что она спросит в этом отделе, нужен ли им сотрудник, после чего перезвонит и сообщит о результате.

Результат не заставил себя долго ждать. 29 числа наконец-таки пригласили на финальное собеседование с начальником отдела по работе над операциями с банковскими картами. Поспрашивал, что умею, что не умею (по итогам выяснилось, что я не умею ничего, что им могло бы пригодиться). Сам он рассказал про свой отдел и про то, чем они занимаются. И решил, что готов взять меня на работу на эти два месяца. Еще через неделю 6 июля я заполнял документы на трудоустройство. 9 числа был первый рабочий день.

Чем я занимался

В понедельник мне предоставили рабочее место и назначили руководителя. Немного пообщавшись со мной, он решил, что мы будем заниматься Machine learning на основе кода Python. Так как с машинным обучением я прежде на сталкивался и максимум, что мог написать на Python’е – это решение задачи A+B, то начали мы со знакомства с разными вспомогающими библиотеками Python, с некоторыми алгоритмами и приемами машинного обучения.

Первую неделю я анализировал небезызвестные данные о пассажирах Титаника. Эта задача была дана для того, чтобы я «поигрался» с данными, посмотрел на синтаксис кода, на методы, которые существуют и облегчают анализ, попробовал себя в составлении вывода по данным. После этого была составлена модель, которая по информации о пассажире делает вывод: выжил бы скорее всего такой человек в той ситуации или нет. Другими словами, я занимался тем, что очень подробно описано здесь. На следующей неделе меня познакомили с другими приемами, позволяющими работать с текстом. И с помощью них я анализировал текст книги «Война и мир». Выяснял, какое слово встречается чаще остальных и составлял наглядную диаграмму.


Параллельно с изучением Python’а и машинного обучения, поступали задания от других сотрудников отдела. В основном эти задания были простыми: разослать письма коллегам, сделать сравнение столбцов в Excel с помощью ВПР-функции и так далее; то есть я выполнял роль помощника.

Однако спустя ровно месяц после начала стажировки меня научили еще одному важному мероприятию – созданию запросов. Это, в принципе, несложно, но очень ответственно. Суть в том, что время от времени возникает необходимость изменить какую-либо информацию, хранящуюся в базе данных: в отдел поступает просьба, в которой описана проблема, причины изменения и что конкретно необходимо изменить. После этого кто-то из сотрудников (в том числе и я) создавали Запрос На Изменение (ЗНИ), который включал в себя описание проблемы (включая причины и что необходимо изменить) и скрипт на языке SQL. После чего проводилось внутреннее согласование на изменение, это скрипт запускался, выполнялся, данные менялись и по сути запрос считался выполненным (закрытым).

Вернемся к машинному обучению. Каждый такой запрос имеет тему и описание. Далее происходит распределение этих запросов внутри отдела по сотрудникам в зависимости от темы. Понятно, что тема будет напрямую зависеть от описания. Поэтому было принято решение создать модель, которая будет осуществлять распределение запросов по сотрудникам. Когда я пришел, такая модель уже была создана, но работала нестабильно. Я совместно с руководителем так сказать «оптимизировал» модель, то есть подбирал более подходящие классификаторы и параметры для них, работал над входными данными, искал ошибки и так далее.

В итоге получилась модель, которая определяла тему с точностью %.

Чему я научился

В первую очередь, я познакомился с машинным обучением, его алгоритмами и методами, обучаясь не только на теории, но и пробовав на практике (причем на реально существующей задаче).

Следующее, что я узнал – SQL-запросы. Конечно, я и раньше слышал о них. Но не было необходимости начать изучение, а оказалось – и интересно, и полезно.

Внутренняя структура работы банка – еще одна полезная информация в копилку жизненного опыта. Во время стажировки были организованны некоторые экскурсии в другие здания Сбербанка, на которых рассказывалось, как устроен Сбербанк, его краткая история и ближайшие цели. Также проводились встречи, нацеленные на успешную адаптацию новых сотрудников, которые проходили в форме игры или диалога.

Наконец, познакомился с интересными и доброжелательными людьми, которые готовы помочь тебе с любой проблемой и в любое время (один из коллег даже предлагал принести собственную отвертку из дома, чтобы я закрутил болтики на ноутбуке, а другой в свой выходной из дома помогал разобраться с данными).

Впечатления от пройденного


В общем и целом, мне понравилось все. Я набрался знаний, которые, на мой взгляд, не являются бесполезными (а даже наоборот, используются в развивающихся областях), попробовал себя в работе в одном из крупнейших банков страны, познакомился с его структурой и процессом взаимодействия сотрудник-сотрудник и сотрудник-клиент, подружился с новыми интересными людьми.

image

Это истории тех, кто учится в «Школе 21», успешно прошёл стажировку и остался работать в Сбербанке. Я уже рассказывала, что этот проект — путь в IT и он крайне эффективен. Если очень коротко — мы научились готовить джунов с нуля за год, делая упор на soft skills. Учиться нужно умению мыслить как разработчик — от анализа требований до взаимодействия внутри команды. Что, собственно, в «Школе 21» и происходит на базе C, где ребята в полубоевых условиях работают над проектами не по учебному материалу, а ищут всю информацию сами. Не все верят, что люди после такой подготовки могут быстро освоить новый язык или фреймворк за время стажировки и начать работать разработчиком.

Могут. Вот истории четырёх участников «Школы 21», которые прошли как раз такой путь.

«С вузами у меня как-то не сложилось»

image

Меня зовут Максим Фролов. Родился в Волжском (маленький городок под Волгоградом). Из образования только 11 классов школы, с вузами у меня как-то не сложилось. Один Школьник написал в чат: «Ребят, тут стажировки на разные направления, кому надо?». Я ответил: «Можно попробовать», и понеслось.

Все-таки «Школа 21» — это ресурс для получения знаний самостоятельным путём, значит в теории, самостоятельно копаясь в недрах стаковерфлоу и технической литературе, параллельно выполняя проекты любого рода, можно было бы добиться того же, что я имею сейчас. Но «Школа 21» даёт нереальный буст по времени. Почему? Это экосистема, в которой твой досуг сбалансирован так, что при разумном подходе ты успеешь и поиграть в настольный теннис или приставку, и обсудить с друзьями новый киберпанк, но в то же время сделаешь кусок сложного командного проекта, у которого скоро дедлайн, не потеряв при этом мотивацию и не перегорев. С этим обычно есть проблемы у онлайн-курсов. Ты заходишь на Курсеру, потому что понимаешь «надо что-нибудь изучить». Приходится контролировать себя самому. В «Школу 21» же можно приехать просто так, и нужный досуг сам найдёт тебя.

В Сбере работал в ДИТ «Сервисы и безопасность», офис был на Чайке. Про проект сказать не могу, так как NDA. Занимался проектами под WebGL/Android+iOS на Unity.

Что было самым важным? В реалиях нынешнего рынка это, наверное, софтскиллы, полученные во время командной работы. И расширение кругозора. В «Школе 21» много интересных проектов, которыми можно позаниматься для души, если есть время. Я вот сейчас забрёл в ветку кибербезопасности и пытаюсь что-то делать с низкоуровневыми уязвимостями бинарников. Пригодится ли это мне когда-нибудь? Очень сомневаюсь. Но это как решать задачки для математиков, приносит неописуемое удовольствие:)

Планов как таковых нет. Жизнь штука динамичная. Я не знаю, что будет через месяц. Точно буду продолжать учиться и работать. Возможно, займусь каким-то собственным делом, давно хочу создать бесплатный образовательный ресурс в сфере GameDev, но никак не хватает времени.

Из советов — важно не расстраиваться в начале. У всех когда-то не было понимания, как работает Hello World. И не расслабляться, когда уже преодолел порог вхождения. Свои навыки надо постоянно развивать, чтобы быть актуальным на рынке специалистов. Ну и искать ответы на интересующие тебя вопросы в разных источниках. О чём-то может подсказать знакомый, который работает над похожим с тобой проектом, о чём-то — лекция на Ютубе, какая-то полезная информация есть на Хабре и Курсере/Степике, о чём-то может быть написано в книге, а что-то ты вынесешь для себя сам во время экспериментов.

Обратите внимание, что Максим говорит про вузы и Курсеру. Каждый в «Школе 21» выбирает тот метод, который больше ему подходит: кто-то слушает лекции и читает те же учебники, что дают в вузе, кто-то проходит курсы в интернете, кто-то просто спрашивает всех вокруг и пытается вывести сам закономерности. Многие классические вузы во всех странах подходят к внедрению новых методик: проектная работа, peer-to-peer проверки, кросс-специальности. Но система образования всегда очень консервативна, и все изменения занимают годы, тогда как в «Школе 21» мы можем проверить гипотезу, проведя A/B тестирование на одном потоке, и уже в следующем квартале внедрить нововведение. Появился спрос на новый язык или стек технологий — уже в этом же году это может стать частью нашей программы.

«До «Школы 21» почти примирилась с тем фактом, что IT — это не моё»

image

Меня зовут Орлова Елена, учусь на бакалавриате в НИТУ МИСиС, третий курс, направление «Информационные системы и технологии». Работаю в подразделении «Государственные продукты и сервисы». Автоматизируем документооборот между банком и государством. Конкретно я занимаюсь разработкой на Java. В одном из проектов дорабатывала задачи из техдолга, в другом изучала и внедряла новую технологию для нашего трайба. В новом проекте буду изучать DevOps. До «Школы 21» почти примирилась с тем фактом, что IT — это не моё.

Удивил темп решения задач — никогда не думала, что могу так быстро разбираться в совершенно новых темах. Также меня удивили люди — они находят нестандартные решения, быстро мыслят. Плюс классно, что вместе собраны те, кому 18 и те, кому за 45. Ожидала, что новая методика обучения поможет переосмыслить подход к образованию. Всё оправдалось. Когда тебя не контролируют, не подпинывают и разрешают приходить в любое время, появляется больше желания что-то делать и даже задачи решаются креативнее.

Случай Лены характерен для половины наших участников, она, как и многие, не думала, что IТ — это её. Мы вообще довольно часто слышим такое. Они пробуют, смотрят и понимают, что могут стать разработчиками.

Запуская проект, мы понимали, что уровень снобизма на отечественном IТ-рынке высокий и вчерашний лингвист/юрист/экономист/кондитер/музыкант должны будут пройти через первичное недоверие, многочисленные тесты и получить определённую долю отказов.

«Звучит очень здорово, но мы не верим, что за год можно стать разработчиком»

image

Когда я искал стажировку, «Школе 21» было всего полгода, и никто из компаний о ней не знал. Когда рассказывал о «Школе 21», реакция многих была: «Звучит очень здорово, но мы не верим, что за полгода можно стать разработчиком». Сейчас же, практически все IT-компании знают о существовании «Школы 21», и о том, какие крутые участники в ней учатся. Если ты скажешь, что ты участник «Школы 21», то тебя определённо возьмут на стажировку. Ну и, конечно, обучаясь в «Школе 21», ты получаешь не только IT-знания, но и навыки, о которых я рассказывал выше.

Планы — продолжу работать в IT, хотел бы поработать где-то не в России, и с новыми знаниями вернуться обратно.

В «Школе 21» Кириллу дали достаточно много знаний и навыков, что сильно поможет ему в выстраивании дальнейшей карьеры. Предполагаю, что после получения крепких хард и софтскиллов у нас, он поработает где-то в Долине, а потом лет через пять вернётся в Россию. Ну или мы будем читать о нём в Forbes.

«Методология помогла мне упорядочить мои разрозненные знания»

image

Меня зовут Наталия Талантова, я из города Чебоксары, последние восемь лет живу в Москве. Закончила Чувашский государственный педагогический университет по специальности «Связи с общественностью». Моя стажировка уже закончилась, но я осталась работать в том же самом месте. Работаю в Сбербанке, в трайбе ИСУ (Интеллектуальная система управления). У нас разрабатываются несколько продуктов, в совокупности они и образуют интеллектуальную систему управления, позволяющую понять эффективность работы сотрудника. Если его работа не соответствует метрике, то даётся ряд рекомендаций, направленных на то, чтобы устранить отклонение. Я вхожу в команду разработчиков одного из этих продуктов. Основной язык — Python, библиотека pandas, также активно работаю с базами данных Oracle, Postgres.

На стажировку попала после одного из собеседований моей подруги, которая также учится в «Школе 21». Она дала мне контакты моего текущего руководителя, и после собеседования меня позвали на работу. Да, я получила оффер ещё до окончания стажировки, и вот уже год как я работаю на этом месте.

Методология, которую использует «Школа 21», помогла мне упорядочить мои разрозненные знания. До своего первого бассейна я самостоятельно изучала основы, проходила онлайн-курсы. Но у меня нет технического образования, и до «Школы 21» я никогда не занималась программированием. В 21, за довольно небольшой промежуток времени, при должной мотивации, получаешь достаточно навыков для начала своей карьеры. Конечно, можно и самому развиваться, но это намного сложнее, да и нет такого мощного стимула, как плотное взаимодействие с другими участниками. Это тоже отличный способ изучать новое и понимать непонятное — спросить другого или рассказать самому.

Ожиданий не было. Я из первого потока участников, и поначалу не было почти никакой информации о том, что представляет собой «Школа 21», и вообще зачем всё это. Так что я относилась к этому как к небольшой авантюре: будет что-то путное — хорошо, а если нет — так и терять было особо нечего.

На работе используешь довольно узкий круг технологий. Решение школьных проектов позволяет оставаться «в тонусе». Тем более планируются новые проекты на Python, а это прекрасная возможность подтянуть свои знания в языке и улучшить навык написания кода. Кроме обучения «Школа 21» предлагает ещё массу других активностей. Например, лекции и вебинары, языковые и музыкальные клубы, спортивные секции и многое другое. Многие мероприятия организуют сами участники. Ну и просто интересно увидеть, что будет дальше.

Скорее всего, моя дальнейшая карьера уже не будет зависеть от того, когда я завершу обучение. К этому моменту у меня уже будет некий опыт работы, который позволит мне себя чувствовать увереннее. Планирую и дальше развиваться в разработке, углублять свои знания. Вершин для покорения тут множеств, скучно точно не будет.

Звучит, наверное, банально, но планирование карьеры в IT я бы начала с выработки стратегии. IT-сфера огромная, стоит понять, какая область вызывает наибольший интерес. Дальше узнать какие компетенции необходимо развивать. И, конечно, определить каким образом получить новые навыки — сегодня есть масса образовательных возможностей. Это очень общая схема, но для меня стала рабочей.

Наталия — PR-специалист по образованию, который применяет математический подход к планированию своей карьеры. Не думаю, что айтишники по образованию понимали на первом курсе, куда именно они идут и что конкретно будут делать и спланировали свою карьеру как продукт.

В результате


Истории участников «Школы 21» очень разные. Мы знаем всё обо всех наших участниках и остаёмся с ними на связи даже во время прохождения стажировки, поэтому точно можем сказать — кажется, мы нащупали именно ту образовательную инициативу, которой очень не хватает совершенно разным поколениям. Кому-то может показаться, что мы жестоки в плане отсева, непохожи на привычные вещи, вызываем вал критики и недопонимания — но теперь нам не нужно никого убеждать предположениями, как в первый год. Теперь есть численные результаты: из 200 первых участников, которые вышли на стажировку, только двое не получили предложения о работе по окончании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: