Почему по мнению авторов центральный банк имеет относительную независимость от правительства дайте

Обновлено: 27.04.2024

Независимость центрального банка от правительства подразумевает две его формы: политическую и экономическую.

Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего, одобрение принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов.

Степень независимости центрального банка в разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает Немецкий Бундесбанк. Довольно высокой независимостью от исполнительной власти располагает ФРС США. Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Испании. По мнению ряда экономистов, различная степень независимости центральных банков от правительств коррелирует с темпами инфляции в этих странах.

К примеру, Алесина А. и Саммерс Л.Х. Провели следующую градацию независимости центральных банков (см. табл. 9.1).

Табл. 9.1. Индекс независимости центральных банков [6]

Страна Индекс независимости (от 1 до 4) Темпы инфляции
Испания Новая Зеландия 1,0 – наиболее зависимые центральные банки Около 12%
Австралия Италия 1,5 От 10 до 12%
Великобритания Финляндия Франция Дания Бельгия Швеция Норвегия 2,0 От 6 до 9%
Канада Нидерланды 2,5 От 5 до 8%
Япония США 3,0 От 5 до 7%
Швейцария ФРГ 4,0 – наименее зависимые От 3 до 4%

Представляется, однако, что данная корреляция трактуется несколько поверхностно. На самом деле, независимость центрального банка в большей мере пропорциональна степени зрелости рыночной экономики в целом и к тому же во многом определяется условиями и спецификой исторического развития; но сводить степень зрелости экономики к показателю инфляции – значит заведомо упрощать действительность.

Независимость центрального банка, в частности, при провелении денежно, кредитной политики, определяется следующими объективными факторами:

- участием государства в капитале центрального банка в распределении прибыли;

- процедурой назначения (выбора) руководства банка;

- степенью подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности;

- законодательно установленным правом государственных органов на их вмешательство и денежную политику;

- наличием законодательного ограничения кредитования правительства.

По степени независимости центрального банка не следует делать вывод о том – хороша или плоха банковская система страны. Главное – чтобы степень этой независимости наилучшим образом соответствовала уровню экономического развития страны и оптимальным образом обеспечивала достижение целей «магического четырехугольника».


Центральный банк является основным проводником денежно-кредитной политики. Он регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Обычно центральный банк по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Для современных центральных банков развитых стран характерна своеобразная двойственность положения: с одной стороны, несомненна их связь с правительством, с другой – сохраняются их обособленность от исполнительной власти и известная самостоятельность в проведении текущей экономической политики.

Независимость центрального банка от правительства является важнейшим условием сдерживания инфляции.

p, blockquote 2,0,1,0,0 -->

Почему центральный банк должен быть независим от правительства?

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Это особенно справедливо для развивающихся стран. Дело в том, что правительство имеет много причин для дополнительной эмиссии денег. Назовем некоторые из них:

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

1.Увеличение занятости, стимулирование инвестиционной активности, реализация различных государственных программ и повышение социальных гарантий путем увеличения государственных расходов и снижения процентной ставки (этим грешат США и страны зоны евро).

p, blockquote 5,1,0,0,0 -->

2.Погашение части внутреннего долга.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

3.Финансирование бюджетного дефицита. В развивающихся странах займы на внутреннем рынке труднодоступны для правительства. Поэтому, покрытие дефицита монетарными методами является весьма заманчивым.

p, blockquote 7,0,0,1,0 -->

4.Стимулирование экспорта за счет девальвации отечественной валюты (чем больше напечатать валюты, тем ее курс будет ниже).

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Стремление правительства осуществить свои желания неизбежно разгоняет инфляцию. Центральный банк, находящийся под контролем правительства, будет вынужден ему потворствовать. Если в стране царит тоталитарный режим, центральный банк становиться инструментом в руках власти и источником обогащения элиты. Почти всегда это приводит к высокому уровню инфляции и экономическому кризису (например, денежная реформа Джона Ло из-за подконтрольности «печатного станка» королю привела к полному обесцениванию бумажных денег).

p, blockquote 9,0,0,0,0 --> p, blockquote 10,0,0,0,1 -->

Кстати, на сайте Банка России, подчеркивается, что принцип независимости является ключевым элементом его статуса. Это выражается в подотчетности работы банка только Государственной Думе (она же назначает Совет директоров банка).

Независимость центрального банка носит относительный характер в рамках правительственных структур, так как его экономическая политика определяется приоритетами макроэкономического курса правительства и не может быть успешной без согласования ее основных элементов с правительством. Основная цель центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной и валютной стабилизации в целях экономического роста. [1]

Независимость Центральных банков является не самоцелью, а средством для выполнения своих функций и задач, предписанных им законами. Наделение Центральных банков ответственностью за достижение намеченных целей предполагает обязательную и строгую их подотчетность. Так, законодательство практически всех государств предусматривает обязанность Центрального банка ежегодно публиковать свой годовой отчет и предоставлять информацию о своей деятельности правительству и ( или) парламенту. [2]

Понятие независимость Центрального банка включает в себя независимость политическую и экономическую. [3]

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. [4]

В то же время независимость Центрального банка имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика государства не может быть успешной без четкого согласования и тесной связи ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика Центрального банка определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой Центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа. [5]

В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов - денежно-кредитной и финансовой политики. [6]

Западные экономисты представили следующую шкалу независимости центральных банков , минимальная независимость - Австрия, Италия; больше - Великобритания, Франция, Швеция, Канада, Бельгия; еще больше - Америка, Япония, Польша, Венгрия; максимально большая - Германия, Швейцария, Австрия. [7]

Теория очень занимательна, но насколько важна независимость центрального банка при объяснений поведения инфляции в различных странах. Последние экономические исследования показывают, что она может быть очень важна. [8]

Табеляи-ни также проверили, какое воздействие оказывают различия в независимости центральных банков на инфляцию и рост реального объема производства с 1950 по 1987 г. Они пришли к выводу, что большая экономическая независимость определенно вела к снижению темпов инфляции в стране в периоды высокой всемирной инфляции. Большая политическая независимость также, казалось, приводила к тому же самому, но в основном в периоды высокой инфляции в 1970 - е годы. Эти выводы, конечно, подтверждают теории, рассмотренные нами в этой главе. [9]

Большее доверие центральному банку и больший консерватизм его управляющих наилучшим образом может быть поддержаны, если обеспечить независимость центрального банка от политического давления, испытываемого другими чиновниками правительства. Это помогает объяснить сложную структуру ФРС, которая ограждает ее or сильного внешнего давления. [10]

Фактическая независимость центрального банка страны является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита. [11]

Как уже отмечалось, эта теория показывает, что инфляционная тенденция связана с денежно-кредитной политикой, возникает из-за проблемы временной несогласованности и является результатом склонности ФРС к увеличению реального объема производства выше естественного уровня. Возможно, независимость центрального банка уменьшает значение обоих этих факторов, ослабляя тем самым инфляционную тенденцию денежно-кредитной политики. [12]

Lafontaine, настойчиво требовавший дальнейшего снижения ставок в качестве дополнительного стимула занятости и экономического роста в Европе. Европейский Центральный Банк ( ЕЦБ) оказался в сложном положении: с одной стороны, снижение процентных ставок действительно оправдывалось ходом экономического цикла в Европе, с другой стороны, получалось, что первое решение в своей истории Банк сделает под прямым нажимом со стороны политиков. Независимость центральных банков от своих правительств уже давно является для всего мира доказанным фактором стабильности финансов, сдерживания инфляции и общего доверия к валюте. [14]

В зарубежных странах в вопросах кредитно-денежной политики ведущая роль отводится Центральному банку как основному государственному институту, способному во многом независимо от политической власти осуществлять свои функции. В любом государстве Центральный банк является государственным банком или банком, обслуживающим государственную власть. Однако тесные связи Центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Определенная степень независимости Центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. [15]

То, что Центральный банк независим и не подчиняется правительству России - секретом не для кого уже не является. Однако, в либеральной среде появился новый аргумент, дескать, Центральный банк и не должен быть государственным. Давайте вместе разбираться так ли это.

eaa673_begstvo-kapitala

Прежде чем раскрыть заявленную тему, скажем несколько слов о независимости Центрального банка. Сразу стоит отметить, что в Советском Союзе был Государственный банк СССР, который полностью подчинялся правительству и выполнял чисто технические функции. И лишь после предательских действий (наряду с бездействием) Михаила Горбачёва, которые привели к развалу СССР, на территории России появился эмиссионный центр, не подчиняющийся нашему государству и действующий не в его интересах.

Согласно 75 статьи Конституции России защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, то есть самостоятельно. Но мы с вами понимаем, что учреждение такого рода важности не может быть независимо, и если оно проводит свою политику не в интересах России, значит проводит её в интересах другого государства или группы государств. Немаловажный факт заключается и в том, что основная функция, которая вменяется ЦБ – это обеспечение устойчивости рубля. Заметьте, не создание условий для развития экономики, не финансирование важных государственных проектов.

Из этого вытекает следующее: ЦБ исполняя свои обязанности, не подчиняется ни административно, ни функционально, ни Правительству РФ (как
высшему органу исполнительной власти в РФ), ни Федеральному собранию (как высшему органу законодательной власти в РФ), ни Верховному, Арбитражному или Конституционному суду (как высшим органам судебной власти в РФ) ни даже Президенту РФ (как главе государства). От всех этих федеральных органов высшей государственной власти ЦБ де-юре независим! И при этом он наделён всей полнотой власти по управлению финансовой системой страны. Властью, которой можно полностью разрушить всю экономику.

Чтобы поставить точку в разговоре о независимости ЦБ, приведу ещё один показательный пример.

В 2008 году счета Банка России во Франции были арестованы по требованию швейцарской фирмы Noga, имевшей финансовые претензии к правительству России. Однако тогда Центробанку удалось доказать, что он независим и его средства не имеют отношения к кабинету министров. Банк России размещает за рубежом средства международных резервов страны, которые сейчас составляют около 530 млрд долларов. (ссылка)

Комментарии, как говорится, излишни.

Теперь поговорим о либеральном лозунге, который гласит, что ЦБ не должен быть государственным.

Независимость Центрального банка в либеральном идеале – это административная неподчинённость ЦБ государству. Центральный банк и его персонал, конечно обязаны соблюдать действующее законодательство, но ни один государственный орган и ни одно должностное лицо в государстве не в праве дать директивное указание в отношении осуществления ЦБ эмиссионной и кредитной политики.

Чтобы дать точный ответ на вопрос, указанный в статье, необходимо разобраться в тех функциях, которыми наделён ЦБ. В этом нам поможет Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации. Не будем указывать все функции, остановимся только на самых основных. Самая главная функция – это монопольное осуществление эмиссии денежных средств. ЦБ: является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Как видно из перечня основных функций, Центральный банк (далее ЦБ) практически полностью управляет (владеет) финансовой системой России. Это означает что судьба экономического развития страны в руках ЦБ, a не министерств экономики и финансов. Министерство финансов в основном только собирает налоги и управляет государственным бюджетом, то есть оно в большей степени обслуживает финансовую систему, a не управляет ей. A Министерство экономического развития в основном разрабатывает целевые программы социально-экономического развития и прогнозирует экономическую ситуацию в стране, что тоже не является управлением финансовой системы.

А теперь впору задаться вопросом, демократично ли, когда Центральный банк не подчиняется государству, обладая такими полномочиями? А главное, кто делегировал ему их? Народ России? Нет, народ России делегировал свою власть Президенту России и Государственной Думе как законодательной власти в стране. Следовательно такое положение дел никак не соответствует нормам демократии, чего Россия, как демократическое государство, допустить никак не может.

Проблема независимости ЦБ активно обсуждается в последнее время в связи с принятием нового Закона о ЦБ. В чём должен быть независим Центральный банк? Для осуществления денежной политики – одной из основных его функций – несомненно, нужна высокая степень независимости, в первую очередь, от правительства, которое может быть заинтересовано в возможности запускать руку в карман ЦБ для покрытия бюджетного дефицита, что обычно приводит к инфляции. Для осуществления банковского регулирования стопроцентная независимость от правительства нужна, возможно, в меньшей степени (хотя значительная подчиненность правительству в сфере банковского надзора не может не снизить степени независимости денежной политики), но независимость от банковских и отраслевых лоббистов необходима.

В большинстве стран центральные банки обладают значительной независимостью, причем в последние годы наблюдается тенденция к её усилению. Означает ли это, что центральные банки – институты, наделенные огромнейшими полномочиями – никаким образом не подотчётны обществу? Независимость Центрального банка никак не исключает его информационной прозрачности перед обществом, а, напротив, предполагает её. Ведь если ЦБ действительно обладает независимостью, его прозрачность не может ей повредить. Более того, только в случае, если он объясняет обществу, что, как и зачем он делает, общество перестанет посягать на его “чрезмерную” независимость, отдав должное профессионализму его команды.

ЦБ выполняет две важные функции в экономике. Во-первых, он проводит ДКП, направленную на достижение определённых целей, таких как стабильность цен, сглаживание колебаний ВВП вокруг долгосрочного тренда и т.п. Во-вторых, ЦБ обеспечивает стабильность банковской системы, осуществляя пруденциальный надзор над кредитными институтами и выступая в качестве кредитора последней инстанции. Успешное и эффективное выполнение Центральным банком этих функций предполагает, что, с одной стороны, глава ЦБ должен иметь достаточную свободу действий, т.е. обладать определённой независимостью в своей деятельности, а с другой стороны, он должен иметь соответствующие стимулы для решения этих задач.

Независимость ЦБ является ключевым фактором эффективности его деятельности. Так, например, мировой опыт свидетельствует о том, что в странах с более независимыми центральными банками средний темп инфляции оказывается ниже. Однако считается также, что для выполнения различных задач требуется различная степень независимости. Кроме того, независимость должна сочетаться с информационной прозрачностью ЦБ и его подотчётностью перед обществом.

Когда говорят о независимости ЦБ, то имеют в виду независимость в выборе целей и/или средств достижения этих целей.

Как правило, функции и задачи Центрального банка определяются национальным законодательством о центральном банке. Однако цели политики ЦБ могут быть прописаны в законе недостаточно чётко. Так, например, в законе о Федеральной Резервной Системе США говорится, что задачей центрального банка является “стабильный уровень цен, а также высокие выпуск и занятость”. Никаких количественных параметров текст закона не содержит, поэтому вопросы о том, какой уровень инфляции считать приемлемым, следует ли “подогревать” экономику или же, вместо этого, стремится сглаживать циклические колебания средствами ДКП, что важнее – низкая инфляция или высокая занятость – остаются на откуп самому ФРС.

В этом случае председатель ФРС сам определяет относительную важность различных задач (т.е. устанавливает веса целевых переменных в целевой функции) и выбирает количественные ориентиры для целевых переменных. Можно сказать, что ФРС обладает достаточной независимостью в выборе целей ДКП. С другой стороны, Резервный банк Новой Зеландии обязан удерживать инфляцию в законодательно определённом диапазоне (не более 3% в год). Точное значение целевого ориентира для инфляции определяется в ходе переговоров между Министерством финансов и банком. Если принять во внимание тот факт, что попытки увеличить ВВП методами ДКП в конечном счёте приведут к инфляции, следует признать, что Резервный банк Новой Зеландии не является независимым в выборе целей. Европейскому Центральному банку (ЕЦБ) предписано не допускать инфляции выше 2% в год. Очевидно, что в этом случае, ЕЦБ также не является независимым в выборе целей ДКП.




Таким образом, если цели политики ЦБ определены законодательством недостаточно чётко, так что остаётся некоторый простор для “конкретизации” цели самим ЦБ вплоть до выбора количественных параметров, и если никто не может повлиять на решения ЦБ, принимаемые в установленных рамках, то можно говорить об определённой степени независимости ЦБ в выборе целей политики.

Другой вид независимости – это независимость в выборе средств достижения целей (инструментов политики). Независимость в выборе средств предполагает, что способы достижения цели могут быть какие угодно, т.е. ЦБ волен делать всё, что он сочтёт необходимым для того, чтобы достичь целей. В принципе, законодательство может накладывать определённые ограничения на свободу ЦБ в выборе инструментов.

Так, например, считается бесспорным, что рост денежной массы рано или поздно приведёт к пропорциональному росту цен, однако связь между предложением денег и инфляцией в большинстве экономик является нестабильной. В частности, не всегда очевидно, с каким лагом денежная экспансия влияет на цены. В этой связи, по-видимому, имеет смысл “перепробовать” весь ассортимент имеющихся средств, т.е. пытаться таргетировать денежную массу, процентную ставку или номинальный обменный курс по отдельности или в какой-то комбинации, чтобы в конце концов выбрать наилучшее средство.

Согласно российскому законодательству, первоочередная задача ЦБ РФ в области макроэкономической политики состоит в обеспечении “стабильности национальной валюты”. Термин “стабильность национальной валюты” может быть истолкован несколькими способами, например: неизменный уровень цен, низкий темп инфляции, неизменное значение номинального обменного курса и т.п. Поэтому, в принципе, ЦБ РФ обладает определённой свободой в толковании и определении целей денежно-кредитной политики.

Существует несколько потенциальных источников влияния на решения, принимаемые ЦБ.

В первую очередь, в том, чтобы влиять на ЦБ, заинтересовано правительство. Например, если возникает необходимость в экстренном финансировании бюджетного дефицита, обусловленного несбалансированной фискальной политикой, то правительство может оказывать давление на ЦБ с целью получить от него кредиты. В России, где прямое кредитование бюджета со стороны ЦБ запрещено законом, такие сделки проводились с помощью крупнейших банков с государственным участием: Минфин продавал долговые обязательства Сбербанку и Внешторгбанку, а те, в свою очередь, Центральному банку. На сегодняшний день, на балансе ЦБ находится около $10 млрд государственных ценных бумаг, из которых более 90% являются нерыночными, т.е. изначально размещались среди “узкого круга” инвесторов.

Другим примером давления на ЦБ со стороны властных структур могут служить попытки привлечь его к участию в проведении т.н. “структурной политики”, которая чаще всего подразумевает предоставление льготных кредитов отдельным предприятиям или отраслям. Такое давление может оказываться на ЦБ через отраслевых и корпоративных лоббистов в Думе, в ходе торговли по ряду “неудобных” для ЦБ РФ вопросов, таких, например, как юридический статус ЦБ или выход из капитала банков с государственным участием. Всё это способно сделать ЦБ потенциально уязвимым по отношению к крупным предприятиям, ФПГ и другим группам интересов.

Стоит отдельно упомянуть о коммерческих банках, заинтересованных в предоставлении “стабилизационных” кредитов ЦБ. Так, например, вскоре после кризиса 1998 г., ЦБ РФ предоставил нескольким банкам такие кредиты на льготных условиях. Позже, уже после того, как положение части этих банков стало достаточно устойчивым, и они оказались в состоянии безболезненно вернуть эти деньги ЦБ, кредиты, тем не менее, были пролонгированы. “Одаривание” отдельно взятых банков нерыночными преимуществами в виде дешёвых ресурсов едва ли способствует повышению эффективности, а значит, вряд ли согласуется с функцией ЦБ по обеспечению стабильности банковского сектора.

Ещё одним фактором, определяющим степень независимости ЦБ, является его способность противостоять внешним неблагоприятным шокам с целью не допустить роста инфляции пусть даже ценой временного сокращения ВВП. Рассмотрим “типичный” российский пример такого шока, а именно повышение тарифов естественных монополий. Эти повышения происходят периодически, но размер очередного повышения определяется, как правило, не только (а может быть, не столько) экономическими (рост общего уровня цен с момента предыдущего повышения цен), сколько политэкономическими факторами, т.е. способностью Газпрома или МПС “договориться” с правительством. Предположим, что размер очередного повышения тарифов оказался больше, чем ожидалось. Поскольку тарифы на продукцию естественных монополий так или иначе влияют на издержки всех производителей, то это приведёт к сокращению краткосрочного совокупного предложения. Если ЦБ не вмешается, т.е. проявит твёрдость, то в краткосрочном периоде произойдёт определённый рост цен и сокращение выпуска. В долгосрочном периоде относительные цены изменятся, общий уровень цен вернётся к своему прежнему значению, а выпуск – к естественному уровню. Если ЦБ проявит слабость, т.е. проведёт денежную экспансию в ответ на “тарифный” шок с целью не допустить краткосрочной рецессии, то расплачиваться ему придётся большей инфляцией в краткосрочном периоде и возросшим уровнем цен в долгосрочном периоде.

Угрозу независимости ЦБ может представлять потенциальный конфликт интересов в результате совмещения им функций по осуществлению ДКП и банковского надзора. Так, жёсткая ДКП обычно приводит к росту процентных ставок, а это, в свою очередь, способно оказать отрицательное воздействие на положение банков: как правило, активы банков имеют более продолжительный срок до погашения, чем обязательства, поэтому рост рыночной процентной ставки в результате денежного сжатия приведёт увеличению процентных расходов банков при неизменных доходах, и как следствие, к потерям. Учёт подобных последствий способен удержать ЦБ, который является ответственным за стабильность банковской системы, от проведения ограничительной ДКП, которая может быть желательна с точки зрения макроэкономических задач. Таким образом, в этом случае стремление ЦБ не допустить ослабления банковской системы вступает в противоречие с задачей обеспечения стабильности национальной валюты.

Наиболее популярный аргумент против разделения функций заключается в том, что вывод банковского надзора из компетенции ЦБ и передача его независимому ведомству способно породить проблему отсутствия эффективного кредитора последней инстанции. Действительно, с технической точки зрения, быть таким кредитором проще всего самому ЦБ, т.к. в любой момент времени простым росчерком пера он может предоставить необходимую ссуду банку, испытывающему временные финансовые затруднения. Однако, ЦБ следует рефинансировать банки только тогда, когда это экономически целесообразно, т.е. у банка есть шанс восстановить платёжеспособность без ущерба для вкладчиков. В ситуации, когда банк “безнадёжен”, должно быть оперативно проведено банкротство этого банка. Для того, чтобы принимать правильные решения о том, каким банкам следует оказывать поддержку, а какие – банкротить, ЦБ должен быть хорошо осведомлён о положении дел в банках. Такую информацию он может получить “из первых рук” лишь в том случае, когда он сам осуществляет банковский надзор.

Другой аргумент против разделения функций ЦБ состоит в том, что эффективная ДКП требует ясного понимания механизмов распространения денежного шока и его влияния на экономику. Поскольку денежное предложение в немалой степени определяется поведением банков, то для того, чтобы получить желаемый эффект изменения ДКП на экономику, ЦБ должен уметь предсказывать реакцию банковской системы на этот шок. Для этого, в свою очередь, он должен быть хорошо информирован о состоянии банковского сектора “изнутри”. Так, например, если в “нормальных” условиях увеличение денежной базы приводит к расширению кредита, росту денежной массы и увеличению совокупного спроса, то в условиях высоких кредитных рисков и “плохих” ожиданий результатом будет лишь накопление банками избыточной ликвидности в виде остатков на корреспондентских счетах и усиление давления на рубль на валютном рынке. Таким образом, банковский надзор нередко рассматривается как функция, дополняющая ДКП.

В мировой практике встречаются обе модели. Так, например, в США ФРС является одним из трёх основных надзорных органов (наряду с Федеральной корпорацией по страхованию депозитов и Офисом контролёра национальной валюты, формально частью Министерства финансов). В Великобритании функция надзора была выведена из Банка Англии и передана независимому Агентству по финансовым услугам в 1998 году.

Считается, что ЦБ должен быть независимым: для того, чтобы он мог эффективно выполнять свои задачи, ему никто не должен мешать. Однако, одновременно с этим, общество должно быть уверено в том, что, во-первых, ЦБ независим, а во-вторых, он проводит именно ту политику, которая в максимальной степени соответствует интересам общества в целом. Другими словами, с одной стороны, независимость ЦБ должна быть “институционально” закреплена, с другой стороны, ЦБ должен быть информационно прозрачным перед обществом.

Независимость ЦБ подразумевает его способность противостоять давлению внешних заинтересованных сторон при принятии решений. Такое оказывается возможным, прежде всего, если такая независимость закреплена национальным законодательством. Например, ЦБ может проводить независимую ДКП, если в законе сказано, что он сам конкретизирует цели и выбирает приемлемые инструменты и что он не обязан кредитовать правительство по первому требованию, т.е. ДКП разрабатывается и осуществляется самим ЦБ и никем больше. Так, независимый ЦБ самостоятельно решает, каким должно быть целевое значение темпа инфляции, каким образом ему следует связывать “избыточную” денежную массу – за счёт операций на открытом рынке или депозитных аукционов и т.д.

Кроме того, глава центрального банка должен быть подотчётен обществу. Должен существовать механизм, стимулирующий ЦБ выполнять взятые обязательства. Так, в Новой Зеландии целевой диапазон для годового темпа инфляции устанавливается по итогам переговорам между министерством финансов (казначейством) и центральным (резервным) банком. В настоящее время этот диапазон находится в пределах от 0 до 3% в год. После этого, утверждённые параметры становятся законом для ЦБ: если темп инфляции превысит 3%, то центрального банкира уволят. Таким образом, действует простое и понятное правило, регламентирующее подотчётность центрального банкира. В противоположность этому, в России ЦБ “традиционно” допускает отклонения не только от целевых значений инфляции, на которые он может влиять весьма опосредованною, но и от про декларированных темпов роста денежной базы, которая является непосредственно управляемой переменной.

Однако, наряду с прямыми, могут быть ещё и косвенные способы влияния на решения, принимаемые ЦБ. Например, процедура назначения и снятия председателя и совета директоров ЦБ: если снять главу ЦБ относительно легко, то различные группы интересов будут пытаться оказывать на него давление через своих лоббистов в парламенте и правительстве. В такой ситуации руководитель ЦБ может быть попросту не заинтересован в принятии независимых решений, т.е. без оглядки на “пожелания” заинтересованных сторон.

Другой потенциальный косвенный “канал воздействия” – это утверждение сметы расходов ЦБ, включая должностные оклады председателя и совета директоров. Следует сказать, что помимо ДКП и банковского надзора, ЦБ оказывает ещё ряд важных услуг экономике, таких как поддержание системы расчётов и обслуживание денежно-наличного оборота. Выполнение этих услуг сопряжено с издержками, например, затратами на хранение, пересчёт, транспортировку и проверку наличных денег. В принципе, такие расходы должны компенсироваться ЦБ. Кроме того, в настоящее время ЦБ РФ реализует проект проведения расчётов в реальном времени, требующий существенных начальных инвестиций. Если у заинтересованных лиц есть способ влиять на зарплату председателю и смету расходов ЦБ, то это может создать “благоприятные” условия для торга с ЦБ по тем или иным вопросам и, таким образом, подорвать независимость ЦБ в принятии решений.

Косвенным свидетельством отсутствия независимости ЦБ может служить высокий средний темп инфляции в экономике, о чём упоминалось выше. Это наблюдение часто приводится в качестве аргумента, когда говорят о том, что предпочтительнее использовать темп инфляции в качестве ориентира ДКП, по сравнению, например, с денежной массой. Низкая инфляция может означать, что ЦБ не подвержен влиянию групп интересов, а значит, служить “лакмусовой бумажкой” независимости ЦБ.

Информационная прозрачность ЦБ РФ перед обществом (accountability) является балансирующим фактором по отношению к независимости.

Подобно тому, как независимость позволяет ЦБ принимать самостоятельные и эффективные решения, информационная прозрачность имеют целью создать стимулы для ЦБ действовать в интересах общества. Информационная прозрачность предполагает, что ЦБ периодически или постоянно с той или иной степенью подробности рассказывает о том, какие цели и почему он преследует, какие средства он использует, каких результатов он добился. Практика, предусматривающая опубликование сведений, касающихся политики ЦБ, так или иначе заведена во всех странах. Так, в США, например, принято публиковать протоколы заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке, который, в частности, принимает решения об изменении целевого уровня краткосрочной процентной ставки. Кроме того, глава ФРС периодически выступает с отчётом перед Конгрессом.

Очень важным является вопрос о том, где должны быть проведены границы независимости и информационной прозрачности. С какой степенью детализации правила и процедуры ДКП должны быть прописаны в законе? Либо следует полагаться на то, что на посту председателя ЦБ РФ всегда будет находиться именно тот человек, который пользуется безграничной репутацией и делает то, что нужно, действуя по усмотрению в каждой конкретной ситуации (just-do-it policy).

Так, например, ФРС США считается достаточно закрытым ЦБ, однако это не мешает ей оставаться одним из наиболее сильных и эффективных ЦБ во многом благодаря председателю Алану Гринспену.

Наконец, требуется ли ЦБ одинаковая степень независимости для выполнения различных функций? Считается, что для проведения эффективной ДКП необходима 100% независимость, вместе с тем во многих странах расходы ЦБ утверждаются Министерством финансов. В области пруденциального надзора, например, в какой степени регламентированным должно быть решение о том, предоставлять ли банку стабилизационный кредит или нет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: