Почему убирают банкоматы сбербанка

Обновлено: 28.04.2024

В марте замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предложил обнулить комиссии за снятие наличных в любых банкоматах. Эти слова вызвали достаточно жесткую реакцию главы Сбербанка Германа Грефа:

«Я все-таки за то, чтобы чиновники высокого уровня, прежде чем что-либо предлагать, сначала взвешивали последствия. Я считаю, что это не совсем просчитанное заявление, потому что если это произойдет, то это очень серьезно повлияет на наличие сети банкоматной. Знаете, как обычно, если услуга бесплатная, то нужно готовиться к тому, что ты будешь в очереди стоять за этой услугой. Здесь ровно такая же история».

По мнению Грефа, обнуление комиссии может вызвать проблемы с функционированием сети банкоматов Сбербанка, то есть налицо фактически шантаж:

«Если комиссионных не будет, можно спросить, как очень дорогостоящая сеть терминальных устройств будет оплачиваться? Поэтому я за то, чтобы прежде чем с какими-то инициативами выступать, все-таки сначала все, и ментальные, и долгосрочные последствия подсчитать» .

Давайте попробуем оценить слова Германа Оскаровича с позиции того, что представляет собой Сбербанк на сегодняшнем банковском рынке России и какие он (и его руководство) получает доходы (или правильнее сказать сверхдоходы) от своей деятельности:

- Сбербанк сегодня в прямом смысле этого слова монополист на российском банковском рынке с долей более 50 %, в результате чего миллионы людей фактически оказались у этого банка в «зарплатном рабстве» и вынуждены пользоваться его сетью банкоматов. При этом понятно, что прибыль Сбербанк и его руководство получают как раз за счет средств тех самых людей, которые вынуждены пользоваться его банкоматной сетью;

- пользуясь своим монопольным положением Сбербанк не только не желает сделать бесплатным использование своих банкоматов. Сверхприбыль он также получает по многим направлениям: банковские вклады (ставки по ним у Сбербанка одни из самых низких), комиссии за переводы средств (одни из самых высоких) и т.д.;

- по итогам 2019 года Сбербанк направил на выплаты дивидендов 422,38 млрд рублей (для сравнения Роснефть за 2019 год выплатила порядка 283 млрд рублей дивидендов);

- в 2019 году члены правления Сбербанка получили суммарно выплат в размере 6,3 млрд рублей (оклады, отпуска, служебные командировки, в том числе 4,9 млрд на квартальные премии и премии по итогам года). В состав правления Сбербанка помимо Германа Грефа входят 8 человек. Можно оценить объем «вознаграждения» на каждого.

За чей счет такой праздник жизни? Ответ очевиден – за наш с вами. Если государство в лице замруководителя ФАС сделало первый шаг к «демонополизации» банковского рынка, хотя бы для начала в отношении снятия наличных в банкоматах, будем надеяться, будут сделаны и следующие. Так как эти «поборы» населения направлены исключительно на обогащение руководства Сбербанка, а никак не на функционирование «дорогостоящей сети терминальных устройств».

СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО

Как бы новейшие технологии ни упрощали жизнь, остаётся ещё множество людей, которые предпочитают открывать вклады и оформлять кредиты, лично посещая банковский офис. Между тем, крупнейший банк страны начал активнее уменьшать количество своих отделений. Не ровен час, теперь для того, чтобы получить банковские услуги по старинке, потребуется поездка, а не пешая прогулка. С чем связано такое поведение Сбербанка?

Офисы банков закрываются по всей стране

По данным Центробанка, за первые шесть месяцев 2021 года количество отделений Сбербанка сократилось на 130. Для сравнения: за весь прошлый год офисов крупнейшего банка страны стало меньше всего на 22, а в первом полугодии 2020 года — больше на 63.

Общее количество всех банковских отделений в стране уменьшилось на 300. Но это почти на столько же, на сколько и в прошлом году.

Ничего критичного, считают в Сбербанке и ЦБ

Как подчеркнули в Сбербанке, сокращение отделений не отразилось на географическом присутствии. То есть количество населённых пунктов, в которых присутствует банк, не изменилось. К тому же за последние три года кредитная организация увеличила число агентских точек банковского обслуживания на 4 тысячи, пишут «Известия». Речь идёт, например, о магазинах, на кассах которых можно снять наличные.

Центробанк не видит ничего критичного в том, что банки сокращают количество отделений в городах. Самое главное для него — сохранить физическую инфраструктуру в сельской местности и отдалённых, малонаселённых территориях. Там, по мнению регулятора, живут те, кто не может или не готов пользоваться дистанционными услугами банков.

А как же люди?

Спору нет, в отдельных районах нашей большой страны нет стабильного интернета, а потому даже при огромном желании оплатить, к примеру, газ и свет через мобильное приложение не получится. С другой стороны, пожилые люди, которые с компьютером на «вы», живут не только в деревнях, но и в городах. Именно по ним и бьёт подобное сокращение банковских отделений.

Представим себе человека, который за свою нелёгкую жизнь «заработал» немало болячек. Отделение Сбербанка находилось рядом с домом, где он всегда оплачивал услуги ЖКХ, открывал вклады и, может быть, оформлял кредиты. И тут оно закрывается. Теперь, чтобы воспользоваться услугами банка, ему приходится ездить на автобусе. В итоге он теряет силы, время и деньги.

Мало прибыли

По словам старшего аналитика рейтингового агентства НКР Егора Лопатина, сокращение банковских отделений — всеобщая тенденция, которая направлена на оптимизацию затрат и развитие дистанционных каналов обслуживания. Проще говоря, банки закрывают те отделения, которые не приносят доход, тем самым подталкивая россиян чаще пользоваться услугами удалённо.

Таким образом, у клиентов есть два пути: либо больше тратить времени и денег на дорогу до банка, либо научиться пользоваться дистанционными услугами. Последнее будет повышать финансовую грамотность, но какой ценой? Как утверждают специалисты по кибербезопасности, в «лапы» мошенников, которые крадут деньги со счетов россиян, чаще всего попадают пожилые россияне, так сказать, «новички» Всемирной паутины.

Нельзя не отметить тот факт, что пока Сбербанк сокращает присутствие в некоторых городах, отдельные банки, наоборот, готовятся к открытию всё новых и новых отделений. В частности, ВТБ откроет в 2022 году около 30 новых офисов. «Московский кредитный банк» в этом году увеличит свою сеть отделений на 40 точек, Росбанк — на 20.


Нет на российской территории более крупной и известной кредитной организации, чем «Сбербанк». Ее клиентами являются более чем 100 млн человек, и все они стараются решать с ее помощью различные вопросы, так или иначе связанные с денежными средствами. Пускай госбанк и получает громадные денежные суммы, которые становятся его прибылью, но на обслуживании своих клиентов он любит экономить, но при этом зарабатывать на каждом россиянине как можно больше, снова и снова навязывая ему какие-то платные возможности и услуги, за которые ему будут на постоянной основе платить. Впрочем, иногда все же происходит что-то совершенно неожиданное, и чем-то таким стало решение об отказе от всех банкоматов.

Как стало известно от официального источника, до конца 2021 года финансовое учреждение «Сбербанк» планирует целиком и полностью отказаться от всех классических банковских терминалов, установленных в России. Суммарно у кредитной организации таких всего порядка 100 тысяч, а установлены они в различных населенных пунктах и во многих других местах массового скопления людей. При помощи такого рода электронных устройств россияне при использовании банковских карт могут снимать наличные, а также, кроме того, совершать целую массу других действий, в том числе оплачивать какие-либо услуги, пополнять телефон, отправлять деньги и делать многое другое, причем перечень доступных операций с годами только увеличивается.


Впрочем, госбанк «Сбербанк» посчитал необходимым сделать то, чего от него даже и близко никто не ожидал. Так, в частности, он увидел смысл в том, чтобы полностью отказаться от всех банкоматов, встретить которые можно на российской территории. Вместо таких он собирается установить совершенно новые модели, которые имеют абсолютно иной принцип работы, а называются они ресайклеры. В обычным банкомате, которые до этого самого момента устанавливались по всей России, имеются специальные кассеты с деньгами, а вместе с тем пустые. Как только такие заполняются, или если деньги наоборот заканчиваются, банкомат перестает работать, так как необходимо проводить инкассацию. Это причиняет массу неудобств, а вместе с тем требуется больших расходов на обслуживание целой сети данных электронных устройств.


Новые банкоматы из категории ресайклеров могут работать сразу на прием и выдачу денег. Иными словами, если один клиент внесет деньги в банкомат, затем эти же самые банкноты могут быть выданы другому человеку, который будет производить снятие наличных. За счет этого проводить инкассацию такого рода банкоматов нужно намного реже. Кроме того, новые банковские терминалы от компании «Сбербанк» обладают новым «железом», поэтому они работают приблизительно в два раза быстрее, чем старые, то есть клиенту приходится меньше ждать, благодаря чему должны сократиться очереди. Уже сейчас банкоматы нового поколения установлены во многих местах, а со временем, в ближайшие полтора года, такие должны будут в полной мере заменить классические модели.

Ранее удалось выяснить, что российский «Сбербанк» запустил новый способ пополнения банковских карт.


Как показывает практика, практически каждый второй житель России пользуется услугами «Сбербанка». Причин на то множество, начиная от невероятно большого количества обслуживающих отделений по всей стране и заканчивая самой большой сетью фирменный банкоматов, которые можно встретить буквально везде, вплоть до небольших магазинов и торговых центров. Впрочем, сегодня самый крупный российский банк объявил о своем решении «отменить» банкоматы и кассы по выдачи наличных денег в банках.

Пресс-служба «Сбербанка» сообщила о том, что банк начал тестировать новый сервис, позволяющий снимать денежные средства с банковских карт без использования привычных банкоматов и касс в банковских отделениях. Уже совсем скоро каждый россиянин, использующий услуги этого банка, сможет обналичивать небольшие суммы денег с использованием POS-терминалов, расположенных во всех магазинах и торговых точках.


На практике это означает, что житель России, будучи клиентом «Сбербанка», получит возможность попросить кассира снять с его банковской карты определенную сумму денег, а затем выдать ее наличными денежными средствами. Таким образом розничная торговая точка, принимающая безналичный способ оплаты, может выступать в роли кассы в банке. Новая услугами станет доступна всем клиентам самого крупного российского банка уже совсем скоро – во втором квартале 2018 года, то есть в период с апреля по июнь.


Сколько денег можно будет снять за одну операцию через POS-терминал бесконтактной оплаты – не уточняется, однако сумма совершенно точно не должна быть большой. Скорее всего, «Сбербанк» установит свой любимый лимит в 5 000 рублей. Если розничная торговая точка обладает сбербанковскими терминалами для безналичной оплаты, то комиссию за снятие денежных средств платить не придется.

Ожидается, что новый сервис сделает жизнь всех жителей России проще, позволив им не посещать офисы «Сбербанка» или искать банкоматы, многие из которых находятся в неработающем состоянии.


Кредитная организация «Сбербанк» является самым крупным и известным банком на территории России, у которого в настоящее время более чем 11 тысяч отделений по всей стане, а уже вскоре их станет еще больше. Финансовое учреждение делает все возможное для своего развития, в том числе внедряет поддержку новейших технологий. В целях светлого будущего госбанк собирается уже в скором будущем отказаться от использования привычных всем традиционных банкоматов, чтобы таким образом сократить свои издержки, а также, кроме того, повысить уровень обслуживания.

Как стало известно от зампреда правления компании «Сбербанк» Станислава Кузнецова, кредитная организация в рамках планового обновления сети самообслуживания будет постепенно переводить традиционные устройства на ресайклеры. Проще говоря, все финансовое учреждение собирается начать использовать новые технологии, которые позволят сократить издержки на содержание банкоматов, так как придется гораздо реже производить их инкассацию. Специальные терминалы нового поколения будут работать не только при прием и выдачу денег, но еще и на их обмен.


Проще говоря, если один клиент пополнил свой счет на сумму в 20 000 рублей, другой клиент получит именно эти деньги при выполнении операции снятия наличных. В настоящее время схожую технологию используют многие другие банки в России, что позволяет им производить инкассацию в разы реже, а это приводит к очень значительной экономии денег на их содержание и обслуживание, что крайне актуально для бизнеса. Постепенно все старые банкоматы «Сбербанк» заменит на новые, в которых старые деньги будут выдаваться клиентам.


Весь этот процесс может занять несколько лет, потому что замена обычных банкоматов на ресайклеры будет вестись в плановом режиме. Подобное новшество приведет к тому, что банковские терминалы нового поколения от самого крупного и известного в стране банка начнут использовать внесенные клиентами денежные средства для выдачи наличных, и все это без какой-либо инкассации. На практике это означает, что банкоматы финучрежения «Сбербанк» теперь будут работать гораздо чаще, чем раньше, ведь в настоящее время их работает приостанавливается, когда денег внутри становится недостаточно.

Ранее стало известно о том, что «Сбербанк» выпустил самую дорогую банковскую карту в истории человечества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: