Поясните почему банковская сфера стала эпицентром деловой жизни стран запада

Обновлено: 25.04.2024

Надеяться на то, что в Россию вернется McDonald’s, означало бы для России «ничего не делать». Так считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

«Надеяться, что вернется McDonald’s (я так грубо описываю), значит, опять сидеть и ничего не делать, ждать, что приедут и будут нам запчасти, какие-то комплектующие поставлять, полупроводники. Нет, наши западные партнеры доказали и не первый раз, что они недоговороспособны», — сказал Лавров, выступая в рамках проекта гимназии имени Е. М. Примакова «100 вопросов лидеру». При этом политик убежден, что верный путь для РФ — это полагаться на развитую страной сеть партнерств в евразийском регионе.

Что касается возобновления сотрудничества с Западом, дипломат доложил, что решающее слово будет за Москвой. По его словам, если спустя время западные страны предложат России наладить отношения, члены государства серьезно подумают и взвесят все «за» и «против».

Ранее McDonald’s решили окончательно уйти с российского рынка. Новым владельцем сети стал предприниматель Александр Говор. В соцсетях уже успели обсудить варианты нового названия для популярной сети фастфуда, под которым она продолжит работу в июне. Известно, что сеть ресторанов McDonald’s в России получит название Mс, сообщил источник, знакомый с ситуацией на рынке.

Надеяться на то, что в Россию вернется McDonald’s, означало бы для России «ничего не делать». Так считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Надеяться, что вернется McDonald’s (я так грубо описываю), значит, опять сидеть и ничего не делать, ждать, что приедут и будут нам запчасти, какие-то комплектующие поставлять, полупроводники. Нет, наши западные партнеры доказали и не первый раз, что они недоговороспособны», — сказал Лавров, выступая в рамках проекта гимназии имени Е. М. Примакова «100 вопросов лидеру». При этом политик убежден, что верный путь для РФ — это полагаться на развитую страной сеть партнерств в евразийском регионе. Что касается возобновления сотрудничества с Западом, дипломат доложил, что решающее слово будет за Москвой. По его словам, если спустя время западные страны предложат России наладить отношения, члены государства серьезно подумают и взвесят все «за» и «против». Ранее McDonald’s решили окончательно уйти с российского рынка. Новым владельцем сети стал предприниматель Александр Говор. В соцсетях уже успели обсудить варианты нового названия для популярной сети фастфуда, под которым она продолжит работу в июне. Известно, что сеть ресторанов McDonald’s в России получит название Mс, сообщил источник, знакомый с ситуацией на рынке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока: "Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия" к учебнику История. Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О.С. и др. под ред. Искандерова А.А.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия"»

Технологическая карта урока

Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия (§ 6)

Сформировать представление об экономическом и политическом развитии ведущих стран Запада: Великобритании. США. Франции. Германии в 20-х гг. XX века. Планируемые результаты:

- личностные

• привить демократические ценности, такие как идеологический и политический плюрализм;

• проанализировать плюсы и минусы свободной рыночной экономики, а также необходимость государственного регулирования экономики;

- метапредметные

• осуществлять постановку учебной задачи;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• определять собственное отношение к историческим событиям;

• выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью;

• на основе анализа текста учебника выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, участвовать в публичном представлении результатов индивидуальной и групповой деятельности;

- предметные

• экономических последствий Первой мировой войны для каждой страны;

• положение общественных движений в странах Запада 20-х гг.;

• главных черт экономического развития стран Запада в 20-е гг. XX в.;

• политической и социальной обстановки в каждой из рассматриваемых стран в 20-е гг. XX века;

• объяснять особенности восстановления экономики европейских государств в 1920-е гг.;

• сравнивать различные политические силы в каждом из государств, выделять их слабые и сильные стороны;

• определять роль личности в политической жизни государств;

• систематизировать исторический материал об экономическом и политическом развитии стран Запада в 20-е гг. XX в.

• уникальности исторического пути каждой из стран, проявляющейся в политических и экономических преобразованиях;

• послевоенного экономического и политического положения стран Запада;

Основные понятия и термины: инфляция; «просперити»; массовая культура;

Основные даты: 1920-1933 гг. – «сухой закон»;

Персоналии: Р. Макдональд, С. Болдуин, Р. Пуанкаре;

Тип урока: комбинированный;

Образовательные ресурсы: учебник А.О. и О.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история, раздаточный материал, проектор, презентация.

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.

Проверка знаний и умений

Проверка домашнего задания:

– устный опрос по п. № 5

На прошлом уроке вы погрузились в период послевоенного устройства мира и в историю международных отношений 20-х гг. XX века. Итоги Первой мировой войны стали обсуждаться на Парижской конференции с января 1919 г. Давайте вспомним основным участников этой конференции. (США – Вудро Вильсон, Великобритания – Дэвид Ллойд-Джордж, Франция – Жорж Клемансо, Италия – Витторио Орландо. Италия была в самом ущемленном положении, поскольку она вяло проявила себя в войне, она оказалась «проигравшей страной среди победителей». Ее участие в конференции было практически не заметным, а все претензии проигнорированы, как и участие представителей стран Востока).

Какие страны не были допущены до участия в конференции? (проигравшие страны, колониальные страны и страны Востока, Советская Россия).

Результатом конференции стало подписание Версальского мирного договора.

Почему население Германии было совершенно не согласно с основными положениями этого договора? (Германия теряла Эльзас и Лотарингию, теряла около 1/8 территории и около 1/10 населения; на левом берегу Рейна была образована демилитаризованная зона, которую заняли союзные войска; колонии Германии были поделены между Великобританией, Францией и Японией; ограничивалась численность войск в Германии, запрещалось иметь военное вооружение и технику; главное – Германия объявлялась виновницей войны, и обязывалась выплачивать репарации – 269 млрд. золотых марок. Для большинства населения Германии это стало шоком, как и подписание договора, многие не понимали, почему должна платить страна, на территории которой ни разу не ступала нога вражеского солдата)

Что можно назвать главным результатом конференции для США? (закреплялось ее неприкосновенное положение а районе Тихого океана; политикой «открытых дверей и равных возможностей» обеспечили себе проникновение на китайский рынок, который раньше работал преимущественно на европейские государства, это способствовало подъему американской экономики; ограничивалась мощь военно-морских вооружений европейских стран).

В чем состояла противоречивость и непрочность сформировавшейся Версальско-Вашингтонской системы? (С одной стороны, новая система международных отношений, хоть и на некоторое время, но стабилизировала внешнеполитическую ситуацию в мире, с другой стороны в жертву этой стабилизации были преданы равноправные отношения между всеми государствами. Определились явные лидеры этой системы, в лице США, Англии и Франции, мнение которых было решающим. Возникли и явные аутсайдеры, в лице Советской России, мелких государств Европы, а в особенности Германия. Те условия, в которых оказалась Германия, были тяжелейшими и несправедливыми. Поэтому сбросить «груз Версаля» стало заветной мечтой каждого немца).

А какие были попытки облегчить положение Германии? (План Дауэса 1924 г. – займы Германии, ограничение ежегодных платежей, План Юнга 1930 г. – снижал сумму репарационных платежей).

Какое место в новой системе международных отношений занимала Советская Россия? (Мир разделился на два лагеря, противоположных по своим идейно-политическим принципам и социально экономическим порядкам: капиталистический и социалистический. Первое время Россия в принципе не допускалась к решению международных вопросов, она устанавливала договоры с соседними странами. Отказали ей в участии и в Генуэсской конференции 1922 г., но в этом же году удалось подписать Раппальский договор с Германией, что открыло полосу признания Советской России со стороны мировых держав).

Дома у вас было задание письменно в тетради дать собственное определение понятию «эра пацифизма». Как вы понимаете это определение? (это исторический период в 1920-30х гг. XX века, когда благодаря ряду политических решений, дипломатических договоров, мировая общественность сформулировала идею принципиального отказа от войны).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока: "Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия" к учебнику История. Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О.С. и др. под ред. Искандерова А.А.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия"»

Технологическая карта урока

Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия (§ 6)

Сформировать представление об экономическом и политическом развитии ведущих стран Запада: Великобритании. США. Франции. Германии в 20-х гг. XX века. Планируемые результаты:

- личностные

• привить демократические ценности, такие как идеологический и политический плюрализм;

• проанализировать плюсы и минусы свободной рыночной экономики, а также необходимость государственного регулирования экономики;

- метапредметные

• осуществлять постановку учебной задачи;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• определять собственное отношение к историческим событиям;

• выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью;

• на основе анализа текста учебника выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, участвовать в публичном представлении результатов индивидуальной и групповой деятельности;

- предметные

• экономических последствий Первой мировой войны для каждой страны;

• положение общественных движений в странах Запада 20-х гг.;

• главных черт экономического развития стран Запада в 20-е гг. XX в.;

• политической и социальной обстановки в каждой из рассматриваемых стран в 20-е гг. XX века;

• объяснять особенности восстановления экономики европейских государств в 1920-е гг.;

• сравнивать различные политические силы в каждом из государств, выделять их слабые и сильные стороны;

• определять роль личности в политической жизни государств;

• систематизировать исторический материал об экономическом и политическом развитии стран Запада в 20-е гг. XX в.

• уникальности исторического пути каждой из стран, проявляющейся в политических и экономических преобразованиях;

• послевоенного экономического и политического положения стран Запада;

Основные понятия и термины: инфляция; «просперити»; массовая культура;

Основные даты: 1920-1933 гг. – «сухой закон»;

Персоналии: Р. Макдональд, С. Болдуин, Р. Пуанкаре;

Тип урока: комбинированный;

Образовательные ресурсы: учебник А.О. и О.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история, раздаточный материал, проектор, презентация.

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.

Проверка знаний и умений

Проверка домашнего задания:

– устный опрос по п. № 5

На прошлом уроке вы погрузились в период послевоенного устройства мира и в историю международных отношений 20-х гг. XX века. Итоги Первой мировой войны стали обсуждаться на Парижской конференции с января 1919 г. Давайте вспомним основным участников этой конференции. (США – Вудро Вильсон, Великобритания – Дэвид Ллойд-Джордж, Франция – Жорж Клемансо, Италия – Витторио Орландо. Италия была в самом ущемленном положении, поскольку она вяло проявила себя в войне, она оказалась «проигравшей страной среди победителей». Ее участие в конференции было практически не заметным, а все претензии проигнорированы, как и участие представителей стран Востока).

Какие страны не были допущены до участия в конференции? (проигравшие страны, колониальные страны и страны Востока, Советская Россия).

Результатом конференции стало подписание Версальского мирного договора.

Почему население Германии было совершенно не согласно с основными положениями этого договора? (Германия теряла Эльзас и Лотарингию, теряла около 1/8 территории и около 1/10 населения; на левом берегу Рейна была образована демилитаризованная зона, которую заняли союзные войска; колонии Германии были поделены между Великобританией, Францией и Японией; ограничивалась численность войск в Германии, запрещалось иметь военное вооружение и технику; главное – Германия объявлялась виновницей войны, и обязывалась выплачивать репарации – 269 млрд. золотых марок. Для большинства населения Германии это стало шоком, как и подписание договора, многие не понимали, почему должна платить страна, на территории которой ни разу не ступала нога вражеского солдата)

Что можно назвать главным результатом конференции для США? (закреплялось ее неприкосновенное положение а районе Тихого океана; политикой «открытых дверей и равных возможностей» обеспечили себе проникновение на китайский рынок, который раньше работал преимущественно на европейские государства, это способствовало подъему американской экономики; ограничивалась мощь военно-морских вооружений европейских стран).

В чем состояла противоречивость и непрочность сформировавшейся Версальско-Вашингтонской системы? (С одной стороны, новая система международных отношений, хоть и на некоторое время, но стабилизировала внешнеполитическую ситуацию в мире, с другой стороны в жертву этой стабилизации были преданы равноправные отношения между всеми государствами. Определились явные лидеры этой системы, в лице США, Англии и Франции, мнение которых было решающим. Возникли и явные аутсайдеры, в лице Советской России, мелких государств Европы, а в особенности Германия. Те условия, в которых оказалась Германия, были тяжелейшими и несправедливыми. Поэтому сбросить «груз Версаля» стало заветной мечтой каждого немца).

А какие были попытки облегчить положение Германии? (План Дауэса 1924 г. – займы Германии, ограничение ежегодных платежей, План Юнга 1930 г. – снижал сумму репарационных платежей).

Какое место в новой системе международных отношений занимала Советская Россия? (Мир разделился на два лагеря, противоположных по своим идейно-политическим принципам и социально экономическим порядкам: капиталистический и социалистический. Первое время Россия в принципе не допускалась к решению международных вопросов, она устанавливала договоры с соседними странами. Отказали ей в участии и в Генуэсской конференции 1922 г., но в этом же году удалось подписать Раппальский договор с Германией, что открыло полосу признания Советской России со стороны мировых держав).

Дома у вас было задание письменно в тетради дать собственное определение понятию «эра пацифизма». Как вы понимаете это определение? (это исторический период в 1920-30х гг. XX века, когда благодаря ряду политических решений, дипломатических договоров, мировая общественность сформулировала идею принципиального отказа от войны).

«Апокалиптический рост цен». Такими словами оценивает происходящее в Великобритании не кто-нибудь, а глава Банка Англии. Дело дошло до того, что простые британцы приходят погреться и помыться в местный «Макдоналдс», потому что не могут позволить себе ничего другого. Как получилось, что именно Британия стала лидером по погружению Европы в экономическую катастрофу?

Но Суинфорд писал свои твиты, находясь на встрече членов Казначейского комитета английского парламента с управляющим Банком Англии Эндрю Джоном Бейли. Уже за несколько дней до нее всем британцам стало окончательно ясно – инфляция в стране побила рекорды 40-летней давности, а дальнейшие прогнозы темпов экономического спада имеют все шансы перейти из категории «неутешительные» в «пугающие». От главного банкира государства ожидали конкретных данных по поводу того, как всем им дальше быть.

Бейли не обманул ожиданий и даже превзошел их. Благодаря оперативной работе журналиста Суинфорда его откровения и другие зарисовки со встречи цитировались буквально «всем миром» значительно раньше, чем были опубликованы ее официальные итоги. «Последовательность потрясений, которые переживает наша экономика – беспрецедентны». «Британия сталкивается с апокалиптическим ростом цен на продовольствие из-за войны на Украине». «Банк Британии немного беспомощен, потому что 80% причин инфляции – внешние шоковые причины».

Каждое высказывание чувствовавшего себя немного беспомощным Бейли становилось маленькой шоковой терапией. При этом в его речи напрочь отсутствовали хотя бы предварительные оценки того, как действовать в этой ситуации тем британцам, чьи доходы значительно ниже официального заработка управляющего Банком Англии – свыше 575 тыс. фунтов стерлингов в год. Для них у Бейли нашлись уверенность в скором увеличении безработицы в стране и пророческая идея о том, что рост цен вызовет рост требований повышения заработных плат британцами, что опять-таки усугубит инфляцию.

Мелвин Джон Страйд, член Консервативной партии, в ходе дебатов задал Бейли вопрос о том, почему Банк Англии не предпринимал никаких действий, чтобы предвосхитить ситуацию и хоть как-то обезопасить экономику королевства. «Вы что, спали за рулем?» – так звучал вопрос политика, в свое время служившего секретарем Королевского казначейства. «Мы не в состоянии предсказывать войны», – почти огрызнулся в ответ управляющий Банком Англии.

Долгое время Европа представляла собой ряд малонаселенных, находящихся на периферии Евразии аграрных государств. Но за считанные века она превратилась в культурный и экономический центр мира. Разгадываем секрет «европейского чуда».

Европейская цивилизация выросла не на пустом месте, а наследовала богатейшую античную культуру, в первую очередь, Древнего Рима. Искусство, архитектура, строительные технологии, право, система управления, религия, военное дело – все это было адаптировано на почве зарождающихся средневековых феодальных государств Европы.

Массовые этнические перемещения, охватившие Европу в IV-VIII веках нашей эры привели к многочисленным войнам, но они также способствовали культурному, языковому и религиозному обогащению народов. Европа была сродни гигантскому плавильному котлу, в котором выкристаллизовывались и сохранялись наиболее жизнеспособные элементы.

Европейцы развили и усовершенствовали подход к науке, который сочетал в себе экспериментальные исследования и математический анализ. Наиболее наглядно это выразилось в трудах Галилея, Коперника, Гюйгенса и Ньютона.

Одним из ключевых факторов в развитии наук стало использование инструментального подхода. Применение телескопа, микроскопа, барометра, хронографа, секстанта, вакуумного насоса, электростатического генератора способствовало прорыву в области научных знаний. В период Промышленной революции экономический рост стимулировала опора на богатый научный опыт и инновационные технологии. Использование квалифицированной рабочей силы значительно ускорило прогресс.

География и климат

Европа, в отличие от многих других мест на Земле, занимает максимально благоприятное географическое положение. Американский биолог Джаред Даймонд, объясняя «европейское чудо», отмечает подходящие для одомашнивания растений и животных условия в этой части Евразийского континента. Экономист из Колумбийского Университета Джеффри Сакс выдвинул гипотезу, согласно которой умеренный климат Европы создал преимущество перед жаркими странами, благодаря которому здесь образовались более «продуктивные почвы», а также отсутствовали тропические болезни.

Эпоха Великих географических открытий создала возможность для ведущих европейских держав максимально использовать свои заокеанские колонии, эксплуатируя их человеческие и природные ресурсы и извлекая из этого баснословную прибыль. Профессор антропологии Джеймс Блаут триумф капитализма связывает с трансатлантической торговлей , породившей торгово-финансовый капитал, а доступность к множественным колониям объясняет все тем же выгодным географическим положением.

Макс Вебер в своей «Протестантской этике» выражал мнение, что страны, исповедующие «правильную» религию опережают в своем развитии все прочие. В первую очередь успех европейских стран он связывает с протестантизмом, который лучше стимулирует «дух капитализма». Атмосфера терпимости и плюрализма, которую обеспечил «Акт веротерпимости», принятый в 1689 году английским парламентом создал условия для свободного развития философской и научной мысли. Более того, Англиканская церковь способствовала популяризации ньютоновской теории и экспериментальной науки. Следует также назвать и религиозные войны XVI-XVII веков, которые привели к зарождению либерализма. Теперь протестантские страны смогли сами определять вектор своего развития, смело внедрять научные и социальные эксперименты.

Французский историк Фернан Бродель сравнивая европейскую экономику с экономикой остального мира отмечал, что она «обязана своим более быстрым развитием превосходству своих экономических инструментов и институтов – биржам и различным формам кредита». Экономисты Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон при объяснении европейского прогресса вводят такое понятие как «вовлекающие экономические институты», которые, по мнению ученых, «позволяли наилучшим образом использовать человеческие таланты и способности, и которые дают возможность индивидуумам принимать самостоятельные решения». Среди характерных черт «вовлекающих экономических институтов» – свободный выбор профессий, защита частной собственности, непредвзятая судебная система, а также общедоступные службы, обеспечивающие единые правила игры.

Исследователей всегда интересовал вопрос, почему не густонаселенная и богатая Азия, а Европа стала местом взрывного экономического роста. Австралийский историк Эрик Джонс в книге «Европейское чудо» выдвигает демографическую гипотезу этого феномена. По его мнению, «нуклеарная» семья и поздние браки, которые обеспечивали контроль над численностью населения Европы, позволяли оптимально распределять ресурсы и выстраивать экономическую политику.

Страны Ближнего и Дальнего Востока в сравнении с Европой обладали отнюдь не меньшей, а может быть даже и большей духовной и материальной культурой, но европейцы продемонстрировали способность накапливать знания и технологии. «Компас и порох были изобретены в Китае, а вот ружья и заморские колонии появились у европейцев», – пишет историк и экономист Дэвид Ландэс. По его мнению, важно не кто «первым придумал», а кто «первым пустил в дело». Дополняя «культурную теорию» профессор экономики Дейдр МакКлоски отмечает «буржуазное достоинство» и высокий этический статус занятия бизнесом в Европе, невиданные для других стран и эпох.

Промышленная революция в Европе была обязана высокому уровню конкуренции на экономическом рынке. Объясняя это, американский экономист Дуглас Норт вводит понятие «неестественных государств», которые в противовес «естественным странам» не могли существовать в нищете, а создали условия для роста благосостояния наиболее целеустремленных индивидов. В отличие от тоталитарных деспотий Востока в «неестественных государствах» Европы сложились механизмы ограничения насилия и появились «порядки открытого доступа» для желающих попасть в элиту – то есть для тех, кто решил заработать больше чем это необходимо для жизни.

Необычную версию «экономического чуда» Европы выдвигает американский социолог и политолог Джек Голдстоун. Он считает, что вплоть до 1750 года не было никаких предпосылок для возвышения Европы, так как она мало отличалась от других территорий планеты. Небогатые аграрные государства Европы, управляемые монархами находились в тех же условиях, что и Россия или Османская империя. А эпоха Великих географических открытий означала лишь выход провинциальных португальских и голландских торговцев на развитые азиатские рынки. Согласно Джеку Голдстоуну Европе просто повезло: «цепь благополучных случайностей привела к созданию условий для постоянного опережающего роста». Именно из-за этого Европа стала регионом опережающего развития, исходя из изменения модели накопления, распространения и применения знаний.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: