При осуществлении каких банковских операций может применяться упрощенная идентификация клиентов

Обновлено: 28.04.2024

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:

"упрощенная идентификация клиента - физического лица (далее также - упрощенная идентификация) - осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.";

2) пункт 1.2 статьи 6 изложить в следующей редакции:

"1.2. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.";

а) абзац второй подпункта 1 пункта 1 дополнить словами ", а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения";

б) пункт 1.4 изложить в следующей редакции:

в) пункт 1.5 изложить в следующей редакции:

"1.5. Кредитная организация вправе поручать на основании договора, в том числе многостороннего (включая правила платежной системы), другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющему центру, аккредитованному в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.";

г) пункт 1.6 после слова "идентификации" дополнить словами "или упрощенной идентификации";

д) пункт 1.7 изложить в следующей редакции:

"1.7. Кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.";

е) пункт 1.8 после слова "идентификации" дополнить словами "или упрощенной идентификации";

ж) пункт 1.9 после слова "идентификации" дополнить словами "или упрощенной идентификации";

з) пункт 1.10 дополнить словами "или упрощенной идентификации";

и) дополнить пунктами 1.11 - 1.13 следующего содержания:

"1.11. Упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона и в отношении клиента - физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.

1.12. При предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится одним из следующих способов:

1) посредством личного представления клиентом - физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

2) посредством направления клиентом - физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;

3) посредством прохождения клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

1.13. В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения сведений, указанных в подпункте 2 пункта 1.12 настоящей статьи, со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом - физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей использование электронного средства платежа, клиент - физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.".

Многие субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон№115-ФЗ) знакомы с термином «идентификация» и процедурой проверки клиента в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), однако не все субъекты до сих пор разобрались с другим похожим термином «упрощенная идентификация». К нам в компанию часто обращаются с вопросами об отличиях между обычной идентификацией и упрощенной идентификацией и о том, какие субъекты Закона №115-ФЗ имеют право ее проводить. По этой причине я решил написать краткую статью на эту тему.

Вам также может быть интересно:

Напомню, что согласно ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица осуществляется в случаях, установленных Федеральным законом №115-ФЗ, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений.

Таким образом, главное отличие упрощенной идентификации от обычной идентификации заключается в том, что она может проводится только в отношении клиента – физического лица. То есть упрощенная идентификация не может проводится в отношении клиента – юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

Впервые термин «упрощенная идентификация» был введен Федеральным законом № 110-ФЗ от 5 мая 2014 года, который вступил в силу 16 мая 2014 года.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ и в отношении клиента - физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников организации или индивидуального предпринимателя, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, субъект Закона №115-ФЗ, обязан провести идентификацию в общем порядке.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1.11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена в следующих случаях:

При осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств. Право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов имеют исключительно кредитные организации.

При предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа. При этом, в соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №161-ФЗ операторами по переводу денежных средств являются Банк России; кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Таким образом, в данном пункте речь идет о клиентах кредитных организаций, которые вправе применять упрощенную идентификацию при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.

При осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей. Указанные операции вправе проводить кредитные организации, следовательно, в данном случае речь идет также исключительно о клиентах кредитных организаций.

При заключении договора потребительского кредита (займа), сумма которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту - физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе в пользу клиента - физического лица (пункт 1.12-1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ).

При заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами.

При заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора и при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

При осуществлении и получении почтового перевода денежных средств на сумму, не превышающую 15 000 рублей.

При приеме интерактивной ставки и выплате выигрыша физическому лицу, от которого принята интерактивная ставка, на сумму, не превышающую максимальную сумму, установленную для остатков электронных денежных средств в соответствии с частью 5.1 статьи 10 Федерального закона №161-ФЗ.

При заключении договора страхования с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-2 настоящей статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ

При заключении договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, предусматривающих инвестирование с использованием инвестиционной платформы на сумму, не превышающую 100 000 рублей, при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" договор о брокерском обслуживании подразумевает под собой брокерскую деятельность, которой признается деятельность брокера (профессионального участника рынка ценных бумаг) по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом

Следует отметить, что Банк России в информационном письме от 29.04.2016 №ИН-06-54/28 давал разъяснения по проведению упрощенной идентификации клиента - физического лица при приобретении паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов). В указанном документе Банк России доводит до сведения управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - регистратор), следующую информацию. Согласно абз 1 п. 1.11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации, а также с учетом соблюдения иных требований Закона №115-ФЗ.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 29.11.2001 №156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон №156-ФЗ) для приобретения инвестиционных паев заявки на их приобретение в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом подаются в управляющую компанию и (или) агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда. Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона №156-ФЗ включение денежных средств, переданных в оплату инвестиционных паев, в состав паевого инвестиционного фонда осуществляется на основании надлежаще оформленной заявки на приобретение инвестиционных паев и документов, необходимых для открытия приобретателю (номинальному держателю) лицевого счета в реестре владельцев инвестиционных паев.

В соответствии с п. 1 ст. 13.1 Закона №156-ФЗ денежные средства, переданные в оплату инвестиционных паев одного паевого инвестиционного фонда, должны поступать на отдельный банковский счет, открытый управляющей компании этого фонда на основании договора, заключенного без указания на то, что управляющая компания действует в качестве доверительного управляющего. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона №156-ФЗ выдача инвестиционных паев осуществляется на основании заявок на приобретение инвестиционных паев путем внесения записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев.

Исходя из положений Закона №156-ФЗ, процесс приобретения инвестиционных паев включает в себя процедуру внесения записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев, а также предоставление регистратору необходимых документов для открытия лицевого счета в реестре владельцев инвестиционных паев. В связи с изложенным, при внесении записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев, регистратор вправе осуществлять упрощенную идентификацию клиента - физического лица (в случае, если оплата инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда осуществлена денежными средствами) в соответствии с положениями Закона №115-ФЗ.

Таким образом, анализ вышеперечисленных норм свидетельствует о том, что право упрощенной идентификации принадлежит 4 (четырем) субъектам:

  • кредитной организации,
  • негосударственному пенсионному фонду,
  • профессиональному участнику рынка ценных бумаг,
  • управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда,
  • страховой компании,
  • оператору инвестиционной платформы,
  • кредитному потребительскому кооперативу,
  • микрофинансовой организации.

При этом остальные субъекты Федерального закона №115-ФЗ не имеют права проводить упрощенную идентификацию.

Федеральный закон от 05.05.2014 г. №110-ФЗ предусматривает несколько способов упрощенной идентификации клиентов-физических лиц. Однако, на практике пока работает только один из них - когда пользователь лично предъявляет паспорт или заверенную копию этого документа и осуществляет денежный перевод. В таком случае ему доступны операции на любую сумму, хотя сделки стоимостью более 600 тысяч рублей подлежат контролю Росфинмониторингом. Что касается еще двух способов упрощенной идентификации клиентов-физлиц, то они предусматривают ввод номера СНИЛС, ИНН или номера полиса ОМС.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится одним из следующих способов:

Статья 3 Федерального закона №115-ФЗ

Статья 1.12 Федерального закона №115-ФЗ

С использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

Посредством личного представления клиентом - физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

С использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации

Посредством направления клиентом - физическим лицом кредитной организации, негосударственному пенсионному фонду, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;

С использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Посредством прохождения клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федеральный закон от 05.05.2014 №110-ФЗ операторы информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", оператор единой системы идентификации и аутентификации в срок до 1 октября 2014 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны безвозмездно обеспечить возможность использования кредитными организациями соответствующих информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов - физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Однако, в связи с отсутствием подключения участников финансового рынка к базам данных Пенсионного фонда, налоговой инспекции и Фонда медицинского страхования в установленный срок, эти варианты идентификации временно не работают. Тем не менее, 1 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 №154-ФЗ, согласно которому в пункт 5.4 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ был добавлен следующий тезис «При проведении идентификации клиента - физического лица организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента информации о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования». Представляется, что это один из этапов перехода к двум другим способам упрощенной идентификации клиентов – физических лиц.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало проект постановления «Об утверждении порядка использования кредитными и иными организациями государственных информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов - физических лиц». Согласно указанному документу, кредитным организациям предоставят возможность подключиться к одному из блоков «электронного правительства» - так называемой «Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА).

Подробнее о правилах проведения упрощенной идентификации Вы можете узнать на инструктаже по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с выдачей свидетельства установленного образца. Инструктаж проводится каждый четверг. Обучение проводится в дистанционной форме (онлайн-курс), поэтому Вы можете принять участие в вебинаре находясь за Вашим рабочим или домашним компьютером.

Программа идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ микрокредитной компании и микрофинансовой компании должна отражать особенности упрощенной идентификации клиентов. В этом статье мы расскажем какие требования предъявляет Федеральный закон №115-ФЗ к рассматриваемой процедуре.

В соответствии с пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при заключении договора потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ. При этом, положения пунктов 1.11 и 1.12 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ применяются в отношении договора потребительского кредита (займа), сумма которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту - физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе в пользу клиента - физического лица.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ и в отношении клиента - физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников МФО, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, Общество, обязано провести идентификацию в общем порядке.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится одним из следующих способов:

  • посредством личного представления клиентом - физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  • посредством направления клиентом - физическим лицом МФО в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;
  • посредством прохождения клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения вышеперечисленных сведений, со сведениями в указанных информационных системах, клиент - физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации.

При проведении упрощенной идентификации клиента идентификация, в том числе упрощенная идентификация, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится.

С 2001 года банки и другие субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиентов перед тем, как их обслуживать. За 18 лет закон сильно изменился и дополнился новыми субъектами и требованиями. В этой статье рассмотрим актуальный порядок идентификации и состав сведений о клиентах, которые банк должен установить.

Что такое идентификация

Любые операции в банке должны совершаться непосредственно владельцем счета. Для того чтобы предотвратить нелегальные переводы, кредитные организации идентифицируют клиента.

Идентификация — мероприятия, которые помогают банку установить и подтвердить достоверность сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Если клиент совершит экономическое преступление или окажется замешанным в финансировании экстремизма, имеющиеся данные помогут установить личность виновного.

Порядок идентификации клиента в банке

На первом этапе идентификации банк собирает сведения о клиенте с опорой на оригиналы документов и заверенные копии.

В отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание в РФ, адрес места регистрации и жительства, ИНН.

В отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, ИНН или код иностранной организации, ОГРН и адрес регистрации.

В отношении иностранной структуры без образования ЮЛ — наименование, регистрационный номер или код структуры, место ведения основной деятельности. Для трастов также устанавливаются состав имущества, находящегося в управлении, ФИО и адрес места жительства учредителей и доверительного собственника.

Кроме того, принимая и продолжая обслуживать клиентов, субъекты 115-ФЗ обязаны:

  • определять цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиентов;
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев клиента;
  • выявлять среди клиентов публично-должностных лиц;
  • обновлять информацию о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год;
  • обновить данные в течение семи рабочих дней, если появятся сомнения в достоверности и точности информации;
  • хранить и представлять полученные сведения в Росфинмониторинг;
  • сверять списки клиентов с перечнем организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, и блокировать расчетный счет таких клиентов.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Упрощенная идентификация

Упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. Банк устанавливает у физлица только ФИО, серию и номера паспорта , и подтверждает достоверность этих сведений оригиналами документов или заверенными копиями.

Такая система идентификации применяется к физлицам, если соблюдены следующие условия:

  • операция не подлежит обязательному контролю;
  • клиент не причастен к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у банка отсутствуют подозрения в преступных целях клиента;
  • операция не носит запутанного или необычного характера.

Упрощенная идентификация, например, проводится в случае, когда физлицо переводит деньги без открытия банковского счета или банк предоставляет клиенту электронное средство платежа. Подробнее применение упрощенной идентификации объясняется в ст. 1.1 и 1.2 115-ФЗ.

В каких случаях не требуется идентификация физлица

Ряд операций с деньгами не требует идентификации клиента по 115-ФЗ:

  • перевод без открытия счета, если сумма не превышает 15 тыс. рублей;
  • покупка ювелирных изделий на сумму до 40 тыс. рублей;
  • покупка валюты на сумму до 40 тыс. рублей.

Однако если у сотрудника банка возникнут сомнения в целях операции, у клиента могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

В большинстве случаев при работе с клиентом компания — субъект 115-ФЗ обязана провести его полную идентификацию. Это достаточно сложная процедура, которая требует времени. Однако есть ситуации, когда закон разрешает идентифицировать клиента упрощенно и даже отказаться от такой процедуры.

Рассмотрим подробнее, какие документы нужно запросить у клиента для проведения упрощенной идентификации, разберемся в перечне операций.

Что такое упрощенная идентификация

Это вид идентификации клиента, когда достаточно выяснить только ФИО человека и данные его паспорта (ст. 3 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ, далее — Закон № 115-ФЗ). То есть не нужно собирать большой пул информации для заполнения анкеты, устанавливать представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров.

Для проведения упрощенной идентификации достаточно запросить у клиента один из документов, удостоверяющих личность. К таким относятся:

  • паспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт, удостоверяющие личность гражданина России за пределами страны;
  • свидетельство о рождении (для граждан России до 14 лет);
  • временное удостоверение личности гражданина России, выдаваемое на период оформления паспорта, и другие документы, признаваемые документами, удостоверяющими личность (Положение от 15.10.2015 № 499-П, Положение ЦБ РФ от 12.12.2014 444-П).

Также подойдут заверенные нотариусом копии этих документов. При упрощенной идентификации не нужно заполнять и хранить анкету клиента.

Кого и когда можно идентифицировать упрощенно

Только клиентов — физических лиц, к юридическим лицам упрощенная идентификация не применяется.

В законе четко определен перечень операций физлиц, при проведении которых можно провести упрощенную идентификацию. Полный список приведен в п 1.11. ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Разберем наиболее частые случаи.

Провести упрощенную идентификацию можно, если клиент:

  • переводит деньги без открытия банковского счета, в том числе электронно;
  • меняет в банке купюры одного достоинства на другие до 100 000 руб.;
  • продает или покупает валюту на сумму, эквивалентную 100 000 руб.,
  • делает почтовый перевод до 15 000 руб.,
  • выиграл в лотерею до 100 000 руб.,
  • заключает договор страхования (кроме страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста и других),
  • заключает договор с негосударственным пенсионным фондом,
  • открывает лицевой счет в реестре владельцев ценных бумаг,
  • оказывает услуги в инвестировании по договору инвестирования с использованием инвестиционной платформы до 100 000 руб., при условии, что все расчеты производятся безналично по счетам, открытым в российских банках, и другое.

Из списка операций понятно, что проводить упрощенную идентификацию могут не только банки, но и другие субъекты 115-ФЗ. В том числе страховые компании, организаторы лотерей, почта России, участники профессионального рынка ценных бумаг.

Условия проведения упрощенной идентификации

Помимо перечня конкретных ситуаций в том же пункте ст. 7 Закона № 115-ФЗ перечислены условия для проведения упрощенной идентификации. Всего их три:

  • операция не подлежит обязательному контролю по ПОД/ФТ, клиент не внесен в список террористов и экстремистов;
  • у сотрудников финмониторинга нет подозрений в том, что цель операции — легализация преступных доходов;
  • операция не имеет запутанного характера.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, придется провести полную идентификацию клиента. Рассмотрим конкретный пример.

Ситуация

Человек выиграл в лотерею 30 000 руб. При выплате выигрыша организатор лотереи должен провести упрощенную идентификацию. Для этого он просит у клиента оригинал паспорта или заверенную копию, до выплаты сверяет данные физлица на совпадение с перечнями террористов и экстремистов. Если совпадений нет, деньги можно выдать. Если оказалось, что человек внесен в список террористов и экстремистов, необходимо провести его полную идентификацию, а выигрыш заморозить.

Другими словами, даже если клиент проводит операцию, при которой закон разрешает идентифицировать его упрощенно, все равно необходимо выполнить сверку с перечнями. И делать это нужно до проведения операции.

Когда можно не идентифицировать клиента

Операции на некрупные суммы не требуют идентификации физлица. Так, если человек покупает золотое кольцо дешевле 40 000 руб., сотрудники ювелирного магазина могут не идентифицировать покупателя. Это значит, что у человека не попросят паспорт или другой документ. Аналогичная ситуация и с выигрышем в лотерею до 15 000 руб. Полный список таких операций также есть в пунктах ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Всё необходимое для управления рисками в одном окне: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков и др.

При этом если у сотрудника финмониторинга возникнут вопросы относительно легальности операции, он может запросить у физлица документы, чтобы идентифицировать его.

Светлана Кирланова, эксперт Контур.Призмы по законодательству в сфере ПОД/ФТ и комплаенс-рискам

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: