Прием коммунальных платежей какой банк центральный или коммерческий

Обновлено: 18.04.2024

Сообщается, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг ЖКХ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

В настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц - потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

Постановление Правительства РФ от 05.09.2019 N 1164 устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. С момента вступления в силу этого Постановления платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

Также даны разъяснения, касающиеся возможности оплаты без взимания комиссионного вознаграждения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В силу пунктов 63 и 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Привлечение платежных агентов для осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений является правом управляющей организации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

В свою очередь, перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Потребители имеют право вносить оплату путем наличных денежных средств непосредственно поставщику. Последние обязаны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, взимание платы с потребителей в отделениях банков, почтовых отделениях, расчетно-кассовых центрах и в других пунктах приема платежей за перевод коммунальных платежей не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.

Выбор способа оплаты коммунальных услуг отдельными платежами поставщикам услуг либо по единому платежному документу с уплатой вознаграждения платежному агенту является правом потребителя.

За потребленные коммунальные ресурсы потребители вправе внести плату без комиссии напрямую каждому поставщику услуг любым способом (наличным, безналичным, в личном кабинете на официальном сайте поставщика услуг).

В кассу управляющей организации оплата без комиссии возможна только за содержание жилья, в которую в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

17 июня 2020, 12:07

У потребителя должна быть возможность оплатить ЖКУ без комиссии. Прокуратура г. Нижней Туры

Разъясняет помощник прокурора г. Нижней Туры И.Л. Тенищев

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В силу пунктов 63 и 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Привлечение платежных агентов для осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений является правом управляющей организации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

В свою очередь, перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Потребители имеют право вносить оплату путем наличных денежных средств непосредственно поставщику. Последние обязаны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, взимание платы с потребителей в отделениях банков, почтовых отделениях, расчетно-кассовых центрах и в других пунктах приема платежей за перевод коммунальных платежей не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.

Выбор способа оплаты коммунальных услуг отдельными платежами поставщикам услуг либо по единому платежному документу с уплатой вознаграждения платежному агенту является правом потребителя.

За потребленные коммунальные ресурсы потребители вправе внести плату без комиссии напрямую каждому поставщику услуг любым способом (наличным, безналичным, в личном кабинете на официальном сайте поставщика услуг).

В кассу управляющей организации оплата без комиссии возможна только за содержание жилья, в которую в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Банки оценили, где россияне оплачивают услуги ЖКХ и какую комиссию при этом платят. Исследование проводилось по запросу депутатов, готовящих поправки к законопроекту о запрете банкам брать комиссию с населения за оплату коммуналки

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Большинство плательщиков услуг ЖКХ в России (около 70%) оплачивают их без комиссии. К такому выводу пришла Ассоциация банков «Россия», которая провела опрос кредитных организаций в ответ на запрос председателя комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова. РБК ознакомился с письмом, которое содержит результаты исследования и направлено Аксакову.

Фото:Ярослав Чингаев / ТАСС

На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект, который запрещает банкам взимать комиссию с плательщиков за предоставление услуг по оплате ЖКХ. Инициатива, которая была внесена в феврале 2020 года депутатами «Единой России», в том числе председателем нижней палаты парламента Вячеславом Володиным, уже прошла первое чтение. Банки недовольны инициативой и не раз предупреждали, что в случае принятия закон может привести к сокращению инфраструктуры по приему платежей у населения.

В новом письме банки утверждают, что при принятии законопроекта в текущей редакции экономию денежных средств получат менее 30% граждан, в некоторых случаях она будет незначительной. «При этом все потребители лишатся привычных способов оплаты и удобных сервисов в результате значительного сжатия инфраструктуры по приему платежей и вырождению финтех-сервисов», — подчеркивают в ассоциации.

Банки провели опрос для комитета по финрынку, чтобы депутаты могли изучить ситуацию более предметно для подготовки поправок ко второму чтению, пояснил РБК Анатолий Аксаков.

Как россияне платят за ЖКХ

  • Банки занимают около 70% на рынке приема платежей за услуги ЖКХ. Среднее значение комиссии, которую платит физлицо или поставщик жилищно-коммунальных услуг, составляет около 0,4%. Большинство банков взимают минимальный размер комиссии в 20–30 руб. для компенсации затрат на предоставление услуги, которые в том числе включают комиссию за перевод в платежной системе Банка России.
  • Большинство граждан, которые пользуются банковскими сервисами для платежей за ЖКХ — 70%, — не платят комиссию. «Это возможно благодаря наличию прямого договора между кредитной организацией и поставщиком услуги ЖКХ, который предполагает уплату комиссии получателем платежа (то есть поставщиком услуг. — РБК). Также ряд кредитных организаций не взимает комиссию со своих клиентов, совершающих оплату услуг ЖКХ через дистанционные каналы обслуживания», — отмечается в письме.
  • Еще 20% плательщиков платят комиссию до 1% включительно, так как используют мобильное приложение, интернет-банк и другие дистанционные каналы банков, у которых не заключен договор с поставщиком услуги ЖКХ или соглашение не предполагает уплату комиссии получателем платежа.
  • Оставшиеся 10% пользующихся банковскими услугами для оплаты ЖКХ вносят комиссию в размере свыше 1% (из них 70% — комиссию размером до 2% включительно). Такой тариф обычно взимается с физлица при оплате наличными в офисе банка.
  • «Почта России» занимает 10–15% рынка платежей за услуги ЖКХ и не взимает комиссию с физлиц в 60–80% случаев, так как имеет большое количество прямых договоров с поставщиками услуг ЖКХ. Представитель «Почты России» пояснил РБК, что доля компании на рынке составляет 12%. Комиссия с плательщика взимается организацией менее чем в 20% случаев, когда размер агентского вознаграждения от поставщика не позволяет компенсировать издержки при приеме платежа.
  • Около 10% физических лиц оплачивают услуги ЖКХ без комиссии непосредственно в офисах поставщиков услуг или через их мобильные приложения и личные кабинеты на сайтах.

Фото: Jamie Squire / Getty Images

Как не оставить наследников ни с чем при переезде и релокации бизнеса

Почему обвалились продажи NFT

Фото: Carl Court / Getty Images

Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать

Не все можно заменить: без этих ИТ-сервисов бизнесу будет особенно сложно

Фото: Anton Vaganov / Reuters

Экономика РФ не рухнула после санкций. Как это объясняют зарубежные СМИ

Фото: Andrea Verdelli / Getty Images

Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать

Фото: Shutterstock

Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»

Фото: Shutterstock

Telegram все ближе к мечте о супераппе. Чего еще в нем не хватает бизнесу

При оплате услуг ЖКХ наличными через кассу банков, платежных агентов и «Почты России» в труднодоступных и малонаселенных пунктах могут взиматься высокие комиссии, что обусловлено дороговизной обеспечения бесперебойности работы таких отделений. «В этих случаях целесообразно рассмотреть возможность адресной поддержки населения, проживающего в сложных условиях», — говорится в письме.

Фото:Роман Храмовник / ТАСС

Как сообщили РБК в НП «ЖКХ Контроль», комиссия при оплате у операциониста в кассе может доходить до 50%. «Чем дальше от цивилизации, тем труднее оплатить ЖКУ и тем дороже расходы оператора, и, соответственно, его комиссия. Далеко не в каждом селе есть офис Сбербанка — есть такие точки, до которых, образно говоря, три дня на собаках добираться нужно, и еще не факт, что там, где есть отделение, оно работает ежедневно и полный рабочий день», — сообщили в организации.

Спор между банками и депутатами

В сентябре 2019 года правительство запретило банкам включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ — документ должен вступить в силу в сентябре 2020 года. «Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам», — отмечали в ФАС, которая была инициатором этой меры. Это приводит к тому, что при оплате ЖКХ в других банках граждане платят комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.

В начале 2020 года стало известно о новой инициативе на рынке: о планах ввести запрет на банковские комиссии при оплате услуг ЖКХ в феврале 2020 года впервые заявил лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов на встрече с президентом России Владимиром Путиным, который идею поддержал. Практически сразу в Госдуму был внесен соответствующий законопроект. Запрет должен способствовать защите интересов граждан и привести к снижению финансовой нагрузки населения, отмечалось в пояснительной записке к документу. Поправки могли внести, чтобы банки из-за запретительного постановления правительства не переложили все свои затраты на клиентов, объясняли источники РБК.

Национальный совет финансового рынка в начале марта предупреждал, что принятие законопроекта может привести к уходу платежных игроков с рынка, возвращению оплаты ЖКУ из интернета в кассы, а также росту цен на другие банковские услуги. Примерно через месяц главы пяти ассоциаций на финансовом рынке направили письмо Володину с просьбой отложить принятие документа.

Участники банковского и платежного рынка на базе АБР уже разработали предложения о том, как смягчить последствия законопроекта, говорится в письме Аксакову:

  • установить единое регулирование для всех организаций, которые принимают платежи за услуги ЖКХ (банков, банковских платежных агентов, платежных агентов, «Почты России»);
  • дать этим организациям право взимать плату за свои услуги в виде комиссии с получателя платежа;
  • распространить предусмотренный законопроектом запрет на взимание комиссий за оплату ЖКХ исключительно на платежи физических лиц;
  • поручить правительству отменить сентябрьское постановление и принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего законопроекта.

Однако поставщики услуг отмечали, что перекладывать комиссию на ресурсоснабжающие организации неправильно, так как во всех сферах плательщик оплачивает комиссию самостоятельно, если использует банковские сервисы. При этом ресурсоснабжающие организации живут в условиях ограниченных тарифов, и у них нет средств на эту комиссию. Кроме того, на сектор давят большие задолженности потребителей.

Банки и платежные агенты предупредили, что могут закрыть свои сервисы по приему платежей за ЖКХ из-за планов отменить комиссии с населения. Брать на себя расходы за такие платежи не готовы и коммунальные компании

Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС

Законопроект «Единой России», который запрещает банкам, платежным агентам и «Почте России» взимать с клиентов комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг, может привести к снижению доступности платежей для населения, подорожанию других банковских услуг и монополизации рынка. Об этом говорится в отзыве Национального совета по финансовому рынку (НСФР) на этот документ.

РБК ознакомился с проектом, который направлен в думский комитет по жилищной политике и ЖКХ. Теперь банки и управляющие компании спорят, кто должен нести расходы по этим комиссиям, но депутаты менять законопроект не готовы.

Как власти борются с комиссиями

Основные участники рынка — банки и платежные агенты, пояснил ситуацию директор компании по приему платежей за услуги ЖКХ «Фрисби» Алексей Зайков. Для переводов используются кассы банков и онлайн-банкинг. Если у банка заключен договор с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО), комиссия за платеж входит в общую сумму тарифа за ЖКХ и ложится на клиента. Если договора нет, комиссия оплачивается клиентом отдельно в момент совершения платежа. Кроме банковских сервисов услуги можно с комиссией оплатить через платежных агентов, отделения «Почты России» и кассы самих ресурсоснабжающих организаций.

В России насчитывается около тысячи участников рынка приема платежей за услуги ЖКХ без учета банков, продолжает Зайков. По его словам, на отдельных территориях Сбербанк принимает до 30–70% платежей, а где-то сбор аналогичной доли обеспечивают платежные агенты.

Размер комиссии, взимаемой банками, в среднем составляет 1% с использованием дистанционного банковского обслуживания, 1,5% через операционного работника и до 3% при оплате через банковских платежных агентов, которым из суммы комиссии выплачивается вознаграждение, отмечается в отзыве НСФР.

В сентябре 2019 года правительство своим постановлением запретило включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ, документ вступит в силу в сентябре 2020 года. В ФАС, которая была инициатором этой меры, пояснили, что введение запрета должно способствовать росту конкуренции на этом рынке. «Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам», — отмечали в ФАС. А если граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.

В феврале 2020 года с идеей запретить банкам и платежным агентам взимать комиссии за операции по оплате услуг ЖКХ с самих клиентов на встрече с президентом России выступил лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Владимир Путин его поддержал, назвав комиссии квазинагрузкой. 20 февраля законопроект внесли в Госдуму, его первым автором значится спикер Вячеслав Володин. Документ должен способствовать защите интересов граждан и привести к снижению финансовой нагрузки населения, отмечается в пояснительной записке. Этот законопроект могли внести, чтобы банки из-за запретительного постановления правительства не переложили все свои затраты на клиентов, объяснили два источника РБК, знакомых с ходом обсуждения документа.

Похожий законопроект еще в конце января внесли депутаты КПРФ.

К чему приведет запрет

Введение запрета на взимание комиссий при оплате ЖКХ грозит убытками банкам, и они будут вынуждены принять меры по оптимизации бизнес-процессов, за чем последуют негативные последствия для клиентов, предупреждают в НСФР, в состав которого входит большинство системно значимых банков:

  • некоторые банки могут уйти с рынка приема платежей за ЖКХ, что снизит доступность услуги для населения и повлечет дальнейшую монополизацию этого сегмента, а также приведет к снижению качества услуги и увеличению очередей;
  • банки-эквайеры будут вынуждены прекратить прием переводов за услуги ЖКХ с использованием карт, выпущенных другими банками, в связи с необходимостью выплаты ими не компенсируемого теперь вознаграждения банку-эмитенту;
  • банковские платежные агенты могут уйти с рынка или снизить качество услуги, так как отсутствие дохода у банка от указанных операций приведет к вынужденному снижению комиссии, выплачиваемой агентам;
  • оставшиеся на этом рынке банки могут начать оказывать эту услугу за счет доходов от оказания иных услуг — путем снижения процентов по вкладам, роста ставок по кредитам и роста тарифов по важным для потребителей видам финансовых услуг, в том числе по переводам в Системе быстрых платежей;
  • банки будут вынуждены сократить инвестиции в системы предотвращения мошеннических действий, что может привести к росту объемов хищений.

О чем банки предупредили ЦБ

В ассоциации банков «Россия» 27 февраля состоялась встреча банковского и платежного сообществ с представителями регулятора, на котором сотрудники кредитных организаций предупредили ЦБ о возможном сокращении инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ и выдвинули свои предложения, как смягчить последствия законопроекта, сообщили РБК три источника на финансовом рынке, близких к участникам встречи. По словам одного из собеседников, в первую очередь запрет отразится на Сбербанке, ВТБ и Почта Банке. Подавляющую долю на рынке приема платежей за ЖКУ занимает первый с показателем около 60%, отмечает еще один источник.

Запрет на комиссии должен распространяться только на случаи, когда поставщики коммунальных услуг компенсируют их банкам, считает управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков: «Если в законопроекте это не будет учтено, то, очевидно, пропадет целесообразность в заключении договоров на прием платежей между банками и поставщиками услуг ЖКХ, все действующие договоры будут расторгаться, банки продолжат нести издержки на прием платежей, но перестанут получать компенсацию. В результате банки будут думать над вариантами сокращения издержек, вплоть до ограничения приема платежей в каналах с высокой себестоимостью (банковские отделения. — РБК)».

В МКБ и ПСБ не ожидают, что принятие законопроекта отразится на доступности их сервисов, рассказали представители кредитных учреждений. Сбербанк вместе с экспертным сообществом сформулировал предложения, как скорректировать законопроект, сообщили в его пресс-службе, не уточнив деталей. В ВТБ отказались от комментариев, в остальных крупных банках не ответили на запросы РБК. «Почта России» воздержалась от комментариев. В ЦБ и Минстрое не ответили на запросы РБК. В ФАС сообщили, что позиция службы будет сформирована только после того, как туда поступят указанные предложения.

Как компенсировать расходы

Как рассказал РБК вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, банки разработали два предложения о компенсациях затрат на проведение платежей.

Во-первых, изменить осеннее постановление правительства так, чтобы траты банков на проведение платежей включались в тарифы наравне с тратами на проведение платежей наличными через кассы ресурсоснабжающих компаний — их включение в тариф постановление не запретило.

Во-вторых, разработать и прописать в законопроекте схему, при которой банк получателя платежа (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей компании) будет компенсировать траты на проведение платежа банку-отправителю. Это нужно, поскольку банк-отправитель в случае принятия законопроекта не сможет взимать с плательщика комиссию. Банк-получатель платежа, в свою очередь, получает такую компенсацию трат по договору от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Но остается открытым вопрос, будет ли учтена эта комиссия в тарифе или компании будут выплачивать ее со своей прибыли.

Управляющие компании тоже не хотят платить

Рост тарифов на услуги ЖКХ регулируется правительством. Оно каждый год утверждает максимальный размер процентов, на которые могут вырасти тарифы в разных регионах. Под ограничение роста тарифов не подпадает плата за жилищные услуги, которые обычно оказывают управляющие компании (за управление, вывоз мусора и т.п.), а также за капремонт.

Перекладывать комиссию на ресурсоснабжающие организации неправильно, считает председатель совета директоров компании «Российские коммунальные системы» (оператор водоснабжения и водоотведения) Григорий Терян: «Во всех сферах плательщик оплачивает комиссии самостоятельно, если платит через банк. Непонятно, почему в этой отдельной сфере ситуация должна быть иной». Он указывает, что ресурсоснабжающие организации живут в условиях ограниченных тарифов. «Плюс есть трудности, связанные с взысканием задолженностей. Откуда ресурсоснабжающим организациям брать средства на эту комиссию?» — вопросил Терян.

Если оплату комиссии переложат на ресурсоснабжающие организации без дополнительного роста тарифа, то из-за ограничений в росте тарифов РСО будут нести убытки или снизят объем инвестиций на реконструкцию инфраструктуры, продолжает Терян. «Если же учет комиссии в тарифе приведет к росту тарифа на размер этой комиссии, то что поменяется для потребителя? Он также будет платить эту комиссию, но через тариф», — говорит Терян.

Если же компании из сферы ЖКХ откажутся оплачивать комиссии, то банки и другие финансовые организации просто перестанут принимать платежи — им это будет невыгодно, говорит собеседник РБК в одном из банков: граждане будут вынуждены оплачивать эти услуги через кассы с бумажными платежками. Резкое сокращение числа точек по сбору платежей и сложности с внесением оплаты могут увеличить объем и без того огромной задолженности за услуги ЖКХ, которая сегодня оценивается в 1,5 трлн руб., предупредил Зайков из «Фрисби». За 2018 год предприятия из сферы ЖКХ выставили счетов на сумму 2,63 трлн руб., отмечают авторы законопроекта.

При подготовке предложений депутаты учли все последствия запрета, сказал РБК один из авторов документа, депутат Игорь Дивинский. «По нашим оценкам, он не должен привести к сокращению инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ, только если в единичных случаях. Вообще обязанность принимать платежи за ЖКУ возложена на ресурсоснабжающие организации, банки только им помогают. Мы готовы обсуждать с рынком технические вопросы законопроекта, но не его замысел, который не подлежит изменению», — подчеркнул он.

Банки и платежные агенты предупредили, что могут закрыть свои сервисы по приему платежей за ЖКХ из-за планов отменить комиссии с населения. Брать на себя расходы за такие платежи не готовы и коммунальные компании

Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС

Законопроект «Единой России», который запрещает банкам, платежным агентам и «Почте России» взимать с клиентов комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг, может привести к снижению доступности платежей для населения, подорожанию других банковских услуг и монополизации рынка. Об этом говорится в отзыве Национального совета по финансовому рынку (НСФР) на этот документ.

РБК ознакомился с проектом, который направлен в думский комитет по жилищной политике и ЖКХ. Теперь банки и управляющие компании спорят, кто должен нести расходы по этим комиссиям, но депутаты менять законопроект не готовы.

Как власти борются с комиссиями

Основные участники рынка — банки и платежные агенты, пояснил ситуацию директор компании по приему платежей за услуги ЖКХ «Фрисби» Алексей Зайков. Для переводов используются кассы банков и онлайн-банкинг. Если у банка заключен договор с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО), комиссия за платеж входит в общую сумму тарифа за ЖКХ и ложится на клиента. Если договора нет, комиссия оплачивается клиентом отдельно в момент совершения платежа. Кроме банковских сервисов услуги можно с комиссией оплатить через платежных агентов, отделения «Почты России» и кассы самих ресурсоснабжающих организаций.

В России насчитывается около тысячи участников рынка приема платежей за услуги ЖКХ без учета банков, продолжает Зайков. По его словам, на отдельных территориях Сбербанк принимает до 30–70% платежей, а где-то сбор аналогичной доли обеспечивают платежные агенты.

Размер комиссии, взимаемой банками, в среднем составляет 1% с использованием дистанционного банковского обслуживания, 1,5% через операционного работника и до 3% при оплате через банковских платежных агентов, которым из суммы комиссии выплачивается вознаграждение, отмечается в отзыве НСФР.

В сентябре 2019 года правительство своим постановлением запретило включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ, документ вступит в силу в сентябре 2020 года. В ФАС, которая была инициатором этой меры, пояснили, что введение запрета должно способствовать росту конкуренции на этом рынке. «Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам», — отмечали в ФАС. А если граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.

В феврале 2020 года с идеей запретить банкам и платежным агентам взимать комиссии за операции по оплате услуг ЖКХ с самих клиентов на встрече с президентом России выступил лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Владимир Путин его поддержал, назвав комиссии квазинагрузкой. 20 февраля законопроект внесли в Госдуму, его первым автором значится спикер Вячеслав Володин. Документ должен способствовать защите интересов граждан и привести к снижению финансовой нагрузки населения, отмечается в пояснительной записке. Этот законопроект могли внести, чтобы банки из-за запретительного постановления правительства не переложили все свои затраты на клиентов, объяснили два источника РБК, знакомых с ходом обсуждения документа.

Похожий законопроект еще в конце января внесли депутаты КПРФ.

К чему приведет запрет

Введение запрета на взимание комиссий при оплате ЖКХ грозит убытками банкам, и они будут вынуждены принять меры по оптимизации бизнес-процессов, за чем последуют негативные последствия для клиентов, предупреждают в НСФР, в состав которого входит большинство системно значимых банков:

  • некоторые банки могут уйти с рынка приема платежей за ЖКХ, что снизит доступность услуги для населения и повлечет дальнейшую монополизацию этого сегмента, а также приведет к снижению качества услуги и увеличению очередей;
  • банки-эквайеры будут вынуждены прекратить прием переводов за услуги ЖКХ с использованием карт, выпущенных другими банками, в связи с необходимостью выплаты ими не компенсируемого теперь вознаграждения банку-эмитенту;
  • банковские платежные агенты могут уйти с рынка или снизить качество услуги, так как отсутствие дохода у банка от указанных операций приведет к вынужденному снижению комиссии, выплачиваемой агентам;
  • оставшиеся на этом рынке банки могут начать оказывать эту услугу за счет доходов от оказания иных услуг — путем снижения процентов по вкладам, роста ставок по кредитам и роста тарифов по важным для потребителей видам финансовых услуг, в том числе по переводам в Системе быстрых платежей;
  • банки будут вынуждены сократить инвестиции в системы предотвращения мошеннических действий, что может привести к росту объемов хищений.

О чем банки предупредили ЦБ

В ассоциации банков «Россия» 27 февраля состоялась встреча банковского и платежного сообществ с представителями регулятора, на котором сотрудники кредитных организаций предупредили ЦБ о возможном сокращении инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ и выдвинули свои предложения, как смягчить последствия законопроекта, сообщили РБК три источника на финансовом рынке, близких к участникам встречи. По словам одного из собеседников, в первую очередь запрет отразится на Сбербанке, ВТБ и Почта Банке. Подавляющую долю на рынке приема платежей за ЖКУ занимает первый с показателем около 60%, отмечает еще один источник.

Запрет на комиссии должен распространяться только на случаи, когда поставщики коммунальных услуг компенсируют их банкам, считает управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков: «Если в законопроекте это не будет учтено, то, очевидно, пропадет целесообразность в заключении договоров на прием платежей между банками и поставщиками услуг ЖКХ, все действующие договоры будут расторгаться, банки продолжат нести издержки на прием платежей, но перестанут получать компенсацию. В результате банки будут думать над вариантами сокращения издержек, вплоть до ограничения приема платежей в каналах с высокой себестоимостью (банковские отделения. — РБК)».

В МКБ и ПСБ не ожидают, что принятие законопроекта отразится на доступности их сервисов, рассказали представители кредитных учреждений. Сбербанк вместе с экспертным сообществом сформулировал предложения, как скорректировать законопроект, сообщили в его пресс-службе, не уточнив деталей. В ВТБ отказались от комментариев, в остальных крупных банках не ответили на запросы РБК. «Почта России» воздержалась от комментариев. В ЦБ и Минстрое не ответили на запросы РБК. В ФАС сообщили, что позиция службы будет сформирована только после того, как туда поступят указанные предложения.

Как компенсировать расходы

Как рассказал РБК вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, банки разработали два предложения о компенсациях затрат на проведение платежей.

Во-первых, изменить осеннее постановление правительства так, чтобы траты банков на проведение платежей включались в тарифы наравне с тратами на проведение платежей наличными через кассы ресурсоснабжающих компаний — их включение в тариф постановление не запретило.

Во-вторых, разработать и прописать в законопроекте схему, при которой банк получателя платежа (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей компании) будет компенсировать траты на проведение платежа банку-отправителю. Это нужно, поскольку банк-отправитель в случае принятия законопроекта не сможет взимать с плательщика комиссию. Банк-получатель платежа, в свою очередь, получает такую компенсацию трат по договору от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Но остается открытым вопрос, будет ли учтена эта комиссия в тарифе или компании будут выплачивать ее со своей прибыли.

Управляющие компании тоже не хотят платить

Рост тарифов на услуги ЖКХ регулируется правительством. Оно каждый год утверждает максимальный размер процентов, на которые могут вырасти тарифы в разных регионах. Под ограничение роста тарифов не подпадает плата за жилищные услуги, которые обычно оказывают управляющие компании (за управление, вывоз мусора и т.п.), а также за капремонт.

Перекладывать комиссию на ресурсоснабжающие организации неправильно, считает председатель совета директоров компании «Российские коммунальные системы» (оператор водоснабжения и водоотведения) Григорий Терян: «Во всех сферах плательщик оплачивает комиссии самостоятельно, если платит через банк. Непонятно, почему в этой отдельной сфере ситуация должна быть иной». Он указывает, что ресурсоснабжающие организации живут в условиях ограниченных тарифов. «Плюс есть трудности, связанные с взысканием задолженностей. Откуда ресурсоснабжающим организациям брать средства на эту комиссию?» — вопросил Терян.

Если оплату комиссии переложат на ресурсоснабжающие организации без дополнительного роста тарифа, то из-за ограничений в росте тарифов РСО будут нести убытки или снизят объем инвестиций на реконструкцию инфраструктуры, продолжает Терян. «Если же учет комиссии в тарифе приведет к росту тарифа на размер этой комиссии, то что поменяется для потребителя? Он также будет платить эту комиссию, но через тариф», — говорит Терян.

Фото:Роман Храмовник / ТАСС

Если же компании из сферы ЖКХ откажутся оплачивать комиссии, то банки и другие финансовые организации просто перестанут принимать платежи — им это будет невыгодно, говорит собеседник РБК в одном из банков: граждане будут вынуждены оплачивать эти услуги через кассы с бумажными платежками. Резкое сокращение числа точек по сбору платежей и сложности с внесением оплаты могут увеличить объем и без того огромной задолженности за услуги ЖКХ, которая сегодня оценивается в 1,5 трлн руб., предупредил Зайков из «Фрисби». За 2018 год предприятия из сферы ЖКХ выставили счетов на сумму 2,63 трлн руб., отмечают авторы законопроекта.

При подготовке предложений депутаты учли все последствия запрета, сказал РБК один из авторов документа, депутат Игорь Дивинский. «По нашим оценкам, он не должен привести к сокращению инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ, только если в единичных случаях. Вообще обязанность принимать платежи за ЖКУ возложена на ресурсоснабжающие организации, банки только им помогают. Мы готовы обсуждать с рынком технические вопросы законопроекта, но не его замысел, который не подлежит изменению», — подчеркнул он.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: