В каком году была проведена банковская реформа в гдр

Обновлено: 03.05.2024

3 октября 1990 года Германская демократическая республика прекратила своё существование. Бывшее социалистическое государство влилось в состав ФРГ. Интеграция восточных земель происходила в форсированном режиме без учёта их специфики. В результате регионы бывшей ГДР по-прежнему отстают в экономическом развитии от западных, констатируют аналитики. Кроме того, вопреки обещаниям, которые были даны СССР перед объединением Германии, произошло расширение НАТО на восток, что негативно отразилось на безопасности России и Европы.

30 лет назад Германская демократическая республика окончательно вошла в состав ФРГ. С тех пор 3 октября отмечается немцами как День германского единства.

Процесс интеграции двух государств основывался на Договоре об объединении, который был заключён 31 августа 1990 года. Свои подписи под ним поставили министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе.

Документ регулировал перенос политической и правовой систем Западной Германии на восток. Столицей единого немецкого государства вновь становился Берлин. Воссоединение происходило на основе механизма, прописанного в ст. 23 Конституции ФРГ. Всё это значительно ускоряло интеграцию.

До полной ликвидации суверенитета ГДР два государства в мае 1990 года подписали Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР, в результате единой денежной единицей стала западногерманская марка. Одновременно с этим Восточная Германия вошла в общий рынок Европейского сообщества.

В июле 1990 года в рамках реформы административно-территориального деления на территории ГДР появилось пять новых регионов: Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Анхальт, Тюрингия и Саксония, а в августе была создана правовая основа для проведения общегерманских парламентских выборов.

Поглощение вместо объединения

Как говорят эксперты, объединение Германии происходило при согласии подавляющего большинства немцев, однако форсированный характер интеграции вызвал ряд серьёзных экономических и социальных проблем, многие из которых не преодолены даже спустя три десятилетия.

«После того как ГДР вошла в состав ФРГ, вся существовавшая на тот момент промышленность рухнула, были остановлены заводы, естественно, люди потеряли работу. На сегодняшний день Восточная Германия так и не смогла полностью восстановить экономику, поднять уровень жизни населения в этом регионе до показателей западных земель», — рассказал в беседе с RT профессор кафедры внешнеполитической деятельности России ФНБ РАНХиГС Сергей Фокин.

С точки зрения ведущего научного сотрудника Центра германских исследований РАН Александра Камкина, процесс объединения немецкого государства правильнее именовать «поглощением» ГДР. В комментарии RT он отметил, что власти ФРГ не учитывали особенности экономического уклада на социалистическом востоке. Это стало причиной закрытия множества предприятий и роста безработицы.

«В результате мы видим, что спустя 30 лет не удалось нивелировать разницу в уровне экономического развития на востоке и западе Германии. Отчасти отсюда и существующий на территории бывшей ГДР феномен «ностальгии» по временам социализма, когда у всех были рабочие места и социальные гарантии», — пояснил Камкин.

Мнение экспертов подтверждается статистикой, изложенной в так называемых докладах о германском единстве, которые ежегодно публикуются правительством. В документе от сентября 2020 года говорится, что экономические показатели в пяти восточных землях достигают лишь 73% от средних по стране.

Воины ГСОВГ на параде Победы в Берлине, 8 мая 1946 года

На дальних подступах: как Группа советских войск в Германии обеспечивала безопасность СССР

75 лет назад приступила к выполнению своих задач Группа советских оккупационных войск в Германии. После завершения Великой.

Из отчёта следует, что Восточная Германия по-прежнему живёт хуже Западной и испытывает дефицит квалифицированной рабочей силы. Нерешённые проблемы авторы доклада списывают на последствия существования на востоке экономики планового типа.

Кроме того, в документе говорится о ментальной разнице между восточными и западными немцами. В частности, утверждается, что жители бывшей ГДР с большим скепсисом относятся к демократии и якобы менее толерантны к другим национальностям.

Именно ксенофобией в западных землях часто объясняют популярность на востоке страны правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Между тем российские эксперты считают, что первоочередной причиной поддержки данной политсилы стало несогласие с курсом правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.

Окончательное урегулирование

Помимо внутренних неурядиц, вхождение ГДР в состав ФРГ привело к серьёзной трансформации архитектуры европейской безопасности. Объединению Германии предшествовала серия переговоров между СССР, Соединёнными Штатами, Францией и Великобританией.

После падения Берлинской стены в ноябре 1989 года Советский Союз, державший в ГДР крупную группировку войск, согласился на восстановление единого немецкого государства. Против интеграции ФРГ и ГДР выступала британский премьер Маргарет Тэтчер. В число противников входил и французский президент Франсуа Миттеран, но немецким политикам удалось его переубедить.

  • Джордж Буш — старший, Франсуа Миттеран, Гельмут Коль, Маргарет Тэтчер и Михаил Горбачёв на саммите СБСЕ (ОБСЕ) в Париже, 1990 год
  • AFP
  • © Daniel JANIN

12 сентября 1990 года в Москве представители СССР, США, Франции, Великобритании, ГДР и ФРГ подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. В соответствии с этим документом объединённое немецкое государство получило «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» с обещанием проводить исключительно миролюбивую политику.

Договор предписывал советской стороне вывести к концу 1994 года все войска из восточной части страны. В свою очередь, ФРГ и западные страны обязались выполнять ряд рестрикций военного характера.

В частности, Германия согласилась сократить численность армии до 370 тыс. человек в течение трёх-четырёх лет (сейчас численность бундесвера — чуть более 180 тыс. — RT). Также немецкое государство обязалось продолжить выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года, а также не размещать ядерное оружие и иностранные войска на территории бывшей ГДР.

Российские танки на учениях

«Запад не оставил иного выбора»: к каким последствиям привела полная приостановка Россией действия ДОВСЕ

11 марта 2015 года Москва приостановила участие в Совместной консультативной группе по Договору об обычных вооружённых силах в Европе.

«Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германия подтверждают свои заявления о том, что с немецкой земли будет исходить только мир. Согласно Конституции объединённой Германии, действия, могущие и преследующие цель нарушить мир между народами, в особенности подготовка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми», — говорилось в документе.

В то же время договор не ограничивал право Германии участвовать «в союзах со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами». В результате ГДР после объединения автоматически стала частью натовской военной машины. Кроме того, на территории немецкого государства остались американские войска. Сейчас численность контингента ВС США составляет около 36 тыс. человек.

Согласно обещаниям, данным Москве западными лидерами, включая канцлера ФРГ Гельмута Коля, Североатлантический альянс не должен был расширяться на восток.

Однако в середине 1990-х годов Брюссель при поддержке Вашингтона инициировал интеграцию стран бывшего соцблока. В 1999-м в состав НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония.

Нереализованный «австрийский сценарий»

Расширение альянса было воспринято руководством РФ как серьёзный геополитический вызов и угроза национальной безопасности. Россия приступила к созданию новых систем вооружений и повышению уровня боеготовности армейских соединений.

В феврале 2007 года президент РФ Владимир Путин выступил с так называемой Мюнхенской речью на международной конференции по безопасности в Баварии. В своём выступлении российский президент напомнил об обещании генсека НАТО и экс-министра обороны ФРГ Манфреда Вернера об отказе альянса развёртывать войска за пределами Германии.

«Хотел бы привести цитату из выступления генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, даёт Советскому Союзу твёрдые гарантии безопасности». Где эти гарантии?» — задал риторический вопрос Путин.

Сергей Фокин считает, что расширение НАТО, в том числе за счёт бывшей ГДР, привело к крайне негативным последствиям для безопасности России и Европы. По его мнению, единственный разумный вариант объединения Германии заключался в гарантиях непродвижения альянса на восток и нейтральном статусе немецкого государства.

Схожей точки зрения придерживается Александр Камкин. Он считает, что роста напряжённости в Европе и у границ России можно было бы избежать при распространении на Германию «австрийского сценария»: на протяжении последних 65 лет Вена придерживается военного нейтралитета, сохраняя со времён холодной войны дружественные отношения с Москвой.

«В итоге Германия, от которой должно было исходить только миролюбие, превратилась в форпост агрессивно настроенного блока, который к тому же пополнился восточноевропейскими республиками. Но такого сценария можно было избежать, если бы к Германии был применён опыт Австрии», — рассуждает Камкин.

Однако, несмотря на существенные разногласия, Москва и Берлин сохранили устойчивые партнёрские отношения. Как считает эксперт, современные политические противоречия России и Германии сглаживаются взаимовыгодным характером экономического сотрудничества.

«Конечно, разные взгляды на НАТО, украинский кризис, убийство в Германии бывшего полевого командира Зелимхана Хангошвили и ситуацию с Навальным осложняют диалог между Москвой и Берлином. Тем не менее взаимовыгодные экономические интересы способствуют сохранению стабильности в российско-германских отношениях», — резюмировал Камкин.

СЕПГ и все входящие в «антифашистско-демократический блок» партии и организации сначала делали упор на достижение государственного единства Германии. Они обвиняли западные державы и сотрудничавших с ними немецких политиков в нарушении Потсдамских решений и проведении курса на раскол Германии. Для демонстрации своего стремления к восстановлению единства страны (при активной поддержке СВАГ) СЕПГ призвала провести 6-7 декабря 1947 г. в Берлине Немецкий народный конгресс под лозунгом борьбы «За единство Германии и справедливый мир».

А ровно через 100 лет после начала первой немецкой революции (17—18 марта 1948 г.) в Восточном Берлине прошел второй такой конгресс. На нем был избран «Немецкий народный совет» из 400 человек, легитимность которого была весьма сомнительна. Но именно ему было поручено на основе конституционного проекта, представленного СЕПГ еще осенью 1946 г., разработать «Основной закон Германской демократической республики» как единого немецкого государства. Таким образом, конституция ГДР начала разрабатываться за несколько месяцев до Основного закона ФРГ. Ее проект был опубликован во всех газетах и вынесен на всенародное обсуждение.

В конституционный комитет Немецкого народного совета во главе с бывшим социал-демократом Отто Гротеволем входили представители всех партий. Комитет получил около 15 тыс. резолюций различных собраний и писем с предложениями по тексту конституции. То есть, в отличие от Основного закона ФРГ, проект конституции ГДР хотя бы формально разрабатывался при достаточно широком народном участии. В процессе доработки в проект было внесено более 500 дополнений и изменений. Официальная пропаганда основной упор сделала на том, что впервые за многовековую историю Германии народ «сам творит свои законы». 19 марта 1949 г. (до принятия Основного закона ФРГ) проект конституции был одобрен Немецким народным советом.

Для ее большей легитимизации 29-30 мая 1949 г. в Восточном Берлине был проведен третий Немецкий народный конгресс, который принял конституцию Германской демократической республики. Во многом это была копия конституции Веймарской республики (хотя некоторые статьи были очень схожи со статьями Основного закона ФРГ), причем сознательно сохранялся ее общегерманский характер. Так, в статье первой говорилось: «Германия является неделимой демократической республикой». Но в мае 1949 г. уже всем было понятно, что эта конституция будет действовать только в Восточной Германии.

В конституции ГДР провозглашались широкие демократические права и свободы граждан: слова, собраний, совести, объединений, неприкосновенности жилья и т. п.; говорилось о том, что «сохранение дружественных отношений со всеми народами является обязанностью государственной власти»; запрещались военная и расовая пропаганда, разжигание вражды против демократических организаций. Народный сектор экономики и плановый характер хозяйства были отнесены к числу важнейших основ государства. Но одновременно гарантировалось право мелкой частной собственности на средства производства.

Творцы конституции ГДР, работавшие под контролем СВАГ, отказались (в отличие от творцов Основного закона ФРГ) от принципа разделения властей. Высшим органом объявлялась Народная палата, которая избиралась на четыре года путем всеобщих (с 18 лет), равных и прямых выборов при тайном голосовании. Ей были даны весьма широкие полномочия: формировать основные направления политики правительства, контролировать его деятельность и даже смещать; пользоваться исключительным правом законодательства; принимать решения о народно-хозяйственном плане, государственном бюджете и т. д.

Интересы каждой земли должны были отстаивать депутаты Палаты земель. Они избирались ландтагами, имели право законодательной инициативы и отклонения законопроектов, принятых Народной палатой. Главой республики объявлялся президент, но его власть была ограниченной, а функции — представительскими. Зато широкими полномочиями наделялся премьер-министр.

Конституция ГДР была по форме одной из самых демократических конституций того времени. Но формально демократическая конституция, как показал опыт ряда государств в XX в. (и не в последнюю очередь СССР и ГДР), вполне может сочетаться с реальной тоталитарной или авторитарной властью. А этой властью в Восточной Германии располагала СЕПГ. Дискуссионной в историографии является только проблема сроков установления «диктатуры СЕПГ» — возникла она в 1949 г. или позже?

После завершения конституирования ФРГ правительство СССР направило 1 октября 1949 г. правительствам США, Англии и Франции ноту протеста в связи с их политикой в Германии. В этой ноте ответственность за раскол Германии однозначно возлагалась на страны Запада, но за кулисами советской внешней политики скрывалась подготовка к скорейшему провозглашению ГДР.

Когда существование Федеративной Республики Германии стало фактом, 4 октября 1949 г. Правление СЕПГ обратилось ко всем немцам с призывом сплотиться в «Национальном фронте демократической Германии», который будет бороться за восстановление единства страны, заключение справедливого мирного договора и последующий вывод оккупационных войск. 5 октября 1949 г. средства массовой информации в советской зоне объявили, что, опираясь на «волю трудящихся», Немецкий народный совет преобразован в парламент — во Временную Народную палату. Таким образом, СЕПГ и СВАГ проигнорировали естественное желание немцев сформировать парламент путем всеобщих выборов.

Утром 7 октября 1949 г. Немецкий народный совет единогласно принял манифест о создании Германской Демократической Республики и закон о вступлении в силу конституции ГДР. Вечером его заседание было проведено уже под вывеской Временной Народной палаты. Фракция СЕПГ выдвинула на пост премьер-министра кандидатуру О. Гротеволя, которому и было поручено формирование правительства.

Провозглашение Германской Демократической Республики было, естественно, согласовано со СВАГ, правительством СССР и со Сталиным. Но если первым мероприятием западных государств после образования ФРГ было введение в силу Оккупационного статута и сосредоточение верховной власти в руках Верховной союзнической комиссии, то первым демонстративным шагом правительства СССР была передача 10 октября 1949 г. правительству ГДР всех административных функций СВАГ. Последняя преобразовывалась в Советскую контрольную комиссию, ее целью объявлялось «наблюдение» за выполнением Потсдамских и других четырехсторонних решений.

11 октября 1949 г. из представителей пяти земель советской зоны была создана Временная Палата земель. В тот же день состоялось совместное заседание двух палат конституировавшегося парламента ГДР. Президентом республики единогласно был избран коммунист Вильгельм Пик — ветеран немецкого и международного рабочего движения, который в своем первом же выступлении претенциозно заявил о том, что правительство ГДР уполномочено говорить «от имени всего немецкого народа».

12 октября Народная палата утвердила состав кабинета, сформированного О. Гротеволем. И хотя в него вошли представители всех партий «Национального фронта»: восемь — от СЕПГ, четыре — от ХДС, три — от ЛДПГ, по одному — от ДКПГ и НДПГ, а также один беспартийный, но важнейшие министерские посты получили представители СЕПГ.

Федеральный канцлер ФРГ К. Аденауэр, выступая 21 октября 1949 г. перед депутатами бундестага в Бонне, в ответ на заявление В. Пика от 11 октября сказал, что Немецкие народные конгрессы не были сформированы в результате свободных выборов, которые предусмотрены в конституции ГДР; что ГДР возникла нелегитимно; что правительство ФРГ не будет признавать решений ее правительства как обязательных для немецкого народа и «будет чувствовать себя ответственным также за участь 18 млн немцев, которые живут в советской зоне». Так впервые была сформулирована претензия Западной Германии на единоличное представительство всех немцев.

Советская же пропаганда сразу назвала образование Германской Демократической Республики «поворотным пунктом в истории Европы». СССР и ГДР уже 15 октября 1949 г. обменялись дипломатическими миссиями. Так конституировалась, как формально суверенная, но фактически оккупированная советскими войсками и сильно зависимая от СССР в проведении своей внешней и внутренней политики, Германская Демократическая Республика. Она занимала территорию в 108,2 тыс. кв. км. Население ГДР в 1950 г. составило 18,4 млн человек. Столицей являлся Восточный Берлин.

Конституирование ГДР

Конституирование ГДР СЕПГ и все входящие в «антифашистско-демократический блок» партии и организации сначала делали упор на достижение государственного единства Германии. Они обвиняли западные державы и сотрудничавших с ними немецких политиков в нарушении

Современная Германия, как считают многие, появилась в 1990 году. После падения Берлинской стены (1989 г) две немецкие республики - ФРГ и ГДР объединились и появилась новая страна.

Согласие на объединение двух Германий дал и президент СССР Михаил Горбачёв, и его окружение. Они, как выяснится позднее, просто сдавали своих соратников из ГДР.

Михаил Горбачёв:

«Когда события стали развиваться с неожиданным для всех ускорением, советское руководство единодушно - это я хочу подчеркнуть - приняло решение о том, чтобы не вмешиваться во внутренние процессы, которые шли в ГДР. А в том, что объединение было мирным, что этот процесс не привёл к опасному международному кризису, думаю, решающую роль сыграл Советский Союз».

На самом деле это миф. Никакого объединения не было и новая страна не появилась. Горбачёв, возглавлявший Советский Союз, дал добро на уничтожение советских союзников в ГДР. Произошло уничтожение и самой ГДР, а существовавшая с 1949 года ФРГ просто разрослась на Восток.

Реально это было не объединение, а поглощение. Все законы ФРГ продолжали действовать и расширили своё действие на территорию ГДР. При этом все законы ГДР были просто упразднены. Это была капитуляция. Полная и безоговорочная.

При объединении двух германских республик, обе стороны имели бы право голоса. В реальности этого не произошло. Голос был только у ФРГ.

  • ФРГ - член НАТО, а ГДР входила в Варшавский договор. При справедливом объединении новая страна была бы вне военных блоков, или же появилась бы какая-то новая форма сотрудничества.
  • В реальности вся Германия оказалась именно в НАТО, а большая часть офицеров вооружённых сил ГДР - уволены. Многие без возможности найти работу. Некоторых приняли в бундесвер с понижением в звании и с обязательством переучиться по стандартам НАТО.
  • Валюта ГДР упразднялась, а марка ФРГ оставалась без изменений. И не стоит считать, что «богатая» ФРГ могла просто не заметить «бедную» экономику ГДР, которая была шестой в Европе.
  • Система образования и пропаганды, сформированная в ФРГ под руководством ещё американской оккупационной администрации, просто распространялась на всю территорию ГДР.

До сих пор в Восточной Германии уровень доходов ниже, чем в Западной. Люди чувствуют, что есть «западные немцы» и есть «восточные немцы», которым обещали равенство и братство, но ничего такого не случилось.

Даже анекдот чисто немецкий тогда появился.

«Встречает житель бывшего ГДР человека из ФРГ и говорит ему:
- Мы один народ!
А житель западной Германии ему отвечает:
- Да, а мы другой».

Тогда, в 1990 году, СССР мог ставить условия о принципах объединения, ведь Москва контролировала ГДР. Но все союзники в республике были отданы с потрохами спецслужбам ФРГ, а вопрос о расширении военного блока НАТО даже как-то «забылся» руководством СССР. Михаил Горбачёв даже спустя годы не признаёт, что об этом вообще-то можно было подумать.

Михаил Горбачёв:

«Вопрос о расширении НАТО в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе и после превращения существования Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители».

Судьба немцев, которые всю жизнь помогали Советскому Союзу в ГДР, сложилась не самым лучшим образом, в том числе потому, что о их судьбе никто даже не вёл переговоров. Руководство СССР за своё молчаливое согласие на полное уничтожение ГДР, не позаботилось даже о гарантиях безопасности для руководства ГДР и сотрудников спецслужб. Это было бы самым очевидным и простым проявлением порядочности. Только этого не последовало.

Показательна судьба просоветских немцев. Вот лишь некоторые из них.

  • Эрих Хонеккер. Последний руководитель ГДР, Глава ЦК СЕПГ (социалистической единой партии Германии). Благодаря ему ГДР десятилетия была верна Советскому Союзу. После «объединения» преследовался политически, вынужден был скрываться. Но всё же он был задержан и содержался в Берлине, был под следствием. Полгода провёл в заключении и выпущен только после того, как власти ФРГ убедились - у него неоперабельный рак. Умер через два года.

«Самое страшное из того, что может случиться с человеком – это предательство. Как можно было отдать на растерзание врагу своих верных друзей за рубежом. Сейчас каждому стало понятно, что КПСС под руководством Горбачева сдала империалистам и Советский Союз, и все страны Варшавского договора. Сейчас все начинается снова, возможно, третья мировая война уже идет. »

Горбачёв ведь по сути оставил без помощи тех людей в ГДР, которые многие годы служили интересам Советского Союза. Союзников. Утеряна агентура, сеть осведомителей, брошено оказалось всё.

Михаил Сергеевич через несколько месяцев после «объединения» Германии был избран на пост Президента СССР. Его активно поддерживали и в ФРГ, и в США. Вот только внутри своей страны у него не оказалось надежной опоры. Через полтора года он и сам был лишён власти.

Предпосылки к воссоединению

Такие государства, как ГДР и ФРГ, возникли после второй мировой войны и по сути представляют две зоны интересов: ФРГ - зона интересов Запада: Великобритания и США, а ГДР - зона интересов СССР. Изначально при разделении Германии ГДР уже оказалось в заведомо невыгодном для себя положении: территория ГДР была гораздо больше разрушена после Второй мировой войны и на ее территории было не так много промышленных предприятий по сравнению с территорией ФРГ, поэтому СССР пришлось приложить немало усилий и финансовых вливаний для восстановления экономики ГДР. И когда, наконец, ГДР "окрепла" в финансовом плане, она стала самым процветающим с экономической точки зрения государством стран Варшавского договора. Но поскольку ее экономические успехи напрямую зависят от стран социалистического лагеря, во главе которого стоит СССР, то в конце 80ых годов прошлого столетия у нее не могли не возникнуть проблемы. СССР попросту не было дела до ГДР, так как Чернобыльская катастрофа, Афганская война, падение цен на нефть и волна демонстраций по всей стране и всему соц. лагерю создавали куда большие проблемы.

Начало процесса воссоединения и финальный этап

В октябре 1989 года по ГДР прокатилась волна демонстраций с требованием демократизации политики. Одна из первых демонстраций прошла в Лейпциге 2 октября. В ходе демонстраций руководство Социалистической единой партии Германии ушло в отставку. И вот уже
9 ноября 1989 года гражданам ГДР был разрешён свободный выезд за границу, в результате чего произошло стихийное падение Берлинской стены. Из Кон­сти­ту­ции ГДР был уда­лён пункт о ру­ко­во­дя­щей ро­ли СЕПГ. Процесс слияния двух государств занял около года. В июле 1990 г. Горбачев разрешил двум Германиям соединиться. В августе 1990 г. парламент ГДР проголосовал за объединение с ФРГ и вот уже 3 октября состоялось официальное соединение двух немецких государств. На присоединенных землях были введены законы ФРГ, в том числе Основной закон. Столицей новой Германии стал город Берлин. Все границы были признаны устойчивыми и неизменными. Отдельно были проведены переговоры с Польшей, в результате чего подтвердились территориальную целостность и независимость каждой страны. Переговоры были отражены в договоре, который должен был обеспечивать поддержание безопасности в Европе и на польско-немецких границах. Когда документы были ратифицированы полностью, страна официально стала единой.

И вот теперь постараемся ответить на главный вопрос данной статьи: почему же ГДР так охотно рассталась со своим суверенитетом в пользу ФРГ и почему граждане ожидали от этого только улучшений и к каким последствиям это привело на самом деле?

Итак, для начала еще раз тезисно сформируем основные причины желания ГДР войти в состав ФРГ:
Кризис в экономике и обществе ГДР, который был очень глубоким и масштабным;
Политический застой, мешающий стране развиваться;
Игнорирование руководством страны изменений в Советском Союзе и Центральной Европе;
Преследование оппозиционных политиков и общественных деятелей; Начало политики перестройки в Советском Союзе после прихода к власти Михаила Горбачева.

Как упоминал выше, у ФРГ же напротив, была сильная и развитая промышленность, в большинстве своем унаследованная еще с давних времен и динамично развивающаяся в условиях рынка, открытые границы, свобода слова и инакомыслия. Стоит отметить, за период существования двух государств по политическим причинам из ГДР в ФРГ сбежало более 100 тыс. человек, в то время как из ФРГ в ГДР также были попытки побега, но эти действия больше носили необдуманный и хулиганский характер . Поэтому во время демонстраций и протестов в ГДР, люди хотели чувствовать себя частью объединенной Германии, где политический строй и экономическая политика будет аналогичная с ФРГ и странами Запада. К сожалению, эйфорию счастья от воссоединения двух государств прочувствовали не все жители ГДР, так как:
1. В Восточную Германию прибыли чиновники из ФРГ, которым предстояло возглавить все местные органы власти и управления. Бывшие граждане ГДР, работавшие в органах власти, бывшие партийными активистами, сотрудниками силовых структур фактически оказались за бортом общественной жизни, лишенными возможности продолжать карьеру в объединенной Германии;
2. Бывшие военнослужащие Национальной народной армии ГДР, которая, кстати, считалась второй по боеспособности армией стран социалистического лагеря после Советской Армии, в большинстве своём остались без работы. ФРГ боялась включать на равных вооруженные силы ГДР по идеологическим соображениям, поэтому идея интеграции Национальной народной армии ГДР в состав Бундесвера даже не рассматривалась всерьез. Большинство генералов, адмиралов, офицеров, фенрихов (прапорщиков) и унтер-офицеров были уволены с военной службы. На улице оказались 23 155 офицеров и 22 549 унтер-офицеров;
3. Старых учителей и преподавателей, работавших в ГДР, выражавших при этом свои коммунистические и социалистические взгляды, увольняли из образовательных учреждений по причине якобы их непригодности к образовательной деятельности. Власти преследовали и цель обеспечения рабочими местами безработных учителей и преподавателей из Западной Германии, которым предлагалось переехать на восток. Кроме того, западные немцы, как предполагалось, должны были нести восточным основы нового мировоззрения, "новые культурные ценности".
4. Восточногерманские юристы лишались работы, поскольку законы ФРГ существенно отличались от законов ГДР. Этим успешно пользовались их западногерманские конкуренты, которые открывали на востоке страны юридическую практику или поступали на службу в государственные юридические учреждения и правоохранительные органы.
5. Многие промышленные предприятия Восточной Германии не смогли конкурировать в условиях рыночной экономики с предприятиями из ФРГ и Западной Европы и попросту прекратили свое существование. К примеру, знаменитейшее предприятие в ГДР по производству кино и фотопленки Orwo не смогло "выжить" в условиях конкурентного рынка и было ликвидировано в 1995 году.

Это далеко не все проблемы "восточных немцев" того времени. Многие на своей шкуре почувствовали ухудшение качества жизни, так как Западногерманские цены быстро основались на прилавках бывших универмагов ГДР и в эпоху экономической нестабильности Восточной Германии после присоединения бывшие граждане ГДР многое не могли себе позволить. И даже сейчас спустя 31 год отголоски существования двух разных государств слышатся до сих пор. К примеру, восточные немцы более консервативные в плане миграционной политики, проводимой государством и многие из них составляют не слабый костяк националистических сил, выступающих против привлечения мигрантов на территорию Германии.

А как Вы считаете, могла ли дальше ГДР существовать без Советского союза и дожить до наших дней? Пишите в комментариях. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

В Германии процесс становления и развития банковской системы происходил отлично от других европейских стран и США, потому что германская система вынуждена была возрождаться практически заново после Второй Мировой войны и после объединения с ГДР.

В Германии банки создавались в различных независимых землях германской империи в 19в. В период объединения империи при Бисмарке произошла концентрация банковской системы, когда и появились три наиболее крупных акционерных банка, действующих и в наше время: Deutsch Bank, Dresdner Bank и Commerz Bank. Наряду с ними действовали ещё около сотни коммерческих банков, имеющих региональный характер деятельности.

После окончания Второй Мировой войны принятые победителями законы о демонополизации привели к распаду этих трёх крупных банков на тридцать более мелких учреждений, деятельность которых ограничивалась соответствующими землями. На территории западных оккупационных зон рейхсмарка была полностью обесценена. Ее заменили в ходе начавшейся валютно-финансовой реформы на немецкую марку.

По примеру Федеральной резервной системы США была создана двухступенчатая система центральных банков в составе центральных банков отдельных земель западных оккупационных зон и основанного в марте 1948 г. Во Франкфурте-на-Манне Банка Немецких земель. Центральные банки земель и юридически, и фактически, были вполне самостоятельны и им принадлежал основной капитал Банка Немецких земель. В компетенцию последнего входила координация проводимой центральными банками земель политики, а также вопросы, имевшие общегосударственное значение.

Систему возглавил Совет центральных банков, учрежденный при Банке Немецких земель. Сам Банк Немецких земель достаточно быстро добился признания принципа независимости центрального банка Германии. Согласно закону 1952 г. Стало возможным объединение не более трёх учреждений в один банк. И, наконец, принятие закона 1956 г. позволило восстановить три наиболее крупных банка.

В 1957 г. Был принят закон о Немецком Федеральном банке. В результате была упразднена двухступенчатая система центральных банков и создан единый Немецкий Федеральный банк (НФБ). Параграф 1 Закона о НФБ гласит: «Центральные банки земель и Центральный банк города Берлина сливаются с Банком Немецких земель. Банк Немецких земель становится Немецким Федеральным банком». При этом центральные банки земель, перестав быть самостоятельными в правовом отношении, превратились в структурные подразделения Федерального Банка на правах его главных управлений, но с сохранением своего названия «центральные банки земель».

По изменениям Закона о НФБ от 1992 г. область административного действия центральных банков земель может не совпадать с территорией одной федеральной земли. Центральные банки земель, превратившись в структурные подразделения НФБ, тем не Менее сохранили самостоятельные полномочия в административных дела* И при проведении в своих регионах банковских сделок. Регулируемых единым образом на федеральном уровне.

Параллельно на территории ГДР были основаны Немецкий эмиссионный и Жиробанк (май 1984 г.). В 1968 г. был образован Госбанк, имевший до 1990 г., монопольное право эмиссии денег ,распределения валютных резервов.Госбанк ГДР учувствовал в общегосударственном дарственном планировании развития народного хозяйств, определял основные направления кредитных вложений, границы и критерии дифференциации процентных ставок, осуществлял банковский контроль. Госбанк ГДР зависел от правительства, представляя собой центральный орган Совета Министров для осуществления денежной и кредитной политики. Государственный банк ГДР осуществлял также функции коммерческого банка через сеть своих филиалов для промышленности, строительства, оптовой торговли, транспорта, связи, а также операции по продаже различного рода платёжных средств населению.

В ГДР существовали и другие банки, имевшие специализированный круг функций и клиентов:

а) Немецкий внешнеторговый банк, осуществлявший по поручению Госбанка ГДР платёжные и расчётные операции в области внешнеэкономической деятельности страны;

б)Немецкий торговый банк и Банк сельского хозяйства и пищевой промышленности, служившие специальными кредитными институтами для внутрихозяйственных операций.

Также существовали кооперативные банки, занимавшиеся кредитованием частного предпринимательства, и сеть сберкасс. Отношения предприятий ГДР с обслуживающим банком носили характер жесткого прикрепления к конкретному кредитному Учреждению. Инвестиции в экономику осуществлялись в соответствии с кредитным планом. Кредиты предоставлялись под определенные объекты на твердо установленных условиях.

Крупным шагом вперед в развитии банковской системы ГДР стала банковская реформа, проведенная в апреле 1990 г., начатая ещё до объединения и оформления валютного союза.

В результате банковской реформы была ликвидирована монополия Госбанка и сформирована новая структура банковской системы во главе с независимым Центральным банком. Госбанк как центральный банк страны был освобождён от функции кредитно-расчётного обслуживания хозяйства. Эти функции были переданы в Немецкий Кредитный банк. Таким образом, были сделаны первые шаги на пути построения двухуровневой банковской системы восточной Германии. Реформа стала подготовительным этапом адаптации банковской системы ГДР к рыночной экономике.

Заключение валютного и экономического союза между двумя немецкими государствами поставило перед обеими странами ряд проблем, связанных с необходимостью перехода экономических структур ГДР к механизмам рыночной экономики, действующим в ФРГ. Постепенно преодолевались трудности в законодательной сфере, в вопросах регулирования отношений собственности, а также финансирования глобальной перестройки экономики ГДР, в реформировании банковской системы.

Крупные банки бывшей ГДР не в состоянии были конкурировать с Очными западногерманскими банками. Поэтому они в процессе переориентации на совершенно новые для них условия пошли либо на слияние, либо на создание совместных с западным капиталом банков, либо прекратили своё существование. Мелкие кооперативные банки, а также сеть сберкасс продолжали свою деятельность в новых условиях благодаря ряду преимуществ по сравнению со своими западными конкурентами. Эти преимущества состояли, прежде всего, в знании местного рынка, мелкой клиентуры, доверии населения, на протяжении многих лег пользовавшейся услугами ближайших сберкасс. В результате кооперативные банки и сберкассы не только не проиграли, но и получили даже поддержку от родственных учреждений ФРГ. которые, признавая преимущества местных мелких кредитных учреждений избрали политику финансовой поддержки и проникновения на рынок ГДР не путём непосредственной организации там своих фиалов, а с помощью укрепления связей с уже существующими учреждениями.

Основными направлениями развития банковской системы на территории бывшей ГДР была выбрана её адаптация к системе, существующей в ФРГ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: