Карта водителя на какой счет относится в 1с

Обновлено: 02.05.2024

Все фирмы и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, должны оборудовать автомобили тахографами.

Цель оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:

  • о скорости и маршруте движения автомобиля;
  • о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Бухгалтерский и налоговый учет тахографов

Так как тахограф - это актив организации, имеющий материально-вещественную форму, то при принятии его к учету следует руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету - ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

При этом учет тахографов зависит от их стоимости.

Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

Тахограф необходимо учитывать в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Причем в первоначальную стоимость тахографа нужно включить также плату за его установку. Это следует из п. 8 ПБУ 6/01.

При этом стоимость тахографа списывается через амортизацию.

Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.

В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов (Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.).

Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

Если тахограф вместе с расходами на его доставку и установку оказался дороже 40 тыс. руб., то для целей бухгалтерского учета тахограф признается основным средством.

При этом стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).

Срок полезного использования для применения механизма амортизации можно установить исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), согласно которой тахографы относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

В налоговом учете для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы единовременно в полном объеме по статье материальные расходы.

Применение ПБУ 18/02

Так как стоимость имущества менее 100 000 руб. учитывается в налоговых расходах единовременно при передаче тахографа в эксплуатацию, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Пример

В январе 2016 года организация установила тахограф, относящйся к 4-й амортизационной группе, стоимостью 82 600 руб. (в том числе НДС – 12 600 руб.).

Установлен срок полезного использования 70 месяцев. Норма амортизации – 1,4285% (1/70).

Амортизация в бухгалтерском по нему будет начисляться начиная с февраля 2016 года.

Первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете составит 70 000 руб. (82 600 - 12 600).

Ежемесячная сумма бухгалтерской амортизации начиная с февраля 2017 года – 1 000 руб. (60 000 руб. × 1,6666%).

В налоговом учете в январе 2016 года будет учтена вся стоимость оборудования в размере 70 000 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете Организации в январе 2016 года расходов не будет, а в налоговом учете будет списана вся стоимость оборудования.

В связи с этим согласно п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Далее в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку сумма ежемесячных амортизационных отчислений, признается в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В учете организации необходимо сделать следующие проводки:

Содержание операцийДебетКредитСумма, руб.Первичный документ
В январе 2016 года
Принят к учету объект ОС01 «Основные средства»08 «Вложения во внеоборотные активы»70 000Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Сформировано ОНО (70 000 х 20%)7768/налог на прибыль14 000Бухгалтерская справка-расчет
Ежемесячно с февраля 2016 года в течение срока использования ОС (70 месяцев)
Начислена амортизация по объекту ОС20 (26) 02 «Амортизация Основных средств»1 000Бухгалтерская справка-расчет
Уменьшено ОНО (1000 Х 20%)77 «Отложенное налоговое обязательство»68/Налог на прибыль200Бухгалтерская справка-расчет

В результате указанных операций сальдо по счету 77 будет равно нулю, что подтверждает правильность проведенных расчетов и применения ПБУ 18/02.

Тахограф стоит дороже 100 000 рублей

В этом случае в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС.

При этом стоимость тахографов списывается на расходы через механизм амортизации:

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации на основании п. 17 ПБУ 6/01.

В налоговом учете стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном ст. ст. 258, 259 НК РФ.

Бухгалтерский учет карт водителя

Приобретенная карта принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой при приобретении (изготовлении) за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение (изготовление), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Оприходование карты может отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При передаче карты работникам их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-9, в дебет счета 20 "Основное производство" или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

С целью обеспечения контроля за сохранностью карты ее стоимость при передаче работнику организация может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 "Карточки, переданные работникам" по фактической себестоимости приобретения (изготовления).

Налоговый учет карт водителя

Сумма НДС, предъявленная изготовителем пропусков, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60.

Организация может принять к вычету предъявленную изготовителем карточки сумму НДС после принятия на учет приобретенной карточки и при наличии выставленного контрагентом счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19.

Налог на прибыль организаций

Расходы организации по оплате услуг по изготовлению карты водителя можно учесть в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ), так как:

  • осуществление данных расходов обоснованно и документально подтверждено;
  • расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли, затраты на покупку карт водителя учитываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Наряду с этим, компания вправе учесть эти затраты в составе прочих расходов, сославшись на пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. (см Письмо Минфина России от 25.06.2013 N 03-03-06/1/23941).

Проводки будут такие:

Дебет 10-9 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

- отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

- Карта водителя принята на забалансовый учет;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

- списана стоимость карты, переданной работнику.

Пример

За изготовление карты водителя организацией оплачено 5 900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.).

В бухгалтерском учете затраты на изготовление карты и передачу их водителям следует отразить следующим образом:

При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования, разнообразных видов деятельности, а также агрегатов, расходующих горюче-смазочные материалы, перед учреждением стоит острая необходимость в автоматизации выписки путевых листов и корректного списания горюче смазочных материалов.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0, для учета путевых листов на различные транспортные средства, рабочих листов для агрегатов, потребляющих ГСМ в соответствии с нормативами, разработана подсистема «Учет ГСМ».

Для того чтобы начать использовать возможности учета ГСМ в программе, необходимо перейти на пункт меню «Администрирование» – «Настройка параметров учета» – «Специализированные подсистемы». В данной вкладке необходимо проставить отметку в пункте «Учет горюче-смазочных материалов» для отражения документов данного направления.

Далее в пункте меню «Нормативно-справочная информация» можно заполнить следующие справочники:

  • «Нормы для расчета расхода ГСМ для агрегатов» и «Нормы для расчета расхода ГСМ для транспортных средств»;
  • «Поправочные коэффициенты в процентах» и «Поправочные значения для расчета норм расхода ГСМ»;
  • «Маршруты движения транспортных средств».

В пункте меню «Администрирования» по мере необходимости заполняются справочники по виду используемого ГСМ, лицензионных карточек, маршрутов автобусов и топливных карточек водителя.

Перед созданием путевого листа необходимо также заполнить данные о норме расхода транспортного средства в карточке основных средств. Для этого в карточке по кнопке перейти есть регистр сведений «Настройки норм расхода ГСМ для транспортных средств и агрегатов».

Журнал путевых листов и таксировки путевых листов расположен в пункте меню «Материальные запасы». В программе предусмотрено заполнение путевых листов разных видов в зависимости от транспортного средства. Рассмотрим оформление путевого листа легкового автомобиля (форма №3).

4665456

На вкладке «Общие сведения» заполняется информация о транспортном средстве, водителе, подразделении, сотруднике и организации, в распоряжении которого находится водитель. Лицензионная карточка заполняется в случае, если работа транспортного средства по путевому листу является лицензируемой деятельностью.

На вкладке «Выезд» предоставляются данные о времени выезда транспортного средства и показателях спидометра на начало дня. В нижней части путевого листа указываются ответственные за выезд.

Далее заполняется вкладка «Маршруты» с указанием маршрутов движения транспортного средства. После заполнения приведенных данных путевой лист сохраняется и выводится на печатную форму для предоставления водителю. Оставшиеся вкладки заполняются в программе после возвращения транспортного средства.

На вкладке «Маршруты» будет прописана дополнительная информация о времени выезда и возвращении транспорта, а также пройденном километраже. Во вкладке «Возвращение» указываются дата и время возвращения водителя, показания спидометра транспортного средства, а также ответственные за возращение. Информация о поступлении, расходе и остатках ГСМ заполняется на вкладке «Горючее» и по итогам дня результат работы водителя за смену в часах и пройденных километрах будет заполнено во вкладке «Результаты». При необходимости можно также заполнить вкладку «Прочее».

Для оформления списания ГСМ на основании путевого листа вводится документ «Таксировка путевых листов».

Основная информация о путевом листе, транспорте, водителе и показании спидометра при выезде будет уже заполнена во вкладке «Данные путевого листа». Для утверждения исходных данных на следующей вкладке необходимо выбрать кнопку заполнить для отражения маршрута движения транспортного средства в соответствии с путевым листом и норма расходов на 100 километров.

654654

Расход нормативного расхода ГСМ используется следующий:

Результат = (0.01 * (Транспортная (базовая) норма расхода х Пробег + Норма расхода на транспортную работу) + Норма расхода на работу спецоборудования) х (1 + 0.01 х Поправочные коэффициенты) + Норма расхода на ездки самосвала + Норма расхода отопителей/кондиционеров, на прогрев и простой + (Пробег/Контрольное значение х Поправочные значения).

На вкладке «Расчет расхода ГСМ» предоставляется информация об остатках при выезде, поступлении и фактическом расходе ГСМ. Фактический расход ГСМ сравнивается с нормативным расходом, рассчитанным по формуле и выводятся данные об экономии/перерасходе.

Данные для отражения сумм в бухгалтерском учете прописываются на вкладке «Списание ГСМ» – здесь учитываются номенклатура материального запаса, единица измерения, КФО, счет учета, КПС, МОЛ, дебет счета и количество списываемого ГСМ.

После выбора типовой операции «Списание ГСМ по путевому листу» документ «Таксировка путевого листа» записывается и проводится, формируя вместе с тем проводки по списанию ГСМ.

Транспортные карты позволяют их пользователям перемещаться в мегаполисе, не тратя время на стояние в очередях к билетным кассам. Поэтому многие госучреждения оплачивают транспортные расходы своих работников, использующих такие карты.

Особенности бюджета

Для проезда на общественном транспорте г. Москва используется карта «Тройка». Приобрести эту карту, то есть пластиковую карточку с чипом можно за 50 руб. в кассах метрополитена или киосках транспортных компаний. Эта сумма является залоговой и ее можно получить обратно, вернув карту продавцу. А вот для оплаты поездок карту нужно пополнить — стоимость годового «абонемента» обойдется в 19500 руб. а на три месяца в 5430 руб. Но ее можно пополнять и в течение года по мере необходимости.

В зависимости от порядка, принятого в учреждении, расходы работников на приобретение карты «Тройка» могут оплачиваться двумя способами:

первый — возмещение затрат, связанных с выполнением должностных обязанностей. В этом случае возмещение расходов на приобретение транспортной карты должно быть предусмотрено коллективным договором и другими локальными актами. Тогда оплата расходов производится по КОСГУ 222 в увязке с КВР 112 или 122;

второй — приобретение соответствующих транспортных услуг согласно требованиям закупочного законодательства. Такая закупка должна осуществляться от имени учреждения с учетом установленных закупочным законодательством ограничений и оплачиваться по КОСГУ 222 в увязке с КВР 244.

Отметим, что в Порядке применения КОСГУ, утвержденным приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н, нет четких указаний о том, по какой статье КОСГУ стоит оплачивать стоимость самой карты «Тройка». Однако, так как оказание транспортных услуг без самой карты невозможно, то есть наличие карты является гарантией получения услуг, то и стоимость смой карты. По нашему мнению, допустимо оплачивать по КОСГУ 222.

Но, независимо от принятого в учреждении способа оплаты расходов, приобретение транспортных карт, как правило, осуществляется подотчетными лицами.

Подотчет в 1С

Приобретение транспортных карт должно производиться с согласия руководителя учреждения. Сотрудник учреждения, приобретший транспортную карту, к авансовому отчету должен приложить кассовые чеки, письменное заявление с резолюцией руководителя и другие оправдательные документы. После проверки авансового отчета бухгалтером и его утверждения руководителем, работнику из кассы выдаются наличные денежные средства. Эта операция в 1С отражается в два этапа.

Сначала оформляется расходный кассовый ордер (РКО), в котором формируется учетная запись и указываются данные подотчетного лица (Рис.1)


Рис. 1 Формирование реквизитов РКО

Затем в 1С во вкладке «Расшифровка платежа» указываются коды КФО, КПС и КЭК (рис. 2).


Рис. 2 Формирование учетных данных

После этих операций РКО выводится на печать, наличные могут быть выданы из кассы работнику (Рис.3).


Рис. 3 Печать РКО

Но на этом учетные операции транспортных карт не заканчиваются. Бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений независимо от их типа надо помнить о некоторых нюансах.

Нюансы учета

В 1С учет транспортных карт, используемых работниками учреждения, в целях контроля организуется на забалансовом счете 03.1. Учет транспортных карт на этом забалансовом счете должен быть предусмотрен Учетной политикой учреждения (Рис. 4).


Рис. 4 Учет транспортных карт на счете 03.1.

На счете 03.1. учет карт может вестись либо по стоимости 1 руб./1 шт., либо по залоговой стоимости 50 руб./1 шт. В 1С реализована возможность учета по условной стоимости 1 рубль за штуку.

Кроме того, так как оплата услуг производится «авансом», то такие расходы необходимо учитывать на счет 40150 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным их отнесением на счета текущих расходов 40120 222 или 109ХХ 222. В Учетной политике об этом может быть сделана, например, следующая запись:

Х1. На счете 40150 учитываются транспортные расходы, оказываемые работникам учреждения, использующим в служебных целях транспортные карты. Данные расходы списываются равномерно, каждый месяц в течение срока действия карты на основании служебных записок таких работников.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение приобретает карту водителя для тахографа. Согласно договору "заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оформлению карты водителя согласно спецификации". Предоплата производится по счету. По факту оказания услуги организация предоставляет универсальный передаточный документ (счет-фактуру и акт). Согласно учетной политике данные карты учитываются на забалансовом счете. В январе данные услуги оплачивали по подстатье 226 КОСГУ. Сейчас финансовый орган не пропускает оплату по подстатье 226 КОСГУ.
На какую подстатью КОСГУ бюджетному учреждению отнести расходы по оформлению карты водителя (СКЗИ), которая выдается в соответствии с требованиями законодательства об установлении на автомобиль тахографа?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оформлению карты водителя могут быть отнесены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Владельцы транспортных средств, в том числе юридические лица, в силу ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" должны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами) в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 (далее - Приказ).
Бортовое устройство тахографа имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него, в частности, программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.
Таким образом, тахограф представляет собой совокупность бортового устройства и внешних компонентов (в частности, карт водителя и предприятия).
В п. 7 раздела 2 Приказа перечислены типы карт тахографа (карта водителя, карта контролера, карта мастерской, карта предприятия). Карта водителя для тахографа - это пластиковый документ, который содержит встроенный микрочип. Он позволяет идентифицировать личность лица, управляющего автотранспортом, порядок выполнения им трудовой деятельности, а также соблюдение им смены режимов труда и отдыха. Несмотря на то, что карта водителя изготавливается на его имя и содержит личные данные, по своей сути она является имуществом непосредственно учреждения, так как используется в его деятельности и покупается для своих собственных целей.
С одной стороны, карта водителя является составной частью конкретного тахографа, используемого учреждением. В то же время после перепрограммирования эти карты могут быть использованы на тахографах той же модели в том же учреждении. Кроме того, в случае повреждения, утери, кражи, изменения данных карта водителя может быть заменена.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, такие объекты должны учитываться в качестве самостоятельных объектов нефинансовых активов.
Согласно п. 11 Порядка N 209н расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев (п. 39 Инструкции N 157н, п. 7 Стандарта "Основные средства").
И действительно, карта водителя отвечает этому критерию - согласно положениям Приказа срок ее действия составляет три года.
Однако при этом такой объект не отвечает критерию отнесения его к основным средствам, установленному п. 10 Стандарта "Основные средства": карта не может использоваться самостоятельно, без самого устройства (тахографа).
Вместе с тем карты предназначены для многократного использования. Учитывая предназначение этих карт, мы полагаем, что такие объекты могут быть отнесены к прочим материальным запасам (п. 98 Инструкции N 157н). Вместе с тем карты после их передачи соответствующему водителю целесообразно учитывать на забалансовом счете, например, специальном счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (п. 386 Инструкции N 157н, п. 37 Инструкции N 174н) по балансовой стоимости. При замене карты, ее утере она списывается с забалансового счета 27. Такой учет обеспечит контроль за сохранностью, целевым использованием и движением карт водителей.
Порядок бухгалтерского учета именных карт для тахографа нормативно не установлен, поэтому должен быть разработан учреждением самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Таким образом, по нашему мнению, расходы по оформлению карты водителя могут быть отнесены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ. Соответственно, учет карты организуется в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 (п. 118 Инструкции N 157н), а после выдачи водителю в личное пользование для осуществления своих обязанностей - на забалансовом счете 27.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Карта тахографа для водителя является именной и изготавливается соответствующей организацией сроком на три года, после чего производится ее замена. Стоимость изготовления карты - примерно 3800 рублей. Водитель без карты работать не имеет права - за это предусмотрена ответственность по ст. 11.23 КоАП РФ.
1. Как поступить работодателю при приеме на работу водителя, который не имеет карту: изготовить карту за свой счет или не принимать водителя без карты на работу (в связи с этим будет ли отказ в приеме на работу законным)? Или сначала принять работника на работу и изготовить карту (карта изготавливается в течение 20-30 дней)?
2. Как поступить в случае истечения срока действия карты (учитывая, что срок действия карты - три года): работодателю изготовить карту за свой счет или обязать это сделать водителя (так же как в случае истечения срока действия водительского удостоверения)? Имеет ли право работник продолжать работу в случае его отказа изготавливать карту за свой счет?
3. Если изготовление карты водителя - обязанность работодателя, как поступить в случае увольнения работника до истечения срока действия карты (отдать работодателю, или работник может забрать ее с собой, так как она является именной)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. При приеме на работу работника, не имеющего карты водителя, работодателю следует оплатить стоимость оформления карты водителя. Отказ в приеме на работу только на том основании, что соискатель не имеет карты водителя, не является обоснованным. На время оформления карты водителя может быть объявлен простой по независящим от сторон причинам, или работник может быть временно переведен на другую работу на срок, необходимый для оформления карты.
2. В случае истечения срока действия карты водителя замена карты производится также за счет работодателя. Наделение водителей обязанностью оформлять карты за их счет неправомерно.
3. При увольнении до истечения срока действия карты водителя работник не обязан отдавать карту, оформленную за счет работодателя, он вправе в дальнейшем использовать ее в своей трудовой деятельности у другого работодателя.

20 февраля 2020 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите п. 2 и п. 4 Приложения N 1 к приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
*(2) На период оформления карты водителя может быть оформлен простой с оплатой в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (часть вторая ст. 157 ТК РФ). Кроме того, по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник в день приема на работу может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок, необходимый для оформления карты водителя (часть первая ст. 72.2 ТК РФ).
*(3) Смотрите п.п. 5, 10, абзаца третьего п. 23 Порядка, подп. 2 п. 4 Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.05.2012 N 146, п. 4 ст. 11 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, подписанного в г. Женеве 1 июля 1970 г.
*(4) Рекомендуем также ознакомиться с ответом специалистов Роструда и апелляционное определение Архангельского областного суда от 21.05.2018 по делу N 33а-3247/2018.
*(5) По общему правилу в период срока действия карты водитель не может получить еще одну карту на свое имя. Исключения из этого правила предусмотрены самим Порядком. Однако Порядок не упоминает в качестве такого исключительного случая расторжение трудового договора с организацией, которая на момент выдачи карты состояла в трудовых отношениях с водителем. Следовательно, работодатель, удерживая у себя карту водителя при увольнении работника, лишит последнего возможности трудиться в дальнейшем в другой организации по должности водителя, поскольку оформление другой карты на него будет невозможно до окончания срока действия удержанной карты (или до ее утраты или кражи). Поскольку владельцем карточки водителя является сам водитель, по нашему мнению, действия работодателя по удержанию карты водителя в данном случае не являются правомерными. Кроме того, такие действия, на наш взгляд, лишены практического смысла. Ведь после того, как трудовые отношения с работником прекратятся, работодатель не сможет воспользоваться именным документом работника либо передать этот документ в пользование другим лицам (другим работникам). Неверно также было бы считать, что отказ работодателя от выдачи карты водителя может способствовать возмещению работником расходов, понесенных работодателем на получение такой карты. Во-первых, возможность реализации работодателем права требования возмещения работником расходов, понесенных на оформление того или иного официального документа на работника, не поставлено в зависимость от того, у кого именно находится оригинал документа. Во-вторых, мы считаем, что в случае судебного разбирательства такое требование работодателя вряд ли поддержит суд, поскольку именно на работодателей закон возлагает обязанность по оснащению транспортных средств, на которых осуществляют свою трудовую деятельность водители, тахометрами, в состав которых входят карты водителей.
*(6) При этом замена водительского удостоверения в течение срока действия карты к таким случаям не отнесена (п. 21 Порядка). Карта, в отношении которой проведены процедуры замены, аннулируется, о чем делается отметка в реестре выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах. В случае утери или кражи карты аннулирование не производится (п. 27 Порядка).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: