1 в каких случаях прекращается деятельность кредитной организации

Обновлено: 26.04.2024

Ликвидация кредитной организации: сущность, законодательная база, порядок проведения

Ликвидация кредитной организации – это прекращение существования юридического лица, которому Центральный банк РФ прежде предоставил специальное разрешение (в виде лицензии) на осуществление банковских операций в целях извлечения прибыли.

Для кредитной организации главным последствием ее ликвидации является утрата гражданской правоспособности, что означает лишение кредитной организацией возможности быть носителем гражданских прав и юридических обязанностей. В связи с этим процесс ликвидации признаётся юридической процедурой и регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами. Подобное законодательство в Российской Федерации представлено следующими актами:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Ликвидируемая кредитная организация подлежит государственной регистрации. Окончательное решение об этой процедуре уполномочен принять Центральный банк Российской Федерации, который опирается на предоставленные заранее кредитной организацией необходимые сведения и документы.

В случае положительного решения о ликвидации кредитной организации Банк России передаёт весь пакет документов по этому вопросу Федеральной налоговой службе, уполномоченной на ведение единого государственного реестра юридических лиц. В течение следующих 5 рабочих дней в данный реестр Федеральная налоговая служба должна внести соответствующую запись, о чём необходимо проинформировать Центральный банк РФ. Только после того, как эта запись внесена в реестр, ликвидация кредитной организации будет считается завершенной, а, следовательно, ее деятельность будет считаться прекращённой.

Готовые работы на аналогичную тему

В целом на то, чтобы ликвидируемая кредитная организация прошла государственную регистрацию, отводится 45 рабочих дней.

Способы ликвидации кредитных организаций

Кредитная организация может быть ликвидирована разными путями. Как правило, выделяют 3 основные разновидности ликвидации кредитных организаций:

  • добровольная ликвидация кредитной организации – имеет место быть в том случае, если учредителями (участниками) кредитной организации, которая соответствует всем требованиям для наличия права на совершение банковских операций, принято соответствующее решение, о чём в форме ходатайства информируется Центральный банк РФ, впоследствии аннулирующий лицензию кредитной организации;
  • принудительная ликвидация кредитной организации – имеет место быть в том случае, если Центральный банк РФ отозвал у кредитной организации, у которой отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства), лицензию (при наличии на то у него соответствующих оснований), а арбитражный суд принял решение о введении в отношении кредитной организации процедуры принудительной ликвидации;
  • банкротство кредитной организации – имеет место быть в случае невозможности кредитной организации исполнить свои обязанности по уплате обязательных платежей (прежде всего, перед кредиторами), на основе чего арбитражный суд принял решение о признании кредитной организации банкротом, что позволяет в сжатый срок и в максимально возможном размере удовлетворить все имеющиеся к ней требования.

Современное состояние банковского сектора России в части ликвидации банков

Центральный банк РФ ведёт статистику по ликвидации действующих в России кредитных организаций. Так, по состоянию на начало 2020 года в стадии ликвидации находилось 385 кредитных организаций. Причём подавляющее большинство приходится на процедуры признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) – 349 случаев. 33 кредитные организации находятся в стадии принудительной ликвидации. И лишь 3 кредитные организации добровольно приняли решение о своей ликвидации.

Кроме того, за последние десять лет отчётливо наблюдается тенденция увеличения количества кредитных организаций, которые проходят процедуры ликвидации. Если в 2011 году подобных случаев было чуть более 100, то в 2020 году их уже почти 400. Эти показатели во многом коррелируют со статистикой по отзыву у коммерческих банков лицензий на осуществление банковских операций.

Ситуация на банковском рынке развивалась таким образом во многом благодаря ужесточению государственного регулирования функционирования банковского сектора экономики страны и передаче Центральному банку РФ дополнительных полномочий по контролю и надзору за кредитными организациями. В связи с этим Банк России фактически получил статус мегарегулятора.

Эта политика Центрального банка РФ направлена на повышение доверия к российской банковской системе. Как было показано на цифрах, кредитные организации несклонны к добровольной ликвидации. Хотя на самом деле финансовое состояние многих из них не позволяет им продолжит свою деятельность.

В то же время для кредиторов кредитных организаций процедура банкротства выглядит не самой оптимальной. В этом случае достаточно высока вероятность неполного взыскания задолженности с кредитной организации. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на уровне лояльности потенциальных и реальных клиентов к конкретным кредитным организациям и к банковской системе в целом. Поэтому объективной является необходимость оптимизации процедур ликвидации кредитных организаций, прежде всего, в форме банкротства.

Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации

(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 192-ФЗ)

Ликвидация кредитной организации осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для конкурсного производства, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредиторы ликвидируемой кредитной организации обладают правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, а в не урегулированной им части - Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Ликвидатор кредитной организации обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации, порядок представления им отчетности в Банк России, а также проверки Банком России деятельности ликвидатора кредитной организации осуществляются в порядке, предусмотренном параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для конкурсного производства.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок совершения операций с имуществом кредитной организации, не включаемым в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в состав конкурсной массы в случае несостоятельности (банкротства) кредитной организации, определяется указанным Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию имущества кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации ликвидатор кредитной организации обязан представить в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, в десятидневный срок со дня вынесения такого определения.

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее - заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 144-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых размещение Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанного в настоящей части уведомления не осуществляется.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании осуществляется путем внесения изменений в ее устав и внесения сведений о данной микрофинансовой компании в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном статьями 5 и 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", при отсутствии у нее основания для отказа во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций, установленного частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

(часть девятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании допускается только после исполнения ею всех обязательств перед вкладчиками и снятия ее с учета в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации.

(часть десятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не позднее дня, следующего за днем получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, она направляет в Банк России в установленном им порядке ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций, имевшейся у указанной кредитной организации. При аннулировании данной лицензии положения частей тринадцатой и пятнадцатой настоящей статьи не применяются.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Процедура получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании прекращается в случае отзыва Банком России у указанной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего Федерального закона принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов.

(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ «Реорганизация юридического лица», ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые изменения, а все документы с неистекшими сроками хранения передаются в установленном порядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации».

Ликвидация влечет за собой прекращение деятельности кредитной организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица»).

При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны незамедлительно сообщить письменно об этом Банку России, который вносит в Государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ «Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица»).

Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласованию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества банка, предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России.

Если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России (ст. 64 ГК РФ «Удовлетворение требований кредиторов»).

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в установленном порядке.

Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей существование с момента внесения Центральным банком РФ соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В случае ликвидации документы по личному составу и другие документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации, передаются в установленном Росархивом порядке на государственное хранение в соответствующий архив. Передача документов осуществляется за счет кредитной организации в соответствии с требованиями архивных органов.

Отзыв лицензии кредитной организации

Центральный банк РФ в соответствии с федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», положением «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» от 2 апреля 1996 г. № 264 и указаниями Банка России производит отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица (далее — банков).

Данное решение оформляется приказом Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту — Приказ) на основании ходатайства территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ или Центрального операционного управления (ЦОУ) при Центральном банке РФ. Кроме того, основанием для издания Приказа могут стать решение Совета директоров Центрального банка РФ или соответствующие предложения структурных подразделений Банка России.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций может быть произведен в следующих случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  • установления фактов недостоверности отчетных данных;
  • осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  • неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном судепроизводства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Помимо этого, Письмом от 24 марта 1995 г. № 154 Центральный банк РФ разрешил главным управлениям (национальным банкам) ЦБ РФ одновременно с направлением в Банк России ходатайства об отзыве лицензии направлять коммерческим банкам, систематически нарушающим банковское законодательство, нормативные акты ЦБ РФ и имеющим неудовлетворительное финансовое положение, предписания о приостановлении выполнения отдельных банковских операций в рублях и иностранной валюте (см. Приложение 1) на срок до окончательного решения вопроса об отзыве лицензии. Копия такого предписания направляется в ЦБ РФ вместе с ходатайством об отзыве лицензий.

Коммерческим банкам, допускающим отдельные нарушения банковского законодательства, ЦБ РФ указанным Письмом разрешил своим главным управлениям (национальным банкам) направлять предписания о временном приостановлении (до трех месяцев) отдельных банковских операций в рублях и иностранной валюте (см. Приложение 2). Информация о данных предписаниях и их копии в недельный срок с момента их направления коммерческим банкам представляются Департаменту банковского надзора. В случае неустранения коммерческим банком выявленных нарушений в указанный срок к нему разрешается принять меры воздействия, предусмотренные ст. 33 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», о чем сообщается Департаменту банковского надзора.

Причем меры по приостановлению отдельных банковских операций, принятые в отношении коммерческих банков, одновременно распространяются и на их филиалы. Не допускается применение данных мер только к филиалам без воздействия на головной банк. Если филиал коммерческого банка допустил нарушение банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ предписание о временном приостановлении банковских операций направляется главным управлением (национальным банком) ЦБ РФ головному банку.

Этот порядок распространяется также на коммерческие банки, по которым ходатайства на отзыв лицензии и приостановлении отдельных банковских операций направлены в Банк России.

Кроме того, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей (участников) о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка.

Административный департамент Центрального банка РФ в двухдневный срок направляет Приказ от отзыве лицензии на осуществление банковских операций всем территориальным главным управлениям (национальным банкам) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ, Министерству РФ по налогам и сборам, а также Государственному таможенному комитету РФ (при отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте). Данный Приказ означает запрещение этой организации совершать какие-либо банковские операции, но не ликвидирует ее как юридическое лицо.

Территориальные главные управления (национальные банки), ЦОУ Центрального банка РФ в двухдневный срок в официальном порядке доводят содержание Приказа до сведения всех банков и иных кредитных организаций, расположенных на подведомственной территории.

В день получения Приказа территориальные главные управления (национальные банки) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ в официальном порядке направляют его банку, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и прекращают все приходные и расходные операции по его балансовым и внебалансовым счетам (как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте), включая начисление процентов по ссудам.

Имеющаяся в операционной кассе банка денежная наличность в полной сумме должна быть инкассирована в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ для дальнейшего зачисления ее на корреспондентский счет банка, а денежная наличность в иностранной валюте — на счет, ранее открытый им в одном из уполномоченных банков-резидентов.

В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии кредитная организация под непосредственным на это распорядительным актом руководителя главного управления (национального банка) ЦБ РФ работника (работников) проводит следующие операции:

а) взыскание и получение в безналичной денежной форме дебиторской задолженности, включая погашение ранее выданных кредитов и возврат авансовых платежей;

б) получение в безналичной денежной форме доходов от ранее проведенных банковских операций;

в) возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет кредитной организации (только по согласованию с главным управлением (национальным банком) ЦБ РФ, осуществляющим надзор за кредитной организацией);

г) расходование денежных средств, связанное с продолжением функционирования кредитной организации:

    лиц, работающих по трудовому договору или по контракту, заключенному с данной кредитной организацией, включая выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;
  • платежи за коммунальные услуги, охрану, аренду, связь, иные платежи, связанные с функционированием служебных помещений кредитной организации и ее обособленных подразделений.

Данный перечень операций может быть изменен либо отменен приказом ЦБ РФ по ходатайству главного управления (национального банка), осуществляющего надзор за кредитной организацией, в случае нарушения его соответствующих условий выполнения операций.

В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у банка, в структуре которого имеются филиалы, территориальные главные управления (национальные банки) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном банке РФ, на территории которых расположены филиалы указанных банков, и кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по их счетам в рублях и иностранной валюте, включая начисление процентов по ссудам.

Кредитовые (дебетовые) остатки по корреспондентским субсчетам филиалов банка в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ перечисляются (передаются) на корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ.

При наличии остатка средств в операционной кассе филиала они предварительно в полной сумме перечисляются филиалом на его корреспондентский субсчет в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ.

Все операции филиалов по счетам клиентов прекращаются.

Корреспондентские субсчета филиалов в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ закрываются.

Имеющаяся в кассе филиала денежная наличность в иностранной валюте должна быть инкассирована филиалом на счет, открытый в уполномоченном банке-резиденте.

Добровольная ликвидация банка производится на основании решения общего собрания учредителей (участников) с учетом соблюдения требований ст. 92 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью» и ст. 104 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация акционерного общества».

На момент принятия решения о добровольной ликвидации банком должны быть погашены все его обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным.

Если банк, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов, его ликвидация производится только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ «Несостоятельность (банкротство) юридического лица».

Заявление о признании кредитной организации банкротом в соответствии со ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №6-ФЗ принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители (участники) назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ или ЦОУ при Центральном банке РФ, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке РФ.

В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители (участники) банка, а также кредиторы банка, должностные лица исполнительного банка и другие лица. Работники Центрального банка Российской Федерации не могут являться членами ликвидационной комиссии банка.

Главное управление (национальный банк) Центрального банка РФ или ЦОУ при Центральном банке РФ после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

а) сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие уничтожения, фальсификация бухгалтерских и иных учебных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации — должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб (ст. 195, п. 1);

б) неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации — должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб (ст. 195, п. 2);

2) преднамеренное банкротство — т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившие крупный ущерб либо иные тяжкие последствия (ст. 196);

3) фактическое банкротство — т.е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст. 197).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: