Цб анонсировал ввод ограничений на выдачу кредитов при первой возможности

Обновлено: 03.05.2024

Банк России озабочен темпами роста необеспеченного кредитования, особенно удлинением срока таких кредитов, поэтому регулятор решил изменить порядок расчета показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика. Он считается как отношение среднемесячных платежей заемщика по всем кредитам к среднемесячному доходу. ЦБ предлагает рассчитывать среднемесячные платежи по долгосрочным потребительским кредитам, исходя из предположения, что задолженность по таким кредитам выплачивается в течение четырех лет (сейчас – пяти), следует из проекта указания регулятора, опубликованного на его сайте. Это увеличит значения ПДН по долгосрочным потребительским кредитам, а значит, должно сделать их выдачу более рисковой и менее выгодной. Новые изменения могут вступить в силу с февраля 2022 г.

В сегменте необеспеченного потребкредитования ЦБ настораживает именно наращивание банками доли кредитов на срок более пяти лет. Во II квартале 2021 г. на такие кредиты пришлось 20,7% от всего размера предоставленных кредитов наличными, отмечал регулятор. До начала пандемии их доля не превышала 11%. Средняя сумма по кредитам, предоставленным на срок более пяти лет, составляет 747 000 руб., до пяти лет – 242 000 руб., сообщал ЦБ. Выдача длинных беззалоговых кредитов сопряжена с повышенным риском: частота дефолтов заемщиков по таким ссудам в течение первого года с момента выдачи кредита почти в два раза превышает уровень дефолтов по кредитам со сроком менее пяти лет, отмечал регулятор.

По данным ЦБ, за январь – август портфель необеспеченных кредитов вырос на 1,4 трлн и достиг 11,1 трлн руб. к 1 сентября, годовые темпы прироста беззалоговых кредитов продолжили ускоряться и составляли 18,5%. В последний месяц лета банки выдали россиянам рекордный размер кредитов наличными, 647 млрд руб., в сентябре рост немного замедлился – выдачи составили 633 млрд руб., подсчитали аналитики Frank RG.

Попытка номер три

Изменения входят в комплекс мер для охлаждения сегмента потребкредитования и замедления роста долговой нагрузки населения, говорит управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Корректировка расчета направлена на предотвращение занижения ПДН заемщиков за счет выдачи формально длинных кредитов, которые в действительности могут быть погашены значительно раньше срока. Досрочные погашения – это экономия на процентных платежах, но они повышают долговую нагрузку относительно погашений по графику, что и планируется отразить в регулировании, объясняет эксперт.

Средний срок, на который банки выдавали кредиты наличными в последние три месяца, составлял 44–45 месяцев, говорит представитель Объединенного кредитного бюро (ОКБ, единственное с данными Сбербанка), год назад – 43–44 месяца. Удлинение среднего срока кредитов связано с высоким уровнем инфляции в стране – заемщикам теперь для реализации своих целей необходимо занимать больше средств, чем раньше. Сейчас граждане берут в среднем почти 350 000 руб. в сегменте кредитов наличными, год назад – около 332 000 руб. Доходы даже в номинальном выражении не растут такими темпами, объясняет представитель ОКБ, поэтому заемщикам для снижения долговой нагрузки приходится брать кредиты на чуть более длительный срок.

Банк России готов вводить прямые запреты на выдачу некоторых видов ссуд сразу же, как получит на это право. Законопроект, расширяющий полномочия ЦБ, после внесения в Госдуму встретил сопротивление правительства

Эльвира Набиуллина

Ситуация на рынке потребкредитования потребует от ЦБ быстрого перехода к прямым запретам на выдачу некоторых видов ссуд — регулятор примет эти меры сразу же, как получит такие полномочия, сказала в интервью РБК председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Она уточнила, что внесенный в Госдуму законопроект, расширяющий инструментарий ЦБ, пока не принят из-за разногласий с правительством.

«Пока коллег в правительстве мы не можем убедить, к сожалению. Есть какие-то опасения. Но, на наш взгляд, законопроект, конечно, нужно принимать быстрее», — подчеркнула глава Банка России.

«Мы, скорее всего, сразу будем использовать эти меры [после появления соответствующих полномочий]», — добавила она.

Эльвира Набиуллина

Законопроект о прямых количественных ограничениях в сфере кредитования был внесен в Госдуму в марте этого года. Его принятие откроет возможность для ЦБ запрещать банкам и микрофинансовым компаниям выдавать некоторые виды ссуд сверх установленного лимита. Максимально допустимую долю выдач кредитов «с ограничениями», а также виды таких ссуд, согласно документу, будет определять совет директоров Банка России. Первоначальный заявленный срок вступления проекта в силу — 1 января 2022 года, но документ еще не прошел ни одного чтения в парламенте.


Зачем ЦБ запрещать некоторые виды кредитов

Банк России впервые публично попросил о расширении полномочий по регулированию закредитованности населения в сентябре 2019 года. На тот момент ЦБ фиксировал ускорение на рынке необеспеченного потребительского кредитования — темпы роста в этом сегменте по итогам девяти месяцев 2019 года были на уровне 15,5%.

Фото: Paz Arando/Unsplash

На рынке продовольствия паника. Сможет ли мир избежать голода

Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку

Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Встань на мое место: пять главных принципов клиентоориентированности

Фото: David McNew / Getty Images

Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году

Фото: Helena Lopes / Pexels

Не открывайте бизнес с друзьями. Почему это суждение бывает ошибочно

Фото: Shutterstock

Telegram все ближе к мечте о супераппе. Чего еще в нем не хватает бизнесу

Регулятор указывал, что доступный ему инструментарий для охлаждения рынка недостаточен: ЦБ может вводить повышенные макропруденциальные надбавки по некоторым видам кредитов. Они не ограничивают кредитование определенных групп заемщиков напрямую, но повышают стоимость соответствующего кредита для банка и делают его менее рентабельным (кредит приходится дополнительно резервировать из капитала). С 1 октября 2019 года величина коэффициентов риска зависит от показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика и распространяется на необеспеченные банковские ссуды и микрозаймы.

Новое ускорение беззалоговой розницы Банк России зафиксировал весной этого года. В марте темпы прироста портфеля беззалоговых ссуд подскочили до 1,9% и с тех пор не падали ниже 1,6% в месяц. По итогам первого полугодия годовые темпы роста в необеспеченной рознице достигли 17,1%, следует из статистики ЦБ. С 1 июля Банк России поднял макропруденциальные надбавки по необеспеченным кредитам, вернув их на допандемийный уровень. Второй раунд повышения риск-коэффициентов намечен на 1 октября, но в ЦБ не исключили еще один пересмотр надбавок.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Сроки нового повышения надбавок еще не определены, но регулятор может ужесточать требования чаще, чем раз в квартал, сказала журналистам глава департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова на форуме Ассоциации банков России в Сочи.

«Мы каждый месяц смотрим на ситуацию, пока видим, что темпы роста остаются высокими, порядка 23%, если посмотреть трехмесячные сезонно сглаженные темпы. Также видим, что у нас растет доля кредитов с высоким ПДН, она у нас на уровне 30%», — отметила она.

Почему действующие меры не помогают

По данным ЦБ, в июле, после первого повышения надбавок, беззалоговое кредитование в России замедлились до 1,7%. Но уже в августе оперативная статистика бюро кредитных историй и аналитических компаний свидетельствовала об ускорении в этом сегменте.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Надбавки по кредитам, которые есть в арсенале Банка России, хороши, но имеют ограниченное действие из-за того, что у некоторых банков есть избыток капитала, позволяющий поддерживать выдачи, констатирует Набиуллина.

«Дальнейшее наращивание макропруденциальных надбавок может привести просто к перераспределению портфеля необеспеченных кредитов. То есть темпы роста необеспеченного потребительского кредитования в целом по банковской системе могут не снижаться. Те банки, у которых нет возможности использовать капитал для выдачи таких кредитов с учетом повышенных риск-весов, будут сокращать свою долю, а те, у которых есть запас, могут ее наращивать», — пояснила РБК Набиуллина.

Но, по ее словам, регулятор продолжит применять этот инструмент, пока законопроект о прямых ограничениях в кредитовании не будет принят. Глава ЦБ видит сопротивление этому документу и со стороны некоторых банков.

«Может быть, они просто не сравнивают с альтернативой: мы все равно не сможем сидеть сложа руки и ждать, когда проблема рассосется, потому что сама она не рассосется. Будем применять тот инструмент, который есть, — увеличивать риск-веса. А банки не любят, когда риск-веса увеличиваются, потому что растет нагрузка на капитал», — резюмировала председатель ЦБ.

Банк России начнет применять запреты на выдачу некоторых видов ссуд во второй половине 2022 года. Это затронет новые кредиты, но не помешает заемщикам при возникновении проблем получить реструктуризацию, уточнили в ЦБ

Фото: Андрей Любимов / РБК

Банк России начнет применять прямые количественные ограничения на выдачу некоторых видов ссуд не раньше середины 2022 года, сообщила на конференции S&P глава департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова. Она напомнила, что законопроект, который наделит регулятора таким правом, еще не принят Госдумой. Но даже если он вступит в силу 1 января следующего года, новые ограничительные меры от ЦБ начнут вводиться не сразу.

«Естественно, мы будем смотреть на ситуацию на рынке, на динамику роста долговой нагрузки, где будем смотреть на разные показатели и на макроуровне, и на индивидуальном уровне заемщиков, будем смотреть распределение рискованных кредитов, как развивается ситуация. Все равно мы должны будем дать банкам какое-то время на то, чтобы они подстроили свои системы, для того чтобы отслеживать эти лимиты, которые будут устанавливаться. Мы ожидаем использования такого инструмента скорее во второй половине следующего года, если в этом будет необходимость», — сказала Данилова. Она подчеркнула, что ЦБ уже дважды в этом году повышал для банков макропруденциальные надбавки на выдачу необеспеченных кредитов, чтобы сдержать рост необеспеченного кредитования (надбавки увеличивают нагрузку на капитал при выдаче кредитов, которые Банк России считает нежелательными).

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

«Возможно, этих мер будет достаточно, но, повторюсь, мы будем отслеживать ситуацию», — добавила глава департамента ЦБ.

В сентябре глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила в интервью РБК, что ситуация на рынке потребкредитования потребует от ЦБ быстрого перехода к прямым запретам на выдачу некоторых видов ссуд. «Мы, скорее всего, сразу будем использовать эти меры [после появления соответствующих полномочий]», — допускала она. Позднее председатель ЦБ отмечала, что банкам потребуется время, чтобы настроить свои информационные, технологические системы.

С марта 2021 года в Госдуме находится законопроект, который наделит ЦБ правом напрямую запрещать банкам и микрофинансовым организациям (МФО) выдавать некоторые виды кредитов или займов сверх установленных лимитов. По задумке регулятора, прямые количественные ограничения, или макропруденциальные лимиты, будут использоваться ЦБ для сдерживания кредитования наиболее уязвимых групп заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Максимально допустимую долю выдач ссуд «с ограничениями», а также их виды будет определять совет директоров Банка России. 21 октября законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении. Участники рынка и законодатели совместно с ЦБ уже обсудили поправки ко второму чтению, писал РБК: в частности, планировалось исключить из новой версии опцию введения прямых ограничений только для системно значимых банков.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Фото: Shutterstock

Telegram все ближе к мечте о супераппе. Чего еще в нем не хватает бизнесу

Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы

Фото: Christian Charisius / Reuters

Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд

Фото: Zuma \ ТАСС

Профессия продавца все еще не престижна: что ее ждет в будущем

Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый?

Фото: Jamie Squire / Getty Images

Как не оставить наследников ни с чем при переезде и релокации бизнеса

В России — новые правила гособоронзаказа. Кому стало невыгодно работать

Два кейса, как удерживать работников с помощью stay-интервью

Как будут выглядеть ограничения

Различий в лимитах для банков действительно не будет, подтвердила Данилова: «Для МФО также будут устанавливаться свои лимиты, но для банков дифференциация не планируется». Глава департамента ЦБ также сообщила, что новые ограничительные меры не затронут уже накопленные кредитные портфели банков.

«Будет ограничиваться, например, доля кредитов в новых выдачах с высоким ПДН, и эта доля будет для всех банков единой», — сказала Данилова. Она не уточнила, будет ли считаться новой выдачей реструктуризация ссуды. Текущие версии законопроекта не предполагают исключений для реструктурированных необеспеченных ссуд — только для ипотеки и автокредитов. РБК направил запрос в Банк России.

По словам Даниловой, темпы роста потребкредитования в России в октябре замедлились, но «нельзя сказать, что этот тренд устойчивый». Конкретных данных она не привела. По итогам девяти месяцев 2021 года портфель необеспеченных кредитов в российских банках вырос на 19,2% в годовом выражении, до 11,3 трлн руб., следует из данных ЦБ (.pdf).

По оценкам аналитиков Frank RG, в октябре российские банки выдали населению 1,8 млн кредитов наличными на 564,4 млрд руб. По сравнению с сентябрем количество новых ссуд сократилось на 8,7%, а объем — на 10,6%.

«Теоретически тот банк, который рефинансирует кредиты заемщика, выданные другими банками, выдает новую ссуду. Но, возможно, реструктуризация или рефинансирование не будут расцениваться как новые выдачи и этот вопрос как раз будет разрешен в пользу заемщиков, чтобы дать им возможность перекредитоваться», — сказал РБК директор группы «Финансовые институты» S&P Сергей Вороненко. Иначе возникнет ситуация, когда наиболее закредитованная часть населения не сможет получить рефинансирование, объяснил он.

Реструктуризация задолженности по кредиту происходит через изменение условий договора, а не через заключение нового, пояснил РБК представитель ЦБ. «Предоставление нового кредита при этом, как правило, не осуществляется и, как следствие, обязанности по соблюдению МПЛ (макропруденциального лимита. — РБК) на дату реструктуризации не возникает. При этом «искусственная» реструктуризация в целях выхода из-под действия МПЛ невозможна, поскольку кредит, предоставленный с высоким показателем долговой нагрузки, продолжит учитываться в размере лимита», — сказал он. В ЦБ также напомнили, что особенности кредитов для рефинансирования уже учитываются в регулировании. Дублированный учет новой ссуды, направленной на погашение старой, исключен, добавил представитель регулятора.

Как отмечает Вороненко, Банк России вряд ли будет активно применять прямые ограничения на выдачу кредитов. «Это действительно может быть некий козырь в кармане ЦБ в отношении наиболее агрессивных игроков, которые концентрируются на высокорисковом сегменте, — лимиты скажутся в первую очередь на них. Думаю, это очень крайняя мера, которая если и будет применяться, то очень точечно», — считает аналитик. Вороненко ожидает, что рынок потребкредитования в 2022 году «сам стабилизируется и прямые ограничения могут не понадобиться». По прогнозам S&P, темпы потребкредитования в России замедлятся до 15–20% к концу этого года.

ЦБ не получит права вводить прямые ограничения по ссудам отдельно для 13 системно значимых банков: пункт уберут из рассматриваемых Думой поправок. Такой подход исключит миграцию заемщиков в менее крупные банки, считают эксперты

Фото: Андрей Любимов / РБК

Банк России не сможет вводить специальные ограничения на выдачу необеспеченных кредитов только для системно значимых кредитных организаций (СЗКО) — в особую категорию они выделяться не будут. Пункт, предоставлявший ЦБ такую возможность, убран из доработанного ко второму чтению законопроекта о прямых количественных ограничениях, рассказали РБК два источника, участвующие в обсуждении. Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков и пресс-служба ЦБ это подтвердили.

В первом чтении документ был принят 21 октября. Он предусматривает, что «прямые количественные ограничения могут быть дифференцированными в зависимости от значений характеристик кредитов (займов), от вида микрофинансовых организаций, от видов лицензий, выдаваемых банкам, и (или) отнесения кредитных организаций к системно значимым».

На понедельник, 15 ноября, поправки ко второму чтению законопроекта существовали в трех версиях, с которыми ознакомился РБК, в каждом из вариантов СЗКО отдельно не выделялись. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подтвердил, что системно значимые банки не будут подпадать под отдельное регулирование, добавив, что законопроект «еще согласовывается». На заседании комитета Госдумы по финансовому рынку Аксаков сообщил, что документ будет вынесен на второе чтение на этой неделе.

В ходе обсуждения законопроекта с федеральными органами власти было принято решение, что лимиты должны в равной степени применяться ко всем банкам с универсальной лицензией, чтобы не допускать регулятивного арбитража и возможного перетока рискованных кредитов, например с высокой долговой нагрузкой заемщика, из одной группы банков в другую, сообщили РБК в пресс-службе Банка России. В связи с этим возможность дифференциации макропруденциальных лимитов для СЗКО была исключена, добавили там.

Эльвира Набиуллина

О каких ограничениях идет речь

Банк России добивается того, чтобы получить право напрямую запрещать банкам и микрофинансовым организациям (МФО) выдавать некоторые виды кредитов или займов сверх установленных лимитов. По задумке регулятора, прямые количественные ограничения будут использоваться ЦБ для сдерживания кредитования наиболее уязвимых групп заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Максимально допустимую долю выдач ссуд «с ограничениями», а также их виды будет определять совет директоров Банка России. Первоначально заявленный срок вступления проекта в силу — 1 января 2022 года.

Законопроект о расширении полномочий ЦБ был внесен в Госдуму в марте этого года. Хотя он не нашел полной поддержки в правительстве, президент поручил принять его до 1 декабря этого года.

Что еще изменится в законопроекте

Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый?

Фото: Carl Court / Getty Images

Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать

Фото: David McNew / Getty Images

Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году

Фото: Anton Vaganov / Reuters

Экономика РФ не рухнула после санкций. Как это объясняют зарубежные СМИ

Фото: Mario Tama / Getty Images

От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор

Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать

В России — новые правила гособоронзаказа. Кому стало невыгодно работать

Фото: Shutterstock

Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать

Обновленные версии документа больше не содержат слов «прямые количественные ограничения». Вместо этого предлагается использовать термин «макропруденциальные лимиты». Суть нового инструмента при этом практически не меняется: предполагается, что Банк России будет определять максимально допустимую долю отдельных видов кредитов или займов физлицам от общего объема ссуд, которые смогут одобрять банки или МФО. В кредитный портфель также будут включаться ссуды, полученные участниками рынка по договорам переуступки прав требования (цессии). Уровень лимитов, порядок их расчета и применения будут отдельно определяться Банком России.

Свобода ЦБ вводить запреты для кредиторов будет ограничена: ст. 43 закона «О Центральном банке», которая должна была утратить силу, продолжит действовать. Она гласит, что регулятор может применять прямые ограничения на отдельные операции для всех банков только после консультаций с правительством. В новых версиях законопроекта по-разному изложены сценарии, при которых ЦБ сможет использовать лимиты. Проект поправок от 1 ноября предполагает, что решение о введении лимита должно приниматься на основании некой методики Банка России. Версия от 11 ноября содержит пункт о том, что ЦБ сможет принимать решения с учетом «факторов риска увеличения долговой нагрузки заемщиков», определяемых самим регулятором. В том же документе прописано временное ограничение этой опции — после 1 января 2024 года ЦБ уже не сможет принимать подобные решения. Аксаков в разговоре с РБК сказал, что такая идея предлагалась, «но в документе этого нет».

«Это (право определять лимиты. — РБК) отдается на откуп Центральному банку, но при этом будет прописана, возможно, в постановлении Госдумы рекомендация о недопущении регуляторного арбитража для разных секторов рынка», — пояснил депутат.

Из всех обновленных версий законопроекта исчезла норма о том, что кредиторы обязаны будут информировать потребителей о введенных запретах на кредитование. Этот пункт ранее не поддерживали банки. «Эта норма была исключена, чтобы не создавать избыточную административную нагрузку на банки и МФО», — пояснили РБК в пресс-службе ЦБ, добавив, что для граждан важно знать свой уровень долговой нагрузки, особенно если она превышает 50% доходов, и законопроект, обязывающий банки уведомлять заемщиков о рисках высокой долговой нагрузки, уже принят Госдумой в первом чтении. А информация об установлении макропруденциальных лимитов и так будет публичной, указали в ЦБ.

Из-под действия прямых количественных ограничений предлагается вывести кредиты или займы юридическим лицам, предоставленные на бизнес-цели. Исключения, как и в уже принятом варианте, также распространяются на ипотеку и автокредиты.

Нужен ли особый подход к крупнейшим банкам

Право на запрет выдач некоторых видов кредитов необходимо ЦБ, поскольку имеющиеся ограничительные инструменты работают не так, как хотелось бы, поясняла в интервью РБК глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она отмечала, что банки, имеющие большой запас капитала, слабо реагируют на повышение макропруденциальных надбавок по необеспеченным ссудам, которые сейчас имеет право применять ЦБ для охлаждения розницы.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

По оценкам Ассоциации банков России (АБР), на 1 июля 2021 года совокупный капитал банковского сектора составлял 11,74 трлн руб., увеличившись на 3,2% с начала года (.pdf). 87,7% капитала сектора приходилось на системно значимые кредитные организации. На тот момент их было 12 (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, «Открытие», Промсвязьбанк, Московский кредитный банк, Совкомбанк, «ЮниКредит», Росбанк и Райффайзенбанк), в октябре в этот список вошел Тинькофф Банк с капиталом 148,6 млрд руб.

Системно значимые банки — это и банки с универсальной лицензией, пояснил Аксаков отказ выделения крупных игроков в отдельную группу для регулирования (в проекте прописано, что лимиты для банков с универсальной и базовой лицензией могут быть разными). «В принципе был подход сделать вообще без дифференциации, был подход с дифференциацией и указать отклонение, скажем так, каждого уровня банков и микрофинансовых организаций, но посчитали, что это очень сложно будет», — добавил депутат.

«Понятно, что основные объемы выдач [необеспеченных кредитов] приходятся на топ-10. Но вместе с тем у средних и небольших кредитных организаций другие условия фондирования и, соответственно, более высокие ставки по кредитным продуктам», — отмечает управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Он считает, что прямые ограничения не должны приводить к побочным эффектам «в виде разбалансировки конкурентных условий работы кредиторов».

Фото:Олег Яковлев / РБК

Единый подход к расчету лимита для универсальных банков, без акцента на системно значимых, выглядит логично, соглашается старший директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин. «Иначе получится так, что клиенты банков, к которым применяются более жесткие ПКО, могут обратиться к другим игрокам и в результате эффективность ограничений будет ниже», — поясняет аналитик.

Применения прямых количественных ограничений только для системно значимых банков уже было бы достаточно, чтобы существенно охладить рост рискового потребкредитования в целом по системе, говорит старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова. «Но включение всех видов кредиторов в периметр ограничений позволит выровнять правила игры на микроуровне», — заключает она.

Банк России начнет применять прямые количественные ограничения на выдачу некоторых видов ссуд не раньше середины 2022 года. Как передает РБК, об этом сообщила на конференции S&P глава департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова. Она напомнила, что законопроект, который наделит регулятора таким правом, еще не принят Госдумой. Но даже если он вступит в силу 1 января следующего года, новые ограничительные меры от ЦБ начнут вводиться не сразу.

«Естественно, мы будем смотреть на ситуацию на рынке, на динамику роста долговой нагрузки, где будем смотреть на разные показатели и на макроуровне, и на индивидуальном уровне заемщиков, будем смотреть распределение рискованных кредитов — как развивается ситуация. Все равно мы должны будем дать банкам какое-то время на то, чтобы они подстроили свои системы, для того чтобы отслеживать эти лимиты, которые будут устанавливаться. Мы ожидаем использования такого инструмента скорее во второй половине следующего года, если в этом будет необходимость», — сказала Данилова. Она подчеркнула, что ЦБ уже дважды в этом году повышал для банков макропруденциальные надбавки на выдачу необеспеченных кредитов, чтобы сдержать рост необеспеченного кредитования (надбавки увеличивают нагрузку на капитал при выдаче кредитов, которые Банк России считает нежелательными).

«Возможно, этих мер будет достаточно, но, повторюсь, мы будем отслеживать ситуацию», — добавила глава департамента ЦБ.

В сентябре глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила в интервью РБК, что ситуация на рынке потребкредитования потребует от ЦБ быстрого перехода к прямым запретам на выдачу некоторых видов ссуд. «Мы, скорее всего, сразу будем использовать эти меры [после появления соответствующих полномочий]», — допускала она. Позднее председатель ЦБ отмечала, что банкам потребуется время, чтобы настроить свои информационные, технологические системы.

С марта 2021 года в Госдуме находится законопроект, который наделит ЦБ правом напрямую запрещать банкам и микрофинансовым организациям выдавать некоторые виды кредитов или займов сверх установленных лимитов. По задумке регулятора, прямые количественные ограничения, или макропруденциальные лимиты, будут использоваться для сдерживания кредитования наиболее уязвимых групп заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Максимально допустимую долю выдачи ссуд «с ограничениями», а также их виды будет определять совет директоров Банка России. 21 октября законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении. Участники рынка и законодатели совместно с ЦБ уже обсудили поправки ко второму чтению: в частности, планировалось исключить из новой версии опцию введения прямых ограничений только для системно значимых банков.

Документом предполагается, что ЦБ будет определять максимально допустимую долю отдельных видов кредитов или займов физлицам от общего объема ссуд, которые смогут одобрять банки или МФО.

Различий в лимитах для банков, действительно, не будет, подтвердила Данилова: «Для МФО также будут устанавливаться свои лимиты, но для банков дифференциация не планируется». Глава департамента ЦБ также сообщила, что новые ограничительные меры не затронут уже накопленные кредитные портфели банков.

«Будет ограничиваться, например, доля кредитов в новых выдачах с высоким ПДН (показателем долговой нагрузки. — Прим. Банки.ру), и эта доля будет для всех банков единой», — сказала Данилова. Она не уточнила, будет ли считаться новой выдачей реструктуризация ссуды. Текущие версии законопроекта не предполагают исключений для реструктурированных необеспеченных ссуд — только для ипотеки и автокредитов.

По словам Даниловой, темпы роста потребкредитования в России в октябре замедлились, но «нельзя сказать, что этот тренд устойчивый». Конкретных данных она не привела. По итогам девяти месяцев 2021 года портфель необеспеченных кредитов в российских банках вырос на 19,2% в годовом выражении, до 11,3 трлн рублей, следует из данных ЦБ.

По оценкам аналитиков Frank RG, в октябре российские банки выдали населению 1,8 млн кредитов наличными на 564,4 млрд рублей. По сравнению с сентябрем количество новых ссуд сократилось на 8,7%, а объем — на 10,6%.

«Теоретически тот банк, который рефинансирует кредиты заемщика, выданные другими банками, выдает новую ссуду. Но, возможно, реструктуризация или рефинансирование не будут расцениваться как новые выдачи, и этот вопрос как раз будет разрешен в пользу заемщиков, чтобы дать им возможность перекредитоваться», — сказал РБК директор группы «Финансовые институты» S&P Сергей Вороненко. Иначе возникнет ситуация, когда наиболее закредитованная часть населения не сможет получить рефинансирование, объяснил он.

Реструктуризация задолженности по кредиту происходит через изменение условий договора, а не заключение нового, пояснил РБК представитель Центробанка. «Предоставление нового кредита при этом, как правило, не осуществляется, и, как следствие, обязанности по соблюдению МПЛ (макропруденциального лимита. — Прим. РБК) на дату реструктуризации не возникает. При этом «искусственная» реструктуризация в целях выхода из-под действия МПЛ невозможна, поскольку кредит, предоставленный с высоким показателем долговой нагрузки, продолжит учитываться в размере лимита», — сказал он. В ЦБ также напомнили, что особенности кредитов на цели рефинансирования уже учитываются в регулировании. Дублированный учет новой ссуды, направленной на погашение старой, исключен, добавил представитель регулятора.

Как отмечает Вороненко, Банк России вряд ли будет активно применять прямые ограничения на выдачу кредитов. «Это, действительно, может быть некий козырь в кармане ЦБ в отношении наиболее агрессивных игроков, которые концентрируются на высокорисковом сегменте, — лимиты скажутся в первую очередь на них. Думаю, это очень крайняя мера, которая если и будет применяться, то очень точечно», — считает аналитик. Вороненко ожидает, что рынок потребкредитования в 2022 году «сам стабилизируется и прямые ограничения могут не понадобиться».

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: