Что такое горизонтальный кредит

Обновлено: 02.05.2024

С 2019 г. Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления новых форм межбюджетных трансфертов, так называемых "горизонтальных" субсидий – субсидий из региональных бюджетов другим региональным бюджетам или из местных бюджетов другим местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств.

Применяется такое нововведение при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год. Ряд регионов уже успешно реализовали механизм "горизонтальных" субсидий на территории своих муниципальных образований. Их опыт стал основой Методических рекомендаций по предоставлению "горизонтальных" субсидий на муниципальном уровне, разработанных Минфином России для органов местного самоуправления разных видов муниципальных образований (Письмо Минфина России от 30 ноября 2020 г. № 06-04-11/01/104365).

Цели и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются соглашениями между местными администрациями. Порядок заключения таких соглашений должен разработать и утвердить представительный орган муниципального образования, предоставляющего субсидию.

"Горизонтальную" субсидию рекомендуется предоставлять в случае, когда за счет объединения усилий двух или более публично-правовых образований повышается эффективность выполнения органами местного самоуправления своих полномочий.

В частности, "горизонтальная" субсидия может быть выделена из муниципального бюджета в случае:

  • предоставления муниципальных услуг одним публично-правовым образованием потребителям, проживающим в другом (как правило, соседнем) публично-правовом образовании, в том числе в сфере образования, транспортного обслуживания населения и др.;
  • проведения межрегиональных или межмуниципальных мероприятий, в том числе в сферах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; культуры; физической культуры и спорта и др.;
  • осуществления совместных инвестиционных проектов, в том числе капитального строительства, включая сферу дорожной деятельности.

Методические рекомендации определяют перечень условий, которые могут быть оговорены в утвержденном на муниципальном уровне порядке предоставления "горизонтальной" субсидии: цели, порядок расходования, показатели достижения результатов, контроль, и пр. Также перечислены требования к Соглашению о предоставлении "горизонтальной" субсидии, заключаемому между местными администрациями.

За счёт «горизонтального» кредитования в России расширят механизмы, по которым осуществляются заимствования для муниципальных образований. Соответствующий закон одобрил Совет Федерации на пленарном заседании 3 ноября.

«Федеральным законом установлена возможность предоставления в 2020 году из бюджета муниципального образования бюджету другого муниципального образования, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации, «горизонтального» бюджетного кредита на срок до трёх лет, что создаёт дополнительный инструмент для устойчивости бюджетов органов местного самоуправления в условиях пандемии коронавирусной инфекции», — сообщила первый зампред Комитета палаты по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова.

Кроме того, создаются правовые основания для предоставления таких кредитов муниципальным образованиям и в 2021 году, добавила сенатор.

Предоставлять, использовать и возвращать бюджетные кредиты планируется в порядке, установленном законом региона, в состав которого входят муниципальные образования. При этом цели бюджетного кредита и размеры платы за его использование должны определяться нормативным правовым актом муниципального образования, предоставившего бюджетный кредит.

Изменения направлены на то, чтобы создать правовые основания для предоставления и получения на местном уровне «горизонтальных» бюджетных кредитов. Предлагаемый порядок будет действовать в дополнение к случаям, установленным в Бюджетном кодексе, предусматривающим возможность предоставления «вертикальных» бюджетных кредитов.

Ранее председатель профильного комитета Совфеда Анатолий Артамонов объяснил, что введение нормы даст право тем муниципалитетами, на территории которых располагаются инвестпроекты и в связи с этим появляется избыточная налоговая база, помогать соседним муниципальным образованиям.

«Раньше возможности предоставления «горизонтальных» бюджетных кредитов между двумя муниципальными образованиями не было, а необходимость возникала. После того как мы увидим, как этот ресурс будет применяться на практике, можно будет рассмотреть вопрос о внесении данной нормы в Бюджетный кодекс на постоянной основе», — отметил парламентарий.

У муниципальных образований стало больше возможностей получать и предоставлять средства в рамках межбюджетных отношений. Это предусмотрено:

    с поправками к Бюджетному кодексу; с поправками к федеральным законам от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Перечислим четыре ключевых изменения.

1. Регионы и муниципальные образования теперь обладают более широкими полномочиями по установлению единых нормативов отчислений от неналоговых доходов в другие бюджеты.

2. Муниципальные образования получили право предоставлять «горизонтальные» межбюджетные трансферты — субсидии другим муниципальным образованиям.

3. Законодатели уточнили порядок предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям, а также условия выделения субсидий, дотаций и субвенций местным бюджетам.

4. Появилась возможность объединить в единую субвенцию предоставляемые из федерального или регионального бюджета субвенции на обеспечение расходных обязательств. Речь идет об обязательствах, которые возникают при исполнении органом МСУ переданных ему двух и более полномочий РФ или региона.

Регионы могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от неналоговых доходов

Расширены бюджетные полномочия регионов, муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.

Субъекты РФ теперь вправе устанавливать нормативы отчислений от своих неналоговых доходов в местные бюджеты (ст. 8 БК). Регион может передать эти доходы муниципалитетам полностью или частично. Он имеет право ввести единые нормативы отчислений от своих неналоговых доходов трех видов:

  • денежных взысканий (штрафов), предусмотренных КоАП или региональным законом об административных правонарушениях;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъекта РФ.

Муниципальные районы и городские округа с внутригородским делением также имеют право передавать свои неналоговые доходы нижестоящим бюджетам (ст. 9 БК).

1. Органы власти муниципального района могут установить нормативы отчислений в бюджеты поселений, входящих в состав района.

2. Органы власти городских округов с внутригородским делением вправе ввести аналогичные нормативы для бюджетов внутригородских районов.

В обоих случаях Бюджетный кодекс разрешает устанавливать нормативы отчислений от неналоговых доходов четырех видов:

На заметку: Финансисты учитывают неналоговые доходы местных бюджетов, когда определяют расчетный уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования для предоставления дотаций, субвенций и субсидий

  • денежных взысканий (штрафов), предусмотренных КоАП или региональным законом об административных правонарушениях;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах поселений и внутригородских районов;
  • средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

Регионы будут выделять дотации на поощрение лучших муниципальных практик

Правительство вправе предусмотреть предоставление регионам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях поощрения лучших практик по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения. Такая возможность предусмотрена частью 3 статьи 18.1 Закона № 131-ФЗ. Теперь Минфин может предоставлять такие трансферты регионам в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (ст. 131 БК). Регионы, в свою очередь, могут направлять эти средства в виде дотаций в местные бюджеты. Дотации предоставляются без каких-либо условий и целей. Этими суммами муниципалитет волен распорядиться по своему усмотрению. Кто именно получит финансирование, региональные власти решат по итогам оценки эффективности деятельности органов МСУ.

Субъекты РФ будут предоставлять дотации на основании соглашений между региональным финансовым органом и местными администрациями. В соглашении можно предусмотреть меры по социально-экономическому развитию муниципальных образований и оздоровлению муниципальных финансов. При расчете размера дотаций регионам запрещено снижать планируемое значение критериев выравнивания бюджетной обеспеченности по сравнению с текущими показателями.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от НДФЛ. Такая замена возможна при составлении бюджета субъекта РФ на очередной год и только по согласованию с органами МСУ.

Уточнены условия предоставления субсидий местным бюджетам

Муниципальное образование может получить субсидию, только если в местном бюджете запланированы бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. Объем этих ассигнований должен быть достаточным с учетом размера субсидии.

На заметку: Условие предоставления субсидии на конкретные цели — долевое участие бюджета-получателя

Регион заключает с муниципальным образованием соглашение о предоставлении субсидии. В нем должны быть закреплены:

  • обязательство муниципалитета выделить средства на расходы, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
  • ответственность за неисполнение расходных обязательств.

Субъект РФ выделяет муниципальным образованиям субсидии, предусмотренные специальным перечнем. Его регион составляет самостоятельно.

На заметку: Ограничено предоставление иных межбюджетных трансфертов

Общий объем иных межбюджетных трансфертов и дотаций из регионального бюджета на обеспечение сбалансированности местных бюджетов теперь ограничен (ст. 139.1 БК). Он не может превышать 15 процентов:

  • от общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта, за исключением субвенций;
  • расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (или его части), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.

Данное ограничение может быть превышено на сумму межбюджетных трансфертов, которые регион выделил для поощрения муниципальных образований, в том числе за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития, а также для ликвидации последствий ЧС.

Уточнен порядок предоставления субвенций местным бюджетам

Регион устанавливает порядок предоставления субвенций местным бюджетам в законе субъекта РФ (п. 5 ст. 140 БК). В этом документе закрепляют:

  • правила определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий;
  • показатели (критерии) распределения субвенций между муниципальными образованиями.

Субвенции выделяются безвозмездно и безвозвратно, но на определенные цели. Кроме того, деньги нужно потратить в установленный срок. Если муниципалитет не выполнил эти условия, субвенцию придется вернуть в региональный бюджет.

У муниципального образования могут возникать расходные обязательства в связи с выполнением двух и более государственных полномочий РФ или региона, переданных органам МСУ. В этом случае субвенции на финансовое обеспечение этих обязательств можно объединить в единую субвенцию. Порядок ее формирования и предоставления утверждает своим законом регион.

В Бюджетном кодексе теперь предусмотрены «горизонтальные» субсидии

Регионы теперь могут предоставлять субсидии друг другу. Такое же право получили муниципальные образования (ст. 138.3 БК).

Субсидии из одного регионального бюджета другому можно предоставлять для софинансирования расходных обязательств для выполнения полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения. Цели и условия выделения таких сумм устанавливаются в соглашениях между субъектами РФ.

Важно: В расчет уровня доходности не включают арендную плату за земельные участки, предоставленные муниципальным предприятиям, казенным, бюджетным и автономным учреждениям

Муниципальное образование, у которого налоговые доходы превышают установленный регионом уровень, теперь может предоставить субсидию субъекту РФ. При расчете уровня доходности муниципалитетов регион будет учитывать как налоговые, так и неналоговые доходы их бюджетов за счет поступлений из трех источников:

  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платы за передачу в аренду муниципальных земельных участков, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • средств от продажи прав на заключение договоров аренды этих земельных участков.

«Горизонтальные» субсидии из одного местного бюджета другому можно предоставлять для софинансирования расходных обязательств, в частности для реализации совместных проектов. Например, если в поселении нет детского сада, можно заключить соглашение с поселением другого района, расположенным на расстоянии 5 км, чтобы не возить детей за 30 км в поселение своего района. А для обеспечения расходного обязательства по соглашению предоставить субсидии.

Цели и условия предоставления субсидии местные администрации устанавливают в соглашении. Порядок его заключения определяет представительный орган муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.

У глав неплатежеспособных муниципальных образований появились новые обязательства

90 дней — максимальный срок, на который регион может предоставить бюджетный кредит

Расширена статья, касающаяся восстановления платежеспособности муниципального образования (п. 168.4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). Если оно не в состоянии погасить задолженность перед регионом или другим муниципалитетом, временная финансовая администрация разрабатывает план восстановления платежеспособности. Затем план согласовывают стороны, участвующие в производстве по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования. План утверждает представительный орган МСУ.

За реализацию плана отвечает глава муниципального образования. Он заключает с финансовым органом субъекта РФ соглашение, в котором стороны отражают обязательства муниципального образования. Данное соглашение заключают не более чем на пять лет.

Уточнены условия предоставления бюджетных кредитов

Муниципальное образование может получить бюджетный кредит, только если оно не имеет просроченной или неурегулированной задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, к которому обратилось за кредитом (п. 1 ст. 93.2 БК).

Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете местного бюджета не должен превышать 1/12 утвержденного объема доходов этого бюджета. Субсидии, субвенции и другие трансферты, имеющие целевое назначение, исключаются из этого объема доходов. Бюджетный кредит предоставляется не более чем на 90 дней. Муниципальное образование должно вернуть деньги не позднее 25 ноября текущего финансового года.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.

Благодаря последним изменениям в законодательстве регионам станет проще помогать друг другу. Но ресурсов для этого у них почти нет, зато центр сможет снять с себя часть ответственности за решение текущих и перспективных задач

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

17 апреля Совет Федерации единогласно одобрил поправки в Бюджетный кодекс и в закон об особенностях исполнения федерального бюджета в 2020 году. Они впервые позволяют одному российскому региону выдавать другому бюджетные кредиты на срок до трех лет. Цели кредита и размеры платы за пользование им будут устанавливаться законом о региональном бюджете или решением правительства региона.

Примечательно, что в первоначальном варианте законопроекта, внесенном правительством в Государственную думу 10 апреля, положения о межрегиональных кредитах не было. Оно появилось лишь на этапе второго чтения, по договоренности между депутатами и правительством. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, горизонтальные бюджетные кредиты должны «дать регионам больше маневра в поиске ресурсов для развития местной экономики и повышения уровня жизни людей».

Московский пример

Еще до кризиса, летом 2019 года, в законодательстве появилась норма, позволяющая безвозмездную финансовую помощь одного региона другому. Речь о горизонтальных трансфертах в форме межбюджетных субсидий на уровне регионов или муниципалитетов.

Фото: Никеричев Андрей / АГН «Москва»

Впрочем, такой богатый регион, как Москва, применяла подобные инструменты и ранее. Большие финансовые потоки на развитие транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства, компенсацию бесплатного провоза столичных льготников в электричках уже шли из столичного бюджета в Подмосковье. В отчетах об исполнении столичного бюджета можно найти сведения и о фактическом шефстве Москвы над Севастополем. В 2018–2019 годах за счет столичного бюджета финансировались строительство и обеспечение оборудованием социальных объектов, ремонтировались дороги еще в полутора десятков регионов. И это без учета прямых московских инвестиций, не отражавшихся в региональных бюджетах

Примеров подобного взаимодействия других регионов пока не так много. Так, богатая Тюменская область в этом году предусмотрела финансирование строительства очистных сооружений в Курганской области, расположенной выше по течению реки Тобол.

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку

Фото: Andrea Verdelli / Getty Images

Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать

Будьте как мы: зачем Сoca-Cola сменила название в Китае на Ke Kou Ke Le

Фото: Shutterstock

«Медвежий» рынок в США: как долго он продлится и чего ждать инвесторам

Фото: Shutterstock

Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать

Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Фото: Shutterstock

Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»

МТС неожиданно решила выплатить дивиденды. Что это значит

В условиях кризиса законодатели расширили возможности такого межрегионального взаимодействия, дав право регионам передавать деньги не безвозвратно, а в форме кредитов. Но станет ли это эффективным антикризисным инструментом? Или они будут использованы в других целях, как уже произошло с вертикальными бюджетными кредитами от центра регионам?

Лукавая помощь

На федеральном уровне бюджетные кредиты появились в 2007 году в качестве замены признанным неэффективными бюджетным ссудам. Фактически ссуды, имевшие возвратный, но беспроцентный характер, нередко списывались, становясь дополнительной формой финансовой помощи.

Конструкция межбюджетных трансфертов, сформированная в то время, предполагала жесткость бюджетных ограничений и строгость взаимоотношений между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Бюджетным кредитам в этой системе отводилась небольшая роль: предполагалось, что они понадобятся в редких случаях временных кассовых разрывов или нехватки ликвидности, например, в начале лета, когда регионы тратятся на отпускные бюджетникам, или осенью, во время подготовки к отопительному сезону.

Но все пошло немного не так. Центр возлагал на регионы все новые обязательства, не проводя фискальную децентрализацию. Наоборот, год от года доходные источники все больше концентрировались в федеральном бюджете. Из истории изменения закона 184-ФЗ о полномочиях региональных органов власти можно узнать, что за полтора десятилетия число полномочий, которые регионы должны самостоятельно финансировать за счет своих бюджетов, увеличилось в два с половиной раза.

Кризис середины 2010-х обнажил проблему. Регионы столкнулись с падением доходов, но должны были выполнять майские указы президента 2012 года, в которых было незаметно зашито множество нефинансируемых обязательств, которые федеральный уровень власти накладывает на нижестоящий без закрепления за ним источников их финансового обеспечения. Такими мандатами стали повышение заработных плат массовым категориям региональных бюджетников (прежде всего учителям), строительство детских садов и другие — по сути, правильные, но сложные в реализации — действия.

Субъектам Федерации ничего не оставалось делать, как наращивать объем государственного долга. Процент по обслуживанию коммерческих кредитов после повышения в декабре 2014 года ключевой ставки ЦБ до 17% стал неподъемным. В итоге за три года региональный долг вырос более чем в два раза. Федерация смогла остановить этот рост только массовым замещением коммерческих кредитов бюджетными, ставка по которым была практически нулевой — 0,1%.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда почти все субъекты Федерации оказались должны ей самой, будто они тратят деньги не на граждан страны! Кто-то из аналитиков точно сравнил такое состояние с ситуацией на предприятии, где директор вначале раздает рабочим деньги для покупки ими инструментов и материалов, а потом требует, чтобы они вернули долг с зарплаты.

В отдельные моменты объем выданных регионам бюджетных кредитов превышал 1 трлн руб. Правила их предоставления корректировались. В соглашения о выдаче кредитов Минфин стал вносить все более жесткие требования, чтобы не допустить разбалансированности региональных бюджетов. Для отдельных регионов кредиты стали пролонгироваться на несколько лет.

К марту 2020 года объем выданных регионам бюджетных кредитов составлял 989 млрд руб. В текущий кризис 78 из 85 регионов вошли закредитованными перед федеральным центром.

Предлог для центра

Теперь попросить кредит можно будет и у соседей или регионов-доноров. Но не всем — поправки в Бюджетный кодекс предусматривают ограничения на предельный дефицит и объем регионального долга. Прошлый год 35 регионов закончили с дефицитом. Поэтому потенциала для заимствований у регионов остается немного.

Фактически в условиях кризиса богатым регионам предоставили право раздавать свободные средства в долг. Конечно, речь идет прежде всего о Москве. На 1 марта 2020 года объем средств столичного правительства на банковских счетах составил около 1 трлн руб. Кстати, следом с большим отрывом по этому показателю (95 млрд руб.) идет как раз Тюменская область.

В кризис нередко возникают инструменты, которые остаются в системе государственного управления надолго. Так, пункт о праве регионов на создание своих резервных фондов появился в Бюджетном кодексе в декабре 2008 года, в разгар финансового кризиса, когда делать накопления было уже поздно. В текущий кризис, в конце марта, в России появились поправки в Бюджетный кодекс о послаблениях в предельных объемах дефицита и долга регионов.

Не исключаю, что, внедряя сейчас бюджетные кредиты от региона региону, законодатели не столько занимаются антикризисным управлением, сколько создают механизм на будущее. С ним федеральному центру легче будет отказывать регионам в финансовой помощи. Правда, при введении кредитных схем, как показывает опыт, проблемы сами собой не решатся.

Бедные субъекты Федерации вряд ли станут богаче. Финансовая зависимость регионов от центра тоже не ослабнет, а мечты о построении подлинного бюджетного федерализма в нашей стране уже не в первый раз придется отложить.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Эксперт: Абзалов Дмитрий

На заседании правительства рассмотрели законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс. В документе предлагается ввести в документ новый вид трансфертов – горизонтальную субсидию, позволяющую одному региону выделять из своего бюджета средства другому на совместные проекты. Сейчас бюджетное законодательство допускает получение регионами трансфертов только из федерального центра.
Прежде всего речь идет о субъектах Федерации, которые имеют совместные проекты. К числу крупных агломераций в целом относят шесть субъектов, но ярко выраженных три. Среди них Москва и Московская область. Схема работает таким образом: деньги необходимо, например, перечислить Москве (как донору), затем их переводят наверх, а потом через федеральный фонд распределяют вниз. Сейчас же может появиться возможность у одного из субъектов Федерации, например Москвы, перевести денежные средства напрямую в Московскую область. То же самое касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Такие схемы нужны, скорее всего, в отношении Крыма и Севастополя, которые являются двумя разными субъектами. Горизонтальные трансферты будут востребованы в «матрешках», например в Тюменской области (куда помимо Тюменской области входят ХМАО-Югра и ЯНАО). Все они являются фактически отдельными субъектами, но в плане политики представляют собой «матрешку», исходя из схемы избрания руководства.
Кроме того, у нас в последнее время появляются так называемые близкие структуры, например, в особой экономической зоне могут быть развернуты предприятия из нескольких субъектов одновременно. На Дальнем Востоке есть территории опережающего развития, где реализуются совместные проекты. Похожую ситуацию мы видим и на Северном Кавказе – проекты, связанные с курортным строительством, которые начал оплачивать федеральный центр в большей части. Но есть совместный проект «Курорты Северного Кавказа», он включает в себя развитие целого ряда республик (которые являются субъектными, то есть близкими), которые гипотетически могли бы агрегировать напрямую финансы и создавать горизонтальный трансфер. Таких примеров достаточно много, и это очень распространенная модель, которая позволяет использовать тему бюджетирования без ярко выраженной федерализации. То есть для работы между субъектами нет необходимости отправлять деньги в федеральный центр. Тем более что в последнее время этот процесс активизировался. Возьмем, например, Москву и Московскую область – строительство транспортных диаметров (или вообще транспортную программу как таковую). Можно вспомнить также о различных туристических проектах, которые затрагивают, предположим, Кубань и Крым, Ставропольский край. То есть примеров такого взаимодействия достаточно много, как и проектов, которые можно было бы реализовывать.
Схема финансирования через горизонтальные трансферы является достаточно эффективной. Другое дело, что в пределах Российской Федерации себе это сможет позволить небольшое количество субъектов, потому что регионов-доноров у нас крайне мало. А предположить, что регионы будут искать дополнительные денежные средства на горизонтальные трансферы достаточно сложно, потому что фактически это все равно федеральные средства. Значительная часть инфраструктурных проектов на региональном уровне, особенно в регионах с невысокой обеспеченностью, финансируется путем перераспределения денежных средств из федерального центра. Соответственно, эти же финансы могут использоваться для совместных региональных проектов. Для крупных федеральных субъектов, у которых свои программы, интересы и денежные ресурсы, этот маневр может использоваться, чтобы фактически создавать какие-то совместные проекты, например, перекидывать свои финансы в направлении определенного субъекта с целью финансирования отдельных отраслей.
Идея достаточно неплохая, но немногие субъекты смогут ее реализовать. То есть она будет доступна наиболее экономически состоявшимся регионам, к которым могут относиться федеральные столицы – Москва и Санкт-Петербург, нефтегазовые регионы – ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, возможно, территории, которые связаны с крупными инфраструктурными объектами, Приморский край, регионы, на которых работают ОЭЗ.
Это важный инструмент для регионального развития, потому что в вопросы неправильного расхода денежных средств сразу может вмешаться Счетная палата – региональная и федеральная. То есть данный механизм развязывает руки регионам в плане интеграционных процессов, потому что раньше инициатором этого процесса был только федеральный центр. Кроме того, это серьезно увеличивает скорость прохождения решений. Потому что прохождение проектом всех необходимых процедур согласования и выделения средств из федерального бюджета – это очень продолжительный процесс, который занимает не один бюджетный цикл. Субъектам, находящимся рядом, это сделать проще.
В международной практике наиболее интересными являются примеры федераций, в которых есть субъекты. К таковым относятся, например, Германия и США. Для Соединенных Штатов является привычной схема крупных агломераций. Возьмем Нью-Йорк, который постоянно структурно разрастается по территории, осуществляет бюджетные операции в соседних городах. То же самое касается Германии. Классическим примером встроенной системы, когда вокруг одного города выстраивается инфраструктура, – это Берлин, Гамбург. Поэтому можно сказать, что такая система очень востребована и распространена в крупных агломерациях. Практика ее применения есть, вопрос заключается в том, чтобы эффективно ее использовать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новое в регионе

Новое на сайте

Поиск




Write a comment. Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

© 2022. Региональные комментарии. Все права защищены.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФC77-77316 от 10 декабря 2019 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
При цитировании информации гиперссылка на «Региональные комментарии» обязательна.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: