Денежно кредитная политика доклад кратко

Обновлено: 02.05.2024

Денежно-кредитная политика – это экономический курс, которого придерживается государственная власть с целью управления спросом с помощью инструментов денежного рынка.

Рыночная экономика способна к саморегулированию. То есть, равновесие системы хозяйствования достигается через сбалансированность предложения и спроса. Однако, рыночный механизм не всегда способен справляться с факторами влияния, поэтому необходимо стороннее вмешательство в текущие процессы. Государственное регулирование резко ограничено рыночной моделью хозяйствования. У власти остались косвенные инструменты воздействия, среди которых кредитно-денежная политика.

Целями денежно-кредитной политики являются:

  1. Обеспечение ценовой стабильности.
  2. Устойчивость валютного курса.
  3. Финансовая стабильность.
  4. Поддержка экономического роста.

Ее объектами являются спрос, предложение на рынке денег, которые изменяются под влиянием политики властей, а так же поведения банков и финансовых организаций. Субъектами выступают государство, центральный банк, банковская система страны. Власть в рамках кредитно-денежной политики оперирует экономическими переменными, которые определяют равновесие на рынке. Осуществление политики должно проводиться в соответствии с рядом принципов. Центральный банк обладает экономической и политической независимостью. При этом он ответственен перед обществом и обязан предоставлять полную и достоверную информацию. Инфляция учитывается как денежный феномен. Обеспечение ценовой стабильности позволяет получить экономические выгоды. В долгосрочном периоде выбор между инфляцией и безработицей упраздняется. На политику влияют экономические ожидания. Чтобы поддержать ценовую стабильность, государство стремится обеспечить низкий уровень инфляции.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, денежно-кредитная политика является одним из инструментов государственного управления экономикой страны.

Современная денежно-кредитная политика

Сущность кредитно-денежной политики в любой стране заключается в создании условий для мобилизации капитала и труда. Инструментом решения задач выступают деньги и кредиты. Лидерство на мировой арене некоторых стран, связанно, в том числе, с эффективной организацией движения денежных потоков.

Основными инструментами современной денежной политики являются:

  1. Наличные и безналичные расчеты.
  2. Базовые ставки.
  3. Валютный курс.
  4. Прямые инвестиции и спекулятивные капиталы.
  5. Банковская система кредита и его экспансия.
  6. Фондовый рынок.

В каждой структуре существуют свои элементы, способствующие организации движения денег. Это могут быть правила расчетов, купля-продажа государственных долговых обязательств, валютные резервы, интервенции, резервы по обязательствам, экономические нормативы, резервы под риски, портфельные инвестиции, инвестирование в госрезервы, раскрытие информации эмитентами, правила установленные для проведения торгов и так далее.

Успешность денежно-кредитной политики зависит от сближения производства и денежного обращения, использования национальной валюты на внутреннем рынке. Последнее должно снижать влияние иностранных валют. Так же необходимо создание законодательной базы, которая обеспечит равные права и гарантии для всех сторон.

Как и любые другие мероприятия, проводимые государственной властью, кредитно-денежная политика направлена на приспособление к современным требованиям рынка. Чтобы достичь желаемого результата, требуется комплексное развитие денежной системы, а значит, нужен целостный и системный подход к реализации элементов кредитно-денежной политики. Изменения в экономической структуре оказывают влияние на движение денег, что особенно актуально для стран с переходной экономикой.

Национальная политика в области кредитно-денежных отношений осуществляется через комплекс институтов, с учетом особенностей развития хозяйственной системы страны. При этом меры, принимаемые в рамках этого политического курса должны быть адекватны реально сложившейся ситуации.

Перспективы денежно-кредитной политики России

Пандемия коронавируса оказала сильное влияние на кредитно-денежную политику страны. Центральный банк проводит политику, призванную ограничить это негативное влияние. Для этого было решено снизить ключевую ставку процента, а так же адаптировать текущую работу системы под требования времени.

Основным инструментом влияния остается ставка процента. Банком России установлен коридор процентных ставок, который позволяет более гибко реагировать на колебания денежного рынка. Центральный банк тем самым получает эффективный инструмент тактического воздействия на процессы. Руководством Банка России были разработаны программы в рамках кредитно-денежной политики на ближайшие несколько лет:

  • Базовая.
  • Проинфляционная.
  • Дезинфляционная.
  • Рисковая.

Наиболее вероятной считается базовая стратегия развития. Она исходит из того, что экономический рост в ближайшие годы будет медленным. При этом отмечается, что зависимость колебаний от цен на нефть постепенно снижается. Уменьшение ключевой ставки должно сделать кредиты более доступными, а значит, стимулировать расширение производственной деятельности и усилить потребности спроса. Существует программа развития «цифрового рубля», чья цель заключается в адаптации цифрового рынка, повышении прозрачности транзакций, и их удешевления.

Политика центрального банка учитывает риски, с которыми могут столкнуться коммерческие банки страны. Сюда относят отток средств населения на фондовый рынок, рост числа убыточных банков. В связи с чем, Банком России разрабатываются меры по отношению к тем банковским структурам, которые ведут недобросовестную политику. Так же необходимо предоставить законные возможности выхода из сложных ситуаций для банков, которые ведут свой бизнес легально.

Денежно-кредитная политика комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия. Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты, влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков.

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг.


Рис. 45. Денежно-кредитная политика: инструменты и цели.

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.

Понижая учётную ставку. Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

- снижения нормы обязательных резервов;

- уменьшения учетной ставки;

- скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.




Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

- увеличения нормы обязательных резервов;

- повышения учетной ставки;

- продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно-кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно-кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы.

1. Денежная система – это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М1, М2, М3, L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система – двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.

7. Оцените эффективность денежно-кредитной политики по сравнению с фискальной.

Денежно-кредитная политика государства (монетарная)– это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты.

1) стабильного экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

При этом используется три основных инструмента:

1. Изменение нормы обязательного резервирования

2. Изменение учетной ставки центрального банка - ставки рефинансирования

3. Операции на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Так же норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу.




Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

Наиболее часто применяемым методом монетарного регулирования является эмиссия, которая представляет собой выпуск денег во всех формах, в том числе за счет их печатания, и ведет к увеличению денежной массы в обороте.

Второстепенные инструменты регулирования: осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

Увещевание означает использование ЦБ политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ЧВП, занятость и уровень цен. В зависимости от экономической ситуации ЦБ проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег - политика увеличения массы денег в обращении путем понижения процентной ставки, что увеличивает инвестиционный компонент совокупных расходов и равновесный уровень ЧВП. Данная политика делает кредит легким и доступным, она используется, когда данному уровню чистого валового продукта сопутствует значительная безработица и недоиспользование производственных мощностей.

Политика дорогих денег - политика сокращения или ограничения роста денежной массы в стране путем увеличения процентной ставки, что уменьшает инвестиционный компонент совокупных расходов и ограничивает инфляцию спроса. К ней ЦБ прибегает в условиях инфляции спроса. Эта политика понижает доступность кредита и увеличивает его издержки.

Политика дешевых денег Политика дорогих денег
Проблема: Безработица и спад Проблема: Инфляция
ЦБ покупает облигации ЦБ продает облигации
- понижает резервную норму - повышает резервную норму
- понижает учетную ставку - увеличивает учетную ставку
Денежное предложение
падает возрастает
Процентная ставка
падает возрастает
Инвестиционные расходы
возрастают сокращаются
Реальный ЧВП возрастает на сумму, кратную увеличению инвестиций Инфляция уменьшается

Между этими двумя механизмами существует обратная связь. Рост ЧВП, вызванный политикой дешевых денег, в свою очередь, увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя усилия политики дешевых денег по понижению процента. И наоборот, политика дорогих денег понижает ЧВП. Но это, в свою очередь, уменьшает спрос на деньги и ослабляет первоначальный, состоящий в повышении процента результат политики дорогих денег. Эта обратная связь составляет ядро политической дилеммы целей - невозможность одновременного контроля и денежного предложения, и процентной ставки средствами кредитно-денежной политики.

11. Доходный подход при оценке стоимости бизнеса.

Доходный подход к оценке − совокупность методов оценки объекта гражданского оборота, основанных на определении ожидаемых доходов, которые объект оценки может принести собственнику после даты проведения оценки, и предусматривающий преобразование (пересчет) этих доходов в текущую стоимость на дату оценки. Доходный подход применяется, когда существует информация, позволяющая прогнозировать (в условиях неопределенности − с допустимыми интервалами доверия) величины будущих доходов, которые объект оценки способен приносить, а также величины расходов, связанных с объектом оценки.

В рамках этого подхода к оценке реализуются методы: прямой капитализации дохода и капитализации доходов по норме отдачи на капитал (метод дисконтирования денежных потоков или метод дивидендов).

Денежный поток на инвестированный капитал – это поток, приходящийся

на долю акционеров и кредиторов – после финансирования деятельности предприятия и осуществления необходимых капитальных вложений.

Денежный поток на инвестированный капитал не учитывает суммы выплат процентов по кредитам и увеличение (или уменьшение) задолженности, он рассматривается с целью определения эффективности вложения капитала в целом, представляют особый интерес для инвесторов, соучредителей, которые принимают участие в распределении прибыли.

Денежный поток на собственный капитал – денежный поток, приходящийся на долю акционеров (участников), оставшийся, как правило, после финансирования деятельности организации, осуществления капиталовложений и изменения объемов долгового финансирования. Денежный поток на собственный капитал представляет особый интерес, в основном, для собственника и рассчитывается как сумма прибыли после налогообложения и амортизации за вычетом капиталовложений и необходимых корректировок на изменение собственного оборотного капитала и долгосрочной задолженности.

Метод прямой капитализации дохода в наибольшей степени подходит для

ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными).

Практическое применение метода прямой капитализации дохода предусматривает следующие основные этапы:

– анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при

– выбор величины дохода, которая будет капитализирована;

– определение адекватного коэффициента капитализации;

– определение предварительной величины стоимости;

– внесение поправок на наличие нефункционирующих активов (если тако-

– внесение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцени-

ваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).

Условия применения метода прямой капитализации:

– фирма находится в устойчивом состоянии,

– денежный поток, генерируемый компанией, постоянен или имеет постоян-

– компания выплачивает все, что можно, в виде дивидендов.

Метод дисконтирования денежных потоков (Discounted Cash Flow – метод

DCF, в [4] – «метод капитализации доходов нормой отдачи») учитывает изменяющиеся доходы и расходы в прогнозируемых периодах.

При реализации метода дисконтирования денежного потока необходимо:

– выполнить анализ финансовой отчетности и выбрать величины прибыли;

– выполнить ретроспективный анализ выручки и расходов и построить прогноз выручки, расходов, собственного оборотного капитала, капиталовложений и финансирования объекта;

– выбрать период прогнозирования (n лет);

– выбрать вид денежного потока (на собственный капитал Ie или на инвестированный капитал Io);

– рассчитать денежный поток для каждого года;

– определить соответствующую денежному потоку норму отдачи Y (Ye,Yo) и

построить прогноз ее величины на весь период;

– рассчитать терминальный коэффициент капитализации Rn с учетом Y,

прогнозного долгосрочного темпа изменения I и оставшегося срока жизни объекта оценки.

– рассчитать доход от реверсии объекта оценки (терминальной стоимости) в

конце прогнозного периода Vn как отношение In+1 и терминального коэффициента капитализации Rn;

– рассчитать фактор дисконтирования для середины каждого года прогнозного периода (предполагается, что I поступают равномерно в течение года);

– рассчитать фактор дисконтирования для Vn на конец последнего прогнозного года;

– определить предварительную величину стоимости, рассчитав чистую текущую стоимость денежных потоков как сумму произведений I за каждый прогнозный год и Vn на соответствующие им факторы дисконтирования;

– внести заключительные поправки (на избыток или недостаток собственного оборотного капитала, на наличие нефункционирующих активов, на сумму чистого долга для инвестированного капитала);

– выполнить процедуру проверки полученного результата.

Метод дисконтированных денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее, существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия.

Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно, прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отстутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.

При прогнозе валовых доходов учитываются следующие факторы:

– прогноз объема производства и цен на продукцию или общего роста;

– последствия капитальных вложений;

– долгосрочные темпы роста в остаточный период;

– темпы роста, которые оплатит покупатель.

В рамках расчетной модели прогноз доходов строится на основании следующих переменных:

– объем производства в первом периоде – как правило, равен или незначительно превышает объем производства за последний аналогичный отчетный период;

– прирост объема производства – обосновывается оценщиком на основании

капитальных вложений, текущих и прогнозируемых производственных мощностей, ретроспективных данных;

– цена реализации в первом году – как правило, равна или незначительно

превышает цену реализации за последний аналогичный отчетный период;

– прирост цены реализации – обосновывается оценщиком на основании ретроспективных данных, перспектив отрасли, конкурентных позиций компании и прогноза развития конкуренции в отрасли, а также прогноза инфляции.

Все потоки учитываются без НДС.

Для оценки производственных расходов обычно используются данные за

последний отчетный год, усредненную величину за несколько лет, либо скорректированную величину, полученную на основе консультаций с руководством компании.

Общие сведения о денежно-кредитной политике государства

В настоящее время экономическая роль государства заключается в решении ряда важнейших проблем, препятствующих нормальному развитию в обществе экономической деятельности. Речь идёт, прежде всего, про проблемы экономического спада, высокой инфляции и безработицы. Одним из действенных способов государства воздействия на указанные макроэкономические процессы является денежно-кредитное регулирование.

Денежно-кредитная политика государства – это совокупность организационных, экономических и нормативно-правовых мер, инициируемых и реализуемых органами государственной власти с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны посредством воздействия на количество денег, находящихся в обращении.

Чаще всего государство наделяет полномочиями по разработке и реализации денежно-кредитной политики Центральный банк. Главной задачей его функционирования признаётся создание в экономике объективных предпосылок (то есть стабильного курса национальной валюты, невысоких темпов роста цен и уровня процентных ставок) для формирования предприятиями и населением сбережений и последующей их трансформации в производительные инвестиции.

Таким образом, состояние денежно-кредитной сферы в значительной степени определяет общее состояние экономики, поэтому денежно-кредитную политику стоит рассматривать как составную часть единой экономической политики государства.

Механизм и методы реализации денежно-кредитной политики государства

В настоящее время в экономике особое внимание отводится совершенствованию механизма денежно-кредитного регулирования. Под ним принято понимать совокупность процесса, принципов и методов денежно-кредитной политики государства. Конкретная форма механизма денежно-кредитного регулирования определяется ролью, степенью независимости и функциями Центрального банка, принятой системой организации финансовых рынков в стране (прежде всего, кредитного и валютного).

Готовые работы на аналогичную тему

Методы денежно-кредитной политики представляют собой те инструменты и приемы, которые используются субъектом денежно-кредитной политики (государственным органом) в отношении объектов, выбранных в качестве ключевых, для достижения поставленных целей и решения задач. Все используемые методы принято подразделять на:

  • методы прямого контроля (административные методы);
  • рыночные (косвенные) методы.

Административные (прямые) методы денежно-кредитной политики государства

Административные методы денежно-кредитной политики заключаются в том, что государство активно себя проявляет и непосредственно осуществляет контроль за деятельностью независимых субъектов финансового рынка. В этом случае изменяются те решения, которые они принимают и реализуют в процессе ведения экономической деятельности на денежно-кредитном рынке (например, решения о кредитовании, об определении процентных ставок, об инвестировании в ценные бумаги и др.).

Применение административных методов находит своё выражение в виде издаваемых Центральным банком и другими органами денежно-кредитного регулирования указов, приказов директив, предписаний, инструкций. Они ориентированы на то, чтобы тем или иным способом ограничить сферу деятельности институтов финансового рынка.

Традиционный инструментарий административного (прямого) регулирования представлен следующими методами:

  • регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков посредством установления Центральным банком ключевой ставки или ставки рефинансирования;
  • установление, так называемых, «кредитных потолков», то есть ограничение объема кредитов, которые предоставляются коммерческими банками и другими кредитными организациями, а также введение в их отношении других обязательных количественных параметров;
  • создание государственных кредитно-финансовых организаций, специализирующихся на работе в небольшом числе приоритетных отраслей народного хозяйства;
  • предоставление льгот отдельным кредитно-финансовым институтам в выборочном порядке и др.

Две последние меры являются примерами селективной политики государства. Они считаются менее жёсткими мерами денежно-кредитного регулирования, поэтому получили широкое распространение в развитых странах мира.

Рыночные (косвенные) методы денежно-кредитной политики государства

Если государство решает начать оказывать воздействие на финансовую систему страны посредством применения рыночных механизмов, то в этом случае говорят о косвенных (рыночных) методах государственной денежно-кредитной политики. Эти методы могут быть успешно использованы только в тех странах, где высок уровень развития рыночных отношений. Однако, стоит отметить, что эффект косвенных методов более замедленен, чем в случае с методами прямого контроля.

В зависимости от содержания косвенные методы могут быть подразделены на:

  • налоговые методы – введение и отмена налогов, определение конкретных значений налоговых ставок;
  • нормативные методы – установление обязательных для исполнения норм формирования резервов и коэффициентов, характеризующих результаты текущей финансово-хозяйственной деятельности;
  • корректирующие методы – совершение органами денежно-кредитного регулирования операций на открытом рынке.

Как показывает практика, в долгосрочной перспективе наиболее эффективно себя проявляют методы рыночного (косвенного) воздействия. Однако окончательный выбор в пользу того или иного метода денежно-кредитной политики определяется в зависимости от особенностей строения и развития национальной финансовой системы.

Денежно-кредитная политика представляет собой систему мер государства, разработанную для регулирования обращения денежной массы, что в свою очередь, обеспечивает стабильность цен, рост производства и максимально полную занятость населения.

В современных условиях, при развитии рыночных отношений в РФ, роль обоснования сущности денежно-кредитной политики в системе государственного регулирования заметно возрастает. Она направлена на стимулирование устойчивого экономического развития государства и, на этой же основе, на повышение благосостояния общества.

Основная цель денежно-кредитной политики РФ состоит в обеспечении стабильности государственной денежной единицы – рубля. Ее эффективность определяется, в первую очередь, сбалансированностью спроса и предложения на деньги, контроль над денежным обращением, структурой и динамикой денежных агрегатов.

От эффективности денежно-кредитной политики страны, зависят ее основные макроэкономические задачи. Стабилизация сферы денежного обращения как неотъемлемой составляющей стабильного роста экономики страны обусловливает необходимость в разработке кратко-, средне- и долгосрочных стратегий осуществления денежно-кредитной политики.

Ее формирование в условиях рыночных трансформаций в РФ – достаточно сложный процесс, который требует поиска новых механизмов реализации, соответственно условиям социально-экономичного развития страны. Разрабатывая денежно-кредитную политику, как в РФ, так и в любом другом государстве – необходимо учитывать национальные особенности функционирования экономики и ориентироваться на мировой опыт.

Иерархия целей денежно-кредитной политики

Цели денежно-кредитной политики можно выстроить в виде следующей иерархии (см. рис.1.)

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевыми составляющими в общегосударственной экономической политике являются стратегические цели. К ним относятся: обеспечение экономического роста, стабильность цен, процентных ставок, высокий уровень занятости, а также сбалансирование платежного баланса.

Промежуточные цели денежно-кредитной политики – представляют собой некоторые действия, изменяющие определенные экономические процессы, посредством чего достигаются стратегические цели.

Так как достижение стратегических задач определяется состоянием рыночной конъюнктуры, то промежуточной целью может быть оживление или сдерживание изменения конъюнктуры рынка.

Особенностью промежуточных целей есть то, что они действуют в течение длительного периода, в течение которого могут реализоваться и доказать свою эффективность.

Тактические цели – представляют собой оперативные задачи банковской системы государства, решение которых приводит к регулированию главных экономических элементов: денежной массы страны, процентной ставки, валютного курса.

Выполнение тактических целей обеспечивает достижение промежуточных целей. Отличительными особенностями тактических целей являются: краткосрочность их действия, взаимодополняемость, противоречивость и многоаспектность. Данные особенности сильно затрудняют выбор механизмов и методов их реализации.

Инструменты денежно-кредитной политики

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются следующие (см. рис.2).

Данные инструменты каждое государство в зависимости от стратегических целей и направлений экономического развития державы. Кроме того, инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать следующим образом:

  • по характеру воздействия на денежный рынок (прямого или опосредственного);
  • исходя из направлений регулятивного воздействия (общей направленности или избирательной направленности)
  • в зависимости от характера воздействия на ликвидность банков (на поддержание ликвидности банков, или на изъятие ликвидности)
  • исходя из частоты использования (постоянные или разовые).

Итак, денежно-кредитная политика государства – это сложный макроэкономический процесс применения различных инструментов для достижения целей государства в развитии экономики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: