Государственный кредит пассивного типа виды

Обновлено: 28.05.2024

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системегосударственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в ФОРМЕ государственного кредита:

внутреннего и внешнего

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва - Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, то есть рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Основными целями государственного и муниципального кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита, проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально- экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики; поддержка муниципальных образований; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Виды государственного кредита представлены на рис. 12.1.

Целевые бюджетные ссуды являются источниками финансирования отраслевых инвестиционных программ, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

Разновидностью государственного кредита следует считать задолженность организаций по обязательным платежам в бюджет.

Виды государственного кредита

Наличие просроченной задолженности бюджету вызывает необходимость ее реструктуризации, решение о которой принимается в рамках закона о бюджете на соответствующий финансовый год.

Межгосударственные кредиты предоставляются Правительством РФ правительствам других государств в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета.

Государственные и муниципальные займы РФ - это денежные ресурсы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципалитетов как заемщиков или гарантов.

Классификация государственных займов:

По субъектам заемных отношений различают:

займы, размещаемые центральными органами управления;

займы, размещаемы территориальными органами управления.

По месту размещения:

По возможности обращения на рынке:

нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).

По срокам:

Краткосрочные - до года (векселя);

среднесрочные - от 1 до 5 лет (облигации);

долгосрочные - более 5 лет, но менее 30.

По обеспеченности долговых обязательств:

закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

По способу выплаты дохода различают:

с нулевым купоном - продажа со скидкой (дисконтом).

В зависимости от метода определения дохода:

долговые обязательства с твердым доходом;

с плавающим доходом.

В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

обязательства с правом долгосрочного погашения;

без права долгосрочного погашения.

В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

погашение единовременным платежом;

Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы имущества, установленных процентов.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга, то есть накоплению задолженности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования его дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного и муниципального долга.

Государственной или муниципальной гарантией является

способ обеспечения обязательства, по которому Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гаранты дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Основными целями предоставления государственных гарантий является стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40 % средств, фактически предоставляемых ими для реализации конкретного инвестиционного проекта.


Государственный кредит- это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса.Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий,организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.

Понятие и необходимость государственного кредитования

Государственное кредитование является частью системы государственных финансов. Поскольку государству для выполнения возложенных на него функций и обеспечения устойчивости финансовой системы страны налоговых средств бывает, зачастую, недостаточно, возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах. Государство должно располагать возможностями финансирования запланированных государственных расходов, регулирования макро- и микроэкономических процессов, воздействия на социальную и денежно-кредитную политику. Подобная деятельность государства становится возможной благодаря государственному кредитованию.

Государственное кредитование представляет собой отношения, по которым государство является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты предоставляются российским хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), иностранным государствам, иностранным хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), международным организациям. Исходя из этого, государственное кредитование может быть внутренним и внешним (рис. 1):

Поскольку государство может как получать кредиты, так и предоставлять их, следует различать понятия «государственный займ» и «бюджетный кредит».

Если государство получает кредиты, такие отношения называются государственным займом. Государственный займ представляет собой передачу в собственность страны денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности. Заимодавцами могут выступать хозяйствующие субъекты (физические или юридические лица), иностранные государства, международные финансово-кредитные организации.

Государственные займы позволяют решать временные проблемы нехватки бюджетных средств. Результатом государственных займов является появление внутреннего или внешнего государственного долга.

Готовые работы на аналогичную тему

Если государство выдает кредиты, используется понятие «бюджетный кредит» – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление денежных средств субъектам хозяйствования (физическим и юридическим лицам), бюджетам нижестоящего уровня бюджетной системы страны, а также иностранным государствам на условиях возвратности, срочности и платности. Таким образом, «бюджетный кредит» охватывает также сферу межбюджетных отношений. В связи с этим в экономической литературе различают понятия «бюджетный кредит» и «бюджетная ссуда». Бюджетная ссуда может предоставляться бюджету другого уровня как на возмездной основе на ограниченный срок, так и безвозмездно.

На практике государство, как правило, является заемщиком. Государственный займ является добровольным, а условия выпущенного в обращение займа не могут быть изменены.

Кроме того, государство может выступать гарантом возврата займов и кредитов. В этом случае их называют гарантированными. Предоставление государственных гарантий также ведет к формированию государственного долга, поскольку государство несет реальные расходы: несмотря на то, что государство не обязательно погашает впоследствии гарантируемые им обязательства, неизбежны расходы по выпуску (оформлению) и обслуживанию гарантии. Если заемщик не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, государство несет финансовое бремя в полном объеме.

Использование гарантированных займов – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации.

Таким образом, через вышеуказанные кредитные отношения происходит перераспределение кредитных ресурсов в стране.

Формы государственного кредита

Государственный кредит можно классифицировать следующим образом:

по срокам действия долговых обязательств страны:

  • краткосрочные займы (до $1$ года);
  • среднесрочные займы ($1-5$ лет);
  • долгосрочные займы ($5-30$ лет).

по праву эмиссии долговых ценных бумаг:

  • за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
  • за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;

по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:

  • займы, реализуемые среди населения;
  • займы, реализуемые среди юридических лиц;
  • займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;

по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:

  • процентно-выигрышные (ежегодный твердый доход держателя или одноразовая процентная выплата при погашении займа);
  • выигрышные (доход держателя в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг);
  • беспроцентные (целевые) займы.

по методам размещения:

  • добровольные займы;
  • займы, размещаемые по подписке;
  • принудительные займы.

Управление государственным кредитом

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственным кредитом.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственным кредитом, эмитирует государственные ценные бумаги, предоставляет бюджетные ссуды и кредиты и т.д.

Реализация государственных ценных бумаг происходит через банковскую систему страны. Первичная реализация государственных ценных бумаг производится Банком России, а вторичная – коммерческими банками. Банк России и его территориальные учреждения размещают долговые обязательства страны, занимаются их погашением и выплатой доходов по ним. Иными словами, Банк России обслуживает государственный внутренний долг России.


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.


Государственный называется займ, где в качестве получателя средств выступает непосредственно государство. Такой формат привлечения денежных ресурсов используется для финансирования бюджетного дефицита или определенных расходов бюджета. Как и любой другой финансовый инструмент, государственные займы могут как приносить положительный эффект, так и способствовать попаданию страны в так называемую «долговую яму».

  1. Что говорит закон?
  2. Общие сведения о государственных займах
  3. Плюсы и минусы государственных займов
  4. Классификация и виды госзаймов
  5. Обеспечение госзаймов
  6. Оформление договора государственного займа
  7. Управление госдолгом
  8. FAQ
    1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
    2. Какие виды госзаймов бывают?
    3. Кто занимается управлением государственным долгом?

    Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

    Что говорит закон?

    Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

    Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

    Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

    Общие сведения о государственных займах

    Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

    Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

    Плюсы и минусы государственных займов

    Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

    Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

    • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
    • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
    • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
    • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

    Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

    Наиболее значимыми из них выступают:

    • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
    • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
    • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
    • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

    Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

    Классификация и виды госзаймов

    Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

    1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
    2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

    По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

    Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

    • физлица;
    • юрлица;
    • универсальные;
    • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

    По эмитентам различают такие виды гос. займов:

    • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
    • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
    • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

    Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

    Обеспечение госзаймов

    Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

    Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

    Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

    Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

    Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

    Оформление договора государственного займа

    Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

    • предмет договора;
    • сумма займа;
    • срок финансирования с указанием даты погашения;
    • процент за пользование заемными средствами;
    • санкции за нарушение условий соглашения;
    • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

    Управление госдолгом

    Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

    • изменение ключевой ставки;
    • разработка государственных кредитных программ;
    • корректировка нормативов банковской деятельности;
    • организация и проведение новых заимствований;
    • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
    • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
    • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

    Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

    Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

    Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

    Какие виды госзаймов бывают?

    Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

    Кто занимается управлением государственным долгом?

    Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

    Вместо вывода

    Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

    Что такое государственный кредит, кто может использовать, на каких условиях выдают

    Любое государство может дать деньги взаймы другой стране, своему правительству, юридическим и физическим лицам. Это называют госкредитом. Государственные кредиты помогают сохранить экономическую стабильность и стимулируют производство, поддерживают население. На каких условиях оформляют ссуды, в чем их особенность и отличие от обычных банковских продуктов? Разберемся в статье.

    В чем суть госзаймов

    Госзаймы используют, чтобы вывести из экономики излишки денег. Если так не сделать, инфляция вырастет и финансы обесценятся. Различают следующие виды государственного кредита :

    • Централизованные и децентрализованные (ценные бумаги, выступающие в качестве предмета займа, выпускает правительство либо органы местной власти).
    • Внутренние и внешние (в пределах страны или на международном уровне).
    • Краткосрочные и долгосрочные (зависит от срока договора).

    В кредитовании принимают участие Центробанк, министерство финансов, органы местного самоуправления.

    Государство может быть не только кредитором, но и заемщиком. Деньги занимают у других стран, у юридических или физических лиц. Чаще всего подобное бывает при дефиците бюджетных средств, когда расходы превышают доходы. Государство не обязано указывать причину, по которой решило оформить заем.

    СПРАВКА:

    Условия выдачи государственного кредита

    Государственное кредитование практически ничем не отличается от стандартного займа в финансовой организации, разница лишь в масштабах. В договоре прописывают следующие пункты:

    • Срок ссуды. Минимальный — 1 год, максимальный — 30 лет.
    • Процентная ставка. Величину определяют в индивидуальном порядке, в зависимости от экономической ситуации в стране. Изменение ставки недопустимо ни при каких условиях на протяжении всего периода действия договора.
    • Схема погашения долга. Составляют график, указывают сумму ежемесячных выплат.
    • Обязательства кредитора и должника.
    • Заем выдают за счет бюджетных средств.
    • Функцию кредитора выполняют госструктуры либо органы местной власти.

    СПРАВКА:

    Госзаймы для физических лиц: как получить

    Миллионы граждан получают государственный кредит и даже не думают об этом. Речь идет о льготной и военной ипотеках, целевых займах со сниженной ставкой. Да, договор заключен с коммерческим банком, но гарантом сделки выступает ЦБ РФ, компенсирующий финансовым организациям часть процентной ставки.

    Какие госкредиты доступны физлицам в 2021 году:

    • ипотека;
    • автокредиты;
    • ссуды на лечение;
    • займы на образование.

    Чтобы оформить кредит на выгодных условиях, выберите компанию, у которой есть подобные программы. Уточните перечень документов, соберите бумаги и отнесите в банк. Дождитесь рассмотрения обращения. Имейте в виду: льготный кредит нужно выплачивать точно так же, как любой коммерческий. Просрочки недопустимы. Государство позаботилось о сниженной процентной ставке, и этим его участие в ваших отношениях с банком закончилось. Если вы не будете платить по графику, финансовая организация вправе подать на вас в суд или продать долг коллекторам.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: