Государственный кредит в современной россии особенности и тенденции развития

Обновлено: 24.06.2022

Банк России придерживается режима таргетирования инфляции. Его цель – обеспечение ценовой стабильности, то есть годовой инфляции вблизи 4% постоянно.

Низкая и предсказуемая инфляция позволяет населению и бизнесу строить долгосрочные планы, способствует поддержанию более низких процентных ставок в экономике и повышает доступность кредитов.

ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ НЕИЗМЕННЫ:

Установление публичной цели по инфляции

Ключевая ставка и коммуникация — инструменты ДКП

Решения принимаются на основе прогноза

Информационная
открытость

Базовый сценарий

Базовый сценарий исходит из того, что восстановление мировой экономики будет медленным. Согласно этому сценарию, российская экономика возобновит устойчивое восстановление в начале 2021 года и в первой половине 2022 года достигнет потенциального уровня выпуска, оставаясь на нем до конца прогнозного горизонта. Денежно-кредитная политика, вероятно, будет сохраняться мягкой в 2021 году, а затем постепенно возвращаться к нейтральной во второй половине прогнозного периода по мере стабилизации инфляции на цели.

Инфляция в год
Валовой внутренний продукт
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте
– к организациям
– к населению
Прирост в % к предыдущему году
2019 (факт) 2020 2021 2022 2023
3 4,0 4,0
1,3
10,1
7,1
19 13–16 12–16 10–14 10–14

Три альтернативных сценария:

Проинфляционный

Проинфляционный сценарий исходит из динамики спроса, как в базовом сценарии, но при значительном падении потенциала экономики. Также он содержит сценарное предположение о том, что бюджетная консолидация может происходить медленнее и растянуться до 2023 года. В этих условиях экономика возвращается к более низкому потенциалу уже в 2021 году и даже несколько его превышает. Для того чтобы удержать инфляцию на цели – вблизи 4%, – Банку России может потребоваться временно перейти к умеренно жесткой политике с последующим возвратом к нейтральной к концу прогнозного периода.

Дезинфляционный

Дезинфляционный сценарий предполагает значительно более медленное (чем в базовом сценарии) восстановление спроса, что может произойти в случае продолжения пандемии с сохранением значимого уровня ограничительных мер. Длительный период сдержанного спроса будет оказывать понижательное влияние на инфляцию. Это потребует сохранения мягкой денежно-кредитной политики более продолжительное время и, возможно, ее дополнительного смягчения для возвращения инфляции к цели.

Рисковый

Рисковый сценарий совмещает в себе слабое восстановление спроса и значительное падение потенциала. Дополнительные риски в этом сценарии – обострение геополитических рисков и торговых противоречий, долговых проблем отдельных стран или отраслей. Значительное усиление проинфляционных рисков потребует временного существенного ужесточения денежно-кредитной политики с возвратом к мягкой политике во второй половине прогнозного периода. Вследствие масштабности шоков в этом сценарии стабилизация инфляции на цели займет более длительное время и произойдет несколько позднее 2023 года.

Снижение ключевой ставки в сентябре 2019 – феврале 2020 года

Банк России продолжил смягчение денежно-кредитной политики. Ключевая ставка была снижена за это время с 7,25 до 6,00% годовых, что соответствовало задаче поддержания инфляции вблизи 4% на прогнозном горизонте. В эти месяцы инфляция замедлялась быстрее, чем прогнозировалось.

Пауза в снижении ставки в марте 2020 года

К марту из-за пандемии существенно ухудшилась ситуация в мировой и российской экономике, а также на глобальных финансовых рынках. Выросли риски для финансовой стабильности. Значительно увеличилась неопределенность относительно дальнейшего развития событий. В этой ситуации Банк России взял паузу в снижении ставки.

Проведение мягкой политики для стабилизации инфляции на цели путем поддержки внутреннего спроса (апрель–октябрь 2020 года)

В апреле был возобновлен цикл снижения ключевой ставки, и Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике. В течение четырех месяцев ключевая ставка была снижена до 4,25% годовых. В сентябре и октябре Банк России оставил ключевую ставку без изменений, сохраняя стимулирующий характер денежно-кредитной политики.

Будущая денежно-кредитная политика

В рамках базового сценария Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. На среднесрочном горизонте, по мере нормализации экономических условий и стабилизации инфляции вблизи 4% Банк России будет оценивать возможные сроки и скорость возвращения от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике, при которой ключевая ставка будет находиться в нейтральном диапазоне 5–6% годовых.

В условиях роста неопределенности еще большее значение приобретает ясность коммуникации, открытость центрального банка. Чтобы отвечать вызовам времени, Банк России предпринял ряд новых шагов.

Увеличение количества пресс-конференций

Банк России перешел к проведению пресс-конференций Председателя после каждого заседания по ключевой ставке.

Расширение региональной коммуникации

В сентябре Банк России запустил публикацию информационно-аналитических комментариев об инфляции по каждому региону России. Таким образом, теперь Банк России представляет анализ динамики потребительских цен на всех трех уровнях: страны в целом, федеральных округов и на уровне отдельных регионов. В будущем планируется старт публикации сводного обзора материалов территориальных учреждений Банка России о текущей экономической ситуации в регионах.

Модификация коммуникации прогноза

Банк России изучает возможные форматы более подробной коммуникации прогноза. По итогам этого обсуждения планируется публикация прогноза в более развернутом формате, в него также может войти прогнозная траектория ключевой ставки.

Операционная цель денежно-кредитной политики Банка России – поддержание однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой. В условиях сохраняющегося структурного профицита ликвидности в 2020 году они формировались вблизи ключевой ставки, преимущественно в нижней половине процентного коридора Банка России.


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Кредитная система – это совокупность банковских структур и финансовых учреждений, которые аккумулируют финансовые ресурсы и предоставляют кредиты и ссуды, финансовых отношений кредитного характера, а также форм и методов кредитования.

Понятие «кредитной системы» является более широким, чем понятие «банковской системы, так как банковская система включает лишь совокупность банковских структур, функционирующих в государстве.

Стоит отметить, что понятие кредитной системы может иметь различные трактовки. Так, например, под кредитной системой государства, с одной стороны понимают совокупность кредитных организаций, а с другой - комплекс кредитных и расчетных отношений, представленных различными формами кредита, способами кредитования.

На современном этапе развития можно выделить следующие составляющие кредитной системы РФ:

  • Банк России (Центральный Банк РФ);
  • банковский сектор, который сформирован коммерческими банковскими структурами, сберегательными, ипотечными и прочими специализированными финансовыми учреждениями;
  • специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения, к которым относится различные инвестиционные фирмы, благотворительные фонды и т.д.

Центральные банки реализуют руководство всей государственной кредитной системой, они в обязательном порядке должны регулировать кредит и денежное обращение, осуществлять контроль и оказывать стабилизирующее воздействие на движение обменного курса национальной валюты, сглаживать перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. В данном случае Центральный банк играет роль агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких сферах, как управление государственным внутренним и внешним долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Однако, основная функция банка разрабатывать и осуществлять кредитно-денежную политику.

Готовые работы на аналогичную тему

Стоит отметить, что общее состояние национальной экономики любого государства в значительной степени зависит от функционирования кредитной системы. В связи с этим регулирование со стороны государства кредитной сфере в обязательном порядке должно быть максимально эффективным и может быть таковым, только в случае, если государство в лице Центробанка способно оказывать воздействие на масштабы и характер операций коммерческих банковских структур.

Среди способов подобного воздействия можно выделить следующие:

  • изменение ключевых процентных ставки ставок;
  • регулирование нормативов обязательных резервов;
  • осуществление операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банковских структур;
  • валютное регулирование;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • введение прямых количественных ограничения. На Центральный Банк РФ возложена функциях регулирования общего объема выдаваемых им кредитов и займов.

Пути совершенствования кредитной системы

Если говорить о совершенствовании кредитной системы, то в первую очередь необходимо отметить формирования наиболее благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к ценным бумагам РФ со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов в и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

В рамках совершенствования кредитной системы РФ в обязательном порядке должны быть должны быть унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки осуществления в случае необходимости перерасчетов по обязательным резервам. Также для улучшения функционирования кредитной системы должен быть уточнен порядок реализации регулирования величины обязательных резервов по тем кредитным структур, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы финансовые ресурсы.

Также в качестве одного из направлений совершенствования действующей кредитной системы можно рассмотреть вариант уточнения резервируемых счетов, период расчета обязательных резервов она основании числа календарных дней в месяце, а также порядок пересчета остатков, привлеченных финансовых ресурсов в иностранной валюте в российские рубли с учетом установленных на законодательном уровне выходных и праздничных дней.

В будущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому должно способствовать как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.

Если говорить о сделках купли и продажи иностранной валюты на соответствующих открытых рынках необходимо и дальне реализовывать со стороны Центрального Банка РФ взвешенную политику, которая направлена прежде всего на предотвращение резких колебаний курса российского рубля, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение увеличения денежной массы в обращении.

Если говорить об уровне ликвидности в целом в действующей кредитной системе, что Центральному Банку РФ для изъятия излишней ликвидности важно выполнять операции по привлечению в депозиты финансовых ресурсов банковских структур. При этом ЦБ РФ намерен посредством указанных операций оказывать влияние не только на уровень краткосрочной ликвидности коммерческих банковских структур, но и использовать этот подобный инструмент в среднесрочной перспективе.

Стоит отметить, что значительное воздействие на развитие кредитных операций банковских структур могут оказать темпы и характер структурных преобразований в национальной экономике в целом, а также реализуемые меры по повышению транспарентности информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.

Дадим характеристику современному состоянию рынка государственного кредита РФ. Деятельность России как кредитора весьма ограниченна. В свое время СССР был одним из активных кредиторов.

На сегодняшний день долги России со стороны третьих стран составляют, по различным оценкам, от 50 до 120 млрд. долл. Как правило, нашими должниками являются страны со слабо развитой экономикой. Кредиты им во многом носили характер экономической помощи. По расчетам экспертов, возмещение их долга может вылиться приблизительно в 25 млрд. долл. с рассрочкой выплат в 25—30 лет. Тем не менее Россия продолжает выступать в роли кредитора; в частности, внешние кредиты, предоставленные Россией в 2000 г., исчисляются в 400 млн. долл. (см. табл. 6.2).

Одно из стратегических направлений деятельности государства по формированию финансовых ресурсов — активизация рынка внутренних заимствований. Величина государственного внутреннего долга составила на 1 октября 2000 г. 561,3 млрд. руб. (на 1 января 2000 г.— 583,6 млрд. руб.) при утвержденном на 1 января 2001 г. долге в 593,2 млрд. руб. и доходах бюджета в 797,2 млрд. руб. Многие специалисты полагают необходимым активизацию такого кредитного ресурса, как доходы юридических и физических лиц, стимулирование их сбережений, развитие правового и институционального обеспечения этого процесса.

Однако важнейшая стратегическая задача — снижение государственного внешнего долга (табл. 6.3)

Основная доля долгов представлена в форме кредитов правительств иностранных государств и кредитов иностранных банков и фирм и лишь около 16% долгов — в виде государственных ценных бумаг, где эмитенту (должнику) принадлежит инициатива в плане технологий заимствований и обслуживания долга.

В 2000 г. государственный внешний долг был сокращен на 14 млрд. долл. США и составил 144 млрд. долл. [Бюджетное послание]. Однако ситуация усугубляется из-за нарастающего потока платежей по обслуживанию долга.

По данным Всемирного банка, общая сумма платежей (основной долг и проценты) составит в 2001 г. 14,43 млрд. долл., в 2002 г.— 14,58 млрд. долл., в 2003 г.— 19,72 млрд. долл. Это предъявляет особые требования к изысканию ресурсов для обслуживания долга, обращения к финансовым инструментам управления долгом.

История государственного долга России насчитывает более двух веков. Особое внимание специалисты уделяют истории формирования внешнего долга в силу его экономической и политической значимости История внешнего долга Российской империи начинается с первого займа на 7,5 млн. гульденов, размещенного при императрице Екатерине II в Голландии в 1769 г. для ведения боевых действий против Турции. Хотя попытки осуществить заимствования за границей предпринимались еще в начале XVIII в. императором Петром I, а через несколько десятилетий и его дочерью Елизаветой, но все они закончились неудачей. 1769 год можно считать отправной точкой появления внутреннего долга, так как именно в это время были выпущены в обращение первые российские бумажные деньги (ассигнации).

К первому облигационному внутреннему займу правительство; России прибегло лишь в 1809 г., чему в немалой степени способствовала внешнеполитическая ситуация. Голландия, где до этого размещалось большинство российских займов, была оккупирована Францией. Финансовый рынок Европы был расстроен в результате наполеоновских войн. Размер дохода по внутренним займам первоначально был определен в 6% (и сверх того грация 1%), причем и процент, и грация каждые 12 месяцев выдавались на год вперед. Для большей популярности облигации займа должны были приниматься в залог по всем подрядам и откупам, а также в уплату казенных и таможенных сборов в размере 1/5 платежа. Однако, несмотря на высокую доходность и льготы, заем не имел успеха.

Выпуск займов принадлежал к компетенции царя и министерства финансов, однако после своего первого созыва Государственная дума приобрела право утверждать каждый заем; при этом условия займа определялись правительством. Правительство Советской России, отказавшись выплачивать царские долги, практически не выходило на рынок внешних заимствований и осуществляло лишь внутренние займы.

Первые внешние заимствования Советский Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований в СССР наступил в 1985 г. В мае 1992 г. Россия становится членом МВФ, который выдвинул ряд экономических, финансовых, политических и социальных требований, в частности обязательство следования жесткой финансовой политике, заключающейся в основном в отказе от денежной эмиссии. По мнению ряда специалистов, это привело к демонетизации экономики, истощению внутренних источников финансирования бюджетного дефицита, что, в свою очередь, обусловило необходимость внешних заимствований.

Современный внешний долг России сложился вследствие серьезных политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся хозяйственных связей, разногласий между вновь возникшими государствами на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т.п. В силу этих обстоятельств Россия, на долю которой формально приходилось лишь немногим более 60% всех долгов СССР Западу, приняла на себя ответственность за всю сумму советских долгов. С первым оформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991—1995 гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992—1995 гг. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки — в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран — Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент — в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.

В результате кризиса 1998 г. был объявлен отказ от выполнения обязательств по внешнему долгу бывшего СССР, что привело к оттоку капитала из страны, значительному падению инвестиционной привлекательности вложений средств в российскую экономику и признание высокими кредитных рисков. В целом по долгу СССР России дважды предоставляли отсрочку — в 1996 и 1998 г. В феврале 2000 г. завершились переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформления оставшейся части долга в еврооблигации со сроком погашения 30 лет. Реструктуризация позитивно повлияла на инвестиционный имидж страны и послужила одним из факторов повышения кредитного рейтинга России, снизила долговую нагрузку на ее бюджет. В то же время она привела к новым условиям заимствований и удорожанию долга — теперь придется заплатить Лондонскому клубу 42 млрд. долл. вместо первоначальной суммы 32,6 млрд. долл.

В 2000 г. страна выплачивала текущие долги МВФ, Всемирному банку, осуществляла платежи по еврооблигациям, реструктурированному долгу Парижскому клубу кредиторов и проч. В 2000 г. Россия полностью выполнила свои обязательства перед Францией по погашению «царских займов» согласно межправительственному соглашению 1997 г. об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г.

Выполнялись обязательства перед частными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на новые облигации. Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ. Своевременное обслуживание внешнего долга стало возможным вследствие улучшения макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

В целом сложилась благоприятная тенденция к снижению доли госдолга в валовом внутреннем продукте. В конце 1998 г. размер госдолга России превышал годовой объем ВВП. Согласно бюджету на 2001 г., общий объем госдолга к концу 2001 г. должен снизиться до 72,4% ВВП; большая часть сокращения придется на долю внешнего долга, который составит 64,4% ВВП. Размер государственного долга будет снижаться, прежде всего, за счет сокращения номинального долга, так как объемы погашения будут также превышать размеры внешнего финансирования. Этот процесс предполагается обеспечить за счет изменения бюджетной политики. Прежде всего, речь идет о принятии и исполнении бездефицитного бюджета. Очевидно, что в условиях дефицитной политики займы неизбежны. Политика бездефицитного бюджета позволит снизить нагрузку на бюджет и экономику в целом, что важно для обеспечения роста. Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ, все дополнительные доходы будут направляться исключительно на погашение государственного долга (в отличие от предыдущих когда бюджет предусматривал возможность распределения дополнительных доходов бюджета на погашение госдолга и на формирование бюджета развития, на промышленные инвестиции). Сокращение госдолга предполагается за счет роста ВВП и укрепления курса рубля. В этом случае, согласно прогнозам правительства, в 2002 г. уровень внешнего долга будет меньше 60% ВВП, что считается нормальным уровнем для цивилизованных стран. В 2003 г. Россия вернется к докризисному уровню госдолга — около 50% ВВП. В случае дефицитного бюджета даже в размере 1—2% достичь этого уровня можно будет лишь к 2010 г.

Стратегия в области управления государственным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики, нацеленной на смягчение «пиков» платежей, улучшение структуры и снижение стоимости его обслуживания. Для этого рекомендуется создать единую систему управления государственным долгом на основе использования известных в международной практике рыночных механизмов для улучшения его структуры. Единая система управления долгом должна включать всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Она должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств; привлечение заемных средств на максимально выгодных для страны условиях. При этом отмечается, что программ внешних заимствований, принимаемая в составе федерального бюджета, нуждается в существенной корректировке. В частности, предполагается отказаться от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультативных услуг.

Важным условием эффективности в области управления государственным долгом, как части бюджетной политики, является ее увязка с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной частью. В 2001 г. Правительство РФ и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики, получившую поддержку международных финансовых организаций. Россия вышла на новый этап сотрудничества с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без кредитов МВФ.

В то же время мониторинг экономической политики России со стороны МВФ будет продолжаться. Согласно правилам МВФ он обязателен для тех стран, задолженность которых Фонду превышает 100% их квоты в МВФ; к их числу относится и Россия. Консультации страны с экспертами Фонда должны проводиться не реже одного раза в шесть месяцев (до сих пор они проходили ежеквартально). При сокращении внешних заимствований Россия приняла ориентацию на выплату внешних долгов.

Все это позволит вернуть России имидж добросовестного заемщика и полноправного участника мирохозяйственных связей, а также решать задачи экономического и социального развития. Вопросы для самопроверки

Чем отличается государственный кредит от других форм публичных финансов?

Назовите отличия государственного кредита от других форм кредита.

Назовите формы государственных и муниципальных заимствований. Охарактеризуйте каждую из них.

Как соотносятся внешний и внутренний долг? Существует ли между ними связь?

Охарактеризуйте систему управления долгом.

Уточните, является ли муниципальный долг государственным. А долг субъекта РФ?

Охарактеризуйте классификацию государственных ценных бумаг по признаку их держателей.

Классификация государственных ценных бумаг в зависимости от эмитента.

Укажите, какими ценными бумагами представлены на сегодняшний день федеральные долговые обязательства.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Главной причиной процесса кредитования является дефицит государственного бюджета. Государству требуются дополнительные денежные средства, и оно не может отказаться от мобилизации в условиях сбалансированного бюджета дополнительных финансовых ресурсов.

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам [1].

В сфере государственного кредита заемщиками являются правительство и местные органы власти. Привлечение средств происходит для покрытия дефицита бюджета с помощью выпуска облигаций и различных видов ценных бумаг.

В последнее время в качестве кредитора стало выступать и само государства, давая кредиты тем сферам и отраслям, которые нуждаются в помощи и развитие которых в интересах национального хозяйства.

Государственный кредит выполняет три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную [2].

После распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг
146,4 % от ВВП страны. На 1 января 2000 года внешний долг достиг 158,7 млрд долларов [3]. В 2004-2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны [4].

За 2014 год суммарный внешний долг России снизился на 129,367 млрд., при этом золотовалютные запасы России за тот же период сократились также почти на 130 млрд долларов.

В 2016 году российским банкам, компаниям и федеральным органам власти необходимо погасить 85,2 миллиарда долларов по внешним долгам, в том числе 67,1 миллиарда долларов по основному долгу. По состоянию на
1 июля 2016 года общий внешний долг Российской Федерации составляет $521,5 млрд. В январе-сентябре 2017 года России предстоит выплатить по внешним долгам немногим меньше $60 млрд. При этом собственно обязательства государства и связанных с государством структур на январь 2016 года составляют 270 млрд долларов (около 25 % от ВВП). Эта категория, по определению ЦБ России, охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, центрального банка, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом [4].

Главной ролью государственного кредита является то, что он выступает средством сбора в государстве дополнительных денежных средств и финансовых ресурсов. Если в государственном бюджете существует дефицит, то эти денежные средства покрывают разницу между расходами и доходами бюджета. Если сальдо бюджета положительно, то мобилизованные финансовые ресурсы вкладываются в различные социальные и экономические программы. Все выше изложенное говорит о том, что государственный кредит ускоряет социально-экономическое развитие страны, так как является увеличивает государственные финансовые возможности.

В процессе оценки значения государственного кредита с точки зрения финансов нельзя забывать о том, что собранные государством с его помощью денежные средства являются взятыми перед налогами, то есть антиципированными.

Для выплата государственного кредита необходимо привлекать в бюджет дополнительные денежные средства. Это возможно только с помощью налогов. Одним из негативных последствий государственного кредита является то, что в процессе погашения долга и уплаты процентов часть бюджетных средств отвлекается от производства, что приводит к снижению уровня производственного и интеллектуального потенциала общества.

Читайте также: