Инфраструктурный бюджетный кредит что это

Обновлено: 27.04.2024

Государственной Думой РФ принят законопроект [1] , вносящий поправки в бюджетный кодекс РФ и создающий правовую основу для предоставления субъектам РФ инфраструктурных кредитов - бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Законопроект принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации.

В соответствии с законопроектом:

  • порядок предоставления, использования и возврата инфраструктурных кредитов, а также порядок отбора проектов, финансируемых за счет инфраструктурных кредитов, определяются Правительством РФ.

Таким образом, чтобы оценить пригодность конкретного инвестиционного проекта для получения федерального софинансирования за счет инфраструктурного кредита, нужно дождаться принятия Правительством РФ указанных актов;

  • на инфраструктурные кредиты не распространяется общий предельный срок их предоставления в 5 лет;
  • соблюдение условий предоставления инфраструктурных кредитов, а также условий контрактов (договоров, соглашений), на исполнение которых направлены инфраструктурные кредиты, будет контролироваться Федеральным казначейством;
  • на инфраструктурные кредиты не распространяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Таким образом, целевой характер инфраструктурных кредитов будет защищен таким же механизмом, что и целевой характер межбюджетных субсидий и субвенций;
  • на инфраструктурные кредиты не распространяется общее ограничение о непревышении дефицита бюджета субъектов РФ над общим объемом доходов бюджета субъекта РФ в 15%. Дефицит бюджета субъекта РФ может превышать указанное пороговое значение на размер предоставляемого инфраструктурного кредита;
  • инфраструктурные кредиты не учитываются при определении размера государственного долга субъекта РФ при квалификации его долговой устойчивости. Таким образом, предоставление инфраструктурного кредита не понизит его «кредитный рейтинг» у РФ;
  • высвобожденные по результатам реструктуризации ранее привлеченных бюджетных кредитов средства бюджетов субъектов РФ также могут быть направлены на финансирование новых инфраструктурных проектов.

Полагаем, что законопроект содержит необходимые положения для выполнения данных Президентом РФ поручений в послании Федеральному собранию .

Практическая применимость и полезность механизма будут зависеть от положений актов Правительства РФ о порядке предоставления инфраструктурных кредитов и порядка отбора проектов.

Инфраструктурные кредиты — это один из самых масштабных проектов последних лет, направленный на развитие регионов и создание рабочих мест. Что это за кредиты, кому их будут выдавать и за что, — читайте в статье.

Этим летом появилась новая программа поддержки регионов — инфраструктурные кредиты и облигации. Своим появлением она обязана партии «Единая Россия» и президенту РФ Владимиру Путину, который поддержал инициативу, а затем и продлил ее до 2026 года.

Цель программы — обеспечить определенные области страны всеми необходимыми ресурсами для развития, в числе которых есть льготный заем средств под минимальный процент на длительный срок.

Совкомбанк предлагает кредит для бизнеса под низкий процент. Удобный онлайн-калькулятор на сайте поможет убедиться в выгоде предложения.

Что такое инфраструктурный бюджетный кредит

Инфраструктурный бюджетный кредит имеет срок до 15 лет и всего 3% годовых. Такое финансирование получают регионы России для создания проектов, которые помогли бы развитию образования, науки и экономики, а также сделали бы регионы более привлекательными для инвесторов и создания новых рабочих мест.

В планах у правительства — к 2024 году выдать займы на 500 млрд рублей и столько же еще через 2 года.

Кто выдает и кто получает

Финансирование выдает правительственная комиссия по региональному развитию, а получают их со сниженной процентной ставкой различные области и республики.

Республика Дагестан получила около 10 млрд рублей на строительство водоснабжения для Махачкалы и Каспийска. Это должно помочь строительству жилых домов и развитию туризма. Планируется создать более 2 млн кв. м. жилья, открыть новые школы и детские сады, дворец спорта и яхт-клуб.

Кабардино-Балкария уже получила более 2 млрд рублей на строительство нового Баксанского водопровода. К 2040 году планируется обеспечить питьевой водой 160 тысяч человек.

А почти 1,5 млрд рублей получит республика Марий Эл для улучшения состояния общественного пространства и инженерии. Это должно помочь создать большое количество жилых домов, детских садов, школ, больниц и стадионов. Часть средств пойдет на строительство нового терминала в аэропорту Йошкар-Олы площадью более 3 тысяч кв. м.

В Совкомбанке собственник бизнеса может оформить кредит на сумму от 150 тысяч до 30 млн рублей. Воспользуйтесь кредитным калькулятором, чтобы рассчитать ежемесячный платеж, или оставьте заявку онлайн, чтобы получить звонок от специалиста и уточнить все условия.

Условия получения

У области должен быть проект, прошедший тщательную экспертизу и одобренный комиссией, отсутствовать региональная задолженность выше 50%.

По указу президента часть коммерческих кредитов, превышающая размер доходов, а именно — 25%, будет замещена бюджетными средствами. Срок погашения — 2029 год. Чем ниже задолженность, тем большая сумма будет выделена.

Также в планах – реструктуризировать долги по кредитам за 2020 год в рамках борьбы с пандемией коронавируса.

Порядок выдачи

Сначала происходит конкурсный отбор проектов по нескольким пунктам:

  • соотношение объема средств внебюджетного финансирования к заемным средствам — он не должен быть больше долга или равен ему;
  • количество рабочих мест, которые проект создаст на каждый миллион рублей;
  • соотношение поступления налоговых и неналоговых доходов — налоговые должны быть не меньше расходов на обслуживание долга;
  • оценивается градостроительный потенциал территории.

После детальной экспертизы министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ проверяет, соответствует ли проект всем признакам, приложены ли все необходимые документы.

Если все в порядке, то запрос идет дальше, и через несколько дней министерство проводит оценку и подготавливает заключение. После чего проект отправляют в президиум комиссии по региональному развитию, где и решается его дальнейшая судьба.

Чтобы использовать бюджетные средства, нужно соблюдать некоторые правила:

  • разделить бюджеты;
  • обеспечить федеральное казначейское сопровождение проекта;
  • глава области должен предоставлять отчет каждый квартал;
  • средства должны идти строго по назначению.

Что такое инфраструктурные облигации

Инфраструктурные облигации — это облигации, которые выпускают частные и государственные компании с целью профинансировать инфраструктурный объект.

Все средства предоставлялись как льготные кредиты со ставкой от 2 до 4% и сроком до 15 лет (намного реже — 30 лет). Выдавали их под гарантию регионов.

Кредитные деньги можно потратить на развитие дорожной, социальной, научной, общегородствой и всех остальных видов инфраструктур.

Бюджетное финансирование — отличный способ дать большой толчок развивающимся областям страны и хороший стимул для всех остальных.

Если эти проекты будут успешно работать и принесут свои плоды, в будущем можно ожидать сильное развитие экономики страны в общем и отдельных регионов в частности.

Улучшение жилищных условий, развитие разных областей науки, появление новых отраслей производства и огромного количества рабочих мест положительно влияют на подъем уровня жизни.

Если вам нужен обычный потребительский кредит, то оформить его можно прямо здесь, в форме ниже.

«Механизм» предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов был анонсирован президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Предполагается, что до конца 2023 года объем таких кредитов составит не менее 500 млрд руб. Какие возможности инвестиционные кредиты открывают в сфере ГЧП и проектного финансирования, рассказал советник, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП АБ «Линия права» Михаил Корнев.

Как известно из выступления президента, инфраструктурные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых на 15 лет под конкретный проект, прошедший федеральную экспертизу. В числе приоритетных обозначены проекты в сфере автодорожной инфраструктуры, ЖКХ, общественного транспорта, туризма, социальной сфере, комплексного развития территорий. При этом размер кредита будет рассчитываться с учетом проводимой субъектом РФ ранее долговой политики: «чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов».

Таким образом, инфраструктурный кредит является выгодной альтернативой или дополнением к банковскому финансированию. Инвестиционный кредит позволяет получить «длинные дешевые деньги». С учетом того, что ключевая ставка ЦБ РФ составляет (на 29 апреля 2021 года) 5% с перспективами роста, инфраструктурный кредит может ощутимо улучшить финансовые показатели проекта. Кроме того, горизонт финансирования в 15 лет вполне позволяет использовать инфраструктурные кредиты в проектах с длительным сроком возвратности инвестиций, а также сочетать их с краткосрочным, но и более дорогим банковским финансированием. Субъекты РФ могут быть заинтересованы в дополнительном обеспечении возвратности инфраструктурного кредита и соответствующем обеспечении.

Так как бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, полагаем, что наибольший интерес у регионов возникнет в отношении проектов, генерирующих доход за счет коммерческой деятельности частного партнера (концессионера), а не за счет бюджетных обязательств региона.

В классических концессиях достаточным обеспечением интересов региона служило возникновение права публичной собственности на создаваемый объект. При грамотном структурировании проекта объем обязательств региона в инвестиционной части не превышал бы стоимость создания объекта (с учетом кредитной составляющей).

Предоставляя средства на реализацию проекта за счет бюджетного кредита, регион будет заинтересован в обеспечении возвратности средств: как и частный партнер (концессионер), регион является «заемщиком», а значит возникновение собственности на построенный объект уже не гарантирует всех интересов региона.

Независимо от итогов реализации проекта инфраструктурный кредит подлежат возврату. В отличие от классических концессий, регион как заемщик опосредовано несет риски доходности по проекту и заинтересован в получении части дохода от проекта.

Возвратность инфраструктурного кредита может обеспечиваться за счет уже отработанных механизмов, например, концессионной платы или платы частного партнера. В интересах региона ее можно определить как процент от получаемой концессионером (частным партнером) прибыли, но не менее размера, достаточного для погашения тела и процентов по инфраструктурному кредиту.

В случае, если доходность проекта не позволяет обслуживать инфраструктурный кредит, регион будет вынужден обеспечивать его возврат за счет иных источников, что повышает нагрузку на бюджет и является дополнительным риском для региона при применении инфраструктурного кредита.

В этом случае субъект РФ будет заинтересован в применении дополнительных механизмов обеспечения обязательств частного партнера (концессионера) по возмещению тела и процентов по инфраструктурному кредиту.

Полагаем, что для такого обеспечения могли бы применяться классические механизмы проектного финансирования, в которых регион участвовал бы наравне с финансирующим банком:

  • определение очередности удовлетворения требований региона и банка к концессионеру (частному партнеру).

Очевидно, что акционерный долг должен быть субординирован по отношению к обязательствам перед банком и регионом. «Старшинство» обязательств банка и региона будет подлежать обсуждению.

  • обязательства перед регионом могут быть обеспечены залогами прав требования кредитора к третьим лицам, залоговыми счетами, поручительствами акционеров.

Так как объем банковского финансирования может быть уменьшен за счет инфраструктурного кредитования, соответствующее уменьшение объемов обеспечения обязательств перед банком может быть использовано для обеспечения обязательств перед регионом. Банк и регион должны будут договориться о порядке удовлетворения требований за счет обеспечения.

  • регион, таким образом, становится еще одним «старшим» кредитором.

Конкуренция региона и банка в проектном финансировании не типична: регион по концессиям и ГЧП-проектам обычно выступает «гарантом» перед банком. В случае применения инфраструктурных кредитов регион становится также и самостоятельным кредитором.

С этой точки зрения инвестор также принимает дополнительные риски: вместо одного кредитора (банка) в проекте участвуют сразу два кредитора, каждый с самостоятельным интересом в возврате займов и обеспечении обязательств частного партнера (концессионера). Это усложняет структуру сделки и налагает на частного партнера (концессионера) дополнительные риски по управлению проектом. Также при применении инфраструктурного кредита возникает вопрос о применимости механизма гарантирования минимального дохода. Регион как кредитор частного партнера (концессионера) уже принял на себя дополнительные риски по возврату инфраструктурного кредита и может быть не заинтересован в дополнительной нагрузке на бюджет за счет МГД, что также порождает дополнительные риски при структурировании сделки.

Пока инфраструктурный кредит (500 млрд рублей до 2023 года) глобально не является конкурентом банковскому кредитованию по объемам финансирования, но с учетом стоимости финансирования банковский кредит безусловно проигрывает инфраструктурному.

В случае распространения инфраструктурного кредитования банки могут быть вынуждены скорректировать требования к платежным механизмам проектов и смягчить позицию безусловного «старшего» кредитора.

Порядок отбора проектов (фактически – требования к проектам), а также порядок определения размера инфраструктурного кредита подлежат определению, но именно от них во многом зависит, как конкретно поменяется механизм структурирования проектов с учетом инвестиционного кредита.


Открывая заседания, вице-премьер сообщил, что для развития инфраструктуры 83 субъекта направили заявки на предоставление бюджетных кредитов в объёме свыше 1,3 трлн рублей. «Утверждённый лимит кредитов составляет 500 млрд рублей, поэтому возможность кредитования субъектов в объёме, превышающем лимит, будет рассмотрена на конкурсной основе», - добавил он.

Участники совещания рассмотрели и утвердили заявки 15 регионов на общую сумму 49 млрд рублей. Большинство утверждённых заявок предполагает финансирование развития инженерной и дорожной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства.

Так, 9,37 млрд рублей будет направлено в Приморский край для финансирования строительства инженерной и дорожной инфраструктуры при комплексной застройке территорий с вводом около 2,2 млн кв. м жилья. При реализации проектов также будут построены объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, лечебные и спортивные учреждения, культурно-развлекательные объекты.

Ставропольский край получит 6,57 млрд рублей, которые будут направлены на строительство канализационных сооружений в Ставрополе, в том числе для комплексной жилищной застройки с вводом жилья в объёме около 1,1 млн кв. м и строительством 3 школ на 3300 мест и 8 детских садов на 450 мест.

Для Оренбургской области одобрен бюджетный кредит в размере 5,87 млрд рублей для технологического присоединения к инженерным сетям и развития дорожной инфраструктуры при комплексной застройке новой территории Оренбурга «Молодой Оренбург» с вводом 3,34 млн кв. м жилья и созданием около 6,5 тыс. рабочих мест. Проектом также предусмотрено открытие 29 детских садов, 13 школ, 4 поликлиник и больницы.

5,58 млрд рублей будет предоставлено Кемеровской области для развития инженерной и дорожной инфраструктуры в ОЭЗ ППТ «Кузбасс», а также в застроенных районах Кемерова жилой площадью свыше 1,1 млн кв. м, где проектом в том числе предусмотрено строительство 5 школ на 3975 учеников и 12 детских садов на 2680 мест.

Для Республики Крым одобрена заявка на 4,5 млрд рублей. Средства пойдут на реализацию проектов инженерного и дорожного инфраструктурного обеспечения при жилищном строительстве с вводом свыше 0,7 млн кв. м жилья.

Ярославская область получит свыше 2,95 млрд рублей на затраты по реконструкции магистралей и улиц с переустройством инженерных коммуникаций в исторической части Ростова Великого и Углича, а также на финансирование затрат при комплексной застройке территорий в Ярославле с возведением детского сада на 280 мест и школы для 1100 учеников. Проекты обеспечат создание 1800 рабочих мест.

Также для развития дорожной сети Смоленской области одобрено 0,4 млрд рублей. Средства будут направлены на финансирование проекта застройки территории микрорайона Новосельцы-2 в д. Новосельцы Смоленского района. Проект повысит уровень комфорта городской среды при жилищном строительстве, а также свяжет район новостроек с территорией Смоленска.

Для обеспечения транспортной доступности новых районов жилой застройки, а также для разгрузки наиболее напряжённых направлений Томской агломерации правкомиссия одобрила для Томской области бюджетный кредит в размере 1,8 млрд рублей. Средства пойдут на строительство участка автомобильной дороги «Малое транспортное кольцо г. Томска».

На модернизацию систем теплоснабжения населённых пунктов Республики Хакасия при комплексной жилой застройке региону одобрено 0,19 млрд рублей.

Республике Бурятия одобрен бюджетный кредит в размере около 2,88 млрд рублей. Деньги будут направлены на развитие инфраструктуры в Улан-Удэ при строительстве 166 тыс. кв. м жилья, а также на реконструкцию тепломагистрали №3, что позволит ликвидировать 6 котельных, в том числе 2 мазутные, расположенные в водоохранной зоне р. Селенги экосистемы озера Байкал. По итогам проекта будет снижено количество вредных выбросов, уменьшится количество аварийных ситуаций, а также сократятся расходы на топливо в шесть раз.

Для Республики Коми выделят 2,45 млрд рублей для капремонта дорожной инфраструктуры при промышленном строительстве, а также для создания инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры при жилищном строительстве.

«Видим востребованность инфраструктурных кредитов со стороны регионов. Важно, что субъекты инвестируют часть средств в создание производственной инфраструктуры особых экономических зон, технопарков и промпарков. Это позволит создать более 5 тыс. новых рабочих мест и даст дополнительный импульс для развития экономики. Мы уже одобрили проекты, включающие в себя развитие инфраструктуры при строительстве индустриальных парков в Ульяновской и Воронежской области, ОЭЗ в Алтайском крае и Владимирской области. Сегодня одобрили заявку на развитие ОЭЗ »Завидово« в Тверской области», – отметил заместитель министра экономического развития Сергей Галкин.

В Тверскую область будет направлено 3,8 млрд рублей для финансирования проекта по комплексному развитию городской и рекреационной среды в ОЭЗ «Завидово». Проектом предусмотрено строительство новой железнодорожной ветки, которая соединит Ленинградский вокзал Москвы и курорт Завидово.

Правкомиссия также одобрила заявки ряду других регионов на предоставление бюджетных кредитов для финансирования строительства инфраструктуры в сфере туризма.

Для Республики Адыгея одобрена заявка на бюджетный кредит в объёме 1,1 млрд рублей для развития инженерной и социальной инфраструктуры при комплексной застройке территории Майкопа, а также для строительства обеспечивающей инфраструктуры многофункционального туристско-рекреационного парка «Даховская поляна».

Кредит в сумме 0,8 млрд рублей одобрен для Республики Северная Осетия на цели развития инженерной и дорожной инфраструктуры при жилищной застройке Владикавказа и пригорода с вводом более 0,1 млн кв. м жилых площадей, а также при строительстве аквакомплекса «Аквасити» и развитии туристско-рекреационного комплекса «Кахтисар». Проектами предусмотрено создание свыше 3,2 тыс. рабочих мест.

Республике Алтай одобрена заявка на кредит в размере 0,8 млрд рублей для создания инженерной инфраструктуры при строительстве рекреационно-оздоровительного комплекса «Катунь». Реализация проекта повысит ежегодный приток туристов до 85,7 тысячи человек, а также обеспечит условия для дальнейшего строительства жилья.

«По итогам сегодняшнего штаба всего правительственной комиссией одобрены заявки на инфраструктурные бюджетные кредиты 69 субъектам на сумму свыше 420 млрд рублей. Эффект от региональных проектов мультипликативный. Помимо развития инженерной, социальной, дорожной инфраструктуры, необходимой для строительства жилья, развитие получат и другие сферы, такие как туристическая, промышленная, экологическая. Уверен, что это финансирование даст положительный результат работы, направленной на повышение качества жизни граждан», – заявил Хуснуллин.

До 500 млрд руб. бюджетных кредитов пойдет на реализацию инфраструктурных проектов в регионах, еще 337 млрд руб. будет выделено на бюджетные кредиты в рамках проведения реструктуризации коммерческого долга субъектов до 2029 года

Фото: Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Власти планируют выделить на реализацию поручений президента Владимира Путина по бюджетным кредитам для регионов 1 трлн 55 млрд руб., следует из законопроекта, внесенного правительством в Госдуму.

Из этой суммы объем бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов составит до 500 млрд руб., эти кредиты будут предоставляться в период до 2023 года, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Объем бюджетных кредитов в рамках проведения реструктуризации коммерческого долга регионов и муниципалитетов до 2029 года составит до 337 млрд руб. Ранее Минфин оценивал эту сумму до 176 млрд руб. РБК направил запрос в ведомство. Реструктуризация рыночных заимствований субъектов затронет как долг перед банками, так и долг по облигациям.

Объем бюджетных кредитов регионам для рефинансирования ранее привлеченных бюджетных кредитов составит 218 млрд руб. Федеральные кредиты, выданные в декабре 2020 года, должны были погашаться в 2021 году, но власти решили пролонгировать их срок до 2029 года.

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс, средства на инфраструктурные проекты и реструктуризацию коммерческого долга регионов будут предоставляться за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2021 года.

Фото:Руслан Шамуков / ТАСС

Путин выступил с инициативой по кредитам для регионов в ходе послания к Федеральному Собранию 21 апреля. Президент предложил выделить властям субъектов бюджетные кредиты, которые позволили бы заместить тот объем их коммерческого долга, который превышает 25% их собственных доходов. «Надо помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности», — сказал он. Путин также предложил реструктурировать кредиты, ранее выданные регионам федеральным центром, продлив их срок действия до 2029 года.

Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу

Фото: Kimberly White / Stringer

На США надвигается рецессия. Как действуют Джордж Сорос и Рэй Далио

Фото: Shutterstock

Чекиньтесь в другом месте: что стало с соцсетью-хитом Foursquare

Работодатель должен вернуть работнику «избыточный» НДФЛ: как это сделать

Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Фото: Jeenah Moon / Getty Images

Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности

Фото: Shutterstock

Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать

Фото: Pexels

Сотрудники воруют на работе: какие 10 мер помогут этого избежать

По оценке рейтингового агентства АКРА, у тех 34 регионов, рыночный долг (по облигациям и банковским кредитам) которых на 1 января превышает 25% собственных доходов, это суммарное превышение составляет около 340 млрд руб.

Президент также поручил внедрить новый инструмент регионального развития — инфраструктурный бюджетный кредит по ставке до 3% со сроком погашения 15 лет. При этом будет действовать принцип: чем меньше долгов накопил регион, тем больше он сможет получить дешевых инфраструктурных кредитов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: