Какие средства направляются банком на списание с баланса просроченных кредитов

Обновлено: 07.05.2024

Долги заемщиков списываются в случаях, если банк не видит перспективы продолжать требовать их выплатить. Также списание происходит если:

  • сумма долга совсем небольшая;
  • заемщик умер и у него нет наследников.

Ситуация: человек работал, имел имущество, взял кредит, затем потерял работу, и продал имущество, за кредит не платит. Действия банка: бесконечный поток писем, звонков, предложений рефинансировать кредит и так далее. Со стороны заемщика: полное игнорирование. Что делать банку в такой ситуации? Конечно, остается только закрыть глаза на неплатежеспособного недобросовестного клиента. Однако давление со стороны банка может продолжаться до 3-х лет.

Может ли банк списать долг по кредиту?

Банк может осуществить полное или частичное списание задолженности. Полное списание возможно в том случае, если заемщик умер или пропал без вести или стал безработным, неимущим. Частичное списание – это компромисс между заемщиком и банком, например, банк может отменить штрафные санкции, если заемщик согласится выполнить свои обязательства по выплате остатка по кредиту.

Согласно ГК РФ, если с момента последнего платежа по кредиту прошло 3 года, а о заемщике ничего неизвестно, платить он отказывается, то истекает срок исковой давности и долг списывается. Конечно, если у должника существует любое имущество, списания долга не будет, а имущество в судебном порядке конфискуется.

Чтобы не расставаться со своим имуществом, когда нет возможности исправно платить по кредиту, можно оформить рефинансирование – это может предложить сам банк, которому задолжает гражданин. Воспользовавшись программой рефинансирования, должник сможет платить ежемесячно меньшую сумму, но срок погашения кредита в таком случае увеличится.

В каком случае списание невозможно?

Нельзя рассчитывать на списание долга, когда заемщик является собственником движимого или недвижимого имущества. У такого должника, при том, что он отказывается идти на компромисс с банком, будет на основании судебного заключения арестовано имущество.

Если заемщик, отказывающийся выплачивать долг, трудоустроен, то банк также может обратиться в суд и на основании его решения часть заработной платы должника будет уходить на погашение кредитного долга.

Срок исковой давности

Срок исковой давности истекает спустя 3 года с момента свершения заемщиком последнего платежа по кредиту или, если платежей не было вообще, с даты заключения кредитного договора.

Можно сказать, что если на протяжении 3-х лет заемщик умудряется скрываться от уплаты, нигде официально не работает, имуществом не владеет, то его долг ему сходит с рук.

Банк не имеет право принимать каких-либо серьезных мер по вымогательству из должника денежных средств, он может разве что засыпать его, а также его родственников и соседей письмами с предупреждениями, даже угрозами, пытаясь любым способом пробудить совесть неплательщика, чтобы тот устроился на работу и стал рассчитываться с задолженностью. Также ему запретят выезды за границу. Но известно, что большинство неработающих граждан, не имеющих имущества, не особенно спешат уехать из страны. Так что любые штрафные санкции должник может успешно игнорировать. И когда пройдет 3 года, финансовая организация просто спишет кредитный долг.

Разумеется, если кредитный долг гражданина был списан по истечению срока исковой давности, ему больше никогда ни в каком банке не стать клиентом, потому что его кредитная история будет крайне неидеальна.

Указанием Банка России от 19 декабря 2008 г. N 2155-У глава 8 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2009 г.

Глава 8. Порядок списания кредитной организацией безнадежной задолженности по ссудам

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 15 апреля 2013 г. N 2993-У в пункт 8.1 внесены изменения

8.1. Задолженность по ссудам признается безнадежной в случае, если кредитной организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного под нее резерва, а также когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и (или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше получаемого результата. Кредитная организация в соответствии с внутренними документами может устанавливать дополнительные критерии признания безнадежными ссуд, составляющих менее 0,5 процента собственных средств (капитала) кредитной организации, и порядок принятия решений органами управления кредитной организации.

8.2. Списание кредитной организацией безнадежной задолженности по ссудам осуществляется за счет сформированного резерва по соответствующей ссуде.

Одновременно кредитной организацией списываются начисленные проценты, относящиеся к безнадежной задолженности по ссудам.

Порядок списания начисленных процентов по безнадежной задолженности по ссудам определяется иными нормативными актами Банка России.

8.3. При списании безнадежной задолженности по ссудам и процентов по ней кредитная организация обязана предпринять необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию указанной задолженности, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев делового оборота либо договора.

Списание безнадежной задолженности по ссудам и процентов по ней является обоснованным при наличии документов, указанных в пункте 8.4 настоящего Положения, а в случаях, предусмотренных пунктом 8.7 настоящего Положения, - актов уполномоченных государственных органов, указанных в пункте 8.5 настоящего Положения.

Безнадежная задолженность по ссудам размером менее 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, по которой предприняты определенные действия по ее взысканию, но при этом обоснованно предполагаемые издержки кредитной организации по проведению действий, обеспечивающих ее взыскание, превысят возможную к возврату сумму, может быть списана за счет сформированного резерва в отсутствие документов, указанных в пункте 8.4 настоящего Положения, при наличии документально оформленного профессионального суждения кредитной организации, составленного в порядке, установленном ее внутренними документами.

8.4. К документам, указанным в пункте 8.3 настоящего Положения, могут относиться документы, подтверждающие факт неисполнения заемщиком обязательств перед его кредиторами в течение периода не менее одного года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде.

8.5. К актам уполномоченных государственных органов могут относиться судебные акты, акты судебных приставов-исполнителей, акты органов государственной регистрации, а также иные акты, доказывающие невозможность взыскания безнадежной задолженности по ссуде.

8.6. Списание кредитной организацией безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного по ней резерва осуществляется по решению уполномоченного органа (уполномоченных органов) кредитной организации или в порядке, им установленном.

Порядок принятия решения о признании задолженности по ссудам безнадежной должен предусматривать условия, препятствующие возникновению конфликта интересов сотрудников кредитной организации, принимающих решение о выдаче ссуд и принимающих решение о списании безнадежной задолженности.

8.7. Списание безнадежной задолженности по ссуде, сумма которой превышает один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, осуществляется с учетом следующего.

8.7.1. Принятое кредитной организацией решение о списании безнадежной задолженности по ссуде в размере, превышающем один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, кроме безнадежной задолженности по ссудам заемщиков, указанных в подпункте 8.7.2 настоящего Положения, должно подтверждаться актами, указанными в пункте 8.5 настоящего Положения, если отсутствие необходимости подтверждения указанными актами не предусмотрено специальным решением уполномоченного органа управления кредитной организации.

8.7.2. Принятое кредитной организацией решение о списании безнадежной задолженности по ссуде, предоставленной акционеру (акционерам), участнику (участникам) кредитной организации и (или) их аффилированным лицам, в случае если безнадежная задолженность по ссуде (совокупности ссуд, предоставленных одному акционеру (участнику) превышает один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, должно обязательно подтверждаться актами, указанными в пункте 8.5 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 93 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2020 г. N 166

Правила
списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией

1. Настоящие Правила устанавливают основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

2. Действие настоящих Правил распространяется на задолженность физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств) (далее - должники) по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (далее - задолженность), возникшим:

из договоров и иных сделок;

из судебных решений;

вследствие причинения вреда;

вследствие неосновательного обогащения;

по иным основаниям в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, порождающими гражданские права и обязанности.

Действие настоящих Правил не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Основанием для списания задолженности с учета являются:

а) смерть должника или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (в случае если законодательством Российской Федерации исполнение обязательства должника по возврату (погашению) задолженности после его смерти или объявления его умершим не возложено на другое лицо);

б) освобождение должника от исполнения требований кредиторов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

в) признание погашенными в соответствии с федеральным законом и (или) решением суда не исполненных должником требований по возврату (погашению) задолженности;

г) прекращение обязательств должника по возврату (погашению) задолженности по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации или договором (кроме случаев прекращения обязательств новацией, прощением долга, предоставлением отступного, зачетом встречного однородного требования или исполнением);

д) признание судом обязательств и (или) сделок, по которым имеется задолженность:

недействительными (в том числе в случаях, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта);

невозникшими (незаключенными) (в том числе в случаях, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта);

оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;

совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью или полномочиями, признанными недееспособными, или не способными понимать значение своих действий или руководить ими.

4. В случае смерти должника или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, задолженность подлежит списанию в случае отсутствия у должника наследственного имущества.

В случае смерти должника или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, при наличии наследственного имущества, размер которого меньше суммы задолженности, размер задолженности его правопреемников в порядке наследования подлежит уменьшению в учете до размера стоимости наследственного имущества должника.

В случае если у должника или иного лица имеется неисполненная обязанность по возврату средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной (возвратной) основе по недействительной (незаключенной) сделке, по возврату иного неосновательного приобретенного или сбереженного имущества, задолженность по сделке (договору, соглашению), признанной судом недействительной (незаключенной), подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве финансов Российской Федерации требований исполнения указанной обязанности.

В случае если обстоятельства, указанные в абзацах третьем - шестом подпункта "д" пункта 3 настоящих Правил, возникли вследствие действий (бездействия) лиц, приведших к причинению ущерба (убытков) Российской Федерации, и имеется вступивший в силу судебный акт, устанавливающий имущественную ответственность указанных лиц перед Российской Федерацией по возмещению указанного ущерба (убытков), задолженность по такому обязательству (сделке) подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве финансов Российской Федерации требований имущественной ответственности указанных лиц перед Российской Федерацией.

5. Обстоятельства, являющиеся основаниями для списания или восстановления в учете задолженности, подлежат документальному подтверждению.

В этих целях федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), на балансе которого учитывается задолженность (далее - балансодержатель), или агент Правительства Российской Федерации, привлеченный Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - агент Правительства Российской Федерации), при возникновении обстоятельств, указанных в пункте 3 или 14 настоящих Правил, осуществляет сбор подтверждающих данные обстоятельства документов и направляет в Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с пунктом 3 статьи 93 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности, представление на списание задолженности с учета (далее - представление на списание) или представление на восстановление задолженности в учете (далее - представление на восстановление). При этом если балансодержатель или агент Правительства Российской Федерации направляют в Министерство финансов Российской Федерации представление на списание или представление на восстановление, они в дальнейшем именуются заявителями.

В Министерство финансов Российской Федерации направляются подлинники документов или их нотариально заверенные копии, за исключением судебных актов, которые направляются в заверенных судом копиях с отметкой о дате вступления судебного акта в законную силу.

При невозможности направления подлинника или нотариально заверенной копии документа допускается представление его копии, заверенной органом (организацией), создавшим документ, его правопреемником или иным лицом, имеющим право заверять копии документов, прилагаемых к представлению на списание или представлению на восстановление, с указанием причин невозможности представления подлинника или нотариально заверенной копии документа. В случае если в создании документа принимали участие несколько органов (организаций), допускается заверение его копии одним из указанных органов (организаций) или его (ее) правопреемником.

Копии документов, заверенные не нотариально, должны быть (каждая копия в отдельности) прошиты, постранично пронумерованы и скреплены на оборотной стороне их последнего листа заверительной надписью "копия верна" с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности составителя заверительной надписи, а также количества прошитых листов. Подпись лица, заверившего копию, должна быть скреплена печатью (при ее наличии) соответствующего органа (организации).

При невозможности направления подлинника или заверенной копии документа допускается представление его незаверенной копии с указанием источника ее происхождения (получения) и причин невозможности представления подлинника документа или его заверенной копии.

6. Заявитель запрашивает информацию и (или) надлежаще заверенные копии соответствующих документов на бумажном носителе, необходимые для подготовки представления на списание или представления на восстановление и комплектов документов, предусмотренных пунктами 5 и 8 настоящих Правил, у соответствующих органов (организаций).

7. Представление на списание должно содержать:

информацию об основаниях возникновения задолженности, а также сведения о правопреемстве по соответствующим сделкам (обязательствам) первоначального должника;

сведения о сделках, заключенных в обеспечение исполнения обязательств должника;

сведения об основаниях для списания с учета задолженности в соответствии с настоящими Правилами;

сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, несущих солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам должника;

сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, на которых законодательством Российской Федерации возложено исполнение обязательств должника по возврату (погашению) списываемой задолженности;

сведения о наличии (отсутствии) оснований для постановки на учет задолженности перед Российской Федерацией (в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил);

заключение о наличии или об отсутствии возможностей и (или) перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, направленных в том числе на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.

Подготовка и направление представления на списание не являются основаниями для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности, направленных в том числе на прекращение обстоятельств, являющихся в соответствии с настоящими Правилами основанием для списания задолженности с учета.

8. Заявитель направляет в Министерство финансов Российской Федерации представление на списание с приложением следующих документов:

документы, подтверждающие возникновение у должника списываемой с учета задолженности;

документы, подтверждающие обстоятельства, которые в соответствии с настоящими Правилами являются основанием для списания задолженности с учета;

справки о сумме задолженности, подлежащей списанию с учета (выписки из данных аналитического учета).

В случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил, к представлению на списание также прикладываются документы, необходимые для постановки на учет требований, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4 настоящих Правил.

При невозможности представления в Министерство финансов Российской Федерации каких-либо документов, предусмотренных настоящими Правилами, заявитель прилагает к представлению на списание соответствующее заключение о таком обстоятельстве (с приложением документов, свидетельствующих об осуществлении мер по поиску и (или) получению предусмотренных настоящими Правилами документов).

9. Министерство финансов Российской Федерации в 30-дневный срок со дня получения представления на списание и документов, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляет их рассмотрение на предмет соответствия требованиям настоящих Правил.

При признании представления на списание и прилагаемых к нему документов соответствующими требованиям настоящих Правил Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня завершения рассмотрения представления на списание принимает решение о списании задолженности должника с учета (далее - решение о списании). Решение о списании принимается Министерством финансов Российской Федерации в виде приказа (далее - приказ).

10. При наличии замечаний к представлению на списание и (или) прилагаемым к нему документам Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня завершения рассмотрения представления на списание и прилагаемых к нему документов информирует об этом заявителя, и дальнейшее рассмотрение представления на списание приостанавливается. После устранения указанных замечаний рассмотрение представления на списание и прилагаемых к нему документов возобновляется.

Если по результатам рассмотрения представления на списание и прилагаемых к нему документов предложение заявителя о списании задолженности с учета признано Министерством финансов Российской Федерации необоснованным либо имеются иные нарушения требований настоящих Правил, Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня завершения рассмотрения представления на списание направляет заявителю уведомление об отказе в списании задолженности с обоснованием причин отказа.

11. Министерство финансов Российской Федерации направляет балансодержателю и агенту Правительства Российской Федерации заверенную копию приказа в 10-дневный срок со дня его подписания.

12. Балансодержатель и агент Правительства Российской Федерации отражают списание или восстановление задолженности в учете на основании соответствующего решения, принятого Министерством финансов Российской Федерации.

13. Постановка на учет требований в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил, осуществляется на основании отдельного решения, принимаемого Министерством финансов Российской Федерации одновременно с принятием решения о списании.

14. Приказ подлежит отмене в следующих случаях:

а) решение о списании принято с нарушением требований и условий, установленных настоящими Правилами;

б) решение о списании принято на основании недостоверных (ошибочных) сведений и (или) недействительных (подложных) документов;

в) прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании;

г) после принятия решения о списании привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействие) которых привели к возникновению обстоятельств, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "д" пункта 3 настоящих Правил, либо установлены лица, на которых законодательством Российской Федерации возложено исполнение обязательства должника, задолженность по которому была списана с учета, или возникли иные обстоятельства, сделавшие возможным дальнейшее принятие мер по взысканию (возврату) задолженности;

д) в иных случаях на основании вступившего в законную силу решения суда о признании приказа недействительным и (или) подлежащим отмене.

15. Балансодержатель и (или) агент Правительства Российской Федерации при получении ими соответствующей информации и (или) документов обязаны проинформировать Министерство финансов Российской Федерации о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящих Правил.

При наличии оснований для отмены приказа и по результатам рассмотрения представления на восстановление Министерство финансов Российской Федерации принимает решение об отмене приказа и восстановлении задолженности в учете и информирует об этом балансодержателя и агента Правительства Российской Федерации с приложением заверенной Министерством финансов Российской Федерации копии указанного решения.

Одновременно с принятием решения об отмене приказа и восстановлении задолженности в учете Министерство финансов Российской Федерации при наличии оснований отменяет решение о постановке на учет задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, принятое в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

16. Отмена приказа является основанием для восстановления соответствующей задолженности в учете.

При реорганизации балансодержателя, на балансе которого учитывалась подлежащая восстановлению задолженность, а также при передаче балансодержателем функций по ведению балансового учета такого вида задолженности другому федеральному органу исполнительной власти задолженность подлежит восстановлению на балансе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего на день отмены приказа функции по ведению балансового учета указанного вида задолженности перед Российской Федерацией.

При упразднении (ликвидации) балансодержателя и отсутствии у него правопреемника по выполнению указанных функций задолженность восстанавливается в учете в Министерстве финансов Российской Федерации.

Правительство РФ определило основания и порядок списания и восстановления в учете задолженности граждан по денежным обязательствам перед государством.

Это касается задолженности по обязательствам, возникшим из договоров и иных сделок, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, на основании решений судов и по иным основаниям, порождающим гражданские права и обязанности. Исключение - задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей.

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2020 г. N 166 "Об утверждении Правил списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией"

О списании ссуды за счет сформированного по ней резерва

Вопрос

На балансе Банка отражена просроченная задолженность заемщика по кредитному договору, в состав которой входит задолженность по основному долгу и начисленным процентам. Резерв на возможные потери по данной ссуде и начисленным процентам создан в размере 100%.

Исполнительное производство в отношении заемщика по указанному кредитному договору окончено в связи с невозможностью взыскания задолженности. Заемщик ликвидирован 19.05.2011 в результате признания его банкротом.

В обеспечение по данному кредиту было оформлено поручительство физического лица. Исполнительное производство в отношении поручителя было окончено в 2007 году в связи с отсутствием у последнего имущества. Исполнительный лист судебными приставами был направлен в Пенсионный Фонд РФ для ежемесячных удержаний из пенсии поручителя.

В настоящее время ежемесячное погашение основного долга по кредитному договору, в размере 3 тысяч рублей, осуществляется исключительно за счет поступающих перечислений из пенсии поручителя. Учитывая полную сумму задолженности, окончательное погашение по кредитному договору произойдет через 296 лет. Размер основного долга по данному кредитному договору составляет менее 0,5% собственного капитала Банка.

В соответствии с п. 8.1 Положения Банка России № 590-П «задолженность по ссудам признается безнадежной в случае, если кредитной организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного под нее резерва, а также когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и (или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше получаемого результата. Кредитная организация в соответствии с внутренними документами может устанавливать дополнительные критерии признания безнадежными ссуд, составляющих менее 0,5 процента собственных средств (капитала) кредитной организации, и порядок принятия решений органами управления кредитной организации».

Принимая во внимание вышеизложенное, просим разъяснить, вправе ли Банк признать задолженность по кредитному договору безнадежной и списать ее с балансовых счетов за счет сформированного резерва на возможные потери по ссудам, несмотря на ежемесячные поступления денежных средств в счет погашения задолженности, учитывая предпринятые Банком меры юридического и фактического характера, направленные на взыскание просроченной задолженности, а также несущественность размера получаемых платежей, как дополнительный критерий признания задолженности безнадежной?

Ответ

Подтверждаем возможность признания ссуды, размер которой не превышает 0,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, безнадежной и принятия решения о ее списании за счет сформированного по ней резерва при выполнении условий, поименованных в п. 8.1 и 8.3 Положения Банка России № 590-П.

МОСКВА, 13 сен – МОСКВА, Валерия Княгинина. Банки при поддержке ЦБ РФ начинают активизировать процесс списания "плохих долгов". Делают они это, прежде всего, для расчистки своих балансов, чтобы не пришлось держать без дела резервы и снизить риски. Но это вовсе не означает, что заемщикам можно расслабиться.

Количество "плохих долгов" в России к концу 2020 года может достигнуть 15%, подсчитали аналитики агентства S&P. Из кредитного портфеля банков, составляющего по данным ЦБ на 1 августа 72,845 трлн рублей, к концу года проблемными станут ссуды на 10,9 трлн рублей. Эта сумма равняется половине федерального бюджета в 2020 году. Миновать банкротство и улучшить банковские показатели, по мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, поможет списание с заемщиков "плохих долгов", что она и посоветовала финансовым организациям.

По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, списание "плохих долгов" позволит снизить коэффициент рисков в банковской сфере на 20-30% и тем самым снять существующее напряжение на фоне экономического кризиса. Скорость списания безнадежных дебиторских задолженностей повлияет на текущую финансово-экономическую атмосферу в стране и оперативность рефинансирования большинства рентабельных отраслей, нуждающихся в экстренных инвестициях, считают аналитики.

ЧТО ТАКОЕ "ПЛОХИЕ НАЛОГИ"

Под "плохими долгами" понимаются выданные банком кредиты, выплаты по которым задерживаются на более чем 90 дней и шансы на возврат очень сомнительные. Безнадежными признаются долги, по которым просрочка достигает 360 дней. Списание таких долгов – это по факту фиксация убытка или покрытие их за счет заранее сформированных резервов по долгам, объясняют эксперты.

"В России банки под "плохие кредиты" обязаны отчислять резервы от 20% до 100%. Чем больше растет просроченная задолженность, тем больше финансово-кредитные организации должны резервировать средств по таким проблемным платежам", — объясняет ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Это двойной удар по банкам, так как по выданному кредиту он не получает платежи, а зарезервированные под плохой кредит средства не принесут требуемой доходности, добавляет он.

Чтобы снизить подобное давление на капитал банка, ЦБ и предлагает ускорить списание "плохих долгов". Для банков это значит закрытие договора, продажу долга коллекторам, следовательно, высвобождение средств, которые они направляют на резервирование, отмечает эксперт.

"Это ни в коем случае не означает прощение долгов заемщикам. Банки смогут списывать со своего баланса кредиты, подпадающие под критерии, которые определил регулятор. Но требования как таковые не пропадают – банки могут продолжать по ним взыскание", — поясняет руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Константинов.

Сама же процедура списания долгов относится к ведению бухгалтерского учета кредитной организацией. Не стоит ждать, что заемщик, которому не хочется платить по кредиту, придет в банк и будет требовать списать его долг, добавляет он.

КАК И С КОГО СПИШУТ ДОЛГИ

Списание долга — достаточно редкий случай в банковской практике. По общему правилу это происходит либо в связи с истечением срока исковой давности (три года), либо в связи с банкротством.

В своем заявлении Набиуллина не конкретизировала критерии для списания долга и не обговаривала, в какой пропорции государство и банки поделят списанный долг, поэтому процедура скорее всего будет осуществляться по действующему закону.

Согласно положению Банка России "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", банк вправе списать задолженность за счет сформированного резерва по соответствующей ссуде.

"При списании безнадежной задолженности по ссудам и процентов по ней кредитная организация обязана предпринять необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию указанной задолженности. У каждого банка свои инструкции на этот счет", — объясняет ведущий юрисконсульт КСК Групп Ирина Михеева.

Осуществляться списание безнадежных дебиторских задолженностей скорее всего будет по классической схеме, давно отработанной на Западе и ныне взятой на вооружении и в России, считает экономист Николай Неплюев, член Ассоциации профессиональных директоров АНД.

"Как правило, выявляются наиболее нерентабельные, слабые звенья и списываются по упрощенной схеме, без прохождения всех обязательных бюрократических процедур автоматически на основе общего аудита. Это не магистральный и не лучший путь решения проблемы, но наименее трудоемкий и самый оперативный", — объясняет он.

Обычно под списанием понимается продажа (переуступка права требования, или договор цессии) с баланса банка коллекторам или его дочерним компаниям, занимающимся hard collection, добавляет CEO краудлендинговой платформы JetLend Тарас Черевко.

"Таким образом происходит "расчистка балансов". Банк выставляет на аукцион пул необслуживаемых кредитов, а коллекторские агентства приобретают его за определенную комиссию", — говорит эксперт.

В первую очередь под списание попадут задолженности по процентным ставкам системообразующих организаций и предприятий, впоследствии это может коснуться и некоторых дебиторских долгов населения. Избежать списания банки могут, только восстановив свою платежную дисциплину. Сделать это можно путем реструктуризации задолженностей, корреляции процентных ставок и сроков их погашения, объясняет Неплюев.

КАК ЭТО ПОМОЖЕТ ЭКОНОМИКЕ

Банкам, которые заранее не формировали 100% резервы по безнадежным долгам, придется понести значительные расходы на дорезервирование и фиксацию убытков от списания ссуды, считает доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им Г.В.Плеханова Аяз Алиев.

"Это приведет к недополучению выгоды от реализации "плохих долгов" коллекторам, которые как правило выкупают долг за 10% от суммы кредита, что не так много, но все-же лучше, чем полное списание", — считает он.

Однако в целом, тщательная переоценка качества кредитных портфелей и, как результат, списание "плохих долгов" позволит снизить коэффициент рисков в банковской сфере на 20-30% и тем самым снять существующее напряжение на фоне экономического кризиса.

"Скорость списания безнадежных дебиторских задолженностей напрямую повлияет на текущую финансово-экономическую атмосферу в стране и оперативность рефинансирования большинства рентабельных отраслей, нуждающихся в экстренных инвестициях", — заключает Неплюев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: