Каким образом взаимосвязаны государственный кредит и государственный долг

Обновлено: 25.04.2024

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы, то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие – у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакова О.Н., Лыкова Т.К.

Обоснована роль и значение государственного кредита для Российской экономики, проанализирована динамика государственного внешнего и внутреннего долга , сформулированы проблемы управления госдолгом и пути их решения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пакова О.Н., Лыкова Т.К.

Текст научной работы на тему «Государственный кредит и государственный долг России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита,

студент направления подготовки «Экономика»

«Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Российская Федерация

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ

Обоснована роль и значение государственного кредита для Российской экономики, проанализирована динамика государственного внешнего и внутреннего долга, сформулированы проблемы управления госдолгом и пути их решения.

Функции государственного кредита, внутренний долг, внешний долг, управление государственным долгом.

В современных условиях в решении проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное место принадлежит государственному кредиту

Рассматривая государственный кредит как сложную экономическую категорию, следует отметить, что он находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, при этом совмещая их отличительные особенности. Характеризуя государственный кредит с точки зрения финансов, следует отметить, что он занимает важное место в системе финансовых отношений, вобрав в себя их механизмы, направления и аспекты.

С другой стороны, государственный кредит, сохраняя основные свойства кредита, основывается на следующих принципах кредитования: срочность, платность (возмездность), возвратность, обеспеченность, целевая направленность государственных кредитных средств, добровольность.

Сущность государственного кредита реализуется в трех основных функциях: распределительной, регулирующей и контрольной. Распределительная функция государственного кредита позволяет осуществить перераспределение денежных ресурсов в соответствии как с необходимостью поддержки конкретных направлений социально-экономической деятельности, так и с потребностями экономики в целом. Регулирующая функция проявляется в воздействии государства на денежное обращение, производство, занятость, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Контрольная функция обусловлена как самой природой кредита, так и функциями государства.

Государственный кредит подразделяется на внешний (международный) и внутренний. Внутренний государственный кредит получает преимущественное развитие в сравнении с внешним, так как основная доля расходов государства реализуется в национальной валюте. Однако в современных условиях международного разделения труда, активной взаимопомощи государств, обмена научно-техническими достижениями и технологиями способствуют развитию международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте.

Внешний (международный) государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.

Следует отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами.

В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом [1]. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований (таблица 1).

Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

01.01.1993 г. 3,57 0,08

01.01.1994 г. 15,64 0,33

01.01.1995 г. 88,06 2,14

01.01.1996 г. 187,74 7,46

01.01.1997 г. 364,46 17,24

01.01.1998 г. 490,92 3,47

01.01.1999 г. 529,94 0,88

01.01.2000 г. 578,23 0,82

01.01.2001 г. 557,42 1,02

01.01.2002 г. 533,51 0,02

01.01.2003 г. 679,91 8,62

01.01.2004 г. 682,02 5,58

01.01.2005 г. 778,47 12,93

01.01.2006 г. 875,43 18,86

01.01.2007 г. 1064,88 31,23

01.01.2008 г. 1301,15 46,68

01.01.2009 г. 1499,82 72,49

01.01.2010 г. 2094,73 251,36

01.01.2011 г. 2940,39 472,25

01.01.2012 г. 4190,55 637,33

01.01.2013 г. 4977,90 906,6

01.01.2014 г. 5722,24 1289,85

01.01.2015 г. 7241,17 1765,46

01.01.2016 г. 7307,61 1734,52

По данным Министерства финансов Российской Федерации, государственный внутренний долг России на первое ноября 2016 г. составляет 7 422 921,1 млн. руб., в том числе:

- государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составляет 5 909 597, 801 млн. руб.;

- государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации составляют 1 513 323, 2 млн. руб. [2].

Внешний долг представляет собой часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящуюся на иностранных кредиторов. В 1985 г. внешний долг СССР был равен 22,5 млрд. USD, в 1991 г. — 65,0 млрд. USD. Внешний долг России, включая долг СССР, на 1 января 2003 г. составлял 124,5 млрд. USD.

Динамика внешнего долга приведена на рисунке 1.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) на первое ноября 2016 г. составил 51 442,1 млн. USD [2].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

70 Внешний государственный долг России (в млрд. долларов)

40 30 20 10 0 — I ■ ■

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1 Внешний государственный долг России (в млрд. долларов) 1

Рисунок 1 - Динамика внешнего государственного долга России

Наибольшая задолженность в структуре государственного внешнего долга России отмечается по внешним облигационным займам, она составляет 37 636,8 млн. USD, наименьшая задолженность - по облигациям внутреннего государственного валютного займа, она равна 5,3 млн. USD.

В ходе управления государственным долгом между заемщиком и кредитором могут быть достигнуты следующие соглашения: о новации; конверсии; унификации; консолидации; реструктуризации.

Следует отметить, что в последние годы в странах с развитой экономикой наметилась тенденция передачи оперативного управления государственным кредитным долгом негосударственным структурам, представляющим собой более эффективные и мобильные рыночные институты. Так, в Германии, Португалии, Ирландии и Австрии долгами государства занимается частная инвестиционная компания, а не Центральный банк.

Создание единой системы управления государственным долгом с учетом соотношения величины внутренней и внешней задолженности с ресурсами страны позволит осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, реализация которых обеспечит целостное и эффективное управление государственным кредитом и государственным долгом.

Список использованной литературы:

© Пакова О.Н., Лыкова Т.К., 2017

студентка 3 курса кафедры корпоративных финансов и управления, Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск, Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

В статье инвестиции рассматриваются как важнейшее условие эффективности национальной

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КРЕДИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ / PUBLIC (MUNICIPAL) LOAN / PUBLIC DEBT / PUBLIC SECURITIES / STATE GUARANTEES / PUBLIC BUDGET LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савченко Наталья Львовна, Березюк Мария Викторовна

Рассматриваются вопросы, связанные с понятиями « государственный (муниципальный) кредит » и « государственный долг », отражается взаимосвязь между основными элементами этих понятий. Анализируются тенденции изменения внутреннего и внешнего государственного долга , сравниваются в динамике основные виды государственных ценных бумаг . Даётся сравнение понятий «управление государственным кредитом» и «управление государственным долгом », формулируется проблема совершенствования управления государственным долгом в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савченко Наталья Львовна, Березюк Мария Викторовна

Определение границ государственного долгового финансирования в России как один из аспектов поддержания экономической безопасности страны

The article discusses issues related to the concepts of state (municipal) credit and public debt , reflected the relationship between the main elements of these concepts. Analyzes trends in internal and external public debt , compared to the dynamics of the main types of government securities. Compares the concepts of "management of public credit" and " public debt management," stated the problem of improving public debt management in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь понятий «Государственный кредит» и «Государственный долг» в контексте современного состояния экономики Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24 (278).

Экономика. Вып. 39. С. 32-35.

Н. Л. Савченко, М. В. Березюк

взаимосвязь понятий «государственный кредит»

и «государственный долг» в контексте современного состояния экономики

Рассматриваются вопросы, связанные с понятиями «государственный (муниципальный) кредит» и «государственный долг», отражается взаимосвязь между основными элементами этих понятий. Анализируются тенденции изменения внутреннего и внешнего государственного долга, сравниваются в динамике основные виды государственных ценных бумаг. Даётся сравнение понятий «управление государственным кредитом» и «управление государственным долгом», формулируется проблема совершенствования управления государственным долгом в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный (муниципальный) кредит, государственный долг, государственные ценные бумаги, государственные гарантии, бюджетные кредиты.

В финансово-экономической литературе существуют различные определения государственного (муниципального) кредита. В большинстве публикаций рассматривается в основном государственный кредит, либо признаётся, что муниципальный кредит так или иначе является составной частью государственного кредита.

Одно из наиболее удачных определений, на наш взгляд, даётся В. А. Свищевой, согласно которому государственный (муниципальный) кредит — это социально-экономические отношения, в которых государство, его субъекты и муниципалитеты выступают кредиторами, заёмщиками или гарантами [1. С. 432].

В отличие от научной литературы, на практике, в нормативных и аналитических документах

Правительства РФ, субъектов Федерации и муниципалитетов термин «государственный (муниципальный) кредит» не используется, что связано, скорее всего, с его широким толкованием. На практике в большей степени используются понятия «государственный (муниципальный) долг» и «бюджетные кредиты». Взаимосвязь основных терминов, используемых в данной работе, отражена на рисунке.

Таким образом, государственные заимствования Российской Федерации (субъектов Федерации и муниципальных образований) и государственные гарантии Российской Федерации (субъектов Федерации и муниципальных образований) составляют понятие «государственный долг».

Бюджетные кредиты России занимают в настоящее время незначительную долю в рам-

Государственные заимствования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

В рамках государственного (муниципального) кредита государство, субъекты РФ и муниципальные образования выступают как.

Государственные гарантии РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

Бюджетные кредиты РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

Взаимосвязь основных терминов государственного и муниципального кредита

ках государственного кредита государства. Так, в 2011-2012 гг. они составили в среднем 3-5 % от общей суммы внутреннего долга Российской Федерации.

В Законе о федеральном бюджете на 2011 г. было предусмотрено выделение бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации на общую сумму до 149,6 млрд р., в Законе о федеральном бюджете на 2012 г.— до 105 млрд р. Эти суммы в основном предназначены для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов страны, временных кассовых разрывов, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. Так, дополнительно в 2012 г. запланированы бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации на сумму до 8 млрд р. на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 г. утверждён в сумме 5 148,4 млрд р. Верхний предел государственного внешнего долга России на 1 января 2012 г. в сумме 55,6 млрд долл. США, или 44,9 млрд евро [2].

наряду с ростом общего объёма федерального бюджета и ВВП [3].

В отличие от внутреннего госдолга, объём внешнего долга за последние три года не увеличился (он находится на уровне 37 млрд долл. США), в валюте США наблюдается даже некоторое его снижение, что в какой-то мере произошло благодаря укреплению курса рубля по отношению к доллару США.

Однако, согласно основным положениям государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг., планируется в дальнейшем увеличение общего госдолга страны. Так, к 2014 г. планируется достичь 12 000 млрд р. общего госдолга (10 000 млрд р.— внутреннего и 2 000 млрд р.— внешнего долга) [4].

Большую долю в структуре госдолга Российской Федерации, как внутреннего (до 85 %), так и внешнего (до 75 %), занимают ценные бумаги.

Объёмы выпуска основных видов государственных ценных бумаг в России в рамках внутреннего долга с 2001 по 2010 г. можно увидеть в табл. 1 [3].

За последние 10 лет внутренний рынок государственных ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны: по объёму обращающихся ценных бумаг на рынок ОФЗ сегодня приходится значительная доля — 37 % всего долгового рынка России (49 % — корпоративные облигации, 7 % — региональные облигации, 7 % — облигации Банка России, краткосрочные бескупонные облигации Банка России) [4]. ГКО,

Объёмы выпуска основных видов государственных ценных бумаг в Российской федерации

с 2001 по 2010 г., млн р.

Год выпуска ГКО ОФЗ ГСО ОРВВЗ Всего

2001 42 479,877 13 926,862 - 53,401 56 460,140

2002 34 506,041 193 609,000 - 17,775 228 132,810

2003 17 368,203 397 399,240 - - 414 767,440

2004 3 918,996 217 239,680 - - 221 158,670

2005 - 200 674,530 - - 200 674,530

2006 - 185 178,620 52 142,572 - 237 321,190

2007 - 244 688,125 48 965,206 - 293 653,331

2008 - 181 093,252 85 209,259 - 266 302,510

2009 - 415 930,662 99 945,600 - 515 876,260

2010 - 712 458,794 144 716,220 - 857 175,010

Н. Л. Савченко, М. В. Березюк

так популярные в конце 1990-х гг., не выпускаются с 2004 г.

Выпуск государственных ценных бумаг в России за последние 10 лет по их видам приведён в табл. 2 [5].

Достаточно распространёнными в настоящее время являются государственные сберегательные облигации (ГСО), которые являются нерыночными ценными бумагами. ГСО выпускаются Минфином для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов.

Вопрос управления государственным кредитом и государственным долгом является достаточно важным в рамках данного исследования. Так, понятие «управление государственным кредитом», так же как и сам государственный кредит, используется в основном в научно-публицистической литературе. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным (муниципальным) кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, его субъектов, муниципалитетов, связанного с их деятельно-

стью в качестве заёмщика, кредитора и гаранта [6. С. 267].

В узком смысле под управлением государственным (муниципальным) кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, его субъектов, муниципалитетов, регулированию рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного и муниципального долга, предоставлению ссуд и гарантий.

На практике в большинстве случаев используется термин «управление государственным долгом». Так, ст. 101 Бюджетного кодекса устанавливает, что управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

В настоящее время доля государственного долга в ВВП (долговая нагрузка) составляет 10-11 % [4], к 2014 г. планируется рост показателя до 17 %. В мировой практике такие показатели являются низкими, что в целом выгодно отличает Россию от большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. Значения других показателей долговой устойчивости Российской Федерации в настоящее время и на предстоящий

Выпуск основных видов государственных ценных бумаг в Российской федерации

с 2001 по 2010 г.

Государственные ценные бумаги 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

ГКО (государственные краткосрочные бескупонные облигации) + + +

ОФЗ-ПД (облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом) + + + + + +

ОФЗ-ФК (облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом) + + + + +

ОФЗ-АД (облигации федеральных займов с амортизацией долга) + + + + + + +

ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода) + + + + +

ГСО-ФПС (государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода) + +

ОРВВЗ (облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1992 г.) + +

период (среднесрочную перспективу) также находятся вне опасных зон.

Однако кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от «Fitch», Ваа1 со стабильным прогнозом от «Moody's» и ВВВ со стабильным прогнозом от «Standard&Poovs»), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

В данном случае отметим, что при расчёте показателей прогноз социально-экономического развития России сделан исходя из достаточно оптимистичных цен на нефть (от 93 до 97 долл./ баррель). Падение цены на нефть может привести к росту бюджетного дефицита, что заметно ухудшит показатели долговой устойчивости России.

Таким образом, с учётом высокой зависимости российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей государства.

В 2008 г. Министерство финансов РФ выступило с инициативой передачи оперативного управления государственным долгом Российской Федерации негосударственной структуре, т. е. более мобильному и эффективному рыночному институту. В то же время было принято решение о создании ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА), которое должно было осуществлять от имени Российской Федерации внутренние и внешние государственные заимствования, размещать ценные бумаги, проводить операции с ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации структуры государственного долгового портфеля. Предполагалось, что РФА будет осуществлять также функции основного консультанта Минфина РФ по вопросам оптимизации структуры и снижению расходов по погашению и обслуживания государственного долга, минимизации процентных и валютных рисков федерального бюджета.

В августе 2011 г. Минфин сообщал, что между различными органами власти экономического

блока достигнут консенсус о создании агентства и его форме. Более того, планировалось, что осенью 2011 г. правительство внесёт в Госдуму законопроект о создании Росфинагентства, однако этого до сих пор сделано не было. Конечно же, есть и противники создания подобной структуры, которые опасаются, что государственные средства будут «перетекать» в частную компанию.

Но, как бы ни развивались события дальше, основываясь на политической и экономической ситуации российского государства, управление государственным кредитом и государственным долгом должно осуществляться в соответствии со следующими основными целями:

— обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости;

— поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;

— дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

— обеспечение постоянного доступа Российской Федерации к внутреннему и внешнему источникам заёмного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований [4].

1. Свищева, В. А. Государственные и муниципальные финансы. М. : Дашков и Ко, 2010.

2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Понятие государственного и муниципального кредита, их функции

Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.

Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.

К условиям кредитного договора относятся:

  • Сроки предоставления кредита;
  • Сроки получения кредита;
  • Все обязанности сторон;
  • Условия возврата займа;
  • Размеры процентной ставки за пользование займом;
  • Иные условия.

Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:

  • Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
  • Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
  • Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.

Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:

  • Добровольный характер подобных отношений;
  • Платный и возвратный характер;
  • Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
  • Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
  • Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.

Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:

  1. Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
  2. Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.

Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.

Государственный и муниципальный долг

Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.

Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.

Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.

Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:

  • Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
  • Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
  • Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
  • Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Классификация государственных займов

Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:

Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.

В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).

Государственным долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам).

Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:

  • внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
  • внешний (задолженность нерезидентам).

Текущий и капитальный государственный долг

Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.

Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).

Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.

Готовые работы на аналогичную тему

Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.

Внешний долг страны - это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Основные инструменты внешнего заимствования:

  • выпуск государственных облигаций
  • прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)

Внутренний государственный долг

Внутренний долг представляет собой долг государства фирмам и населению страны.

Долговые обязательства могут обладать следующей формой:

  • государственных займов, осуществленных через выпуск ценных бумаг
  • кредитов, полученных государством
  • иных долговых обязательств.

Долговые обязательства могут быть:

  • краткосрочными (до 1 г.)
  • среднесрочными (1-5 лет)
  • долгосрочными (более 5 лет).

Основные долговые обязательства государства, обеспеченные Правительством Российской Федерации, включают следующее:

  • государственные долгосрочные облигации
  • государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • облигации внутреннего государственного валютного займа
  • облигации государственного сберегательного займа
  • казначейские векселя и обязательства.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25.07.2021

Татьяна Васильевна Климшина

Эксперт по предмету «Внешнеэкономическая деятельность»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: