Казначейский кредит отличие от бюджетного кредита

Обновлено: 27.04.2024

Внимание!
5 мая 2020 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2020 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619.

Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.

В соответствии с данным НПА:
• в 2020 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2021-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.

Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619 опубликовано 5 мая 2020 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

БК РФ Статья 93.6. Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

1. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется Российской Федерацией субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие п. 2 ст. 93.6 (в части, касающейся субъекта РФ) приостановлено с 01.01.2022 до 01.01.2023 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 01.05.2022)). О бюджетном кредите предоставляемом субъекту в 2022 году см. указанный закон.

2. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на срок, не превышающий 240 дней, при условии его возврата не позднее 15 декабря текущего финансового года.

(в ред. Федеральных законов от 14.12.2015 N 381-ФЗ, от 14.11.2017 N 315-ФЗ, от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 08.12.2020 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, с взиманием платы за пользование им по ставке, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентов, штрафов и пеней.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется Российской Федерацией государственному внебюджетному фонду Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета;

2) в размере прогнозируемой в текущем и (или) следующем месяце недостаточности денежных средств на счете бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления перечислений из бюджета, но не более одной двенадцатой утвержденного законом о бюджете на текущий финансовый год объема доходов бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, а также иных поступлений, определенных Правительством Российской Федерации, с учетом норм федеральных законов в соответствующих сферах;

3) на срок, не превышающий 180 дней, при условии возврата указанного кредита не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года;

4) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации;

5) без предоставления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

4.2. Порядок и условия предоставления государственному внебюджетному фонду Российской Федерации бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, порядок его возврата, а также процедура реализации права требования, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если предоставленный бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета не погашен субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) в установленный срок, взыскание задолженности по нему, включая штрафы и пени за нарушение срока возврата бюджетного кредита, установленного договором, осуществляется территориальным органом Федерального казначейства за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих распределению территориальным органом Федерального казначейства в соответствующий бюджет, имеющий задолженность по предоставленному бюджетному кредиту, включая штрафы и пени за нарушение срока его возврата.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок обращения взыскания задолженности по указанному бюджетному кредиту устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

6. Абзац утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъект Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд Российской Федерации не вправе привлекать бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета при наличии размещенных в соответствии со статьей 236.1 настоящего Кодекса временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) и не вправе осуществлять размещение временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. До полного исполнения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), государственным внебюджетным фондом Российской Федерации обязательств по возврату бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета территориальный орган Федерального казначейства осуществляет бюджетный учет обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), государственного внебюджетного фонда Российской Федерации по предоставленному бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Реструктуризация обязательств (задолженности), а также заключение мировых соглашений, устанавливающих условия урегулирования задолженности должников по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральному казначейству предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), государственного внебюджетного фонда Российской Федерации по денежным обязательствам перед Российской Федерацией по возврату бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)


Государственный называется займ, где в качестве получателя средств выступает непосредственно государство. Такой формат привлечения денежных ресурсов используется для финансирования бюджетного дефицита или определенных расходов бюджета. Как и любой другой финансовый инструмент, государственные займы могут как приносить положительный эффект, так и способствовать попаданию страны в так называемую «долговую яму».

  1. Что говорит закон?
  2. Общие сведения о государственных займах
  3. Плюсы и минусы государственных займов
  4. Классификация и виды госзаймов
  5. Обеспечение госзаймов
  6. Оформление договора государственного займа
  7. Управление госдолгом
  8. FAQ
    1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
    2. Какие виды госзаймов бывают?
    3. Кто занимается управлением государственным долгом?

    Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

    Что говорит закон?

    Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

    Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

    Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

    Общие сведения о государственных займах

    Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

    Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

    Плюсы и минусы государственных займов

    Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

    Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

    • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
    • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
    • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
    • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

    Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

    Наиболее значимыми из них выступают:

    • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
    • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
    • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
    • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

    Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

    Классификация и виды госзаймов

    Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

    1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
    2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

    По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

    Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

    • физлица;
    • юрлица;
    • универсальные;
    • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

    По эмитентам различают такие виды гос. займов:

    • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
    • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
    • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

    Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

    Обеспечение госзаймов

    Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

    Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

    Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

    Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

    Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

    Оформление договора государственного займа

    Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

    • предмет договора;
    • сумма займа;
    • срок финансирования с указанием даты погашения;
    • процент за пользование заемными средствами;
    • санкции за нарушение условий соглашения;
    • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

    Управление госдолгом

    Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

    • изменение ключевой ставки;
    • разработка государственных кредитных программ;
    • корректировка нормативов банковской деятельности;
    • организация и проведение новых заимствований;
    • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
    • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
    • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

    Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

    Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

    Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

    Какие виды госзаймов бывают?

    Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

    Кто занимается управлением государственным долгом?

    Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

    Вместо вывода

    Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.


    Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

    1. Особенности кредитования
    2. Какие функции выполняет государственный кредит?
    3. Основные виды
    4. Условия получения
    5. Принципы функционирования государственного кредита
    6. Плюсы и минусы

    Особенности кредитования

    Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

    1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
    2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
    3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
    4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
    5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



    Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

    Какие функции выполняет государственный кредит?

    1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
    2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
    3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

    Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

    Основные виды

    Ключевые формы кредитования:

    1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
    2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



    По географическому признаку выделяются:

    • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
    • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

    Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

    Условия получения

    Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

    1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
    2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
    3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
    4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

    В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

    Принципы функционирования государственного кредита

    В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

    • добровольность;
    • возмездность (необходимость возврата с процентами);
    • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
    • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
    • срочность (период погашения);
    • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

    Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

    Плюсы и минусы

    Преимущества государственного кредита:

    • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
    • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
    • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
    • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

    Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

    • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
    • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

    Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.


    Многие не понимают разницы между стандартным кредитом в банке и займом, взятым в МФО. Хотя на первый взгляд принцип сходный, существуют некоторые особенности, которые необходимо учитывать. Чтобы больше не возникало вопросов, необходимо разобраться, чем отличается займ от кредита в банке.

    1. Что такое кредит?
    2. Виды кредитов
    3. Что такое займ?
    4. Виды Займов
    5. Преимущества и недостатки кредитов
    6. Плюсы и минусы микрозаймов
    7. Сравнение условий в банках и МФО
    8. Что в итоге выгоднее выбрать?

    Что такое кредит?

    Термин «кредит» подразумевает предоставление денежной суммы клиенту в долг на условиях, описанных в договоре, и последующий возврат средств банку или компании-кредитору с учетом процентной ставки. Понятие «займ» обладает более широкими границами, включая различные формы финансовых отношений.

    В бытовых условиях несоответствия в понятиях не играют роли, но в правовом пространстве существует кардинальная разница. Если в документе наблюдается путаница в терминах, его могут аннулировать, признав недействительным.

    Виды кредитов

    Чтобы лучше понимать термины «кредит» и «займ», в чем разница между ними, и что лучше выбрать, необходимо разобраться в классификации. Стандартно выделяют несколько разновидностей:

    1. Потребительский кредит — один из самых популярных типов кредитования физлиц. Подразумевает выдачу денег под проценты на личные нужды (ремонт, отпуск, шопинг и т. д.).
    2. Автокредит — целевой потребительский кредит. В отличие от предыдущего типа средства могут быть потрачены только на приобретение автомобиля, который в обязательном порядке страхуется.
    3. Ипотека — крупный целевой кредит с длительным сроком погашения. Как правило, предоставляется на покупку жилья.



    Классифицировать банковские кредиты можно по разным признакам:

    • длительности погашения;
    • способам выдачи (наличными, кредитные карты);
    • процентной ставке и т. д.

    Независимо от типа кредитования заемщик обязуется своевременно вернуть денежные средства. Погашение обычно производится ежемесячно равными платежами.

    Что такое займ?

    Займом называют факт передачи одним участником финансовых отношений (заимодавец) другому (заемщик) финансовых средств или материальных объектов. В отличие от кредита займы могут предоставляться физическими лицами под расписку.

    Большинство МФО предоставляют кратковременные займы (до 30 дней), которые необходимо вернуть одним платежом. Процентная ставка, из-за повышенных рисков компании, существенно выше, чем в банках. Показатель может достигать 1% в сутки (365% в год).

    Виды Займов

    Микрокредиты подразделяются преимущественно по способам получения. Основные разновидности микрозаймов:

    • на банковскую карту;
    • наличными;
    • на электронный кошелек или мобильный телефон.



    В остальном условия в большинстве компаний приблизительно одинаковые:

    • рассмотрение заявки за 5-10 минут;
    • моментальная выдача или перевод средств;
    • срок до 30 дней.

    Также можно выделить:

    • офлайн-займы, которые можно получить только в офисе МФО;
    • онлайн-займы, предоставляемые удаленно.

    Последние оформляются без необходимости посещения отделения компании. Выдача производится круглосуточно.

    Преимущества и недостатки кредитов

    Основными плюсами банковских кредитов являются:

    1. Относительно невысокие проценты, а в случае с беспроцентной рассрочкой полное отсутствие переплат.
    2. Возможность получить крупную сумму на длительный срок.
    3. Разнообразие условий, которые зависят от компании и типа кредитования.
    4. При необходимости можно погасить досрочно.

    К минусам можно отнести:

    1. Строгий график погашения и систему штрафов при несвоевременном внесении платежа.
    2. Сбор пакета документов и подтверждение дохода, если этого требует банк.
    3. Отсутствие возможности потратить средства на свое усмотрение, если кредит целевой.
    4. Длительная процедура оформления и рассмотрения заявки, которая может занимать несколько часов или дней.

    Большинство банков небольшие суммы до 50 т. р. одобряют мгновенно, а для оформления требуется только паспорт. Но большие кредиты выдаются только проверенным клиентам, которые соответствуют требованиям.

    Плюсы и минусы микрозаймов

    Микрокредиты тоже обладают множеством положительных свойств:

    1. Моментальное оформление и рассмотрение заявки. В среднем 5-10 минут. Средства переводятся мгновенно.
    2. Отправка заявки онлайн и круглосуточно. При получении денег на карту или электронный кошелек личный визит в офис не требуется.
    3. Минимум документов. В большинстве МФО достаточно только паспорта.
    4. Не требуется подтверждение источника дохода.
    5. Множество удобных способов погашения.



    Минусов у моментального кредитования достаточно:

    1. Повышенные процентные ставки.
    2. Короткий период возврата.
    3. Система штрафов при несвоевременном внесении средств.
    4. Низкий лимит по кредиту (до 30 000 рублей).

    Некоторые микрофинансовые организации предоставляют новым клиентам беспроцентные займы, а постоянным заемщикам доступны программы лояльности.

    Сравнение условий в банках и МФО

    Для сравнения возьмем усредненные показатели по кредитам, не рассматривая отдельные тарифы или индивидуальные предложения. Условия кредитования в популярных банках и микрокредитных организациях:

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: