Кредит для самозанятых яндекс такси

Обновлено: 06.05.2024

В последнее время на кредитном рынке наблюдается рост автосалонов, микрофинансовых и банковских организаций, предлагающих займы для таксистов.

Как оформить кредит водителю такси?

Работа водителей такси всегда была рискованной и тяжелой, хотя и неплохо оплачиваемой. Деятельность этой категории людей оформляется, как ИП или самозанятый, которых банки не особо жалуют. Профессия водителя такси считается одной из самых неблагонадежных.

Специфика кредитования таких клиентов заключается в том, что потенциальный заемщик не может предоставить справку по форме 2-НДФЛ о доходах. Заработок у этих людей непостоянен, а если средства будут вложены в бизнес, то он может быстро обанкротиться.

Многие таксисты работают нелегально по «серой схеме», при этом, даже самые законопослушные граждане в любой момент могут лишиться водительских прав. Все это нередко приводит к невозможности возврата заемных средств.

Есть 2 проверенных и надежных вариантов займов для таксистов:

1. При получении займа транспорт на кредитора не переоформляется, а остается в собственности у владельца, который может использовать его по назначению. Водителям предоставляется кредит с обеспечением. Некоторые банки требуют предоставление оригинала ПТС, другие финансовые структуры отдают документ на руки.

Без подтверждения дохода таксист может стать обладателем 100 000 рублей, а в некоторых банках дают 500 000 рублей. Чтобы воспользоваться льготным кредитованием, нужно обращаться в организацию, в которой он числится в постоянных клиентах.

Большие деньги даются обладателям положительной кредитной истории под обеспечение или при наличии ответственных поручителей. Возраст заемщиков ограничен в основном 21-70 годами. Главное условие для принятия банком положительного вердикта – отсутствие обременений.

Подобных программ у банков не было никогда, а кредитование под такси даже не рассматривалось. Появление на сцене агрегаторов изменило ситуацию в корне. От этого предложения водителям трудно отказаться, особенно, если нужно на чем-то работать, а средств нет.

В группе финансовых организаций, дающим средства таксистам, находятся:

  • Банк Восточный под 9,5 % годовых (до 1 млн. рублей на 1-5 лет),
  • Открытие от 5,5% до 5 млн руб.
  • Альфа-банк от 5,5% на сумму до 5 млн рублей.
  • Ренессанс под 19,9% (1 млн. рублей до 5-и лет),
  • ВТБ от 5,4% сумма до 5 млн, а срок до 7 лет.

Самое выгодное предложение у Восточного Банка, который перечисляет средства на кредитную автокарту с бесплатным обслуживанием. На собственные деньги начисляется дополнительные 4%, при покупках в интерне-магазинах возврат средств достигает 40%, при расчетах на АЗС – 10%. Что касается залогового автомобиля, то он должен относится к категории В, страхование его необязательно.

2. Статистика показывает, что 80-90% таксистов традиционным путем кредит получить не могут, так как в большинстве случаев аудитория представлена банкротами, алиментщиками и людьми без образования.

При выборе финансовой компании в первую очередь следует обратить внимание на лидеров среди МФО:

До 21% от платы за проезд в «Яндекс.Такси» в Москве и области на самых дорогих тарифах достаются организаторам поездки — платформе и таксопарку, если он задействован в схеме (в регионах комиссия может быть другой). Как сообщал ранее гендиректор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко, в I квартале сама платформа получала менее 10% от стоимости заказа. При этом таксопарки, получающие оставшуюся долю, чаще всего выступают лишь владельцами автомобилей и посредниками.

«Брать в штат водителей никому не выгодно – мы посчитали, что только уплата налогов компанией, в которой официально трудоустроены 100 водителей, будет составлять 25 млн руб. в год. Это не считая затрат на администрирование этого процесса, на отпуска. Таксопарки уже и так напрямую не работают с водителями в части предоставления заказов, а только сдают им автомобили в аренду. Водители при этом либо ИП, либо физлица, находящиеся в серой зоне», – говорит председатель комитета Московской ТПП по таксомоторным перевозкам Богдан Коношенко. «Яндекс» стремится обелить рынок таксомоторных перевозок за счет перехода на прямые взаимоотношения с водителями», – добавляет эксперт.

Кредитование водителей на покупку автомобиля происходит не с баланса «Яндекса», а традиционно – через банки. Программа была запущена в начале сентября, с тех пор было подано около 10 000 заявок на оформление кредитов, одобрено более 100 кредитов, уточнил представитель сервиса. Сейчас «Яндекс» реализует программу в партнерстве с «Русфинанс банком» (лидер на рынке автокредитования в России по итогам июля, по данным аналитического агентства Frank RG), но сервис ведет переговоры о подключении еще четырех банков, уточняет представитель.

ВТБ прорабатывает возможность кредитования самозанятых, в том числе их сферы такси. Сегодня в ВТБ автокредит могут получить как физические лица по двум документам — паспорту и водительскому удостоверению, так и ИП», — сообщили в пресс-службе банка. В автокредитующей «дочке» Сбербанка «Сетелем» не ответили на запрос.

Согласно условиям программы, получить кредит смогут самозанятые водители или ИП, проработавшие в «Яндексе» как минимум два месяца и совершившие за этот период 100 поездок без получения блокировок сервиса, – так сервис обезопасит себя от аферистов, которые захотят получить кредит. На кредит могут рассчитывать только россияне, а размер процентной ставки для него рассчитывается индивидуально, начиная от 12,9% годовых.

Налог на профессиональный доход (НПД) создали специально для физических лиц, работающих на себя (самозанятых). Ставка налога и другие ключевые параметры были определены в ходе опроса потенциальных налогоплательщиков, проведенного через цифровые платформы, где самозанятые в основном и находят клиентов. Эксперимент оказался удачным – по данным ФНС на конец августа 2020 г., плательщиками НПД стали около 1 млн человек.

Первая попытка

Проблема с легализацией самозанятых граждан назревала давно. Бурное развитие социальных сетей и цифровых платформ дало им гораздо больше возможностей для поиска клиентов, но одновременно сделало и более уязвимыми.

Например, в 2018 г. Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области провела «рейд» в социальных сетях среди работающих на заказ частных кондитеров г. Твери. Одному предпринимателю пришлось подать декларацию о доходах за два года, еще 29 человек получили налоговые уведомления.

«Налоговая отчиталась об успешной спецоперации по обезвреживанию нелегального тортопритона», – иронизировали в журнале банка «Тинькофф» про деньги «Т-Ж», но проблема оставалась серьезной: чтобы работать легально и не бояться проверок, предпринимателю требовалось учредить юрлицо или хотя бы ИП, что требовало общения с налоговой инспекцией и ведения бухгалтерского учета, пусть и в минимальном объеме.

Основываясь на оценках Всемирного банка, «Ведомости&» подсчитали, что в России в 2019 г. в тени работало от 5,9 млн до 7,5 млн самозанятых предпринимателей (подробнее см. «Бой с тенью: как российские регионы вводят налог для самозанятых»). В Сбербанке потенциальное количество самозанятых оценивают в 15 млн человек, сообщил 15 июля заместитель председателя правления банка Анатолий Попов (цитата по «Прайму»).

Первую попытку легализации части самозанятых – нянь, сиделок, репетиторов, домработниц – государство предприняло в 2017 г. (тогда же в законодательстве впервые появилась эта форма занятости). Им предложили налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и социальных взносов на два года – при условии регистрации самозанятого в налоговой инспекции. Инициатива не пользовалась большим успехом: с 1 октября 2017 г. по 1 октября 2018 г. из миллионов самозанятых официально зарегистрировались, как писали «Известия» со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы (ФНС), всего 2587 человек.

Сколько вы хотели бы платить налогов?

В ФНС, которой в то время руководил нынешний премьер-министр России Михаил Мишустин, параллельно прорабатывали другой подход, более соответствующий уже наступившей цифровой эпохе.

«Опрос показал, что бизнес не готов платить больше 4–6%, не хочет нигде регистрироваться и ходить сдавать отчетность. Вот эти три вызова, которые мы преодолевали, и сделали так, что технология это позволила», – отметил Мишустин, выступая в сентябре 2019 г. на Московском финансовом форуме на сессии, посвященной НПД.

Что такое НПД

Для упрощения работы самозанятых водителей «Яндекс.Такси» через API (программный интерфейс приложения) интегрировал «Мой налог» со своей платформой «Таксометр» (сейчас – «Яндекс.Про»), через которую таксисты искали клиентов и получали оплату за выполненные заказы.

«По идее, закрыв поездку и получив начисление через «Таксометр», водителю нужно было открывать «Мой налог» и создавать там чек для учета платежа. Мы сделали так, что при отметке водителем соответствующей опции чек выписывается автоматически, проводятся все платежи, подсчитывается налог. Это удобно», – объясняет Диденко.

«Очень важно, что Аркадий (Волож, сооснователь «Яндекса». – «Ведомости&) первый поддержал наши начинания при создании мобильного приложения [«Мой налог»], сделал API-интерфейс. И очень важно, что все «Яндекс»-таксисты [водители – партнеры «Яндекс.Такси»] на сегодняшний день имеют возможность работать самозанятыми абсолютно в легальном поле», – отметил Мишустин на Московском финансовом форуме.

По данным «Яндекс.Такси», к середине августа 2020 г. более 170 000 самозанятых водителей выполняли заказы сервиса.

Участие обойдется желающим в 270 рублей в месяц: это половина затрат на страховку, вторую половину возьмет на себя компания. Такую программу запускают «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» вместе со страховой компанией «Манго страхование». От каких рисков смогут защититься самозанятые?


Фото: Михаил Метцель/ТАСС -->

«Яндекс» предложил страховку самозанятым курьерам и водителям. В случае нетрудоспособности участники программы смогут получать 800 рублей в день со второго дня болезни, всего до 24 тысяч в месяц. Можно будет воспользоваться и сервисом телемедицины «Доктор рядом» и бесплатно получить консультацию врача в чате, по видеосвязи или по телефону.

Это добровольная программа, участие платное — 270 рублей в месяц, пишет «Коммерсантъ». То есть самозанятый оплачивает половину затрат на страховку, вторую половину — «Яндекс».

Эксперты говорят, что проект действительно первый. Законодательство никак не обязывает платформы заботиться о тех, кто с ними работает. При этом самозанятые ни в какие фонды ничего не платят, поэтому рискуют остаться совсем без денег, когда болеют. Комментирует руководитель бюро по защите прав предпринимателей Московского городского отделения «Опоры России», предприниматель Алексей Петропольский.

Алексей Петропольский предприниматель, руководитель бюро по защите прав предпринимателей Московского городского отделения «Опоры России» «У самозанятых в этих 4% и 6% налога не предусмотрен никакой платеж в фонды, кроме прямого налога на доход. Следовательно, единственный вариант, по которому человек может на что-то рассчитывать, — это как раз страхование. И единственный рычаг получения каких-либо льгот — предусмотрение наперед через страховые компании страхового случая. Эта практика нова, думаю, у нее большая перспектива».

Самозанятые и индивидуальные предприниматели имеют право в полном объеме пользоваться всем спектром медицинских услуг по обыкновенному полису. Но вот как обеспечить себя в случае болезни или потери трудоспособности, раньше каждый решал сам. В Европе и США предусматривать такие риски обязали платформы, говорит профессор, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Александр Сафонов профессор, проректор Академии труда и социальных отношений «Будем надеяться, что все-таки будет принято такое же решение, как было принято в европейских странах и США в отношении Uber, когда Верховный суд США определил, что Uber, по сути, является классическим работодателем и в этом плане обязан осуществлять все необходимые отчисления и в Фонд социального страхования, и в Пенсионный фонд, как положено классическому работодателю. В этом, конечно, наше главное отличие. С учетом того, что количество самозанятых у нас растет и правительство планирует, что оно будет расти, конечно, необходимо решать эту проблему на государственном уровне, делать так, чтобы платформы, которые предоставляют работу, это не только «Яндекс», брали на себя всю полноту ответственности, в том числе и отчисления во внебюджетные фонды».

Риски заболевания для самозанятых особенно остро встали за время пандемии. Появление страховок — логичный шаг развития этого института, и рано или поздно цивилизованные площадки к этому придут.

Основное преимущество займа в том, что для его получения не требуется подтверждать доход, пояснили в компании. Будет ли такое автокредитование пользоваться спросом?


Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС -->

«Яндекс.Такси» запустила программу кредитования самозанятых водителей и индивидуальных предпринимателей. Чтобы получить заем, нужно проработать с «Яндекс.Такси» не менее двух месяцев, совершить 100 поездок и не иметь блокировок сервиса. Сам кредит на условиях агрегатора выдает пока только один банк, рассказала Business FM представитель «Яндекс.Такси» Ася Паноян.

Ася Паноян представитель «Яндекс.Такси» «Для получения такого кредита водителю не требуется дополнительно подтверждать доход, так снимается основное препятствие, которое мешает самозанятым получать кредиты. Для оформления кредита потребуется лишь паспорт и водительское удостоверение. Также не нужно посещение офиса, все можно сделать онлайн».

Сейчас многие из водителей, которые не могут купить машину, берут ее в аренду у таксопарков и платят за пользование от 1,5 тысячи до 5 тысяч рублей в день в зависимости от класса автомобиля — это расценки в столице. Новая программа «Яндекс.Такси» направлена прежде всего на то, чтобы убрать с рынка лишнюю прослойку в виде таксопарков, считает автоэксперт Артем Бобцов.

В этом случае водитель будет работать на кредит в ущерб ремонту, а это может сказаться на безопасности, говорит владелец крупного таксопарка Дмитрий Раскин.

Дмитрий Раскин владелец крупного таксопарка «Раньше они окучивали лизинговые компании, которые по программе «Мой таксопарк» получили обратно процентов 80 машин, которые брали ИП под такси, а после первой аварии или первого ремонта уже не могли ничего оплачивать. Теперь они какой-то парк таким образом окучат. Кто сейчас в такси работает, кто мог взять машину в кредит без «Яндекса», они спокойно и так взяли. У тех, кто продолжает работать на аренде, нет в запасе ни копейки вообще. В кредит машину взять можно, но ее еще надо обслуживать, причем, чтобы платить кредит, надо достаточно много работать, значит, и износ у машины будет большой, ремонтов будет много. Если машину покупают за полтора миллиона и катаются по заказам по 150-200 рублей, с которых «Яндекс» еще треть себе забирает, минус бензин, плюс подача. Это «Яндекс» очень красиво рисует доход водителя, весь холостой пробег выкидывают, и вроде как доход получается более или менее нормальный. Например, водитель в день проехал 400 километров по факту, а «Яндекс» рисует картинку, что он в день проехал 150 километров. Это те 150 километров, которые он был конкретно на заказе, и получается прекрасный средний доход».

Программа кредитования «Яндекс.Такси» была запущена в начале сентября. За это время подано 10 тысяч заявок, а одобрено лишь более 100, пишет газета «Ведомости».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: