Кредитная система обучения в казахстане плюсы и минусы

Обновлено: 04.05.2024

Хотелось высказаться о нашей "кредитной системе образования" и вообще о своем университете в часности. Терпел я долго и вот теперь так сказать прорвало. Посещение занятий. Хотелось бы начать с того.

Хотелось высказаться о нашей "кредитной системе образования" и вообще о своем университете в часности. Терпел я долго и вот теперь так сказать прорвало.

  1. Посещение занятий. Хотелось бы начать с того всех студетов долбят за посещаемость занятий и всяческими ужасающими санкциями принуждают на них ходить, хотя по нормальной! кредитной системе (ECTS) предусматривается свободное посещение занятий студентами с последующей сдачей тестовых экзаменов.
  2. Самостоятельная работа студентов (СРС). Это еще одна зараза которую привнесла "кредитная" система образования в РК. Курсы преподаваемые в университете сокращены не просто до минимума, а до каких-то огрызков этих курсов. И преподаватели пользуясь этим любят напоминать по поводу и без о том, что 60% материала мы должны изучать самостоятельно, но не упоминают ни словом о том как мы должны это сделать! Нет ни компьютеризации, ни условий создаваемых в Европе для подобного способа обучения, и что самое главное не хватает времени! У меня например сейчас на третьем курсе занятия закачиваются около 3 часов и я еще как-нибудь могу посидеть в библиотеке, но как быть второкурсникам, у которых пары вкупе с подготовкой к ПГК заканчиваются около 7-8 часов вечера! Им надо не спать, не есть и не отдыхать получается. Хотя второй курс университета это отдельная тема.
  3. Экзамены. То что проводится назвать экзаменами сейчас нельзя. Потому что это тесты. Тут тоже ничерта не отлажено и не продумано. По "Правилам кредитной системы обучения" в конце учебного года сдаются тесты в электронном! виде на компьютерах, кроме тех предметов где это невозможно (Вышмат, физика), у нас же на это правило благополучно забивали долгое время и тесты мы писали на бумажках и все было нормально, но потом ректорат решил с умничать и ввести электронное. Что последовало за этим не описать словами, мало того что подводило само оборудование, так и базы тестов были составлены просто убого и неправильно, преподаватели не умели и не умеют сейчас составлять базы тестов так, чтобы можно было их правильно внести в общую базу данных, в связи с этим каждую сессию и каждый семестр все начинают носится в панике из за того что в результате сбоя базы, вопросы не засчитывались или еще что закосячилось и люди слетают со стипендии низачто абсолютно! При этом после экзамена уже нельзя ничего доказать все ссылаются на то, что: "Машина это Вам не человек, она не ошибается, что поставило на то и знаете" и это притом что эти люди прекрасно знают как это все тупит и не работает! Но даже эти проблемы это еще только цветочки, ягодки тут в том, что за 2 недели до экзаменов по все тем же Правилам, преподаватели обязаны дать базу тестовых вопросов, по которым мы должны готовится, так вот некоторые преподаватели просто напросто отказываются это делать либо ничем это не мотивируя, либо ссылась на то что они: не готовы, забыла флешку, дам попозже(нужное подчеркнуть), и в результате что мы имеем? За 3 дня до экзаменов получаем базу тестов в 200-300 вопросов и лихорадочно на них отвечаем. Но и это еще не все! С тех пор как стали выдаваться эти базы, успеваемость на экзамене резко поднялась ведь не трудно догадаться, что ничего не стоит всю эту базу тестов закинуть в телефон или оставить его на компе и посадить своего человека за аську. И после этого ректорат решает ужесточить меры проведения экзаменов, и поставить чуть ли не над каждым студентом по преподавателю, да и опять же вдобавок все больше преподов отказывается давать тесты потому что их за это ругают, хотя все это описано в Правилах как обязательное. Еще к непроходимому тупизму на экзаменах можно отнести замену преподавателей присутствующих на самом экзамене, то есть человек который ведет предмет и который его принимает это совершенно разные люди зачастую даже с других кафедр!
  4. Второкурсники. Этих людей по моему и совсем людьми то не считают потому что люди работать под такой нагрузкой не способны! С 9 до 7 часов, с крошечными переменками! Второй курс считается самым тяжелым, а я даже сказал бы невозможным! Потому что на втором курсе после этих пар я еле-еле волочил домой ноги, и на все наши упрашивания отпустить пораньше препода говорили что сейчас придет проверка и им попадет! Эти проверки кстати тоже абсурд! Это еще одна убогая попытка заставить студентов ходить на пары! Это стравливание студентов и преподов и натягивание между ними отношений! Кстати деканат на эти же заявления о том как нам трудно заявлял, что "Вы же сдавали справку 086-У когда сюда поступали, а значит Вы здоровы и можете тут учиться". Разве это по-человечески?
  5. Столовые. Я не могу судить о других универах, но в КарГТУ столовые просто ужасны! Мало того что там все невкусно! Так и еще даже этого невкусно очень часто не бывает! Асортимент просто скуден! Напитков нет уже около 2 месяцев. А цены просто огромны! В любой окрестной кафешке на те же деньги можно покушать 2 а то и 3 раза! Почему не отдать их в частное пользование какому-нибудь предпринимателю? У меня есть ощущение, что это делается для того чтобы студенты вообще перестали ходить туда и столовки закрылись!
  6. Проверки. Любая проверка в КарГТУ превращается в шоу! Все бегают и вылизывают все возможные и невозможные углы! Когда приезжал аким всех загнали в 2 поточные аудитории и мотали там какие-то фильмы и не выпускали до того как он не уехал! Это нарушение авторских прав и ущемление прав студентов! Кстати даже после того как он уехал из корпусов людей не выпускали еще около получаса! А в нынешнем году грядет аттестация вуза под которую попадают все 4 курсы и я в том числе. Что будет творится я даже боюсь представить! Если уж при обычных проверках светопереставление. причем в конце этой аттестации мы будем должны сдать тесты. То есть мы должны готовиться в госэкзаменам, писать диплом, пройти преддипломную практику которая тоже свалилась недавно, и еще ходить не дополнительные занятия и готовится к этим тестам, говорят что их будут ставить по воскресеньям. Ах да еще мы должны посещать пары, потому что в 6 семестре нам еще добавили обычное обучение, а не только дипломку! Помоему 4 курсы за людей тоже перестают считать.

Вот вроде высказал самое основное из-за чего во мне бурлило говно! Хотя есть еще тысячи мелочей о которых я сейчас не вспомнил или стало лень писать! А что Вы об этом все думаете ювижцы? Как дела обстоят в Ваших университетах?

С 2003-2004 учебного года во многих вузах Казахстана в качестве эксперимента была введена кредитная система обучения.

Внедрение кредитной системы обучения было вызвано интеграцией национальной системы образования страны в мировое образовательное пространство.

На сегодняшний день в нашей стране кредитная система развита не полностью. У нас хоть и ввели ее, но она не такая, как в Европе, так как в «нашей кредитной системе» еще присутствует элементы советской системы знании.

Название «кредитная» происходит от латинского слова «кредит» (credit - доверие), обозначающее в данном случае унифицируемую единицу объема учебной работы обучающегося студента.

Кредитная система – революция в системе высшего профессионального образования, которая призвана повышать уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации. Один учебный год составляет 34 недели, из которых 30 – теоретического обучения, 4 – рубежный итоговый контроль. Учебный год делится на 2 семестра. Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного обучения и ликвидации разницы в учебных программах.

Каждый ВУЗ устанавливает свой определенный проходной балл при переводе с курса на курс. Если обучающийся не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренных рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение курсов на платной основе.

Кредитная система так же, как образовательная программа, имеет ряд плюсов и минусов. К преимуществам данной технологии обучения можно отнести то, что студентам предоставляется право выбора как дисциплины, так и преподавателя. Каждый студент формирует свой индивидуальный план, работает над своей итоговой оценкой в течение всего семестра, выполняя самостоятельное задания, регулярно посещая занятия, проходя аттестацию, активно участвует на практических занятиях, соответственно, экзаменационная оценка не является итоговой, она лишь часть рейтингового контроля. Их знания оцениваются в баллах, которое повышает качество знаний и образования. К отрицательным сторонам данной системы обучения можно отнести то, что обучающие находятся в здании университета почти целый день: до обеда они выполняют самостоятельную работу, а после обеда посещают аудиторские занятия. Это потому, что занятия проходят углубленно. Также отрицательной стороной кредитной системы является наличие так называемых «окон» в расписании. Ведь не вся группа выбирает одну и ту же дисциплину и тем более одного преподавателя и по этой причине возникают сложности в составлении расписании, чтобы кредитная технология была полностью реализована в системе высшего образования, необходимо улучшить материально-техническую базу. На сегодняшний день не каждый ВУЗ может себе позволить дополнительное оснащение, кафедр, оборудованием и компьютерными классами.

Эта система вызывает конкуренцию среди преподавателей и студентов. Также способствует повышению успеваемости и улучшению качества их знаний. Еще одной отрицательной стороной является «куча» документов, бумажных дел, много путаницы, что отягощает учебный процесс.

При кредитной системе учащийся выступает активной стороной, который проявляет свою инициативность и самостоятельность, тем самым приобретая опыт самообразования.

Учебно-методический комплекс дисциплины - это комплексная система учебных и методических материалов, которая полностью обеспечивает проведение всех видов занятий по дисциплине, способствует эффективному освоению студентами изучаемой дисциплины.

Структурные элементы учебно-методического комплекса дисциплины должны отражать полный обучающий цикл, а именно: 1. постановка учебной задачи; 2. предъявление учебной информации; 3.репродуцирование знаний и действий; 4. закрепление знаний и контроль; 5. обобщение и систематизация знаний; 6. самостоятельная работа студента по усвоению учебной информации.

Учебно-методический комплекс дисциплин направлен на решение следующих задач:

  • определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе конкретной специальности;
  • реализация междисциплинарных логических связей образовательной программы;
  • распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий;
  • организация самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время;
  • активизация познавательной и творческой деятельности студентов;
  • обеспечение взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.

Одной из целей использования учебно-методического комплекса является сокращение аудиторного времени для рассмотрения многих организационных вопросов, таких как:

  • распределение учебных часов между лекциями и семинарами;
  • виды текущего контроля знаний;
  • перечисления рекомендуемой литературы и др.

При разработке учебно-методического комплекса какой-либо дисциплины важную роль играет силлабус - ( Syllabus ). Syllabus представляет собой описание учебной программы изучаемой дисциплины, которое позволяет студенту получить общие сведения о направленности и политике учебного курса. Силлабус является своего рода программой курса, где отражается полное и в то же время лаконичное описание разрабатываемого курса (учебной дисциплины). Силлабус описывает как содержание курса, так и все, что касается обучения и преподавания по предлагаемому курсу. По содержанию силлабус можно подразделить на 4 этапа, которые преподаватель при разработке силлабуса обязательно должен расписать с учетом предлагаемой дисциплины. Полагаем, что следует более подробно рассмотреть содержание силлабуса, поскольку на практике при его разработке возникает ряд спорных моментов.

Итак, силлабус можно, по нашему мнению, условно разделить на 4 этапа:

общие сведения, включают в себя

  • 1. название ВУЗа;
  • 2. название факультета;
  • 3. реквизиты кафедры;
  • 4. шифр и название специальности;
  • 5. код и название курса; 6. количество кредитов;
  • 7. семестр;
  • 8. время;
  • 9. аудитория.

При разработке 1 этапа силлабуса преподаватель не имеет возможности оговорить время и аудиторию, поскольку силлабус по предлагаемой дисциплине разрабатывается до составления учебного расписания. По нашему мнению, нецелесообразно включать данные требования, так как студент в дальнейшем может ознакомиться со временем проведения занятий и аудиторией в учебном расписании, утвержденном Проректором по учебно-методической работе.

При разработке 2 этапа силлабуса преподаватель обязан включить: 1. предварительные обязательные курсы (пререквизиты), т.е. изучение предшествующих дисциплин, предварительно сформированный понятийный аппарат, набор знаний, умений, навыков, необходимых для освоения изучаемого курса.

При разработке 3 этапа силлабуса преподаватель обязан предоставить информацию о себе, как о преподавателе, читающем предлагаемую в силлабусе дисциплину. В случае если предлагаемую учебную дисциплину читают несколько преподавателей, то в силлабусе должны содержаться сведения обо всех преподавателях, включая контактные данные. Помимо информации о преподавателях в силлабусе должна быть расписана политика курса - опоздания, пропуски, поведение в аудитории, отсутствие на экзамене и.т.д. В качестве рекомендации предлагаем, более подробно расписать порядок проставления баллов либо возможность отказа в принятии поздно предоставленных работ студентов. Для этого преподаватель должен четко предусмотреть сроки приема работ студентов.

При разработке 4 этапа силлабуса преподаватель обязан расписать программу курса, которая включает в себя:

1. характеристику курса;

3. специальные задачи;

4. знания и умения после прохождения курса;

5. график лекций и семинаров;

6. формы и методы проведения занятий (рекомендуется преимущественное применение интерактивных методов);

7. информация по оценке, описание требуемых работ для каждой оценки, политика выставления оценок;

8. материал для обязательного ознакомления; 9. материал для дополнительного чтения.

Для более продуктивного использования силлабуса студентами предлагаем дополнить силлабус следующими положениями, а именно: в разделе семинарские занятия, на наш взгляд, необходимо включить:

  • -Название темы;
  • - Основные вопросы;
  • - Методические рекомендации;
  • -Рекомендуемая литература.

Предлагаемые дополнения позволят студентам продуктивно подготовиться к семинарскому занятию, овладеть дополнительной информацией по вопросам, которые будут рассматриваться на занятиях. Кредитная система обучения предусматривает применение интерактивных методов обучения, что не возможно без применения соответствующего оборудования. К сожалению, в настоящее время невозможно применение данного оборудования из-за его недостаточного количества, поскольку одновременно, согласно утвержденного расписания проводится мнго лекционных и семинарских занятий. Кроме того, поскольку аудитории не оборудованы стационарными мультимедийными проекторами, предлагаем ввести штатную единицу для установки в учебных аудиториях специального оборудования для внедрения интерактивных методов обучения. При наличии соответствующего оборудования при проведении семинарских занятий и рубежных контролей можно использовать такие формы обучения, как «кейс-стади», блиц-опрос, деловые игры и др.

С введением кредитной системы обучения существенно сократилось время проведения семинарского занятия (50 минут). Студент в течение отведенных кредитов обязан набрать определенное количество баллов. Учитывая, что по дисциплине «Трудовое право Республики Казахстан» запланировано 15 семинарских занятий, и при успешном завершении изучения дисциплины он должен набрать 60 баллов, из них 30 баллов - на семинарских занятиях. Исходя из того, что в среднем в группе 25 студентов, время для проведения опроса преподавателем для каждого студента составляет 2 минуты. Таким образом, при средней численности в группе 25 человек невозможно опросить всех желающих студентов во время семинарских занятий в течение 50 минут. Для предоставления возможности более индивидуального подхода со стороны преподавателя к студенту во время устного опроса на семинарском занятии и выставления объективной оценки знаний в виде баллов предлагаем сократить численность студентов в группе до 15.

Многовековой опыт человеческого общества наглядно показал, что успешное, прогрессивное развитие любого государства в значительной степени зависит от обеспеченности квалифицированными профессионалами в своем деле, специалистами в каждой отрасли производства и сфере деятельности, потому подготовка их на основе постоянного совершенствования системы образования является одной из актуальнейших проблем.

Состав и потенциал специалистов должен постоянно пополняться за счет наиболее одаренных, перспективных и хорошо подготовленных выпускников высшей школы, получивших хорошее школьное и дошкольное образование и воспитание, потому их подготовку следует рассматривать как единую систему, включающую дошкольное, школьное, вузовское и послевузовское образование.

Последние 15-20 лет характеризовались проведением в масштабах всей страны многочисленных реформирований, «оптимизаций» школьного, среднего специального, вузовского и послевузовского образования, при этом была взята за основу американская система без предварительной апробации и учета наших возможностей, уровня учебной базы, обеспеченности литературой, традиций, менталитета и подготовленности преподавателей и учащихся.

Министр образования и науки Б.Т.Жумагулов вполне обоснованно признал, что бесконечные реформы в сфере образования и науки из-за формальной гонки за модными течениями привели к тому, что отечественная модель подготовки научных кадров заметно стала отставать даже от советской системы, а заложенный в те годы творческий научный потенциал в настоящее время почти не восполняется.

Анализ уровня подготовки абитуриентов, поступающих на агрономические специальности в Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина, за многие годы нашей работы позволяет прийти к весьма неутешительному выводу - год от года качество ухудшается по всем дисциплинам, что особенно стало проявляться за последние 10-15 лет.

Мы не можем говорить, что поступающая на агрономический факультет молодежь уступает своим предшественникам по уровню интеллекта, но вполне обоснованно утверждаем, что их стали очень значительно хуже учить в школе, в результате - большинство полностью «утратили» понятие «начитанность», как наиболее важный элемент культуры человека, а также разностороннюю подготовку, включая логическое мышление, свойственную прежней советской школе.

Приходится сожалеть, что при всех реформированиях не позаботились сохранить все лучшее и полезное от предыдущей системы образования, а также не учли тот факт, что давно уже не является секретом - кругозор и уровень грамотности большинства выпускников американских школ крайне низкий.

Кредитная система высшего профессионального образования по специальностям бакалавриата 050801 - агрономия, 050808 - почвоведение и агрохимия и 050807 - лесохозяйственное дело на агрономическом факультете стала внедряться с 2004-2005 уч.года взамен предшествующей модульной, а также традиционной - линейной, осуществлено уже три выпуска бакалавров.

Принципиальные различия между ранее применявшимися системами обучения с кредитной можно видеть в следующем:

  • сокращение срока обучения с 4 лет 6 месяцев до 4 лет;
  • сокращена продолжительность учебной и производственной практик до 4-6 недель (прежняя система предусматривала прохождение производственной практики в совхозах и колхозах в течение 5-6 месяцев - с конца апреля по октябрь, т.е. всего летнего сезона), что ухудшило практическую подготовку и ориентацию выпускников на работу в производственных подразделениях АПК.
  • объем лекционньгх часов по профилирующим дисциплинам сокращен в 4­6 раз, а лабораторных в 2-3 раза, а основной упор сделан на самостоятельное приобретение знаний, что требует более серьезного контроля за освоением учебной программы студентами в целом;
  • в рабочую программу дисциплины (силлабус) включены часы самостоятельной работы студента (СРС) и самостоятельной работы студента с преподавателями (СРСП), а также в течение семестра 2 рубежных (промежуточных) контроля;
  • по всем дисциплинам при 2-3 кредитах продолжительность семестров ограничена 15 неделями, а лекции в общем объеме часов занимают всего 11% (15 часов), потому подробное изложение материала невозможно, изучение программных вопросов по каждой дисциплине студент должен проводить самостоятельно, для этой цели в сетке часов выделяется 33,4% времени (условно, поскольку работа внеаудиторная);
  • все выше изложенное говорит о необходимости считать, что СРСП - одна из важнейших форм занятий, поскольку преимущественно только на них можно регулярно (еженедельно) контролировать выполнение заданий.

Для полноценного внедрения кредитной системы по дисциплинам кормопроизводства курс лекций нами был переработан и подготовлены демонстрационные материалы в электронном варианте, в который включены основные (проблемные) вопросы по каждой теме, с расчетом изложения всей программы изучаемого курса за 15 лекционных часов, были подготовлены и изданы на казахском и русском языках учебники, программы (силлабусы), методические указания к лабораторным и семинарским занятиям в количестве 12 наименований, общий объем которых составляет по 350 стр. на государственном и русском языках, которые позволяют студентам самостоятельно работать с литературой в соответствии с программой и проверять степень овладения ими, ориентируясь на контрольные вопросы.

К сожалению, приходится констатировать, что за последние 20 лет хорошей монографической литературы, как в Казахстане, так и России стали издавать крайне мало и незначительными тиражами (100-500 экз.), потому они мало доступны не только для студентов, но и преподавателей, а наличие этой литературы в библиотеке от общего количества рекомендованной не превышает 5-6%. Книги, изданные в 60-80 годы и физически, и морально устарели, к тому же сохранилась в единичных экземплярах.

За последнее десятилетие осуществляется переход от бумажных носителей информации к электронным, однако до сих пор студенты даже старших курсов при подготовке рефератов, научных и дипломных работ (проектов), очень редко пользуются услугами Интернета. Проведенное нами изучение материалов на сайтах Интернета показало, что сведений, связанных с конкретными агрономическими проблемами, встречается очень мало, большинство из них публиковались уже более 20-40 лет тому назад, очень мало материалов, основанных на результатах экспериментальных исследований последних лет, особенно по технологии возделывания кормовых культур в степных регионах Казахстана и Сибири.

От перегруженности расписания учебными (звонковыми) занятиями можно бы избавиться в первую очередь путем выведения из учебного плана общеобразовательных дисциплин, в основном повторяющих вопросы школьных программ, доля которых достигает от общего объема учебных часов 26% (1530 часов). В дальнейшем можно надеяться, что при переходе на 12 летнее школьное образование эта проблема в вузах будет снята, однако решение вопроса перегруженности студентов следует ускорить.

Переход на четырехлетний срок обучения привел к ухудшению практической агрономической подготовки, поскольку студенту необходимо в период производственной практики пройти полный цикл овладения технологией возделывания полевых культур «от семени до семени», т.е. в течение всего вегетационного периода, а при нынешних 5-6 неделях практика нередко превращается в экскурсионные мероприятия, к тому же многоотраслевых хозяйств, где могут студенты получить полноценную практическую подготовку, очень мало, что в свою очередь порождает вторую проблему - трудоустройства выпускников по специальности.

За последние годы резко понизилась привлекательность и престижность работы в АПК, в том числе и дипломированных специалистов, что связано с условиями труда, бытом и уровнем заработной платы. По сведениям Агентства РК по статистике, которые ежемесячно публикуются в СМИ, например, за март 2011 года средняя зарплата по стране составила 87,5 тыс. тг., по Акмолинской области 58,2, а по Астане 129,2 тыс. тг., в отраслевых структурах самые высокие зарплаты - в финансово-страховой деятельности - 171,9 тыс, в горнодобывающей промышленности 198,2 тыс. тг., а самая низкая у работников сельского, лесного и рыбного хозяйства - всего 33,8 тыс. тг., т.е. в 2,5-5 раз ниже. Для сравнения - в 80-х годах прошлого столетия средние зарплаты в промышленных предприятиях и сельском хозяйстве были почти на одном уровне, а самые высокие зарплаты были в сфере материального производства.

В настоящее время подготовкой специалистов агрономического профиля в Республике занимается более 15 высших учебных заведений, многие из которых не имеют квалифицированных кадров, преподавателей, учебных площадей, оборудования и т.д., но дипломы бакалавров агрономии выдают. Для сравнения -в конце 80-х годов, когда в составе АПК функционировало более 2,5 тыс. крупных многоотраслевых колхозов и совхозов, в каждом из которых работало до 10-15 и более агрономов, кроме того, они были востребованы в управлениях сельского хозяйства, научно-исследовательских и учебных институтах, опытных станциях, сортоучастках и др. подготовкой агрономических кадров высшей квалификации в Республике занимались всего 5 сельхозинститутов. В настоящее время общая посевная площадь сократилась почти в два раза, уменьшилось поголовье скота, из которого более 85% находятся в личных подсобных хозяйствах, потому возникает закономерный вопрос, зачем столько вузов занимаются выдачей дипломов бакалавров агрономии. При сложившейся ситуации студенты уже заранее знают, что придется быть либо безработным, либо искать какую-нибудь работу явно не по сельскохозяйственному профилю, что не стимулирует серьезного отношения к учебе, поскольку при нынешнем состоянии сельского хозяйства и уровне применяемой технологии возделывания культур с.-х. предприятия не только не хотят иметь в штате высококвалифицированных специалистов, но и не проявляют особого интереса к научным разработкам и их внедрению, что существенно отличает нас от высокоразвитых стран. В США и многих западных странах учебные заведения получают финансовую поддержку не от государства, а от корпораций, отслуживая им за это наукой (новейшими научными разработками, подготовкой кадров и др.), при этом следует учесть в широком понятии «Университет» - это учреждение, занимающееся разработкой научных проблем с одновременным обучением студентов в хорошо оснащенных самым современным оборудованием лабораториях, привлекая к научной работе студентов, магистрантов.

В заключение приходится отметить, что при реформировании образования возникли проблемы, из которых главной является заложенная в ГОСО перегруженность студентов аудиторными занятиями, что не позволяет
реализовать основную задачу - самостоятельное приобретение знаний студентами, поскольку на это фактически не остается времени. ГОСО по подготовке бакалавра агрономии на основе кредитной технологии не позволяет обеспечивать в полной мере практическую подготовку будущих специалистов, потому необходимо предусмотреть увеличение продолжительности производственной практики до 4-5 месяцев. Подготовку специалистов по агрономии следует в РК сосредоточить в 4-5 университетах, расположенных в разных почвенно-климатических зонах, укомплектованных квалифицированными профессионалами - профессорами и докторами наук, где должна быть создана современная научная и учебная база, а выпуск специалистов скоординировать с потребностями производства (рынком труда). Следует критически оценить систему и задачи школьной подготовки с целью повышения уровня знаний, элементарной грамотности, логического мышления, не сводя всю подготовку к заучиванию тезисных заданий.

Следует решить на правительственном уровне вопрос о приведении в соответствие вузов к статусу «Университет» и законодательно определить основные задачи: во-первых, научно-исследовательская работа, в которой активно участвуют и получают практическую подготовку студенты, во-вторых, подготовка высококвалифицированных кадров АПК, при этом сельскохозяйственные корпорации и предприятия должны быть заинтересованы в научных разработках университетов для внедрения в производство, а также подготовке для них кадров - специалистов, внося определенный вклад в финансирование вузов, шире практиковать целевую подготовку по направлению хозяйств.

Таким образом, возникает необходимость глубокой и критической оценки введенной ныне кредитной системы образования и внесения в нее серьезных коррективов с целью решения важнейшей государственной задачи - подготовке собственных профессиональных кадров, способных решать проблемы АПК по обеспечению продовольственной независимости страны и производства конкурентоспособной продукции.

Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, вхождение в Болонский процесс инициировали внедрение кредитной технологии обучения в вузах республики. Её реализация необходима для международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования.

Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования студентами последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя, учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в кредитах. Эта технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.

В литературе достаточно часто, наряду с понятием «кредитная технология», употребляется понятие «кредитная система обучения». Следует уяснить суть их соотношений. Кредитная система обучения зародилась на Западе более 30 лет назад, в начале в США, а затем распространилась и в Европе. В настоящее время наиболее распространенными кредитными системами являются американская (United States Credit System - USCS), которая применяется с конца ХХ века, и европейская (European Credit Transfer System - ECTS), которая начала формироваться с середины 80-х гг.двадцатого века и с 1997 года принята Европейской комиссией в качестве единой системы сопоставления результатов обучения в образовательном пространстве стран Европейского союза. С июня 1999 года, после подписания европейскими странами Болонской декларации (где введение кредитной системы обучения является основным условием вхождения страны в Единое Европейское Образовательное Пространство), кредитная система стала развиваться и распространяться во всем мире.

Кредитная система – это асинхронная (в отличие от традиционной «линейной») модель организации учебного процесса. В нее входят все обеспечивающие ее механизмы, включая кредитную технологию учета, систему выбора учебных курсов, принципы выставления оценок, набор критериев получения диплома, правила перевода с курса на курс, правила конвертации полученных кредитов при переводе в другой вуз и т.д..

Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, соответствующая 45 академическим часам общей трудоемкости за любой академический период в бакалавриате, 60 академическим часам - в магистратуре и 75 академическим часам - в докторантуре Правовые основы перехода на кредитную систему обучения в Казахстане разработаны в ряде документов (Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1459 от 11.10.2004 г.; Закон РК «Об образовании» № 389-1 от 07.06.1999 г.; ГОСО РК 5.03.001-2004 «Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Основные положения» и др.).

В таблице 1 проведено сравнение кредитной системы и традиционной (линейной) системы обучения по 10 показателям, основываясь на Правилах организации учебного процесса по кредитной системе обучения (Министерство образования и науки Республики Казахстан Приказ от 22 ноября 2007 г. № 566) и Правилах организации деятельности высших учебных заведений (Министерство образования и науки Республики Казахстан Приказ от 11 марта 2001 г. № 151) .

Таблица 1 – Сравнение кредитной и традиционной систем обучения

Показатели сравнения Традиционная система обучения Кредитная система обучения
1.Продолжительность учебного года Продолжительность учебного года на всех курсах, кроме выпускного, составляет не менее 30 и не более 36 недель. Продолжительность экзаменационных сессий должна составлять не менее 6 недель в одном учебном году. Для студентов очной формы обучения не менее двух раз в году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7-10 недель. Учебный год на 1-3 курсах, состоит из 34-36 недель, из которых 30 – теоретическое обучение, 4-6 – промежуточная аттестация и итоговый контроль. При составлении академического календаря для студентов очной формы обучения необходимо предусматривать каникулы не менее двух раз в году общей продолжительностью не менее 8 недель. Для удовлетворения потребностей в дополнительных видах обучения, ликвидации разницы в учебных программах и академической задолженности вуз вводит летний семестр до 6 недель.
2.Контроль и оценка обучающихся Знания, умения и навыки студентов по итогам промежуточной аттестации, оцениваются: на экзаменах – по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно); на зачетах – по двухбалльной зачетной отметке: «зачтено» или «не зачтено». Текущий контроль оценивается тоже по пятибалльной системе, но итоговая оценка выставляется по результатам экзамена. Студент допускается к участию экзаменационной сессии только в том случае, если получил зачеты по дисциплинам и не имеет задолженности за предыдущий курс. Зачеты сдаются в недельный срок до начала экзаменов согласно расписанию. Учебные достижения студентов оцениваются по буквенной балльно-рейтинговой системе оценки знаний (см. таб. 5). Оценка текущего и рубежного контроля составляет 60 процентов итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине. Итоговый контроль знаний проводится в период промежуточной аттестации, оценка которой составляет 40 процентов итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине. Экзаменатор принимает экзамен у студентов, которые имеют рейтинг допуска. По результатам итогового контроля отдел регистрации составляет академический рейтинг студентов и ведомость GPA.
3.Ликвидация академической задолженности Обучающимся, получившим на сессии не более двух оценок «неудовлетворительно», предоставляется право ликвидировать академическую задолженность в течение одного месяца с начала следующего семестра. Пересдача экзамена по одной и той же учебной дисциплине допускается не более двух раз. Студент, получивший по итоговой форме контроля оценку «неудовлетворительно», имеет право повторно прослушать и сдать данную дисциплину в течение последующих академических периодов на платной основе. При этом он должен вновь пройти все виды контроля, предусмотренные программой дисциплины.
4.Отчисление студентов за академическую неуспеваемость Обучающиеся в организациях образования отчисляются за академическую неуспеваемость, если: - по итогам промежуточной аттестации имеют академические задолженности по трем и более дисциплинам; - не ликвидировали академические задолженности в установленные сроки; - получили оценку «неудовлетворительно» по квалификационному экзамену; - не выполнили программу профессиональной практики или получили оценку «неудовлетворительно» при защите отчета по практике. Студент за академическую задолженность не подлежит отчислению из вуза. Если студент не набрал переводной балл, он должен быть оставлен на повторный курс обучения (это может быть во время летнего семестра). В этом случае студент либо довыполняет ранее принятый индивидуальный учебный план, либо может сформировать новый в установленном порядке.
5.Составление студентами индивидуальных рабочих планов и расписания. Элективные дисциплины Для студентов в традиционной системе разрабатывается только общее расписание по всем учебным дисциплинам в течение семестра и во время сессии. Индивидуальные рабочие планы не составляются. Понятия «элективные дисциплины» в традиционной системе обучения нет. При кредитной системе обучения студент самостоятельно определяет свою образовательную траекторию. Для обеспечения этого условия высшее учебное заведение: предоставляет студенту типовой учебный план специальности (либо каталог обязательных дисциплин) и каталог элективных дисциплин; организует процедуру записи на учебные дисциплины.
6.Учебные программы и силлабусы Содержание образовательных программ высшего профессионального образования устанавливается государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального образования и реализуется через учебные планы и программы, разрабатываемыми вузом. В традиционной системе нет понятия «силлабус». Преподаватель руководствуется учебными программами и планами в работе, но студенту они на руки не выдается. При организации учебного процесса в вузах кафедры должны руководствоваться типовыми учебными программами, утвержденными уполномоченным органом в области образования. На основе типовых программ кафедры разрабатывают рабочие программы и силлабусы. В рабочих программах и силлабусе должны быть приведены тематический план изучения дисциплины, объем каждой темы в академических часах, виды занятий, перечень семинаров, тематика курсовых проектов, все темы для самостоятельной работы студентов, формы контроля, а также перечень литературы. Учебные программы и силлабусы выдаются студентам по каждой дисциплине до начала курса.
7. Академические группы В целях организации учебных занятий из числа обучающихся распоряжением декана факультета формируются академические группы в соответствии с профилем специальности и языковым отделением. В кредитной системе академические потоки и группы формируются по принципу достаточного количества студентов, записавшихся на данную дисциплину. В результате на каждом предмете у студента может быть новая группа.
8.Перевод студентов с одного вуза в другой Студенты имеют право перевода с одного вуза в другой на территории РК и стран СНГ только при условии, если разница в рабочих учебных планах вузов не превышает пяти основных дисциплин. Студент, желающий перевестись, подает заявление на имя ректора и предоставляет выписку из зачетной книжки, копию лицензии того вуза, откуда переводится студент, сертификат по результатам ЕНТ и ПГК. При положительном решении вопроса о переводе ректор, принимающего вуза, издает приказ о допуске студента к учебным занятиям и сдаче разницы в учебном плане и отправляет письменный запрос о пересылке его личного дела. В случае не поступления личного дела в течение одного семестра зачисление студента в данное учебное заведение аннулируется. Студенты имеют право перевода с одного вуза в другой. Для этого он пишет заявление на имя ректора принимающего вуза и предоставляет выписку из зачетной книжки с указанием всех кредитов. Срок сдачи разницы в учебных планах имеет продолжительность в один академический период. Если студент не сдает разницу в установленной срок, то данная разница фиксируется как академическая задолженность.

Проведенное сравнение кредитной системы и традиционной (линейной) системы обучения позволяет нам говорить о том, что именно кредитная система имеет возможность подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества и при правильной организации и построении учебного процесса может стать залогом высокого качества образования. Также внесены изменения и в систему контроля и оценивания знаний студентов. Параметры оценки приведены в таблице 2

Таблица 2 – Контроль и оценка знаний студентов

1 рейтинг 2 рейтинг Оценка за экзамен Баллы Буквы Проценты По пятибалльной шкале
30-28,5 30-28,5 40-38 4,0 A 95-100 Отлично
28,4-27 28,4-27 37,9-36 3,67 A- 90-94
26,9-25,5 26,9-25,5 35,9-34 3,33 B+ 85-89 Хорошо
25,4-24 25,4-24 33,9-32 3,0 B 80-84
23,9-22,5 23,9-22,5 31,9-30 2,67 B- 75-79
22,4-21 22,4-21 29,9-28 2,33 C+ 70-74 Удовлетворительно
20,9-19,5 20,9-19,5 27,9-26 2,0 C 65-69
19,4-18 19,4-18 25,9-24 1,67 C- 60-64
17,9-16,5 17,9-16,5 23,9-22 1,33 D+ 55-59
16,4-15 16,4-15 21,9-20 1,0 D 50-54
14,9-0 14,9-0 19,9-0 F 0-49 Неудовлетворительно

Согласно Правилам организации учебного процесса по кредитной системе обучения, каждые 15 академических часов аудиторной работы сопровождаются 30 часами самостоятельной работы студентов. По мнению казахстанских ученых (Ревский А.Д., Абдыгапарова С.Б., Ахметова Г.К. и др.) именно самостоятельная работа является основным преимуществом кредитной системы. Свободный выбор предметов, преподавателей, расписания дает студентам возможность быть независимыми, активными, мобильными, планировать и осуществлять свою образовательную деятельность, так как им удобно. Если в девяностые годы двадцатого века традиционным считалось называть новую систему обучения кредитной системой, то в двадцать первом веке наибольшее распространение получил термин «кредитная технология».

Выделяют следующие преимущества кредитной технологии обучения:

- высокая степень академической свободы;

- самостоятельный характер учебной деятельности студентов;

- развивающий стиль обучающей деятельности преподавателя;

- самостоятельная поисковая учебная деятельность студентов;

- инновационное содержание образовательных программ;

- расширение объема вузовского компонента образовательных программ;

- увеличение удельного веса активных, проблемно-стимулирующих, интерактивных методов обучения;

- преобладание практических форм проведения занятий;

- систематический, пошаговый контроль учебной работы студентов;

- продуктивный, исследовательский уровень усвоения знаний;

- диверсификация содержания и сроков освоения образовательных программ;

- совместимость с любой национальной образовательной системой;

- возможность международного зачетного перевода.

Преимущества кредитной технологии обучения очевидны как для преподавателей и студентов, так и для учебного заведения в целом. Для студентов существенными преимуществами являются:

- свободный выбор предметов, преподавателей и расписания;

- накопительная система оценок, т.е. возможность оценивать свои знания в ходе процесса обучения, а не после завершения изучения дисциплины;

- расширенные возможности коммуникации, навыки быстрой адаптации к новой обстановке, общения и обмена информацией;

- конфиденциальность сведений о оценках, количестве набранных кредитов, обеспеченная присвоением идентификационного номера, который знает только его обладатель.

Преподаватели также немало выигрывают от кредитной технологии:

- заинтересованность студентов в предмете – намного облегчает работу преподавателя;

- четко градуированная система оценок позволяет справедливо и объективно оценить успеваемость студента;

- возможность оперативно получать обратную связь от студентов, опираться на их мнения и рекомендации по ведению предмета.

Что касается самого учебного заведения, то введение кредитной технологии добавляет заметную долю гибкости в реагировании на запросы рынка труда и потребителей образовательных услуг. В отличие от традиционного университета, где учебный план мог оставаться постоянным на протяжении 10-15 лет, университет нового образца имеет возможность изменять перечень преподаваемых дисциплин достаточно оперативно, ориентируясь на спрос на ту или иную специальность на рынке труда. При системе свободного расписания со свободным выбором предметов, очень легко определить, что именно интересует студентов.

Введение кредитной технологии обучения в Казахстане открыло казахстанским студентам двери в мировое образовательное пространство, что стало обусловлено признанием отечественных квалификаций, ступеней образования и академических степеней, конвертируемостью казахстанских дипломов о высшем образовании в Европейском регионе и правом выпускников на трудоустройство в любой стране, обеспечением академической мобильности студентов и преподавателей, широкими возможностями вузов в реализации программ двудипломного образования.

Что касается недостатков кредитной системы в Казахстане, то они заключаются, в первую очередь, в необеспеченности студентов учебно-методическими материалами, недостаточным числом учебников и пособий для самостоятельной работы. Не менее важной проблемой является неподготовленность студентов к самостоятельной работе, их неумение ориентироваться в потоке информации и адаптироваться к новым условиям обучения. А ведь именно эти факторы определяют сущность и успешность реализации кредитной технологии обучения. И если недостаток методических материалов и отсутствие серьезных исследований, посвященных кредитной системе, проблема сугубо отечественного характера, то неподготовленность студентов к самостоятельной работе вопрос общий для многих вузов мира. Как считают ученые Университета Коуен (Австралия), многие студенты первого года обучения бросают учебу в университете не потому что они плохо учатся, а потому что они не готовы к полной независимости и не могут правильно организовать свою деятельность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: