Кредитная система россии на современном этапе

Обновлено: 06.05.2024

Современная кредитная система России функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и Законом «О Центральном банке РСФСР», а также Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

Согласно этим нормативным актам кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции.

Обособленным звеном кредитной системы можно считать Федеральную службу почтовой связи и государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), банковские операции которых регулируются специальными федеральными законами.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком.

Российская банковская система является двухуровневой. На первом уровне находится ЦБ Рос-;ии, который работает в основном с кредитными организациями, на втором – российские коммерческие банки, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Небанковские кредитные организации (НКО) можно разделить на две группы.

1. Расчетные, которые вправе осуществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме. НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет.

2. Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Современная банковская система РФ пережила уже два крупных кризиса. Первый – в августе 1995 г., второй – в августе 1998 г.

В целях восстановления нормального функционирования банковской системы и ее реструктуризации в 1999 г. было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям, направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации.

Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитной системы России, а также промышленно развитых стран состоит в быстром стирании различий между банками, другими кредитными организациями и специализированными кредитно-финансовыми институтами. Это происходит в основном по двум причинам: во-первых, банки все больше проникают в сферу деятельности других институтов, а во-вторых, расширяется спектр операций, которые выполняются небанковскими кредитными операциями. Так, банки принимают активное участие в осуществлении факторинговых и лизинговых операций, оказании трастовых и других услуг, которые выполняют и специализированные финансовые институты. Также и небанковские организации проникают на традиционные банковские рынки, выполняя операции по денежным расчетам, краткосрочное кредитование фирм, прием сбережений, ведение текущих счетов и др.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:

- главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;

- отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

-отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов

- малая доступность банковских услуг для большинства населения в регионах России

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

Исключительное значение для успешного развития российской кредитной системы имеет налаживание адекватного потребностям экономического роста взаимодействия банков с реальным сектором.

Коммерческие банки, с одной стороны, заинтересованы в кредитовании реального сектора. Это классическая банковская операция с хорошо изученными рисками. Но с другой стороны здесь есть две существенные проблемы, связанные с недостаточной защищенностью банков в отношениях кредитор — заемщик и краткосрочностью пассивов. Банки не могут расширять кредитование, потому что государство не обеспечивает защиту их интересов в случае возникновения проблем с возвращением ссуд.

Еще более сложной проблемой является активизация инвестиционной деятельности банков. В стране еще не созрели условия для долгосрочных накоплений и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.

Национальные интересы страны требуют формирования самостоятельной, устойчивой кредитной системы. Именно с национальными приоритетами должна быть связана политика в отношении банков с участием иностранного капитала. Тезис о том, что широкий допуск данных кредитных учреждений на российский рынок банковских услуг усилит конкуренцию и, соответственно, ускорит эффективное развитие отрасли не совсем корректен. Вряд ли можно в данном случае говорить о равноправной конкуренции, так как конкурировать будут не конкретные банки, а стабильность и устойчивость той или иной западной страны с нестабильностью и изменениями в России. В связи с этим необходимо взвешенно подходить к деятельности иностранных кредитных учреждений.

Структура Российской банковской системы существенно неравномерна. Из более чем 1000 банков почти 70% банковских услуг приходится на 20 крупнейших. Кроме того, в последнее время наблюдается рецессия в росте активов у остальных. Таким образом, вопрос об укрупнении банковской системы сегодня также актуален, как и 10 лет назад. [13, с.41]

Одним из известных и изученных методов реорганизации коммерческих банков является консолидация интересов банковского бизнеса, происходящая путем слияний и поглощений. Природа и экономический смысл консолидации наиболее полно раскрывается через анализ причин ее вызывающих. (Приложение 4)




Рассмотрим подробнее предпосылки консолидации банковского сектора России.

Чрезмерно низкая капитализация банковского сектора. Развитие экономики страны и соответствующей ей банковской системы требует наличия определенной капитальной базы, достаточной для эффективного и конкурентоспособного функционирования государства и банков на внешних и внутренних рынках. Недостаточная емкость российского банковского сектора особенно заметна при анализе такого показателя, как соотношение активов банков и ВВП России и ряда других государств (Приложение 5). Величина активов среднего российского банка в 20 раз меньше среднего венгерского, в 30 раз – чешского, в 900 раз раз – японского. Перед банковской системой встает очень острый вопрос, связанный с повышением уровня капитализации банков. Центральный банк России поставил задачу перед основной массой банков довести величину уставного капитала до 5 млн. евро. (Пока на этот уровень вышли немногим более 40% российских банков.) Для реализации этой задачи предстоит активизировать весь спектр возможностей по пополнению капитала банков, одной из которых является консолидация субъектов банковского сектора. [27, с.16]

Низкая капитализация большинства банков влечет за собой малое взаимодействие банковской системы и производственного сектора экономики. Проблема может быть решена с помощью государственной поддержки инвестиционной деятельности, государственного гарантирования инвестиционных программ, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, упрощения процедуры предоставления кредитов малому бизнесу.

Низкая капитализация банков как предпосылка объединения тесно связана с банковской конкуренцией.

Конкуренция внутри банковского сектора РФ и между российскими иностранными банками.Ужесточение внутриотраслевой борьбы является мотивом к консолидации. Цель – создание крупных, хорошо диверсифицированных банков, отвечающих нормативным и пруденциальным требованиям, предъявляемым со стороны Банка России.

Консолидация российских банков – неотъемлемая черта современного банковского сектора, объективный процесс, наглядно характеризующий его состояние. Статистическим подтверждением этому зачастую выступает процесс концентрации банковского капитала. Доказательством служит рост величины активов банковского сектора на 29 660 млрд руб. и снижение количества кредитных учреждений за последние 8 лет более чем на 300 ед. В то же время показатель соотношения величины активов (млрд. руб) и числа действующих кредитных организаций вырос в 10 раз (Приложение 6 ).

Активы Российской банковской системы по формам собственности распределены следующим образом: половина приходится на крупнейшие банки с государственным (прямым или косвенным) участием (Сбербанк РФ, Группа «ВТБ», Россельхозбанк, Газпромбанк, Банк Москвы). Около 20% рынка занимают, банки, контролируемые иностранным капиталом. Крупные частные банки занимают до 20% рынка. На кредитные организации, головной офис которых находится в Москве, приходится половина банковских услуг. [13, с.41]

Интеграция иностранного капитала в российский банковский сектор. Этот процесс приводит к динамичному росту банков с участием иностранного капитала в РФ. Необходимо учитывать правовую либерализацию в отношениях с иностранными кредитными организациями и высокую капитализацию иностранных банков. Интеграция иностранного капитала – отличительная черта отечественной банковской системы, а мотив к консолидации – усиление отрасли.

Финансовый кризис, разразившийся в конце 2008 г., наиболее значительно ударил по банковскому сектору. Однако его можно рассматривать как процесс санации, реконструкции отрасли, после которого она станет более приспособленной и устойчивой к будущим потрясениям. На фоне кризиса весьма актуально выглядит объединение банков с целью «выжить» в тяжелой период. [17, с.19]

Консолидация банковской отрасли в РФ является централизованно проводимой политикой Банка России, который выдвинул еще одну причину для объединения банков – повышение требований к минимальному размеру капитала коммерческих банков. Необходимая величина собственных средств (капитала) банка с 01.01.2010 г. установлена в сумме не менее 90 млн, а с 01.01.2012 г. – не менее 180 млн. руб. Банки, не достигшие указанного размера капитала на эти даты, обязаны перерегистрироваться в небанковские кредитные организации, иначе они потеряют лицензию ЦБ РФ. [16, с.34]

Разработанный список причин не является исчерпывающим, так как процесс объединения протекает в динамично меняющейся рыночной среде, но он отражает наиболее характерные условия консолидации российских банков.

Помимо этого существуют и частные мотивы, которые позволяют более глубоко и детально проанализировать цели слияния отдельных банков. В связи с этим мотивы банковских слияний и поглощений разделяют на внешние и внутренние. (Приложение 7)

Внутренние мотивы отражают желание банков к слиянию, обусловленное развитием кредитной организации как самостоятельной экономической единицы. Внешние мотивы отражают необходимость развития кредитной организации через слияние, обусловленную сущностью банка как субъекта экономической и банковской системы. [17, с.17]

Необходимо отметить, что, несмотря на накопленный опыт в области методологии и классификации слияний и поглощений, множество банковский слияний последних лет привело к убыткам. В связи с чем не вызывает сомнений важность точного и результативного анализа финансовой эффективности данного процесса.

Итак, в сложившейся ситуации именно государство может взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковском секторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательство и предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидации должна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемых последствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средств финансовой поддержки. [11, с.51]

С целью решения проблемы малой доступности банковских услуг для большинства населения в регионах России в настоящее время Банком России в соответствии с поручением Президента РФ ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Создание крупного и стабильного банка на базе инфраструктуры ФГУП «Почта России» наиболее эффективно решает проблему расширения банковской сети, естественным образом снижает риски и повышает уровень ликвидности банковской системы в целом. Объединение почты и банка будет иметь не только высокий социально-экономический, но и синергетический эффект. Использование инфраструктуры почтовой связи для оказания финансовых и банковских услуг физическим лицам станет важным шагом в дальнейшем становлении национальной платежной системы и модернизации банковской системы России. [14, с.79]

Тем не менее, главными проблемами кредитной системы России, препятствующими ее развитию в современных условиях остаются: низкая капитализация банковской системы, высокая себестоимость банковских услуг, малая доступность для большинства населения и предприятий и неблагоприятные условия для долгосрочного кредитования экономики. Действующие в настоящий момент надзорные функции усложнены дополнительными сведениями о собственниках банков, требованиями к репутации должностных лиц, к составу и порядку утверждения основных документов.


Кредитная система любого государства имеет функциональную, институциональную и сущностную составляющую. По сути, речь идет о работе системы финансово-кредитных взаимоотношений, которые возникают на основе представлений о погашении и использовании займов по принципам срочности, платности и возвратности.

  1. Кредитная система России
  2. Организация кредитной системы
  3. Структура кредитной системы
  4. Кредитная система центрального банка
  5. Кредитная система роли
  6. Институты кредитной системы
  7. Рыночная кредитная система
  8. Проблемы кредитной системы

Кредитная система России

Система кредитных учреждений Российской Федерации существует в виде структуры, состоящей из двух уровне. На первой ступеньке находится Центральный банк России, на площадке пониже – все остальные коммерческие банковские структуры, кредитные организации, представительства зарубежных финансовых компаний, филиалы и некоторые другие участники рынка финансовых услуг.

Полномочия и функции ЦБ РФ значительно отличаются от возможностей других банков. Регулятор осуществляет надзор и лицензирование деятельности всех субъектов рынка кредитования, занимается организацией платежного оборота, проводит эмиссию наличных средств, устанавливает правила учета и проведения банковских операций, определяет методологические основы банковской деятельности государства. На втором уровне кредитные организации занимаются своими традиционными видами деятельности по установленным на законодательном уровне нормам и правилам.

Организация кредитной системы

В отличие от финансовых организаций, функционировавших при СССР, российские банки не работают отдельно от внешней среды. Благодаря работе банковской инфраструктуры, максимально приближенной к мировым и европейским стандартам, учреждения занимаются оказанием ряда востребованных на рынке услуг в рамках предоставленных экономических полномочий. Роль банковской инфраструктуры в развитии рынка финансовых услуг в последнее время приобретает колоссальное значение. Под словосочетанием «банковская инфраструктура» рекомендуется понимать совокупность специализированных институтов, ответственных за формирование условий для полноценного функционирования деятельности банков, а также для содействия созданию и доведению финансовых продуктов банковского сектора до конечного потребителя.

Структура кредитной системы

Структура кредитной системы РФ выглядит следующим образом.

Во главе угла находится центральный банк Российской Федерации, которому подчиняются:

  1. Коммерческие банки со своими представительствами и филиалами. Подразделяются на специализированные и универсальные учреждения или компании с иностранным капиталом.
  2. Небанковские кредитные организации.
  3. Ассоциации коммерческих банков, которые, в свою очередь, подразделяются на специализированные, региональные и Ассоциацию российских банков национального масштаба.

Кредитная система центрального банка

Организационная структура ЦБ РФ представляет собой вертикально интегрированную систему управления, которая состоит из подразделений безопасности, учебных заведений, полевых учреждений, вычислительных центров, расчетно-кассовых центров, территориальных учреждений, центрального аппарата, объединения инкассаторских и других организаций, функционирование которых требуется для поддержания работы всей махины ЦБ РФ.

В составе центрального аппарата регулятора числятся департаменты, управления и подразделения в количестве 27 единиц.

Понятие территориальных учреждений включает в себя обособленные подразделения, на которые возложена часть функций ЦБ РФ, необходимых к выполнению на территории различных субъектов Федерации.

Расчетно-кассовые центры – это подразделения общего структурного характера, которые действуют под началом территориальных учреждений и работают над проведением банковских операций с наличными и безналичными денежными средствами.

Кредитная система роли

В условиях современного рынка роль кредитной системы трудно переоценить. Без должного уровня развития рынка кредитования развитие экономики невозможно как таковое. Среди основных направлений развития экономики с помощью кредитной системы хочется выделить аккумуляцию свободных средств частных лиц и компаний, с целью приобретения новых активов для решения текущих производственных задач. Когда ситуация развивается по такому сценарию, активизируется поток инвестиционных поступлений в экономику государства.

Институты кредитной системы

Все коммерческие банки делятся на две больших группы. Первая - специализированные учреждения, которые фокусируются на обслуживании экспортно-импортных операций, ипотечных кредитов, инвестиционных потоков или предлагают клиентам финансовые продукты сберегательного характера. Вторая – универсальные организации, которые предлагают своим клиентам широкий спектр услуг.

Помимо двух вышеупомянутых групп существует еще одна, которую представляют небанковские кредитные организации, как-то: почтово-сберегательные союзы, кооперативы, кредитные союзы и популярные сегодня микрофинансовые организации.

Рыночная кредитная система

Рыночная банковская система предполагает отсутствие государственной монополии на ведение банковской деятельности. Кредитные и эмиссионные функции разделены между участниками рынка и регулятором. В частности, за выпуск денег несет ответственность центральный банк государства, в то время как кредитование населения и юридических лиц берут на себя сберегательные, ипотечные, инновационные, инвестиционные и коммерческие банки. При этом коммерческие кредитные организации не несут ответственность по государственным обязательствам, которое, в свою очередь, также не касается проблем с обязательствами частных структур.

Проблемы кредитной системы

Среди основных проблем кредитной системы выделяются следующие моменты:

  1. Большое количество мелких коммерческих банков, которые работают при слабой финансовой базе.
  2. Проблемы системы ипотечного кредитования.
  3. Проблемы автомобильного кредитования.
  4. Слишком высокие ставки по займам для физических лиц.
  5. Ужесточение требований к потенциальным заемщикам со стороны банков.
  6. Изменение в худшую для заемщиков сторону условий предоставления кредитов.
  7. Отсутствие возможности ряда банковских структур заниматься кредитованием производства.

Совет от Сравни.ру: Структура и принципы функционирования банковской системы России сегодня организованы по западному образцу. Придраться здесь не к чему. Но для роста и развития экономики государства этого недостаточно. На фоне практически полного отсутствия производства в государстве не может длительное время сохраняться стабильный курс национальной валюты. В сложившейся ситуации банковская система не способна решить все экономические проблемы государства, несмотря на широкий круг полномочий и прогрессивную организационную структуру

Современная кредитная система РФ функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами « О банках и банковской деятельности», « о ЦБ РФ», а также Гражданским кодексом и другими нормативными актами. Согласно этим нормативным актам кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании лицензии ЦБ имеет право осуществлять банковские операции. обособленным звеном кредитной системы можно считать Федеральную службу почтовой связи, банковские операции которой регулируются специальными федеральными законами. Банк- это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

- привлекать во вклады денежные средства юридических и физических лиц

- размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности. Срочности, открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц.

Не банковская кредитная организация-это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Разрешение на совершение этих операций дает ЦБ РФ.

Российская банковская система двух уровневая. Первый уровень- это ЦБ РФ, который работает с кредитными организациями. Второй уровень- это коммерческие банки, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Не банковские кредитные организации можно разделить на 2 группы:

1)расчетные организации, которые вправе осуществлять следующие банковские операции:

- открытие и ведение счетов юридических лиц

- осуществление расчетов по поручению юридических лиц

в зависимости от функционального назначения эти организации могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в т. ч. Кредитных организации на межбанковском, валютных рынках, рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым карточкам, проводить операции по купле-продажи иностранной валюты в безналичной форме. Эти организации не в праве привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Эти организации имеют право предоставлять кредиты клиентам.

2)организации инкассации. Они в праве осуществлять инкассацию векселей, платежных документов.

Современная банковская система РФ пережила 2 крупных кризиса:

1)в августе 1995 года. Выразился в крахе межбанковского кредитного рынка и не способности большого количества банков рассчитаться по своим обязательствам

2)в августе 1998 года. Характеризуется потерей ликвидности наиболее крупными банками , приостановкой безналичных расчетов, потерей доверия к банковской системе со стороны населения. тот кризис был настолько глубоким, что объемы банковской деятельности даже к настоящему времени не достигли предкризисного уровня. У большинства региональных банков не восстановилась ресурсная база.


В статье представлен анализ действующего в России банковского законодательства в контексте развития у Банка России функций мегарегулятора. Даны рекомендации по совершенствованию институциональной структуры кредитно-банковской системы России с внесением соответствующих изменений в банковское законодательство.

We analyze the current banking legislation of the Russian Federation in the context of investing the Bank of Russia with powers of megaregulator. We offer recommendations concerning the improvement of the institutional structure of the credit and banking system of Russia by making relevant changes in the current legislation.

Обзор статьи

В современном российском законодательстве отсутствует понятие «кредитная система». Нет и специального закона, определяющего ее составные элементы, функции и принципы деятельности. Возможно, это обусловлено рыночными условиями хозяйствования, при которых принято оперировать понятием «кредитный рынок», являющимся частью, одним из сегментов финансового рынка, и охватывающим круг экономических отношений по поводу мобилизации и перераспределения временно свободных средств (капиталов) субъектов хозяйствования, государства и населения с помощью различных финансовых инструментов финансовыми посредниками на основе возвратности, срочности и платности в целях удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.
Но тем не менее, можно дать определение кредитной системы страны как совокупности банков и иных кредитно-финансовых организаций, которые организуют кредитные отношения в стране. Вопрос только в том, какие именно кредитно-финансовые организации (кроме банков) организуют эти отношения. Мнение экономистов на этот счет неоднозначное. Состав участников кредитной системы, ее структура в каждой стране специфичны. Они обусловлены историческими особенностями развития кредитных отношений в отдельно взятой стране, основами действующего законодательства, влиянием мировых тенденций в финансово-кредитной сфере и ее регулировании.
В России институционально кредитная система представлена банковской системой, специализированными кредитно-финансовыми институтами и инфраструктурными (см. рисунок).
Российская кредитная система относится к европейскому типу кредитных систем, для которых характерно аккумулирование и перераспределение ссудного капитала главным образом через банковскую систему, отсутствие законодательного разграничения деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; совмещение банками функций кредитования промышленности с функцией контроля за деятельностью предприятий через систему участия в их капитале.
Во главе российской кредитной системы стоит Центральный банк РФ, который с 1 сентября 2013 года является единым мегарегулятором национального финансового рынка. А сама банковская система помимо коммерческих банков включает в себя небанковские кредитные организации, выполняющие отдельные банковские операции, а не всю их совокупность. Коммерческие банки и небанковские кредитные организации в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» составляют второй уровень банковской системы страны, так как на первом уровне находится Банк России – главный банк страны [2].
В настоящее время дебатируется вопрос о включении на законодательном уровне в состав кредитных организаций второго уровня учреждений мелкого кредита, а именно: кредитных кооперативов, микрокредитных организаций и ломбардов, а также таких кредитных организаций небанковского типа, как факторинговые и лизинговые компании. Относительно последних есть точка зрения об отнесении их к числу финансовых организаций, что весьма спорно, так как лизинговые отношения основаны на кредите.
Отдельные ученые-экономисты считают учреждения мелкого кредита третьим уровнем банковской системы по аналогии с зарубежной структурой банковской системы. И таким образом, понятие «кредитная система» расплывается. Его в законодательстве подменяет понятие «банковская система», которым законодатели пытаются объять необъятное. На наш взгляд, следует исходить из исторически сложившегося на основе науки о кредите и банках понимания, что банковская система – это совокупность банков, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и внешней средой [4. С. 70]. Кредитная система, как уже было сказано выше, – это совокупность банков и иных кредитно-финансовых организаций, которые организуют кредитные отношения в стране. Поэтому следовало бы в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» полнее раскрыть суть организации деятельности малых банков, банков с государственным участием, с иностранными инвестициями и банков развития [3].
Что касается кредитно-финансовых организаций, которые помимо банков организуют в стране кредитные отношения, то о них можно было бы сказать в Федеральном законе «О кредитных институтах небанковского типа», присоединив к ним (помимо выделенных нами на рисунке специализированных кредитно-финансовых институтов) небанковские кредитные организации (расчетные, платежные и др. ). И тогда эти названные два закона могли бы дать полное и правильное представление о кредитной системе Российской Федерации.
С началом деятельности Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка в его законодательной базе появилось понятие «некредитные финансовые организации» (НФО). Так, в частности, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к ним были отнесены: профессиональные участники рынка ценных бумаг; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерные инвестиционные фонды; клиринговые организации; организации, осуществляющие деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; организации, осуществляющие деятельность организатора торговли; организации, осуществляющие деятельность центрального депозитария и репозитарную
деятельность. А также субъекты страхового дела; негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; жилищные накопительные кооперативы; бюро кредитных историй; организации, осуществляющие актуарную деятельность; кредитные рейтинговые агентства; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды. Порядок их создания и деятельности закреплен в соответствующих каждому виду НФО федеральных законах.

Список использованной литературы

3. Банковский сектор России: проблемы и перспективы: колл. монография / под ред. д.э.н. В.Э. Кроливецкой. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. С. 15–16.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: