Кредитные организации могут затребовать у компании отчетность составленную по мсфо для

Обновлено: 04.05.2024

Что такое МСФО: суть и понятие

Правила бухгалтерского, налогового и финансового учета в разных странах и правовых системах могут существенно отличаться. Это усложняет взаимодействие контрагентов из разных стран, создает препятствия для расширения бизнеса на международный уровень. Чтобы устранить такие проблемы, с 1973 года началась разработка единых правил и стандартов для работы бухгалтеров, аудиторов и финансистов, подготовки отчетности.

МСФО включает комплекс стандартов и интерпретаций. Также применяются приложения, которые не являются частью стандартов. Утверждены рекомендации по внедрению и использованию международных правил.

Отчетность, оформленная в соответствии с МСФО, нужна:

  1. контрагентам компании, которые могут оценить финансовые показатели до принятия экономических решений;
  2. инвесторам, которые принимают решение о вложении средств в действующие проекты;
  3. государственным структурам, которые контролируют определенные сферы деятельности.

Приоритетная цель оформления документации по МСФО – дать обязательную информацию внешнему пользователю. Это могут быть партнеры по бизнесу, потенциальные инвесторы, государственные структуры.

Если оформлять документы без соблюдения международных стандартов, указанная информация может быть неполной, необъективной. недостоверной. Использование стандартов, напротив, предусматривает оформление документации по единым требованиям. Также стандарты и интерпретации содержат правила ведения финансового учета, документы с рекомендациями об отражении хозяйственных операций.

История МСФО

Стандарты разрабатываются и корректируются на международном уровне на протяжении последних 50 лет. Сейчас по международным соглашениям МСФО используют более 100 государств, причем их перечень постоянно увеличивается. В большинстве этих стран действует обязательное оформление отчетности по данным стандартам.

Не перешли на МСФО такие ведущие экономические державы как США, Япония, Канада. Они используются собственные модели и схемы для подготовки финансовой отчетности. Однако и для этих государств ситуация меняется. Например, с 2002 года США входит в Норволкское соглашение, которое предусматривает поэтапную интеграцию МСФО и американскую систему отчетности US GAAP.

Россия начала следовать международным стандартам финансовой отчетности с 1998 года, когда началась реформа в сфере бухучета. С 2005 года обязанность оформлять документы по МСФО была возложена на кредитные организации. В 2011 года Минфин РФ издал Приказ № 160н, которым ввел международные стандарты для применения в России.

Сейчас на портале Минфина РФ размещены тексты стандартов и интерпретаций на русском языке. Также там можно найти обучающие материалы, которые можно использовать при переходе на международные правила.

Сравнение МСФО и американских стандартов

В США своя модель финансовой отчетности US GAAP. С 2009 года отменена норма о согласовании отчетности по МСФО и US GAAP. Это означает устранение несоответствий между американской и международной системами. Однако ряд отличий до сих пор остался. Например, по МСФО запрещено использовать такой способ учета запасов как LIFO. Он подразумевает, что последняя единица активов будет продана первой. В американской системе отчетности US GAAP такой способ активно применяется, как и еще в ряде стран.

Кто в России должен придерживаться МСФО

  • кредитные учреждения;
  • страховщики (кроме компаний, работающих исключительно по программе ОМС);
  • НПФ;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, НПФ;
  • клиринговые компании;
  • ФГУП, чей перечень регламентирован Распоряжением Правительства РФ № 2176-р;
  • АО, чьи акции принадлежат государству (их перечень также есть в Распоряжении № 2176-р);
  • иные компании, если их ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Для кого МСФО не обязательны

  • повысить деловую репутацию и рыночную цену бизнеса;
  • упростить взаимодействие с контрагентами, в том числе по сделкам с зарубежными партнерами;
  • выйти на рынки других государств с продукцией, работами или услугами.

Использование МСФО поможет с ведением бухучета по национальным нормам, так как они постепенно приводятся в соответствие с международными требованиями. Знание стандартов и умение применять их на практике фактически стало обязательным для аудиторов, бухгалтеров, экономистов, особенно если они работают в крупных компаниях. При подготовке специалистов в ВУЗах есть специальные программы обучения по международным стандартам.

Проблемы при внедрении

Сложности с внедрением стандартов в российскую правовую систему связаны со следующими причинами:

  • Отличия в системе нормативно-правовых актов. В частности, до сих присутствует несоответствие в терминологии, которое невозможно устранить мгновенно;
  • Отличия в объеме раскрываемой информации. Законодательство РФ предъявляет меньше требований к объему сведений и лицам, от которых зависят финансовые показатели компании, чем МСФО;
  • Сложности с точностью перевода. Эксперты отмечают несовершенство русского перевода стандартов, а процесс корректировки идет достаточно медленно;
  • Разный подход к классификации обязательств, активов. Создает сложности в трансформации итогов бухучета в отчетность МСФО.

Используя МСФО в бухгалтерии, компания все равно обязана вести проводки, обрабатывать и учитывать операции, работать с первичной документации по российскому законодательству. Непосредственно в международных стандартах таких правил нет. Поэтому для перевода показателей бухучета в отчетность по международным стандартам проводится трансформация.

Отличие от ПБУ и РСБУ

МСФО содержит основные принципы ведения учета и составления отчетности. Однако там нет предписаний по ведению первичной отчетности, проводок, регистров, планов счетов, ряда других документов. По сути, ПБУ конкретизирует правила и особенности бухгалтерского учета, а итоговый результат (отчетность) будет соответствовать единым международным стандартам.

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) отличаются от МСФО по следующим показателям:

  • цель применения – основной целью использования РСБУ является подготовка отчетности для контролирующих и надзорных органов, тогда как МСФО имеет ключевой значение для внешних пользователей, инвесторов;
  • отчетные периоды – по РСБУ это календарный год, а международные стандарты допускают оформление отчетности по финансовому году;
  • валюта учета и отчетности – по РСБУ это только рубль, а в международных стандартах используется валюта, в которой организация получает выручку, ведет операции;
  • налоговая база – по РСБУ это суммы дохода или расходов, тогда как по МСФО возможны другие варианты определения налоговой базы.

Также есть отличия по дисконтированию, процентному доходу, по завышению балансовой стоимости активов, по многих другим показателям. Для внедрения и использования стандартов может потребоваться повышение квалификации, обучение бухгалтеров, аудиторов.

Стандарты МСФО

Рассмотрим, что входит в МСФО на 2021 год.
На данный момент в перечень основных международных стандартов финансовой отчетности входят:

МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов

Принципы МСФО

Суть МСФО заключается в использовании единых требований, правил и принципов при подготовке отчетности.
Перечень основных принципов, характеризующих МСФО:

  • Приоритет экономического содержания над формой. На отчетность не влияют нормы внутреннего законодательства, финансовые модели, условия экономической деятельности разных стран;
  • Принцип начисления. Все операции и события отражаются в том периоде, когда они фактически состоялись (независимо от сроков движения денежных средств);
  • Непрерывность деятельности. Он гарантирует продолжение деятельности компании в будущем, отсутствие планов на закрытие бизнеса.

Полный перечень принципов нужно смотреть по стандарту, применяемому в конкретных случаях.

Трансформация отчетности под требования МСФО

В список основных документов по финансовой отчетности, согласно МСФО, входит:

  • отчет о финансовом положении (баланс);
  • отчет о совокупном доходе (может делиться на отдельные отчеты по доходам, убыткам);
  • отчет об изменении капитала (показывает изменение прибыли за определенный период);
  • отчет о движении средств (показывает финансовые операции компании с группировкой по инвестициям, финансированию, другим показателям).

Также к перечисленным отчетам готовятся приложения под свою учетную политику. Обычно при раскрытии отчетности прикладываются документы за предыдущий финансовый период. Это позволяет проверить изменения в показателях работы компании.

МСФО предусматривает оформление отчетности с использованием метода трансформации. Суть его заключается в следующем:

  1. разрабатывается учетная политика компании;
  2. определяется функциональная валюта для заполнения отчетов;
  3. выполняет насчет начальных балансов, активов;
  4. определяется модель (способ) трансформации;
  5. проводится анализ и оценка структуры компании (учитываются все филиалы, дочерние компании, совместные и аффилированные организации);
  6. собирается и анализируется информация для расчета корректировок при трансформации;
  7. проводится реклассификация, перегруппировка и трансформация под требования международного стандарта;
  8. заполняются отчеты.

Суть трансформации заключается в переводе показателей бухучета по нормам внутреннего законодательства под требования международных стандартов. Ввиду различий ПБУ, РСБУ и МСФО, трансформация включает корректировку статей, изменение группировки данных из бухучета. Для трансформации используется программное обеспечение, разработанное специально под эти цели.

Автоматизация МСФО

Вручную готовить отчетность под требования МСФО долго, неудобно. Поэтому под нужды компаний из разных сфер деятельности разрабатываются программные приложения, автоматизирующие трансформацию и подготовку отчетности. В самых простых случаях поможет даже использование таблиц Excel с различными формулами. Программы для автоматизации выбираются индивидуально под компанию. Они должны учитывать особенности учетной политики, сферу деятельности, другие показатели.

Заключение

В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. БУХ.1С разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

2. Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.

Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:

fGzKsS8nPPNEaVkE-.jpg

Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

216.jpg

Законны ли требования банков о представлении документации

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина.

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим - в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

217.jpg

Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации - обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова:

Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Рассмотрим сферу применения данного Федерального закона, чтобы определиться с объемом требований, которые необходимо соблюсти при формировании отчетности по МСФО.

  • 1-я категория - «кредитные организации»;
  • 2-я категория - «страховые организации»;
  • 3-я категория - «иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список».
  • 4-я категория: «в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса)»; и
  • 5-я категория: «если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности».

1-я, 2-я и 5-я категории организаций идентифицируются без особых сложностей: 1-я и 2-я - по виду деятельности, 5-я категория - в результате анализа учредительных документов, этот так называемые «само обязавшиеся» компании*.

Наибольшие сложности возникают с определением того, попадает ли организация в 3-ю и 4-ю категории.

3-я категория организаций - это иные компании (т. е. не кредитные и не страховые), ценные бумаги которых «допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список». Допуск ценных бумаг к организованным торгам осуществляется путем включения в список ценных бумаг (листинг)**. Причем листинг может осуществляться двумя способами:

1) с включением и
2) без включения в котировальные списки.

Обратите внимание, что отсутствие ценных бумаг, включенных в котировальный список, еще не означает автоматического освобождения от составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО (см. далее 4-ю категорию). Более того, эмитентов «внесписочных» ценных бумаг больше, нежели эмитентов ценных бумаг, включенных в котировальные листы.

  • Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О клиринге и клиринговой деятельности», субъект составления консолидированной отчетности по МСФО - клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рынке ценных бумаг», субъект - определенные категории эмитентов ценных бумаг;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах», субъект - организатор торговли;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом"», субъект - Госкорпорация «Росатом»;
  • Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной компании „Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», субъект - ГК «Автодор».

Из перечисленных «иных федеральных законов» Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рынке ценных бумаг» (далее Закон № 39-ФЗ) порождает обязанность формирования консолидированной финансовой отчетности по МСФО для наибольшего числа компаний.

Остановимся подробнее на возникновении обязанности составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО в силу данного закона.

Составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО организациями-эмитентами

В соответствии с Законом № 39-ФЗ эмитент должен составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО в двух случаях:

2) в случае регистрации проспекта ценных бумаг, в силу части 4 статьи 30 Закона № 39-ФЗ. При этом обязанность по раскрытию консолидированной финансовой отчетности у эмитента возникает после начала размещения соответствующих ценных бумаг.

«Льготы», а именно отсрочка до 2015 года, предоставлены двум категориям организаций. Это:

  • «организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам». Под «иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами. » подразумеваются исключительно стандарты ГААП США*;
  • «. организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. ».

Примечание: * Такую позицию в отношении «иных, отличных от МСФО, международно признанных правил» высказала Межведомственная рабочая группа по применению МСФО при Министерстве Финансов в документе ОП-1-2012 «Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации».

Обратите внимание, отсрочка до 2015 года не распространяется на кредитные и страховые организации.

Такая позиция изложена в приказе Минфина России от 14.09.2012 № 126н «О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112».

С 1 января 2016 года указанные Методические рекомендации утратят силу, в связи с тем, что льгота перестанет действовать.

Периодичность составления консолидированной финансовой отчетности

В статьях 22 и 30 Закона № 39-ФЗ, напротив, четко прописана обязанность составления и раскрытия промежуточной отчетности. В статье 30, например, указано, что за второй квартал (первое полугодие): «промежуточная консолидированная финансовая отчетность эмитента раскрывается в течение трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала отчетного года и включается в состав ежеквартального отчета за третий квартал отчетного года». Таким образом, компании, подпадающие под сферу действия Закона № 39-ФЗ, обязаны составлять и раскрывать отчетность по МСФО за первое полугодие (область Б и В на рисунке выше).

На практике зачастую возникает вопрос относительно обязанности проведения обзорной проверки промежуточной отчетности по МСФО. Анализ регулирующих документов позволяет сделать вывод о том, что требование проведения обзорных проверок промежуточной отчетности по МСФО в законодательстве отсутствует.

Добровольное составление консолидированной отчетности по МСФО, обязанность по раскрытию

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика обязательного и добровольного составления отчетности по МСФО.

Сравнение добровольного и обязательного составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО

Параметр отчетности

Составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО

Представляется участникам организации, в т. ч. акционерам, а также в Центральный банк Российской Федерации

Не урегулировано в МСФО

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность

Не урегулировано в МСФО

Руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации

Не урегулировано в МСФО

На русском языке*

Не урегулировано в МСФО

Может быть любым, в т. ч. допустимо представление исключительно только на английском языке

Валюта Российской Федерации* , **

часть 7 статья 13 Закона № 402-ФЗ

Может быть любой, в т .ч. допустимо представление только в долларах, евро или иной валюте отличной от валюты РФ

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют», п.38

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Не урегулировано в МСФО

Надзор за представлением и публикацией

Осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Не урегулировано в МСФО

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит публикации

Не урегулировано в МСФО

Не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям

Не урегулировано в МСФО

Считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Не урегулировано в МСФО

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами, а также в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Не установлена обязательность составления и представления в МСФО

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная отчетность», п.1

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», п. 36

Отчетный период годовой отчетности

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица* , **

часть 1-3 статья 15 Закона № 402-ФЗ,

Может отличаться от календарного года (смещенный финансовый год - 52 недели и пр.)

МСФО (IAS) 1, п. 36,37

Применение досрочно документа МСФО, выпущенного Советом по МСФО, но не признанного для применения на территории РФ

пункт 7 Постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации"

Допускается в МСФО, устанавливается в каждом конкретном документе МСФО в разделе «Дата вступления в силу»

Включение сравнительной информации

Должна представляться сравнительная информация, как минимум, за один предшествующий период

МСФО (IAS) 1, п. 38, 38А,

Должна представляться сравнительная информация, как минимум, за один предшествующий период

МСФО (IAS) 1, п. 38, 38А,

Примечание:

Несмотря на добровольность, составляемая консолидированная финансовая отчетность по МСФО может подпасть под обязательные требования раскрытия информации.

Так, если у организации-«добровольца» есть факт листинга ценных бумаг, то любая консолидированная финансовая отчетность для нее будет инсайдерской информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с Федеральный законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если же у организации, добровольно составляющей консолидированную отчетность, отсутствует листинг, но при этом в соответствии с главой 5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (приказ ФСФР от 04.10.2011 № 11-46/пз-н) она обязана составлять и раскрывать ежеквартальный отчет эмитента, то такая добровольная консолидированная отчетность подлежит включению в ежеквартальный отчет эмитента.

Резюме

Подводя итог, хотим отметить, что организациям в случае составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО необходимо:

Указанные обстоятельства влияют на составление, представление, публикацию и раскрытие консолидированной финансовой отчетности по МСФО.


Помимо компаний, которые по закону должны сдавать финансовую отчетность по международным стандартам, это могут делать и те, кто использует ее как инструмент для привлечения инвесторов. Антон Ефремов («БДО Юникон») рассказывает о методах подготовки к МСФО


Кто отвечает за предоставление финансовой отчетности по МСФО

Согласно требованиям законодательства и Международным стандартам аудита (МСА), ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и за систему внутреннего контроля несет руководство организации.

Ответственность по надзору за подготовкой финансовой отчетности организации несут лица, отвечающие за корпоративное управление.

Если в организации отсутствует подразделение, ответственное за подготовку финансовой отчетности по МСФО, руководству и членам совета директоров нужно задуматься о:

  • создании такого подразделения;
  • назначении руководителем специалиста, имеющего опыт подготовки финансовой отчетности по МСФО и желательно обладающего сертификатами АССА/CPA/ДипИФР.

МСФО и РСБУ: ключевые различия, требования регуляторов

Обычно выделяют три основных вида отчетности и учетной политики:

  • налоговая отчетность;
  • бухгалтерская отчетность по российским стандартам (РСБУ или ФСБУ);
  • финансовая отчетность в соответствии с МСФО.

Существует также управленческая отчетность, которая, как правило, приближена к финансовой отчетности по МСФО, хотя имеет отличия, связанные с конкретными потребностями акционеров.

Бухгалтерская отчетность по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) исторически готовилась в основном для предоставления в налоговые органы, и сейчас она сдается первым делом в налоговую инспекцию даже до проведения ее аудита. Хотя Правила бухгалтерского учета (ПБУ) и Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) во многом основаны на тех же принципах, что и МСФО, сохраняется принципиальное отличие бухгалтерской отчетности по РСБУ, связанное с тем, что эта отчетность больше нацелена на исполнение обязанностей перед налоговыми органами и регулятором, чем на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, контрагентов и других рыночных игроков.

Финансовая отчетность по МСФО считается отчетностью «общего назначения», то есть предназначенной для пользователей, не имеющих возможности требовать от организации отчетность, отвечающую их частным информационным потребностям, как это могут требовать государственные органы. В Концептуальных основах МСФО прямо указано, что цель финансовой отчетности по МСФО — предоставление финансовой информации, которая является полезной прежде всего для инвесторов (существующих и потенциальных), заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Регуляторы и госорганы отнесены к «прочим» и «вторичным» группам пользователей.

Поэтому стандартами МСФО к такой отчетности предъявляются особые требования в части прозрачности, понятности, уместности, правдивого представления, сопоставимости, проверяемости, своевременности, приоритета экономического содержания над юридической формой, и все это — с учетом принципов существенности информации и непрерывности деятельности организации.

Вот перечень основных отличий бухгалтерской отчетности по РСБУ (за исключением кредитных организаций и компаний, перешедших на отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ):

  • оценка активов, особенно в части справедливой стоимости;
  • расчет резервов под обесценение активов;
  • консолидация дочерних и зависимых компаний;
  • учет финансовой аренды (лизинга) — с принятием ФСБУ 25 «Аренда» в 2021 году данное различие устранится;
  • концепция определения и признания активов и доходов;
  • метод эффективной процентной ставки для признания доходов и расходов;
  • понятие контроля;
  • требования к раскрытию информации, в том числе по операциям со связанными сторонами.
  • кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации;
  • акционерные общества с государственным участием, перечень которых утверждается правительством Российской Федерации;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Если компания заинтересована в раскрытии наиболее полной и понятной широкому кругу пользователей (прежде всего инвесторам) информации о своей деятельности, то независимо от законодательных требований она может готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО и проводить ее аудит. Такая финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением от известной и надежной аудиторской организации может быть существенным дополнительным инструментом для привлечения новых клиентов и инвесторов, продвижения позитивной информации о компании.

Особенности первого применения МСФО

Организации, впервые готовящие финансовую отчетность по МСФО, должны руководствоваться требованиями МСФО 1 (IFRS — International Financial Reporting Standard 1) «Первое применение МСФО».

Параграф 1.3 МСФО 1 определяет, что первая отчетность организации, составленная по МСФО, — это финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО путем включения в данную отчетность ясного и безоговорочного заявления о ее соответствии МСФО.

Согласно МСФО (IFRS) 1, организация, впервые применяющая МСФО, должна:

  • определить, какая финансовая отчетность будет первой по МСФО;
  • подготовить вступительный бухгалтерский баланс по МСФО на дату перехода на МСФО;
  • выбрать учетную политику, соответствующую МСФО, и применить ее ретроспективно ко всем периодам, представленным в первой финансовой отчетности по МСФО;
  • применить все МСФО, вступившие в силу на дату первой финансовой отчетности по МСФО;
  • принять решение о применении каких-либо из шести возможных добровольных исключений, освобождающих от ретроспективного применения стандартов;
  • применить три обязательных исключения, когда ретроспективное применение стандартов не разрешается;
  • раскрыть подробно в финансовой отчетности информацию, поясняющую особенности перехода на МСФО.

При подготовке входящего баланса по МСФО (МСФО (IFRS) 1, параграф 10) организация должна:

  • признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;
  • не признавать активы и обязательства, признание которых не разрешено МСФО;
  • переклассифицировать статьи отчетности из национальных правил в МСФО;
  • применить МСФО при оценке всех признанных активов и обязательств.

В первой финансовой отчетности по МСФО обязательно приводится выверка капитала и финансового результата на дату перехода на МСФО и на сравнительную отчетную дату.

Выверка между капиталом, представленным в отчетности по прежним правилам, и капиталом по МСФО (МСФО 1.39, а) производится на следующие даты:

  • дату перехода на МСФО;
  • конец последнего периода, представленного в последней годовой отчетности по прежним правилам.

Пример. Дата первой финансовой отчетности по МСФО — 31 декабря 2020 года, дата перехода на МСФО — 1 января 2019 года. Выверка капитала представляется на 1 января 2019 года и на 31 декабря 2019 года.

В этом примере выверка между прибылью и убытками, представленными за последний период в последней годовой отчетности по прежним правилам, и прибылью и убытками по МСФО за тот же период (МСФО 1.39, b) представляется за 2019 год.

Трансформация и подготовка финансовой отчетности по МСФО

Существует три основных метода подготовки финансовой отчетности по МСФО:

  • трансформация;
  • параллельный учет;
  • полуавтоматическая подготовка отчетности по МСФО с использованием единого хранилища данных.

На практике в большинстве случаев используется метод трансформации в MS Excel, когда за основу берется бухгалтерская отчетность по РСБУ и «трансформируется» в МСФО следующим образом.

  1. Перегруппировка счетов бухгалтерского учета по РСБУ в формат МСФО.
  2. Корректировки по переклассификации статей отчетности.
  3. Корректировки по начислениям, оценкам, резервам, списаниям, консолидации, и другие.

Параллельный учет используется, как правило, дочерними компаниями иностранных организаций, а создать единое хранилище данных с возможностью автоматической подготовки разных видов отчетности, в том числе по МСФО, могут позволить себе только очень крупные компании.

Для каждой корректировки, не связанной с перегруппировкой или переклассификацией статей, должен быть отдельный расчет и обоснование. Как правило, достаточно сделать расчеты в MS Excel, но также встречаются сложные инструменты и программы.

Ключевые корректировки при переходе от РСБУ к МСФО включают:

  • оценку активов по справедливой стоимости;
  • признание обесценения финансовых и нефинансовых активов;
  • пересчет выручки в соответствии с принципами признания, требуемыми МСФО;
  • пересчет денежных потоков по эффективным процентным ставкам;
  • консолидацию дочерних и зависимых компаний, и связанные эффекты (гудвил, например).

После проведения трансформации и расчета всех корректировок необходимо подготовить книжку финансовой отчетности по МСФО. Это документ в MS Word объемом до 200 страниц, в котором есть формы отчетности и примечания в виде текста и таблиц. Существует общепринятый формат, используемый клиентами БДО и крупнейших международных аудиторских компаний. Такой формат привычен для инвесторов и рыночных пользователей, обеспечивает лучшую прозрачность финансовой отчетности по МСФО и большее доверие к ней.

Одним из важных вопросов, который иногда недооценивает руководство компаний при решении начинать подготовку финансовой отчетности по МСФО и проводить ее аудит, является выделение адекватных ресурсов для этого проекта. Выделенные сотрудники и квалифицированные специалисты потребуются как для подготовки финансовой отчетности по МСФО, так и для сопровождения аудита этой отчетности.

Вариантов подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО может быть два: собственными силами компании и с привлечением внешнего консультанта, обладающего соответствующим опытом, квалификацией и репутацией.

Лучшим вариантом является подготовка финансовой отчетности по МСФО собственными силами. Для этого потребуется квалифицированный сотрудник, имеющий опыт трансформации и подготовки финансовой отчетности по МСФО, желательно с сертификатом АССА/CPA/ДипИФР. Если такого сотрудника нет в компании, придется пригласить его со стороны. Если компания собирается стать публичной, подготовка отчетности по МСФО будет проводиться не раз в год, а как минимум два раза, а в идеале — ежеквартально, поэтому такой сотрудник будет занят в течение всего года. Кроме того, в сферу его ответственности может входить ведение управленческой отчетности и сопровождение аудита. В зависимости от размера компании и сложности ее операций за финансовую отчетность по МСФО может отвечать один человек или отдел/департамент из нескольких сотрудников, возглавляемый квалифицированным специалистом.

Вариант с привлечением внешнего консультанта также рабочий и нередко используется небольшими и средними компаниями. Плюсы этого варианта — некоторая экономия затрат в первые один-два года, уверенность в качестве получаемого продукта и в применении всех необходимых и свежих требований МСФО в случае привлечения опытного и известного консультанта. Однако в дальнейшем минусы могут перевесить плюсы. Минусами являются:

  • зависимость от внешнего консультанта по срокам подготовки отчетности и ее результатам;
  • недостаточно полное понимание бизнеса компании со стороны внешнего консультанта,
  • дополнительные вопросы от аудиторов, в случае если внешний консультант не удовлетворяет квалификационным требованиям. ,>

В качестве консультанта по подготовке финансовой отчетности по МСФО может выступать и аудитор этой отчетности, если его работа заключается в разъяснении требований МСФО и помощь в трансформации (компиляции) бухгалтерской (финансовой) отчетности из системы РСБУ в финансовую отчетность по МСФО. Такие услуги со стороны аудитора, как правило, не создают угроз для независимости при условии, что аудиторская организация не принимает на себя ответственность за функции руководства аудируемой компании, что на практике и не происходит.

Ежеквартально инвесторы и аналитики изучают отчетности компаний с финансовыми показателями. Эти многостраничные документы задают тон котировкам на бирже и становятся решающим фактором в принятии решений об инвестициях

Фото: John Schnobrich / Unsplash

Как выбрать компанию, в акции которой стоит вкладывать деньги? Начать лучше с прочтения финансового отчета. Это документ, который регулярно выпускает любая публичная компания, торгующая акциями на бирже.

Финансовый отчет позволяет определить фундаментальные характеристики компании, ее текущее финансовое положение и представить перспективы бизнеса на ближайшее будущее.

Такая отчетность отразит любые результаты вне зависимости от того, насколько они могут быть вредны для котировок. Если прибыль компании за квартал превратилась в убыток, долг вырос или операционная деятельность не приносит дохода, все это попадет в отчет.

У каждой публичной компании на сайте есть специальный раздел для инвесторов, где она ежеквартально публикует данные с финансовыми показателями. Помимо сайтов самих компаний существуют и другие ресурсы, которые собирают корпоративные заявления. Один из таких ресурсов — Центр раскрытия корпоративной информации. Здесь отчеты может скачать любой желающий.

«Не изучив финансовую отчетность компании, не стоит делать долгосрочных вложений в акции, — уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Финансовую устойчивость, как и грядущий крах, можно заметить в годовых отчетах, которые говорят о стратегических задачах и возможных проблемах бизнеса.

Например, нередко хорошие показатели нового направления обеспечиваются за счет финансирования от других предприятий холдинга. При этом в финансовом отчете хорошо можно проследить постоянный рост затрат и отсутствие прибыли за длительный период времени. Это тревожный знак, даже если у компании есть качественный ассортиментный портфель и налажена работа с покупателями».

Какие существуют финансовые отчеты

Российские инвесторы чаще всего работают с тремя стандартами финансовых отчетов:

  • МСФО — Международный стандарт финансовой отчетности;
  • РСБУ — Российский стандарт бухгалтерского учета;
  • US GAAP — Общепринятые стандарты бухгалтерского учета (US Generally Accepted Accounting Principles). Его используют компании, акции которых торгуются на американском фондовом рынке.

Если мы говорим о российских эмитентах, то здесь актуальны отчеты МСФО и РСБУ. Крупные компании могут публиковать оба варианта отчетности, но выходить они могут даже с разной периодичностью: встречается, что отчетность по РСБУ выходит чаще, чем по МСФО.

Говоря упрощенно, отчетность по РСБУ делается для налоговой службы, а отчетность по МСФО — для акционеров. При инвестициях в компании на американском рынке помимо МСФО придется иметь дело с отчетами US GAAP.

Между стандартами есть различия, в некоторых моментах существенные, пояснил старший инвестиционный консультант «БКС Брокера» Ильяс Хамитов. На западе даже распространена практика по приведению аналитиками отчетности компании по стандартам US GAAP к стандартам МСФО и наоборот для того, чтобы правильно оценивать компании из разных стран, отчитывающихся по разным стандартам.

«Главным в чтении финансовой отчетности компании является конечная цель — аналитик или инвестор должен определиться с тем, что он хочет проверить и что он хочет видеть в итоге исследования, — рассказывает Хамитов. — От этого зависит, на какой форме отчетности стоит сконцентрировать свое основное внимание. А далее стоит помнить, что все рассчитанные показатели имеют силу только в совокупности с другими показателями: историческими, текущими, показателями конкурентов или вообще с информацией из другой формы отчетности».

Главные пункты финансового отчета

Финансовые отчеты состоят из десятков таблиц с результатами. Далеко не все они обязательны для анализа состояния компании. Как правило, выделяют несколько базовых пунктов:

«В первую очередь, необходимо обратить внимание на капитал рассматриваемой компании, — полагает управляющий директор «Иволга Капитала» Дмитрий Александров. — Это число отражает, сколько собственных средств вложено в бизнес. Другой важный показатель — объем долга и его соотношение с прибыльностью. Соотношение долга и EBITDA отражает то, насколько просто или сложно компании расплачиваться по долгам.

Важно следить и за эффективностью бизнеса: насколько растет выручка год к году, какая маржинальность бизнеса — то есть сколько прибыли получается в процентах от выручки.

И, наконец, нельзя забывать об основной цели любого бизнеса — зарабатывании денег. Стабильная прибыльность компании — важнейший показатель в оценке кредитного качества любой корпорации».

«Немаловажную роль играет отчет о движении денежных средств, — добавил Ильяс Хамитов из БКС. — Он состоит их трех разделов: денежный поток от операционной деятельности, инвестиционной и финансовой. Обычно денежный поток от операционной деятельности должен быть существенно положительным, так как это денежный поток от основной деятельности компании, который идет на выплату дивидендов и погашение финансовых обязательств».

Поток от инвестиционной деятельности может быть отрицательным, так как он представляет собой инвестиции в основные средства. Иными словами, компания должна приобретать активы, за счет которых будет увеличивать выпуск продукции или объем предоставляемых услуг.

Поток от финансовой деятельности может быть как отрицательным, так и положительным в зависимости от того, выплатила ли компания или получила больше процентных платежей на свои обязательства и от своих вложений соответственно.

«Но это общая картина, — уточнил Хамитов. — Существует огромное количество случаев, когда даже стабильно низкий или даже отрицательный денежный поток от операционной деятельности не воспринимался инвесторами негативно. Они могут быть уверены в том, что у компании настолько инновационный продукт, что для успешной его реализации потребуется некоторое количество времени и денег».

«Спрятанные» метрики стартапов

Влияние финансовой отчетности на настроения инвесторов хорошо заметно на примере старапов, выходящих на биржу. Часто такие компании находят способы скрывать потери за хитрыми метриками, которые некоторое время устраивают акционеров.

Но как только такая компания выпускает финансовый отчет по международным стандартам — как правило это бывает перед выходом на биржу, — ситуация резко меняется.

Более того, даже отчеты по международным стандартам могут ввести неопытного инвестора в заблуждение — и здесь становятся важным оценки экспертов.

«Самый свежий нашумевший случай — это чуть не разместившая свои акции компания-оператор площадей для коворкинга WeWork, — проводит пример руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. — Обнаружилось, что после сорвавшегося IPO основной акционер SoftBank был вынужден дополнительно влить в капитал $5 млрд. А сама компания сообщила об увольнении четырех тысяч сотрудников. Едва ли эти ниточки были бы видны в проспектах эмиссий при продаже бумаг. Организаторы постарались бы их хорошенько «припрятать».

Международные стандарты финансовой отчетности, на которые перешли и российские публичные компании — это не правила, а принципы, которые можно интерпретировать неоднозначно. Нужно руководствоваться общепринятыми практиками и тщательно изучать учетную политику компании, что именно понимается под каждой конкретной статьей, чтобы потом не возникло таких неприятных моментов, разъяснил Коган.

«Уже сейчас многие на Уолл-стрит настоятельно требуют, чтобы регулятор SEC «навел порядок», поскольку те метрики, которые компании используют, могут сильно отличаться от того, что происходит с компанией на самом деле, — заключил представитель «Высшей школы управления финансами». — К примеру, показатель скорректированной чистой прибыли можно скорректировать буквально на что угодно. Важно это осознавать и уметь отделять зерна от плевел».

Помочь разобраться в хитросплетениях отчетностей и бизнес-моделей поможет РБК Quote. Мы в ежедневном режиме прочитываем и анализируем десятки финансовых отчетов самых разных компаний. А затем отбираем то, что по-настоящему важно — и пишем об этом статьи. Чтобы не пропустить ничего важного, подписывайтесь на РБК Quote в «твиттере» и «фейсбуке». А если хотите начать торговать самостоятельно — регистрируйтесь на нашем сайте. Это просто и безопасно.

Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: