Кредиты льготы уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад

Обновлено: 27.04.2024

Налоговые льготы установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. После повышения пенсионного возраста условием для части налоговых льгот стало не право на пенсию, а достижение определенного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Дальше в статье эту категорию граждан мы будем называть предпенсионерами.

Пенсионеры пользуются льготами по уплате НДФЛ и судебной госпошлины, а также транспортного, земельного и имущественного налогов. Последние три часто обобщенно называют личными налогами. Предпенсионеры тоже могут на них сэкономить. Рассказываем подробно о сути налоговых льгот в 2022 году.

Что вы узнаете

НДФЛ не облагаются любые пенсии, которые выплачиваются от государства: в частности, пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Остальными доходами — зарплатой и доходами от продажи или сдачи в аренду недвижимости — пенсионеру по-прежнему нужно делиться с государством.

Однако у тех пенсионеров, которые продолжают официально работать либо получают иные доходы, облагаемые НДФЛ по 13%, есть эксклюзивное условие для возврата НДФЛ при получении имущественного вычета. Они могут вернуть налог не только за тот год, в котором оформили право собственности на квартиру, но и за три предыдущих года. Фактически, пенсионер при покупке квартиры вправе вернуть уплаченный НДФЛ сразу за четыре года. Для этого ему нужно подать четыре налоговые декларации. Больше ни у кого такой привилегии нет.

Работающий пенсионер Федотов в 2021 году купил 1-комнатную квартиру за 3 млн рублей. С зарплаты Федотова в год удерживают НДФЛ 65 000 Р .

В 2022 году, чтобы получить 260 000 Р вычета по НДФЛ, он подаст декларацию не только за 2021, но сразу и за 2020, 2019 и 2018 годы. Таким образом, он за один раз получит всю сумму причитающегося ему имущественного вычета.

Госпошлина

Пенсионеры не должны платить госпошлину, если они обращаются к мировому судье или в суд общей юрисдикции с имущественным иском к ПФР, негосударственному пенсионному фонду или, например, военный пенсионер — к Минобороне, при таких условиях:

  1. Иск связан с каким-то пенсионным вопросом. Например, при назначении пенсии человеку не засчитали в стаж несколько лет работы, из-за чего его пенсия сейчас меньше положенного.
  2. Исковые требования пенсионера не превышают 1 млн рублей.

За судебные тяжбы по вопросам, не связанным с пенсией, пенсионеры платят госпошлину как и все остальные граждане.

Транспортный налог

Каждый регион устанавливает собственные льготы по транспортному налогу.

Например, в Москве специальных льгот для пенсионеров-автовладельцев нет, но есть льготы для других категорий граждан, среди которых большинство уже пенсионеры.

Транспортный налог за одну машину мощностью до 200 л. с. в Москве не платят:

  1. Герои Советского Союза.
  2. Герои Российской Федерации.
  3. Граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  4. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
  5. Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.
  6. Ветераны и инвалиды других боевых действий.
  7. Чернобыльцы и инвалиды вследствие ядерных испытаний.

А вот в Санкт-Петербурге все пенсионеры и предпенсионеры не платят транспортный налог за один автомобиль мощностью до 150 л. с., произведенный на территории РФ или ЕАЭС.

Питерские льготники «в возрасте», в частности, герои СССР и России, ветераны, инвалиды — тоже имеют право не платить налог на одну машину, но с ограничением по мощности.

Таких щедрых регионов, как Санкт-Петербург, немного. Большинство наших субъектов РФ ограничилось тем, что установило для пенсионеров и предпенсионеров:

  1. либо скидку на уплату налога по автомобилям малой мощности. Например, в Костромской области действует 50%-я скидка;
  2. либо пониженную налоговую ставку. К примеру, в Тамбовской области это 5 Р вместо 20 Р за каждую л. с. для авто мощностью до 100 «лошадок».

Налог на имущество физических лиц

Это местный налог, но льготы по его уплате установлены на федеральном уровне, в налоговом кодексе.

Действующие пенсионеры и раньше были освобождены от уплаты налога на имущество физлиц, а с 1 января 2019 года освобождение распространили также и на предпенсионеров.

Все пенсионеры и предпенсионеры могут не платить налог на имущество лишь с одного объекта недвижимости каждого вида. Это:

  1. дом или часть дома;
  2. квартира или ее часть;
  3. комната;
  4. гараж или машино-место;
  5. хозяйственная постройка площадью до 50 м² на дачном участке;
  6. творческая мастерская, ателье, студия — если льготник профессионально занимается творческой деятельностью.

Если у пенсионера в собственности один дом, одна квартира и один гараж, то он не будет платить налог ни за один из этих объектов. Но если у него, к примеру, две квартиры, то за одну из них налог платить придется.

В этом случае пенсионер может сам выбрать, по какой из квартир применить льготу. Для этого нужно подать уведомление. Срок — до 31 декабря того года, за который начисляют налог. Уведомление по налогам за 2022 год нужно подать до 31.12.2022. Если сделать это позднее, то выбранная льгота начнет действовать только с 2023 года.

Если пенсионер не подаст уведомление о выборе льготной недвижимости, то ИФНС автоматически предоставит ему льготу по тому объекту, где максимальный налог к уплате.

Земельный налог

По этому местному налогу для пенсионеров и предпенсионеров тоже установлена федеральная льгота, которая действует во всех регионах — так называемые необлагаемые 6 соток. Например, если у пенсионерки есть участок размером в 5 соток, то под земельный налог он вообще не попадает. А если у пенсионера 10 соток земли, то платить он будет только за 4 из них.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены муниципальными властями.

К примеру, петербургские пенсионеры и предпенсионеры с 1 января 2019 года не платят земельный налог за один участок площадью до 25 соток.

В Балаково Саратовской области у пенсионеров скидка 75% на уплату земельного налога с участков, занятых жилой застройкой, и садовых участков независимо от площади. В столице Хакасии Абакане на такие же участки у пенсионеров и предпенсионеров скидка по налогу 50%, а для граждан от 65 лет — все 100%.

Как пенсионерам получить льготы по налогам

Чтобы получить льготу по по транспортному, земельному налогу или налогу на имущество физлиц, нужно один раз подать заявление. Хотя ФНС утверждает, что если человек заявление не подаст, инспекция сама предоставит ему льготу на основании имеющихся у нее сведений, лучше все же подстраховаться. Заявление можно подать:

Если человек в 2022 году достигнет предпенсионного возраста, то оптимальнее всего ему подать заявление о льготе до 1 мая 2023 года, чтобы налоговики успели учесть эту информацию до того, как начнут рассылку уведомлений на уплату налогов.

В заявлении можно указать данные пенсионного удостоверения как документа, подтверждающего льготу, но необязательно: получив заявление, налоговая сама должна запросить недостающие сведения в ПФР.

Получение налоговых льгот — право, а не обязанность, поэтому можно обратиться в ИФНС в любой момент после достижения предпенсионного возраста. Но если сильно припоздниться, то вернуть переплату за давние периоды не получится. Налог пересчитают лишь за три года. Проверьте налоговые уведомления и информацию в личном кабинете.

Что делать, если налоговые уведомления не перестают приходить после оформления льготы

Если пенсионер подал заявление на налоговую льготу и уже получил извещение о том, что ее предоставили, по льготным объектам не должно быть текущих начислений. А за прошлые годы налог должны пересчитать. Если прошел месяц после обращения в ИФНС, а уведомления о назначении льготы нет, значит, что-то пошло не так. Причины могут быть разные: нет ответа на запрос по поводу документов, нарушены сроки для ответа и пересчета, что-то не дошло или не так заполнено.

Для начала всегда стоит написать обычное обращение в налоговую. Обычно инспекторы перезванивают либо присылают ответ с пояснениями, что нужно для пересчета и почему его не сделали.

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


Полностью вопрос звучит так: "ЦБ недавно повысил ставку рефинансирования до 8,25% годовых. Многие кредиты (например, автомобильные) уже можно получить дешевле. Я слышал, в этом случае полагается платить подоходный налог. Как именно это происходит?"

Гражданским кодексом РФ (далее по тексту — ГК РФ) определено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.

В случае если согласно условиям кредитного договора ставка процентов установлена меньше, чем 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты процентов по займу, то у заемщика — физического лица возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах, который облагается налогом на доходы физических лиц — НДФЛ (для рублевых займов).

Если кредит выдан физическому лицу в рублях, то под налогообложение подпадает разница между процентами, исчисленными исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России, и процентами, рассчитанными исходя из условий договора.

В отношении доходов в виде суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 35%.

Банк является налоговым агентом, однако самостоятельно платить от вашего имени именно этот налог не имеет права.

Поэтому при получении клиентами кредитной организации дохода в виде материальной выгоды банк обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода (до 1 февраля следующего года) письменно сообщить в установленном порядке налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о суммах неудержанного налога.

После того как банк уведомил налоговый орган и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, его обязанность как налогового агента считается выполненной.

Согласно статье 228 НК РФ физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, должны самостоятельно исчислить и уплатить налог исходя из сумм таких доходов.

То есть, налогоплательщик должен будет представить декларацию по НДФЛ, в которой отражена сумма полученной материальной выгоды, и самостоятельно уплатить исчисленную сумму НДФЛ.

Налоговая декларация, как обычно, представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Законодательное определение налоговых льгот закреплено в ст. 56 Налогового кодекса РФ: "Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере".

Налоговые льготы традиционно относят к факультативным элементам налогообложения, их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2002 г. N 37-О указал, что "льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения. льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях".

Следует отметить позицию, согласно которой налоговые льготы некорректно рассматривать как отдельный (факультативный) элемент налога. Поскольку они имеют отношение к разным элементам налога, это его (налога) структурная характеристика [7, с. 34].

Значительное количество авторов учебной и научной литературы, рассматривая правовую категорию налоговых льгот, цитирует законодательную формулировку налоговой льготы [13, с. 191; 3, с. 56; 9, с. 153; 4, с. 70].

Многие определения, существующие в научной и учебной литературе и отличающиеся от законодательной формулировки, исходят из нее и, по сути, являются перефразированными ее вариантами. Например, В.В. Коровкин определяет налоговые льготы как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые позволяют им сократить размер своих налоговых обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками [2, с. 148].

В то же время ряд авторов отмечают "высокую степень абстракции" [12, с. 19], "неконкретность и расплывчатость" [14, с. 9] законодательного определения налоговой льготы, отсутствие в нем "необходимых признаков данной экономической категории" [8, с. 213].

На необходимость устранения законодательной неточности определения налоговой льготы, позволяющей ее широкое толкование и не дающее возможности отделить действительно налоговые льготы от схожих механизмов снижения налогового бремени, обращалось внимание и другими авторами. Так, Н.А. Соловьева предлагает определить налоговую льготу как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, заключающиеся в возможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Для иных механизмов снижения налогового бремени автор предлагает использовать понятие налоговые преференции, т.е. способы изменения исполнения обязанности по уплате налогов, заключающиеся в возможности изменения порядка и сроков уплаты налога, а также в отмене или снижении размера санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах [10, с. 190-191].

Действующее законодательство о налогах и сборах содержит большое количество налоговых льгот, хотя и не именует их таковыми в статьях Налогового кодекса РФ. В результате отнести тот или иной механизм снижении налогового бремени к налоговым льготам можно лишь исходя из признаков, содержащихся в законодательном определении налоговых льгот. В подобной ситуации особое значение приобретает классификация налоговых льгот.

Наиболее известной и часто применяемой является классификация налоговых льгот на налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые освобождения в зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлена налоговая льгота [13, с. 192; 2, с. 149; 6, с. 121].

Налоговые изъятия - это выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения, несмотря на наличие у них всех предусмотренных законом признаков объекта налогообложения по данному налогу [2, с. 148]. Налоговыми изъятиями, в частности, являются доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (ст. 217 НК РФ), операции, не подлежащие налогообложению НДС (ст. 149 НК РФ) и акцизами (ст. 183 НК РФ) и некоторые другие.

Налоговые скидки определяют как "льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы" [13, с. 192], как "льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки" [5, с. 61] и как "установление определенного необлагаемого минимума налоговой базы либо уменьшение налоговой базы на сумму определенных расходов, понесенных налогоплательщиком" [2, с. 150]. К налоговым скидкам можно отнести стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ.

В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика) [6, с. 121].

Налоговые освобождения в учебной и научной литературе трактуются различно. Так, налоговые освобождения понимают как "льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы" [13, с. 192] и как "льготы, направленные на уменьшение налогового обязательства в процессе исчисления подлежащей уплате суммы налога, а также изменение порядка исполнения налогового обязательства" [2, с. 151].

В рамках данной классификации следует упомянуть и такой вид налоговой льготы как налоговый кредит, не используемый действующим налоговым законодательством РФ, но широко применяемый в законодательстве зарубежных стран. Налоговый кредит представляет собой уменьшение подлежащей уплате суммы налога. Налоговые кредиты используются как форма личных налоговых льгот, так и для стимулирования инвестиционной активности (в этом случае налоговый кредит, как правило, предоставляется в размере определенного процента инвестиций). Последние могут быть как возмещаемые, т.е. допускают возврат налогоплательщику суммы налогового кредита, превышающей сумму уменьшаемого налога, так и невозмещаемые, т.е. те налоговые кредиты, которые ограничены суммой уменьшаемого налога [15, с. 298, 422, 474].

Высказывалось мнение о том, что поскольку используемые в специальной литературе определения не позволяют однозначно отнести те или иные льготы (например, пониженные налоговые ставки)к налоговым скидкам или освобождениям, постольку возможно проводить разграничение налоговых скидок и налоговых освобождений по моменту использования налоговой льготы относительно применения ставки налога. В случае использования налоговой льготы до момента применения ставки такая налоговая льгота является налоговой скидкой. Если налоговая льгота представляет собой пониженную налоговую ставку или используется после применения налоговой ставки к налоговой базе, то такая льгота является налоговым освобождением [10, с. 74].

Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога может быть постоянным (как в трех вышеуказанных случаях) и временным. Рядом автором освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от какого-либо налога на определенный период времени именуется налоговыми каникулами [1, с. 186; 3, с. 57].

Существуют иные классификации налоговых льгот. Так, Н.А. Соловьева на основании анализа механизма получения преимуществ при использовании налоговых льгот, а также материальных последствий их применения, разделяет налоговые льготы на прямые и косвенные. Критерием данного деления является форма экономической выгоды, получаемой налогоплательщиками в результате использования налоговых льгот, которая может быть исчисляемой и условной [10, с. 79-81].

Исчисляемая экономическая выгода - сумма денежных средств, которую налогоплательщик не уплатил в результате использования налоговой льготы, либо сумма, которая была ему возвращена. Соответственно, прямые налоговые льготы - это преимущества, получаемые определенными категориями налогоплательщиков в результате предоставленной возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере и представляющие собой суммы денежных средств, которые налогоплательщики не уплатили в результате использования налоговой льготы либо суммы, которые были им возвращены. Такими льготами, например, являются налоговые изъятия в виде стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

Условную экономическую выгоду нельзя исчислить в момент получения самой налоговой льготы, а возможно, она вообще не может быть точно исчислена. При получении условной экономической выгоды обязанность налогоплательщиков по уплате налога в денежном выражении не изменяется, она лишь откладывается. Таким образом, косвенные налоговые льготы - это преимущества, получаемые определенными категориями налогоплательщиков в результате изменения порядка исполнения обязанности по уплате налога, экономическая выгода от получения которых не может быть исчислена в момент предоставления налоговой льготы, а может отсутствовать вообще. К косвенным налоговым льготам можно отнести налоговые освобождения в виде отсрочки или рассрочки по уплате налога, инвестиционного налогового кредита.

По уровню предоставления налоговые льготы можно разделить на федеральные, региональные и местные. Данная классификация частично совпадает с группировкой налоговых льгот, определенной Налоговым кодексом РФ. В п. 3 ст. 56 упомянуты льготы по федеральным, региональным и местным налогам и закреплено право законодательных органов субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований устанавливать льготы по региональным и местным налогам соответственно.

При этом данная группировка налоговых льгот не идентична их делению на федеральные, региональные и местные. Это обусловлено тем, что Налоговый кодекс РФ допускает делегирование права предоставления налоговых льгот по налогам высших уровней органам власти более низкого уровня в части налога, начисляемого в бюджет последних. Так, в настоящий момент по налогу на прибыль организаций, являющемуся федеральным налогом, органам субъектов РФ представлено право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, до размера 13,5% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом РФ такая льгота будет являться льготой по федеральному налогу, однако устанавливаться субъектом РФ и уменьшать налоговые поступления именно в региональный бюджет. Соответственно, с точки зрения уровня предоставления налоговой льготы, эта льгота будет региональной.

По субъекту предоставления все налоговые льготы можно разделить на льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам, льготы, предоставляемые физическим лицам, либо предоставляемые тем и другим субъектам. Профессор И.А. Майбуров отмечает, что подобная классификация позволяет разграничить их в соответствии с природой дохода: на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода, и на льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими трудового дохода [5, с. 64].

1. Демин А.В. Налоговое право России: учеб. Пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

2. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб. Пособие. М.: Экономистъ, 2006. - 576 с.

3. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 с.

4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 400 с.

5. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 519 с.

6. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. - 591 с.

7. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления "Финансы и кредит" / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 487 с.

8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 680 с.

10. Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательного закрепления: монография. М.: КНОРУС, 2012. - 216 с.

11. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 591 с.

12. Титова М.В. Налоговые льготы: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2004. - 33 с.

13. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. - 528 с.

15. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. - 550 p.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Условия и требования для применения УСН закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ. Но власти субъектов Федерации могут вводить льготы для упрощенцев. Рассказываем, что это за льготы, для кого действуют и как о них узнать. Внутри подробнейший гайд по региональному законодательству.


Общие правила

В ст. 346.20 НК РФ определена ставка по налогу УСН, которая зависит от объекта налогообложения:

  • если налог рассчитывают с доходов, ставка равна 6 %;
  • если налог рассчитывают с разницы между доходами и расходами — 15 %.

С 2021 года в Кодекс внесены изменения, которые предусматривают переходный период для тех упрощенцев, годовой доход которых превысил 150 млн. руб., но не стал больше 200 млн. руб. и / или средняя численность работников стала больше 100 человек, но не превысила 130 человек.

Теперь такие налогоплательщики могут остаться на УСН, но ставка налога для них вырастет:

  • если налог рассчитывают с доходов — до 8 %;
  • если налог рассчитывают с разницы между доходами и расходами — до 20 %.

Обратите внимание! Новые ставки применяются не с начала года, а только начиная с того квартала, в котором были превышены ограничения в 150 млн. руб. и / или 100 человек. Т.е. пересчитывать налог с начала года не нужно.

Пример.

По результатам полугодия доход ООО «Здорово живешь» зафиксирован в размере 145 млн. руб., а по результатам 3-го квартала эта сумма достигла 160 млн. руб.

Авансовый платеж по налогу УСН за полугодие Общество определило в размере:

145 000 000 * 6 % = 8 700 000 руб.

Авансовый платеж за 9 месяцев будет равен:

145 000 000 * 6% + (160 000 000 – 145 000 000) * 8 % = 9 900 000 руб.

Что могут изменять в регионах

Чтобы сгладить различия между условиями проживания и ведения бизнеса в разных областях России, региональным законодателям дано право вводить льготы.

Обратите внимание! В тех регионах, где применяют налоговые каникулы, могут устанавливать дополнительные ограничения для тех, кто вправе их применить — по уровню дохода и / или по средней численности работников, т.е. сделать лимит меньше, чем 200 млн. рублей и 130 человек в год соответственно. Но установить ограничение по доходу меньше, чем в 10 раз нельзя, т.е. нижняя граница в регионе не может быть менее 20 млн. руб.

Как разобраться, какие льготы по УСН есть в вашем регионе

Для этого научимся находить нужную информацию на бесплатных государственных и муниципальных ресурсах, например, на официальном сайте Федеральной налоговой службы России.

Наша цель — найти закон по УСН, принятый властями конкретного региона, и узнать:

Шаг 1. Найдём местный закон.

На сайте ФНС в разделе, посвященном УСН, устанавливаем свой регион.


Затем прокручиваем страницу вниз до заголовка «Информация ниже зависит от вашего региона», в этом разделе находим закон и открываем его текст.


Шаг 2. Уточним, установлены ли пониженные ставки налога и условия их применения.

Из текста закона узнаём, что законодатели Иркутской области применили пониженную ставку и определили тех, кто вправе ею воспользоваться:


В частности, в статье 2 Закона сказано:

«Установить дифференцированную налоговую ставку в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, у которых за отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составит доход от осуществления одного или нескольких видов деятельности на территории Иркутской области, включенных в: … 3) раздел Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" ОКВЭД 2;…»

Шаг 3. Проверим, подходим ли мы под условия применения пониженной ставки.

Да, подходим: раздел Q Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности (ОКВЭД) включает в себя коды с 86 по 96. Наш код — 96.01.

Поскольку ничем, кроме стирки и химчистки, организация не занимается, весь доход у неё относится к этой деятельности. Значит, условие 70 % соблюдено.

Вывод:

Наша организация, которая:

вправе рассчитывать налог УСН по ставке 5 % вместо общей ставки 15 %.

Действуя по аналогии, вы сможете узнать, какие условия УСН применяются в вашем регионе. На основе полученной информации некоторые налогоплательщик решают перерегистрировать организацию, например, в соседней области, где ставки ниже.

Для ИП это сложнее, поскольку они должны состоять на учёте в ИФНС по месту регистрации (проще говоря, им нужно прописаться в другом регионе).

Перечень регионов, в которых применяется пониженная ставка налога УСН

Ниже приведён список территорий, в которых применяются пониженные ставки УСН. Если вашего региона среди них нет, вы сможете проверить информацию самостоятельно. В случае сомнений можно обратиться непосредственно в свою ИФНС или воспользоваться помощью специалистов компании «Моё дело».

Перечень регионов, где предусмотрены пониженные ставки налога УСН:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: