Методы и инструменты денежно кредитной политики

Обновлено: 02.05.2024

Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых ”перегревами” конъюнктуры – кредитная рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

- по форме их воздействия (прямые и косвенные);

- по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

- по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

- установление минимальных резервных требований;

- регулирование официальной учетной ставки;

- операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.

Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных минимальных резервных требований, находящихся на счетах в центральном банке.

Этот метод относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы привлеченных коммерческим банком средств. Она может зависеть от срочности вкладов и их вида.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

Обязательные резервы размещаются на счетах в центральном банке. Повышение норм обязательных резервных требований сокращает суммы свободных денежных средств, используемых для активных операций коммерческих банков, а снижение нормы резервов – напротив, увеличивает возможности кредитования.

Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов. Расчет минимальных резервных требований осуществляется на месячной и квартальной базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю величину вкладов.

Длительное использование этого инструмента кредитно-денежной политики может привести к использованию операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 году, тогда была установлена единая норма в 2% без дифференциации по видам вкладов. В 1992 году в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворить сразу по требованию клиента – 20 %, а по вкладам, которые могли быть затребованы клиентом после истечения определенного срока – 15%.

В настоящее время норма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечения, кроме вкладов населения, составляет 10%, по вкладам 3,5%.

Минимальные резервные требования могут рассчитываться на месячной и недельной базе. В России расчет минимальных резервных требований осуществляется в течение месяца за каждый день, т.е. на месячной базе.

Другим инструментом влияния на денежно-кредитную политику является регулирование официальной учетной ставки центрального банка.

Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка – это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.




Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот.

Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно кредитного регулирования. Его широкое использование обусловлено простотой применения. Если центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель центрального банка – расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Использование процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности в сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамян Айкануш Арменовна

В данной статье на основе анализа существующих точек зрения проведено разграничение понятий «методы» и «инструменты» денежно-кредитного государственного регулирования; рассмотрены классификации инструментов денежно-кредитной политики с добавлением отдельных их видов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамян Айкануш Арменовна

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования: теоретические аспекты»

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Мамян Айкануш Арменовна, Научный руководитель: Шахбазян Е.М., Волжский Гуманитарный институт (филиал) Волгоградского Государственного Университета, г. Волжский

Аннотация. В данной статье на основе анализа существующих точек зрения проведено разграничение понятий «методы» и «инструменты» денежно-кредитного государственного регулирования; рассмотрены классификации инструментов денежно-кредитной политики с добавлением отдельных их видов.

Ключевые слова: кредитно-денежная политика, Банк России, методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, инфляция, валютный курс.

Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность Центрального банка по использованию этих методов и инструментов.

В экономической литературе нет четкого разграничения между методами и инструментами денежно-кредитной политики, что зачастую приводит к смешению этих понятий. Между тем, метод денежно-кредитной политики - это понятие более широкое и емкое, по сравнению с инструментом. Метод определяется как «способ действовать, поступать каким-нибудь образом», инструмент - это «средство, применяемое для достижения чего-нибудь» [5].

В работе В.В. Иванова и Б.И. Соколова все способы воздействия Центрального банка в ходе денежно-кредитного регулирования экономики трактуются как инструменты [3].

В исследовании Г.Г. Фетисова, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамоновой в анализ системы денежно-кредитного регулирования вводится понятие «метод». С одной стороны, они трактуют метод денежно-кредитной политики «как совокупность, набор объединяемых единым признаком способов, инструментов воздействия субъектов на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей». С другой стороны, методы проведения повседневной денежно-кредитной политики отождествляются ими с тактическими целями

денежно-кредитной политики, к которым относят таргетирование инфляции, стабилизацию валютного курса и др. [8]. Исследователи не конкретизируют перечень методов денежно-кредитной политики, что сказывается на полноте характеристики системы денежно-кредитного регулирования.

Понятие инструментов денежно-кредитной политики, а также перечень базовых принципов их применения на практике имеет во многом схожие трактовки. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают «средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики. Это переменная, находящаяся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которой может быть быстро скорректирована и с которой тесно связаны целевые ориентиры» [7]. К инструментам денежно-кредитной политики относят как традиционные средства, используемые в мировой практике (процентную политику, политику минимальных резервов, операции на открытом рынке), так и специфические, предусмотренные банковским законодательством РФ (установление ориентиров роста денежной массы, валютное регулирование). Между тем в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к инструментам денежно-кредитной политики относятся также эмиссия облигаций от своего имени и прямые количественные ограничения [6]. Включение указанных инструментов в перечень средств денежно-кредитной политики делает его более полным.

Также инструменты денежно-кредитной политики определяются как «операции и способы, при помощи которых Центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики» [1]. Данное определение дает представление об объектах воздействия инструмента.

По степени воздействия Центрального банка выделяют следующие инструменты денежно-кредитной политики:

- операции на открытом рынке (в широком смысле);

- постоянно действующие механизмы (или окна постоянного доступа);

- нормативные резервные требования.

Операции на открытом рынке в традиционном виде трактуются как операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг на открытом рынке [2, 3, 8]. При этом В.В. Иванов и Б.И. Соколов под операциями на открытом рынке понимают широкий набор инструментов, основной чертой которых является инициатива, идущая от Центрального банка [3]. К ним относится купля-продажа активов на условиях РЕПО, а также на условиях аутрайт, валютные свопы, размещение в Центральном банке краткосрочных депозитов на стандартных условиях, кредитование банков центральным банком в форме ломбардных аукционов. Под постоянно действующими механизмами

понимают краткосрочные операции Центрального банка, проводимые по инициативе кредитных организаций: кредиты банкам и депозиты банков в центральном банке на условиях овернайт.

Нормативные резервные требования представляют собой установленные жесткие административные правила проведения банковских операций, касающиеся величины отчислений от банковских обязательств, влияющих на размер банковских резервов, и объемов кредитных операций банков.

Перечисленные инструменты денежно-кредитной политики можно систематизировать также по субъекту - инициатору совершения операции, а также по характеру воздействия.

По способу воздействия на денежную массу все типы инструментов денежно-кредитной политики подразделяются:

- на инструменты стерилизации (изъятия) излишней ликвидности банковской системы;

- на инструменты предоставления ликвидных средств банковской системе.

К инструментам стерилизации относятся депозитные операции

центрального банка. Инструменты предоставления ликвидных средств банковской системе - это покупка ценных бумаг на условиях аутрайт [3].

Данную классификацию предлагается дополнить следующими инструментами, касающимися:

- повышения нормы резервных требований (стерилизационная операция);

- предоставления кредитов Центрального банка (предоставление ликвидных средств).

В зависимости от целей и оперативности воздействия на денежную массу и процентные ставки выделяют [3]:

- основные операции (проводятся еженедельно в целях постоянного управления процентными ставками и ликвидностью, сигнализируют о состоянии и намерениях в денежно-кредитной политике);

- долгосрочные операции (проводятся на ежемесячной основе в целях обеспечения долгосрочной ликвидности банковской системы);

- операции «тонкой настройки» (проводятся нерегулярно, по усмотрению центрального банка, для сглаживания возможных, непредвиденных колебаний на денежном рынке);

- структурные операции (проводятся в случае неблагоприятных структурных изменений ликвидности денежного рынка).

В представленной классификации авторы не указали виды конкретных инструментов проведения данных операций.

Предлагаем дополнить классификацию следующими инструментами:

- основные операции: ломбардные и депозитные аукционы;

- долгосрочные операции: инструменты рефинансирования в аукционной

форме на трехмесячной основе;

- операции «тонкой настройки»: скоростной кредитный (депозитный) тендер с ограниченным кругом потенциальных контрагентов) двусторонние операции центрального банка с заранее фиксированным сроком и доходностью (кредитные или депозитные сделки, операции прямого или обратного РЕПО), валютные свопы;

- структурные операции: операции окончательной купли-продажи активов первой категории (операции аутрайт), выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств. Операции «тонкой настройки» и структурные операции по своей сути относятся к чрезвычайным антикризисным инструментам центрального банка (с учетом их высоких рисков и издержек в условиях относительно стабильных финансовых рынков они не могут применяться ежедневно).

Оперативность воздействия на денежную массу и процентные ставки не исчерпывается указанными в приведенной классификации сроками. Центральные банки осуществляют свои операции и на ежедневной основе. Поэтому логично дополнить классификацию по данному критерию постоянно действующими механизмами (кредитными и депозитными), предусматривающими операции центрального банка по предоставлению и изъятию ликвидности на денежном рынке сроком на один операционный день.

Таким образом, осуществление кредитного регулирования государством преследует следующие цели: воздействие на кредитную деятельность коммерческих банков и регулирование расширения или сокращения кредитования экономики, оно достигает стабильного развития внутренней экономики, а также укрепления денежного обращения и поддержки национальных экспертов на внешнем рынке.

Как справедливо заметили Л.А. Николаева и И.П. Черная, «кредитно-денежная политика, так же, как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов, прежде всего, по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни» [4].

Низкий уровень инфляции не является самоцелью государственной денежно-кредитной политики. Помимо стабильного уровня цен, показателями ее эффективности выступают: низкий уровень процентных ставок; устойчивость банковской системы; динамика развития реального сектора экономики;

сформированность инструментария «тонкой настройки» антикризисного характера.

Таким образом, денежно-кредитная политика - это совокупность конкретных мероприятий Центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Государство, реализуя денежно-кредитную политику, посредством денежно-кредитного регулирования, воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

1. Андрюшин С. А., Кузнецова В.В. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса // Вопросы экономики. -2010. - № 6. - С. 69-87.

2. Восканян М.А. Институциональные аспекты монетарной политики: иллюзия или необходимость? // Банковское дело. - 2012. - №4. - С. 43-48.

3. Деньги. Кредит. Банки: учебник. - 2-е изд., перераб и доп. / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 848 с.

4. Николаева Л. А., Черная И.П. Экономическая теория: учебник. - М.: Книжный дом, Экоперспектива, 2009. - 637 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азъ Ltd. 1992.

7. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации. Национальный и региональный аспекты. М.: Экономика, 2006. 512 с.

8. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка: учебник / под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2012. 440 с.


Денежно-кредитная политика — комплекс мер, направленный на регулирование и контроль за количеством денег в экономике. Для достижения своих целей государство может использовать различные денежно-кредитные инструменты:

  • параметры денежной массы;
  • уровни процентов;
  • сроки кредитов;
  • нормы резервов;
  • ставки рефинансирования.

Контроль и регулирование количества денег в экономике осуществляется различными институтами: Министерство финансов, казначейство, Центральный банк РФ и так далее.

Денежно-кредитная политика России

Конечная цель, которую преследует денежно-кредитная политика России, формулируется в соответствии с целями макроэкономической политики, принятыми на текущий год.

Если говорить о нынешнем периоде, то среди главных задач Банка России в среднесрочной перспективе отдельно стоит выделить плавное и стабильное снижение инфляции. Для достижения цели Банк России прямо или косвенно воздействует на денежную массу.

Могут использоваться две концепции: политика кредитной экспансии («дешевые деньги») или кредитной рестрикции («дорогие деньги»). Кредитная экспансия ЦБ направлена на увеличение ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают в обращении общую денежную массу. Что касается кредитной рестрикции, то она ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов, тем самым препятствуя перенасыщению экономики деньгами.

Инструменты денежно-кредитной политики

В ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» можно найти определение основных инструментов денежно-кредитной политики России:

  • операции на открытом рынке;
  • эмиссия облигаций от своего имени;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральный Банк;
  • прямые количественные ограничения;
  • процентные ставки по операциям ЦБ;
  • установка ориентиров для роста денежной массы;
  • валютные интервенции;
  • рефинансирование кредитных организаций.

Суть кредитно-денежной политики

В качестве объектов денежно-кредитной политики выступают предложение и спрос на денежном рынке. Что касается субъектов, то речь идет о банках, прежде всего, о ЦБ.

Суть денежно-кредитной политики заключается в контроле денежной массы на рынке. Чтобы регулировать массу денег в обращении, ЦБ может использовать разнообразные денежные агрегаты, увеличивая или уменьшая объем денег, а также меняя структуру денежных агрегатов в общей массе.

Главная стратегическая цель заключается в стремлении повысить благосостояние населения, обеспечить максимальную занятость. Основные ориентиры — снижение инфляции, обеспечение роста ВВП.

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

Тип операций Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Основные аукционы Управление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынка Аукционы репо/депозитные аукционы 1 неделя еженедельно
Операции постоянного действия на срок 1 день Ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора Кредиты «овернайт»; валютный своп; ломбардные кредиты; репо; кредиты, обеспеченные нерыночными активами / депозитные операции 1 день ежедневно
Аукционы «тонкой настройки» Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора Аукционы репо и валютный своп / депозитные аукционы от 1 до 6 дней 1 в отдельные дни
Аукционы на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций:
абсорбирование среднесрочного избытка ликвидности Аукционы по размещению облигаций Банка России 3, 6, 12 месяцев нерегулярно
удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца
Операции постоянного действия на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций Ломбардные кредиты от 2 до 90 дней ежедневно
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами от 2 до 549 дней ежедневно

1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.

В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.

Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.

В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.

В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Основная цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики. Конкретные цели:

2) воздействие на процесс инвестирования капиталов

Основная задача — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.

Существует 2 типа денежно-кредитной политики:

1. Рестрикционная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) - направлена на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций в коммерческих банках, на повышение процентных ставок. Такая политика может сопровождаться ростом налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями сдерживающими инфляцию.

2. Экспансионная денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) - сопровождается расширением объемов кредитования, ослаблением контроля за приростом денежной массы, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок (в общем стимулируют спрос в экономике).

В основе современной денежно-кредитной политики большинства стран лежит теория монетаризма, в основе которых лежат идеи Таргетирования, то предполагает не только планирование, определение количественных параметров денежной массы, но и превращение этих действий в публичный процесс. Важнейшей функцией государства является воздействие на денежно-кредитные отношения. Оно реализуется через денежно-кредитную политику. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит ЦБ.

Задачи денежно-кредитной политики:

1) реструктуризация банковской системы;

2) совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

3) сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

4) пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

5) усиление таможенного контроля.

Согласно статье 35 ФЗ «О ЦБ РФ» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Ставка рефинансирования влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше процент, тем дороже кредит для клиента. Повышая ставку рефинансирования, ЦБ уменьшает возможности банков и их клиентов получать кредит, что сокращает денежную массу и повышает уровень рыночного процента.

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам КО (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

3) операции на открытом рынке - купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ц.б., облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Эти операции регулируют ликвидность и кредитные вложения банков путем размещения государственного долга;

4) рефинансирование кредитных организаций - кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;

5) валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;




6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов КО, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий ЦБ. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые ЦБ в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

К эк. методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций ЦБ (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению ЦБ в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Кроме того, м етоды денежно-кредитной политики делят на 2 группы :

1. Общие методы: процентная или учетная политика; операции на открытом рынке; политика обязательных резервов.

2. Селективные (выборочные): прямое ограничение размеров банковских кредитов, для отдельных банков (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредита (установление размеров кредитной маржи).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: