Могут ли бюджетные учреждения открывать счета в кредитных организациях

Обновлено: 28.05.2024

1. Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

2. Кредитные организации без взимания платы выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Требования к кредитным организациям, которые могут осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

4. Кредитные организации, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, отбираемые территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, обслуживают банковские счета Федерального казначейства, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям участников системы казначейских платежей, определенных статьей 242.8 настоящего Кодекса, а также единый казначейский счет в иностранной валюте. Указанные счета обслуживаются кредитными организациями без взимания ими платы.

5. Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов Российской Федерации, соответствующие требованиям, предусмотренным абзацем первым пункта 2 статьи 236 настоящего Кодекса, вправе на безвозмездной основе открывать счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в клиринговых организациях и депозитариях.

6. Кредитные организации приостанавливают операции по счетам, указанным в пункте 5 статьи 155 настоящего Кодекса, открытым с нарушением настоящего Кодекса и иных федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, на основании представлений о приостановлении операций, направляемых территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В случае приостановления операций по счетам, указанным в настоящем пункте, на основании представлений территориальных органов Федерального казначейства кредитная организация осуществляет перевод остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет по указанию территориальных органов Федерального казначейства, направивших соответствующие представления о приостановлении операций, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Счета, указанные в настоящем пункте, подлежат закрытию кредитными организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем перевода остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет.

Комментарии к ст. 156 БК РФ

Комментируемая статья предусматривает возможность привлечения кредитных организаций для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

КС РФ в Постановлении от 17.06.2004 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия" признал не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ, поскольку, по смыслу этих положений и исходя из их места в системе бюджетно-правового регулирования, предполагается, что установленный ими порядок обслуживания счетов бюджетов не нарушает финансовую самостоятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также не исключает возможность открывать счета бюджетов в кредитных организациях в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

Как разъяснено в письме Банка России от 13.06.2013 N 107-Т "О внесении изменений в статьи 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации", в случае проведения территориальными органами Федерального казначейства конкурса по отбору кредитных организаций на соответствующей территории и признании этого конкурса состоявшимся, счета, предназначенные для выдачи и зачисления наличных денежных средств организациям, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, открытые в подразделениях Банка России, закрываются в установленном порядке.

Задайте вопрос юристу:

По общему правилу получатели бюджетных средств (в т.ч. казенные учреждения), а также бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им средствами только через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (п. 4 ст. 161 БК РФ, п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).

Согласно ст. 38.2 БК РФ и ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указанные выше ограничения не распространяются на операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ (см. также п. 3 Порядка, утв. приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).

Автономные учреждения вправе осуществлять операции с поступающими им средствами через счета, открываемые в кредитных организациях, в том числе и при осуществлении валютных операций (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица (резиденты) вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено данным законом.

Уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).

Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на открытие получателями бюджетных средств (в т.ч. казенными учреждениями), бюджетными и автономными учреждениями банковских счетов в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций, в частности, для осуществления расчетов с нерезидентами (см., например, письма Минфина России от 06.03.2012 N 03-03-10/21, от 24.06.2013 N 02-13-09/23796, от 03.06.2013 N 02-03-08/20261; п. 2.8.2 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н).

При заключении договоров на открытие валютных банковских счетов организации госсектора осуществляют выбор кредитных организаций на конкурсной основе в установленном порядке.

Порядок оплаты услуг кредитной организации по обслуживанию валютного счета определяется договором банковского счета (ст. ст. 845, 846, 851 ГК РФ).

В некоторых случаях для проведения операций с иностранной валютой учреждение обязано иметь в банке валютный счет.

Например, при направлении сотрудников в служебную командировку за пределы территории РФ суточные выплачиваются в иностранной валюте (п.п. 16, 18 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749; п. 26 Порядка, утв. указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813). Согласно п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ разрешено проведение между резидентами валютных операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Согласно пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа является валютной операцией. Расчеты при осуществлении валютных операций осуществляются юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ (ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И).

Таким образом, сотрудникам, выезжающим в командировку за рубеж, выдача аванса производится в иностранной валюте через кассу учреждения путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке. При этом покупка валюты через банк также предполагает наличие у организации госсектора валютного счета (см. телеграмму Минфина России от 10.12.2013 N 02-06-007/54200, письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23796).

Внимание

Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Бюджетные и казенные учреждения не вправе открывать расчетные счета в кредитных организациях, за исключением случаев, определенных законодательством РФ.

Исходя из прямых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) казенные и бюджетные учреждения не могут открывать расчетные счета в кредитных организациях. В то же время законодательством предусмотрены ряд исключений, предполагающих наличие у организации государственного сектора таких счетов.

Согласно п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в силу положений Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем нормативными актами предусмотрены исключения, позволяющие в некоторых случаях открывать банковские счета, например:

- получение средств плательщиков при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей;

- учреждение является головным исполнителем (исполнителем) в рамках контрактов по гособоронзаказу и осуществляет расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках;

- для расчетов в случае, если учреждение находится за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.

Вместе с тем в исключительных ситуациях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством также могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации. Так, случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.

Кроме того, казенные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами (смотрите, в частности, ст. 38.2 БК РФ; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования, могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (смотрите, в частности, п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).

Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (смотрите, например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).

Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли бюджетное учреждение открыть расчетный счет в коммерческом банке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Может ли бюджетное учреждение открыть расчетный счет в коммерческом банке

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2002 N 67-Г02-1
Заявление о признании недействующими и не подлежащими применению некоторых положений Закона Новосибирской области N 57-ОЗ "Об уполномоченных банках администрации области" удовлетворено правомерно, так как оспариваемые положения противоречат Бюджетному кодексу РФ. В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (ст. 215 БК РФ).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Может ли бюджетное учреждение открыть расчетный счет в коммерческом банке

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Приостановление операций по расчетному счету: на что нужно обратить внимание автономному учреждению?
(Сурков А.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 8) На основании п. 11 ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ наблюдательный совет дает заключение по предложениям руководителя учреждения о выборе кредитных организаций, в которых учреждение может открыть банковские счета. После рассмотрения заключения наблюдательного совета руководитель учреждения принимает итоговое решение об открытии счета в кредитной организации. (Рассматривать процедуру открытия автономными учреждениями расчетных счетов в коммерческих банках мы не будем.)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Перспективы расчетного обслуживания АУ в коммерческих банках
(Орлова О.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2021, N 1) Вероятно, Казначейство будет стремиться к переводу всех средств АУ на казначейские счета в целях увеличения доходов от размещения средств единого казначейского счета. На основании перечисленных обстоятельств предполагаем, что в ближайшем будущем автономные учреждения сохранят за собой привилегию вести расчетные операции через коммерческие банки, но, возможно, эту привилегию придется отстаивать.

О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов см. Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ.
О решениях Правительства РФ, вносящих изменения в объемы распределения бюджетных ассигнований, утвержденных данным документом,

Статья 19. Особенности обслуживания в 2020 году Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса

1. Установить, что учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы:

1) обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;

2) обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) проводят операции по приему наличных денежных средств в валюте Российской Федерации от организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), и по обеспечению указанных организаций наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации;

4) оказывают услуги Федеральному казначейству и его территориальным органам по изготовлению экземпляров распоряжений на бумажном носителе;

5) оказывают услуги по переводу денежных средств с применением телеграфной технологии территориальным органам Федерального казначейства.

3. Установить, что Центральный банк Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках денежных средств на указанных счетах на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, в валюте Российской Федерации, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) федеральным казенным учреждениям и федеральным бюджетным учреждениям;

2) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

3) получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) для учета операций со средствами, поступающими в их временное распоряжение;

4) казенным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным казенным учреждениям) и бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям);

5) органам управления государственными внебюджетными фондами для учета средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) получателям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов для учета средств, поступающих в их временное распоряжение.

4. При установлении факта незакрытия в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях счетов, указанных в части 3 настоящей статьи, открытых с нарушением федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, операции по ним подлежат приостановлению на основании направляемых в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций.

5. Установить, что Публичное акционерное общество "Сбербанк России" и Банк ВТБ (публичное акционерное общество) обслуживают счета Федерального казначейства в иностранных валютах, открытые ему для проведения валютных операций со средствами федерального бюджета (средствами, предоставленными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета), средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, осуществляемых участниками бюджетного процесса, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства.

6. Установить, что Центральный банк Российской Федерации представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках денежных средств на указанных счетах по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) органам управления государственными внебюджетными фондами;

3) получателям средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям;

5) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;

6) государственным корпорациям (компаниям).

7. Информация, предусмотренная частью 6 настоящей статьи, не представляется Центральным банком Российской Федерации в отношении счетов, информация о которых представляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

8. При наличии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях указанных в части 3 настоящей статьи счетов ликвидированных организаций, которые не были ими закрыты, соответствующие учреждения Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации осуществляют закрытие данных счетов и перечисляют на основании своих распоряжений остатки денежных средств с этих счетов в доход соответствующего бюджета.

9. Счета, предназначенные для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям организациями, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), подлежат открытию территориальными органами Федерального казначейства в банках, включенных в перечень банков, предусмотренный пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: