Может ли центральный банк россии продавать иностранным кредитным организациям драгоценные металлы

Обновлено: 16.06.2024

Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков – членов АРБ по вопросу о применении Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – Указ № 95).

В связи с этим у банков возникли следующие вопросы, требующие оперативного разъяснения:

1. Требования Указа № 95 в части исполнения обязательств резидента перед нерезидентом (по кредитам и займам, финансовым инструментам), включают обязательства как в российских рублях, так и в иностранной валюте?

2. Будет ли верным применять требования Указа № 95 в случае, если страна регистрации нерезидента – контрагента по сделке отсутствует в перечне стран 1 (далее – Перечень стран), утвержденном распоряжением Правительства Российской

3. Может ли банк отказать в приеме заявления об открытии счета типа «С»? Если может, то в каких случаях?

5. Какие сведения/документы относительно нерезидента должны предоставляться резидентом одновременно с заявлением на открытие счета типа «С»?

6. Какие сведения/документы должны быть предоставлены нерезидентом одновременно с заявлением об использовании денежных средств, находящихся на счете типа «С»? Верно ли полагать, что при списании денежных средств с банковского счета типа «С» лицо, уполномоченное распоряжаться денежными средствами, устанавливается в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»?

7. Кто должен информировать банк о смене кредитора в случае, если права по договору займа были переуступлены после открытия счета типа «С»? Какие сведения/документы должны быть предоставлены в таком случае?

9. Верно ли, что Указ № 95 не распространяется на международные компании (ни как к должникам, ни как к иностранным кредиторам), которые не находятся под контролем лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия?

10. Предусмотрено ли открытие счета типа «С» на имя третьего лица-нерезидента, в пользу которого уступаются права требования по договору займа?

11. Может ли счет типа «С» быть открыт на имя нерезидента, который не имеет ИНН и (или) КИО?

13. Необходимо ли заключение договора банковского счета для открытия счета типа «С» (если необходимо, то с кем?)? Или для открытия счета будет достаточно подачи только заявления об открытии счета, подписанного резидентом?

14. Обязана ли российская кредитная организация для исполнения своих обязательств перед иностранными кредиторами открывать счета типа «С» в НРД или кредитная организация вправе открыть такие счета у себя?

16. Каким образом необходимо провести процедуру идентификации иностранного кредитора, на имя которого открывается счет типа «С»?

Распространяются ли требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на случаи открытия счета типа «С»? Кого должна идентифицировать кредитная организация: банк, обратившийся за открытием счета типа «С», или иностранного кредитора (что представляется затруднительным для исполнения в полном объеме с учетом текущих обстоятельств)?

17. Необходимо ли открытие и использование счета типа «С», предусмотренного Указом № 95, для проведения операций по перечислению юридическим лицом – резидентом дивидендов в пользу нерезидента (резидента недружественного иностранного государства), в т. ч. в российских рублях на счет в российском банке?

18. Верно ли полагать, что депозитарию в отношении всех новых клиентов – иностранных кредиторов необходимо при открытии счетов депо также присваивать тип счета «С»?

19. Следует ли толковать пункт 1 Указа № 95 таким образом, что в понятие «финансовых инструментов» включаются только ценные бумаги и производные финансовые инструменты (или толкование должно быть более широким, чтобы охватывать документарные аккредитивы, резервные аккредитивы, независимые гарантии, поручительства, факторинг, межбанковские и клиентские конверсионные операции, операции с драгоценными металлами, иное финансирование)?

20. Для исключения лица из числа лиц недружественных иностранных государств согласно подпункту «а» пункта 12 Указа № 95 необходимо, в том числе, чтобы исключаемое лицо находилось под контролем российских юридических или физических лиц.

Может ли контролирующее физическое лицо быть признано российским, если:

– у него одновременно имеется российское гражданство и гражданство недружественного иностранного государства;
– у него одновременно имеется российское гражданство и гражданство иностранного государства, не являющегося недружественным;
– российский гражданин постоянно проживает в недружественном или ином иностранном государстве?

21. Для исключения лица из числа лиц недружественных иностранных государств согласно пункту 12 Указа № 95 необходимо, в том числе, чтобы исключаемое лицо находилось под контролем российских юридических или физических лиц (подпункт «а» пункта 12 Указа № 95). При отсутствии бенефициарных владельцев юридического лица в качестве бенефициарного владельца указывается единоличный исполнительный орган (руководитель). Достаточно ли указания руководителя в качестве бенефициарного владельца юридического лица для выполнения требования подпункта «а» пункта 12 Указа № 95 при условии, что руководитель является российским лицом (российским гражданином и резидентом)?

22. Согласно пункту 2 Указа № 95 установленный им порядок распространяется на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн рублей в календарный месяц, или в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1-е число каждого месяца. В связи с этим требует разъяснения следующий вопрос: данный порядок распространяется на исполнение одного обязательства должника или может распространяться на исполнение нескольких обязательств перед одним иностранным кредитором, суммарный размер которых превышает вышеуказанную сумму?

23. Верно ли полагать, что операции по списанию, предусмотренные режимом счета типа «С», могут осуществляться кредиторами без ограничений (оплата налогов/сборов, приобретение облигаций федерального займа, выплата неустойки и т.д.), за исключением случаев, когда необходимость получения разрешения прямо предусмотрена режимом счета?

24. Могут ли на денежные средства, находящиеся на счете типа «С», быть наложены ограничения или взыскания со стороны государственных органов?

25. Обязана ли кредитная организация контролировать зачисления на счета типа «С» и вправе ли она отказать в зачислении денежных средств, если выявлено, что средства зачисляются не в связи с исполнением обязательств, предусмотренных пунктом 1 Указа № 95.

26. Пунктом 10 Указа № 95 Банку России предоставлены полномочия по определению иного порядка исполнения должниками обязательств, названных в пункте 1 Указа № 95. В какие сроки Банк России планирует реализовать указанные полномочия?

27. Верно ли полагать, что расчеты по сделке (операции), влекущей прекращение права собственности лица – резидента недружественного государства на ценные бумаги при их отчуждении по сделке купли-продажи с российским резидентом могут быть осуществлены в иностранной валюте без получения разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, т. к. российский резидент – покупатель ценных бумаг не подпадает под определение «должника» по смыслу пункта 1 Указа № 95?

28. Верно ли полагать, что Указ № 95 не распространяется на счета № 30606 «Средства клиентов-нерезидентов по брокерским операциям с финансовыми и другими активами», открываемые кредитными организациями в соответствии с требованиями Положение Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» и на указанные счета не распространяется режим специального брокерского счета типа «С»?

29. Верно ли полагать, что операции лица – резидента недружественного государства по распоряжению остатками денежных средств (в рублях и/или иностранной валюте) на счетах № 30606 «Средства клиентов-нерезидентов по брокерским операциям с финансовыми и другими активами», возникших до 05.03.2022, осуществляются без ограничений?

В связи с изложенным просим Вас, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, высказать позицию Банка России по вышеуказанным вопросам о применении Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации по вопросам применения действующих нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.

С уважением,
Президент
Г. А. Тосунян

1 Недружественные иностранные государства/ иностранные государства, совершающие недружественные действия.


Исп.: Хабарова М. С., тел.: 8 (495) 691-81-21;
Кинсбурская В. А., тел.: 8 (495) 691-50-53

Статья 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим кредитный рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень кредитных рейтинговых агентств и осуществляющих в соответствии со своим личным законом рейтинговую деятельность иностранных кредитных рейтинговых агентств, кредитные рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных уровней соответствующих кредитных рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 13.10.2008 N 171-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 317-ФЗ, от 01.04.2020 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России. Банк России также вправе открывать и вести корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков в российских рублях, осуществлять переводы денежных средств по поручениям иностранных центральных (национальных) банков по их счетам.

(часть третья в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.02.2011 N 10-ФЗ)

Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, финансирования выплат возмещений по вкладам, осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банков или урегулированию обязательств банков и в иных целях Банк России вправе по решению Совета директоров предоставлять государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" кредиты без обеспечения на срок до пяти лет. Совет директоров Банка России может принять решение о продлении на срок до пяти лет кредита без обеспечения, предоставленного государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

(часть пятая введена Федеральным законом от 02.12.2013 N 335-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 01.05.2017 N 84-ФЗ, от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 ч. 6 ст. 46 утрачивает силу (ФЗ от 18.03.2020 N 50-ФЗ).

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения Совета директоров вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) открытому акционерному обществу "Сбербанк России", соответствующие требованиям статьи 25.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в размере, не превышающем размера собственных средств (капитала) Сбербанка России на 1 января 2015 года, размер процентной ставки по которым определяется в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

(часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 451-ФЗ)

Банк России в целях предупреждения возникновения ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, вправе:

1) заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

2) заключать с лицами, осуществляющими функции центрального контрагента (кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями), соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким лицам часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с участниками клиринга, у которых была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 167-ФЗ)

Условия соглашений о компенсации части убытков (расходов), период, в течение которого заключаются такие соглашения, круг кредитных организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, с которыми заключаются такие соглашения, и критерии их отбора определяются Советом директоров. Информация об условиях соглашений о компенсации части убытков (расходов), о периоде, в течение которого заключаются такие соглашения, круге кредитных организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, с которыми заключаются такие соглашения, критериях их отбора и типовая форма соглашения публикуются в "Вестнике Банка России".

(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 167-ФЗ)

Для приобретения активов страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, Банк России вправе по решению Совета директоров предоставлять Управляющей компании кредиты без обеспечения на срок до пяти лет. Совет директоров Банка России может принять решение о продлении на срок до пяти лет кредита без обеспечения, предоставленного Управляющей компании.

(часть девятая введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 87-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

Статья 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

ГАРАНТ:

О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России см. Указание Банка России от 10 августа 2012 г. N 2861-У

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 12 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 97-ФЗ

1.1) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим кредитный рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень кредитных рейтинговых агентств и осуществляющих в соответствии со своим личным законом рейтинговую деятельность иностранных кредитных рейтинговых агентств, кредитные рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных уровней соответствующих кредитных рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

ГАРАНТ:

О предоставлении Банком России кредитов без обеспечения кредитным организациям см. Указание Банка России от 23 апреля 2014 г. N 3239-У

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

ГАРАНТ:

О порядке взаимодействия структурных подразделений Банка России при проведении операций купли-продажи иностранной валюты на валютных биржах РФ см. Положение Банка России от 26 ноября 2002 г. N 204-П

О типовой форме Договора об общих условиях осуществления сделок купли-продажи долларов США на внутреннем валютном рынке РФ см. Указание Банка России от 18 марта 2002 г. N 1123-У

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

ГАРАНТ:

О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории РФ см. Указание Банка России от 1 июля 2009 г. N 2255-У

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

ГАРАНТ:

См. Указание Банка России от 12 февраля 2019 г. N 5071-У "О правилах проведения кассового обслуживания Банком России кредитных организаций и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями"

О порядке проведения Банком России депозитных операций см. информационное письмо Банка России от 28 марта 2018 г. N ИН-01-20/16

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России. Банк России также вправе открывать и вести корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков в российских рублях, осуществлять переводы денежных средств по поручениям иностранных центральных (национальных) банков по их счетам.

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

ГАРАНТ:

О порядке передачи Банком России монет из недрагоценных металлов кредитным организациям - резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, см. Указание Банка России от 16 января 2015 г. N 3534-У

О порядке выдачи Банком России памятных и инвестиционных монет кредитным организациям-резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, см. Указание Банка России от 21 июня 2013 г. N 3020-У

Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, финансирования выплат возмещений по вкладам, осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банков или урегулированию обязательств банков и в иных целях Банк России вправе по решению Совета директоров предоставлять государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" кредиты без обеспечения на срок до пяти лет. Совет директоров Банка России может принять решение о продлении на срок до пяти лет кредита без обеспечения, предоставленного государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения Совета директоров вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) открытому акционерному обществу "Сбербанк России", соответствующие требованиям статьи 25.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в размере, не превышающем размера собственных средств (капитала) Сбербанка России на 1 января 2015 года, размер процентной ставки по которым определяется в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Банк России в целях предупреждения возникновения ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, вправе:

1) заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

2) заключать с лицами, осуществляющими функции центрального контрагента (кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями), соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким лицам часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с участниками клиринга, у которых была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности.

Условия соглашений о компенсации части убытков (расходов), период, в течение которого заключаются такие соглашения, круг кредитных организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, с которыми заключаются такие соглашения, и критерии их отбора определяются Советом директоров. Информация об условиях соглашений о компенсации части убытков (расходов), о периоде, в течение которого заключаются такие соглашения, круге кредитных организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, с которыми заключаются такие соглашения, критериях их отбора и типовая форма соглашения публикуются в "Вестнике Банка России".

Для приобретения активов страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, Банк России вправе по решению Совета директоров предоставлять Управляющей компании кредиты без обеспечения на срок до пяти лет. Совет директоров Банка России может принять решение о продлении на срок до пяти лет кредита без обеспечения, предоставленного Управляющей компании.

от 7 октября 1998 года N 376-У

О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации

(с изменениями на 30 ноября 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 3 февраля 2020 года на основании
указания Банка России от 22 января 2020 года N 5393-У
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях совершенствования механизма оформления сделок купли-продажи драгоценных металлов устанавливается следующий порядок их совершения.

1. Банк России вправе заключать сделки купли-продажи драгоценных металлов с кредитной организацией в соответствии с Генеральным соглашением об общих условиях совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории Российской Федерации (далее - Генеральное соглашение) (приложение 1).

2. Для заключения Генерального соглашения кредитная организация направляет в Департамент иностранных операций Банка России (далее - ДИО) следующий комплект документов:

2.1. Нотариально заверенные:

- копию свидетельства о государственной регистрации (при наличии);

- копию лицензии (разрешения) на совершение операций с драгоценными металлами;

- карточку с образцами подписей и печати уполномоченных лиц кредитной организации;

2.2. Заверенные руководителем и скрепленные печатью кредитной организации:

- копию протокола (выписки из протокола) собрания учредителей (участников), подтверждающего полномочия руководителя кредитной организации;

- доверенности, подтверждающие полномочия лиц от имени кредитной организации заключать сделки купли-продажи, передавать и получать драгоценные металлы.

3. После проверки представленных документов и при отсутствии замечаний ДИО уведомляет кредитную организацию о согласии Банка России заключить Генеральное соглашение.

4. С момента подписания Генерального соглашения стороны вправе совершать сделки купли-продажи драгоценных металлов.

Минимальный размер партии драгоценных металлов по одной сделке купли-продажи с кредитной организацией составляет (абзац дополнительно включен с 19 апреля 2000 года указанием Банка России от 11 апреля 2000 года N 777-У):

- золота - 55 кг (абзац дополнительно включен с 19 апреля 2000 года указанием Банка России от 11 апреля 2000 года N 777-У);

- серебра - 1000 кг (абзац дополнительно включен с 19 апреля 2000 года указанием Банка России от 11 апреля 2000 года N 777-У);

- платины - 25 кг (абзац дополнительно включен с 19 апреля 2000 года указанием Банка России от 11 апреля 2000 года N 777-У);

- палладия - 9 кг (абзац дополнительно включен с 19 апреля 2000 года указанием Банка России от 11 апреля 2000 года N 777-У).

5. С момента вступления в силу настоящего Указания утрачивает силу:

6. Настоящее Указание вступает в силу с момента опубликования его в "Вестнике Банка России".

Первый заместитель
Председателя Банка России
А.А.Козлов

Приложение 1
К Указанию Банка России
"О порядке совершения Банком России
сделок купли-продажи драгоценных
металлов с кредитными организациями
на территории Российской Федерации"
от 7 октября 1998 года N 376-У
(с изменениями на 30 ноября 2000 года)

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ N ____
об общих условиях совершения сделок купли-продажи
драгоценных металлов на территории
Российской Федерации

г. Москва "__" ___________ 199_ г.


Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице
_________________________________________________________________,

действующего на основании ____________________, с одной стороны, и

_________________________________________________________ в лице
(именуемый в дальнейшем Кредитная организация)
_________________________________________________________________,

действующего(ей) на основании _________________, с другой стороны,

именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящее Соглашение о
нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Настоящее Соглашение устанавливает общие условия заключения и исполнения Сторонами сделок купли-продажи драгоценных металлов.

1.2. Действие настоящего Соглашения распространяется на все заключаемые между Сторонами сделки независимо от наличия или отсутствия в тексте документов, связанных с заключением сделок, ссылок на настоящее Соглашение.

2. Основные понятия

Используемые в настоящем Соглашении понятия имеют следующие значения:

Драгоценные металлы - аффинированные драгоценные металлы в слитках российского производства, соответствующие действующим государственным и отраслевым стандартам Российской Федерации или международным стандартам качества.

Сделка - сделка купли-продажи драгоценных металлов с физической поставкой, сторонами которой выступают Банк России и Кредитная организация.

Каналы банковской связи - любые системы электронной связи, посредством которых может быть заключена сделка или передана информация (телекс, факсимильная связь, система СВИФТ, "Рейтер", телефон (с обязательным ведением записи телефонных переговоров) или другой вид связи).

Хранилище - Межрегиональное хранилище Центрального хранилища Банка России.

Дилеры - сотрудники Сторон, уполномоченные совершать сделки по каналам банковской связи в рамках настоящего Соглашения.

Подтверждения сделки - документы, содержащие существенные условия сделки, которыми стороны обмениваются по ее заключении.

Существенные условия сделки:

- цена за один грамм;

- общая масса в лигатуре или общая масса в химической чистоте;

- дата заключения и исполнения сделки.

Акт приема-передачи - документ, подтверждающий прием - передачу драгоценных металлов Хранилищем.

Спецификация - документ, описывающий основные характеристики передаваемых драгоценных металлов.

Документ о качестве драгоценных металлов - документ предприятия-изготовителя, содержащий сведения о соответствии драгоценных металлов действующим в Российской Федерации государственным и отраслевым стандартам или международным стандартам качества на драгоценные металлы в слитках (паспорт, сертификат), или копия этого документа, заверенная печатью и подписью уполномоченного лица Кредитной организации (Банка России).

Рекламационный акт - документ, составляемый на драгоценные металлы, не соответствующие государственным и отраслевым стандартам Российской Федерации или международным стандартам качества, а также в случае несоответствия драгоценных металлов каким-либо существенным условиям заключенной сделки.

3. Общие условия заключения и расторжения сделки

3.1. Стороны заключают сделки по ценам покупки и продажи драгоценных металлов, устанавливаемым Банком России в соответствии с Указанием Банка России "О порядке расчета котировок покупки и продажи Банком России аффинированных драгоценных металлов по операциям с кредитными организациями" от 30 сентября 1999 года N 652-У (с изменениями и дополнениями) (пункт в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2000 года указанием Банка России от 11 апреля 2000 года N 777-У, - см. предыдущую редакцию).

3.2. Пункт исключен с 19 апреля 2000 года указанием Банка России от 11 апреля 2000 года N 777-У. - См. предыдущую редакцию.

3.3. Дилеры Сторон проводят переговоры о существенных условиях сделок по каналам банковской связи и заключают сделки.

3.4. Сделка считается заключенной в момент получения по каналам банковской связи дилером, направившим оферту, ее акцепта.

3.5. Стороны признают тексты документов, полученных путем обмена через системы банковской связи, а также исполненные в простой письменной форме.

3.6. Стороны принимают на себя всю ответственность за действия сотрудников, имеющих доступ к каналам банковской связи.

3.7. Сделка считается расторгнутой:

- по соглашению Сторон, оформленному в письменной форме и подписанному уполномоченными Сторонами лицами;

- в случае неисполнения одной из Сторон обязательств по заключенной сделке в течение 5 рабочих дней.

3.8. В случае расторжения сделки Стороны возвращают друг другу все полученное по сделке.

4. Общие условия исполнения сделки

4.1. Прием-передача драгоценных металлов происходит в Хранилище.

4.2. Прием-передача драгоценных металлов осуществляется материально ответственным лицом Банка России и представителем Кредитной организации, полномочия которого подтверждаются доверенностью.

4.3. Драгоценные металлы принимаются (передаются) одной партией по Спецификациям и Документам о качестве драгоценных металлов путем сплошного визуального контроля слитков, их пересчета, взвешивания каждого слитка и сличения полученных данных с данными сопроводительных документов и требованиями действующих в Российской Федерации государственных и отраслевых стандартов или международных стандартов качества.

4.4. Если при осуществлении приема-передачи партии драгоценных металлов обнаруживается несоответствие части слитков государственным и отраслевым стандартам Российской Федерации или международным стандартам качества, такие слитки признаются бракованными. На них составляется Рекламационный акт, который подписывается лицами, уполномоченными Сторонами осуществлять прием - передачу драгоценных металлов.

4.5. Если при осуществлении приема-передачи партии драгоценных металлов обнаруживается их несоответствие каким-либо существенным условиям заключенной сделки, эти недостатки фиксируются в Рекламационном акте, который подписывается лицами, уполномоченными Сторонами осуществлять прием-передачу драгоценных металлов.

4.6. Покупатель вправе не принимать драгоценные металлы, на которые составлены Рекламационные акты.

4.7. По окончании приема-передачи Стороны составляют два экземпляра Акта приема-передачи на фактически принятые драгоценные металлы.

4.8. Фактические условия сделки, отраженные в Акте приема передачи и не соответствующие существенным условиям заключенной сделки, могут являться основанием для заключения новой сделки. В этом случае Стороны обмениваются Подтверждениями сделки.

5. Сроки получения драгоценных металлов
и их оплаты

5.1. При совершении сделки покупки драгоценных металлов Банком России:

- Кредитная организация в течение трех рабочих дней со дня заключения сделки передает драгоценные металлы в Хранилище;

- Банк России оплачивает стоимость драгоценных металлов, принятых по Акту приема-передачи, в течение трех рабочих дней со дня его подписания путем перечисления денежной суммы на счет Кредитной организации.

5.2. При совершении сделки продажи драгоценных металлов Банком России:

- Кредитная организация оплачивает стоимость драгоценных металлов в течение трех рабочих дней со дня заключения сделки путем перечисления суммы сделки на счет Банка России;

- Банк России в течение трех рабочих дней после зачисления денежной суммы на свой счет передает драгоценные металлы Кредитной организации.

В Ассоциацию российских банков поступают многочисленные вопросы кредитных организаций в связи с письмом Банка России от 23 апреля 2012 года № 29-5-2-5/2921, а также современным состоянием рынка монет из драгоценных металлов.

Кредитные организации выражают обеспокоенность отсутствием на российском рынке инвестиционных монет Банка России (например, золотой и серебряной монеты «Георгий Победоносец»). Анонсированный Банком России тираж золотых монет «Георгий Победоносец» в количестве 500 000 штук в настоящий момент в территориальных учреждениях Банка России отсутствует. Монетная программа Сочи – 2014 (инвестиционные и памятные монеты) в полном объеме находится у Сбербанка России, памятные монеты отпускаются в очень ограниченном, штучном порядке.

Вследствие указанного состояния рынка монет Банка России из драгоценных металлов многие кредитные организации планируют осваивать рынок монет из драгоценных металлов иностранных государств (Камерун, Ниуэ, острова Конго, Соломоновы острова, Виргинские острова, Токелау, острова Кука и др.).

Однако возникает вопрос относительно правового режима сделок с монетами из драгоценных металлов иностранных государств. Если указанные монеты являются законным средством платежа на территории страны своего происхождения, то в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) такие монеты следует считать валютной ценностью. Поэтому использование указанных монет в качестве предмета валютных операций может осуществляться только в соответствии с указанным Законом № 173-ФЗ. Однако в отличие от обычных монет и банкнот иностранных государств монеты иностранных государств из драгоценных металлов используются в обороте не в качестве средства платежа, а в качестве инвестиционного актива. Указанная особенность оборота монет из драгоценных металлов никак не регулируется Законом № 173-ФЗ, в связи с чем на практике постоянно возникают различные вопросы.

Прямые запреты на покупку/продажу монет иностранных государств из драгоценных металлов действующим законодательством не установлены. Информация об эмиссии монет иностранных государств из драгоценных металлов до сведения кредитных организаций не доводится. Отсутствуют и нормативные акты Банка России, регулирующие специальный порядок работы с этими монетами, включая порядок их бухгалтерского учета.

Сложившаяся практика показывает, что большинство кредитных организаций покупает монеты иностранных государств на вторичном рынке. Эти монеты могут быть ввезены на территорию Российской Федерации физическими лицами, которые, находясь за границей, купили их в иностранных банках. При этом у физических лиц, как правило, отсутствуют официальные документы эмиссионных институтов иностранных государств, подтверждающих, что эти монеты являются законным средством платежа.

По указанной причине российские кредитные организации вынуждены получать информацию о том, являются ли конкретные монеты иностранных государств законным средством платежа, как правило, из официальных интернет-ресурсов эмиссионных институтов или в нумизматических изданиях.

Отдельного внимания заслуживает рынок инвестиционных монет иностранных государств, процедура распространения которых не предусматривает наличие рассматриваемого сертификата. Поэтому информацию о том, являются ли эти монеты законным средством платежа, кредитные организации получают только из Интернета.

Кроме того, кредитные организации работают с монетами, у которых отсутствует подтверждение их «платежного статуса», поскольку они вышли из обращения. Операции с такими монетами подлежат налогообложению НДС.

В связи с изложенными проблемами, просим Вас высказать официальную позицию Банка России по следующим вопросам.

1. Вправе ли кредитные организации использовать на вторичном рынке при совершении операций с иностранными монетами из драгоценных металлов сертификат подтверждения их «платежного статуса», выданный на первого распространителя (иностранное юридическое лицо, нумизматическое издание)?

2. Вправе ли кредитные организации, совершающие сделку купли-продажи иностранных монет, требовать от физического лица-продавца сертификат подтверждения «платежного статуса» этих иностранных монет из драгоценных металлов, если он был выдан на имя продавца?

3. Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?

4. Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею инвестиционная иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?

5. Могут ли кредитные организации совершать операции с монетами из драгоценных металлов иностранных государств, Российской Федерации, СССР, которые не являются законным средством платежа?

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения действующего законодательства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: