Можно ли мусульманам работать в банке и выдавать кредиты

Обновлено: 28.04.2024

Существует такое мнение, что проценты являются харамом только в случае, когда они начисляются одним человеком, а не целой организацией. Дозволено ли брать кредит под проценты не у отдельного человека, а в соответствующей финансовой структуре?

Данное мнение ложно. Оно всецело противоречит словам Всевышнего в Коране: «Аллах сделал дозволенной торговлю и запретил проценты» («Аль-Бакара» , 275); «Искореняет Аллах процент и поощряет милостыню» («Аль-Бакара» , 276); «О вы, которые уверовали! Не живите за счет лихвы, удвоенной или многократной, бойтесь Аллаха, и, быть может, вы преуспеете» («Али Имран» , 130).

Получение процентов считается большим грехом в Исламе. Ростовщичество запрещено в любом случае вне зависимости от того, кем и кому выплачиваются проценты. Более того, чем больше людей задействовано в ростовщической финансовой системе, тем более вред от этого разлагающего человечество явления увеличивается.

Насколько я знаю им нельзя быть ростовщиками.

И, наверно, связываться с ростовщиками и им подобными.

Кстати, слышал, что некоторые старообрядцы в долг никогда не берут. И в долг не дают. Если дают, то в подарок.

"Раб Аллаха" и "кредит" - понятия взаимоисключаемые.

Ты когда нибудь слышал, что бы рабочий или колхозница в ссср брали кредиты?
Ты можешь себе представить, как деревенский пастух приходит в банк что бы взять кредит на ремонт своего личного сарая или забора, для покупки дров на зиму или комбикормов?

Вот и тут все тоже самое.
Неприведигосподи, нищий муслим возьмет в банке кредит и купит себе жену или трех овец и почувствует себя человеком.

Вонючий, уродоевый и не доделаный евреи! Иди баран свою курицу по праздникам еби чтобы бог тебе твои грехи простил

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

2.281 (о лихве) Те, которые жадны к лихве, воскреснут такими, какими воскреснут те, которых обезумил сатана своим прикосновением. Это будет им за то, что они говорят: « лихва то же что прибыль в торговле» . Но Бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил. Тот, к кому придёт это наставление, и он будет воздержен, тому будет за то снисхождение: деятельность его пред Богом. А те, которые обратятся к прежнему, - те будут страдальцами в огне, в нём они останутся вечно.

2.282 Бог выводит из употребления лихву, но лишшую силу даёт милостыням. Бог не любит ни одного нечестивца, ни одного законопреступника. Верующим, делающим доброе, совершающим молитвы, дающим очистительную милостыню, - им награда от Господа их; им не будет страха, они не будут в печали.

2.283 Верующие, бойтесь Бога и оставьте то, что достаётся вам лихвой, если вы верующие.

2.284 Если не сделаете того, то знайте, что у Бога и посланника Его война с вами. Но если вы покаетесь, то в ваших руках останется капитал. Не обижайте других и сами не будете обижены.

2.285 Если он человек, отягощённый бедностью, то ждать, когда его состояние улучшиться; но обращения вами долга в милостыню будет лучше для вас, если бы вы знали.

2.286 Бойтесь дня, в который вы будете возвращены к Богу: тогда каждой душе сполна отплатится за то, что приобрела она себе, и ни одна из них не будет обижена.

2.289 Во власти Бога, что на небесах и что на земле: обнаруживаете ли то, что в душе вашей, или скрываете то, в том Бог потребует отчёта от вас. Он простит, кому захочет, и накажет, кого захочет: Бог всемогущ.

Асаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. В первую очередь хочется поблагодарить всех за этот великолепный сайт. Мне хочется совершить какую-нибудь крупную покупку (купить квартиру, автомобиль). Понятно, что нужную для этого сумму быстро не скопишь. Подскажите какой-нибудь разрешенный вариант хранения денег. Хранить деньги дома я не могу, поскольку это небезопасно, а если заведу банковский депозит, это будет ростовщительством. И как поступают подобных случаях семьи (особенно молодые) в исламских странах? На одном из сайтов я прочитал, что заводить депозиты можно, но только потом проценты с них нужно отдавать как закят.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

На Ваш вопрос отвечает д-р Музаммиль Сиддик: «Рост (риба) в исламе запрещен. Поскольку беспроцентных банков на Западе нет, нам разрешено пользоваться обычными банками. Согласно фатвам многих ученых, выплачиваемые этими банками проценты необходимо снимать [со счета] и раздавать на благотворительность, а не использовать для себя или выплачивать в качестве закята. Ин ша Аллах, Вы получите награду от Аллаха за то, что не используете проценты с Ваших денег».

Вот что добавляет д-р Монзер Кахф: "Шариат устанавливает такие правила, касающиеся средств, вложенных в процентные банки:

1. Проценты, выплачиваемые обычными банками, – это однозначно риба, запрещенная Кораном. В 1965 г. это было подтверждено Академией исламских исследований при университете Аль-Азхар, а в 1985 г. (решением № 10 на пленарной сессии в 1406 г. по хиджре) – Академией исламского фикха при Организации исламской конференции.

2. Мусульмане должны заботиться о том, чтобы все [финансовые] операции с их участием не шли вразрез с Шариатом независимо от того, как их соблюдает другая сторона. Иными словами, мы можем сотрудничать с мусульманами, которые придерживаются Шариата, мусульманами, которые не придерживаются Шариата, и немусульманами, если сама операция не противоречит нормам Шариата. Следовательно, с процентными банками сотрудничать разрешено, если операции [проводимые мусульманами при участии таких банков] не противоречат Шариату. Следовательно, разрешено открыть беспроцентный счет, переводить деньги, менять валюту и т.д.

3. Однако любая операция, игнорирующая запрет на ростовщичество, является харамом, где бы она ни осуществлялась – в обычных банках мусульманских или немусульманских стран.

4. На подобные запреты влияет правило Шариата об облегчении трудностей, в особенности если исламских банков нет; если они есть, но берут больше денег за свои операции; если они настолько неэффективны, что мусульмане (клиенты) только тратят на них время; если они не занимаются осуществлением крупных операций. Это правило Шариата особенно важно для той категории людей, которые желают качественного удовлетворения своих потребностей.

5. Проблемы, возникающие при упомянутых в 4 пункте обстоятельствах, следует решать с минимальным отхождением от закона. Так, если человеку приходится иметь дело с процентами в обычных банках, он должен снизить их до минимума. Это означает, что если человек имеет возможность иметь лишь процентный депозит, нужно минимизировать его [держать на нем минимально необходимую сумму денег].

6. Если мусульманин получает проценты, как упомянуто в 4 пункте, или же если он получил проценты, но раскаивается и сожалеет об этом и т.д, полученные таким образом проценты не становятся, согласно Шариату, его собственностью, и он должен от них избавиться. В принципе, их нужно вернуть тому, кто их дал. Но этот принцип не применим к обычным банкам как в мусульманских, так и в немусульманских странах, поскольку владелец банка будет использовать эти деньги для укрепления позиций банка через расширение процентного кредитования и, соответственно, для роста своей прибыли. Кроме того, Вы, как мусульманин, поставите себя в дурацкое положение, поскольку согласно законам, которые очевидно не соотносятся с Шариатом, вам добровольно отдает деньги банкир, который занимается харамом. Следовательно, эти заработанные проценты необходимо рассматривать как харамные деньги, владелец которых неизвестен. Вы поэтому должны избавиться от них, потратив их на мусульманскую благотворительность, отдав бедным и нуждающимся либо тем, кто сражается за себя или свою землю".

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].

Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).

К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.

Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе

Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:

«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);

«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);

«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);

«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].

Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.

На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?

Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.

Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.

Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.

Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.

[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.

[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.

В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).

[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.

Ассаляму алейкум! Известно, что работа в банке запретна для мусульман, но я хотел бы знать причину этого запрета. И еще, какая работа лучше всего подходит мусульманам, в частности женщинам?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.


Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный день. Амин.


Традиционные банки — это учреждения, занимающиеся риба (ростовщичеством). Согласно достоверному хадису, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял того, кто берет в рост, кто его платит, и того, кто записывает такой договор, и тех, кто при этом присутствует. Этот хадис четко заявляет о запрете на любую работу, которая имеет отношение к ростовщической деятельности, будь то в банках или других учреждениях. Поэтому многие ученые утверждают, что мусульманам запрещено работать в традиционных банках — даже в качестве водителя автомобиля или клерка, — поскольку эти учреждения занимаются ростовщичеством, и их основной доход основан на ростовщичестве.


Однако другая группа ученых утверждает, что если мусульманин избегает прямого контакта с ростовщическими контрактами, и его работа не имеет отношения к ростовщическим сделкам банка, он может там работать, потому что в таком случае он получит свою зарплату за дозволенную работу.


В ответ на этот аргумент первая группа ученых возражает что без помощи таких лиц банк не сможет беспрепятственно вести свою деятельность. Другими словами, такая работа, хотя и дозволенная в принципе, является неотъемлемой частью банковской деятельности и способствует процветанию и развитию банка.


Аллах Всемогущий говорит:


„Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании“ (Коран, 5:2).


В целом, женщине-мусульманке лучше оставаться дома, ведь Господь говорит:


„Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику“ (Коран, 33:33).


Хотя это предписание адресовано женам пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), все мусульманки обязаны брать с них пример. Однако женщина может выйти на работу, если она будет соблюдать следующие условия:

1. Она действительно нуждается в работе, чтобы заработать на жизнь. Если такой нужды нет, то в обществе должна быть потребность в ее профессии, и поэтому она может работать ради общественных интересов.

2. Работа должна соответствовать ее физиологии и психологии.

3. Она должна соблюдать исламский кодекс поведения и одеваться как подобает мусульманке.

4. По возможности не следует пересекаться с мужчинами, но если это необходимо, то допускается — при условии соблюдения мусульманкой шариатских норм в поведении и одежде.

5. Работа не должна требовать от нее поездок без сопровождения махрама.

6. Работа не должна отвлекать женщину от ухода за детьми, заботы о доме и выполнения ее семейных обязанностей.

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Дозволено ли работать в банке ?

Ассаляму алейкум, братья! Вопрос такой - дозволено ли работать в банке, если работа не связана непосредственно с банковской деятельностью? Человеку предложили работать программистом в банке, то есть просто заниматься его программным обеспечением. Можно ли принять такое предложение ?

Ва алеикумус-салям! Сточки зрения шариата такая должность рассматривается как непосредственная банковская деятельность. И значит ему не разрешается работать в тех банковских учреждениях, где занимаются неразрешёнными банковскими делами. В противном случае он содействует с ними в грехе. Всевышний Аллах сказал: [Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании].Сура Трапеза, аят 2.

Любая работа связанная с банковскими делами, так или иначе считается непосредственной работой у них. Если работа в банке второстепенная, то в этом случае, как говорят некоторые учёные, нежелательно там работать. Второстепенной же работой является, например подача кофе, чая и т.д. или очистка и подметание помещений, ремонт электричества.

Муслима писал(а): Человеку предложили работать программистом в банке, то есть просто заниматься его программным обеспечением. Можно ли принять такое предложение ?

И сразу нашел ответ.
Мне предложили такую работу в банке, у меня не было возможности задать вопрос знающим людям, и поэтому я отказался.
Значит я не зря отказался!
Спасибо, братья!

Дозволено ли работать в банке ?

Ассаламу аллейкум, а можно ли работать Например не банке а в дочерней компании банка но она занимаеться не финансами а каким то дозволенным продуктом?Я имею виду к примеру СБербанк у него на сегодняшний день много продуктов, могу ли я работать программистом в коммпании которая пренадлежит сберу но выпускает дозволенный продукт?

Кто сейчас на конференции

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: