Можно ли мусульманину пользоваться кредитной картой

Обновлено: 25.04.2024

Ассаляму алейкум! Известно, что работа в банке запретна для мусульман, но я хотел бы знать причину этого запрета. И еще, какая работа лучше всего подходит мусульманам, в частности женщинам?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.


Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный день. Амин.


Традиционные банки — это учреждения, занимающиеся риба (ростовщичеством). Согласно достоверному хадису, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял того, кто берет в рост, кто его платит, и того, кто записывает такой договор, и тех, кто при этом присутствует. Этот хадис четко заявляет о запрете на любую работу, которая имеет отношение к ростовщической деятельности, будь то в банках или других учреждениях. Поэтому многие ученые утверждают, что мусульманам запрещено работать в традиционных банках — даже в качестве водителя автомобиля или клерка, — поскольку эти учреждения занимаются ростовщичеством, и их основной доход основан на ростовщичестве.


Однако другая группа ученых утверждает, что если мусульманин избегает прямого контакта с ростовщическими контрактами, и его работа не имеет отношения к ростовщическим сделкам банка, он может там работать, потому что в таком случае он получит свою зарплату за дозволенную работу.


В ответ на этот аргумент первая группа ученых возражает что без помощи таких лиц банк не сможет беспрепятственно вести свою деятельность. Другими словами, такая работа, хотя и дозволенная в принципе, является неотъемлемой частью банковской деятельности и способствует процветанию и развитию банка.


Аллах Всемогущий говорит:


„Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании“ (Коран, 5:2).


В целом, женщине-мусульманке лучше оставаться дома, ведь Господь говорит:


„Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику“ (Коран, 33:33).


Хотя это предписание адресовано женам пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), все мусульманки обязаны брать с них пример. Однако женщина может выйти на работу, если она будет соблюдать следующие условия:

1. Она действительно нуждается в работе, чтобы заработать на жизнь. Если такой нужды нет, то в обществе должна быть потребность в ее профессии, и поэтому она может работать ради общественных интересов.

2. Работа должна соответствовать ее физиологии и психологии.

3. Она должна соблюдать исламский кодекс поведения и одеваться как подобает мусульманке.

4. По возможности не следует пересекаться с мужчинами, но если это необходимо, то допускается — при условии соблюдения мусульманкой шариатских норм в поведении и одежде.

5. Работа не должна требовать от нее поездок без сопровождения махрама.

6. Работа не должна отвлекать женщину от ухода за детьми, заботы о доме и выполнения ее семейных обязанностей.

Вопрос: Салямалейкум! Один мой друг сказал мне, что в исламе запрещается пользоваться кредитной картой. Как только я упомянул, что в этом нет ничего плохого, пока не платишь за проценты, он дал следующий аргумент: в момент подписания договора с кредитной компанией человек принимает на себя ответственность, что если он не в состоянии расплачиваться в определенное время, он платит процент по сумме задолженности. Таким образом, человек подписывается на выплату процентов, так как не знает, в какой ситуации он окажется в будущем, которое известно одному Аллаху, или же человек имеет намерение платить проценты при не лучшем стечении обстоятельств. Учитывая тот факт, что все наши действия оцениваются, исходя из намерений, следовательно, если человек имеет намерение платить проценты в случае неудачного исхода, он может заплатить проценты в будущем.

Ответ: Вагалейкум ассалям! Доводы вашего друга небезосновательны, так как кредитные карты представляют собой сделку, основанную на выплате процентов, и человек в случае неудачного исхода становится стороной выплаты процента. Даже если мусульманин приобретает кредитную карту только для пользования в беспроцентный период и не намеревается нарушать его, он никогда не знает, какая ситуация сложиться в будущем, и может впасть в грех. К тому же, с кредитной картой в кармане у человека создается ощущение, что у него есть сумма денег, которую он может потратить в любой момент, тем самым он лишь подвергает себя искушению. Для верующего будет лучше, воздержаться от подобного. Следовательно, к дозволенным относятся те кредитные карты, которые не связаны с начислением процентов.

В любой непонятной ситуации о дозволенности и запрещенности существует прекрасный хадис, исходя из которого каждый сам принимает решение: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям».

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно.

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно.

Каково отношение правоверных к банковской системе? Могут ли мусульмане пользоваться услугами банков - получать в финансово-кредитных учреждениях ссуды, открывать счета, покупать акции, играть на фондовых биржах? Как относится к подобным вещам Шариат?

В основе банковской системы лежит получение прибыли за счет процентов или риба. Риба бывает двух видов.

Первый вид – так называемая, «риба насия» имеет в виду просроченные долги, увеличением срока просрочки возрастает и сама сумма долга . Этот вид риба был распространен во времена джахилии и имел особо извращенный и жестокий характер. О степени ее недозволенности есть упоминание и в Благородном Коране.

Второй вид носит название «риба фадль». О том насколько запретно и недозволенно ее использование раскрывается в риваятах, которые были переданы из уст Губадату ибн ас-Самитом и Абу Сагидом аль-Худри.

Известно высказывание Абу Сагида: «Не обменивайте один дирхем на два дирхема, так как есть вероятность впасть в риба». Использование риба фадль недопустимо потому как она является ступенью к применению риба насия. Некоторый оттенок сомнения в использовании риба фадль вносит утверждение ряда сахаба и таби’инов таких, как хазрати Абдуллах ибн Умара (есть риваят о том, что впоследствии он отказался от своих слов) ибн Аббаса (сомнительно, что он пересмотрел свой взгляд) Усама ибн Зейд, Ибн аз-Зубейр, Зейд ибн Аркам, Сагид ибн аль-Мусайиб, Горва ибн аз-Зубейр о том, что данный вид риба допустимо в использовании. Основанием для их этого утверждения служит следующий благородный хадис, «риба возможна лишь в том случае, когда некая сумма выдается на определенный срок» . Этот хадис упоминается в в двух книгах «Сахих», которые переданы Усамой ибн Зейдом.

Заметим, что если бы недозволенность риба-фадль была упомянута в Коране, то это служило бы веским доводом и не оставляло бы места к различным противоречивым мнениям. Проценты начисляются на сумму и недозволенность-харам риба фадль становится очевидной. Когда возникает потребность в средствах и клиент вынужден прибегнуть пользованию услугами банка, Шариат допускает применение риба-фадль.

Извлечение процентов-прибыли из банковских услуг, когда клиент ввиду того, что вынужден воспользоваться средствами банка, но, не переступая черту, за которой наступает риба-насия будет полезно. Однако отличить эту тонкую грань способны лишь лица, имеющие специальное образование и соответствующий опыт.

Вполне допустимо, когда процентная система банка не причиняет урон заемщику и с точки зрения Шариата разрешается пользование услугами этого банка, несмотря на то, что большинство улемов считают использование риба – недозволенным деянием. Рассматривая вопрос о извлечении прибыли из ссужаемой суммы, хукмы Шариата ставят целью предостережение и предупреждение правоверных от недозволенного и порицаемого в Исламе.

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно. Якобы народы, не пользующиеся преимуществами риба, лишены возможности интеллектуального и экономического развития.

Однако эти утверждения лживы по своей сути. Ведь в том случае, когда все народы, отказавшись от риба, примутся добиваться прибыли естественным образом (извлекая ее из торговли, промышленности и земледелия) и поддерживая неимущих не прибегая к риба, их жизнь станет прекрасной и будет строиться на милосердии, взаимопомощи и доверии, благодаря чему они достигнут больших высот. Арабский мир достиг своего высшего могущества и процветания когда исламское общество не знало что такое риба. Запрет ее со стороны Ислама позволило культурному возрождению народа, достижению им благоденствия. Потому что Шариат позволяет человечеству корректировать свои деяния в этой жизни и достойно готовиться к предстоящей, воспитывать и поправлять свой нафс.

Прошли те времена, когда какой-либо народ или отдельная нация имели возможность жить обособленно. В настоящее время весь мир представляет из себя рынок, а мусульмане вынуждены вступать в торгово-экономические отношения со странами, в которых экономика и финансы находятся в прямой зависимости от риба. Так что количество народов и стран, которые не могут вступить в торговые, финансовые взаимоотношения, чтобы избежать процентной политики банков, сведено к минимуму. Естественно, тот человек, который способен обойтись без услуг со стороны банковских структур, без начисленных ими процентов, должен сторониться всего этого. В противном случае не следует терять свое место в рыночных отношениях, свертывать свой бизнес и терпеть крах.

В этом случае необходимо придерживаться следующего правила: «По мере разумной необходимости в разумных пределах запретное возможно на некоторое время превращается в дозволенное – халяль» . Суть данной проблемы подробно раскрывается в благородных аятах и хадисах, в изречениях исламских правоведов и ученых. (прим.: касаясь вопросов риба, следует заметить что во времена издания данного журнала проблемы получения кредита в банке и открытия счета с целью накопления средств еще не были досконально изучены. И только за прошедший век мусульманские ученые, изучив опыт деятельности банковской сферы пришли к единому мнению о том, что и получение процентов с сумм, и выдача кредитов, безусловно, запретно и является харамом. Сие деяние отражается разрушительным образом на экономике государства и превращает простых людей в рабов в финансовом отношении).

Асаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. В первую очередь хочется поблагодарить всех за этот великолепный сайт. Мне хочется совершить какую-нибудь крупную покупку (купить квартиру, автомобиль). Понятно, что нужную для этого сумму быстро не скопишь. Подскажите какой-нибудь разрешенный вариант хранения денег. Хранить деньги дома я не могу, поскольку это небезопасно, а если заведу банковский депозит, это будет ростовщительством. И как поступают подобных случаях семьи (особенно молодые) в исламских странах? На одном из сайтов я прочитал, что заводить депозиты можно, но только потом проценты с них нужно отдавать как закят.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

На Ваш вопрос отвечает д-р Музаммиль Сиддик: «Рост (риба) в исламе запрещен. Поскольку беспроцентных банков на Западе нет, нам разрешено пользоваться обычными банками. Согласно фатвам многих ученых, выплачиваемые этими банками проценты необходимо снимать [со счета] и раздавать на благотворительность, а не использовать для себя или выплачивать в качестве закята. Ин ша Аллах, Вы получите награду от Аллаха за то, что не используете проценты с Ваших денег».

Вот что добавляет д-р Монзер Кахф: "Шариат устанавливает такие правила, касающиеся средств, вложенных в процентные банки:

1. Проценты, выплачиваемые обычными банками, – это однозначно риба, запрещенная Кораном. В 1965 г. это было подтверждено Академией исламских исследований при университете Аль-Азхар, а в 1985 г. (решением № 10 на пленарной сессии в 1406 г. по хиджре) – Академией исламского фикха при Организации исламской конференции.

2. Мусульмане должны заботиться о том, чтобы все [финансовые] операции с их участием не шли вразрез с Шариатом независимо от того, как их соблюдает другая сторона. Иными словами, мы можем сотрудничать с мусульманами, которые придерживаются Шариата, мусульманами, которые не придерживаются Шариата, и немусульманами, если сама операция не противоречит нормам Шариата. Следовательно, с процентными банками сотрудничать разрешено, если операции [проводимые мусульманами при участии таких банков] не противоречат Шариату. Следовательно, разрешено открыть беспроцентный счет, переводить деньги, менять валюту и т.д.

3. Однако любая операция, игнорирующая запрет на ростовщичество, является харамом, где бы она ни осуществлялась – в обычных банках мусульманских или немусульманских стран.

4. На подобные запреты влияет правило Шариата об облегчении трудностей, в особенности если исламских банков нет; если они есть, но берут больше денег за свои операции; если они настолько неэффективны, что мусульмане (клиенты) только тратят на них время; если они не занимаются осуществлением крупных операций. Это правило Шариата особенно важно для той категории людей, которые желают качественного удовлетворения своих потребностей.

5. Проблемы, возникающие при упомянутых в 4 пункте обстоятельствах, следует решать с минимальным отхождением от закона. Так, если человеку приходится иметь дело с процентами в обычных банках, он должен снизить их до минимума. Это означает, что если человек имеет возможность иметь лишь процентный депозит, нужно минимизировать его [держать на нем минимально необходимую сумму денег].

6. Если мусульманин получает проценты, как упомянуто в 4 пункте, или же если он получил проценты, но раскаивается и сожалеет об этом и т.д, полученные таким образом проценты не становятся, согласно Шариату, его собственностью, и он должен от них избавиться. В принципе, их нужно вернуть тому, кто их дал. Но этот принцип не применим к обычным банкам как в мусульманских, так и в немусульманских странах, поскольку владелец банка будет использовать эти деньги для укрепления позиций банка через расширение процентного кредитования и, соответственно, для роста своей прибыли. Кроме того, Вы, как мусульманин, поставите себя в дурацкое положение, поскольку согласно законам, которые очевидно не соотносятся с Шариатом, вам добровольно отдает деньги банкир, который занимается харамом. Следовательно, эти заработанные проценты необходимо рассматривать как харамные деньги, владелец которых неизвестен. Вы поэтому должны избавиться от них, потратив их на мусульманскую благотворительность, отдав бедным и нуждающимся либо тем, кто сражается за себя или свою землю".

Ассаляму алейкум! Я хотел бы узнать, можно ли использовать кредитную карту, если затем вносить оплату сразу и не выплачивать проценты? Или это все равно запрещено? Джазакумуллах хайран!

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Если Вы точно уверены в том, что можете использовать кредитную карту без выплаты процентов, Вы можете ее использовать.

На Ваш вопрос отвечает шейх Монзер Кахф:

«Кредитная карта — новое изобретение, и ученые-мусульмане определяют ее как гарантию, предоставленную эмитентом продавцу, который ее принимает, или как перевод долга должником другой стороне — эмитенту. Следовательно, это относится к области допустимых транзакций.
Однако тут существуют две проблемы: одна для эмитента, а другая — для пользователя. Они связаны с тем фактом, что в контракте пользования кредиткой обычно прописывается возможность удержания процентов, если платеж задерживается, и если денежные средства изымаются. Выпуск карты с таким условием процента недопустим в шариате, и исламские банки не могут выдавать такие карты.

Получение кредитной карты и использование ее — это не одно и то же, особенно учитывая, что она весьма удобна и иногда даже необходима. Например, в большинстве стран вы не можете забронировать номер в отеле, арендовать автомобиль или вообще зарезервировать что-либо без кредитной карты.

Обратите внимание, что условие процента не является основным в кредитной карте: имеются определенные „если“, то есть условие вступает в силу, если вы не внесете платеж в течение определенного времени. Мы, конечно же, хотели бы, чтобы условие взимания процентов вообще не включалось в контракт, но, к сожалению, в большинстве стран нет исламских банков, выпускающих такие карточки, а там, где они есть, такие карточки зачастую ограничены по охвату и использованию.

Другими словами, получая такую карту, Вы не подписываете ссудный договор с процентами, а подписываете договор, который дает Вам право выбора — выплачивать проценты или нет. Следовательно, если Вы точно знаете, что можете использовать такую карту не выплачивая проценты, то Вы делаете предложение о проценте бесполезным, и Вам будет разрешено подписать такой договор и использовать кредитную карту».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: