Налоговые и кредитные льготы

Обновлено: 25.04.2024

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые льготы для физических лиц

Наличие налоговых льгот, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, является действенным экономическим фактором, стимулирующим со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка. Они позволяют существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения. В соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в настоящее время действуют две налоговые льготы для физических лиц: во-первых, невключение в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц сумм, полученных от продажи квартир, в части, не превышающей пятитысячекратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и, во-вторых, исключение из совокупного налогооблагаемого дохода сумм, направленных на новое строительство или приобретение жилья, в пределах пятитысячекратного установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за 3-летний период, а также сумм, направленных физическими лицами на погашение кредитов, полученных ими на указанные цели, и процентов по ним.

Ограничение льготы по исключению сумм, направляемых на погашение кредитов и процентов по ним, 3-летним сроком является сдерживающим фактором в вопросе увеличения сроков ипотечного кредитования.

Ипотечное кредитование способствует повышению налоговой дисциплины граждан, так как одним из основных требований банков при выдаче ипотечных кредитов является официальное документальное подтверждение платежеспособности заемщика, в том числе и путем предъявления налоговой декларации (справки из налоговых органов об уплате налогов). Таким образом, широкое распространение ипотечного кредитования будет способствовать повышению сбора налогов за счет более полного декларирования физическими лицами своих доходов, увеличения объемов сделок, расширения налогооблагаемой базы, что позволит не только компенсировать потери от налоговой льготы, но и обеспечить прирост налоговых сборов.

Учитывая изложенное, необходимо внести изменения в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в части:

увеличения размера предоставляемой физическим лицам льготы по подоходному налогу до двадцатитысячекратного установленного законом минимального размера оплаты труда и увеличения срока, на который предоставляется льгота для лиц, получивших кредит на строительство или приобретение жилья, на весь период погашения кредита;

увеличения размера не включаемых в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц денежных средств, полученных от продажи квартир и жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, до двадцатитысячекратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

Чтобы выбраться из кризиса после коронавируса, правительство облегчает жизнь бизнесу и людям, предлагая разные льготы по налогам и кредитам. Разобрались, какие налоговые послабления получат физические лица в 2020 году

Фото: stevepb / Pixabay

Когда пандемия коронавируса дошла до России и правительство ввело карантин, многие люди и бизнесы лишились доходов. Для того чтобы облегчить жизнь в это время и помочь пострадавшим, государство предоставило множество льгот, субсидий и налоговых отсрочек как юридическим, так и физическим лицам. В этой статье мы поговорим про льготы по налогам для физических лиц.

Фото:РБК Quote

Но перед этим стоит напомнить, что большинство мер поддержки предназначено для бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сферах, максимально пострадавших от коронавируса, и числятся в реестре МСП. Попадает ли ваш бизнес в такую отрасль, можно проверить по основному коду ОКВЭД. Этот код можно найти в постановлении Правительства РФ от 3 апреля № 434. А на сайте ФНС можно автоматически проверить по ИНН, полагаются ли вашему бизнесу отсрочки или рассрочки по оплате налогов, а также страховых взносов.

Отсрочка для подачи декларации 3-НДФЛ

А теперь вернемся к физическим лицам. Для начала, согласно НК РФ, физические лица обязаны самостоятельно декларировать свой доход с помощью декларации 3-НДФЛ. Чтобы это сделать, нужно заполнить документы на сайте ФНС России, используя личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.

По просьбе РБК Quote глава НДФЛ Гуру Алексей Вашук рассказал подробно, в каких случаях человек обязан самостоятельно уплатить налог государству с помощью 3-НДФЛ.

Доходы от продажи имущества

Если человек получил недвижимость в наследство и владеет ею менее трех лет, то в случае ее продажи придется заплатить 13% налога. Чтобы избежать налога, нужно владеть недвижимостью не менее пяти лет. Любопытный факт: валюта с точки зрения Налогового кодекса является имуществом.

Если человек покупает и продает валюту через обменник или за рубежом через иностранного брокера или банк, то обязательно нужно задекларировать операции и уплатить налог. Нарушение грозит штрафом и уголовной ответственностью. Стоит отметить, что из-за курсовой разницы можно получить убыток. В таком случае Налоговый кодекс позволяет на этот убыток уменьшить налоговую базу.

Доходы от сдачи имущества в аренду

Если человек сдает имущество в аренду, то с этого дохода он должен рассчитать и уплатить налог. Раньше такие доходы не всегда и не везде декларировались, потому что у ФНС не было необходимой связки с банками. Сейчас все регулярные поступления отслеживаются. А если недовольный сосед заявит, что в соседней квартире кто-то живет, для этого должно быть основание или договор.

Доходы от источников за пределами РФ

Сюда входят доходы, полученные по авторским договорам, различные гонорары и заработная плата, полученная от иностранной компании. А еще — доходы от сдачи в аренду зарубежной недвижимости, если она оформлена на физическое лицо.

Учет доходов из-за рубежа самый сложный и трудозатратный. Все поступающие доходы необходимо пересчитать по курсу ЦБ на дату их поступления, а также произвести расчет налога к доплате на территории России в случае уплаты налога в странах, с которыми у нас заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Подача декларации для владельцев зарубежных брокерских счетов усугубляется тем, что такой расчет содержит сотни, а порой и тысячи операций покупки и продажи акций, облигаций, опционов и других финансовых инструментов. Такие расчеты требуют определенной квалификации и понимания нюансов учета инвестиционных инструментов.

С 2020 года ужесточилось законодательство для владельцев иностранных брокерских счетов. Теперь резиденты и граждане РФ должны уведомлять ФНС об открытии брокерских счетов и движении денежных средств по ним. Поэтому многие инвесторы стараются выйти из тени, заплатить налоги и спать спокойно.

Иные доходы

Сюда относят доходы от акций, облигаций, ПИФов и других активов российского финансового рынка, которые подлежат обязательному декларированию. Но здесь все просто, так как ваш банк или брокер, скорее всего, является налоговым агентом и декларирует все доходы за вас, а также уплачивает налог.

Хотелось бы отметить, что инвесторы, которые получили дивиденды по зарубежным акциям через российских брокеров, должны самостоятельно подавать декларацию. Некоторые банки в мобильных приложениях предлагают купить иностранные акции. Но при получении дивидендов по ним брокер не является налоговым агентом.

Фото:uforms.ru для РБК Quote

«Чтобы посчитать, сколько человек должен заплатить налогов, нужно правильно рассчитать налоговую базу, — поясняет Алексей Вашук. — Для физических лиц применяется кассовый метод. Берутся все поступления на счет, вычитаются все траты, сопровождающие получение такого дохода, и от полученного финансового результата исчисляется процентная ставка налога».

«Но будьте внимательны, — предупреждает Вашук. — Подача декларации — это одно, а уплата налогов — другое. Несмотря на отсрочку по подаче декларации, дата, до которой нужно заплатить сам налог, осталась прежней — не позднее 15 июля 2020 года. Вышла довольно странная ситуация, в которой налог нужно заплатить раньше, чем подать декларацию. То есть, по сути, никакой отсрочки мы не получили».

Налоговые льготы для самозанятых

А вот самозанятым правительство обещает полностью вернуть налог, который они заплатили за 2019 год. В постановлении Правительства РФ N 783 от 29 мая 2020 года написаны правила предоставления субсидий из федерального бюджета физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям в 2020 году, которые уплачивали в 2019 году налог на профессиональный доход.

Чтобы получить эту субсидию, понадобится только приложение «Мой налог.» Там нужно будет указать банковскую карту, на которую вы хотите получить деньги. Далее ФНС самостоятельно сформирует реестр и направит рассчитанные средства в банк для распределения. Субсидию можно получить один раз в 2020 году. Также всем самозанятым правительство предоставит дополнительный налоговый капитал — ₽12 130. Вывести на карту эти деньги нельзя, но на эту сумму можно уменьшить налог в 2020 году.

Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее

Такая мера позволит инвесторам сохранить налоговый вычет, который они в противном случае потеряли бы. Ранее стало известно, что власти разрабатывают механизм перевода активов с ИИС другому брокеру без потери льгот

Фото: Shutterstock

В Госдуме обсуждается законопроект, позволяющий инвесторам иметь одновременно несколько индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) в рамках единого налогового вычета. Об этом сообщил «Коммерсанту» президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев.

По словам Тимофеева, в комитете Госдумы по финансовому рынку обсуждался законопроект о разрешении владельцам ИИС, которые пострадали при переводе активов между брокерами, иметь более одного такого счета. При этом глава комитета Анатолий Аксаков уточнил, что документ «находится на согласовании с правительством и экспертами».

Президент НАУФОР уточнил, что принятие закона позволит открыть в 2022 году новый ИИС только тем инвесторам, которым пришлось перевести активы с одного счета на другой из-за наложенных на брокера санкций. Это позволит клиентам брокеров сохранить право на налоговый вычет, которое в ином случае могло бы быть утрачено.

Проблема с сохранением налоговых льгот появилась, когда подпавшие под блокирующие санкции США банки и брокеры были вынуждены перевести иностранные ценные бумаги своих клиентов на счета других профучастников. Сейчас для сохранения налоговых льгот инвестору нужно открыть ИИС у другого брокера и перевести на него полностью все активы, которые учтены на ИИС, а не только иностранные. По закону ИИС может быть только один, поэтому договор о ведении ИИС со старым брокером нужно прекратить в течение месяца.

У ИИС есть два типа налогового вычета — А и Б. Тип вычета А позволяет вернуть 13% от суммы, которую внесли на ИИС в течение года. По условиям, сумма, от которой будут рассчитаны эти 13%, не может превышать ₽400 тыс.

Тип вычета Б освобождает прибыль инвестора от налога. То есть доход, заработанный с торговли ценными бумагами, освобождается от НДФЛ. При этом у вычета типа Б нет никаких ограничений в сумме льготы.

Получение налоговых вычетов по ИИС возможно при условии, что средства на нем лежат не менее трех лет. Если закрыть счет раньше или вывести с него средства, вычет придется вернуть.

Ранее издание Frank Media сообщило, что Минфин вместе с ЦБ подготовил изменения в Налоговый кодекс, которые позволят инвестору сохранить налоговый вычет при переводе активов с индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) другому российскому брокеру. В Минфине изданию подтвердили, что сейчас «прорабатываются технические варианты перевода активов без потери льгот».

Узнайте о возможностях нашего Каталога в телеграм-канале «РБК Инвестиций»

Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее

Власти предложили упростить требования для ИТ-компаний, претендующих на налоговые льготы, — это позволит увеличить число участников налогового маневра. Но как будут компенсированы выпадающие ₽20 млрд из бюджета, пока не ясно

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Минцифры предложило упростить критерии для получения льгот в рамках налогового маневра: на участие в нем смогут претендовать аккредитованные ИТ-компании с долей доходов от ИТ-деятельности в размере 70% и без ограничений по численности персонала. Это следует из разработанного министерством совместно с Минфином проекта поправок в Налоговый кодекс (оформлены в виде законопроекта «О внесении изменений в законодательство России о налогах и сборах», копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник). В понедельник, 23 мая, инициативу одобрила Комиссия правительства по законопроектной деятельности, рассказал собеседник РБК.

Проектом также предлагается расширить состав доходов, которые могут учитываться при расчете 70-процентной доли: это реализация разработанных компанией экземпляров компьютерных программ или баз данных, передача исключительных прав на них, предоставление к ним удаленного доступа через интернет, оказание услуг по разработке или модификации программ или баз данных, по их установке, тестированию и сопровождению, по разработке программно-аппаратных комплексов и др.

Фото:Сергей Ермохин / ТАСС

Документ разработан в соответствии с планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Расширение действующих льгот приведет к сокращению доходов бюджета на 20,3 млрд руб., из которых 13 млрд руб. составит недополученный налог на прибыль и 7,3 млрд руб. — страховые взносы. За счет чего планируется компенсировать эту сумму, в документе не говорится.

Представитель Минцифры сообщил, что они вместе с Минфином разрабатывали поправки в Налоговый кодекс в рамках исполнения указа президента России о мерах поддержки ИТ от 2 марта этого года. «Соответствующий законопроект в установленном порядке внесен Минфином в правительство в апреле», — сказал он. РБК направил запрос в Минфин и правительство.

Что сейчас предполагает налоговый маневр

Изменения, получившие неофициальное название «налоговый маневр» в ИТ, вступили в силу с 2021 года. Согласно им, ИТ-компании могут претендовать на пониженные страховые взносы (в размере 7,6 вместо 14%) и трехпроцентный налог на прибыль вместо 20%, если соответствуют следующим критериям:

  • не менее 90% доходов получать от разработки софта и баз данных;
  • иметь госаккредитацию как организация, осуществляющая деятельность в области ИТ;
  • иметь штат из семи и более сотрудников.

Чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета, была отменена действовавшая ранее нулевая ставка НДС при продаже программного обеспечения. Льготу сохранили только для компаний, чьи продукты включены в реестр отечественного ПО.

Зачем менять критерии

Фото: Michael Short / Getty Images

Осторожные инновации: почему Google избегает революционных разработок

Фото: Andyfang / Twitter

Сооснователь DoorDash: отличной идеи недостаточно для создания бизнеса

Фото: Jamie Squire / Getty Images

Как не оставить наследников ни с чем при переезде и релокации бизнеса

Фото: Spencer Platt / Getty Images

40% в год — уже норма: как живет Аргентина в условиях рекордной инфляции

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку

Почему обвалились продажи NFT

Фото: Carl Court / Getty Images

Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать

Фото: Pexels

Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики

Директор практики оказания налоговых услуг предприятиям в области связи, информационных технологий и СМИ компании «Технологии Доверия» Василий Голованов считает снижение порога по квалифицированным ИТ-доходам с 90 до 70% «долгожданной мерой», которая «должна поддержать ИТ-отрасль в текущих условиях». «Снижение порога до 70% совсем не означает, что не ИТ-компании смогут воспользоваться льготой. Такой порог даст возможность ИТ-компаниям не ограничивать себя только в осуществлении квалифицированной деятельности, но и вести иные сопутствующие виды деятельности», — указал Голованов. Например, разработчик игр получает основной доход от лицензирования программного обеспечения, а также от рекламы внутри игр, что являлось сопутствующим доходом.

«Исторически компании для сохранения льгот были вынуждены зачастую отказываться от дополнительных рекламных контрактов, чтобы уложиться в соотношение 90/10. С расширением порога таких ограничений не будет», — отметил эксперт. Кроме того, по его словам, появятся новые возможности для компаний, разрабатывающих программно-аппаратные комплексы. До сих пор многим из них приходилось отказываться от льгот, потому что над софтом и «железом» для этих комплексов работали единые команды, пояснил Голованов. Либо нужно было осуществлять этот единый вид деятельности в двух юрлицах: одно — для разработки софта, которое подпадало под ИТ-льготы, и другое — для «железа», которое не подпадало.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Критерий порога по численности сотрудников, по его словам, на практике был важен только для компаний на уровне первых дней жизнедеятельности стартапа, и его отмена «позволит совсем маленьким компаниям также претендовать на ИТ-льготы, что исключительно важно на этапе запуска проекта».

Глава АНО «Цифровая культура» Иван Бегтин считает, что российские компании выиграют от новых критериев, так как список тех, кто попадет под налоговый маневр, увеличится, особенно это касается системных интеграторов. «Связано это с тем, что у многих интеграторов есть лицензии на строительство, например, Центров обработки данных (ЦОДов), которые формально не попадают под ИТ-деятельность. Снижение порога выручки от ИТ-деятельности поможет таким компаниям», — объяснил Бегтин. В то же время он опасается, что Минцифры вводит такие меры в экстренном порядке, не успев проанализировать эффект от уже имеющихся льгот для ИТ-отрасли, из-за чего могут возникнуть «непредвиденные последствия, которые на данном этапе трудно предугадать».

Фото:Владислав Шатило / РБК

Директор департамента налогов и права «Делойт и Туш» Эмиль Бабуров оценил поправки в Налоговый кодекс как «позитивные», поскольку компании смогут более гибко управлять структурой своих доходов для получения льгот. В то же время он считает, что количество претендентов на льготы расширится, но «несущественно», так как многие уже «выстроили или адаптировали свои корпоративные структуры» так, чтобы подходить по объявленным ранее критериям.

В начале мая группа «М.Видео-Эльдорадо» объявила о том, что на базе купленного группой в 2021 году провайдера финтех-сервисов «Директ Кредит» создает собственную ИТ-компанию — «М.Тех». Ранее подобную реструктуризацию ИТ-бизнеса провели «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «Почта России» и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: