Основной нормативный акт закрепляющий основные положения государственного кредита рф

Обновлено: 28.04.2024

Государственный долг – это обязательства, возникающие в результате государственных займов, принятых на себя Российской Федерацией, а также принятые на себя Российской Федерацией обязательства третьих лиц.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включающие начисленные по ним проценты, которые должны быть выплачены к определенной дате или в определенный срок.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Внешние займы – обязательство государства перед нерезидентами.

Внутренние займы – обязательства государства перед резидентами.

К основным методам управления государственным долгом относятся:

· Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Используется при выплате процентов и погашении внешней части государственного долга.

· Конверсия – это изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплаченного в год государством своим кредиторам.

· Консолидация – это увеличение срока действия ранее выпущенных займов

· Унификация – объединение нескольких займов в один

· Отсрочка – это увеличение срока погашения займа или всех ранее выпущенных займов

· Аннулирование – это списание долговых обязательств сторонами

· Дефолт – это отказ государства от долговых обязательств

1. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ с изменениями и дополнениями от 02.02.2006 № 19-ФЗ

Всего содержит 30 – 59 глав.

Основные главы: Глава 34. Аренда, Глава 36. Безвозмездное пользование, Глава 42. Заем и кредит, Глава 44. Банковский вклад, Глава 45. Банковский счет.

2. Закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

Данный Федеральный закон осуществляет правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

Всего содержит 7 глав.

3. Закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» с изменениями и дополнениями от 23.12.2004 N 173-ФЗ

Данный Федеральный закон определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Всего содержит 16 глав.

Настоящий Федеральный закон определяет понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Всего содержит 7 глав.

5. Закон РФ 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» с изменениями и дополнениями от 30.12.2004 № 216-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет правила к отношениям, возникающим в связи с залогом недвижимого имущества (ипотекой)

Всего содержит 14 глав.

6. Закон РФ 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» с изменениями и дополнениями от 20.08.2004 N 121-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

Всего содержит 8 глав.

7. Закон РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 № 186-ФЗ

Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

Всего содержит 6 глав.

8. Положение ЦБ РФ от 3.10.2000 г. № 122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами»




Настоящее Положение определяет порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций сферы материального производства и прав требований по кредитным договорам организаций

9. Положение ЦБ РФ от 4.08.2003 г. № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг»

Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления Банком России кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, кредитным организациям - резидентам Российской Федерации (банкам, расчетным небанковским кредитным организациям, небанковским кредитным организациям, осуществляющим депозитные и кредитные операции)

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный кредит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Государственный кредит

Судебная практика: Государственный кредит

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 66 "Инвестиционный налоговый кредит" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Уполномоченный государственный орган обратился в суд с иском к налогоплательщику о расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите. Суд удовлетворил требования государственного органа, указав, что налогоплательщиком в нарушение приказа департамента экономического развития Воронежской области от 26.07.2016 N 51-13-09/91-О не представлены договоры залога, или поручительства, или банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению с государственным органом. Кроме того, суд отметил, что налоговым органом на момент заключения дополнительного соглашения в отношении общества осуществлялось производство по делам о налоговых правонарушениях, что является одним из оснований для расторжения договора инвестиционного налогового кредита.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 270.2 "Представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ "В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государственный кредит

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О предложениях по введению нового налога, а также погашению государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам, золотом без взимания процентов по ним.
(Письмо Минфина России от 29.04.2021 N 03-03-07/33202) Вопрос: О предложениях по введению нового налога, а также погашению государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам, золотом без взимания процентов по ним.

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный и муниципальный кредит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Государственный и муниципальный кредит

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 270.2 "Представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ "В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государственный и муниципальный кредит

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Финансовое право: понятие, природа, источники
(Попондопуло В.Ф.)
("Финансовое право", 2020, N 1) Нельзя согласиться с доминирующей в литературе по финансовому праву точкой зрения, сводящей финансовые отношения, как предмет финансового права, к отношениям, возникающим "в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований", трактующей финансовое право в качестве самостоятельной отрасли публичного права, включающего такие институты, как налоговое право, бюджетное право, институт государственных внебюджетных фондов, институт финансов унитарных предприятий, институт государственного и муниципального кредита . В данном случае финансовое право ограничивается только тем, что, по моему мнению, составляет содержание публичного финансового права. Основа финансового права - это частное финансовое право, которое специалистами финансового права в его публично-правовом истолковании почти не исследуется.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) 1) кредитную схему помощи, в том числе компенсацию процентной ставки, а также государственные и муниципальные гарантии по кредитам коммерческих банков под проекты создания и (или) развития малого предпринимательства;

Нормативные акты: Государственный и муниципальный кредит

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 16.04.2022) юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;

О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям

Утратил силу - Федеральный закон от 09.07.99 г. N 159-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Принят Государственной Думой 7 декабря 1994 года Одобрен Советом Федерации 17 декабря 1994 года Статья 1. Государственные внешние заимствования Российской Федерации Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации. Статья 2. Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние (зарубежные) активы Российской Федерации. Статья 3. Договорно-правовая основа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления Российской Федерацией государственных кредитов Государственные внешние заимствования Российской Федерации и предоставление Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляются Правительством Российской Федерации на основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений и гарантий от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Такие договоры и соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), могут также заключаться от имени федеральных органов исполнительной власти или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства Российской Федерации, оформленному в виде его постановления. Статья 4. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией Предельным размером государственных внешних заимствований Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов (займов), указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга Российской Федерации. Предельным размером государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем расходов федерального бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов (займов), указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год. В предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Суммы таких кредитов и заимствований определяются в федеральном законе о федеральном бюджете. Предложения о предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельных размерах государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, вносятся Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную Правительством Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США. Статья 5. Внесение изменений в предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией. Международные договоры о кредитах (займах), подлежащие ратификации Международные договоры и гражданско-правовые соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), выполнение которых требует увеличения предельных размеров, утвержденных согласно статье 4 настоящего Федерального закона, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры. Международный договор о получении или предоставлении государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случае, если: предусмотренный этим договором кредит (заем) не включен в программу, указанную в статье 4 настоящего Федерального закона, а привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США; или исполнение такого договора требует увеличения предельных размеров, утвержденных в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона; ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Статья 6. Единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Порядок учета и регистрации указанных заимствований и государственных кредитов определяется Правительством Российской Федерации. Статья 7. Вступление в силу Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 26 декабря 1994 года N 76-ФЗ


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: